Европейская валютная система (работа 1)

Российский государственный торгово-экономический университет Саратовский филиал

Курсовая работа

По теме: "Европейская валютная система"

Выполнила: студентка 3 курса

Специальности: Мировая экономика

Гришина Дарья,

Проверила: д.э.н. Авдеева Е.С.

Саратов, 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Становление и особенности европейской валютной системы

Глава 2. Современное состояние европейской валютной системы. Перспективы развития европейской валютной системы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС) — форма организации отношений стран — членов ЕС в валютной сфере, имеющая целью обеспечить устойчивое соотношение курсов национальных валют этих государств и тем самым содействовать стабилизации их внешнеэкономических связей в целом. ЕВС базируется на трех основных элементах. Первый — обязательство стран — участниц поддерживать колебание рыночного курса своих валют в пределах узкого диапазона — от взаимного центрального курса. Второй элемент ЕВС — специальная Европейская валютная единица (ЭКЮ), базирующаяся на корзине национальных валют. Третий элемент ЕВС — механизм оказания кредитной и взаимной финансовой помощи тем правительствам, которые испытывают финансовые затруднения при поддержании рыночного курса своей валюты в пределах согласованного диапазона отклонений. Этот механизм состоит из двух частей: системы краткосрочной (до 75 дней) взаимопомощи центральных банков на двусторонней основе и системы валютной поддержки на многосторонней основе из специального финансового фонда ЕЭС на условиях краткосрочного кредитования (до трех месяцев с правом пролонгации кредита еще на такой же срок) и среднесрочного финансирования (от 2 до 5 лет). ЕВС действует с 1979 г.

Вступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экономическом и валютном сотрудничестве между государствами - членами Европейского экономического сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и важнейшей особенностью является режим валютных курсов, предназначенный для стабилизации курсов валют государств-участников в определенных пределах. Данное соглашение является последним из принятых в течение нескольких лет документов по вопросам валютной политики Европейского Сообщества (ЕС). ЕВС официально начала функционировать 13 марта 1979 г. В число ее государств - участников ЕВС входили Бельгия, Дания, Франция, Федеративная Республика Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.(Соединенное Королевство является членом ЕВС, однако не принимает участия в его соглашениях о валютной интервенции.) Цель соглашения о ЕВС состояла в стимулировании `более тесного валютного сотрудничества, направляемого на создание зоны валютной стабильности в Европе`.

Основным положением соглашения является требование проведения валютной интервенции каждым государством - членом ЕВС с целью ограничения колебаний валютных курсов путем создания ЭКЮ в качестве основы системы и путем расширения возможностей предоставления кредитов в ЕС.

Целью моей работы является рассмотреть следующие вопросы: становление и особенности европейской валютной системы и современное состояние и перспективы развития европейской валютной системы.

Глава 1. Становление и особенности европейской валютной системы

Первой мировой валютной системой считается Парижская мировая валютная система 1867 г., которая имела своим следствием Франко-Прусскую войну 1870–1871 гг. Переход от серебряного стандарта, основанного на серебряном стандарте французского франка, к золотому стандарту (золотому монометаллизму) был связан с принудительным отказом от Латинского платежного союза в Европе. Золотая германская марка стала третьей (после фунта Великобритании и доллара США) ведущей европейской и мировой валютой, которая вытеснила обесцененную на тот момент серебряную французскую валюту из обращения.

Парижская валютная система характеризовалась следующими принципами:

    в ее основу был положен золотомонетный стандарт;

    каждая из национальных валют имела золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием устанавливались золотые паритеты. Любую валюту можно было свободно конвертировать в золото;

    установился режим свободно плавающих валютных курсов с учетом рыночного спроса и предложения, ограниченный "золотыми точками": если рыночный курс валюты оказывался ниже паритета, основанного на золотом содержании, то по внешним обязательствам выгоднее было платить золотом.

Постепенно золотомонетный стандарт изжил себя, так как не соответствовал ни масштабам усилившихся хозяйственных связей, ни условиям, необходимым для дальнейшего развития экономики. Наступление кризиса ускорила Первая мировая война.

Выход был найден после окончания войны.

Победители в Первой мировой войне – США, Франция и Великобритания – собрались в Генуе на международной экономической конференции в 1922 г. и продиктовали всему остальному миру Вторую мировую валютную систему, названную Генуэзской, которую они построили на золотодевизном стандарте, основанном на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Девизами стали называть средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, т.е. приравненные к золоту.

Новое устройство мировой валютной системы было юридически закреплено межгосударственным соглашением. Для Генуэзской валютной системы были определены следующие принципы:

    ее основу составляли золото и девизы – иностранные валюты. Национальные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств, что снимало ограничения, связанные с применением золотомонетного стандарта, но при этом ставило мировую валютную систему в зависимость от состояния ведущих национальных экономик (однако в период между двумя мировыми войнами статус резервной не был официально закреплен ни за одной из валют);

    сохранялись золотые паритеты. Конверсия валют в золото могла осуществляться как непосредственно (валюты США, Франции, Великобритании), так и косвенно через иностранные валюты;

    был восстановлен режим свободно плавающих валютных курсов;

    валютное регулирование стало новым элементом мировой финансовой системы и осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций и совещаний.

Страны-победительницы получили для себя решающие односторонние политические преимущества над всеми остальными валютами мира. Могущественная довоенная германская золотая марка была обесценена и вытеснена с рынка ведущих мировых валют. Новая валютная система принесла относительную валютную стабильность в область мировых торгово-финансовых отношений, но одновременно создала предпосылки для продолжительных валютных войн и многочисленных девальваций.

Перемещение основного мирового валютно-финансового центра из Западной Европы в США должно было найти свое отражение в устройстве мировой валютной системы. США стремились к утверждению гегемонии доллара в международных расчетах, что привело к острому соперничеству между долларом и фунтом стерлингов.

