Экономика США (работа 2)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История экономики»

по теме: «Экономика США»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные характерные черты экономики США

2. Роль государства в экономике США

3. Экономика США – на рубеже веков: проблемы и перспективы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

США встречают завершение ХХ в. и наступление третьего тысячелетия в качестве влиятельного лидера мировой экономики. США – одна из крупнейших по территории и населению стран мира. В стране на территории площадью около 9,3 млн. кв. км проживало по состоянию на начало 1993 г. более 255 млн. человек. По уровню развития производительных сил, масштабам своего хозяйства США значительно опережают любую из других развитых стран. Ход развития экономических процессов в самих США является одним из главных генераторов прогрессивных сдвигов в экономике всего мира. Положение дел в США служит «барометром» для мировой экономики, непосредственно воздействует на движение цикла и изменения хозяйственного положения в других странах, влияет на структуру международного экономического обмена.

Теме экономики США и посвящена моя работа.

1. Основные характерные черты экономики США

США производят больше всех в мире товаров и услуг. ВНП страны в конце 2004 г. составил 6600 млрд. долл. в текущих ценах. Ближайшие партнеры существенно уступают США в этом отношении. ВНП Японии в текущих ценах и валютных курсах составил на ту же дату почти 4000 млрд. долл., а ФРГ (в современных границах) – более 2000 млрд. долл. В удельных величинах позиция США сопоставима с западноевропейским «общим рынком». На долю США приходится в конце 90-х годов 24% совокупного ВНП мира, на долю ЕС – 25%, Японии – 16 %.

Несколько иная картина складывается при сопоставлении показателей ВНП на душу населения: она создает впечатление, что США заметно уступают некоторым развитым странам. На начало 2003 г. округленные показатели ВНП на душу населения в текущих ценах и валютных курсах, выраженных в долларах, выглядели следующим образом: в США – 23 тыс., в Швейцарии – 29, в Японии – 27, в Швеции – 24, в ФРГ – 22 тыс. долл. Однако показатели ВНП на душу населения следует трактовать с большой осторожностью. Это усредненная величина произведенного за год продукта, приходящаяся на каждого человека в обществе. В динамике она свидетельствует о росте благосостояния, конкретное воплощение которого зависит от распределения доходов в данном обществе, уровня инфляции, структуры и качества товаров и услуг и от многих других обстоятельств. Проведенные специалистами Национального Научного Фонда США расчеты дают такую картину соотношения ВНП на душу населения в ведущих странах с уровнем США, принятым в 1990 г. за 100 % : Канада – 93,9%, Япония – 80,7, Швеция –75,3, ФРГ – 74,5, Франция – 73,7, Италия – 69,0 и Южная Корея – 38,1 %.

Сегодняшний уровень экономики США является плодом длительного развития и достигнут благодаря действию многих факторов. Уместно напомнить о главных факторах в историческом контексте.

1.Богатые природные ресурсы и благоприятные природные условия страны. Недра США содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Большинство из них удобно расположены. На США приходится 20% мировых запасов минеральных ресурсов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствует ведению высокопроизводительного сельского хозяйства. Северная граница США (за исключением Аляски) проходит по географической параллелям, на которых в России расположены Кубань, Ставрополье, Нижнее Поволжье. Расположению южных границ США соответствует в Восточном полушарии Южное Средиземноморье. Благодаря этому в стране производится почти весь спектр сельскохозяйственной продукции: от ржи до цитрусовых. Современное сельское хозяйство США представляет собой одну из самых наукоемких отраслей экономики с высочайшими в мире показателями производительности и эффективности.

2.В США не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы развитию производительных сил. Свободные земли, относительно высокий уровень заработной платы и других доходов привлекли в свое время в США миллионы переселенцев из других стран. По психологическому типу это были в подавляющем большинстве люди твердые духом, готовые к труду и лишениям, социально активные, а нередко и с авантюрной жилкой. Американскую нацию сегодня сравнивают с плавильным котлом, в котором из разных компонентов образуется сплав, отличающийся от исходных материалов совершенно новыми свойствами.

3.Расширяющийся потребительский рынок стимулировал развитие массового производства, которое довольно быстро стало основой экономического роста, стимулируя развитие соответствующих базовых отраслей и влияя на формирование прогрессирующей структуры хозяйства. В ряде отраслей массовое производство было создано еще в начале века. Так еще в годы первой мировой войны США перешагнули миллионную отметку в производстве легковых автомобилей (1915 г. – 985,6 тыс., в 1916 г. – более 1,5 млн. единиц).

