Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    Понятие, сущность и классификация терроризма

    Финансовые источники терроризма

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Терроризм - это ненависть. Человека к человеку. Человека к человечеству».

Гушер А.И. Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития

Актуальность выбранной темы продиктована нашей современной действительностью. Терроризм в любых его проявлениях превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество вступило в новое тысячелетие.

Я считаю, что наряду с политическими партиями и «группами по интересам», теперь можно выделить новых субъектов политики – террористические организации и группировки. Разумеется, террористическую деятельность нужно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.

Если раньше террористические организации финансировались теми или иными странами (внутри государства – партиями) и защищали их интересы, то теперь эти группировки часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение не только авторитет государства во внутренней и внешней политике, но и те или иные религиозные устои и постулаты. Это стало возможным по ряду причин. Во-первых, это развитие средств массовой информации, которые информируют общественность о любом теракте, при этом, не стесняясь в способах преподнесения информации о данных событиях; во-вторых, усиление международной преступности, во многом по своей организационной структуре схожей с террористическими организациями и в-третьих, развитие науки и техники, породившее новые мобильные образцы оружия.

Террористические организации действуют как в странах с низкой политической организацией и культурой, так и в странах с давними парламентскими традициями. Ни одна страна мира не защищена полностью от свершения террористического акта на ее территории и события последних лет это доказали.

Свершение террористических актов влечет за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных и культурных ценностей, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами, разжигая национальную неприязнь. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с терроризмом во всех его проявлениях. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, экономических и национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту, т.е. каждый из нас.

Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, прежде всего правовыми методами, подтверждает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является терроризм, то есть террористическая деятельность, как в рамках отдельно взятого государства, так и в мировом масштабе, а так же государственная политика борьбы со всеми проявлениями терроризма.

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРОРИЗМА

Террор (от лат. terror - страх, ужас).

По В.И. Далю, назначение терроризма – использовать насилие и устрашать смертью.

С.И. Ожегов определяет террор как физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам. Практически все ученые, аналитики отождествляют террор с насилием, с угрозами физического уничтожения и уничтожением отдельных лиц или групп лиц в политических целях, что отличает его от просто уголовного преступления.

Террор всегда имеет как политическую окраску, так и политические цели: создание нового государства, изменение политического режима, давление на власть, чтобы освободить определённых лиц из мест лишения свободы, принятие приемлемых для террористов законов или, наоборот, отмену действующих. Террор может носить как внутренний характер, так и иметь международные связи, широкую сеть подпольных, нелегальных организаций, связанных одним руководством, что наблюдается и в настоящее время.

К настоящему времени определилось несколько видов терроризма.

    Государственный терроризм сложился из традиционной агрессивной политики так называемых великих держав. Ныне, его главным представителем являются США, которые выдвинули идеологию и политику мондиализма (доктрина, согласно которой, национальное и государственное как минимум второстепенно, как максимум — не имеет права на существование). Прикрывающуюся заботой о защите прав человека, демократии во всем мире и борьбой против явного или мнимого международного терроризма.

    Терроризм с государственной поддержкой. К этой разновидности терроризма относятся террористические организации, которые поддерживаются государственными органами и используются правительствами различных государств, для осуществления своих агрессивных целей. Они располагают значительно более мощными ресурсами и, соответственно, гораздо опаснее. Государственную поддержку и связи с правительством имеют такие организации как «Хезболла», поддерживаемая Ираном, организация Абу Нидаля – имеет поддержку Ирака, «Японская Красная Армия» - Ливии. Что касается "Аль Каида" Усамы Бен Ладена, то она, по мнению некоторых экспертов, тесно связана с талибами, когда те были у власти в Афганистане.

    Националистический и этнический терроризм. Его участники обычно ставят своей целью формирование отдельного государства и освобождение от иностранной зависимости. Они называют это борьбой за национальное освобождение. К ним относились освободительные или повстанческие движения в Африке, Азии и Латинской Америке. По существу, это был не националистический терроризм, а освободительная война. На Западе к националистическому терроризму относят деятельность Ирландской Республиканской Армии и Организации Освобождения Палестины. Обе организации в 90-х годах 20 века заявили об отказе от террористических методов.