Стабильность валютной системы была окончательно подорвана мировым экономическим кризисом. Великая депрессия 1929–1933 гг. ударила по одной из основных валют – доллару США, что привело к хаотическому перемещению капиталов и поражению валютными кризисами то одних, то других стран, вызывая девальвации, увеличение дефицита государственных бюджетов, отток золота. В результате Генуэзская валютная система утратила эластичность и стабильность. Во внутреннем обороте всех стран был прекращен размен банкнот на золото. Сохранилась только внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании и Франции. Еще одним потрясением для мировой валютной системы стал экономический кризис 1937 г., вызвавший новую волну обесценения валют. К началу Второй мировой войны не осталось ни одной устойчивой валюты.

В период войны валютные ограничения ввели как воюющие, так и нейтральные страны. Замороженные официальные курсы валют практически не менялись, хотя покупательная способность денег постоянно снижалась в результате инфляции. Вновь возросла роль золота как мирового резервного и платежного средства. Военные, стратегические товары можно было приобрести только за золото. Валютный курс утратил активную роль в экономических отношениях. Война еще больше углубила кризис Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой валютной системы началась в годы войны английскими и американскими специалистами, так как государства опасались повторения валютных кризисов 1930$х гг.

Эксперты, участвующие в создании проекта, стремились разработать принципы валютной системы, способной обеспечить экономический рост и ограничить негативные социально-экономические последствия кризисов. В результате были подготовлены проекты Г.Д. Уайта (США) и Дж.М. Кейнса (Великобритания), основанные на следующих общих принципах:

    свободная торговля и движение капитала;

    уравновешенные платежные балансы, стабильные валютные курсы;

    золотодевизный стандарт;

    создание международной организации для наблюдения за функционированием мировой валютной системы, для взаимного сотрудничества и покрытия дефицита платежного баланса.

Впоследствии за основу был взят американский вариант, и Третья мировая валютная система получила оформление на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Принятый на конференции Устав Международного валютного фонда (МВФ) определил следующие принципы Бреттон-Вудской валютной системы:

    был введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах – долларе США и фунте стерлингов;

    Бреттон-Вудское соглашение предусматривало четыре формы использования золота:

    были сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ;

    золото оставалось международным платежным и резервным средством;

    США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты;

    Казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам по официальной цене, исходя из золотого содержания доллара;

    курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали устанавливаться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах;

    были созданы международные валютно-кредитные организации – Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Основными задачами МВФ стали предоставление кредитов в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, контроль за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы и обеспечение валютного сотрудничества стран. В перспективе предусматривались введение взаимной обратимости валют и постепенная отмена валютных ограничений, для чего требовалось разрешение МВФ.

На рынке послевоенных валют решающие политические преимущества в роли резервных (ключевых) валют получили доллар США и фунт стерлингов Великобритании. Ведущее положение США в мировой экономике после окончания войны нашло свое отражение в утверждении долларового стандарта.

Доллар – единственная валюта, конвертируемая в золото, – стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов. Доллар фактически стал играть ту же роль, что и золото в валютной системе, основанной на золотомонетном стандарте. США впоследствии использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платежного баланса. Экономическое превосходство США и слабость их конкурентов, выражавшаяся в дефиците платежных балансов, особенно с США, а также в недостатке золотовалютных резервов, вызвали всеобщий спрос на доллары и породили "долларовый голод", что привело к множеству валютных ограничений в большинстве стран.

Официальные валютные курсы носили искусственный характер. Неустойчивость экономики, кризисы платежных балансов и усиление инфляции привели к снижению курсов валют к доллару в результате многочисленных девальваций. В то же время низкие курсы национальных валют стран Западной Европы и Японии были необходимы для поощрения экспорта и восстановления разрушенной войной экономики, в связи с чем Бреттон-Вудская валютная система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Однако накапливались противоречия, ставшие причиной ее кризиса и разрушения. Доллар постепенно утрачивал монопольное положение в валютных отношениях, а марка ФРГ, швейцарский франк и японская иена стали широко использоваться в качестве международного платежного и резервного средства.

Исчезла, характерная для послевоенных лет, экономическая и валютная зависимость Западной Европы от США. Сформировались три мировых валютных центра – США, ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или Общий рынок) и Япония. Одновременно произошло огромное увеличение краткосрочной внешней задолженности США в виде долларовых накоплений иностранных банков – "долларовый голод" сменился "долларовым пресыщением".

В конце 1960-х гг. наступил кризис Бреттон-Вудской валютной системы, сущность которого заключалась в противоречии между интернациональным и глобальным характером международных экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию.

Политические противоречия Бреттон-Вудской мировой валютной системы проявились в полной мере в 1967 г. Франция, потеряв всякое терпение, пошла на обострение отношений с США, обменяла накопленные 4,704 млрд долларов в США на золото (4,2 тыс. тонн), став вторым после CША государством по размерам накопленных золотых резервов, и ввела собственный свободно конвертируемый золотой франк.

За Францией последовала ФРГ, которая ввела золотую марку (на этот раз, прикрывшись спиной Франции и обойдясь без очередной мировой войны в Европе). Все это привело к краху Бреттон-Вудской мировой валютной системы в 1971–1973 гг., так как золотые запасы США подошли к критической нижней точке (14 млрд долларов, что соответствовало 12,5 тыс. тонн золота), и свободный размен долларов на золото был прекращен администрацией Президента США Никсона.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Поиски выхода из валютного кризиса велись долго – вначале в академических, а затем в правящих кругах и различных комитетах. Золотодевизный (золотослитковый) стандарт был выгоден Европе, но стал невыгоден США, золотом в слитках было обеспечено на тот момент не более 20% долларов США, находившихся в обращении за рубежом, и США его практически отменили (демонетизировали золото).

В 1972–1974 гг. "комитет двадцати" МВФ подготовил проект реформы мировой валютной системы. Соглашение стран-членов МВФ, заключенное в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г., и ратифицированное в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы Четвертой мировой валютной системы (Ямайской):

    вместо золотодевизного стандарта был введен стандарт СДР (стандарт Специальных прав заимствования);

    юридически завершилась демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото;

    страны получили право выбора любого режима валютного курса;

    сохранившемуся в прежнем виде МВФ было вменено усилить межгосударственное валютное регулирование.

