Российско-Латиноамериканское деловое сотрудничество

1


Российско-Латиноамериканское деловое сотрудничество

(курсовая работа)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Развитие отношений России с ведущими странами Латинской Америки 6

1.1 Новые ориентиры Латинской Америки 6

1.2 Пути сотрудничества России с Бразилией 10

1.3 Развитие отношений России с Аргентиной 20

Глава 2. Развитие отношений России с другими странами Латинской Америки 27

2.1 Российско-чилийские отношения 27

2.2 Российско-колумбийские отношения 29

2.3 Налаживание отношений России с Коста-Рикой 34

Заключение 39

Список использованной литературы 42

Введение

Последние десятилетия ознаменовались рядом новых фундаментальных общественных явлений. Среди них центральное место занимают, во-первых, распад мирового социализма и коренные сдвиги в расстановке сил на международной арене: во-вторых, вступление центров капитализма в фазу постиндустриального развития; в-третьих, интенсивный процесс глобализации мировой экономики; в-четвертых, углубление процессов региональной экономической интеграции. Эти новые явления оказывают разностороннее воздействие на всю систему международных отношении, они предопределили качественную трансформацию как международных условий существования развивающихся государств, так и многих параметров их внутреннего развития.

Россия, казалось, безнадежно растерявшая свои позиции в Латинской Америке, в последние годы делает активные попытки восстановить свои связи со странами «южнее Рио-Гранде».

Первым дипломатическим прорывом на этом направлении можно назвать поездку министра иностранных дел РФ Евгения Примакова в мае 1996 года, когда он посетил Мексику, Кубу и Венесуэлу. Затем, в ноябре 1997 года, Евгений Примаков посетил Бразилию, Аргентину, Колумбию и Коста-Рику, где проходило заседание министров иностранных дел Центральной Америки. В декабре 1997 года латиноамериканское турне совершил первый вице-премьер Борис Немцов: он посетил Чили, Мексику и Венесуэлу. В Москву приезжали министры иностранных дел Мексики, Чили, Коста-Рики, Кубы и Колумбии1.

Все это происходит в течение последних полутора-двух лет. До этого за весь постсоветский период единственной поездкой в сторону Латинской Америки на высоком российском правительственном уровне был лишь визит в Гавану вице-премьера Олега Сосковца2.

Актуальность данной работы определяется тем, что полупериферийные страны являют собой типологическую группу крупнейших государств мира, в которых действие глобальных закономерностей общественного развития отличается значительным своеобразием. К тому же ряд этих стран относится к категории так называемых «стран-гигантов», или «стран-континентов»: это прежде всего Бразилия, Россия, Индия, Китай. Бразильские политологи неоднократно отмечали, что «страны-континенты» не подпадают под стереотип представлений о «первом» или «третьем мире»: у них есть специфические проблемы, порождаемые размерами территории, часто неосвоенной и недостаточно развитой, численностью населения, наличием собственных геополитических интересов. В связи с этим подчеркивается, что масштабность проблем, выдвигаемых императивами всесторонней модернизации, совершенно несопоставима в крупных и малых странах, а потребность реализации необходимых для экономического прорыва политических реформ в таких странах, как Бразилия и Россия, имеет мало общего с осуществлением структурных изменений (как бы глубоки они ни были) в небольших государствах. Бразилия гораздо ближе к России, Китаю и Индии, чем к странам типа Аргентины, Венесуэлы или Чили: у больших стран собственная динамика реформ. Таким образом, задачи стабилизации экономики, проведения необходимой для этого политической модернизации в России и Бразилии несопоставимы с осуществлением структурной трансформации Венгрии, Польши или Белоруссии3.

Целью данной работы является рассмотрение развития российско-латиноамериканских отношений. В связи с большим объемом данной темы и невозможностью рассмотрения подробно вопроса налаживания отношений с каждой из стран Латинской Америки, в работе рассматривается подробно вопрос развития отношений только с некоторыми странами (Бразилия, Аргентина, Чили, Колумбия, Коста-Рика). Выбор стран осуществлялся по следующему принципу: экономически ведущие страны Латинской Америки (Бразилия и Аргентина) и страны, так называемого, «второго эшелона», с которыми вопросы развития отношений России на сегодняшний день являются наиболее актуальными (Чили, Колумбия, Коста-Рика). Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть общие принципы развития стран Латинской Америки.

2. Рассмотреть развитие отношений России с ведущими странами латинской Америки (Бразилия и Аргентина).

3. Рассмотреть развитие отношений с другими странами Латинской Америки (Чили, Колумбия, Коста-Рика).

В своей работе мы опирались на сборники «Латинская Америка и Россия: Экономические связи». Из исследователей были использованы труды Д.В. Валовой, Б.М. Волошина, В.Л. Шейнис, И.Д. Иванова, Н.Д. Кондратьева, Э.Г. Кочетова, А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова, Н.Н. Моисеева, Д. Сороса, Э. Тоффлера и многих других.

Глава 1. Развитие отношений России с ведущими странами Латинской Америки

1.1 Новые ориентиры Латинской Америки

Общие тенденции, характерные для эволюции развивающегося мира, с большой четкостью прослеживаются в Латинской Америке. Последние десятилетия отмечены значительным усилением экономических и политических позиций США в регионе и характеризуются определенным поворотом ведущих латиноамериканских государств в сторону сближения с США4.

Эти изменения тесно связаны с активизацией латиноамериканской стратегии США, проведением политики так называемого нового регионализма5. Латинская Америка традиционно рассматривалась США как регион особых военных, политических и экономических интересов, как сфера преобладающего американского влияния. С этой точки зрения «новый регионализм» в известной степени является продолжением указанных традиционных тенденций. Вместе с тем новую латиноамериканскую стратегию США отличает постановка беспрецедентных по своим масштабам задач, принципиальное изменение некоторых исходных позиций, значительное расширение арсенала средств, используемых для экономического взаимодействия со странами Латинской Америки.

Современный подход США исходит из необходимости налаживания с регионом партнерских отношений, учитывающих реально складывающуюся обстановку, которая определяется такими процессами, как стремление латиноамериканских стран к укреплению национального суверенитета, ускорению экономического и социального прогресса, упрочению мировых политических и экономических позиции. Соответственно, важнейшими элементами нового латиноамериканского курса США становятся существенная гибкость, готовность к компромиссам, активные поиски взаимоприемлемых основ сотрудничества.

Концепция нового регионализма осуществляется на двух уровнях: во-первых, на уровне предпринимательского сектора в форме резкой активизации деятельности транснациональных корпорации (ТНК) США в Латинской Америке, что уже привело к фундаментальным качественным изменениям в объемах и характере экономического сотрудничества; во-вторых, на межгосударственном уровне, где США предпринимают крупномасштабные шаги, направленные на образование экономической группировки, которая в перспективе должна охватить все Западное полушарие. В целом роль региона на шкале внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов США возрастает. Конечная цель данной стратегической линии состоит в том, чтобы создать в регионе новую систему экономических и политических отношений и использовать ее для консолидации мировых позиций США.

Поворот в сторону США в немалой степени определяется и внутренней обстановкой в регионе. Наиболее важным событием социально-экономической жизни стран Латинской Америки в последние два десятилетия стал переход к неолиберальной модели развития. Новая экономическая стратегия рассматривалась как действенный инструмент для преодоления хозяйственного застоя, охватившего регион в 80-е годы. Ее использование позволило стабилизировать обстановку: добиться повышения темпов хозяйственного роста (в 90-е годы они составили в среднем 3,3 % против 1,2 % в предыдущем десятилетии), обуздать инфляцию (ее темпы снизились примерно до 9 – 10 % в год), обеспечить расширение экспорта (его объемы возросли в 2,5 раза), увеличение притока иностранного капитала (в 1997 - 2002 гг. прямые иностранные инвестиции превысили 250 млрд. долл. или в среднем более 60 млрд. долл. в год против 11,1 млрд. долл. в 1990 г.)6.

