Роль международной сертификации и технического регулирования в конкурентоспособности страны

Содержание

Введение

Глава 1. Международная стандартизация и сертификация, в современной экономике

1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования

1.2 Национальные и международные стандарты

1.3 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике России

Глава 2. Пути совершенствования стандартизации и сертификации в РФ

2.1 Закон о "О техническом регулировании в РФ": задачи и проблемы

2.2 Отмена обязательной сертификации

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Для стран с развивающейся экономикой, в частности, для России, повышение конкурентоспособности – одна из важнейших стратегических задач. От решения ее зависит степень удовлетворения и внутренних потребностей, и возможность успешного включения экономики страны в мировую систему производства и обмена. В этой связи особое внимание уделяется анализу проблем международной стандартизации и технического регулирования национального производства, рассматриваются меры, необходимые для реализации и дальнейшего совершенствования процесса нормативно-технического регулирования экономики.

У России еще нет соответствующей национальной сети, позволяющей значительно снизить затраты на сертификацию предприятий (особенно для малого и среднего бизнеса) и не пропускать на российский рынок некачественные товары иностранных производителей. Сложившаяся в стране государственная система стандартизации и сертификации по многим видам продукции и услуг – одно из самых серьезных препятствий для усиления ее конкурентных позиций в мировой экономике. Использование устаревающих ГОСТов не способствует повышению качества товаров и услуг, технической и технологической модернизации производства. В отношениях с Россией страны с развитой рыночной экономикой часто возводят и определенные дополнительные барьеры.

Стандартизация должна основываться на последних достижениях науки, техники, практического опыта и определять экономически эффективные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Стандартизация создает организационно-техническую основу для выпуска высококачественной продукции, развития специализации и кооперирования производства.

Качество товара – важнейшее условие высокой конкурентоспособности. Выбор потребителем конкретного товара обусловливается прежде всего более высоким его качеством по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке, хотя существенное значение имеют и предпочтительные для потребителя многие другие факторы конкурентоспособности, непосредственно не связанные со свойствами товара.

Цель данной работы – установить роль международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.

Задачи работы:

    Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.

    Определить степень соответствия российских стандартов международным.

    Обосновать направления совершенствования стандартизации и сертификации в РФ.

В связи с принятием решения о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) новые форматы гармонизации уровня ответственности бизнеса перед потребителями продукции и услуг на основе глобальных технических регламентов приобретают ключевое значение для всех российских предприятий.

Предмет работы – международные стандарты и основы сертификации.

Объект работы – законодательство РФ о стандартизации и его соответствие международным стандартам.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ, В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Цели и задачи международной стандартизации и технического регулирования

Конкурентоспособность в современной рыночной экономике во многом определяется соответствием продукции международным стандартам качества. Соответственно уровень конкурентоспособности и товара, и предприятия напрямую зависит от развития стандартизации, сертификации и технического регулирования. В этой связи возникает и необходимость в точном понимании терминов "стандарт", "технический регламент", "техническое регулирование".

Стандарт – это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Он может содержать и требования к товарной терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам. Технический регламент – документ, содержащий исчерпывающий перечень выпускаемой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются современные требования и правила, включая и требования к уровню безопасности продукции, работников, потребителей и минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, в том числе в отношении продукции зарубежных фирм. Техническое регулирование - процесс разработки и использования технических регламентов и стандартов, определяющих современные требования к технологии производства, качеству и безопасности продукции.

К основным задачами стандартизации можно отнести:

    повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а так же уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

    обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), рационального использования ресурсов;

    содействие соблюдению требований технических регламентов;

    создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг).

В России установлены следующие категории нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

    государственные стандарты (ГОСТ);

    отраслевые стандарты (ОСТ);

    республиканские стандарты (РСТ);

    стандарты предприятий (СТП);

    стандарты общественных объединений (СТО);

    технические условия (ТУ);

    международные стандарты (ИСО/МЭК)

    национальные стандарты

    региональные стандарты;

    межгосударственные стандарты.

Различают следующие виды стандартов:

    основополагающие стандарты;

    стандарты на продукцию;

    стандарты на работы и процессы;

    стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;

    технические условия.

Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:

    общетехнические стандарты;

    организационно-методические стандарты.

Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение норм документов, доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование). Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России. Работы по государственной стандартизации планируются.Ростехрегулирование определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартизации.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), специализирующиеся в зависимости от объекта стандартизации. Основные функции ТК:

    определение концепций развития стандартизации в своей области;

    подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

    составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

    оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности по анализу эффективности стандартизации;

    привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы - стандарты отраслей и предприятий, создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов. Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в ведении РФ. Решение о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший нормативный документ. Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Ростехрегулирование.

1.2 Национальные и международные стандарты

Система международных стандартов строится на основе нормативных документов:

    общемировых неправительственных организаций (ISO, IEC, ITU и международных отраслевых организаций ),

    международных региональных организаций, например, ЕС

    стандарты отдельных государств, их технические регламенты, технические условия, в частности, российские ГОСТы, британские национальные стандарты BSI, немецкие стандарты DIN, и т.д.

Когда не удается в короткие сроки достигнуть консенсуса или слишком большой разрыв в уровне развития технологий в отдельных странах разрабатываются документы, называемые технические условия (ТУ)

Международные стандарты, разработанные на основе национальных и региональных требуют нескольких лет для их оформления, переводов, согласований, принятия и публикации в печати или на официальном электронном сайте России Ростехрегулирование не рекомендует применение международных, региональных, зарубежных национальных, и фирменных зарубежных стандартов без его участия и утверждения в качестве национальных стандартов. К сожалению, рынок качественной сертификации в России не развит (0,3% от мирового) и находится в стадии формирования, что обретает особую актуальность и смысл не только в связи с присоединением к ВТО. При этом нельзя закрывать глаза на процесс резкой отмены государственного лицензирования (особенно в жизненно важных секторах, где вряд ли это следует делать – жилищное строительство, производство лекарств, продуктов питания и др.), ведущий к росту количества фирм-"однодневок" - резкому снижению качества их "товаров" и "услуг". Тысячи жизней, здоровье миллионов граждан России – итоговая цена подобной торопливости, пассивной роли государства (власти) при внедрении массовой сертификации взамен лицензирования и слабых позиций саморегулируемых организаций в формировании рыночной системы общественного контроля за качеством, а также ускоренного выталкивания государства из сферы обеспечения экономической и иной ответственности бизнес структур за нанесение явного и опосредованного (скрытого) ущерба некачественными товарами и услугами.

Включение в хозяйственный оборот инновационного потенциала России зашло в тупик без использования новейших инвестиционных механизмов, значительно снижающих издержки и риски. Основной составляющей инновационного процесса должна стать эффективно работающая на национальную экономику сетевая инфраструктура. Эффективное и профессиональное использование наукоемкой продукции России невозможно и без должной оценки, а также отмены налога на имущество с объектов интеллектуальной собственности, препятствующих должной формализации (секьюритизации – перевода в ценные бумаги), сомасштабному введению в финансово-хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

1.3 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике России

Согласно Закону РФ "О техническом регулировании" под сертификацией понимают ─ форму подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров. Под сертификатом рассматривают документ, удостоверяющий соответствие товара (услуги) требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров. Система сертификации представляет собой совокупность правил выполнения работ по сертификации и правил функционирования этой системы.

Стремление к введению национальных систем сертификации было связано с тем, что, с одной стороны, она защищает потребителя от небезопасной и экологически нечистой продукции, а с другой - затрудняет доступ на национальные рынки изделий иностранного производства, так как требует от экспортеров дополнительных длительных испытаний на соответствие продукции национальным стандартам. Такие дорогостоящие испытания под силу только крупным фирмам, что давало им определенные преимущества.

Различия в национальных стандартах и других нормативных документах, а также процедурах проведения сертификации превращают их в так называемые технические барьеры международной торговли. В то же время, сертификация стала необходимым условием экспорта продукции, хотя и требует больших затрат времени и средств на ее осуществление.

Например, для проведения сертификационных испытаний самолета ЯК-40 в Англии, а это было необходимым условием его эксплуатации, Авиарегистру Великобритании были переданы более 300 различных отчетов и документов, стоимость самих испытаний составила 3 млн.долл.США, а процедура переговоров и испытаний составила 5 лет.

Существование большого количества национальных систем сертификации в странах Западной Европы, а также появление региональных систем сертификации в Европе и Америке, основанных на нормативных документах этих стран и гармонизированных стандартов регионов, привело к тому, что однородная продукция оценивалась в разных странах различными методами.