Новая международная расчетная единица СДР, основанная на корзине основных мировых валют, не смогла стать "настоящими" мировыми деньгами. Этому помешали проблемы, связанные с вопросами ее эмиссии, распределения и обеспечения, методом определения курса и сферы использования. Изначальная ограниченность применения СДР и сложный механизм эмиссии привели к постоянному снижению ее значения и доли в международных расчетах и резервах. Укрепление валютно-экономических позиций стран-членов ЕЭС и Японии привело к постепенному переходу от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе валют пяти ведущих стран мира – доллара США, фунта стерлингов, марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка.

Введение плавающих валютных курсов не смогло обеспечить их стабильность, несмотря на большие затраты на валютные интервенции. Этот режим устранил процесс накопления курсовых перекосов, характерный для фиксированных валютных курсов, но не позволил добиться выравнивания платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями "горячих" денег и валютными спекуляциями. Процессы колебания валютных курсов в условиях свободного перемещения капиталов оказались самоусиливающимися.

Давление огромной массы денег, используемых для инвестиций (как правило, портфельных) в различные регионы мира, приводило к "раскачиванию" курсов национальных валют, при котором они сначала резко укреплялись, а затем еще более резко обесценивались, и к краху национальных валютных систем. В таких условиях страны предпочитают вводить режим регулируемого плавающего валютного курса, поддерживая его различными методами валютной политики, иногда довольно жесткими.

Политические противоречия Ямайской валютной системы обусловили серию мировых финансовых кризисов, произошедших после 1976 г. Доллар США находился в объективном противоречии: с одной стороны, – это национальная валюта США, но с другой – это единственная мировая резервная валюта, выполняющая функцию мировых денег. Постепенная эволюция Ямайской валютной системы не отменила объективную необходимость ее дальнейшей реформы, поиска путей стабилизации валютных курсов и совершенствования мирового валютного механизма, который является одним из источников нестабильности мировой и национальной экономики. Наиболее далеко в этом направлении продвинулись страны Западной Европы.

Особенности европейской валютной системы

Страны Европы еще с 1950-х гг. проявляли интерес к собственной валютной интеграции. Так, уже в Римском договоре 1957 г. содержались положения о политике стран, направленной на достижение равновесия общего платежного баланса и поддержание доверия к валютам, о ее координации на основе сотрудничества правительств и центральных банков.

Первая попытка создания европейской валютной системы, получила название "План Вернера". В нем были даны рекомендации поэтапного формирования к 1980 г. экономического и валютного союза, предусматривающие:

    сужение (вплоть до 0) пределов колебаний валютных курсов;

    введение полной взаимной конвертируемости валют;

    унификацию валютной политики;

    согласование экономической, финансовой и кредитно-денежной политики, а в перспективе – создание европейской валюты и объединение центральных банков.

Несмотря на некоторые успешные шаги в ходе его реализации, "План Вернера" потерпел провал из-за разногласий в МВФ.

Вторая попытка вылилась в создание Европейской валютной системы (ЕВС), основанной на следующих принципах:

    введение ЭКЮ (европейской валютной единицы), стоимость которой определялась на основе валютной корзины, включающей валюты 12 стран ЕЭС, взвешенной с учетом параметров как внешней торговли, так и ВВП;

    использование золота в качестве реальных резервных активов. Был создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов для частичного обеспечения эмиссии экю;

    введение для осуществления режима валютных курсов совместного плавания валют в форме "европейской валютной змеи" в установленных пределах (2,25% от центрального курса, с августа 1993 г. – 15%);

    осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютными интервенциями.

Европейская валютная система рассматривалась как прелюдия к валютному объединению. Ее тактическая цель – установление более высокого уровня валютной стабильности в сообществе. В стратегическом плане намечались достижение длительного и стабильного роста, возврат на новой основе к полной занятости, гармонизация жизненного уровня и смягчение региональных различий в рамках ЕЭС.

Валютная система должна была способствовать конвергенции экономического развития и дать новый импульс европейскому объединению. Европейские страны проявили достаточное упорство в реализации идеи объединения Европы, несмотря на большое число неудачных реализаций отдельных пунктов намеченных программ. В июне 1988 г. было принято решение о полной либерализации рынков капитала стран-участниц, а 27 февраля 1992 г. представители 12 европейский стран подписали Маастрихтский договор о Европейском валютном и экономическом союзе. В договоре содержалась программа дальнейших действий, имевшая три основные цели:

    переход от единого рынка к экономическому и валютному союзу;

    придание экономической интеграции социальных изменений на базе общей социальной политики;

    дополнение наднационального интеграционного строительства в рамках институтов сообщества постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней политики, политики безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел в рамках Европейского Союза.

Экономическое сотрудничество европейских стран привело к эпохальному событию – введению единой валюты ЕВРО (EURO). По критериям присоединения к новой валюте 2 мая 1998 года для участия в "зоне евро" Советом ЕС были допущены Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция. Две страны – Великобритания и Швеция – также укладывались в большинство указанных критериев, но отказались войти в "зону евро" в качестве первых ее участников. У Дании возникли конституционные проблемы, а у Греции финансовые показатели не соответствуют необходимым требованиям.

Критерии присоединения были довольно жесткими:

    бюджетный дефицит – не более 3% ВВП (при нарушении этого норматива к государствам-нарушителям применяются санкции);

    размер государственного долга – не более 60% ВВП;

    долгосрочные процентные ставки по кредитам не должны превышать двух процентных пунктов над средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;

    инфляция не – более чем на 1,5 процентного пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;

    участие в европейской валютной системе без выхода курсов национальной валюты за рамки разрешаемых ей курсовых колебаний в течение последних двух лет.

С 1 января 1999 г., на основании Маастрихтского соглашения все подписавшие его страны объединились в новое финансовое сообщество – Европейский Валютный Союз, а с 1 июля 2002 г. евро полностью и окончательно заменил национальные валюты стран-участниц.

Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и его единая валюта имеют под собой солидный фундамент:

    на долю стран – участниц ЕВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США – 20,2%, Япония – 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США – 14,8%, Япония – 9,7%);

    внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более 30 лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60 % общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Национальные валюты государств – членов ЕС по сравнению с валютами многих стран мира были относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами;

    в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран – участниц ЕВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют;

    евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высоко интегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЕВС;

    высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Впервые в истории важная группа независимых стран добровольно согласилась отказаться от национальных валют, объединить свои валютные суверенитеты и создать супервалюту континентального размера. Евро создает альтернативу доллару в его ролях расчетной единицы, резервной валюты и валюты, используемой для поддержания курса. Переход к новому устройству требует решительного пересмотра валютных преференций в мировом банковском деле, в международных резервах и на рынках капитала с постоянным эффектом для системы текущих счетов и торговых балансов.

