Культурная дипломатия России

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений

Курсовая работа на тему:

"Культурная дипломатия России"

Работа выполнена

Студенткой 3 курса ФМО

Коцур Алесей Владимировной

Научный руководитель:

Ботян Михаил Михайлович

Минск, 2010

Содержание

Введение

1. Роль и проблематика культурной дипломатии в международных отношениях

2. Дипломатическая служба России в области культуры

2.1 Организация дипломатической службы в области культуры

2.2 Основные задачи и принципы работы государственных ведомств в области культуры

3. Основные направления международного культурного сотрудничества России

Заключение

Список литературы

Введение

Хорошо известно, что международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономическими ресурсами, но и его духовно-культурным потенциалом. Не случайно, что пропаганда в зарубежье своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и мелких стран.

Российская культура является неотъемлемой частью глобального культурно-исторического наследия человечества. Уровень взаимопонимания и противостояния российской и мировой культур во многом предопределял светлые и темные стороны в истории отношений России с другими государствами. Вот почему столь важно сохранить преемственность лучших традиций этого многовекового диалога.

Во все времена союз дипломатии и культуры служил национальным интересам России. Так после распада СССР культурная дипломатия с присущим ей специфическим инструментарием форм и методов воздействия на общественное мнение была призвана работать на укрепление международного авторитета страны, ее доброго имени, демонстрировать открытость российского общества, служить свидетельством возрождения России, ее развития в качестве свободного и демократического государства.

Наряду с политикой и экономикой культура сегодня образует классическую триаду факторов, определяющих механизм внешнеполитической деятельности России, и по праву рассматривается неотъемлемой и полноценной частью стратегии действий на международной арене. Более того, новые угрозы и вызовы начала XXI века, масштабные задачи, встающие перед Россией в сфере международных отношений в условиях глобализации, информационной революции и ускорения цивилизационных процессов, не только не умаляют действенность культурной составляющей, но и придают ей дополнительную значимость, открывая культурному сотрудничеству России с зарубежными странами более широкие перспективы.

Важно отметить, что вопросы, связанные с международным культурным сотрудничеством, предполагают затратный финансовый механизм. И Россия, как и другие цивилизованные страны, сознающие свои национальные интересы, прилагает необходимые усилия и, самое главное – выделяет значительные средства для продвижения своей культурной дипломатии. Это направление возведено в разряд высокой государственной задачи. Растущий вес культуры во внешней политике побудил российскую дипломатию ввести во внешнеполитический оборот новое понятие "внешняя культурная политика", которая давно используется во многих странах мира.

Цель данной работы – анализ механизма реализации культурной дипломатии России.

Задачи данной работы:

    определить роль культурной дипломатии в международных отношениях;

    проследить процесс становления и развития культурной дипломатии России в постсоветский период;

    изучить организацию дипломатической службы в области культуры;

    выявить основные задачи и принципы работы государственных ведомств, отвечающих за международное культурное сотрудничество Российской Федерации;

    обозначить основные направления международного культурного сотрудничества России.

Источниковую базу исследования составили различные по характеру документы и материалы. Их можно разделить на несколько групп:

- Дипломатические документы. Решение поставленных задач потребовало изучения текстов ряда международных конвенций, соглашений, постановлений Правительства и федеральных программ: Европейская культурная конвенция 1954 г., Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1997 г., Постановление Правительства Российской Федерации "О Министерстве культуры Российской Федерации" от 2008 г., Федеральная целевая программа "Культура России" на 2006–2010 гг. и др.

- Периодическая печать. В ходе работы были использованы сообщения ведущих российских изданий ("Известия", "Дипломат", "Культура"), касающихся аспектов развития культурной дипломатической деятельности России.

- Статьи. Значительную помощь в изучении вопроса, касающегося культурной дипломатии России, оказали статьи заместителя директора Департамента по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД России Е.А. Шмагина "Культура и дипломатия" и Чрезвычайного и Полномочного Посла, профессора исторических наук МГИМО Е.М. Астахова "Мировая практика культурной дипломатии".

- Интернет-ресурсы. На сайте Министерства культуры Российской Федерации размещены различные дипломатические документы, а также аналитические обзоры культурных мероприятий, проходящих в стране и за рубежом. Также изучались материалы с интернет-сайтов /www.mid.ru/, /www.mgimo.ru/, /www.rus-eu-culture.ru/.

1. Роль и проблематика культурной дипломатии в международных отношениях

Культурная дипломатия – область дипломатической деятельности, связанная с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения основополагающих целей внешней политики государства, создания благоприятного образа страны, популяризации культуры и языков ее народов [2; стр. 353].

Международное общение в сфере культуры имеет не менее древнюю историю, чем в сфере политики и экономики. Оно развивалось стихийно, под воздействием естественной потребности народов приобщиться к опыту и достижениям соседей в области культуры, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, и, равным образом, поделиться собственным культурным ресурсом.

Общепризнано, что в сфере культуры старое не уходит с исторической сцены с приходом нового. Так культура Древней Греции, Древнего Китая и Древнего Египта является на сегодняшний день общечеловеческим достоянием. Значение культуры и культурной дипломатии возрастает с исключительной скоростью. Еще с эпохи Возрождения англичане в Индии и на Ближнем Востоке, немцы в Африке, французы в Индокитае распространяли свою собственную культуру за рубежом в качестве мощного инструмента укрепления торговли, коммерческой деятельности, политического влияния и формирования элит для своих целей. Не удивительно, что сегодня политики придают особое значение тому, какие огромные возможности скрыты в сфере культуры для воздействия на общество, причем не только в собственной стране, но и за ее пределами. Культура стала занимать все более значимое место в международных отношениях, в контактах и обменах под эгидой государства, помогая политике формировать положительный образ своей страны и своего народа, устранять существующие предубеждения, смягчать конфликты, преодолевать вражду и закладывать основы дружбы. Международные исследования доказали, что от культурной политики страны, от имиджа, который она может представить на международной арене, зависит и ее конкурентоспособность в глобализирующемся мире.