Формирование высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономики предполагает создание гибкого и надежного механизма защиты прав потребителей и поддержки отечественных товаропроизводителей. При этом необходимо решить несколько принципиальных задач:

    добиться коренного повышения качества и безопасности продукции и услуг;

    успешно осуществлять интеграцию отечественной экономики в мировую систему, добиться улучшения условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки путем вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский союз. Принимая условия ВТО нужно не допустить ущемления интересов российских производителей товаров и услуг;

    разработать гибкую систему безопасности российского потребителя продукции и услуг при усилении ответственности производителей и поставщиков за некачественную продукцию;

    повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках.

На решение этих задач и нацелено подтверждение соответствия продукции или услуг (обязательное - в виде декларации о соответствии или обязательной сертификации или добровольное - в виде добровольной сертификации). Закон "О техническом регулировании" определил, что подтверждение соответствия осуществляется в целях:

    удостоверения соответствия ОТР техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

    содействия в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

    повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

    создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Юридическую базу для подтверждения соответствия обеспечил закон "О техническом регулировании". В законе определены цели, принципы и формы подтверждения соответствия, порядок проведения сертификации и организационные основы, условия ввоза импортной продукции. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции ОТР требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Документ, удостоверяющий соответствие объекта этим требованиям, носит название сертификата соответствия. С целью информирования потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, используется знак обращения на рынке, который в установленном порядке обозначается на упаковке промышленной продукции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2003 № 696 "О знаке обращения на рынке" утверждено описание, изображение и варианты обозначения знака обращения на рынке, предназначенного для маркирования продукции, которая соответствует требованиям технических регламентов, и вариантов его изображения. Органом по сертификации является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

13

Системы обязательной сертификации создаются федеральными органами исполнительной власти при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами.

Некоторые из участников сертификации обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности. Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Ростехрегулированием порядке. "Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации в соответствии с настоящим Законом:

    Формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывают официальную информацию о них;

    Проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

    Опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

    Готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

    Представляет в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган РФ по сертификации."

Совмещение полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации, а также органа полномочий на аккредитацию и на сертификацию. Организационную основу подтверждения соответствия составляют: федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, функции которого в настоящее время осуществляет Минпромэнерго; испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке и выполняющие функции третьей стороны (т. е. не зависящей от заявителя, осуществляющего обязательную сертификацию, от федерального органа по сертификации), а также органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия, определяет порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за их представление. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предъявлять аккредитованным лабораториям сведения о заявителе. На основании представленных лабораторией протоколов испытаний орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

Государственный контроль (надзор) осуществляется органами федеральной власти и субъектов Российской Федерации исключительно за соблюдением требований технических регламентов в отношении ОТР и только на стадии обращения продукции. Органы госнадзора имеют право выдавать предписания об устранении требований технических регламентов в определенный срок вплоть до решения о запрете передачи продукции; о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения и др.; приостановки или прекращения действия декларации или сертификата соответствия, а также привлекать изготовителя к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подтверждение соответствия применяется независимо от страны и места происхождения ОТР и лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами и т.д.

В соответствии с Федеральный законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, полученные за пределами территории России документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований, испытаний и измерений признаются в соответствии с международными договорами. При этом соответствующие документы на такую продукцию должны быть представлены в таможню одновременно с таможенной декларацией. Форма подтверждения соответствия определяет порядок документального удостоверения продукции или иных объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

    принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);

    обязательной сертификации.

    приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое по требованиям технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях.

Обязательное подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям. Объектом обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирование соответствия) может быть только продукция, выпускаемая в России. Формы и схемы подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов третьей стороной (не зависящей ни от изготовителя или поставщика, ни от потребителя продукции).

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. Для повышения гибкости процедур подтверждения соответствия в технических регламентах рекомендуется устанавливать для одной и той же продукции обе формы подтверждения соответствия, исходя из требований технического регламента и вида продукции. При этом подтверждение соответствия в форме сертификации обязательно производится только третьей стороной, в то время как декларирование соответствия может производиться на основе собственных доказательств; доказательств, полученных при участии органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лабораторией (третья сторона).

В большинстве западных стран функции третьей стороны выполняют независимые испытательные лаборатории, работающие по заказам обществ потребителей, а иногда и самих изготовителей продукции. Результаты испытаний (исследований), полученные в такой лаборатории, как правило, никогда и никем не оспариваются. Отрицательное заключение, сделанное в независимом центре, может заставить производителя отказаться от выпуска продукции, даже если исследование производилось по заказу самого производителя.