Однако, оценивая в целом функционирование неолиберальной модели, нельзя не констатировать, что она принесла ограниченные результаты. Их обобщающим показателем является неутешительная динамика душевого ВВП региона. В 80-е годы он снизился на 0.9 %, а в 90-е годы возрос примерно на 1,5 %. Таким образом, к началу нового тысячелетия Латинская Америка пришла с уровнем душевого дохода почти 20-летней давности7.

Больше того, в экономике региона возник ряд серьезных негативных явлений. Во многих странах обозначилось ослабление позиций национального капитала. Его поведение характеризует существенная пассивность и нежелание инвестировать финансовые ресурсы в производственную сферу. В то же время возросла зависимость ведущих латиноамериканских стран от мирового финансового рынка и других внешнеэкономических факторов. По-прежнему очень остро стоят внутренние социально-экономические проблемы, связанные с чрезмерной концентрацией доходов, обездоленностью беднейшего населения, узостью внутреннего рынка, ограниченностью внутренних накоплений и низкой инвестиционной квотой. В результате обострения этих проблем в Латинской Америке наметилась тенденция к усилению экономической неустойчивости, которая явственно проявилась в ходе недавнего азиатского финансового кризиса в виде нулевого роста производства в регионе в 1999 году, падения в ряде стран занятости, увеличения банкротств и при других неблагоприятных показателях8.

Многие видные специалисты, анализируя складывающуюся обстановку, приходят к выводу о неадекватности неолиберальной модели современным условиям. Так, известный аргентинский экономист Альдо Ферер пишет: «Провал рецептов Вашингтонского консенсуса очевиден. Успехи, связанные с достижением финансового равновесия и низкими темпами инфляции, являются эфемерными, ибо они опираются на рост внешней задолженности, экономический застои и безработицу... В целом не удалось трансформировать производственную структуру для того, чтобы освоить технологическую революцию и интегрироваться в динамичные потоки мировой экономики»9.

Для ведущих стран Латинской Америки корректировка действующей экономической модели и выбор новых приоритетов, отвечающих современной обстановке, приобретают особую значимость, поскольку большинство стран региона по итогам последних десятилетий не только все дальше отстают в своем развитии от центров капитализма, по и значительно уступают по многим показателям передовым районам развивающегося мира (прежде всего Юго-Восточной Азии). Латинская Америка фактически не справляется с решением задач индустриального этапа, что делает малореальной в условиях сохранения действующей модели развития постановку новых стратегических задач.

Вполне естественными в этих условиях являются поиски внешней опоры, способной обеспечить поддержку в нынешней сложной социально-экономической ситуации. Непосредственная близость к главному центру постиндустриального мира — США и заметная эволюция латиноамериканской стратегии Вашингтона порождают в регионе надежды на возможность использовать экономическое взаимодействие с США для выработки подходов но преодолению имеющихся острых хозяйственных трудностей и решению новых стратегических задач, связанных с возможностью приобщения к постиндустриальной фазе развития.

Разумеется, ввиду новизны и большой сложности возникших проблем, в Латинской Америке пока нет единства относительно реализации наиболее эффективного курса, отвечающего национальным интересам. Эти проблемы стоят в центре острых дискуссий, которые ведутся в самых широких общественных и политических кругах. Однако нельзя не видеть и существенных практических шагов, предпринимаемых на национальном и субрегиональном уровнях для определения новой стратегии развития.

Одним из таких шагов является налаживание сотрудничества с Россией. В последние годы ведущие латиноамериканские страны ведут налаживание дипломатических и экономических связей с нашей страной. Проходят совместные форумы и конференции по различным вопросам. Среди стран Латинской Америки на сегодняшний день наиболее плодотворно осуществляется сотрудничество с Бразилией и Аргентиной.

1.2 Пути сотрудничества России с Бразилией

В последние годы Бразилия уделяла больше внимания вопросам укрепления Южноамериканского общего рынка (ЮАОР) и своей экономической стабильности. В то же самое время Россия занималась вопросами консолидации демократии, становления рыночной экономики, предпринимала шаги с тем, чтобы не допустить расширения на Восток НАТО. Бразильско-российские отношения как бы отодвинулись на второй план10.

Теперь настала необходимость подумать и о них. Тем более, как заявил недавно заместитель министра иностранных дел, заведующий отделом Европы МИД Бразилии Марселу Жардин, в российско-бразильских отношениях, которые строятся на принципах международного сообщества, нет никаких политических разногласий11.

Стороны пришли к выводу, что у них имеются неограниченные возможности сотрудничества, в том числе в ядерной и космической сфере.

В апреле 1998 года должен был состояться официальный визит в Бразилию премьер-министра Российской Федерации. В бразильскую столицу планировал полететь Виктор Черномырдин — соглашение об этом было достигнуто во время состоявшейся в ноябре 1997 года встречи министра иностранных дел РФ Евгения Примакова с руководством южноамериканской республики.

Бразильская сторона сразу же после встречи с Евгением Примаковым начала подготовку к визиту российского премьера. Как заявил тогда глава внешнеполитического ведомства Бразилии Луис Фелипи Лампрейа, «мы должны сосредоточить все внимание на подготовке к этому важнейшему событию, чтобы наметить наиболее перспективные и многообещающие направления работы»12.

Однако неожиданная отставка российского правительства помешала осуществиться этому визиту, который мог бы стать историческим и сделать прорыв в отношениях России с крупнейшей южноамериканской страной.

Состоявшийся в ноябре 1997 года визит министра Примакова в Бразилию, без сомнения, привел к активизации отношений между двумя странами. По оценке бразильских обозревателей, двустороннее партнерство в торговле, науке и технике, культуре и других областях в настоящее время явно ниже потенциальных возможностей Бразилии и России.

По окончании визита Евгения Примакова в Бразилиа было подписано много двусторонних документов. Среди них обращает на себя внимание Декларация о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией, устремленного в XXI век. В преамбуле документа стороны констатируют «глубокие перемены, произошедшие в мире после окончания холодной войны, и необходимость формирования сбалансированной многополюсной системы межгосударственных отношений, основанной на политическом плюрализме, уважении демократических свобод и соблюдении прав человека»13.

В декларации подчеркивается, что «при переходе к новому международному правопорядку необходимо руководствоваться принципами Устава ООН и нормами международного права», выражается готовность к дальнейшему развитию двусторонних связей через «повышение уровня отношений братской дружбы, солидарности и многопланового сотрудничества в целях выхода на взаимовыгодное партнерство». Стороны заявили о намерении продолжать работу по адаптации и укреплению системы ООН для того, чтобы она «смогла эффективно выполнять свою важную роль и быть готовой к новым мировым реалиям и вызовам XXI века». Россия и Бразилия выразили намерение продолжать усилия, в том числе и на региональном уровне, для «достижения всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, особенно в том, что касается оружия массового уничтожения». Они призвали «как можно скорее подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний те страны, которые этого еще не сделали», выступили за то, чтобы «Конвенция о запрещении химического оружия в кратчайшие сроки стала универсальной»14.

В декларации указывается на необходимость «строить более справедливый и равноправный международный экономический порядок на основе свободной, открытой и недискриминационной торговли, взаимовыгодного сотрудничества». В этой связи было отвергнуто применение односторонних акций, нарушающих общепринятые нормы, которые зафиксированы в Уставе ООН и других документах международного права.

