Позиция Великобритании по отношению к Европейской Конституции

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА»

НА ТЕМУ:

«ПОЗИЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ»

Москва 2009

Содержание

Введение

1. Проблемы на пути принятия Европейской Конституции в Великобритании

2. Перспективы принятия Европейской Конституции в Великобритании

3. Позиции британских евроскептиков и евроэнтузиастов

Заключение

Примечания

Список литературы

Введение

Представленная работа посвящена теме «Позиция Великобритании по отношению к Европейской Конституции». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, о чём свидетельствует частое изучение поднятого вопроса, в частности, в СМИ.

Вопросу Европейской Конституции и, как следствие, правовых изменений и будущего Евросоюза посвящено много работ. В основном это статьи, так как прошло ещё мало времени для того, чтобы была возможность написать фундаментальный труд.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к причинам, по которым Европейская Конституция не была принята в Великобритании, возможной её замене другим документом и вариантам дальнейшего развития Евросоюза, и, с другой стороны, недостаточной разработанностью данной темы.

Основой для написания работы послужили исследования российских и зарубежных учёных и журналистов. Среди российских учёных можно назвать Энтина Л.М., Шемятенкова В., среди зарубежных журналистов – Корбетта Р., Рейнолдса П., Хэлмера Р.

Статья Ричарда Хэлмера «Busting the EU myths», хоть и написана четыре года назад, остаётся актуальной и активно обсуждается. Интересно, что её автор, несмотря на то, что является евродепутатом, защищает национальные интересы, а не общеевропейские, и аргументы его критики весомы. По его словам, не стоит без возражений принимать любые заявления евроэнтузиастов, они требуют детального рассмотрения. ЕС уже является возникающим государством, поэтому его развитие не будет сильно отличаться от развития большинства стран, вопреки прогнозам евроскептиков.

Целью данной работы является рассмотреть перспективы возможного принятия в будущем Договора и развития отношений Великобритании и Евросоюза.

1. Проблемы на пути принятия Европейской Конституции в Великобритании

Как известно, Конституция ЕС принята не была. Более того, заговорили даже о сумрачном будущем Европейского союза, замедлении интеграционных процессов, ударе по Экономическому и валютному союзу. На самом деле поступательное развитие интеграционных процессов продолжается, но вместе с тем очевидно, что они будут протекать в несколько иных условиях. Подготовка и подписание этого документа отражали стремление оптимизировать функционирование ЕС, решить назревшие проблемы. Необходимо проанализировать причины нынешнего кризиса ЕС и решать вопрос Конституции соотносительно с существующим положением.

Возможность того, что при ратификации кто-то из членов Европейского союза столкнётся с трудностями, уже была заложена в Конституции. Конституционный договор заменяет все предшествующие учредительные документы, поэтому он вступает в силу только после его ратификации всеми государствами – членами без исключения. Соответственно, любой отказ от ратификации какого-либо из государств – членов делает вступление в силу Договора невозможным. Формально по договору предусмотрено два сценария. В случае беспроблемного процесса ратификации Договор должен был вступить в силу с ноября 2006 года. Итоги референдумов во Франции и Нидерландах и несогласие некоторых других стран, в том числе Великобритании и Германии, означают, что этого не произошло. Согласно второму сценарию государства могут не уложиться в столь короткий срок и, таким образом, итоги референдумов в вышеуказанных странах и являются, и не являются катастрофой.

Заложенные в Конституционном договоре возможные сценарии развития событий чрезвычайно разнообразны. В случае необходимости, если это потребуется для присоединения к нему государств, столкнувшихся с трудностями в проведении ратификации, в него можно внести поправки. В свою очередь, в статье I–60 не настаивается на том, чтобы все нынешние государства – члены обязательно оставались бы в составе Союза. Уместно напомнить, что действующие учредительные договоры не предусматривают возможности выхода, это прописано только в тексте Конституционного договора.