Обязательная сертификация осуществляется только органом по сертификации, который для этой цели привлекает на договорной основе испытательные лаборатории (центры), принимает решение о выдаче сертификата соответствия, ведет реестр выданных сертификатов, приостанавливает или прекращает действие сертификатов.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Система добровольной сертификации регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Если ОТР, в том числе, как продукция, так и процессы производства и эксплуатации, успешно прошли подтверждение соответствия, орган по сертификации выдает сертификаты соответствия и право на применение знака соответствия.

В техническом регламенте на продукцию, подпадающую по наименованию под соответствующую европейскую директиву, рекомендуется брать за основу схемы, близкие к процедурам подтверждения соответствия, установленным в этой директиве. Например, при сертификации выбросов вредных веществ автомобилей следует руководствоваться правилом ЕЭК ООН и соответствующей директивой Европейского экономического сообщества 70/220.

Закон № 184-ФЗ допускает возможность устанавливать для одной и той же продукции несколько схем, равнозначных по степени доказательства, что позволяет заявителю о сертификации выбрать наиболее приемлемую для него схему. Предложенные схемы определяют порядок действия каждой из стран, участвующих в процессе подтверждения соответствия (заявитель, аккредитованная испытательная лаборатория, орган по сертификации). В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, а в схемах сертификации — выдача заявительного сертификата соответствия.

Завершающей операцией в схемах сертификации является выдача заявителю аккредитованным органом по сертификации сертификата соответствия, а при декларировании - принятия заявителем декларации о соответствии, с регистрацией ее в установленном законом порядке. После получения соответствующих документов заявитель получает право маркировать продукцию знаком соответствия.

ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В РФ

2.1 Закон о "О техническом регулировании в РФ": задачи и проблемы

Международные и национальные стандарты используются при разработке проектов технических регламентов. С появлением технического регламента статус стандарта изменяется. Обязательные требования содержатся только в технических регламентах. Стандарты переходят в разряд добровольных документов. Различия технических регламентов и стандартов могут быть сведены к следующим основным характеристикам:

    Технические регламенты содержат существенные требования и регламентируют уровень безопасности продукции и производства, эксплуатации и утилизации.

    Стандарты являются доказательной базой для реализации требований технических регламентов и оценки соответствия продукции этим требованиям.

Для оценки соответствия техническим регламентам, нужно пройти три важные процедуры.

    декларирование соответствия ─ процедура, посредством которой производитель дает письменную гарантию, что продукт, процесс или услуга соответствует установленным требованиям;

    испытание ─ техническую операция, которая включает определение одной или нескольких характеристик продукта, процесса или услуги;

    сертификацию ─ процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукт, процесс или услуга соответствует установленным требованиям.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) – процесс неизбежный, но сложный. Существующая ныне система технического регулирования и действующее законодательство не вполне соответствуют международным нормам и правилам, закрепленным в документах ВТО. В данный момент в Министерстве экономического развития и торговли и Ростехрегулировании действует ФЗ " О техническом регулирования в РФ". Авторы проекта изучали директивы ЕС, законодательство США, Японии и многих других стран в области обеспечения безопасности продукции. Была учтена позиция переговорной команды России по вступлению в ВТО, особенности международной практики. При подготовке проекта использовались положения законодательства Чешской республики об ответственности изготовителей за выпуск некачественной продукции, а также рекомендации Федеральной торговой комиссии США об отзыве товаров.

Попытка приведения российского законодательства в соответствие с общеевропейскими нормами предпринимались и ранее. Например, в 2000 г. был введен в действие государственный стандарт "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования", который является своего рода аналогом "Руководства по косметической продукции", утвержденного Европейским сообществом. Этот документ распространяется на парфюмерно-косметическую продукцию отечественного и импортного производства, реализуемую на рынке России, и призван снять административные барьеры в торговле, что особенно важно в преддверии вступления в ВТО.

Кроме того, в настоящее время идет работа над внесением в стандарт требований и норм к новой группе спиртосодержащей продукции – появившимся на рынке так называемым средствам для ванн, не имеющим ничего общего с их европейскими аналогами. Закон предусматривает четкое разграничение требований к продукции на обязательные, устанавливаемые техническими регламентами, и добровольные, закрепленные в стандартах. Обязательные технические требования устанавливаются только федеральными законами.

На смену тотальной обязательной сертификации пришла более гибкая система подтверждения соответствия требованиям безопасности. С большинства производителей будут спрашивать не сертификат, а декларацию, т.е. их официальное заявление о соответствии продукции установленным требованиям. Это сэкономит предпринимателям до 1 млрд. рублей в год, упростит их коммерческую деятельность и устранит излишние административные барьеры.