Россия и Бразилия выразили намерение углублять диалог между Южноамериканским общим рынком («Меркосур») и Экономическим союзом СНГ, а также развивать взаимодействие между государствами обоих регионов15. Среди других направлений взаимодействия двух стран выделяются такие, как устойчивое развитие — необходимое условие для «обеспечения благосостояния и качества жизни нынешнего и будущего поколений», борьба с незаконным производством и торговлей наркотиками, транснациональной организованной преступностью и терроризмом. Стороны вновь подчеркнули приверженность к углублению сотрудничества в ядерной и космической сферах.

Основные вехи развития отношений 1991-97 гг16. В октябре 1828 г. установлены дипломатические отношения России с Бразилией. Бразилия была первой страной латиноамериканского континента, получившей официальное признание России. 26 декабря 1991 г. Бразилия признала Российскую Федерацию преемницей всех прав и международных обязательств СССР. Февраль 1993 г. — визит в Москву делегации Национального конгресса (парламента) Бразилии во главе с сенатором Ирапуаном Костой Жуниором. 10 - 13 сентября 1993 г. — первый визит в Россию военной делегации Бразилии во главе с министром сухопутных сил генералом Зенилду Зороастру ди Лусеной. 26 - 28 мая 1994 г. — официальный визит в Бразилию делегации Совета Федерации Федерального собрания РФ во главе с ее председателем Владимиром Шумейко. В июне 1994 г. Бразилия и Россия подписали контракт о приобретении Бразилией 112 пусковых зенитных ракетных комплексов «Игла». 15 сентября 1994 г. в результате визита в Бразилию министра по атомной энергии РФ Виктора Михайлова подписано Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. 10 - 13 октября 1994 г. — официальный визит в Москву министра иностранных дел Бразилии Селсу Луиса Нунеса Аморина. Подписан ряд межправительственных соглашений. 20 октября 1994 г. президент РФ Борис Ельцин принял в Кремле Фернанду Энрики Кардозу, победившего на состоявшихся 3 октября 1994 г. президентских выборах в Бразилии. Он находился в Москве с частным визитом и был приглашен Борисом Ельциным посетить Россию с официальным визитом. 28 марта 1995 г. — визит в Бразилию делегации Российского космического агентства во главе с его генеральным директором Юрием Коптевым. 22 октября 1995 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке президент Бразилии Ф.Э. Кардозу провел встречу с президентом РФ Борисом Ельциным. Во время переговоров достигнута договоренность о создании российско-бразильской комиссии по сотрудничеству (комиссии Масиэл-Черномырдин). 16 октября 1997 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Бразилии о научно-техническом сотрудничестве.

Сотрудничество по линии международных и региональных организаций. В ноябре 1997 г. состоялся визит в Бразилию заместителя Председателя Правительства России В.М. Серова, в ходе которого было подписано коммюнике об установлении контактов между СНГ и «Меркосур». Контакты были продолжены в Москве в ноябре 1997 года.

Сотрудничество по линии регионов не носит постоянного характера и визиты руководителей штатов в Москву и регионов в Бразилию сводятся пока к ознакомительным поездкам. С учетом установленных контактов и проведенных переговоров благоприятные перспективы имеются у Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Уральского региона и Тюменской области. Руководству этих регионов было направлено приглашение принять участие в работе МПК17.

Выставки и семинары. Российские организации принимают участие в Международной выставке «Нефть и газ» (г. Рио-де-Жанейро), а бразильские в Международной выставке продовольственных товаров (г. Москва).

Большим успехом пользовалась Российская экспозиция на выставке «Телеком Америка-99» и выставке вооружения «ЛАД-99» (г.Рио-де-Жанейро).

Последний семинар по вопросам российско-бразильских торгово-экономических отношений состоялся в октябре-ноябре 2003 г. в Бразилии18.

Научно-техническое сотрудничество. С середины 90-х годов бразильцы начали проявлять интерес к налаживанию научно-технического сотрудничества. В ноябре 2003 г. подписано новое Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. На согласовании сторон находится текст Программы научно-технического сотрудничества на 2004 - 2005 гг.

Военно-техническое сотрудничество. Бразильские военные ведомства в принципе проявляют интерес к возможным закупкам в России отдельных видов продукции ВПК. В 1993 г. подписан первый контракт на поставку отечественных ракетных установок типа «Игла» на 8 млн. долл. В последнее время значительно активизировались контакты и обмен делегациями по линии «Росвооружения»19.

К числу наиболее перспективных направлений относятся: проект создания истребителя для бразильских ВВС на базе российских разработок (программа FX-BR), создание на территории Бразилии аэродинамической трубы, технологической линии по сборке вертолетов, организация лицензионного производства ПЗР «Игла», совместного производства стрелкового вооружения и боеприпасов на базе «ИМБЕЛ», активизация контактов между министерствами обороны России и Бразилии.

Сотрудничество в области мирного использования космоса. В конце 1991 года Бразилия объявила международные торги за право вывода на орбиту первого искусственного спутника Бразилии. Их выиграла американская компания «Орбитал сайенс», обойдя в соревновании Главкосмос СССР. Спутник, полностью спроектированный и изготовленный в Бразилии, предполагалось вывести в космос в июне 1992 года20.

Кстати, конкуренция между американской и советской компаниями в борьбе за этот контракт сразу же приняла политический характер и стала предметом разногласий в правительстве Бразилии. Сторонники американского предложения утверждали, что выбор любого из советских проектов поставит под угрозу попытки Бразилии укрепить связи с Западом и получить доступ к столь нужной ей технологии. Противоположная сторона, включая часть военного руководства, ратовала за то предложение Главкосмоса, которое приближало выполнение задач, поставленных в национальной космической программе Бразилии.

К тому времени эта программа развивалась по трем основным направлениям: создание собственного спутника, ракеты-носителя и строительство космодрома, и она была реализована лишь в первой ее части. А один из советских проектов, хотя и был более дорогостоящим, помимо вывода спутника, включал также поставку телеметрического оборудования для слежения за спутником, строительство пусковой площадки на космодроме «Алкантара», передачу ракетной технологии.

В случае принятия советского предложения Бразилия смогла бы конкурировать на многомиллиардном международном рынке коммерческих запусков спутников с НАСА и «Арианспейс». Бразильские специалисты к тому же отмечали большую надежность советских ракетоносителей по сравнению с американскими. Тем не менее, как показали результаты конкурса, политические соображения оказались для бразильцев весомее чисто практических. В то же время правительство Бразилии приняло решение создать свое космическое агентство. В декабре 1991 года президент страны Фернанду Коллор подписал декрет об учреждении рабочей группы, которая через месяц представила ему предложения о создании «Бразильского космического агентства». Оно заменило существовавшую Национальную комиссию по исследованию космоса. Она планировала осуществить запуск первого спутника еще в 1989 году. Однако к концу 1991 года специалистам Национального института космических исследований (НИКИ) удалось создать лишь спутник. Что касается других проектов, то, по оценкам специалистов НИКИ, для производства ракетоносителя и строительства космодрома потребуется еще от трех до пяти лет и многомиллионные ассигнования21.

В апреле 1995 года Бразилию посетила делегация Российского космического агентства (РКА). По итогам переговоров с руководством Бразильского космического агентства было подписано коммюнике, подтвердившее решимость придать новый импульс сотрудничеству двух стран в области использования космоса в мирных целях. Стороны обсудили состояние двустороннего сотрудничества в этой области и обменялись мнениями по вопросам развития национальных космических программ. РКА и Бразильское космическое агентство обязались разработать и представить на рассмотрение своих правительств конкретные предложения по заключению соглашения о развитии сотрудничества в области исследования и мирного использования космического пространства.