Важно понимать, что принятие Конституции – гораздо более серьёзный шаг по сравнению с внесением в действующие учредительные договоры отдельных изменений и дополнений. Оно призвано вывести европейскую интеграцию на более высокий уровень наднациональности, сплочённости и эффективности. К такому скачку отдельные государства могли оказаться не готовыми, что и показал отказ Великобритании принять Европейскую Конституцию. Великобритания всегда стремилась к сохранению самобытности, и в принятии Конституции видело угрозу образования супердержавы, слияния всех стран и подчинения их наднациональным институтам. Возможно, если бы ЕС оставался только торговой организацией, как и было задумано изначально, Великобритания бы не высказала никаких возражений, тем более что в экономическом плане она независима, обладая четвёртой по величине экономикой в мире. Решать проблемы Европы не входило в планы Великобритании. Так же важно учесть тот факт, что в Великобритании Конституция – это не единый документ, а несколько соглашений и актов, что тоже является отличительной особенностью этой страны. В Европейской Конституции Великобритания видела в первую очередь угрозу попадания в зависимость и обязательства помощи менее экономически развитым государствам.

2. Перспективы принятия Европейской Конституции в Великобритании

Многочисленные сценарии вступления Договора в силу, а также текущие политические соображения и разнонаправленные оценки геополитической реальности поразили различного рода спекуляции. Обсуждение того, по какому пути пойдёт развитие ЕС в случае обструкции со стороны того или иного государства – члена или группы государств, началось задолго до проведения референдумов в вышеуказанных странах. Особую остроту ему придавало то, что изначально оно превратилось в арену борьбы между евроскептиками и евроэнтузиастами. Особенно активно велись споры в Великобритании. Обсуждались самые невероятные и экзотические варианты, как то самоликвидация Европейского союза и создание на основе Конституции нового интеграционного объединения из числа тех европейских государств, которые к этому готовы, или параллельного развития двух союзов. Серьёзно рассматривалось только несколько вариантов. При этом аналитики исходили из того, что из числа государств – членов, поддерживающих принятие Конституции, могут выбиться только отдельные небольшие страны и Великобритания. В первом случае предлагалось воспользоваться ирландским или датским вариантами. Ирландия не смогла с первого раза ратифицировать Датский договор, повторное голосование на референдуме, состоявшееся после массированной обработки общественного мнения, на исход которого повлияло так же и то, что Ирландия оказалась единственной несогласной страной, однако, стало удачным. В отношении же Дании потребовались более радикальные меры, и ей по настоятельным просьбам был предоставлен ряд уступок. Государства – члены ЕС согласились с тем, что в ряде областей сотрудничества обязательства, вытекающие из членства в ЕС, будут распространяться на неё в неполном объёме.

Во втором случае, принимая во внимание особую позицию Великобритании и господство в этой стране скептического отношения к углублению европейской интеграции, предлагалось подумать о возможности существования ЕС на основе Конституционного договора без её участия. Конечно, это спорный вопрос и требует более детального рассмотрения, поскольку влияние Великобритании в ЕС и во всём мире достаточно велико. Вариант того, что кто-то из крупных континентальных держав не сможет поддержать Конституционный договор, рассматривался лишь вскользь и ни механизм возобновления переговоров о подготовке модифицированного Конституционного договора, ни характер вероятных изменений и дополнений, которые в него можно было бы внести, подробно не анализировались. Парадоксальность ситуации, в которой оказался ЕС, заключается в том, что многообразие сценариев вступления в силу Конституционного договора не было обстоятельно рассмотрено. Вероятность негативного развития событий и трудностей он предвидел, но к тому, что население стран – основательниц Евросоюза скажет нет, оказался не готов.