Если в общем законе о технических регламентах имеется не так много белых пятен, то в части технического регулирования различных отраслей в разрабатываемом законе остается немало вопросов, ответов на которые сегодня в документе нет. Например, в нем очень подробно разработана глава, касающаяся токсикологических, микробиологических, клинико-лабораторных показателей безопасности парфюмерно-косметической продукции. Но при этом в законе не говорится об экологической безопасности, в то время когда этот вопрос требует подробнейшей и тщательной разработки. В законопроекте также нет упоминания ни о надзоре, ни о санкциях за причинение ущерба окружающей среде. Не меньше вопросов вызывает ситуация с импортом. Сейчас вся продукция, которая поступает из-за рубежа, должна подтверждаться сертификатами в России. Закон не дает разъяснений по этому поводу, открывая тем самым путь для некачественной, фальсифицированной продукции на российский рынок. В то же время неизвестно, какая участь ожидает нашу продукцию за рубежом. Вряд ли появление новых игроков из России будет встречено Западом с энтузиазмом, потому что повлечет за собой передел рынка. Один из способов защититься от конкурента – поставить барьер в виде дополнительной проверки российской продукции на предмет ее соответствия международным стандартам. Во всяком случае, отечественные производители предвидят и такой вариант развития событий. В связи с принятием технических регламентов существенные изменения коснутся ассортимента: часть продукции была снята с производства, другая поменяет состав из-за того, что уже не будет соответствовать требованиям качества. Соответственно компаниям пришлось разрабатывать новую маркетинговую программу, искать дополнительные средства на рекламу и продвижение товаров на рынке. Такими ресурсами обладают только крупные предприятия. Впрочем, нормативные акты о стандартизации и сертификации продукции – не единственные законы, которыми руководствуются производители. Поэтому после введения закона "Об основах технического регулирования" необходимо было пересмотреть и привести в соответствие с международной практикой и процедуру подтверждения соответствия продукции. В условиях рынка соответствие стандартам должно стимулироваться экономически, а не директивно в виде государственного надзора и контроля. В связи с этим должны претерпеть изменения и сами стандарты. Действующие в настоящее время СанПиНы на продукцию – это в какой-то мере прообразы технических регламентов. Соответствие регламенту должно стать гарантией безопасности продукции, а соответствие стандарту, в свою очередь, гарантией ее качества со всеми вытекающими преимуществами на рынке.

2.2 Отмена обязательной сертификации

С 15 февраля в России отменяется обязательная сертификация пищевой и парфюмерно-косметической продукции, действовавшая почти 20 лет. Теперь производитель может сертифицировать товары добровольно. А может и не делать этого. Обязательную сертификацию ввели в начале 90-х. Тогда просто необходимо было защититься от хлынувшего в страну потока некачественных товаров. За прошедшие годы ситуация изменилась. Однако сертификация в том виде, в котором она существует, мало защищает потребителя. "Ни для кого не секрет, что сертификаты покупают или подделывают. А выдачей обязательных документов соответствия занимаются все кому не лень" , говорит Алексей Медников, гендиректор "Ростеста" - регионального органа по сертификации и тестированию.

Как раз из-за большого количества фиктивных органов и фиктивных лабораторий сертификация и потеряла доверие населения и предпринимателей. Это и послужило одним из поводов того, что правительство приняло решение об отмене обязательной сертификации.

Еще одним поводом для этого стало желание правительства ликвидировать излишние административные барьеры для бизнеса, ввести более современный механизм регулирования - добровольную декларацию качества. Как во многих странах мира, с сегодняшнего дня и в России производителям продуктов и косметики достаточно будет заявить о качестве и безопасности своих товаров.

Если для производителей выгода от упрощенной системы декларирования очевидна, то для потребителей - это еще большой вопрос. Можно ли будет доверять тому,что товар дествительно соответсвует всем нормам безопасности? Особенно учитывая, что в России нет ни жесткой системы контроля соответствия качеству, ни адекватного наказания за его отсутствие, как, скажем, в европейских странах.

Добровольная сертификация на Западе сопровождается достаточно жестким контролем за тем, правду ли говорит производитель, и что сообщается в этом добровольном сертификате третьей стороной - сертификационным центром. Там, если обнаружился товар на прилавке, который не соответствует нормам безопасности, этот магазин может быть закрыт навсегда. Либо оштрафован на такую сумму, которую наврятли сможет потянуть хозяин магазина.