    Религиозный терроризм распространен главным образом в мусульманских странах, опирается на идеологию ислама. Его сторонники широко и беспощадно используют насилие в целях укрепления и расширения своей веры, хотя за этим стоят экономические, финансовые интересы. Этот тип терроризма получил весьма широкое распространение. Их врагами являются все, кто не разделяет их учение. Они проповедуют учение о джихаде (война за веру с неверными) и считают, что смерть за Аллаха ведет прямо в рай. В группу организаций религиозных террористов входят такие известные организации, как "Аль Каида" Усамы Бен Ладена, группировка суннитских мусульман "Хамас", ливанская шиитская группа "Хезболла" и японская организация "Аум Сенрике".

    Терроризм левых экстремистов. В их задачу входит уничтожение капитализма и замена его коммунистическим или социалистическим режимом. К терактам против гражданского населения они, как правило, не прибегают. Но похищают и даже убивают богатых людей, политиков, организуют взрывы.

    Уголовный терроризм. Этот термин появился сравнительно недавно. Он связан с развитием организованной преступности, руководители которой организуют террористические акции в целях устрашения и воздействия на общество, отдельных политиков и в целом на власть, чтобы добиться уступок в пользу криминальной деятельности.

Приведенная выше классификация терроризма является, скажем, так условной, неполной и в некоторой степени дискуссионной. Прежде всего, нельзя игнорировать, как это делают многие западные политологи, государственный терроризм, который проявляется в агрессивных действиях США и некоторых их союзников, в том числе Израиля. По моему мнению, наибольшую опасность представляют именно государственный и религиозный терроризм, особенно исламский фундаментализм

Террористические организации. В настоящее время в мире насчитывается около 500 объединений террористического толка. Упомянем лишь некоторые из них: «Мусульманское братство», палестинское движение Хамас, Ирландская республиканская армия (ИРА), движение испанских басков «За родину и свободу» (ЭТА) и другие. Большинство из них имеют два крыла: политическое и террористическое. Первое действует более или менее открыто, второе законспирировано.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями. Им свойственна жесткая организационная структура. В этих организациях очень четко отработана техника конспирации. Проводится тщательный отбор кадров. Наличие огромного финансового ресурса позволяет иметь внушительную агентуру в правоохранительных и государственных органах. Тот же финансовый ресурс позволяет иметь хорошо и технически оснащенную «армию», конкурирующую, а то и превосходящую подразделения правительственных войск.

Террористические группировки, особенно их руководители, во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружения, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведении ими масштабных операций. Можно отметить, что международное террористическое сообщество научилось маневрировать силами и средствами, перебрасывать нелегальными каналами большие массы оружия и боевиков.

Действия террористических организаций претерпели ныне значительные изменения. От убийств отдельных лиц, они перешли к массовым убийствам на тщательно подбираемых объектах, чтобы вызвать огромный общественный резонанс. Это, нападения на больницы, школы, взрывы самолетов, взрывы в метро и на площадях с огромным скоплением людей. Помимо обычного стрелкового оружия террористы стали применять новейшие виды поражения целей, в том числе ракеты типа «Стингер». В их планы входят использование бактериологического и химического оружия, подрыв ядерных объектов, распространение эпидемий, например, сибирской язвы.

По мнению аналитиков, на территории России создана разветвленная террористическая сеть. Есть учебные центры, где террористы проходят боевую подготовку, обучаются методам диверсионной работы. Созданы командные пункты в Москве, на Северном Кавказе, в Грузии, мозговой центр находится в Лондоне. В стране, в органы государственной власти в центре и на местах (от высших эшелонов власти до поселковой администрации) внедрена чеченская агентура. Сложилась система подкупа должностных лиц, которые снабжают руководство террористов необходимой им информацией. Установлены международные связи с западными и исламскими спецслужбами, с ПАСЕ, с центрами наркомафии. Все расположенные на российской территории структуры террористов, в которые входят не только чеченцы, но и лица других национальностей, являются составной частью международного терроризма.

2. ФИНАНСОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ТЕРОРИЗМА

Любая организация, партия или объединение всегда нуждается в источнике финансирования и источники эти могут быть различными, в большинстве своем официальными и легальными.