В ходе переговоров были определены основные направления сотрудничества, которые представили взаимный интерес. К ним, в частности, относятся, фундаментальные исследования в таких областях, как космическая геофизика, ионосфера и космическая плазма, дистанционное зондирование, выращивание кристаллов в условиях микрогравитации, исследования и разработки в области создания космических аппаратов и систем, а также совместная реализация прикладных программ, связанных с развитием навигационных и телекоммуникационных систем.

Российская делегация посетила космодром «Алкантара», который бразильское правительство намерено сдавать в аренду заинтересованным странам. Как заявил в этой связи глава российской делегации генеральный директор РКА Юрий Коптев, «Россия заинтересована в коммерческом использовании космодрома в Алкантаре». Однако после его посещения Коптев был более осторожен в высказываниях, заявив, что бразильский космодром пока не обладает необходимой инфраструктурой для запуска крупных ракет в космос22.

Вместе с тем переговоры по возможному коммерческому использованию бразильского космодрома были продолжены. Подготовка вывода в космос российских спутников весом до 800 кг с базы «Алкантара» должна была занять, по оценке Коптева, около двух лет. Стоимость запуска ракет была приблизительно на 30 проц дешевле, чем с Байконура, так как приближенность г. Алкантара, который расположен на 2-м градусе южной широты, к экватору, значительно сократит расходы ракетного топлива23.

В ноябре 2003 г. состоялось подписание Межправительственного соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В настоящее время изучается возможность экспорта российского оборудования и услуг против закупки бразильских товаров.

Сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. С целью изучения перспектив и налаживания сотрудничества между Бразилией и Россией в области атомной энергетики и высокой технологии бразильскую столицу посетил еще в сентябре 1994 года министр РФ по атомной энергии Виктор Михайлов24. По итогам поездки было подписано межправительственное соглашение о двустороннем сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Это соглашение разрабатывалось в течение 3 лет и предусматривало взаимодействие в сфере использование атомной энергии во многих областях. Фактически Бразилия стала первой страной южноамериканского континента, с которой Россия подписала подобное соглашение. Развитию таких контактов раньше препятствовали как «холодная война», так и закрытость советской атомной отрасли.

К этому времени Бразилия, заинтересованная в развитии собственной ядерной программы, проявляла большой интерес к получению передовой зарубежной технологии, каковой является российская атомная энергетика.

Переговоры в Бразилиа показали, что существуют большие перспективы взаимодействия между двумя странами в данной области, особенно, что касается малых АЭС, способных снабжать электроэнергией небольшие города в труднодоступных районах, как-то: в Амазонии, или в регионах, лишенных других источников энергии.

Подписанное соглашение открыло перспективы дальнейшего развития связей между двумя государствами не только в сфере использования энергии атома, но и способствовало укреплению отношений дружбы и сотрудничества между ними. Этот документ дал начало другим направлениям взаимодействия, например, в космической области, получении высоких технологий, которыми Россия обладает в больших масштабах.

Достижение этого соглашения стало возможным благодаря огромным переменам в мире, а также тому, что Россия и Бразилия поддерживают усилия мирового сообщества в этом направлении.

Соглашение предусматривало регулярный обмен опытом, учеными, совместное проведение исследований по термоядерной энергетике, прикладной физике, сверхпроводимости. Это и обработка необходимых для атомной энергетики урановых руд, и строительство малых реакторов, и промышленное производство компонентов и материалов для законченного ядерного цикла, изотопов, необходимых для медицины и промышленности.

1.3 Развитие отношений России с Аргентиной

Дипломатические отношения между СССР и Аргентиной были установлены 6 июня 1946 года. В декабре 1991 года Российская Федерация была признана правопреемницей СССР25.

Двусторонние отношения с приходом к власти правительства президента Карлоса Менема развиваются по восходящей линии.

С целью расширения торгово-экономических связей между Россией и Аргентиной была создана Межправительственная российско-аргентинская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В мае 1993 года в Москве состоялось ее первое заседание, в ходе которого было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве (вступило в силу 14 марта 1995 г.)26.

Вопросы российско-аргентинского сотрудничества были подняты на состоявшейся в конце 1997 года в Буэнос-Айресе встрече руководства палаты депутатов Национального конгресса Аргентины с делегацией деловых кругов России. Как заявил депутат парламента Эрман Гонсалес, на встрече были обсуждены вопросы комплексного подхода к кооперации и сотрудничеству между двумя странами27. На первом, межгосударственном, межправительственном уровне проблем рассматривались вопросы торговли и экономики, функционирования межбанковской системы в обоих государствах, специфики эмиграции в Аргентину и другие аспекты, нуждающиеся в правительственной и государственной поддержке. Второй уровень — общение между людьми, более динамичное развитие культурного сотрудничества. Основой для него, сказал депутат, стала подписанная недавно программа научных и культурных обменов между Российской Федерацией и Аргентиной. В частности, предусматривается организация выставок и экспозиций в Буэнос-Айресе из коллекций всемирно известных российских музеев. Финансовую помощь в их организации обещают оказать предприниматели России. Наконец, на встрече в парламенте были обсуждены проблемы непосредственного сотрудничества между предпринимательскими структурами Аргентины и отдельными российскими регионами.

Аргентинская сторона проявила большой интерес к развитию кооперации в добыче, переработке и транспортировке нефти, жилищном и офисном бизнесе, сказал глава делегации, президент акционерного общества «Региональное развитие» Алексей Коломейчук28. Есть у аргентинцев интерес к осуществлению совместных проектов в сфере гидроэнергетики, строительстве, а также к импортированию из России машиностроительной продукции, станков и оборудования, обмену технологиями. В этой связи планируется в ближайшее время поездка группы аргентинских предпринимателей в Новосибирский филиал Академии наук России.

Контакты в министерстве иностранных дел и культа Аргентины неоднократно подчеркивали, что двусторонние политические отношения находятся в настоящее время на подъеме и их состояние можно считать «превосходным». Так, директор департамента Центральной и Восточной Европы аргентинского МИД Висенте Эспече Хиль отмечал, что политические отношения между Россией и Аргентиной плодотворно развиваются уже более века и в настоящее время имеют новое содержание с учетом современных международных отношений, изменения роли Организации Объединенных Наций, укрепления демократических ценностей, уважения прав человека и национальных меньшинств. Руководство Аргентины, сказал Висенте Эспече Хиль, с огромной симпатией и интересом наблюдает за глубокими эволюционными процессами, происходящими в России, и желает россиянам успешно преодолеть неизбежные на переходном этапе трудности29.

Новый этап в отношениях России с Латинской Америкой — государственный визит в Москву президента Аргентины Карлоса Саудд Менема, который состоялся 24 – 28 июня 1998 года. Он стал первым госвизитом из стран Латиноамериканского региона.

Накануне визита был подготовлен ряд крупных документов. В первую очередь было заключено базовое соглашение об основах отношений, которое станет своего рода Хартией сотрудничества России и Аргентины с прицелом на XXI век. Оно, в частности, предусматривает поддержание регулярного диалога на уровне политического руководства по основным вопросам двусторонних и международных отношений. Документ предусматривает также, что стороны будут содействовать контактам на различных уровнях, в том числе проведению ежегодных политических консультаций между министерствами иностранных дел, обменам между законодательными и исполнительными органами обоих государств, встречам представителей различных государственных и частных организаций в целях наращивания двустороннего сотрудничества.

Соглашение предусматривает, кроме того, поддержку деятельности уже имеющихся и создание по мере необходимости и по взаимной договоренности новых смешанных комиссий и других постоянных и специальных органов по сотрудничеству в различных областях, в том числе экономики, охраны окружающей среды, культуры и науки. Стороны заявили о своей твердой приверженности режиму нераспространения ядерного оружия и подтвердили свои обязательства в рамках группы стран-поставщиков ядерных материалов и технологий.