Опросы общественного мнения до референдумов показали, что в Великобритании большинство проголосует против принятия Конституционного договора. Государства – участники, пытаясь ещё больше объединиться, не учли ряда внутренних проблем, сложившихся в Евросоюзе к моменту референдумов. Основная причина непринятия Великобритании Европейской Конституции кроется в стремлении к сохранении национальной исключительности. Черчилль, рассматривая Британию как пересечение трёх сфер влияния – Европы, Атлантического альянса и стран Содружества, приоритетной считал ориентацию на США и альянс англоговорящих стран в целом. Союз же стран континентальной Европы Черчилль рассматривал как путь установления дружеских отношений между Францией и Германией, предотвращения новой войны. Но он не думал о том, что в будущем Британия будет подчиняться наднациональным институтам в Европе. Великобритания – один из самых сильных и, соответственно, влиятельных членов Евросоюза. Немаловажен и тот факт, что Великобритания является вторым финансовым донором ЕС после ФРГ, соответственно, перед любой инициативой по спасению Конституционного договора встали бы непреодолимые экономические и политические препятствия. Некоторые государства, вероятно, будут пытаться исключить Великобританию из Евросоюза. В свою очередь Франция и Германия могли бы создать «ядро», более тесный союз, который бы существовал в рамках ЕС. Возможно так же создание нескольких групп авангарда для обеспечения более тесного сотрудничества в определённых областях. Таким образом, начнётся процесс дезорганизации, так как разные группы не будут состоять из одних и тех же членов.

Вероятно, что Великобритания не примет Европейскую Конституцию и будет продолжать сотрудничество с ЕС, но не в качестве страны – участницы, а самостоятельно.

3. Позиции британских евроскептиков и евроэнтузиастов

С самого начала существования ЕС стал ареной столкновения непримиримых евроскептиков и евроэнтузиастов. Европейская Конституция послужила своеобразным толчком к новому этапу дискуссий о будущем Европы. Рассмотрим это явление на примере Великобритании.

Евроскептицизм сложно назвать однородным течением, поскольку в разных странах его идеи различны, что обусловлено в первую очередь стремлением к сохранению национальной идентичности.

Британские евроскептики явно опасаются, что Европейский Союз превратится в супердержаву, а Соединённое Королевство утратит свой суверенитет. Среди главных аргументов британских евроскептиков так же стоит упомянуть недостаточную сбалансированность налоговой системы и социальной политики, расширение полномочий Европейской Комиссии, отсутствие демократии в структурах ЕС, общую валюту и, безусловно, Конституцию. Как известно, жители Великобритании уже отказались от общей валюты и от участия в Шенгенском соглашении, так как большинство их них проявляют стойкую привязанность к национальному.

Большая часть дебатов о предложенной новой Конституции Европы была выражена в обычной гиперболе. Часть евроскептически настроенной прессы уже вызывают в воображении британцев перед неизбежностью формирования централизованной супердержавы. Легко понять, почему ультраправые настроены против Конституции. В ней много того, что вызывает у них недовольство: соблюдение прав человека, соблюдение прав меньшинств, принципы недискриминации. Но так и должно быть. В целом Конституция изменит не многое, но те изменения, которые имеют место быть, нацелены на самые общие жалобы евроскептиков. В Конституции ещё раз подчёркивается, что Евросоюз – добровольная ассоциация сотрудничающих государств только с теми обязательствами, которые ей передали участники, придя к единодушному согласию. И против этого не могут возразить и самые ярые антиевропейцы. Новая Конституция содержит ряд небольших, но стоящих усовершенствований текущей Конституции ЕС, набора имеющихся соглашений. Их три:

– не дать сложиться безвыходному положению в расширенном Союзе

– обеспечить бóльшие демократические гарантии

– сделать более ясными природу и цели Союза

Если детально рассматривать проблему, становится ясно, сколько имеется замечаний евроскептиков:

1) Отсутствие достаточной демократии.

Конституция даёт Европейскому Парламенту право контроля над всеми статьями бюджета ЕС. Принятию законодательства Евросоюза будут предшествовать исследования национальных парламентов и двойное одобрение национальных правительств в Совете, и непосредственно избранный Европейский Парламент будет находиться под таким контролем, которого нет ни в одной другой международной структуре. Так же введён так называемый «аварийный тормоз», который позволит национальным правительствам заблокировать решение большинства, если они полагают, что это дело национальной важности.

    Нехватка транспарентности.

Конституция настаивает на публичном избрании Совета Министров и публичном издании законов, подразумевая, что от граждан не будет скрыто ничего.

    Неэффективность.