Не исключение и террористические группировки, только вот о легальности их источников можно поспорить. Международные террористические группы нуждаются в деньгах для привлечения новых сторонников, обеспечения поддержки на местах и за границей. Значительные средства тратятся на организацию вербовки, боевую подготовку собственных ударных отрядов и наемников, создание современной материально-технической базы (компьютерное обеспечение, связь, транспорт и современное оружие).

В борьбе с терроризмом важно не только выявить и пресечь террористические преступления, но и выяснить финансовые основы, дающие возможность терроризму, его людским и материальным ресурсам воспроизводиться и наращивать силу.

Многие террористические организации в своей истории часто прибегали к чисто криминальным способам самофинансирования, для этого использовались:

- грабежи (например, в Северной Ирландии, США);

- похищения людей с целью выкупа (Чечня);

- торговля наркотиками (Перу, Афганистан - «Аль-Каида»);

- контрабанда товаров и людей и т.п.

Однако терроризм тем и отличается от других видов преступной деятельности, что на свое воспроизводство использует не только (а в большинстве стран и не столько) криминальные источники. Диапазон источников финансирования террористической деятельности исключительно широк: обычной международной практикой является финансирование экстремистских организаций коммерческими предприятиями, отдельными симпатизирующими частными лицами (фонд Сороса) и даже государственными спонсорами. Основные финансовые потоки идут из Северной Америки, Европы и богатого нефтью региона Ближнего Востока.

Среди главных источников финансирования террористов можно отметить следующие:

- получение доходов от различных законно действующих коммерческих предприятий, принадлежащих как непосредственно участникам террористических групп, так и симпатизирующим им деловым людям (некоторые из наиболее востребованных террористами видов коммерческой деятельности: строительство, банковское дело, торговля товарами, ресторанный бизнес и т.д.);

- пожертвования через социальные и религиозные организации (с начала 1990-х годов террористические группы в значительной части опираются на пожертвования и финансовую помощь своих единомышленников - неправительственных организаций из стран Запада и государств Персидского залива);

- спонсорская помощь отдельных государств.

Для передачи террористам необходимых финансов легального происхождения используется множество способов:

- перевозка наличных средств курьерами;

- перевод посредством банков и иных финансовых учреждений (в данном случае операции часто оформляются на подставные лица, религиозные и политические организации);

- перевод через так называемые исламские банки, действующие на основании мусульманского права (такие банки запрещают выплату процентов и отдельные виды банковской деятельности) и с 1970-х годов широко распространенные по всей Азии и Ближнему Востоку, а теперь и по всему миру;

Учитывая важность проблемы, потребовалось развитие новых форм правового сотрудничества государств. Непосредственная работа по выработке единых подходов и стандартов в вопросах пресечения финансовых потоков, питающих терроризм, началась еще в середине 90-х годов ХХ века. У ее истоков стоял ряд международных организаций, таких как «восьмерка» и Евросоюз.

В 1999 году была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, которую Государственная Дума ратифицировала 14 июня 2002 года. Согласно ст. 8 Конвенции каждое государство принимает, в соответствии с принципами своего внутреннего права, необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, с целью возможной конфискации.

Однако создание правовой базы не решает всей проблемы, поскольку для пресечения самой финансовой операции в пользу террористов необходима своевременная разведывательная информация об истинных ее целях и адресатах. Помочь в решении данной проблемы может лишь повышение уровня сотрудничества между государствами на многосторонней основе. Принимая во внимание основополагающую роль финансирования из негосударственных источников в развитии современного терроризма, особое значение приобретает выработка практических мер по созданию эффективной системы контроля над финансовыми потоками, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.

Ключевое значение в выявлении и пресечении финансовых операций, осуществляемых в поддержку террористической деятельности, имеет установление конечного адресата - террористической организации или группы. Велика важность координации действий на международном уровне не только в отслеживании источников финансирования, но и лишении террористов возможности использовать полученные средства на преступные цели. Практика взаимодействия государств, в противодействии финансированию терроризма еще раз подтверждает мысль, что нет альтернативы международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом, и поскольку терроризм является международной проблемой, постольку и контртеррористическая деятельность является международным вопросом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в деле борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации и граждан страны в том числе. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество и все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь, ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданское общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтации в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется, оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Условиями успешной антитеррористической стратегии, с моей точки зрения, являются - упреждающий характер действий; активность; соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения; вариативность, наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий; обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, а также в аспекте объединения усилий ведомств на основе четкого разделения компетенции органов федерального, регионального и местного уровней; дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий.