Соглашение, помимо этого, предусматривает поощрение инициатив, направленных на расширение контактов между СНГ и Группой Рио, а также Южноамериканским общим рынком («Меркосур»). Кроме того, стороны будут поддерживать деятельность МВФ, МБРР и других международных организаций, добиваясь максимального использования возможностей мирового сообщества для ускорения своих экономических реформ и окончательного урегулирования проблемы внешней задолженности. Стороны также договорились осуществлять обмен опытом в области проведения в обеих странах внутренних преобразований. В Соглашении также говорится о договоренности поддерживать отношения в военной области в рамках соглашений, подписанных между двумя странами.

В документе отмечается, что два государства в своих отношениях будут руководствоваться положениями Устава ООН и стремиться к укреплению дружбы и сотрудничества между ними. Стороны обязуются во взаимоотношениях друг с другом решать любые разногласия мирными средствами на основе принципов и положений Устава ООН и международного права30.

По итогам переговоров в присутствии Бориса Ельцина и Карлоса Менема были подписаны Соглашение между правительствами РФ и Аргентины о воздушном сообщении и программы обменов в области культуры и образовании между двумя странами на 1998 - 1999 годы. Подписаны Соглашения о сотрудничестве между министерствами внутренних дел России и Аргентины и между правительствами РФ и Аргентинской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В рамках визита состоялась встреча министров внутренних дел России и Аргентины Сергея Степашина и Карлоса Корача, которые договорились о конкретном взаимодействии в борьбе с наркомафией и экономической преступностью. Ими был подписан ряд международных договоров, в том числе и соглашение о сотрудничестве между МВД двух стран. Аргентина — одно из первых государств в Латинской Америке, с которым подписано полномасштабное соглашение, предусматривающее взаимную работу по борьбе со всеми видами организованной преступности31.

Одновременно были подписаны договоры в сфере сельского хозяйства, предусматривающие вопросы карантина животных, программы научно-технического сотрудничества, в области мирного использования атомной энергии. Было подписано также соглашение о воздушном сообщении, которое предусматривает полеты в Южную Америку не одного авиаперевозчика, а нескольких авиакомпаний.

Воздушный мост между Москвой и Буэнос-Айресом был задействован в 1983 году, но до настоящего времени полеты «Аэрофлота» выполнялись на основании административного разрешения министерства труда и социального обеспечения Аргентины и договоренности авиационных властей двух стран. Теперь же создана надежная правовая база для дальнейшего развития отношений в области гражданской авиации, что представляет собой крупный шаг для расширения сотрудничества между Россией и Аргентиной.

Одновременно состоялась встреча заместителей министров иностранных дел РФ и Аргентины Георгия Мамедова и Андреев Сиснероса, на которой были обсуждены перспективы развития двусторонних связей. Георгий Мамедов и Андрее Сиснерос отметили важность согласованных шагов по продвижению взаимовыгодного сотрудничества в передовых и высокотехнологичных отраслях, в инвестиционной сфере, энергетике, привлечению к нему предпринимательских и региональных структур двух стран в целях максимального увеличения объемов взаимной торговли, достижения ее большей сбалансированности.

При обсуждении проблем мировой политики особое внимание было уделено вопросам разоружения, прежде всего опасным последствиям проведения Индией и Пакистаном серии ядерных подземных испытаний. Стороны высказались за свертывание этими странами своих ядерных программ и их скорейшее безусловное присоединение к договорам о нераспространении ядерного оружия и о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. На встрече было подчеркнуто, что имеются объективные предпосылки для конструктивного взаимодействия двух стран в процессе формирования нового многополюсного миропорядка.

«Россия рассматривает Аргентину как важнейшего партнера в Латинской Америке и в качестве самостоятельного экономического и политического центра в многополярном мире». Так заявил премьер-министр РФ Сергей Кириенко во время встречи с Карлосом Менемом32.

Итоги проведенных переговоров и встреч, а также результаты работы межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству позволят поступательно развивать наши отношения, которые находятся на высоком уровне, заявил Карлос Менем, выступая перед журналистами в московском отеле «Мэриот». Он выразил готовность Аргентины оказывать содействие России в любой области.

Отвечая на вопрос о возможностях сотрудничества в международной области, Карлос Менем отметил с благодарностью поддержку Россией аргентинской позиции по вопросу Мальвинских островов. Он также указал на близость позиций двух стран по проблеме реформирования ООН33.

Многие собеседники, как аргентинцы, так и россияне, подчеркивали, что, как ни с одной другой латиноамериканской страной, наши деловые связи с Аргентиной развиваются успешно и имеют давние корни. Такого мнения придерживается, в частности, президент Российской академии сельскохозяйственных наук Геннадий Романенко, подписавший недавно в Буэнос-Айресе соглашение о сотрудничестве с Национальным институтом технологии сельского хозяйства Аргентины. Уже в течение нескольких лет российские ученые успешно проводят исследования в Аргентине. Селекционные работы особенно эффективны в зимний период, когда Россию покрывает снег, а на аргентинской земле мы можем получать высокопродуктивные сорта кукурузы, подсолнечника, других культур. Себестоимость селекционного материала на аргентинских полях в несколько раз ниже, а сам он намного качественнее, чем аналогичный материал, выращенный в фитотронах и теплицах в России.

По словам президента Российской академии, ценность сотрудничества с Аргентиной заключается и в том, что она располагает зонами, похожими по климатическим условиям на российские. На территории Аргентины российские специалисты и ученые могут изучать сорта, пригодные для всей России. С этой целью предполагается арендовать у аргентинцев несколько гектаров земли для проведения исследовательских работ. Соглашение предусматривает также сотрудничество двух стран в сфере овцеводства. Россия в свое время завезла из Австралии тонкорунных овец, обновила свой генетический материал. Но мясное овцеводство в России пока остается отсталой отраслью, в то время как Аргентинцы достигли здесь больших успехов34.

Глава 2. Развитие отношений России с другими странами Латинской Америки

2.1 Российско-чилийские отношения

«Российско-чилийские отношения находятся сегодня на очень низком уровне, и их необходимо развивать». Об этом заявил, выступая, на итоговой пресс-конференции, посвященной визиту в Чили, первый вице-премьер правительства РФ Борис Немцов, посетивший Сантьяго в конце 1997 года. Между тем еще несколько лет назад казалось, что открываются самые радужные перспективы в этом направлении. И об этом свидетельствует вся хронология развития советско-чилийских отношений после прихода к власти в этой южноамериканской стране на смену военной диктатуре гражданского правительства35.

В марте 1990 года в мероприятиях, связанных с передачей власти этому правительству, принимала участие советская делегация во главе с советником Председателя Верховного Совета СССР В. Загладиным. 12 марта 1990 года, сразу же после церемонии передачи власти, в президентском дворце «Ла-Монеда» состоялась другая, не менее торжественная церемония — подписание Протокола о восстановлении дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Чили.

В ноябре 1993 года в Сантьяго прошла международная торгово-промышленная ярмарка «ФИСА-93», на которой был проведен «День России». Тысячи посетителей ознакомились с российской экспозицией, в которой участвовали 10 внешнеторговых объединений, представляющих около 200 предприятий. Большой интерес чилийских и иностранных бизнесменов вызвали дорожно-строительные машины, горнодобывающее и электроэнергетическое оборудование. Гораздо меньшим вниманием пользовались представленные товары народного потребления36.

Определенный опыт накоплен в отношениях между Россией и Чили в военно-технической сфере.

В марте 1994 года Россия впервые приняла участие в ставшей уже традиционной в Чили выставке-ярмарке «ФИДАЕ», и оно оказалось на редкость удачным. Как заявил на открытии выставки-ярмарки президент Чили Эдуарде Фрей, участие России придало особый вес «ФИДАЕ-94». Президент осмотрел представленные на выставке самолеты МиГ-29 и истребители-перехватчики Су-27 и Су-30. Особенно его поразил один из самых крупных в мире транспортных самолетов «Руслан», который привез из России в Чили МиГи37.