Культурная дипломатия является важной составной частью государственной политики страны. Она охватывает культурно-гуманитарную сферу, ориентирована на интеграцию страны в мировое культурное пространство. Разумеется, в разных странах уровень причастности государства к международной культурной деятельности различен. Он зависит от степени развития государства, национальных традиций и культурного потенциала страны, но, прежде всего – от финансовых возможностей государства и его целеустановок в этой сфере [11; стр. 215].

Сложившаяся в мире система координации, стимулирования и организации международной культурной деятельности позволяет выделить следующие задачи, которые решаются с участием министерств иностранных дел, а также других государственных институтов, и могут формулироваться как задачи культурной дипломатии. В их числе:

    ознакомление зарубежной общественности с культурой собственной страны;

    использование культурных обменов и других культурных проектов для повышения престижа и облика страны и создания благоприятных условий для совершенствования сотрудничества в смежных сферах, например, в экономике и политике;

    ознакомление собственной общественности с культурным достоянием других стран;

    содействие научным обменам и сотрудничеству в сфере науки, поддержанию высокого научно-технологического уровня, соответствующего мировым стандартам;

    сотрудничество в сфере спорта, туризма;

    укрепление позиций языка своей страны за рубежом;

    культурное обслуживание соотечественников за рубежом.

При всем национальном своеобразии культуры и культурной дипломатии каждой страны стоящие перед ней задачи в основном укладываются в приведенный выше перечень, хотя решаются они с большими различиями в приемах, методах и с учетом имеющихся ресурсов. Конечно, культурное общение и культурные обмены самоценны. Они обогащают национальные культуры, содействуют интеллектуальному и нравственному совершенствованию человечества. Однако государственная власть зачастую смотрит на культуру в большей степени как на средство повышения своего имиджа, создания благоприятных условий для воздействия на общественное мнение зарубежных стран, внедрения силами культуры определенных взглядов и воззрений, формирования поведенческих стереотипов населения. Нередко инструменты культуры используют для политической демобилизации населения, или наоборот, когда это необходимо, для мобилизации общества вокруг определенных идеологических догматов и политических программ.

С середины прошлого века культурная дипломатия стала все шире использоваться по существу в деструктивных целях, для манипулирования общественным мнением, внедрения в сознание общества выгодных тем или иным политическим силам взглядов и представлений [3; стр. 48].

Нельзя, однако, не видеть, что в наш век абсолютного приоритета узкопонимаемых государственных и национальных интересов, верховенства экономической и военной силы, эгоистических и индивидуалистских начал, падения нравственных и моральных ценностей, религиозной и расовой нетерпимости последней надеждой на спасение мира от глобального конфликта становится межцивилизационный диалог. Диалог, который не может обойтись без культурной дипломатии. Именно дипломатии, а не силового экспорта политических, идеологических и религиозных постулатов.

2. Дипломатическая служба России в области культуры

2.1 Организация дипломатической службы в области культуры

Задача координации международной культурной политики и деятельности в сфере культуры стала особенно актуальной в России после распада Советского Союза. Дело в том, что в СССР вся эта деятельность была строго централизована, находилась под единым управлением Министерства культуры и полностью финансировалась из государственного бюджета. Это позволяло, с одной стороны, иметь полный обзор всего происходящего в сфере культурных обменов, четко планировать, финансировать и контролировать соответствующие мероприятия. Объединение под единым государственным руководством всей международной культурной деятельности страны позволяло маневрировать имеющимися ресурсами и реализовывать крупные культурные программы и мероприятия как за рубежом, так и в СССР. Фестивали, недели и месячники культуры, крупные выставки были нормальным явлением в тот период.

С другой стороны, при такой системе осуществлялся жесткий идеологический контроль, сковывалась инициатива отдельных субъектов культурной деятельности, творческие работники были лишены возможности работать за рубежом и непосредственно приобщаться к опыту и достижениям зарубежной культуры [4; стр. 55].

Распад СССР внес принципиальные изменения в функционирование внешнеполитического механизма по осуществлению международной культурной политики России. В первые годы после "беловежья" основное внимание было отведено решению внутренних политических и экономических задач по слому прежней системы и срочного выстраивания нового режима на основах либерального капитализма. Вопросы же, касающиеся сферы культуры, фактически не рассматривались. В 90-е гг. по сути дела прекратили работу государственные структуры внешней пропаганды и распространения культуры вовне. Да и государство в целом значительно ослабло, исчезла государственная идеология, потерялись общенациональные цели, размылось национальное самосознание [5]. С распадом СССР была ликвидирована государственная монополия на культурную деятельность, а вместе с ней рухнула и вся существовавшая ранее система международных обменов. Произошла децентрализация международного культурного сотрудничества, изменились права собственности, резко сократилось бюджетное финансирование различных культурных проектов. Российское культурное присутствие за рубежом, число крупных престижных для страны мероприятий резко сократилось. Выросла частная активность в гастрольной и выставочной деятельности, финансирование за счет иностранных спонсоров. Однако мероприятия в таком формате не обеспечивали в полной мере интересы государства, поскольку проводились вне рамок государственных программ и не служили задаче повышения культурного престижа страны в целом [2; стр. 361].

В этих условиях функции координации международной культурной деятельности перешли к Министерству иностранных дел России. В основном это касалось организационной работы, согласования планов и программ, выработки и заключения международных договоров. Адекватного поставленным задачам бюджетного финансирования Министерство иностранных дел не получало.

Лишь постепенно ситуация менялась к лучшему, по мере того, как политическое руководство осознавало важность проведения активной культурной дипломатии, а финансовое положение страны стало улучшаться и позволять проведение затратных международных культурных проектов [5].