4.Развитие экономики США не тормозилось войнами. Военные действия на их территории происходили последний раз в 60-х годах XIX в. во время гражданской войны. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран, способствовали бурному росту американской экономики, в первую очередь, передовых и базовых отраслей промышленности. Так, за 1939 1944 гг. ВВП США увеличился на 93%, а промышленное производство – в 2,4 раза. Конечно, при этом возникали крупные перекосы в пользу военного производства, и последующая конверсия происходила с трудностями, в обстановке экономических кризисов. Но одновременно достигнутый в военные годы потенциал с его передовыми техническими и другими достижениями в последующие годы становился мощной базой для динамичного роста гражданского производства, опережающего другие страны нередко на целые десятилетия.

5.Энергичному экономическому развитию способствовала изначально установившаяся в стране свобода экономической деятельности, защита и поддержание принципов конкуренции. Еще в конце XIX в. было положено начало антитрестовскому законодательству, которое запрещает сговоры о разделе рынков и искусственном поддержании цен, монополизацию рынка крупными компаниями, а также слияния компаний, ведущие к подрыву конкуренции.

6.Одним из важнейших факторов экономического развития является, пожалуй, специфически американский культ предприимчивости, прочно укоренившийся в общественном сознании. Отличительная особенность психологии американского общества – страстное стремление к успеху и неприятие неудачников. Энергичный соревновательный дух общества, высокие требования, предъявляемые к каждому, заставляют людей напряженно трудиться, учиться и повышать свою квалификацию, стремиться к росту благополучия и общественного статуса. Эти же силы заставляют бизнес постоянно искать новые пути к успеху, инвестировать средства в обновление производства, активно бороться за потребителя с отечественными и иностранными конкурентами.

США занимают первое место в мире по объему промышленного производства, который в 2002 г. составил около 2 трлн. долл. США обладают крупнейшим в мире и высокоэффективным сельским хозяйством. Сбор всех видов зерновых культур составляет в последние годы порядка 400 млн. т. в год, при этом порядка 50% пшеницы и 60% кукурузы идет на экспорт. Динамично развивается сфера услуг, которая занимает все более важное место и в экспортной деятельности страны.

Лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Чрезвычайно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США ежегодно расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. Важным фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса, ориентированного на высокие стандарты потребления. В США ежегодно закладывается строительство в среднем 1,5 млн. новых домов, продается более 10 млн. новых легковых автомашин и множество других товаров длительного пользования.

Промышленность США потребляет около 1/3 всего сырья, добываемого в мире. Страна обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. Располагая самым развитым машиностроением, США одновременно стали крупнейшим импортером машинотехнических изделий. США принимает более 1/4 мирового экспорта машин и оборудования, проводя закупки практически по всем видам техники.

В США к началу 90-х годов сложилась устойчивая прогрессивная структура хозяйства, в котором преобладающий удельный вес принадлежит производству услуг. Их доля в ВВП составляет более 60%, доля продукции промышленности – 37% и порядка 2,5% – продукция сельского хозяйства. Еще более значительна роль сферы услуг в занятости: здесь на ее долю приходилось в начале 90-х годов более 73% самодеятельного населения, на долю промышленности падало порядка 23% и примерно 3,5% – на долю сельского хозяйства. США обладают самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором динамичного развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых. В 1994 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 180 млрд. долл. Государственные ассигнования составляют 44% этой суммы, 51% ассигнуют частные корпорации, остальные 5% составляют собственные средства университетов и колледжей, а также поступления от правительств штатов, местных органов власти и неприбыльных институтов.

США продолжают оставаться крупнейшим производителем продукции высоких технологий, или, как ее принято называть, – наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляет в начале 90-х годов 36%, Японии – 29, ФРГ – 9,4, ЕС в составе 12 стран – 29 %.

Еще одной сферой, где американцы удерживают очень прочные позиции, является обработка накопленных массивов знаний и предоставление информационных услуг. Этот фактор играет очень существенную роль, так как быстрое и качественное информационное обеспечение стало во все возрастающей степени определять эффективность работы всего производственного аппарата. В настоящее время в США сосредоточено 75% банков данных, имеющихся в развитых странах. Поскольку в Японии, как и в Западной Европе, нет равнозначной системы банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителей информации.

Ядро научно-технического потенциала США составляют кадры высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых проведением научных исследований и разработок. В начале 90-х годов общая численность научных сотрудников в США превышала 3 млн. человек. США продолжают также лидировать по удельному весу ученых и инженеров в составе рабочей силы. По данным за 80-е годы в США на 10 тыс. занятых приходилось 280 ученых и инженеров, в Японии – 240, в ФРГ – 210, в Великобритании – 190, во Франции – 165 человек.

Высоким образовательным уровнем характеризуется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х годов 38,7% американцев в возрасте от 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 21,1% – законченное высшее и 17,3% – незаконченное высшее образование. Только 11,6% взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе. Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках.