А через два года, в ходе очередной «ФИДАЕ-96», российскую делегацию принял главнокомандующий сухопутных сил Чили генерал Аугусто Пиночет. В штаб-квартире командования чилийской армии состоялась его встреча с помощником президента России по вопросам военно-технического сотрудничества с зарубежными странами Борисом Кузыком и генеральным директором государственной компании «Росвооружение» Александром Котелкиным. Беседа была направлена на активизацию российско-чилийских отношений в экономической и военно-технической сферах. Обе стороны выразили надежду на то, что впервые состоявшиеся переговоры с генералом Пиночетом дадут импульс сотрудничеству России со всеми видами вооруженных сил Чили.

Однако существенного прорыва в отношениях между двумя странами в военно-технической области не произошло, хотя в последнее время чилийские военные ориентируются при закупках оружия и вооружения на различные рынки.

В марте 1997 года состоялся официальный визит в Москву министра иностранных дел Чили Хосе Мигеля Инсульсы.

Двустороннее сотрудничество с Чили развивается в области космоса. Так в июле 1997 года с космодрома Байконур был запущен чилийский научный спутник. Как известно, первый аналогичный проект потерпел неудачу, однако не по вине российской стороны. Для осуществления очередного проекта чилийцы вновь выбрали Россию не только из-за приемлемых цен, но, и это главное, из-за ее высокого технического профессионализма и опыта в этой области38.

2.2 Российско-колумбийские отношения

Договорно-правовая база. Она представлена следующими документами39:

- Торговое соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии от 18 октября 1995 г. (подлежит ратификации);

- Соглашение между Правительством СССР и Правительством Колумбии о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 12 декабря 1975 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии о военно-техническом сотрудничестве от 12 марта 1996 г.;

- Положение о Советско-Колумбийской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 20 июля 1979 г.

Ведется работа по обновлению и расширению договорно-правовой базы. На рассмотрении Сторон находятся:

- Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений;

- Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;

- Соглашение о техническом, научном и технологическом сотрудничестве;

- Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

Инвестиционное сотрудничество. Приоритетным направлением сотрудничества между Россией и Колумбией является участие российских организаций и предприятий в реализации проектов электроэнергетики. В настоящее время осуществляются поставки из России оборудования для ГЭС «Урра-1» (4 агрегата по 85 мвт)40.

Весьма перспективным представляется также сотрудничество в нефтяной промышленности. С колумбийской стороны есть интерес к российскому опыту в области сейсмической разведки, интенсификации работы скважин методом разрыва нефтяного пласта, а также повышения нефтеотдачи скважин виброволновым методом, к поставкам нефтяного оборудования, произведенного по американским лицензиям и др. В конкретном плане реализация этих проектов начнется после решения обеими сторонами финансовых вопросов.

Сохраняется интерес у колумбийцев к российскому опыту в области угледобычи. К сожалению, основные районы залегания углей приходятся на районы активных действий партизан, что уже являлось препятствием к началу практического осуществления сотрудничества.

Несмотря на резкое сокращение колумбийцами перечня подлежащих реализации крупных хозяйственных объектов, остаются актуальными такие направления сотрудничества, как дноуглубительные работы, строительство и модернизация портов, строительство железных дорог и др., в которых российские организации имеют достаточный опыт и будут привлекаться к их реализации на конкурсной основе.

Ряд колумбийских фирм, специализирующихся в области передачи информации, проявляют интерес к аренде свободных каналов связи на российских спутниках. Организаторы планируемого в ближайшие годы запуска 5-ю андскими странами спутника «Симон Боливар» рассчитывают на участие в тендере российского производителя этой техники41.

По контрактам с АО «Энергомашэкспорт» на поставку оборудования для ГЭС «Урра-1» колумбийский заказчик компания «Урра С.А.» выдал гарантию своего правительства (гарантию нации) и выпустил в пользу АО соответствующие векселя, с рассрочкой платежа до 10 лет, по которым своевременно уже произведены первые платежи.

Аналогичная форма расчетов предусмотрена контрактом, подписанным ГК «Росвооружение» на поставку вертолетов для Министерства обороны Колумбии42.

Работа Межправительственной комиссии. Соглашение о создании Межправительственной двусторонней комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству подписано 20 июля 1979 г. В советское время было проведено 5 заседаний.

После некоторого перерыва в октябре 1995 г. в Москве состоялось первое заседание Российско-Колумбийской комиссии43.

Об использовании российской авиации в Колумбии. Использование российской авиатехники в Колумбии началось в 1992 г. после того, как отечественной компанией «Тюменьавиатранс» были переданы в лизинг колумбийскому предприятию «Элитакси» 9 транспортных гражданских вертолетов МИ-8МТВ.

Следует отметить, что данная сделка изначально привлекла к себе пристальное внимание специалистов, ввиду того, что ранее в страны Латинской Америки российские вертолеты не поставлялись и об их конкурентоспособности на местном рынке имелись лишь общие представления.

Благодаря высоким техническим характеристикам вертолетов, они начали активно использоваться государственной нефтяной компанией Колумбии «Эко-петроль» и колумбийским представительством британской компании «Бритиш петролеум» для доставки грузов, технического персонала и оборудования в отдаленные и труднодоступные области страны, на участки проведения геологоразведочных и буровых работ. Параллельно российской стороной проводился полный комплекс работ по обучению колумбийского персонала (летного и технического).

В кратчайшие сроки российские вертолеты показали хорошие летные качества и дееспособность в сложных условиях Колумбии.

В 1993 г. Колумбия продолжала закупать вертолетную технику в России. Так, в августе компания «Элитакси», оценив дальнейшие перспективы использования вертолетов МИ-8МТВ (производство казанского завода), осуществила прямую закупку в России 4-х машин данного класса.

После изучения колумбийскими военными специалистами технических возможностей российской летной техники в декабре того же года филиалом крупнейшей авиационной компании Колумбии «Авианка» — «Эликоль» был подписан контракт на закупку 14 единиц, вертолетов МИ-8МТВ для нужд Министерства обороны Колумбии (перевозка людей, боевой техники).

В 1994 г. российскими специалистами была предпринята успешная попытка по диверсификации продаж отечественной вертолетной техники. В результате колумбийской авиакомпанией САС (г. Кали) были приобретены два вертолета марки К-32 (производство башкирского завода в г. Кимертау), хорошо зарекомендовавшие себя при работе с внешней подвеской (установка ЛЭП и т.п.).

Завершающим этапом в приобретении российских вертолетов явилось заключение в 1997 году торгового соглашения на поставку Колумбии 10 военно-транспортных вертолетов — МИ-17-1 В. Российская сторона взяла на себя полное гарантийное обслужившие машин в течение двухлетнего срока, а также обучение и подготовку летного и технического персонала из числа представителей ВС страны44.

В 1992 году в Колумбию были поставлены в аренду самолеты АН-72 и АН-74. Однако они не выдержали жесткой конкуренции с поставщиками самолетов класса Боинг-727. В результате чего в том же году были вывезены обратно в Россию.

Российские специалисты смогли в жестких условиях конкуренции предоставить на выгодных для покупателя условиях (цена продажи и аренды российских машин в среднем вдвое ниже аналогичных образцов производства США) поставить на рынок страны (в 1992-96 гг.) 7 самолетов АН-245.

Продолжая изучение и освоение колумбийского рынка, в 1995 году иркутской авиакомпанией «Стелла» были поставлены колумбийской компании «Сельва» два грузопассажирских самолета АН-32. Кроме того, российской стороной обеспечивалась подготовка колумбийских специалистов для работы с данным типом самолетов. В настоящее время эти машины успешно работают как в тропических, так и в горных условиях.