В системе федеральных органов исполнительной власти МИД России являлось головным органом в области организации международного культурного сотрудничества. На него была возложена одна из важнейших функций по реализации федеральной целевой программы "Культура России".

В соответствии с "Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации" МИД осуществляло контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации в сфере культуры, координировало деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные культурные связи субъектов Федерации [7; стр. 1033]. Предложения о проведении переговоров и других международных мероприятий, а тем более заключение международных договоров межведомственного характера в обязательном порядке согласовывались с МИД России.

Для обсуждения вопросов, связанных с использованием достижений культуры, науки и образования во внешнеполитических интересах России, а также согласования усилий по обеспечению дипломатическими средствами российского культурного присутствия за рубежом при МИД России в апреле 1999 г. был создан Совет деятелей культуры, науки и образования [2; стр. 362]. В соответствии с Положением о Совете, утвержденным Указом Президента от 2004 г., переименован в Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и является консультативным органом, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства [12].

Министерство иностранных дел координировало и по сей день координирует работу российской части другого важного института проведения внешней культурной политики и согласования межгосударственного взаимодействия в сфере культуры – смешанных комиссий, которые создаются на паритетной основе представителями государственных структур России и зарубежных стран. Делается это в соответствии с двусторонними договоренностями и соглашениями о культурном сотрудничестве. В компетенцию смешанных комиссий входит а) подготовка обзоров выполнения действующих правовых документов и выработка новых договоренностей; б) рассмотрение организационных и финансовых вопросов, связанных с практическим осуществлением согласованных обменов в сфере культуры [2; стр. 362].

9 марта 2004 г. было создано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации – федеральное министерство в 2004–2008 гг., осуществлявшее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.

12 мая 2008 г. по Указу Президента Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации было преобразовано в Министерство культуры Российской Федерации. Минкультуры самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит проекты нормативных актов по вопросам культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, архивного дела, международного культурного и информационного сотрудничества, а также межнациональных отношений [8]. Подведомственными органами исполнительной власти при Министерстве культуры Российской Федерации являются Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) и Федеральное архивное агентство (Росархив).

Федеральному архивному агентству непосредственно подчиняются 15 федеральных государственных архивов, Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и одна обслуживающая организация. Основными задачами Федерального архивного агентства являются оказание государственных услуг в области архивного дела; государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации; обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов [15].

Несмотря на то, что головные функции по осуществлению культурной политики России перешли к Министерству культуры, Министерство иностранных дел Российской Федерации продолжает вносить свою немалую лепту в обеспечение присутствия российской культуры за границей, совершенствуя с каждым годом договорно-правовую базу культурного сотрудничества, насчитывающую сегодня многие сотни межправительственных и межведомственных соглашений и программ.

Практической реализацией внешней культурной политики России в Центральном аппарате Министерства иностранных дел, помимо региональных департаментов, занимаются Департамент международных организаций (ДМО) и Департамент по культурным связям и делам ЮНЕСКО (ДКСЮ) [4; стр. 59]. Последний в своей работе опирается на решения Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Руководит ДКСЮ опытный дипломат в ранге посла. Одним из его заместителей является ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В департаменте имеется несколько отделов, которые ведают различными направлениями работы: два территориальных отдела (Европы и стран Америки, Азии и Африки), отдел многостороннего культурного сотрудничества, образовательных и культурных программ ЮНЕСКО, научных программ и общей политики ЮНЕСКО, секретариат междепартаментской рабочей группы по переподготовке менеджеров и управленцев, а также группа по культурным связям с соотечественниками в странах СНГ и дальнем зарубежье. Их главная задача – устанавливать и закреплять контакты как с министерствами и ведомствами Российской Федерации, так и деятелями культуры и искусства зарубежных стран.

Все специалисты, приглашаемые в департамент, обладают соответствующим опытом работы в посольствах или в постпредстве при ЮНЕСКО, разбираются на уровне профессионалов в вопросах международно-правового регулирования проблем культуры и образования. Тем не менее, опыт свидетельствует, что успех реализации программ культурного сотрудничества во многом зависит от личностных качеств работников, их способности налаживать личные контакты и умения заинтересовать партнера конкретными проектами [2; стр. 365].

Департамент согласовывает все инициативы по международному культурному сотрудничеству с другими федеральными ведомствами и учреждениями, организациями и субъектами Российской Федерации, координирует деятельность региональных департаментов, направляет работу посольств, верстает на основе их планов общие планы культурного сотрудничества, контролирует их выполнение, вносит соответствующие коррективы в ходе их реализации. При этом учитывает, что культурные связи должны отражать федеративное устройство Российского государства, представлять Россию как страну с многонациональной культурой [4; стр. 60].

В плане совершенствования и систематизации двусторонних культурных связей сложилась относительно новая практика подписания программ перспективного сотрудничества, которые носят рекомендательный характер. За их подготовку, наравне с посольствами, отвечает ДКСЮ. По форме и содержанию такая программа представляет собой рамочное соглашение, предполагающее создание атмосферы максимального взаимного благоприятствования в проведении культурных мероприятий на территории государств, подписавших этот документ. В частности, речь может идти об установлении льготных таможенных и налоговых условий, ускорении визовых формальностей, оказании содействия в подборе импресарио и продюсеров, привлечении спонсоров и т.д. [11; стр. 271]

Особая роль в разработке и проведении внешней культурной политики принадлежит российским посольствам за рубежом, которые являются одним из важнейших звеньев в механизме осуществления двусторонних культурных связей. В соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации основная задача дипломатического представительства в сфере культуры заключается в "обеспечении дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государствами пребывания в культурной области". Руководит культурной работой посольства посол. Направления работы и ее формы вырабатывает Совет посольства по культуре, в который входят представители культурных учреждений, работающих с Россией, сотрудники посольства [14]. Реализует решения Совета аппарат культурного атташе.