На современном этапе научно-технической революции размер и уровень развития отечественного рынка не только остается мощным фактором мирового влияния США, но и приобретает новое значение. В условиях высокой степени обеспеченности собственными сырьевыми ресурсами США получили новые преимущества благодаря внедрению ресурсосберегающих технологий. Тем самым существенно уменьшилась зависимость США от внешних источников снабжения сырьем. Более того, в современных условиях резко возрастает зависимость поставщиков сырья от экономики США и других развитых стран. Это относится и к тем видам сырья, по которым экономика США целиком или близко к этому снабжается за счет импорта.

Экспорт товаров составляет сравнительно с другими странами невысокий удельный вес в национальном производстве США. Экспортная квота (отношение стоимости экспорта к ВНП) колеблется вокруг показателей 8 9% ВНП. Однако для отдельных отраслей экономики значение экспорта существенно выше. США экспортируют примерно четвертую часть сельскохозяйственной продукции, а по некоторым ее видам этот показатель составляет больше половины. В промышленности США сложился тесно связанный с внешним рынком сектор. Это 7 из 21 отрасли в обрабатывающей промышленности. На них приходится почти 3/4 всего вывоза промышленной продукции. Экспортные рынки обеспечивают сбыт около 1/4 продукции общего машиностроения, более 1/5 – по двигателям и турбинам, свыше 2/5 – по самолетам.

Импорт играет все более растущую роль в хозяйстве США не только как источник снабжения страны товарами, но и как фактор мировой конкуренции, влияние которой охватывает ныне практически всю экономику США. К началу 90-х годов сложилось такое положение, что за счет импорта удовлетворяется порядка 20% потребностей США в текстиле, стали и ряде других видов важной для хозяйства продукции, а по некоторым товарам – в значительно большей степени. Например, доля импорта составляет 30% объема ежегодных продаж автомобилей в США. При этом 19% составляют поставки из Японии, более 4% – из стран Западной Европы и почти 4% – из Южной Кореи, а остальные 3% падают на прочих поставщиков. До 50% возросла в последние годы доля импорта в продажах станков и оборудования, а в продажах бытовой электроники, обуви и некоторых других товаров превысила 80 %.

Крупнейшими торговыми партнерами и одновременно главными конкурентами США на мировом и внутреннем рынках остаются ФРГ и Япония. ФРГ направляет в США 8 9%, а Япония – 34 35% своего экспорта. Устойчивый дефицит в торговле с этими странами стал характерной чертой экономики США. Доступ на рынок США стал для этих стран одним из главных условий их прогресса.

Важным свидетельством лидерства США в мировой экономике является движение технологического платежного баланса страны. Он включает потоки платежей и поступлений по передаче технологии. Сюда входят расчеты за регистрацию патентов, приобретение лицензий, торговых марок, разработок дизайна, авторских прав, промышленных прав и образцов, «ноу-хау», оплата услуг в области менеджмента и т.п.

Только 3 страны имеют постоянный актив своего технологического баланса. Это США, Швейцария и Великобритания, причем США лидируют с большим отрывом. Активное сальдо по этим статьям в платежном балансе США составляет в последнее время порядка 7-8 млрд. долл. в год.

США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции – им принадлежало в 2000 г. 9% всего рынка наукоемкой продукции за пределами США, т.е. экспорт США составлял 9% всего мирового производства этой продукции за исключением внутреннего потребления США. Одновременно с этим США выступают главным рынком для ведущих экспортеров продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего импорта США составляет в эти же годы около 14 %.

Сеть международного производства, созданную посредством прямых заграничных инвестиций, принято называть в экономической литературе второй экономикой. Вторая экономика США занимает особое место в мировой системе. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу она существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования ближайших конкурентов США в этой области: Западной Европы и Японии. Уже в середине 80-х годов на 20 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях было занято более 6,5 млн. рабочих и служащих, что составляло 1/4 всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих американским ТНК. Объем продаж товаров и нефинансовых услуг заграничными филиалами и подконтрольными фирмами соответствовал 1/3 товарооборота материнских компаний и приносил порядка одной трети прибыли. Костяк второй экономики образуют зарубежные промышленные фирмы, на которые приходится свыше 70% продаж всех заграничных подразделений. Общий объем продаж предприятий и фирм второй экономики соответствует 32% ВНП США.

Масштабы внутреннего кредитного рынка являются мощным фактором влияния США на мировое движение денежных ресурсов. В начале 90-х годов объем кредитных ресурсов, распределяемых этим рынком, превысил 1000 млрд. долл. ежегодно, что значительно превышает величину кредитного рынка любой из других развитых стран. В условиях тесного взаимодействия денежных рынков, фактической их интеграции в мировой рынок кредитных ресурсов, события на денежном рынке США, повороты кредитно-денежной политики страны существенно влияют на общее положение дел в мировой экономике и ее валютно-финансовой сфере.