На долю США и ЕС вместе приходится от 50 до 60% мирового производства; а с учетом Японии эти три региона составляют почти 70% мирового ВВП. Вполне возможно, что создание валютного союза в Европе подтолкнет к возникновению азиатского валютного блока во главе с Японией, Китаем или членами АСЕАН (Ассоциация государств юго-восточной Азии).

Члены ЕВС получили не просто валюту одного уровня с долларом и право разделить международный авторитет, но и большее влияние в управлении международной валютной системой.

Остальной мир получил наряду с долларом альтернативный актив для пользования международными резервами и новую стабильную валюту, которую можно использовать как стержень для стабильных обменных ставок и валютного обращения.

Глава 2. Современное состояние европейской валютной системы. Перспективы развития европейской валютной системы

Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза "вглубь" и "вширь".

Как отмечается в докладе МВФ "World Economic Outiook", страны Европы, сильнее других регионов пострадавшие от мирового экономического кризиса, сравнительно медленно преодолевают рецессию. Темпы экономического оживления как в промышленно развитых государствах, так и в странах с формирующимися рынками заметно отличаются. Действенные макроэкономические стимулы поддерживают процесс оживления деловой активности в так называемых стержневых европейских странах, в то время как внутренний спрос пока не играет заметной роли.

Что касается некоторых более мелких стран региона, то возобновлению роста их экономики мешают крупные фискальные дисбалансы и дефициты платежных балансов по текущим операциям. Такое положение, по мнению аналитиков, является угрозой для региона в целом, тем более, что указанные дисбалансы в начале кризиса отмечались и в промышленно развитых странах Европы. С серьезными проблемами столкнулись многие страны Европы с формирующимися рынками, "особенно те, которые имели значительные дефициты платежных балансов по текущим операциям и сильно зависели от иностранных инвестиций. В частности, это относится к государствам Балтии, Болгарии и Румынии.

Прекращение бума в строительстве и кредитовании, сопровождавшееся проблемами в банковском секторе, как отмечается, спровоцировало производственный коллапс в некоторых странах Еврозоны. Существенное сокращение производства, затратные мероприятия по преодолению кризиса и еще ряд одномоментных факторов, указывают эксперты фонда, привели к образованию крупных фискальных дефицитов в таких странах зоны евро, как Греция, Ирландия, Литва, Португалия, Испания, а также в Великобритании.

Несмотря на меры по корректировке платежных балансов по текущим операциям, принятые во многих странах Европы с формирующимися рынками, эти показатели в ряде случаев остались на достаточно высоком уровне во многих странах Еврозоны, которые не имели возможности прибегнуть к девальвации национальных валют для решения данной проблемы. Резкое падение инвестиций (почти на 11%) в 15 странах Евросоюза аналитики считают важной причиной рецессии, а их возобновление станет основой стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и оборудование пострадали от комбинации падающего внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования. Уровень загрузки производственных мощностей, как предполагается, должен начать увеличиваться, но сдвиг в инвестициях не ожидается до второй половины 2010 г. Инвестиции в жилищное строительство пострадали из-за проблем на ипотечном рынке, и для их восстановления, как полагают аналитики, потребуется некоторое время.

Среди других важных факторов, приведших к рецессии, авторы доклада называют падение экспорта, вызванное значительным снижением мирового спроса. Некоторых стран это коснулось особенно ощутимо в силу ориентации на производство товаров на экспорт. В частности, Германия, ведущий экспортер машин и оборудования, пострадала из-за чрезмерного падения промышленного производства в странах Азии, а также снижения импортного спроса со стороны стран – экспортеров нефти. Сокращение немецкого экспорта сказалось на всей Европе. С возобновлением мировой торговли иностранные заказы начали расти, что поддерживает оживление промышленного производства. Однако завышенные курсы многих региональных валют препятствуют расширению экспорта. Объемы импорта, значительно сократившиеся в разгар кризиса, как ожидается, в 2010 г. вновь начнут увеличиваться. Средний уровень безработицы в странах Еврозоны увеличился с 7,2% в марте 2008 г. до 9,7%в сентябре 2009 г. Однако условия занятости очень различаются по странам. Например, в Испании уровень безработицы к сентябрю прошлого года вырос на 9% по сравнению с мартом 2008 г. и достиг 19,5% экономически активного населения. В то же время в Германии данный показатель в указанный период увеличился с 7,2 до 7,6%. Эти различия, в частности, связаны с тем, что в экономике Испании большую роль сыграл коллапс рынка жилья. Меры по регулированию рынка занятости, принимаемые отдельными странами, часто связаны со снижением производительности труда и продолжительности рабочей недели. Поскольку уровень деловой активности в 2010 г., как ожидается, будет, не слишком высоким, не исключается дальнейший рост безработицы.

Общий уровень инфляции, равнявшийся 4% в середине 2008 г., с июля по октябрь 2009 г. сменился отрицательным показателем. Отчасти это связано с колебаниями цен на мировом рынке нефти. Влияние застойных явлений в большей мере отразилось на базовой инфляции, размеры которой во второй половине 2008 г. были близки к 2%, а в сентябре и октябре прошлого года уменьшились до 1,2%. По мере восстановления спроса ожидается рост базовой инфляции, однако она, как и общая инфляция, в 2010г., вероятно, не превысит 2%.

Согласно последним оценкам Еврокомиссии, бюджетный дефицит государств Еврозоны в 2009 г. возрос до 6,4% ВВП с 2% в предыдущем году В 2010 г. не исключается дальнейшее ухудшение этого показателя. Увеличение бюджетного дефицита сопровождалось повышением уровня государственной задолженности: в 2008 г. он определялся в 69,3% ВВП, а в г. уже в 78,2%. Авторы доклада считают вполне вероятным его дальнейший рост в текущем году.