Конституция вводит несколько новых мер для упрощения и улучшения принятия решений. Расширяется количество областей, в которых правительства принимают решения голосованием квалифицированного большинства, а не абсолютного – жизненно важный момент для того, чтобы расширенный Союз был в состоянии функционировать, не будучи заблокированным вето, хотя, конечно, право вето сохранено для таких областей, как налогообложение и внешняя политика. Система голосования в Совете изменена для того, чтобы количество голосов соответствовало количеству населения. Срок полномочий Президента Европейского Совета увеличен с шести месяцев до двух с половиной лет для большей эффективности работы.

    Негибкость.

Предусмотрены условия, обеспечивающие применение более гибких мер в сферах, где не все государства – члены одновременно желают или имеют возможность держаться определённого курса.

    Сложность и профессиональный жаргон.

Конституция заменяет множество соглашений единственным ясным документом, точно обозначая цели Европейского Союза, его полномочия и ограничения по ним, инструменты его политики и его органы. Это упрощает и разъясняет юридические акты: «Европейские законы» и «Европейские законы о структуре» заменяют существующие инструкции, директивы, рамочные соглашения и т.д. Союз основан на комплексе общих ценностей: свободе, демократии, равенстве, верховенстве закона, соблюдении прав человека и меньшинств, плюрализме, недискриминации, терпимости, правосудии, солидарности и равенстве полов.

    Тенденция к образованию сильного централизованного супергосударства.

В Конституции сказано о том, что сохраняется принцип присуждения, под которым подразумевается, что у Союза есть только те обязанности, которыми его наделяют государства – члены. Этим поддерживается и принцип субсидиарности – Союз должен действовать только тогда, когда недостаточно мер, принятых на местном или национальном уровне.

Конечно, слишком рано ожидать, что наиболее ярые евроскептики примут вышеизложенные положения Конституции – в конце концов, в названии есть слово «Европа», что для некоторых людей само по себе несёт дурные вести. Они продолжат категорически выступать против документа, который в действительности наделён несколько большими функциями, чем упрощение и демократизация. Легко забыть о том, что Конституция всего лишь средство изложения определённых принципов и положений для принятия того или иного курса. Сами курсы не менее интересны. Люди не интересуются аргументами в пользу изменений в учреждениях ЕС, и одной из причин принятия Конституции является обеспечения длительного равновесия. А поскольку известно, что Конституция так и не была принята, несмотря на наличие и положительных сценариев развития событий, то велика вероятность продолжения споров о расширении ЕС. Политики, которые строят свою карьеру на базе евроскептицизма, явно извлекут из данной ситуации выгоду, но такая перспектива вряд ли обрадует остальных.

Евроскептицизм британцев обусловлен не только причинами экономического характера, но и боязнью потерять свою исключительность и идентичность. Национальное своеобразие Великобритании уходит корнями в ее историческое прошлое как колониальной метрополии, долгое время связанной с неевропейскими народами – это и сформировало чувство некой особенности судьбы и обособленности от других европейских государств.

Возможно, идея Европы и не вызвала бы столь резкого диссонанса, если бы ЕС остался торговой организацией. В глазах многих евроэнтузиастов Европа представляется реализацией идей законности и правосудия и европейская идея может постоянно видоизменяться в зависимости от условий, но, по словам М. Тэтчер, одной из самых влиятельных и сильных женщин – политиков в мире, за этой концепцией кроется пустота. Европа предельно неоднородна, и трудно представить что-либо менее подходящее для создания успешного политического блока. Повседневная реальность общественной жизни, вероятно, не устраивает и самых фанатичных евроэнтузиастов. Национализм осуждают за притеснение национальных меньшинств, тогда какой подход выбрать к наднационализму, который в определённой степени подразумевает подчинение целых государств?

Евроэнтузиасты говорят, что отрицание евроинтеграции означает «изоляционизм». Но Британия обладает четвёртой крупнейшей экономикой в мире, входит в крупнейшие международные организации. В корне неверно утверждение, что британцы либо станут европейцами, либо будут изолированы. Возможно, реальный выбор совершенно в другом-либо остаться глобальной торговой нацией, либо решать проблемы Европы.