В основе интернационализации денежной политики США лежит международная роль доллара, который остается главным резервным и расчетным средством в мировой валютно-финансовой системе. Инвалютные резервы центральных банков западных стран на 3/4 состоят из долларов, в долларах осуществляется более половины расчетов в мировой торговле, доллар служит мерой ценности многих важнейших товаров на мировом рынке (в частности нефти), в долларах ведутся практически все международные экономические сопоставления.

2. Роль государства в экономике США

Америка предлагает свою систему свободного предпринимательства другим странам в качестве образца для подражания. Экономический успех этой страны, кажется, подтверждает точку зрения, согласно которой экономика функционирует наилучшим образом, когда государство дает возможность компаниям и частным лицам самостоятельно добиваться успеха – или терпеть неудачи – в зависимости от их заслуг на открытых рынках в условиях свободной конкуренции. Однако насколько свободен бизнес в американской системе свободного предпринимательства? Правильный ответ – «не совсем». Сложная паутина устанавливаемых государством регулирующих правил определяет многие аспекты деловой активности. Ежегодно государство издает новые регулирующие правила, занимающие тысячи страниц и часто содержащие подробнейшие указания относительно того, что предприниматели могут делать, а что – нет.

На протяжении американской истории политика невмешательства периодически сменяется требованиями обеспечить государственное регулирование обоих типов, а затем «маятник двигался в обратную сторону». В течение последних 25 лет, как либералы, так и консерваторы стремились уменьшить или устранить некоторые компоненты экономического регулирования, соглашаясь с тем, что регулирующие правила несправедливым образом защищают компании от конкуренции за счет потребителей. Однако политические лидеры демонстрировали более острые разногласия относительно общественного регулирования. Либералы в большей степени одобряли государственное вмешательство, преследующее разнообразные неэкономические цели, а консерваторы были склонны считать вмешательство вредным для конкуренции и эффективности компаний.

В начале существования Соединенных Штатов государственные лидеры в основном воздерживались от регулирования бизнеса. Однако с приближением XX века консолидация промышленности США, связанная с появлением очень могущественных корпораций, стимулировала государственное вмешательство ради защиты малых предприятий и потребителей. В 1890 году Конгресс принял антитрестовский закон Шермана, призванный восстановить конкуренцию и свободное предпринимательство путем разделения монополий. В 1906 году Конгресс принял законы о правильном оформлении этикеток на продуктах питания и лекарствах и об обязательной проверке мяса перед его продажей. В 1913 году государство создало новую федеральную банковскую систему – Федеральную резервную систему – для регулирования суммы денег, находящихся в обращении, и определенного контроля над банковской деятельностью.

Наиболее важные изменения в роли государства произошли во время «Нового курса» – ответа Франклина Д. Рузвельта на Великую депрессию. В этот период 30-х годов Соединенные Штаты пережили тяжелейший экономический кризис и самую массовую безработицу за всю историю страны. Многие американцы решили, что необузданный капитализм потерпел поражение. Они возлагали надежды на государство, которое должно было уменьшить тяготы и то, что казалось саморазрушительной конкуренцией. Рузвельт и Конгресс приняли множество новых законов, дававших государству право вмешиваться в экономику. Помимо прочего, эти законы регулировали продажу акций, признавали право рабочих создавать профсоюзы, устанавливали правила в области заработной платы и продолжительности работы, обеспечивали выплату пособий по безработице и пенсий по старости, предусматривали дотации для фермерских хозяйств, страхование банковских вкладов, создание Управления ресурсами бассейна Теннеси для широкого развития региона.

После 30-х годов были приняты многие другие законы и регулирующие правила. К началу 90-х годов Конгресс создал более 100 федеральных регулирующих органов, области влияния которых простираются от торговли до связи, от использования ядерной энергии до безопасности продуктов, от медицины до трудоустройства. К числу новейших регулирующих органов относятся Федеральное управление по авиации, созданное в 1966 году и контролирующее выполнение авиакомпаниями правил безопасности, а также Национальная администрация безопасности движения на шоссейных дорогах (NHSTA ), созданная в 1971 году и контролирующая безопасность автомобилей и их вождения. Оба органа входят в федеральное министерство транспорта.