После года эффективной эксплуатации АН-32 колумбийцами были приобретены еще шесть аналогичных машин (производство киевского авиационного завода). Расширяя номенклатуру авиационной техники, в 1997 году Россией были проданы и сданы в аренду (компаниям «Сельва» и «Саделька») два самолета АН-12 класса Геркулес С-13046.

Под давлением США, предпринимающих серьезные усилия по контролю колумбийского рынка и прибегающих в ряде случаев к открытому давлению на заинтересованные колумбийские организации, правительство страны приняло программу обязательной сертификации российской техники. В результате до настоящего момента отечественные АН-12 не подлежат эксплуатации ввиду изменений в нормативной базе, принятой колумбийской стороной47.

Несмотря на серьезную конкурентную борьбу, российские компании продолжают находить новые формы взаимовыгодного сотрудничества в области использования отечественной техники; Так, АН-124 (производство ульяновского завода) зафрахтован колумбийским представительством компании «Бритиш петролеум» на осуществление 500 перевозок специализированного оборудования в места ведения поисковых и буровых работ. Самолет ИЛ-76 (производство ташкентского завода) также эффективно используется для грузовых перевозок нефтяными и газовыми компаниями страны.

Анализ ситуации, сложившейся на авиационном рынке Колумбии, свидетельствует о том, что Россия заняла устойчивое место в области продаж авиатехники, а, учитывая технические характеристики машин и цены поставщика, нельзя исключить в предстоящие годы повышения интереса к их приобретению со стороны авиационных компаний страны.

2.3 Налаживание отношений России с Коста-Рикой

В середине октября 1997 года в Российской Федерации с первым в истории отношений двух стран официальным визитом находился министр иностранных дел и культа Республики Коста-Рика Фернандо Е. Наранхо Вильялобос. Его сопровождала группа крупных костариканских предпринимателей.

Костариканский министр провел встречи и беседы с председателем Государственной Думы Геннадием Селезневым, первым заместителем министра внешних экономических связей и торговли А. Огурцовым48.

Состоявшиеся переговоры с министром иностранных дел РФ Евгением Примаковым «прошли в духе взаимопонимания и доверия, характерного для нынешнего этапа российско-костариканских отношений», подчеркивалось в сообщении для печати МИД РФ. Стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и ряд актуальных международных и региональных проблем.

Высоко оценив конструктивное развитие политического диалога между двумя странами, который приобрел динамику с избранием Коста-Рики в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН, министры высказались за проведение систематических консультаций по интересующим их вопросам, углубление координации действий в ООН и других международных форумах49.

Стороны подтвердили совпадение или близость оценок современного мирового развития, высказались в поддержку формирования нового многополярного демократического мироустройства на основе укрепления коллективной безопасности, развития равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Большое внимание было уделено проблемам повышения эффективности и усиления роли ООН и ее Совета Безопасности, реформирования всемирной Организации, укрепления базовых принципов миротворчества, совершенствования практики применения санкций, обеспечения глобального устойчивого развития, урегулирования региональных конфликтов, отмечалось в сообщении МИД РФ.

При обсуждении латиноамериканской проблематики было подчеркнуто геополитическое и мирохозяйственное значение региона в структуре многополярного мира, важность происходящих здесь процессов политико-экономической стабилизации, укрепления демократических начал, развития интеграции. Российская сторона подтвердила свою линию на активизацию многосторонних и двусторонних связей со странами Латинской Америки.

Стороны выразили удовлетворение прогрессом в центральноамериканском урегулировании. Они высказались в пользу скорейшей нормализации ситуации вокруг Кубы и заявили о неприемлемости экстерриториального характера закона Хелмса-Берто-на50.

Министры высказались за всемерное расширение и углубление российско-костариканского сотрудничества, активизацию торгово-экономических связей.

По итогам переговоров были подписаны Совместное заявление. Протокол о политических консультациях, Соглашение об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов, Программа культурного и научного сотрудничества на 1998 - 2000 гг. Достигнута договоренность о продолжении работы по дальнейшей актуализации договорно-правовой базы двусторонних отношений51.

Договорились продолжить переговоры в целях скорейшего подписания Торгового соглашения, Соглашения о культурном и научном сотрудничестве, Протокола об эквивалентности документов об образовании и ученых степенях. Соглашения о сотрудничестве в области туризма, Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта, а также разработать Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и других психотропных веществ.

Министры решили интенсифицировать политические консультации на высоком уровне, а также между министерствами иностранных дел обеих стран, чему будет способствовать подписанный в ходе визита межправительственный Протокол о политических консультациях.

Подчеркивалось, что Россия и Коста-Рика стремятся выйти на более эффективные и прямые торгово-экономические связи. Министры приветствовали недавнее заключение Соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой России и Костариканским союзом палат и ассоциаций частного предпринимательства, а также активное участие, которое приняла в программе официального визита группа костариканских предпринимателей.

Евгений Примаков и Фернандо Наранхо высказались за дальнейшее развитие политического диалога между двумя странами, а также связей между парламентами и выразили удовлетворение визитом костариканских парламентариев в Россию в сентябре 1997 года52.

В ходе первого за всю историю российско-коста-риканских отношений официального визита такого уровня министры иностранных дел России и Коста-Рики — Евгений Примаков и Фернандо Наранхо — подчеркнули важность более чем вековой традиции контактов и связей между двумя государствами, 125-летие которых широко отмечалось в этом году в обеих странах, говорится в подписанном министрами Совместном заявлении.

В документе подчеркивается, что Коста-Рика была первой среди стран Центральной Америки, которая установила и начала развивать отношения с Россией. Стабильность и зрелость этих отношений являются прочной основой для дальнейшего развития политического диалога и расширения сотрудничества между двумя государствами.

При рассмотрении положения в Латинской Америке стороны подчеркнули растущее геополитическое и мирохозяйственное значение, которое имеет регион в структуре формирующегося многополярного мира. Они отметили важность происходящих в регионе процессов — стабилизации политической обстановки, укрепления демократических начал, экономического подъема, активного развития региональной и субрегиональной интеграции. Российская сторона подтвердила свою линию на активизацию многосторонних и двусторонних связей со странами региона53.

Министры выразили свое удовлетворение большими успехами, достигнутыми Центральной Америкой после завершения вооруженных конфликтов, и вновь призвали мировое сообщество продолжать оказывать содействие странам субрегиона с целью консолидации демократии и способствовать устойчивому развитию и интеграции.

В целях обновления и расширения договорно-правовой базы сотрудничества между Россией и Коста-Рикой Евгений Примаков и Фернандо Наранхо подписали ряд двусторонних документов.

Заключение

Таким образом, в результате всего вышерассмотренного мы можем сделать вывод, что в российско-латиноамериканских отношениях в последнее время наблюдается оживление.

В отношениях России со странами Латинской Америки наблюдается чуть ли не бум: два, в 1996 - 1997 годах, официальных визита министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова в семь стран этого региона, настоящий десант его латиноамериканских коллег в Россию, поездка вице-премьера Немцова в Чили, Венесуэлу и Мексику. В результате подписана целая серия важнейших договоров, соглашений, деклараций и других документов, охватывающих самый широкий спектр взаимоотношений. В 1998 год Москву посетили министры иностранных дел Колумбии и Кубы54.