На должности культурных атташе, как правило, приглашают дипломатов, имеющих длительный опыт работы в данной стране или регионе, наработавших обширные связи, хорошо знающих специфику, традиции, обычаи и культурные особенности страны пребывания. При подборе кадров ориентируются на людей, обладающих определенными организаторскими и менеджерскими способностями. На эту работу приходят дипслужащие-страноведы, в карьере которых должность атташе по культуре является важным этапом, во многом подготавливающих их переход на самые высшие ступени дипломатической службы [2; стр. 366]. В больших посольствах культурные атташе занимают должности советника, в средних – 1-го секретаря [14].

Высокий профессионализм существенно облегчает решение служебных обязанностей. А они достаточно обширны: атташе поддерживает постоянные контакты с культурными ведомствами, учреждениями, организациями, деятелями культуры страны пребывания; руководит подготовкой и реализацией двусторонних программ, составлением культурных планов; готовит правовую базу культурных связей; участвует в поиске источников финансирования совместных проектов; рекомендует импресарио, которые могли бы проводить гастрольную деятельность наших артистов или организацию выставок, т.е. занимается живой и серьезной повседневной работой в рамках своего дипломатического статуса. От качественного уровня ее исполнения и эффективности в значительной степени зависит объем и формы культурного присутствия России в стране пребывания.

Непременным залогом и предпосылкой успеха этой работы является также наличие тесных личных контактов дипломатических служащих с участниками культурных обменов (российскими и зарубежными) как по линии государственных, так и общественных или частных структур. Важное место в ней должны занимать партнерские связи с объединениями соотечественников, обществами дружбы и другими организациями, имеющими цель стимулировать культурное сотрудничество с Российской Федерацией [2; стр. 366].

Таким образом, используя специфический инструментарий дипломатических форм и методов, культурная дипломатия содействует достижению основополагающих целей внешней политики России. Повышение ее эффективности напрямую зависит от квалификации и культурного уровня тех людей, которые заняты культурной дипломатией, от увеличения государственной поддержки культуры в целом, в том числе политической и финансовой.

2.2 Основные задачи и принципы работы государственных ведомств в области культуры

В концентрированном виде эти задачи сформулированы в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в 2008 г. Во главу угла ставится доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о позициях государства по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях в сфере культуры, а также достижениях российской культуры, науки и интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, благоприятного отношения к стране за границей.

В феврале 2001 г. на уровне Министерства иностранных дел Российской Федерации был утвержден нормативный документ "Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами".

В этом документе отмечается, что культуре принадлежит особая роль в реализации внешнеполитической стратегии России. "Место и авторитет российского государства в мире определяется не только его политическим весом и экономическим ресурсом, но и культурным достоянием народов Российской Федерации. Выражая духовную самобытность нации, российская культура одновременно олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и представляет собой часть глобального культурно-исторического наследия человечества [7; стр. 1033]".

Стержневая задача внешней культурной политики России заключается в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с иностранными государствами, развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, наращивании участия страны в системе международного культурного сотрудничества. При этом российское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в России, должны способствовать утверждению за страной достойного, сообразного ее истории, геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой сцене [9].

Другим приоритетом внешней политики России является оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам за рубежом, прежде всего в сохранении ими своей культурной, этнической и языковой самобытности, защите прав и свобод российских граждан и русскоязычного населения иностранных государств. В этих целях устанавливаются тесные связи с русскими землячествами и другими общественными объединениями соотечественников. Их цель – координация с ними конкретных мер по защите их законных интересов [5].

Культурные связи могут и должны быть фактором противодействия попыткам возвести новые разделительные линии между народами и государствами, нейтрализации антироссийских стереотипов. Должны быть направлены на создание атмосферы наибольшего благоприятствования для развития всей палитры межгосударственных отношений. В определенном смысле это защитительная функция, введенная с учетом реального положения, когда недружественные России силы продолжают пропагандистскую войну против нее, пытаются повлиять на ее внутреннее развитие, используя, в том числе, инструменты культурной дипломатии. При этом применяются и такие методы, как ограничения использования русского языка в своих странах даже в тех случаях, когда русский язык является родным для значительной части населения [10]. Основу связей в области культуры составляют организуемые при государственной поддержке или на коммерческой базе артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы обеспечивают стабильный международный спрос на выступления российских мастеров. Их концерты проходят при переполненных залах и имеют высочайший международный рейтинг. Они работают с известнейшими концертными агентствами и уже особо не зависят от поддержки государства. На российских исполнителей работает их высокий авторитет, они же работают на авторитет России. Особое внимание уделяется молодым исполнителям. Важную роль здесь играют такие международные музыкальные конкурсы, как конкурс имени Чайковского, имени Рахманинова, конкурс юных пианистов имени Шопена, вокалистов имени Глинки и др.; а также деятельность таких спонсорских организаций, как "Новые имена", отбирающих и продвигающих талантливых молодых исполнителей с самого юного возраста [4; стр. 62]. В этом им активно помогают Министерство культуры России, МИД и его загранпредставительства, организующие концерты молодых исполнителей, в том числе и в помещениях посольств. Надо признать, что индивидуальная концертная деятельность получает сегодня более широкое распространение, чем гастроли крупных творческих коллективов, театров, оркестров, хоровых и танцевальных ансамблей. Такие гастроли стоят огромных денег, и государство не часто проявляет готовность выделять такие средства.

Более широкое государственное участие отмечается при проведении таких комплексных мероприятий, как "Дни культуры России" в зарубежных странах, которые проводятся на взаимной основе. В крупные культурные мероприятия вылились, например, в последние годы Дни России в Германии и Дни Германии в России, Дни России в Украине и Дни Украины в России. Аналогичное мероприятие, демонстрирующее связь культур двух стран, проводилось в России и Италии. Открывалось оно богатейшей выставкой "От Джотто до Малевича" [15].