Монополии оказались в числе первых деловых структур, деятельность которых администрация США попыталась регулировать в интересах общества. Консолидация маленьких компаний позволяла некоторым очень крупным корпорациям избегать соблюдения рыночной дисциплины путем установления цен или сбивания цен конкурентов. Сторонники реформ утверждали, что эта практика в конечном счете приводит к ущемлению интересов покупателей вследствие повышения цен или ограничения выбора. Антитрестовский закон Шермана, принятый в 1890 году, запретил частным лицам и компаниям монополизировать торговлю, а также объединяться и вступать в сговор с кем-то для ограничения свободы торговли. В самом начале века государство воспользовалось этим законом для разделения компании Джона Рокфеллера «Стэндард Ойл» и ряда других крупных компаний, злоупотреблявших, как было заявлено, своей экономической властью.

В 1914 году конгресс принял еще два закона, призванных дополнить собой антитрестовский закон Шермана: это были антитрестовский закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии. Антитрестовский закон Клейтона более ясно определял, что именно является незаконным ограничением торговли. Закон запрещал ценовую дискриминацию, дававшую одним покупателям преимущества над другими, а также заключение договоров, согласно которым производители продавали продукцию только тем дилерам, которые обязывались не продавать продукцию конкурентов; также запрещались некоторые типы слияний и другие действия, способные уменьшить конкуренцию. Закон о Федеральной торговой комиссии предусматривал создание государственной комиссии, призванной предотвращать нечестную деловую практику и борьбу с конкуренцией.

Государство продолжает осуществлять судебные антитрестовские преследования и после Второй мировой войны вплоть до наших дней. Федеральная торговая комиссия и Антитрестовское подразделение министерства юстиции следят за потенциальными монополиями или предотвращают слияния, способные уменьшить конкуренцию в той степени, которая причинила бы ущерб потребителям.

Если антитрестовские законы принимались с целью усиления конкуренции, то многие другие регулирующие правила имели обратный эффект. Когда в 70-х годах в США возросла обеспокоенность инфляцией, регулирующие правила, уменьшавшие ценовую конкуренцию, снова оказались предметом пристального изучения. Государство решило ослабить контроль в некоторых случаях, когда регулирование защищало компании от давления рынка.

Первой областью дерегулирования стал транспорт. При президенте Джимми Картере (1977-1981) Конгресс принял ряд законов, устранявших значительную часть защиты посредством регулирующих правил в области авиации, грузового автотранспорта и железных дорог. Компаниям разрешили конкурировать между собой, используя для этого любые воздушные, шоссейные и железнодорожные маршруты и более свободно устанавливая расценки на свои услуги.

До 80-х годов термин «телефонная компания» воспринимался в Соединенных Штатах как синоним «Американ Телефон энд Телеграф». АТ&Т контролировала почти все области телефонии. Ее региональные филиалы, известные как «Бэби Беллс», являлись регулируемыми монополиями с исключительными правами работы в определенных областях. Федеральная комиссия по связи регулировала расценки на телефонные звонки между штатами, а регулирующие органы штатов должны были утверждать расценки на местные звонки и междугородные звонки внутри штата.

Государственное регулирование оправдывалось тем, что телефонные компании, подобно поставщикам электроэнергии, были естественными монополиями. Конкуренция, для обеспечения которой, как считалось, требовалась прокладка многочисленных кабелей по всей стране, представлялась бесполезной и неэффективной. Этот подход изменился в 70-х годах, когда стремительно развивающиеся технологии сулили быстрый прогресс в области телекоммуникаций. Независимые компании утверждали, что они способны реально конкурировать с АТ&Т. Однако они также заявляли, что эта телефонная монополия эффективно препятствует их выходу на рынок, не позволяя им подключаться к своей огромной сети.

Дерегулирование телекоммуникаций проходило в два стремительных этапа. В 1984 году суд положил конец монополии АТ&Т в области телефонии, вынудив этого гиганта преобразовать свои региональные филиалы в отдельные компании. АТ&Т продолжала владеть значительной долей бизнеса по предоставлению услуг междугородной/международной телефонной связи, однако энергичные конкуренты типа Эм-си-ай и Спринт завоевали часть рынка, показав при этом, что конкуренция способна вести к снижению цен и улучшению обслуживания.

Спустя десятилетие зазвучали требования положить конец монополии «Бэби Беллс» в области местной телефонии. Новые технологии – кабельное телевидение, сотовая (или беспроводная) связь, Интернет и, возможно, другие – предлагали альтернативы местным телефонным компаниям. Но экономисты говорили, что огромная власть региональных монополий препятствует развитию этих альтернатив. В частности, конкуренты не имели шанса на выживание без подключения, хотя бы временного, к существующим телефонным сетям, чему «Бэби Беллс» сопротивлялись различными способами.