Поэтому чтобя в России переход от обязательной сертификации к декларированию был безопасен, необходимо повысить, а в некоторых случаях даже ужесточить ответственность производителей. Вплоть до уголовной ответственности за продажу фальсифицированных, опасных, некачественных товаров. И конечно же надо ужесточить контроль за рынком. Пока в нашей стране не хватает квалифицированных центров, которые могли бы проверять всю продукцию и подтверждать ее соответствие. Покупателям же эксперты советуют по-прежнему внимательно изучать этикетку, выбирать продукцию, произведенную по ГОСТу. В этом случае можно быть уверенным, что за товаром и его производством ведется контроль.

С одной стороны совершенствовать систему сертификации было необходимо, но стоило ли ее отменять в данных условиях. Ведь сейчас нет системы четкого и эффективного государственного контроля за качеством продуктов в стране. Например, вместо натурального масла можно положить маргарин, и рядовой потребитель не отличит ни по вкусу, ни по цвету, ни по запаху в магазине маргарин от натурального масла, заметил председатель Общества защиты прав потребителей, добавив, что при этом издержки производителя сильно снизятся, за счет чего он сможет увеличить прибыль.

За годы действия обязательной сертификации мы прошли большой путь. Законопослушные и ответственные производители сформировали службы качества и сертификации, навели порядок в нормативной документации, наладили испытания продукции, навели порядок в метрологическом обеспечении производства. Стали четко выполнять требования по предоставлению информации для потребителя.На рынке появляется конкуренция. Сформированы потребительские институты. Проводится общественный мониторинг безопасности и качества продукции. Требовательнее и грамотнее стал потребитель.

Теперь по постановлению № 982, алкоголь, питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, пищевые концентраты, ароматизаторы будут продаваться без обязательных сертификатов, что может вызвать волну некачественной продукции на прилавках магазинов.

Отныне производители пищевых товаров и косметики будут подписывать декларацию вместо получения сертификата чтобы доказать, что их товар соответствует санитарным нормам или госстандарту. Декларирование – процесс более простой, чем сертифицирование.

Для того,чтобы задикларивать продукт производитель должен:

-иметь грамотно составленный нормативный документ, идентифицирующий продукцию и содержащий показатели, которым она должна соответствовать, их численные значения, методы испытаний. Чтобы на него не была переложена ответственность нерадивых перевозчиков, продавцов и др. в этом документе должны быть приведены требования к транспортировке, хранению и т.д.

- провести испытания по заявленным показателям в аккредитованной испытательной лаборатории

- проанализировать результаты испытаний

- убедиться в безопасности упаковки

- предоставить на этикетке полную и достоверную информацию о продукте и др.

- подтвердить качество (не безопасность, а именно качество) продукции ее добровольной сертификацией

- подтвердить способность предприятия стабильно выпускать продукцию заявленного качества сертифицированной СМК

На вопрос, о действии уже выданных сертификатов с неистекшим сроком действия тоже было обращено внимание – Минпромторг подготовил проект постановления правитльства, по которому сертификаты на продукцию, выданные до 15 февраля, будут действительны до истечения срока их действия. Однако пока неизвестно, когда документ будет подписан.

Следующая проблема – маркировка. На упаковку сейчас наносится знак, принятый для обязательной сертификации, а для декларирования соответствия используется иной знак. Чтобы изменить этикетки, крупным компаниям потребуются месяцы времени и миллионы рублей, что скажется на себестоимости продукции.

Однако представитель Минпромторга сказал, что переходный период был предусмотрен – со дня публикации постановления до момента его вступления в силу прошло более двух месяцев.

Производство и продажа продукции без декларации может стоить штрафа Роспотребнадзору в размере 20 000 – 30 000 руб.

Отмена с 15 февраля 2010 года обязательной сертификации пищевой и парфюмерно-косметической продукции стала причиной спора о возможном появлении на прилавках товаров с опасными ингредиентами. Защитники обязательной сертификации утверждают, что страну захлестнет волна фальсификата. Противники сертификации уверяют, что значительная часть сертификатов не гарантировала безопасность товаров. К чему же приведет отказ от обязательной сертификации?