Денежная политика стран ЕС в кризисный период оставалась очень активной. Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил процентную ставку с 4,25% в июле 2008 г. до нынешнего 1% в мае 2009 г., т. Е. на 325 базисных пунктов. Банк Англии, как и другие центральные банки региона, также прибегал к значительному снижению своих процентных ставок, во многих случаях почти до нуля.

Составители доклада отмечают наличие существенных рисков, связанных с восстановлением общехозяйственной конъюнктуры в странах Европы. К их числу они относят возможное ухудшение ситуации на рынке труда и связанное с этим ослабление внутреннего спроса, преждевременную отмену стимулирующих мер, проблемы с возобновлением инвестиций в случае недостаточной загрузки производственных мощностей из-за малоактивного роста спроса или трудностей с получением кредитов. Кроме того, завышенный курс евро и других западноевропейских валют по отношению к доллару может помешать расширению регионального экспорта и привести к новой рецессии.

По данным последнего доклад ООН, экономика 12 "новых" стран – членов ЕС в наибольшей степени пострадала от мирового экономического кризиса. Их совокупный валовой продукт в 2009 г. сократился на 3,7%, после того как в предыдущие годы отмечался его стабильный рост. Экономический спад в этой группе государств был обусловлен падением экспортного спроса и ухудшением состояния мировой финансовой системы. За исключением Польши экономика которой в меньшей степени ориентирована на экспорт, и всех остальных "новых" странах ЕС отмечалось падение ВВП. Особенно значительным – в среднем примерно на 15% - оно было в странах Балтии

Несмотря на то, что в конце прошлого года квартальные показатели свидетельствовали о некоторой экономической стабилизации в большинстве стран ЦВЕ, перспективы на 2011 остаются неопределенными. В государствах Балтии, по-видимому, продолжится рецессия, а в остальных ожидается небольшой рост. Таким образом, средний показатель теми роста общехозяйственной конъюнктуры, вероятно, не превысит 1,2% Возвращение к росту экономики воздействием внешних кредитов в текущем году считается маловероятным. Для дальнейшего развития этим странам следует в большей степени полагаться на внутренние сбережения расширения экспорта.

В странах Балтии из-за слабого внутреннего спроса наблюдалось сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям в прошлом году сменился положительным сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной Европы снизился на 2%.

Сильная зависимость от притока иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства "новых" стран Евросоюза мирового финансового кризиса шились новых поступлений капиталов из стран ЕС и с мировых финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной валюте, валютные власти, опасаясь негативного влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих национальных валют.

В условиях кризиса правительства и центральные банки стран региона приняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в "новых" странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ: в 2008г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.

В 2010 г., как полагают, частное потребление будет ограниченным в силу комбинации ряда факторов, включая слабое потребительское доверие, высокий уровень безработицы, снижение заработной платы в государственном секторе, стремление к увеличению накоплений, а так же повышение налога на добавленную стоимость, предпринятое с целью увеличения бюджетных поступлений. Капиталовложения, включая прямые иностранные инвестиции, по-видимому, будут носить депрессивный характер, что в долгосрочном плане негативно отразится на производительности труда. Скорость восстановления деловой активности в "новых" странах Евросоюза, по мнению составителей доклада, будет зависеть не только от внешнего окружения, но и от гибкости их внутренних рынков, включая способность их банковских секторов возобновить кредитование.

Столкнувшись в 2009 г. со значительным падением доходов, финансовые власти, в частности Венгрии и Латвии, вторично пересмотрели бюджеты, сократив расходную часть и повысив косвенные налоги. Экономические стимулы в этой группе стран в основном ограничены мерами по снижению прямых налогов, усилиями по стимулированию экспорта и прямых иностранных инвестиций. В странах Центральной Европы гибкость курсов национальных валют позволяет слегка обесценивать их относительно евро, что помогает экспорту оставаться конкурентоспособным. В странах Балтии, где рецессия наиболее глубока, фискальная политика остается проциклической, поскольку в преддверии присоединения к Еврозоне их правительства должны придерживаться строгих налоговых критериев.

Кипр, Мальта, Словакия и Словения являются членами Еврозоны и поэтому имеют очень низкую процентную ставку. Центральные банки других стран этой группы, особенно Чехии, Венгрии, Польши и Румынии, могли бы поддерживать свои процентные ставки на более высоком уровне, но были вынуждены постепенно снижать их во второй половине прошлого года по мере стабилизации национальных валют и субсидирования инфляции. Тем не менее их банковские сектора все чаще сталкиваются с несоблюдением обязательств по кредитам и ограничениями в области расширения кредитования частного сектора.

В 2009 г. инфляция в "новых" странах Евросоюза была низкой в результате удешевления продовольственных товаров и энергоносителей и сокращения внутреннего спроса. Застойный рынок труда способствовал ослаблению давления в отношении заработной платы, в результате чего базовая инфляция в ряде стран была негативной величиной. Снижение уровня инфляции носило наиболее выраженный характер в странах с фиксированными валютными курсами. В то же время периоды обесценения валют в странах с гибкими валютными курсами внесли свой вклад в импорт инфляции. В 2010 г. инфляция в этой группе стран, как ожидается, останется низкой и может приблизиться к нулевой отметке в государствах Балтии.

Снижение экспорта и внутреннего спроса наряду с другими факторами, как отмечается, привело в прошлом году к росту безработицы в регионе, несмотря на активные меры по поддержанию рынка труда. В странах Балтии ее уровень вырос до 15% экономически активного населения с 4% в 2008 г. В других странах этой группы безработица увеличилась на 2-3 процентных пункта – в среднем примерного 10%. В 2010 г. не исключается дальнейший рост этого показателя, что в долгосрочной перспективе может привести к увеличению структурной безработицы в указанном регионе.

В следующей таблице приводятся данные о темпах экономического роста в отдельных странах Европы (%):

Таблица 1.