В 1996 году конгресс отреагировал на эту ситуацию принятием закона о телекоммуникациях. Этот закон разрешал таким операторам междугородной/международной телефонной связи, как АТ&Т, а также владельцам кабельных телевизионных сетей и другим новым компаниям начать выход на рынок местной телефонии. По этому закону региональные монополии должны были разрешить новым конкурентам подключаться к их сетям. Чтобы региональные компании приветствовали конкуренцию, закон позволял им начать предоставление услуг междугородной/международной телефонной связи после возникновения конкуренции в их областях.

Дерегулирование в области банковского бизнеса – особый случай. С 30-х годов американцы разрабатывали регулирующие правила, отражающие особое положение банков.

Одним из наиболее важных регулирующих правил является страхование депозитов. Правительство заявило о своей поддержке банковских депозитов – в настоящее время на сумму 100 000 долларов США. Теперь, если у банка возникают финансовые проблемы, вкладчики могут не беспокоиться. Государственный орган банковского страхования, известный как Федеральная корпорация страхования депозитов, расплачивается со вкладчиками, используя собранные страховые взносы самих банков. Подобный закон был принят недавно и в России.

Экономическое дерегулирование сохраняло определенную привлекательность в конце 90-х годов. Многие штаты отказались от регулирования деятельности поставщиков электроэнергии, что оказалось весьма сложной задачей из-за разделенности обслуживаемых областей. Дополнительные сложности были связаны с объединением общественных и частных энергосистем, а также большой стоимостью строительства предприятий по производству электроэнергии.

3. Экономика США – на рубеже веков: проблемы и перспективы

Одной из наиболее насущных проблем американской экономики конца XX в. является, как ни парадоксально, беспрецедентный по продолжительности экономический подъем, который побил предыдущий рекорд 60-х годов. Рост экономики США, начавшийся в марте 1991 г., к началу 2000 г. продолжался уже более 106 месяцев.

С самого начала экономический подъем в США в большей мере опирался не на потребительский, а на инвестиционный спрос, обусловленный активным процессом переоснащения производства на базе современной компьютерной техники. Корпоративные инвестиции в средства информатики фактически превысили их вложения в традиционное оборудование. Сегодня каждый второй американец, занятый в экономике, использует в своей работе компьютер (10 лет назад – каждый четвертый). Соединенными Штатами практически достигнут потолок потребностей в персональных компьютерах и наблюдается рост столь же мощной потребности в обширном перечне новых электронных устройств массового назначения.

Необходимо отметить, что зачастую высокий спрос на новейшие образцы компьютеров и программных продуктов искусственно стимулировался ее производителями, и, таким образом, обеспечивалась значительная доля процента прироста американского ВВП в последние годы. Однако следует учитывать, что стоимость современного программного обеспечения в значительной степени завышена (вследствие монополии таких крупных фирм, как Microsoft). Это создает широкие возможности для необоснованного увеличения ВВП при его подсчете.

Как уже отмечалось выше, во второй половине 90-х годов произошел настоящий прорыв в процессе переноса промышленных производств из США в другие страны. Кроме того, усилия американского бизнеса сконцентрировались на управлении мировой экономикой. Концепция строительства постиндустриального общества предполагает перевод ресурсоемких и технологически освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных богатств, в государства с менее строгим, чем в США, природоохранным законодательством, а также с относительно дешевой рабочей силой.

В результате этих процессов в США преобладают самые доходные виды бизнеса, связанные с процессом принятия решений, выявлением и решением проблем, которые мешают ему развиваться, брокерские услуги в широком смысле этого слова (включая такие сферы, как маркетинг, логистика и прочие).

Однако одновременно резко нарастало и расслоение общества по доходам. С 1990 г. заработная плата высшего корпоративного менеджмента выросла в четыре раза, а в отдельных случаях достигла нескольких сотен миллионов долларов. Высокие доходы создали собственный сегмент потребительского рынка дорогих персональных услуг.

Именно в существовании своеобразной «элитной пирамиды», считают некоторые американские исследователи, кроется еще одни «секрет» быстрого роста американской экономики. Один из них Роберт Райх (экономический советник Б. Клинтона) в начале 90-х годов писал: «В зависимости от того, насколько именно американцы, занятые в мировой торговле, богатеют за счет остального мира, они будут располагать средствами для оплаты персональных услуг, единственной формы экономики, основывающейся на просачивании благ сверху вниз». Последнее отражает тот факт, что деньги в современной американской экономике движутся сверху вниз, от элиты к простым людям.

Основная стоимость сегодня производится в сфере управления информационными потоками. Полученная здесь прибыль становится главным источником финансирования спроса на элитные товары и услуги. В настоящее время уже не заработная плата менеджеров определяется состоянием американской экономики, а сама экономика США во многом зависит от того, сколько получает и готова потратить управленческая элита.