"По количеству фальсификата мы боимся возврата к девяностым годам, когда на рынке было минимум 95% фальсифицированной продукции", - заявил в конце января директор региональной организации по сертификации и тестированию "Ростест" Алексей Медников. Именно организации, занимающиеся тестированием и выдающие сертификаты, рисуют картины грядущего продуктового апокалипсиса. И объясняют, что на прилавках магазинов неизбежно появится опасная продукция, а поскольку проверять предпринимателей теперь можно только раз в три года, то пресечь продажу опасного товара не будет решительно никакой возможности.

Что же дает сертификат соответствия? Он является подтверждением безопасности продукции, но не ее качества. То есть он свидетельствует, что продукты и косметика тестировались в лабораториях, например, на наличие ядов, токсичных веществ, тяжелых металлов. Такие исследования регламентировались ГОСТами.

В постановлении правительства, отменяющего получение сертификатов в обязательном порядке, прописано, что теперь за безопасность товаров будут отвечать сами производители. Им придется заполнять декларацию соответствия (это неномерной бланк, разработанный в законе о техрегулировании от 2002 года), в котором содержится информация о производителе, товаре, и подтверждение безопасности продукции. По сути декларация соответствия – это документ, в котором изготовитель принимает на себя ответственность за соответствие продукции нормам по безопасности.

Получение же сертификата будет теперь жестом доброй воли. Но лишь10%-15% пищевых производств имеют возможность (техническую и кадровую) подтверждать безопасность своей продукции. Между тем, даже если учесть данные "Ростеста", говорить о том, что опасные товары хлынут на прилавки магазинов, нельзя.

Во-первых, санитарные нормы никто не отменял, они продолжат действовать. СЭС после проведения тестов выдает производителю товара санитарно-эпидемиологические заключения, которые производитель предоставляет торговцам. Эти документы по-прежнему будут подтверждать соответствие товара требованиям по безопасности. При этом выдавать его будет госструктура, в которой гарантированно есть необходимые лаборатории и обученный персонал.

Также существует добровольная сертификация, например, по международным системам управления качеством и безопасностью пищевых продуктов - НАССР или ISO. Это дополнительное подтверждение качества выпускаемого товара. Они набирают популярность у российских производителей.

В-вторых, многие производители продолжат сертифицировать свою продукцию добровольно,несмотря на отмену обязательной сертификации. Например, обязательную сертификацию на продукцию масложировой отрасли отменили еще с 29 декабря 2008 года. НОомногие компании проводят внешний аудит, чтобы быть уверенными на сто процентов в качестве своей продукции.

В-третьих, необходимо признать, что за время существования обязательной сертификации, а это уже более 17 лет, отношение к ней двойственно. И многие считают, что она не оправдала возложенные на нее функции. Она превратилась просто в очередной побор с бизнеса, не дающей потребителю никаких гарантий безопасности. То есть, по сути, решение правительства признает де-юре то, что де-факто случилось уже давно – бесполезность сертификатов соответствия. Не секрет, что многие производители и продавцы нужные документы просто покупали. В итоге стодолларовый платеж за сертификат был просто фиговым листком, которым прикрывались те, кто и раньше реализовывал в России не самые качественные товары.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Требования к стандартному качеству в РФ до реформы определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Процедура обязательной сертификации не исключала возможностей для проникновения на рынок небезопасной продукции. Около 70% продукции в той или иной степени было фальсифицировано, хотя более 90% ее имело сертификаты соответствия (поддельных или выданных с нарушением правил). Рынок до сих пор насыщен продукцией, несоответствующей установленным требованиям. Государственная инвестиционная и промышленная политика России вынуждена строиться исходя из далекого от совершенства действующего законодательства параллельно с созданием современной инфраструктуры на базе международных стандартов и сетевых решений с использованием единых, реально работающих инвестиционных инструментов, механизмов, процедур и форматов. Потому как включение в хозяйственный оборот инновационного потенциала России давно зашло в тупик без использования новейших высокоэффективных инвестиционных механизмов, значительно снижающих издержки и риски в сфере реальной экономики. Решить эту задачу возможно лишь в случае перехода от деклараций к реальному созданию эффективно функционирующей инвестиционной инфраструктуры, учитывающей вышеозначенные современные тенденции, внедрению механизмов её государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Основной составляющей инновационного процесса должна стать эффективно и прозрачно работающая на национальную экономику сетевая инфраструктура, которая в свою очередь послужит и укреплению должного взаимодействия, кооперации с партнерами дальнего и ближнего зарубежья на единых принципах и механизмах, международных форматах и стандартах сетевой экономики.