Разработке подлежат следующие проблемные ситуации: компетенция ветвей власти, пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайной обстановки; режим деятельности представителей СМИ; обеспечение безопасности населения; принципы переговоров (ограничение участия высших лиц, характер и пределы возможных уступок, вопрос о правовой силе данных обещаний и т.д.; принципы применения силы и психологического давления (через соучастников, единомышленников, близких и родных, допустимость “контрзаложничества”); надзор и контроль за законностью, статус сотрудников, внедренных к террористам; оценка допустимых пределов применения силы, оружия и спецсредств.

Представляется необходимым разделить ответственность по проведению контртеррористических операций между ФСБ, МВД, МО, ФПС в зависимости от объекта террористической акции. Освобождение заложников, скорее всего, входит в компетенцию местного УВД, а при захвате, например, атомной станции или другого подобного объекта может потребоваться вмешательство и ФСБ, МО и МВД.

Детальной разработки требует процедура и содержание взаимодействия федеральных сил с властями региона и органами местного самоуправления (опыт поселка Первомайский), учет права местных властей на переговоры, использование местных ресурсов и сил для вывода населения, оцепления, контроля транспорта, размещения эвакуированных, информационная взаимосвязь и т.д.

Важное направление в деле предупреждения терроризма - выявление каналов связей отечественных преступных группировок с международным терроризмом, каналов финансирования, поступления вооружения и преступных террористических групп.

Для эффективной борьбы с терроризмом, как представляется, необходим системный подход к организации антитеррористической деятельности на государственном уровне. Имеющееся в государстве достаточное количество специализированных структур можно назвать подготовленными к борьбе с терроризмом лишь условно, поскольку они в большей степени сориентированы на проведение силовых акций, когда преступление уже совершено. Между тем, борьба с терроризмом это, прежде всего заблаговременная оперативная работа, позволяющая выявлять террористические организации на стадии возникновения, а террористические акты пресекать на стадии планирования и подготовки. В современной России право заниматься оперативной работой имеют подразделения ФСБ, МВД, МО, ФСНП, ГТК. При правильной постановке оперативной работы эти ведомства могли бы обеспечить своевременный и в достаточном объеме сбор и использование текущей оперативной информации, что позволило бы предупредить совершение террористических актов на самой ранней стадии. То, что происходит сейчас у нас в стране в борьбе с терроризмом (создание мощных подразделений ОМОН, СОБР, спецназа и их привлечение к ликвидации террористических формирований), напоминает борьбу с бандформированиями после ВОВ в Западной Украине и на территории Прибалтики, когда для ликвидации бандитизма приходилось проводить чекистско-войсковые операции. Нечто похожее происходит в настоящее время в Чечне, чуть ранее в Дагестане, других регионах Кавказа, в ряде стран СНГ.

Таким образом, следует констатировать, что проблема терроризма в России не только существует, но ежегодно обостряется, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности страны в целом. И решаться она должна на самом высоком государственном уровне. И только полное и всеобъемлющее решение всех вышеперечисленных задач будет способствовать более плодотворному решению вопроса борьбы с терроризмом.

Список используемой литературы:

1.Авдеев Ю. И., Особенности современного международного терроризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // http://www.waaf.ru/3x.htm

2. Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера. М., 2002.

3. Гурьянова Т. Вирус страха. Случайной жертвой может стать каждый / Версия. 2001. № 12 (136). С. 26.

4.Гушер А.И., Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html

5. Жириновский В.В. Как предотвратить террор. М., 2004. С. 12.

6. Иванов Н.Г. Мотив преступного деяния. М., 1997; Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.

7. Кондрашов А. Когда остановят машину смерти? / Аргументы и факты. 2001. № 13. С. 6.

8. Стенограмма заседания ГД ФС РФ от 05.09.2004 года. Выступление Заместителя Председателя ГДФС РФ Жириновского В.В. М. ГД ФС РФ 2004

9. ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25.07.1998 г.