I

II

III

IV

V

Государства Евросоюза

2,2

2,9

0,8

-4,1

0,5

ЕС-15

2,1

2,6

0,6

-4,2

0,5

Австрия

2,3

3,5

2,0

-3,8

1,0

Бельгия

2,0

2,9

1,0

-3,5

0,4

Великобритания

2,5

2,6

0,6

-4,5

0,6

Германия

1,5

2,5

1,3

-4,8

1,2

Греция

4,1

4,0

2,9

-0,6

-0,4

Дания

1,5

1,6

-1,2

-3,0

1,1

Ирландия

2,1

3,6

2,0

-4,7

0,0

Испания

3,3

3,6

0,9

-3,8

-0,9

Италия

1,2

1,6

-1,0

-5,3

0,1

Люксембург

4,2

6,5

0,0

-4,5

0,4

Нидерланды

2,1

3,6

2,0

-4,7

0,0

Португалия

1,3

1,9

0,0

-3,5

0,1

Финляндия

3,1

4,2

1,0

-7,0

0,0

Франция

1,9

2,3

0,4

-2,2

0,7

Швеция

2,6

2,6

-0,2

-5,0

1,5

Новые страны ЕС

4,6

6,2

3,9

-3,7

1,2

Болгария

5,6

6,2

6,0

-5,7

2,0

Венгрия

3,6

1,2

0,6

-6,0

0,5

Кипр

4,2

6,1

2,5

-4,0

1,0

Латвия

7,2

10,0

-4,6

-17,5

-4,0

Литва

6,9

9,8

2,8

-15,9

-3,8

Мальта

2,2

3,7

2,1

-3,8

-0,6

Польша

4,2

6,8

5,0

1,1

2,5

Румыния

5,8

6,3

7,1

-7,6

0,1

Словакия

5,7

10,4

6,4

-4,5

1,2

Словения

4,3

6,8

3,5

-5,5

1,5

Чехия

4,2

6,1

2,5

-4,0

1,0

Эстония

6,9

7,2

-3,6

-12,0

-3,0

Прочие страны Европы

2,3

3,4

1,9

-2,0

0,7

Исландия

4,1

5,6

1,3

-6,3

0,5

Норвегия

2,4

3,1

2,1

-1,2

2,1

Швейцария

2,1

3,6

1,8

-2,5

-0,4

Примечание : I 2000-2008, II-2007, III -2008, IV-2009 (оценка), V -2010 (прогноз).

Как отмечается в последнем докладе ООН "World Economic Outlook 2010", экономика стран западной Европы постепенно преодолевает самый серьезный за послевоенный период финансово-экономический кризис. Признаки стабилизации деловой активности появись во II квартале прошлого года, когда темпы падения валового внутреннего продукта снизились в большинстве стран региона, а в Германии и Франции отмечался небольшой рост этого показателя. В III квартале, как считают аналитики, впервые за предыдущие пять кварталов стало возможным говорить о возобновлении роста общеэкономической конъюнктуры в странах Евросоюза вцелом, хотя в Великобритании спад продолжался.

Некоторые ведущие индикаторы в частности Индекс экономических ожиданий ("ЕSI") Еврокомиссии, свидетельствовали о признаках начала позитивных перемен еще в марте прошлого года, но большая их часть указывала на то, что ситуация в регионе все еще существенно ниже среднеисторического уровня. Оживление промышленного производства в странах Еврозоны впервые с начала кризиса было отмечено в мае 2009 г., хотя его объем был на 13% ниже уровня сентября 2008 г. Как ожидается, в 2010 г. его рост продолжится, хотя и останется ниже потенциально возможного уровня.

С учетом негативных тенденций, отмечавшихся в конце 2008 г. и начале 2009 г., совокупный валовой продукт 15 стран Евросоюза в целом за прошлый год сократился на 4,2%, а в 2010 г., возможно, увеличится на 0,5%. Оживление произойдет благодаря росту экспорта и возобновлению товарных запасов, тогда как внутренний спрос будет стимулироваться правительственными мерами. В первой половине года деловая активность, по-видимому, будет расти умеренно из-за ослабления стимулирующих краткосрочных факторов.

Для стабильного экономического оживления необходимы нормализация условий кредитования и глобальный рост спроса, которые могут послужить стимулом для возобновления деловых инвестиций и роста занятости. Это, в свою очередь, станет фундаментом для расширения внутреннего спроса. Такое развитие событий, как подчеркивается, станет возможным, если не произойдет преждевременного отказа от политики экономического стимулирования. Снижение уровня потребления в 2009 г. отмечалось в большинстве стран Евросоюза. Однако, несмотря на существенное падение потребительского доверия, темпы его сокращения в целом были значительно ниже, чем ВВП. Меры государственной поддержки, в частности программы замены старых автомобилей на новые, способствовали расширению потребительских расходов. Кроме того, снижений реальных располагаемых доходов было приостановлено резким падением инфляции, а также задержкой в ухудшении условий на рынке труда. Рост заработной платы достиг своего циклического пика в III квартале 2008 г. и продолжался еще в IV квартале, прежде чем существенно замедлиться в первой половине 2009 г. В то же время уровень занятости не снижался до III квартала 2008 г. В 2010 г. ожидается дальнейшее хотя и слабое, уменьшение уровня потребления. Потребительское доверие, вероятно, существенно возрастет по сравнению с началом прошлого года, а инфляция останется чрезвычайно низкой. Уровень сбережения, по-видимому, останется высоким, условия кредитования значительно более сложными, чем до кризиса. При этом ощутимых улучшений на рынке труда не ожидается.

Аналитики фонда отмечают существование нескольких мощных сил, сдерживающих процесс оживления в странах Европы. Крупные дефициты бюджетов и платежных балансов по текущим операциям сдерживают оживление в некоторых странах зоны евро, оказывая негативное воздействие на остальные европейские страны. В частности, как подчеркивается, экономические сложности Греции угрожают нормализации ситуации на финансовых рынках. Этому мешают, также нерешенные проблемы в банковской сфере. Наметившийся процесс восстановления экономики европейских стран также поддерживается несколькими факторами. Во-первых, во второй половине прошлого года возобновился процесс создания товарных запасов. Во-вторых, нормализация мировой торговли внесла существенный вклад в экономическое оживление в государствах Еврозоны и европейских странах с формирующимися рынками. В-третьих, сыграла свою роль действенная политика поддержки финансовых секторов многих европейских стран и координированная помощь со отофоны многонациональных институтов наиболее пострадавшим странам региона.I

Тем не менее, темпы экономического роста в европейских странах, как ожидается, в ближайшие два года будут умеренными. В наиболее развитых странах Европы ВВП в 2010г составляет в среднем на 1% и в 2011г.-на 1,75%. В государствах региона с формирующимися рынками данные показатели, по-видимому, будут равняться соответственно 3 и 3,5%.