Вместе с тем, во многом благодаря созданию в 1994 г. Северо-американской зоны свободной торговли (НАФТА) и притоку на американский рынок труда дешевых рабочих рук из Мексики, стал функционировать механизм сдерживания заработной платы в традиционных отраслях США. Это позволило избежать ускорения инфляции, стимулировало американцев к переходу на работу в сферу услуг и обеспечило рост прибылей корпораций. Последнее сыграло ключевую роль в разогреве фондового рынка.

Все происходящие процессы позволили экспертам провести параллели между ситуацией, сложившейся в последние годы XX в., и событиями конца 20-х годов, когда случился крупнейший обвал фондового рынка, ввергший Америку и весь мир в самый глубокий и продолжительный кризис века. Как и семьдесят лет назад, бурный подъем американского фондового рынка является главным мотором процветания США и важнейшим инструментом воплощения новой экономической модели. Как и тогда, он финансируется практически прямым кредитованием банками инвестиционных фондов и операций обратного выкупа акций самими компаниями. Таким образом, беспрецедентно продолжительный рост американской экономики осуществляется фактически в кредит.

«Эффект богатства», вызванный бумом на фондовом рынке, привел к тому, что многие американцы охотно делают вложения в акции. Свыше 41% (данные 2004 г., в 1989 г. – 32%) американских семей являются держателями акций. Причем уже четвертый год подряд прирост их стоимости выражается двузначной цифрой (в 2004 г. от 22 до 40%). Люди легко идут на дополнительные расходы, связанные с такими вложениями.

Однако заработная плата в США в последние годы увеличивалась непропорционально медленно, поэтому подобные расходы осуществлялись сначала за счет сделанных ранее накоплений, а затем и за счет банковских кредитов. В итоге впервые за послевоенную историю сбережения американцев стали отрицательными (в 1992 г. они составляли 280 млрд. долл., сейчас это долги на сумму 80 млрд. долл.). Американские корпорации также с легкостью идут на увеличение долгов, когда им приходится совершать обратный выкуп собственных акций за счет кредитных средств.

В результате американский фондовый рынок держится сегодня, по сути дела, только на операциях обратного выкупа акций и непосредственной заинтересованности американских коммерческих банков в фондовом рынке. В последние годы 60% прироста банковских активов приходится на портфели ценных бумаг и кредиты брокерским компаниям, а динамика фондового рынка практически однозначно определяется объемом выданных кредитов.

Тяжелая ситуация сложилась с обеспечением, которое могло бы покрыть накопленные указанным образом долги. Темпы их роста за последние пять лет увеличились в два раза (в 1994 г. годовой прирост составлял 416 млрд. долл., в 1998 г. – 1 трлн. долл.). Сегодня общий размер задолженности частного сектора составляет 11 трлн. долл., или 128,4% ВВП (федеральный долг – еще 5,5 трлн., или 64% ВВП). Таким образом, совокупный долг почти вдвое превышает внутреннее годовое производство.

Самой наглядной иллюстрацией глубины стоящей перед США долговой проблемы является сравнительная динамика различных агрегатов денежной массы. С 1995 г. агрегат Ml, в состав которого входят самые ликвидные активы, сократился примерно на 10%. За то же время агрегат М3 вырос на 50%.

Огромный накопленный долг делает весьма проблематичной «мягкую посадку» перегретой экономики США, а, следовательно, увеличивает опасность ее развития в соответствии с пессимистическими сценариями. Как никогда ранее возможно значительное снижение цен на акции, которое может вызвать биржевой крах. Последний, в свою очередь, способен спровоцировать жесточайший банковский кризис, вызванный цепной реакцией не возврата кредитов.

В результате перед финансовыми властями США может остро встать вопрос выбора стратегии: защищать доллар и бороться с инфляцией, повышая процентные ставки, или спасать банковскую систему и не допустить глубокого экономического спада, снижая их. Для сохранения своего доминирующего положения в мире, фундаментом которого, несомненно, является доллар, США, таким образом, могут ввергнуть мир в глубочайший долговой, а затем и в экономический кризис. Ситуация осложняется тем, что вероятность нового биржевого краха значительно увеличивается благодаря внутренним процессам, идущим сегодня в США.

Наибольшее беспокойство вызывает стремительное расслоение население по доходам и уровню благосостояния. Влияние неравенства на экономику неоднозначно: определенная степень неравенства, связанная с социальной мобильностью, является условием и фактором экономической эффективности. Однако чрезмерное неравенство, несомненно, ослабляет общественную стабильность. С конца 70-х годов статистика доходов в США показывала усиление неравенства (за 1979-1999 гг. доходы низшего квинтиля (20% населения) снизились в реальном выражении на 15%, тогда как доходы высшего квинтиля возросли на 20%, а доходы самых богатых 5% – еще больше).