Такого оживления, причем не кратковременного, а продолжающегося длительное время, российско-латиноамериканские отношения не знали, в том числе даже в сопоставлении с советским периодом. В чем же причина? Ведь еще сравнительно недавно, в "козыревские" времена контакты с Латиноамериканским регионом оставались в глубокой тени в российской внешней политике, которую прежний хозяин высотного дома на Смоленской площади ориентировал в основном на США. Конечно, и в тот период проходили тоже отдельные визиты и встречи, подписывались отдельные документы, но заметного влияния на ход отношений обеих сторон они не оказывали. Сам Козырев лишь однажды собрался было в Южную Америку, но в последний момент отменил визит, что вызвало далеко не лучшие чувства у латиноамериканцев. Почти не оставили следа и поездки в Латинскую Америку в 1992 году тогдашнего вице-президента РФ А. Руцкого и парламентской делегации во главе с В. Шумейко. Каждому внимательному наблюдателю и специалисту было очевидно, что российско-латиноамериканские отношения находились тогда в застое и что первая половина 90-х годов была почти потеряна для их поступательного развития55.

Перелом наступил в 1996 году, когда МИД РФ возглавил Е.М. Примаков, человек широких взглядов, не только твердо проводящий и отстаивающий международный курс России, но сумевший посмотреть на него с новых, нестандартных позиций. Их основой стали масштабное проведение в жизнь новой российской внешнеполитической концепции многополярного мира и отход от бытовавшей до этого практики биполярного миропорядка, от конфронтационного противостояния двух супердержав, двух систем. В результате, как подчеркивал в одном из своих выступлений Примаков, открылись "уникальные перспективы" для развития партнерских отношений между всеми государствами и укрепления безопасности в мире56.

В этом контексте стали развиваться и отношения с Латинской Америкой, которые, отмечал Примаков, приобрели приоритетный для России характер. Результатом такого подхода стали весьма плодотворные результаты диалога двух сторон за восьмилетний период - с мая 1996 года до наших дней. Тогда, в мае 1996 года, ИЛ-62 с делегацией во главе с Примаковым приземлился в Мексике. Это был первый визит российского министра иностранных дел в страны Латинской Америки. После Мексики Е.М. Примаков отправился на Кубу и в Венесуэлу. Каждая из этих трех стран имела свою специфику отношений с нами: традиционно доброжелательные политические связи при слабой торговле - у Мексики; дружественно-союзнические отношения во времена СССР - у Кубы; скромные экономические и культурные связи - у Венесуэлы. В ноябре 1997 года эта дипломатическая инициатива была продолжена и Е.М. Примаков посетил две крупнейшие страны Южной Америки - Бразилию и Аргентину, затем Колумбию и, наконец, Коста-Рику, где встретился с министрами иностранных дел Центральноамериканских стран.

Итоги этих двух визитов трудно переоценить. Они позволили вывести отношения России и стран Латинской Америки не только на новый и более высокий, но и во многом на качественно иной уровень. Об этом говорит в первую очередь характер целого ряда подписанных документов - Декларации о принципах взаимоотношений (с Кубой). Договора о дружбе и сотрудничестве (с Венесуэлой), Декларации о принципах взаимодействия (с Бразилией), деклараций о принципах взаимодействия России на пути в XXI век - с Бразилией.

Список использованной литературы

    Будущее мировой экономики: Доклад группы экспертов ООН по главе с В. Леонтьевым. - М.: Международные отношения, 1989. – 162 с.

    Валовой Д.В. XXI век: три сценария развития. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. – 371 с.

    Волошин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах 1995 - 2003. - М.: Наука, 2004. – 395 с.

    Всемирный банк: Отчет о мировом развитии 2002. – М.: Весь мир, 2002. – 278 с.

    Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – 256 с.

    Клуб ученых "Глобальный мир": Доклады 2000 - 2001 гг. - М., 2002. – 158 с.

    Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.: Экономика, 1999. – 419 с.

    Кочетов Э.Г. Геоэкономика. (Освоение мирового экономического пространства). - М.: БЕК, 1999. – 319 с.

    Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2000 году / Ежегодный справочник. – М., 1999. – 412 с.

    Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – 429 с.

    Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики / Под ред. А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова. - Новосибирск: Наука, С.О., 1999. – 273 с.

    Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. - М.: Новый век, 2002. – 251 с.

    Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации: Путь разума. - М.: МНЭПУ, 1998. – 310 с.

    Россия в цифрах. 2003. Краткий стат. сборник. - М.: Госкомстат России, 2003. – 381 с.

    Сорос Д. Кризис мирового капитализма. - М.: ИНФРА-М., 2003. – 296 с.

    Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. - СПб.: Наука, 1999. – 482 с.

    Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999. – 418 с.

    Hungtington S. The Clash of Civilisations and the Remarking of World Order. - N.-Y., 1998. – 381 р.

1 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 42 – 43.

2 Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики / Под ред. А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова. - Новосибирск: Наука, С.О., 1999. – С. 89.

3 Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999. – С. 36.

4 Валовой Д.В. XXI век: три сценария развития. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. – С. 61.

5 Клуб ученых "Глобальный мир": Доклады 2000 - 2001 гг. - М., 2002. – С. 56 – 58.

6 Волошин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах 1995 - 2003. - М.: Наука, 2004. – С. 67 – 69.

7 Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой эконо­мики до 2015 г. - М.: Новый век, 2002. – С. 51.

8 Сорос Д. Кризис мирового капитализма. - М.: ИНФРА-М., 2003. – С. 142.

9 Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики / Под ред. А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова. - Новосибирск: Наука, С.О., 1999. – С. 68.

10 Кочетов Э.Г. Геоэкономика. (Освоение мирового экономического пространства). - М.: БЕК, 1999. – С. 43 – 44.

11 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 52.

12 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 53.

13 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 68.

14 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации: Путь разума. - М.: МНЭПУ, 1998. – С. 123 – 124.

15 Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содруже­ства Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. - СПб.: Наука, 1999. – С. 245.

16 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 55 - 56.

17 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 57.

18 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 67.

19 Волошин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах 1995 - 2003. - М.: Наука, 2004. – С. 90.

20 Клуб ученых "Глобальный мир": Доклады 2000 - 2001 гг. - М., 2002. – С. 62.

21 Волошин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах 1995 - 2003. - М.: Наука, 2004. – С. 95.

22 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 60.

23 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 61.

24 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 71.

25 Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содруже­ства Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. - СПб.: Наука, 1999. – С. 57.

26 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 84.

27 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 75.

28 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 76.

29 Валовой Д.В. XXI век: три сценария развития. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. – С. 174.

30 Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содруже­ства Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. - СПб.: Наука, 1999. – С. 217 – 219.

31 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 89 – 90.

32 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 91.

33 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 78.

34 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 79 – 80..

35 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 99.

36 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 97.

37 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 99.

38 Строев E.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содруже­ства Независимых Государств накануне третьего тысячелетия: Опыт и проблемы реформ. - СПб.: Наука, 1999. – С. 185.

39 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 105 - 106.

40 Волошин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах 1995 - 2003. - М.: Наука, 2004. – С. 93.

41 Волошин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах 1995 - 2003. - М.: Наука, 2004. – С. 95.

42 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 111.

43 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 71.

44 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 112.

45 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 112.

46 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 113.

47 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 113.

48 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 99.

49 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации: Путь разума. - М.: МНЭПУ, 1998. – С. 175.

50 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации: Путь разума. - М.: МНЭПУ, 1998. – С. 177.

51 Латинская Америка и Россия: Экономические связи в 2001 году / Ежегодный справочник. – М., 2000. – С. 142.

52 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 100.

53 Межрегиональные межотраслевые модели мировой экономики / Под ред. А.Г. Гранберга, С.М. Меньшикова. - Новосибирск: Наука, С.О., 1999. – С. 126 – 127.

54 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 61.

55 Клуб ученых "Глобальный мир": Доклады 2000 - 2001 гг. - М., 2002. – С. 42 – 43.

56 Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 62.