В странах Еврозоны в целом совокупный валовой продукт, как ожидается, увеличится на 1% в текущем году и на 1,5% в будущем. Скорее всего, умеренным будет экономический рост в Германии и во Франции, где увеличение экспорта ограничивается внешним спросом, инвестиции сдерживаются нехваткой кредитов, а внутреннее потребление – высокой безработицей. Еще медленнее, по-видимому, будут преодолевать застойные явления Греция, Ирландия, Испания и Португалия. В Великобритании оживление останется умеренным и будет происходить благодаря увеличению экспортных поступлений из-за некоторого обесценения фунта стерлингов, тогда как внутренний спрос будет ослабленным. В европейских государствах с развивающимися рынками перспективы экономического роста в 2010 – 2011 гг. также сильно разнятся. В странах, достаточно благополучно перенесших мировой кризис (таких как Польша), а также тех, где уровень внутреннего доверия уже восстановился, ожидается достаточно заметное оживление, подкрепленное притоком капиталов и нормализацией глобальной торговли. В государствах, вступивших в кризис с уже ослабленной экономикой, таких как Венгрия, Румыния, Болгария, страны Балтии, имеющих серьезные проблемы с платежным балансом, восстановление экономики будет происходить медленнее в результате ограниченных возможностей для маневра. Денежная политика, как отмечается, должна остаться согласованной со сложившейся ситуацией. Поскольку перспективы экономического оживления довольно слабы, инфляционное давление будет умеренным. В промышленно развитых странах Европы базовая инфляция останется низкой и стабильной, в государствах Еврозоны составит около 1%. В большинстве стран региона с формирующимися рынками инфляция будет невысокой, и центральные банки смогут сохранить процентные ставки на относительно низком уровне, что позволит поддержать деловую активность. В следующей таблице приводятся данные из прогноза МВФ, 1. касающиеся темпов роста ВВП (А), в % по сравнению с предыдущим годом, 2. розничных цен (В), в % по сравнению с предыдущим годом, 3. ситуации с платежным балансом по текущим операциям (С), в % ВВП 4. уровнем безработицы (D) в отдельных государствах Европы, в % экономически активного населения.

Таблица 2.