Огромную работу по популяризации культурных ресурсов России проводят при интенсивной поддержке Министерства иностранных дел такие государственные музеи, как Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, музеи Кремля. Они дают зримое представление как о классическом культурном наследии России, так и о современном изобразительном искусстве [9].

Растущее значение приобретают обмены художественными выставками, сотрудничество в области сохранения, реставрации, охраны и реституции культурных ценностей. Ведется работа по увековечению памяти об исторических связях России с зарубежными странами, по выявлению, сохранению и популяризации находящихся за границей памятников культуры, связанных с историческим прошлым России, жизнью и деятельностью за рубежом ее выдающихся деятелей, по благоустройству воинских захоронений и памятников погибшим на территории иностранных государств защитникам Отечества.

Еще одним важным направлением культурной дипломатии России является предотвращение незаконного вывоза и ввоза культурных ценностей, восстановление прав собственности на выявленные предметы государственного культурного достояния. В ряду этих проблем особое место занимает решение проблемы возвращения культурных ценностей, перемещенных в годы Второй мировой войны [2; стр. 364].

Особую роль в развитии международного сотрудничества занимают связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и перспективным фактором мировой политики. Расширяются научные обмены между учебными заведениями, исследовательскими организациями, фондами, архивами, библиотеками. Расширяется практика создания совместных образовательных учреждений, разработки государственных программ переподготовки и повышения квалификации российских специалистов за рубежом, поддерживаются контакты между Академиями наук, осуществляется совместная подготовка учебников и научно-методической литературы, ведется преподавание русского языка и литературы. Активизируется сотрудничество радио- и телевещательных компаний, информационных агентств, а также связи в области кинематографии, печати и издательского дела, спорта, туризма. Перспектива включения России в международное образовательное пространство ставит перед дипломатией целый букет задач. Они касаются не только содействия обменам между специалистами и учеными, но и подключения России к международной системе унификации норм и стандартов качества образования и соответственно научных дипломов и степеней с целью достижения признания российских документов об образовании в других странах. Важно отметить, что задачи культурной дипломатии России формулируются четко и вполне корректно по отношению к зарубежным партнерам. Они выдержаны в духе уважения к культурному многообразию мира и культурной самобытности отдельных народов. Речь идет не о подчинении других культур, не о попытке их растворения в достаточно мощной культуре России, а о сотрудничестве, взаимодополнении и взаимообогащении культур. Российская культурная дипломатия не содержит в себе никаких элементов культурной экспансии [11; стр. 277].

Конечно, культурные связи, как один из самых гибких и потому наиболее действенных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности, призваны работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире. Они должны порождать и поощрять чувства симпатии к стране, множить число ее друзей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и демократического государства.

"Основные направления" нацеливают Минкультуры России на формирование панорамного представления о России как о стране, где бережно сохраняются богатые исторические традиции отечественной культуры и одновременно развивается динамичная культурная жизнь в условиях многообразия и свободы творчества, плюрализма мнений и запрета цензуры. Указывается также на то, что культурные связи должны отражать федеративное устройство российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех населяющих его народов и этнических общностей. Интересы центра и регионов должны согласовываться, но при соблюдении суверенитета и государственной целостности Российской Федерации [8]. Постановка перечисленных выше задач перед Министерством культуры России соответствует всем современным критериям, установленным международными соглашениями и конвенциями. Они естественно вытекают из современного международного положения и практики международного культурного сотрудничества. В полной мере учитывается, что культурные обмены должны иметь целью установление и поддержание устойчивых и долговременных связей между государствами, общественными организациями и людьми, вносить вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия в других областях, в том числе в сфере экономики.

3. Основные направления международного культурного сотрудничества России

Во второй половине XX столетия для международной политики и дипломатии развитие и поддержание на должном уровне дружеских и добрососедских отношений между странами в сфере культуры становится одним из главных приоритетов. Так и для России большое значение в данной области общественной жизни имеет формат сотрудничества. Российская культура открыта для всего мира, но в то же время объемы и формы культурных обменов с разными странами варьируются. На это сказываются многие факторы: исторические традиции, географическая удаленность, уровень политических и экономических отношений, урегулированность договорно-правовой базы сотрудничества, материально-финансовые возможности и предметно-прагматическая заинтересованность государственных и частных структур, участвующих в осуществлении культурной деятельности за рубежом.

С точки зрения исторической и региональной иерархии приоритетным направлением внешних культурных связей России остаются государства СНГ и Балтии. Россия исходит из того, что культурное сотрудничество с ними служит формированию единого культурного, информационного и образовательного пространства; сохранению многовековых духовных связей с народами этих стран; поиску более гибких и эффективных форм сотрудничества и, естественно, – закреплению исторически сложившихся позиций русского языка [2; стр. 367].

8 мая 2005 г. по инициативе Российской Федерации на неформальном саммите глав государств Содружества в Москве была принята Декларация о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ. В августе 2005 г. в развитие этой Декларации на саммите в Казани одиннадцать глав государств подписали Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств.

Реализация Соглашения о гуманитарном сотрудничестве тесно связана с проведением Года Содружества Независимых Государств, значительную часть мероприятий которого составляют акции гуманитарного характера. Одной из наиболее ярких стал Первый форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ, на котором были обсуждены пути дальнейшего развития гуманитарного взаимодействия в рамках Содружества, включая механизмы создания цивилизованного рынка культурных, научных, образовательных и других гуманитарных услуг [15].

Формированию культурного пространства Содружества Независимых Государств содействует Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ, созданный в соответствии с Соглашением от 26 мая 1995 г., которое было подписано главами правительств всех 12 государств-участников Содружества. Ежегодно состоятся заседания Совета, которые способствуют решению вопросов, связанных с развитием культурного сотрудничества в рамках СНГ, формированием культурного пространства Содружества. Участники заседаний рассматривают проекты многосторонних программ в области культуры, вносят их в уставные органы Содружества. XX заседание Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ состоялось в Москве, ХХII – в Минске [13].