В свете последних событий в мире вопрос Европейской Конституции и её принятия Великобританией утратил былую остроту. Великобритания предпочла свести до минимума обсуждения темы, которая вызвала столько противоречий внутри страны, и, прежде всего в связи с предстоящими выборами, между консерваторами и лейбористами. Как известно, действующий премьер – министр Великобритании, Гордон Браун, на прошлых выборах дал обещание провести референдум по вопросу принятия Европейской Конституции, но так и не выполнил его, и это является главным аргументом обвинений консерваторов в адрес действующего лейбористского правительства. «Теневой» министр по делам Европы Марк Франсуа в своих заявлениях прессе не раз упоминал о том, что множество споров вокруг Конституции было заранее спланировано, чтобы не дать людям возможность проголосовать на референдуме, что явно прослеживается антидемократическая природа Конституции и что отказ Брауна от проведения референдума ставит под вопрос оказание доверия ему британским народом. Цель консерваторов ясна – заручиться поддержкой населения на предстоящих выборах, тем не менее, их заявления указывают на важные проблемы, которые требуется решать без промедления. Проведение референдума поможет людям поверить в действительно демократический настрой избираемых политиков и в то, что сотрудничество Великобритании и Евросоюза проходит под знаком британских национальных интересов.

Вопрос степени интеграции Великобритании в Евросоюз является самым главным, а проблема принятия Конституции дала толчок к новому витку обсуждений роли Великобритании в ЕС и дальнейшего развития их отношений. Последние опросы общественного мнения показали, что идею новых, более свободных отношений с Евросоюзом на основе торговли и кооперации и выход Великобритании из политического и экономического Союза поддержало большинство населения. Уместно напомнить, что Великобритания, вступая в Евросоюз, видела в нём, прежде всего, торгового партнёра. Настоящее членство Великобритании определено рядом соглашений. Новые отношения потребуют принятия нового соглашения между Британией и государствами-участниками. Ключевым моментом является то, что Великобритания сохранит отношения свободной торговли со странами-участницами, но перестанет быть субъектом законодательного аппарата и судебной системы Евросоюза. Очевидно, что на данный момент не существует барьеров на пути изменения характера отношений, но то, что Британия будет пользоваться всеми преимуществами свободной торговли и не будет платить за это полной вовлечённостью в политическую жизнь Евросоюза, конечно, не понравится другим государствам-участникам. Постоянный конфликт между континентальными политиками, стремящимися к «более тесному союзу народов Европы» и «новичком» Британией, которая никогда не стремилась к политическому союзу, существует и поныне, и, скорее всего, многие страны будут рады, если Великобритания не будет участвовать в основных сферах жизни Евросоюза.

Заключение

За «нет», сказанным Великобританией, скрывается не только протестное голосование и не только недовольство определёнными пунктами Договора. За этим стоит критически возросшее недовольство тем, как обстоят дела в Европейском Союзе и куда он идёт.

Для достижения поставленной в данном реферате цели решались следующие задачи:

– указание проблем, существовавших внутри Евросоюза и Великобритании и ставших препятствием на пути принятия Европейской Конституции.

– возможные сценарии принятия Конституции в будущем или замены её другим документом.

С точки зрения Л.М. Энтина, Конституция не была принята, поскольку не был подробно проанализирован вариант того, что одна из крупных континентальных держав может не поддержать Договор, в частности, Великобритания. Данный вариант рассматривался лишь вскользь, и «нет» оказалось не предполагаемым, а реальным.

Согласно статье Пола Рейнолдса «Constitution a hard-won compromise», в случае, если Конституция и будет ратифицирована всеми государствами – членами, она будет вынуждена балансировать на грани интересов стремящихся к дальнейшей интеграции и охраняющих свой суверенитет. Европейцы не едины во мнении и в будущем Евросоюзе будет мало отличий от Евросоюза настоящего.