Неоднозначные последствия на динамику доходов оказали процессы глобализации. Ускорение их темпов привело к тому, что разница в доходах людей, обслуживающих мировую торговлю и занятых в собственно национальной экономике США, резко выросла. Подсчитано, что если бы заработная плата рабочего, получавшего в 1994 г. 25 тыс. долл. в год, росла такими же темпами, как у его работодателей, то в конце века он должен был бы получать в пять раз большую сумму. Но этого не произошло. Заработная плата рабочего увеличилась лишь на считанные проценты.

Практически в США перестало существовать рабочее движение, которое наряду с некоторой тенденцией к подрыву стабильности определенным образом способствовало повышению эффективности экономики, ибо завоевания профсоюзов поддерживали платежеспособный спрос, расширяли рамки среднего класса, понуждали компании к внедрению трудосберегающей техники.

В последние 20-30 лет произошло ослабление профсоюзов, относительное и даже абсолютное сокращение численности их членов. Проявлением и следствием таких тенденций является уменьшение общественной роли рабочего движения, поддержки профсоюзов.

Однако складывающаяся ситуация имеет обратную сторону. Наряду с переходом значительной части рабочих в ряды среднего класса остается и расширяется устойчивое «дно» – масса бесправных, низкооплачиваемых и низкоквалифицированных работников, среди которых много легальных и нелегальных иммигрантов, представителей национальных меньшинств. Последние в определенных обстоятельствах могут способствовать корректировке направления социально-экономического развития страны.

События 11 сентября 2001 г., несомненно, усугубили кризисные проявления в мировой экономике, и, прежде всего, в американской. По имеющимся оценкам, непосредственные экономические потери только для экономики Нью-Йорка превысили 100 млрд. долл. (стоимость разрушенных зданий, спасательных работ и очистки территории, выплаты страховых платежей, налоговых потерь и т.д.). Кроме того, непосредственные потери в ВВП оцениваются еще в размере не менее 40 млрд. долл. – речь идет о значительном сокращении числа международных и внутренних авиарейсов, объема автоперевозок, с сокращением спроса и розничного товарооборота и занятости. Потенциальные потери в 2002 г. оцениваются в 42 млрд. долл. и в 2003 г. – от 3 до 18 млрд. долл.

Целый ряд компаний уже заявили о существенных потерях в доходах, а некоторые приступили к массовому сокращению персонала. В их числе около 50 ведущих корпораций, в том числе, такие крупнейшие как «Боинг», «Кодак», «Америкэн Эйрлайнс», «Макдональдс», «Дженерал электрик», «Америкэн экспресс», «Доу кэмикл». Только в Нью-Йорке могут лишиться работы более 100 тыс. человек.

Впрочем, существуют и другие прогнозы (сценарии) развития Соединенных Штатов. Согласно одному из них в следующие 10-15 лет среднегодовой прирост ВВП будет на уровне 2,4-2,8% с возможными колебаниями от небольших минусовых значений (рецессии) до 5-6% (подъемов). Глубокий экономический кризис (масштаба 30-х годов), как и годовая инфляция порядка 10-12%, представляются маловероятными. Доля США в мировом ВВП, в настоящее время немногим превышающая 20%, может снизиться до 15-16% вследствие роста ряда развивающихся стран и Китая, возможно также России и других бывших социалистических стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на ряд проблем, США занимают ведущее место в мировой экономике, производя наибольшее количество товаров и услуг, лидируя по большинству абсолютных и относительных экономических показателей.

США занимают первое место в мире по объему промышленного производства. На их долю приходится сегодня около половины мирового экспорта зерна. Динамично развивается сфера услуг, которая занимает все более важное место и в экспортной деятельности страны.

Лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Американское государство, используя имеющиеся в его распоряжении рычаги, осуществляет перераспределение материальных, финансовых и иных ресурсов страны, принимает меры по укреплению международных экономических позиций США и по расширению экспансии американских монополий. Обострение противоречий в экономике страны способствовало усилению экономической роли государства, что выразилось в развитии системы государственно-монополистического регулирования экономики. На протяжении ряда десятилетий формировались теоретические концепции и практические методы государственного регулирования экономики США, разросся и принял огромные размеры государственный механизм экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

    Ануфриев В. Экономика США на рубеже веков: основные проблемы и их возможные последствия для мировой экономики. М., 2003.

    Мировая экономика. Учебник.// Под ред. Лоскутова В.И. М., 2002.

    Мировая экономика. // Под ред. Ксенчук Е.В. М., 2000.

    Портной М.А. США в мировой экономике. М., 2004.

    Сулян В. Экономика США поправится, но не сразу. // Финансы. 2004. №1.