Говоря о культурном сотрудничестве России с государствами-участниками СНГ, необходимо остановиться на нашей стране. Основу договорно-правовой базы российско-белорусского культурного сотрудничества составляют Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 г., а также ежегодно подписываемые протоколы между министерствами культуры Российской Федерации и Республики Беларусь [1; стр.154].

Существующая нормативно-правовая база позволяет достаточно эффективно реализовывать на практике крупные совместные проекты и программы в сфере культуры. Среди наиболее значимых широкомасштабных мероприятий – Дни культуры наших стран, международные фестивали искусств, экспонирование крупных художественных выставок, международные театральные и кинофестивали, Дни культуры регионов России и Беларуси.

Значительными общественно-политическими и культурными событиями в жизни обоих государств стало проведение в 2004 г. Года культуры Беларуси в России, а в 2005 г. – Года культуры России в Беларуси.

Традиционной совместной культурной акцией в рамках Союзного государства стал Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске". В ряду важных и знаковых мероприятий – ежегодный Международный кинофестиваль "Листопад", в рамках которого в Минске проходят творческие встречи известных российских режиссеров и актеров со зрителями, студентами творческих вузов Беларуси, круглые столы и семинары. Динамично развивается культурное сотрудничество по линии регионов России и Беларуси [6].

Поддерживаются активные творческие связи между деятелями театрального искусства России и Беларуси, в рамках обмена осуществляются гастроли театров. С участием театров из Брянска, Москвы, Санкт-Петербурга проводится традиционный Международный театральный фестиваль "Славянские театральные встречи" в г. Гомеле.

Осуществляются совместные российско-белорусские проекты по производству киновидеопродукции. Государственная телевизионная компания "Россия" и Национальная киностудия "Беларусьфильм" ведут съемки российских сериалов известных российских режиссеров.

Плодотворные связи устанавливают российские и белорусские книгоиздатели и книгораспространители. Это особенно важно для белорусского книжного рынка, который более чем на 90% состоит из российских изданий. Белорусские книгоиздатели являются постоянными участниками Московской международной книжной выставки-ярмарки и Национальной ярмарки "Книги России".

Вопросы развития российско-белорусского культурного сотрудничества обсуждаются на регулярных совместных заседаниях коллегий министерств культуры России и Беларуси [1; стр. 155].

Среди наиболее значимых мероприятий 2007–2008 гг. следует отметить совместную инициативу Национального художественного музея Беларуси и Третьяковской галереи, при поддержке которых в Беларуси были экспонированы уникальные произведения выдающихся русских художников 18–19 вв. из фондов Третьяковской галереи, а также открывшуюся в Национальном художественном музее Беларуси в мае 2008 г. выставку Слуцких поясов из собрания Государственного исторического музея Российской Федерации. Большой резонанс имел акт передачи в начале 2008 г. Российским государственным архивом древних актов Государственному музею истории театральной и музыкальной культуры Беларуси копий большей части архивов известного исторического персонажа 18–19 вв. М. Огинского.

2009 г. был ознаменован Годом Беларуси в России, 2010 – Годом России в Беларуси [6].

Исключительно большое значение имеет для России поддержание и последовательное расширение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов со странами "Большой восьмерки" и углубление традиционных, исторически сложившихся связей с европейскими странами. Они способствуют закреплению принадлежности России к "большой Европе" и формированию у россиян чувства европейской идентичности [2; стр. 367].

Правовой основой отношений ЕС и Российской Федерации является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу 1 декабря 1997 г. первоначально сроком на 10 лет, с ежегодным автоматическим продлением с 2007 г., если ни одна из сторон не решит выйти из соглашения.

В настоящее время ЕС и Россия ведут переговоры по разработке нового соглашения, сфера культуры в котором должна занять особое место. Цель нового соглашения – обеспечить долговременную и всестороннюю базу отношениям ЕС и России на основе уважения общих ценностей, а также обеспечить основу для развития отношений в последующие годы [16].

На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. ЕС и Россия договорились об укреплении сотрудничества путем создания в перспективе четырех "общих пространств" в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на основе общих ценностей и интересов. Четвёртое общее пространство исследований, образования и культуры имеет своей целью развитие сотрудничества в области науки, образования и культуры, в частности через программы обмена. Такие программы помогут укрепить общий экономический и интеллектуальный потенциал страны, и в то же время будут содействовать развитию контактов и взаимопонимания между людьми [15].

На саммите в Москве в мае 2005 г. был принят пакет так называемых "дорожных карт", включающих кратко- и среднесрочные мероприятия, которые необходимо выполнить для создания четырех общих пространств.

25 октября 2007 г. на первом заседании Постоянного совета партнерства (г. Мафра, Португалия) было принято Совместное заявление между Россией и ЕС, в котором говорилось о "проведении осенью 2009 г. конференции высокого уровня для установления контактов между операторами в сфере культуры в России и странах ЕС".

В ходе проработки вопроса проведения подобного мероприятия Министерством культуры Российской Федерации было предложено организовать в Москве 8 декабря 2009 г. международный семинар с привлечением всех заинтересованных сторон для обсуждения перспектив долгосрочного сотрудничества России и ЕС. Привлечение людей к обсуждению и участию в культурных мероприятиях способствует улучшению взаимопонимания между широкими слоями населения. Культурное сотрудничество имеет особое значение для отношений между ЕС и Россией, так как оно дополняет отношения на высшем уровне в политической и экономической областях.