Мировые тенденции и поставленные Президентом России стратегические цели в сфере экономики диктуют необходимость ускоренного формирования региональных и отраслевых сетевых структур в России с участием предприятий и регионов, готовых к освоению международных стандартов, с проверкой компетентности их персонала согласно европейским и международным нормам. Самостоятельное формирование национального института независимых, авторитетных экспертов и сетевой экономики (консорциумы, холдинги и прочие кооперативные объединения субъектов рынка), в свою очередь, создаст условия для практической реализации промышленно-инновационной политики России на базе профессионального использования современных сетевых принципов организации, структурирования и сертификации субъектов рынка и персонала. Это положительно скажется также на эффективности реализации инновационных программ, повышении текущей и перспективной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации предприятий, регионов и России в целом.

Международная сертификация субъектов рынка и их персонала - неотъемлемая составляющая современных инвестиционных процессов, повышения капитализации и конкурентоспособности предприятий, экономик стран в целом. Международная сертификация получает широкое распространение в мире в качестве инструмента повышения качества продукции и услуг. Сертификация всей цепочки системы менеджмента качества (СМК) - от кредитора и производителя до потребителя продукции и услуг, в соответствии с международными стандартами в рамках сетевой организации, устраняет барьеры между странами, обеспечивая развитие бизнеса за счет прямых поставок наиболее "длинных" и дешевых ресурсов, взаимно и значительно при этом снижая издержки, а, следовательно и стоимость заемных ресурсов и инвестиций.

Сертифицированные на должном уровне СМК позволяют российскому предпринимательству встраиваться в мировые процессы поставки финансовых ресурсов, товаров и услуг. Соответствие СМК предприятий требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 служит в современной экономике основным доказательством конкурентоспособности продукции и услуг, готовности предприятия (фирмы) предложить их в нужном количестве. СМК становится основой рыночного технического регулирования ответственности за поставку качественной, безопасной продукции (услуг), регулирования, распределения и снижения рисков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Закон Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).

    Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О сертификации продукции и услуг" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

    Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О стандартизации" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

    Закон РФ "Об обеспечении единства измерений".

    Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. - М.: Издательство "Ось-89", 2000.

    Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. ИНФРА – М, 2009. –207 с. - ( Серия " Вопрос – Ответ")

    Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. "Феникс". 2008. 255с.

    Ерасова Е.А. Конкурентноспособность в современной экономике. Вопросы теории и практике. Спб: ОЦЭиМ. 2006

    Ерасова Е.А. Международная стандартитазиция как фактор повышения конкурентноспособности национального производства в евразийском экономическом сообществе.

    Ерасова Е.А. Экономические и правовые проблемы продовольственной безопасности России.

    Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации — Стратегическое направление повышения конкурентноспособности российской экономики.

    Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации – стратегическое направление повышения конкурентоспособности. Статья. Проблемы современной экономики. 2004. № 1/2 (9/10).

    Ерасова Е.А. Реформа системы государственной стандартизации и сертификации как условие повышения конкурентоспособности экономики и вступления России в ВТО. Современное состояние и перспективы развития международной торговой системы. Материалы международной научно-практической конференции./ Под ред. В.И.Капусткина. СПб. 2004.

    Ерасова Е.А. Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения. Статья. Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 1. 2006

    Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 2009

    Ильенкова С. Д. Управление качеством: учебник / Ильенкова Н. Д., Мхитарян В. С., Ягудин С. Ю., Воронина Э. М.; под ред. С. Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004

    Крылова Г. Д. "Основы стандартизации, сертификации, метрологии". Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 2009.

    Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2009

    Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2008

    Латышев М.В., Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003.

    Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров. М,: ТОО "Люкс-арт". 2008

    Мигин С.В. Актуальные вопросы реализации реформы технического регулирования в Российской Федерации. - М.: НИСИПП, 2008.

    Мишин, Виктор Михайлович. Управление качеством: учебник для студ. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

    Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-е издание, дополненное и переработанное, М.: ОАО Издательство "Экономика", 2008

    Сергеев, Алексей Георгиевич. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие для вузов. - [2-e изд., перераб. и доп. ]. - М.: Логос, 2005.

    Стандартизация и управлением качеством продукции. / В.А. Швандар, В.П.Панов, Е.М.Купряков и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

    Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России. 2009

    Фомин В. Н., Чиннов И. Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация, М.: Центр экономики и маркетинга, 2008

    Шишкин И. Ф. "Метрология, стандартизация и управление качеством". Учебник. М.: Издательство стандартов. 2007