A

B

C

D

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Страны Европы

-4,0

1,3

1,9

1,2

2,0

1,7

0,2

0,3

0,4

-

-

-

Развитые страны ЕС

-4,1

1,0

1,7

0,6

1,4

1,4

0,4

0,7

0,8

-

-

-

Страны Еврозоны

-4,1

1,0

1,5

0,3

1,3

1,3

-0,6

-0,3

-0,2

9,4

10,5

10,5

Австрия

-3,6

1,3

1,7

0,4

1,6

1,5

1,4

1,8

1,7

5,0

5,4

5,5

Бельгия

-3,0

1,2

1,3

-0,2

0,9

1,5

-0,3

-0,5

-0,1

8,0

9,3

9,4

Германия

-5,0

1,2

1,7

0,1

1,9

1,0

4,8

5,5

5,6

7,4

8,6

9,3

Греция

-2,0

-2,0

-1,1

1,4

-2,0

1,0

-11,2

-9,7

-8,1

9,4

12,0

13,0

Ирландия

-7,1

-1,5

1,9

-1,7

1,2

-0,6

-2,9

0,4

-0,1

11,8

13,5

18,7

Испания

-3,6

-0,4

0,9

-0,3

1,4

1,0

-5,1

-5,3

-5,1

18,0

19,4

8,6

Италия

-5,0

0,8

1,2

0,8

2,7

1,7

-3,4

-2,8

-2,7

7,8

8,7

6,4

Кипр

-1,7

-0,7

1,9

0,2

1,0

2,3

-9,3

-11,4

-10,9

5,3

6,1

5,7

Люксембург

-4,2

2,1

2,4

0,8

2,0

1,3

5,7

11,2

11,6

7,0

6,2

7,2

Мальта

-1,9

0,5

1,5

1,8

1,1

2,1

-3,9

-5,1

-5,1

7,1

7,3

4,7

Нидерланды

-4,0

1,3

1,3

1,0

0,8

1,3

5,2

5,0

5,3

3,5

4,9

10,3

Португалия

-2,7

0,3

0,7

-0,9

0,8

1,1

-10,1

-9,0

-10,2

9,5

11,0

10,7

Словакия

-4,7

4,1

4,5

0,9

1,5

2,0

-3,2

-1,8

-1,9

12,1

11,6

6,8

Словения

-7,3

1,1

2,0

0,8

1,1

2,3

-0,3

-1,5

-1,2

6,2

7,4

9,6

Финляндия

-7,8

1,2

2,2

1,6

1,2

1,4

1,4

2,0

1,8

8,3

9,8

9,9

Франция

-2,2

1,5

1,8

0,1

2,7

1,5

-1,5

-1,9

-1,8

9,4

10,0

7,9

Великобритания

-4,9

1,3

2,5

2,2

2,0

1,6

-1,3

-1,7

-1,6

7,5

8,3

4,7

Дания

-5,1

1,2

1,6

1,3

1,6

2,0

4,0

3,1

2,6

3,3

4,2

8,5

Чехия

-4,3

1,7

2,6

1,0

2,4

2,0

-1,0

-1,7

-2,4

6,7

8,8

7,7

Швеция

-4,4

1,2

2,5

2,2

6,2

2,1

6,4

5,4

5,8

8,5

8,2

8,6

Исландия

-6,5

-3,0

2,3

12,0

2,5

3,8

3,8

5,4

1,8

8,0

9,7

3,5

Норвегия

-1,5

1,1

1,8

2,2

0,7

1,8

13,8

16,8

16,7

3,2

3,5

4,1

Швейцария

-1,5

1,5

1,8

-0,4

0,7

1,0

8,7

9,5

9,6

4,1

5,0

4,1

Страны Европы с формирующимися рынками

-3,8

2,9

3,4

4,7

5,3

3,6

-2,0

-3,3

-3,6

-

-

-

Болгария

-5,0

0,2

2,0

2,5

4,3

2,9

-9,5

-6,3

-5,8

-

-

-

Венгрия

-6,3

-0,2

3,2

4,2

-3,7

2,5

0,4

-0,4

-1,0

-

-

-

Латвия

-18,0

-4,0

2,7

3,3

-1,2

-2,5

9,4

7,0

6,3

-

-

-

Литва

-15,0

-1,6

3,2

4,2

2,3

-1,0

3,8

2,7

2,6

-

-

-

Польша

1,7

2,7

3,2

3,5

4,0

2,4

-1,6

-2,8

-3,2

-

-

-

Румыния

-7,1

0,8

5,1

5,6

2,3

3,1

-4,4

-5,5

-5,5

-

-

-

Хорватия

-5,8

0,2

2,5

2,4

0,8

2,8

-5,6

-6,3

-6,8

-

-

-

Эстония

-14,1

0,8

3,6

-0,1

0,8

1,1

4,6

4,7

3,9

-

-

-

Примечание: I-2009 г, II- 2010г.(первое полугодие), III- 2011г. (прогноз).

Несмотря на омрачившийся большую часть II квартала кризис государственных финансов в ряде "периферийных стран" еврозоны, восстановление экономики данного региона продолжилось достаточно умеренными темпами. По итогам II квартала 2010г. ВВП еврозоны вырос на 1%, что оказалось заметно лучше ожиданий аналитиков (0,7% по данным консенсус - прогноза).

Однако, восстановление в разных странах протекает крайне не равномерно и неоднородность региона по мере выхода из кризиса усиливается. Различия между "благополучными" ведущими странами и слабой периферией носят разделительный характер. Максимальные темпы роста закономерно демонстрируют страны, обладающие наиболее сильными конкурентными преимуществами во внешней торговли, прежде всего Германия- лидер восстановления как в терминах темпов роста выпуска, так и сточки зрения восстановления рынка труда. Именно высокий темп роста немецкой экономики во II квартале 2010г. (2,2%) объясняет большую часть столь позитивного сводного показателя. На этом фоне отставание стран "периферии ", страдающих от низкой производительности, негибкости рынка труда и слабой конкурентоспособности в целом, лишь увеличивается, усугубляемое бременем долгового кризиса. И если Португалия и Испания вышли из рецессии еще в I квартале 2010г, то для Греции II кв.2010г. оказался уже седьмым подряд кварталом отрицательного прироста выпуска.

Препятствием восстановления экономики остается недостаточно быстрое восстановление банковского кредитования. Июльский обзор банковского кредитования показал, что во II квартале банки еврозоны продолжили ужесточать кредитные стандарты : доля банков ужесточивших стандарты по кредитам компаниям, превысила долю тех, кто смягчил, на 11 п.п., причем разрыв увеличился по сравнению с двумя предыдущими обзорами (тогда он составлял 3 п.п.).

Заключение

При всех своих проблемах и неурядицах Европа тем не менее не сбивается со взятого курса, и ее превращение в некое подобие Соединенных Штатов Европы – вопрос времени. К строительству общеевропейского дома подключаются практически все страны и народы континента, и грядущий век будет ознаменован переходом Европы в совершенно новую ипостась – в мощное многонациональное государственное образование. В этот новый конгломерат впишется до тридцати государств – почти вся Восточная Европа (первой скорее всего будет Украина), островные субъекты в Средиземноморье и, видимо, Турция. Однако в этом союзе равноправных партнеров будут главенствовать и задавать тон четыре ведущих лидера - Германия, Франция, Великобритания, Италия. Это очевидно и сейчас. Ведь в столицах этих стран вырабатываются все кардинальные решения для последующего их одобрения остальными. Но дело сделано - для попавших однажды в Евросоюз обратного хода нет. Все сконструировано таким образом, что вне этой коалиции добровольно согласившихся вступить в нее стран ни одна из них существовать не сможет – страна-диссидент обречена на неминуемую гибель. В итоге объединенная Европа, крепко стянутая обручами взаимных обязательств и единых для всех правил поведения во внутренней жизни и внешних делах, по своей мощи и влиянию может стать чем-то более значимым, чем сверхдержава. Она имеет шанс обрести ведущее, главенствующее место в мире.

Что же касается самой Европейской валюты, то, на мой взгляд, тут много противоречий. Как уже было сказано ранее, Единая Европа – это множество государств с глубокими традициями. Введение евро, таким образом уничтожает все традиционные валютные связи. Франки, марки, фунты стерлингов… Теперь это всё в прошлом, но в сознании многих людей ещё долгое время будут оставаться истинными национальными валютами.

Список использованной литературы

    Валютный союз по-европейски / В. Крайний // Интерфакс-АиФ. - 1999 №16

    Европейский валютный союз: взгляд из Европы, Америки, Азии / Дэвид Ширрефф // Деловая Сибирь 2002 №2

    Евро - валюта "Соединенных Штатов Европы" / М. Погорелый // Ревизор 2008 №9

    Нужна ли Европе общая валюта? // Открытый урок 2006 №35

    Зарубежные финансовые рынки в 2009г./БИКИ №39(9587),2010г.,5,16

    Зарубежные финансовые рынки в 2009г./БИКИ №40(9588),2010г., стр. 4,5,16.

    О перспективах развития стран Европы/БИКИ №27(9575)2010г., стр.4-5,16

    О проблемах дальнейшего развития Еврозоны/БИКИ №47(9595),2010г.стр.5,16

    О финансовом кризисе в ЕС/БИКИ №105(9652),2010г., стр.16

    О финансовом кризисе в ЕС/БИКИ №106(9653),2010г., стр.5,16

    .Эксперты МВФ о перспективах развития стран экономики Европы/БИКИ №62(9610) 2010г, стр.1,4

    The QE 2/Обзор основных экономических тенденций/29 июля-18августа 2010г.

    The QE 2/Обзор основных экономических тенденций/19сентября-10октября 2010г.

    The QE 2/Обзор основных экономических тенденций/11октября-13ноября 2010г.

    Интернет. WWW: http://www.europa.eu.ru

http://www.euro.eu.ru

http://www.eubasics.ru