Также в представительстве Еврокомиссии в Москве были представлены девять международных проектов на 2009–2010 гг. в России и Европе. Одним из самых ярких стало турне Европейского фестиваля уличных театров во главе с театром В. Полунина из Парижа в Москву через Берлин. Кроме того, было запланировано проведение "культурного моста в Кенозерье", соединяющего Россию, Чехию, Эстонию и Норвегию; фестиваля ландшафтной архитектуры "АрхСтояние-2009"; фестиваля короткометражных фильмов "27+1"; диалога между кельтами и казаками в сфере музыки, театра и образования, а также создание театрального центра для людей с особенностями развития [16].

Посольства стран-членов ЕС в России проводят культурные программы на двустороннем уровне. Вместе с тем некоторые мероприятия, как, например, ежегодный Кинофестиваль ЕС или проекты к 300-летию Санкт-Петербурга были организованы совместно всеми странами ЕС и Европейской Комиссией.

Важно отметить, помимо вышесказанного, что с 1991 г. Российская Федерация является членом Европейской культурной конвенции и принимает активное участие в работе Руководящего комитета по культуре и Руководящего комитета по культурному наследию Совета Европы (СЕ) и других формах сотрудничества с Организацией.

Обзор российской политики в области культуры был подготовлен вскоре после вступления Российской Федерации в Совет Европы в 1996 г [10].

Россия также является активным членом Компендиума культурной политики и тенденций в Европе; подписала и ратифицировала Гранадскую Конвенцию по архитектурному наследию, Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений; подписала, но еще не ратифицировала Европейскую конвенцию по охране археологического наследия 1992 г.

В 2006 г. Европейские Дни наследия – совместная акция Совета Европы и Европейской Комиссии – прошли в Санкт-Петербурге в рамках российского председательства в Комитете министров Совета Европы. Активно развивается участие Российской Федерации в общеевропейском культурном сотрудничестве по линии Совета Европы, в том числе в сферах культуры, культурного наследия и межкультурного диалога [15].

В интересах дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы в рамках секторов культуры и культурного наследия Стороны разработали нынешнюю Рамочную программу на период 2009–2011 гг. Главной целью программы является содействие укреплению и развитию политики и деятельности в области культуры, культурного наследия, направленных на продвижение культурного разнообразия и межкультурного диалога; стимулирование творческого потенциала и поощрение участия всех граждан в культурной жизни [4; стр. 78].

Что касается культурных связей России с США, то они, как и политические и экономические, стали по-настоящему развиваться только после окончания "холодной войны". Сегодня же выставки российского искусства, гастроли ведущих российских исполнителей классической музыки, театра и балета традиционно становятся важным событием в общественной жизни в США. Так, в 2009 г. в Вашингтоне в престижном Смитсониевском институте под патронажем Президента России Д.А. Медведева проходила выставка "Цари и Восток: дары Ирана и Турции из коллекции музеев Московского Кремля" [12].

Растут научные, молодежные и образовательные обмены. 29 сентября 2009 г. в Вашингтоне прошло торжественное мероприятие по случаю 10-летия программы международных обменов "Открытый мир" (действует под эгидой Библиотеки Конгресса США), в рамках которой более 13 тыс. россиян получили возможность посетить США с краткосрочными поездками для ознакомления с общественной и политической жизнью страны.

Одно из важных направлений взаимодействия в гуманитарной сфере – библиотечное сотрудничество, в том числе между Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге и Библиотекой Конгресса, а также в контексте создания Всемирной цифровой библиотеки [14].

Не умаляется значение культурного сотрудничества России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в особенности с великими соседями Китаем и Индией [2; стр. 368].

Российско-китайские связи в области культуры развиваются стабильно и поступательно, чему способствуют общий конструктивный климат двусторонних отношений, созданный интенсивным политическим диалогом, успешно развивающиеся торгово-экономические связи и традиционный взаимный интерес к культурам обеих стран. Договорно-правовой базой развития культурных связей с Китаем является межправительственное Соглашение о культурном сотрудничестве от 18 декабря 1992 г [14].

Успешное проведение в 2006 и 2007 гг. двух национальных Годов придало новый импульс развитию российско-китайского культурного сотрудничества. 23–30 марта 2010 г. состоялся рабочий визит в Китайскую Народную Республику заместителя Министра культуры Российской Федерации А.А. Голутвы для участия в 7-ом Совещании министров культуры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Представители министерств культуры России и Китая вели переговоры, касающиеся вопросов активизации сотрудничества. А. Голутва сообщил, что до конца 2010 г. будет подписана новая программа сотрудничества двух стран в сфере культуры, в которой будет определен формат главных событий на этом направлении. По словам А. Голутвы, "есть планы обсудить с коллегами из министерства культуры КНР некоторое изменение приоритетов, чтобы новые культурные явления в обеих странах становились общим достоянием". Заместитель Министра культуры Российской Федерации убежден, что "возможности и потребности в расширении культурного обмена между Россией и Китаем еще имеют большие резервы". Важной задачей работы министерств культуры России и Китая он видит активизацию контактов между молодыми деятелями культуры, в частности, совместное производство кинофильмов. Совместные проекты в сфере кинематографии уже существуют. В России 2010 г. объявлен Годом китайского языка. В рамках Года запланировано проведение более 80 мероприятий – научно-практических конференций, выставок и фестивалей, конкурсов и олимпиад на знание китайского языка и литературы, гастролей китайских театральных и музыкальных коллективов. Планируется открытие новых отделений китайского языка, преподавательские и студенческие обмены, организация летних детских лагерей для российских школьников в Китае. Россия также обратилась к Китаю с просьбой о предоставлении ей возможности дальнейшего использования национального павильона на ЭКСПО-2010 в Шанхае. В настоящее время согласуется программа культурных мероприятий запланированного на 28 сентября 2010 г. Дня России на ЭКСПО-2010. "Понятно, что это будут выступления творческих коллективов: танцевальных, певческих и других. Постараемся, чтобы этот день прошел на очень высокой ноте и доставил удовольствие всем посетителям выставки", – сказал А. Голутва [14].