Ричард Корбетт в своей статье «Why should eurosceptiques vote for the Constitution» подчёркивает, что тремя важнейшими задачами Конституции являются предотвращение безвыходного положения на пути интеграции, демократические гарантии и ясность целей Союза. Он так же рассматривает основные опасения евроскептиков, опровергая их, в частности одно из самых актуальных – создание супергосударства, говоря о том, что существует чёткое разграничение между полномочиями Союза и отдельных государств, закреплённое именно в Конституции, то есть безукоснительное соблюдение принципа субсидиарности на наднациональном уровне.

С точки зрения Чарльза Гранта неизбежна дезорганизация Евросоюза и превращение его в несколько отдельных групп стран, преследующих свои собственные интересы, и страны – лидеры этих групп могут впоследствии создать новый Союз. Евросоюз оказался в кризисе после отказа Великобритании принять Конституцию и дальнейший исход событий сложно предугадать.

По мнению Пола Рейнолдса, Конституция должна подвергнуться серьёзным изменениям, прежде чем она будет удовлетворять интересам населения всех стран участниц.

Весомость Великобритании, население которой высказалось против Конституции, не вызывает сомнений, ведь именно она – одна из стран, образующих ядро ЕС, с ней ассоциировалось стремление к углублению и интенсификации интеграционных процессов. Но нельзя продолжать интеграцию, эффективную интеграцию, не решая острейших проблем.

Великобритания не состоит из учреждений, её населяют люди, которые стремятся к сохранению национального единства и справедливо видят в наднациональных институтах Брюсселя угрозу слияния государств Евросоюза в единую супердержаву. Британцы и европейцы – два совершенно разных понятия, два разных мира, и нельзя утверждать, что Великобритания будет изолирована в случае выхода из ЕС, так как она – активный участник современной системы международных отношений, входит в главные международные организации. Её влияние можно назвать глобальным, особенно в сфере экономики, и нельзя отрицать тот факт, что Евросоюз нуждается в Великобритании гораздо больше, чем она в нём.

Каждая страна, вступая в ЕС, преследовала свои определённые цели. Великобританию Евросоюз в первую очередь интересовал с торговой точки зрения, и можно с уверенностью сказать, что надежды Британии оправдались не полностью.

Великобритания обладает рядом особенностей, прежде всего из-за своей многонациональности и вытекающих из этого внутренних противоречий. В качестве примера можно взять Ирландию. Как было сказано выше, она не смогла сразу ратифицировать Датский договор¸ что потребовало специальных мер.

Великобритания начинает оценивать, и отнюдь не позитивно, угрожающие масштабы влияния Евросоюза, в частности, на свои коренные национальности, которые составляют меньшинство населения. Она не видит смысла в идентичности всех стран ЕС, поскольку в данном случае потеряется внутренний стержень британской нации, её уникальность, привязка к территории и национальными интересам будет заменена едиными интересами и территорией соответственно. В данном случае вероятно разделение страны на несколько независимых областей. Великобритания совсем не собирается подгонять свои интересы под стандарты Европейского Союза, поскольку совершенно самостоятельна во всех сферах жизни, и ей не требуется коллективная помощь, роль которой успешно играет Европейский Совет.

«The European Union is a club you join, not a family which you can not leave» - и это действительно так. Каждое государство – участник должно решить для себя, какое будущее оно выбирает – с ЕС или без, сотрудничать с ЕС или остаться в стороне. Вариантов много. Но нужно тщательно всё обдумать, взвесить все «за» и «против» и понять, что, возможно, проблема совсем не в Конституции, а в принципиально разном будущем стран, обусловленным их прошлым и настоящим. Велика вероятность выхода Великобритании из Европейского союза, поскольку её собственный курс полностью удовлетворяет её интересам и сохранению единой нации. Так же не исключена возможность распада Европейского Союза и создания бывшими государствами – участниками одного или нескольких союзов, например, Францией и Германией.

В связи с возможным установлением новых отношений между Евросоюзом и Великобританией необходимо рассматривать не только отрицательный, но и возможный положительный исход событий. Возможно, более свободные отношения станут прецедентом для настоящих или потенциальных будущих членов Евросоюза. К примеру, если Великобритания примет концепцию «привилегированного сотрудничества», Турция, которая вряд ли станет полноценным членом Евросоюза и которая изначально отказалась от данной концепции, пересмотрит своё отношение к данному вопросу. Вероятно, что многие новые члены ЕС изберут этот же путь, что даст толчок к реформированию всего Евросоюза, в чём он остро нуждается.