В отношении стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки необходимо стремиться к стабилизации и углублению достигнутого уровня сотрудничества и культурного присутствия России. Ведущую роль здесь играют образовательные обмены [2; стр. 368].

Заключение

Как мы видим, сегодня в России культурные связи рассматриваются не как некое дополнение к связям политическим и экономическим, а как один из определяющих факторов, работающих на внешнеполитические интересы страны.

Перед внешней культурной политикой России стоят многоплановые задачи. Стержневая из них – содействие укреплению отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, развитию равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними.

Расширяющееся российское культурное присутствие за рубежом помогает преодолению все еще сохраняющихся разделительных линий, формированию объективного и благоприятного восприятия России как правового демократического государства с социально ориентированной экономикой.

Сегодня как никогда актуален системный подход к организации культурных обменов России с зарубежными странами. Этот компонент внешней политики способствует укреплению за рубежом многогранного, не навязанного идеологическими догмами представления о России как о стране, где бережно сохраняются богатые исторические традиции отечественной культуры, но одновременно развивается динамичная культурная жизнь в условиях многообразия творчества, плюрализма мнений и оценок, а также запрета цензуры и невмешательства государства в художественные процессы. Культурные связи должны максимально широко отражать федеративное устройство Российского государства и его многонациональную, многоконфессиональную культуру.

Говоря о приоритетах в области международного культурного сотрудничества, можно назвать самые крупные из уже спланированных мероприятий на 2010–2014 гг. Они связывают обменными Годами культуры Россию с Францией, сезонами и Днями российской культуры – с Республикой Беларусь, Китаем, Германией, Италией, Испанией, Нидерландами, Грецией. Кроме того, в 2011 г. впервые пройдут обменные Дни духовной культуры, которые объединят Россию с государствами Юго-Восточной Европы.

География связей России поистине безгранична. В мире нет и не может быть государства, к культурному сотрудничеству с которым российская сторона не проявляла бы готовность. Так развиваются связи России в области культуры со странами "Большой восьмерки", Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Важно, однако, отметить, что какой бы курс ни приняла культурная дипломатия России, приоритетным направлением ее внешних культурных связей остаются государства СНГ. Культурное сотрудничество с ними служит формированию единого культурного, информационного и образовательного пространства; сохранению многовековых духовных связей с народами этих стран; поиску более гибких и эффективных форм сотрудничества и, естественно, – закреплению исторически сложившихся позиций русского языка.

Среди исключительно важных, но пока не решенных полностью вопросов, является участие России в международных конвенциях в сфере культуры. Россия уже ратифицировала ряд конвенций: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Европейская культурная конвенция. Но в то же время Россия не принимает пока участие в конвенциях, положения которых обязательно должны быть применимы в ней. Это касается, прежде всего, Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия и Европейской конвенции об охране археологического наследия. Для России принципиально важна их направленность. Они позволили бы развивать российское законодательство в сфере культуры так, чтобы памятники нематериального наследия и археологии не были утрачены, чтобы они были введены в культурный оборот, без которого невозможно нормальное культурное развитие.

В системе федеральных органов исполнительной власти Министерство культуры Российской Федерации является головным органом в области организации международного культурного сотрудничества. На него возложена одна из важнейших функций по реализации федеральной целевой программы "Культура России".

Свою немалую лепту в обеспечение присутствия российской культуры за границей внес и продолжает вносить МИД России, с каждым годом совершенствуя договорно-правовую базу культурного сотрудничества, насчитывающую сегодня многие сотни межправительственных и межведомственных соглашений и программ. Трудно переоценить значение работы фонда "Русский мир", среди учредителей которого – МИД России, а также работы ГлавУпДК при МИД по ознакомлению работающих здесь иностранных дипломатов с культурной и духовной жизнью России.

По мере укрепления России неуклонно возрастает востребованность ее культурной дипломатии. Советники по культуре в российских посольствах за рубежом поддерживают широкие контакты с культурной общественностью, обеспечивают дипломатическое сопровождение многообразных культурных проектов. Что касается деятельности Росзарубежцентра, она осуществляется более чем в 60 странах через разветвленную сеть загранпредставительств, включающую 50 центров науки и культуры.

Список литературы

    Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы / Под ред. В.Е. Снапковского, А.В. Шарапо. – М.: БГУ, 2000. – 172 с.

    Дипломатическая служба: Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Дубинина, В.М. Матвеева и др. – М.: МГИМО(У), РОССПЭН, 2002. – 688 с.

    Дипломатия: наука и искусство / Под ред. Т.В. Зоновой. – М.: Дипломатический вестник, 2000. – №10. – с. 47–50.

    Культура и дипломатия / Под ред. Е.А. Шмагина. – М.: Международная жизнь, 2002. – №3. – 200 с.

    Мировая практика культурной дипломатии: диалог культур и партнерство цивилизаций / Под ред. Е.М. Астахова. – СПб.: VIII Международные Лихачевские научные чтения, 2008.

    О российско-белорусских культурных связях (2008) / Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь. – Режим доступа: http://www.belarus.mid.ru/sprav/0.html

    Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г., №271 / Собрание законодательства РФ. 1995. №42. с. 1033.

    Положение о Министерстве культуры Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 29 мая 2008 г., №406 / Собрание законодательства РФ. 2008.

    Растет востребованность культурной дипломатии (2008) / Diplomat. – Режим доступа: http://www.diplomatrus.com/article.php?id=1465&l=ru

    Россия: приоритеты культурного сотрудничества (2009) / Голос России. – Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2009/12/24/3232333.html

    Современная дипломатия: теория и практика / Под ред. В.И. Попова. – М.: Международные отношения, 2006. – 576 с.

    www.mgimo.ru

    www.mid.ru

    www.mkrf.ru

    www.mkrf.ru

    www.rus-eu-culture.ru