Обобщая все вышеизложенные мнения, можно прийти к выводу, что позиция Великобритании к Европейскому Союзу с момента её вступления не изменилась. Доминирование национальных интересов над наднациональными и скептическое отношение к интеграции нашли своё отражение в состоявшихся недавно выборах в Европарламент. По словам председателя Еврокомиссии Жозе Баррозу, выборы завершились несомненной победой партий, поддерживающих европейскую интеграцию. В Великобритании, «основном поставщике евроскептиков в Парламент», итоги выборы диаметрально противоположны: первое место заняла Консервативная оппозиционная партия, а второе – «Британская партия независимости», ратующая за выход Британии из Евросоюза. На выборах произошли две сенсации, хотя такой исход событий предполагался: в Уэльсе сокрушительное поражение потерпели лейбористы и впервые места в Европарламенте получит ультраправая «Британская национальная партия». Рекордно низкая явка избирателей также говорит о том, что политики ЕС «уделяют основное внимание внутриполитической тематике своих стран, тогда как им пришло время осознать свою роль как европейских политических деятелей». Общей тенденции в высоких результатах праворадикальных сил не наблюдается, но для Великобритании это очень показательно. Результаты говорят о том, что Великобритании действительно заинтересована только в экономическом сотрудничестве с ЕС и в скором времени перестанет участвовать в других сферах жизни Евросоюза, а это, в свою очередь, означает, что Великобритания перестанет быть субъектом законодательной власти и вопрос принятия Европейской Конституции для неё закрыт.

Список литературы

1. А. Андреев. Образ Европы в современном российском обществе. – М.: Мировая экономика и международные отношения, №5, с. 35 – 43, 2003.

2. М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин. Конституционное право зарубежных стран. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, МГИМО МИД России, 2008.

3. И. Цапенко. Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов. – М.: Мировая экономика и международные отношения, №3, с. 59-69, 2008.

4. Л.М. Энтин, М.Л. Энтин, С.А. Тырканова, И.В. Орина. Актуальные проблемы европейского права. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.

5. Cтенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ министра иностранных дел России С.В. Лаврова по итогам переговоров с генеральным секретарём Совета Европейского Союза / Высоким представителем по общей внешней политике и политике области безопасности ЕС Х. Соланой, Москва, 6 апреля 2005 http:// www.mid.ru

6. М. Тэтчер. Искусство управления государством: стратегии для меняющегося мира. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

7. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М.: Международные отношения, 2003.

8. Corbett R. Why eurosceptiques should vote for the Constitution. – www.euobserver.com/? aid=18119, 12.01.2005

9. Grant C. What if the British vote No? – Foreign Affairs, May / June 2005 – www.foreignaffairs.com

10. Helmer R. Busting the EU myths. – www.brugesgroup.com/mediacentre/comment.live? article=123

11. Keohane D. A guide to the referenda of the EU Constitutional Treaty. The Center for European Reform briefing note. – www.cer.org.uk, 21.10.2004

12. Kirk L. Danish ministry sub>mits Constitution report. – www.euobserver.com/? aid=17835&print=1, 21.11.2004

13. Mahony H. Plans for EU diplomatic service can officially begin. – www.euobserver.com/? aid=18233, 26.01.2005

14. Reynolds P. Analysis: quest for EU identity. – newsvote.bbc.co.uk/mpapps/pagetools/print/news.bbc.co.uk/1/hi/world/europe/39415. Reynolds P. Constitution a hard-won compromise. – newsvote.ddc.co.uk/mpapps/pagetools/print/news.bbc.co.uk/2/hi/europe/3820557 18.06.2004

16. The Future of the European Union Laeken Declaration. – www/eu2001.be

17. www.eulaw.edu.ru

18. www.geopolitika.lt

19. www.prime-tass.ru

20. www.telegraph.co.uk