Варианты включения Украины в мировую экономику

Реферат

по международным экономическим
отношениям

на тему:

Варианты включения Украины в мировую экономику

Киев – 1999

Содержание

Введение 3

1. Украина и интеграционные объединения 5

1.1. ЕС: реальность и перспективы 5

1.2. Развитие в рамках СНГ 6

1.3. Украина в ЧЭС 8

2. Перспективные партнеры Украины 12

2.1 Страны АТР и Африки 12

2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA 14

Выводы 16

Список использованной литературы 17

Введение

Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к услови­ям международной хозяйственной жизни. Украина как суверенное государство пока оказывает крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в стороне от главных мирохозяй­ственных процессов.

Находясь в центре Европы, рядом с го­сударствами, активно преобразующими свои экономики, Украина замет­но отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Принимая во внимание ресурсы и географическое поло­жение Украины, а также конкретные условия, которые создает миро­вая экономика каждому государству, Украина должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой экономике.

Существуют большое количество точек зрения относительно включения Украины в МРТ и мирохозяйственные связи.

Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом и на Востоке — с Россией и другими странами СНГ.

Для Украины ее будущее, в первую очередь, связано с воссозда­нием государственности и оформлением общенациональной идеи. Мо­лодой державе еще предстоит выработка устойчивой и динамичной мо­дели экономики. Ее политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны, вытекающей из географического рас­положения государства в пределах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тя­готения к Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье – СНГ. Именно эта система в глобальном контексте предопределя­ет набор стратегий и перспектив путей развития Украины в XXI в.

В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть положено удобное географическое расположение Украи­ны между технологически развитым севером и быстро развивающим­ся югом Европы и прилегающим к нему Ближним Востоком и северо­африканскими странами. В развитии и поддержании этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении «Север–Юг», включающем в себя не­сколько транспортных коридоров, строительство трубопроводов и дру­гие инвестиционные проекты.

Уникальность географического положения Украины позволяет ей также выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион».

Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как ее развитие в рамках интеграционных объединений, так и ее независимое развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов.

1. Украина и интеграционные объединения

1.1. ЕС: реальность и перспективы

Как показывает практика глобализации конца XX в., все больше набирает силу процесс регионализации мирового экономического пространства. Для Украины налаживание эффективных и достойных ее потенциала связей с Европейским Союзом представляется одной из приоритетных задач. Это совпадает и с концепцией, которую избрал для себя Европейский Союз еще в 1993 г. в Копенгагене на встрече выс­шего уровня, заявив, что он будет расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы. Украина не находится в списке пер­воочередных кандидатов и даже кандидатов второго эшелона, однако на последующих этапах ее кандидатура вполне реальна. 14.06.94 было подписано Соглаше­ние о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, на ратификацию которого всеми членами Союза ушло почти 4 года. С 1.08.98 это соглашение вступило в силу, и с этого момента у Укра­ины открылись новые возможности для выхода на рынки стран-членов ЕС с отечественной продукцией. Однако соглашение также ставит пе­ред Украиной задачу дальнейшей реструктуризации экономики, смены механизма сотрудничества с Союзом и подготовки правового поля, ко­торое обеспечило бы реализацию этого соглашения.

В соответствии с догово­ром о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС с 1998 г. на­чаты практические приготовления по формированию между ними зоны свободной торговли.

С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию в Европейский Союз, обеспечения вхождения Украины в европейский политический, экономический и правовой простор и создания предпосылок для приобретения Украиной членства в Европейском Союзе была утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз Указом Президента Украины от 11.06.98. В данном документе определены направления интеграционного процесса, а именно: экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС, адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, адаптация социальной политики Украины к стандартам ЕС и т.д..

Со своей стороны Украина представляет собой интерес для ЕС как в экономическом, так и в политическом отношении.

1.2. Развитие в рамках СНГ

Значительной проблемой являются перспективы экономических от­ношений со странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовав­ший единый народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня воспринимается критически. И тем не менее, не сто­ит отбрасывать то, что было полезным и может быть полезным в настоя­щем и будущем. Речь идет об экономических связях и ростках коопера­ции, которые еще есть возможность сохранить и развить. Существует несколько моделей экономических взаимоотношений с новыми государ­ствами, возникшими на месте бывшего Союза. Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить потребности и интере­сы Украины, да и возможности Украины на настоящем этапе крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.

Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сбли­жение бывших советских республик через создание системы свободно­го перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также со­гласование бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последую­щем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным актам молодых государств.

После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предпола­галось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отноше­ний полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций но­вых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов строились и продолжают строиться на ос­нове двухсторонних торгово-экономических отношений.

Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила Украину в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает координацию экономического и социального развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для стратегического партнерства в гло­бальном масштабе. Практически в обмен на признание Россией пол­ного суверенитета Украины и ее территориальной целостности Ук­раина открыла двери для проникновения российского капитала на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя движения вперед.

Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном, который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая 4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами – трубами, ирригационными системами, зерном, сахаром.

Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное море.

1.3. Украина в ЧЭС

25 июня 1992 г. была подписана Декларация о причерноморском экономическом сотрудничестве. Идея интенсификации причерноморского экономи­ческого сотрудничества стала воплощаться в реальных формах хозяйствования.

31 августа 1992 г. были образованы Деловой Совет ЧЭС и постоян­ный Секретариат ЧЭС со штаб-квартирой в г. Стамбуле. Главной зада­чей Делового Совета ЧЭС стала оценка существующего потенциала стран региона и разработка на этой базе конкретных проектов сотрудничества.

Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в дру­гих сферах экономики, нашедших отражение в декларации, а именно: в развитии сотрудничества в транспорте и телекоммуникациях, обмене информацией, энергетике, туризме, таможенном регулировании.

К числу основных направлений причерноморского сотрудничества, которые также важны для Украины, можно отнести следующие:

    создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рам­ки производственной кооперации и совместных инвестиций в сфе­рах взаимных интересов;

    формирование инфраструктуры бизнеса — сети банков и деловых центров для финансирования и информационной поддержки госу­дарственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты;

    сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте — создание новых транспортных коммуникаций, пере­ход на современные транспортно-погрузочные и складские техно­логии; создание транспортных коридоров;

    организация паромного сообщения между портами Черного моря, в т.ч. между городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции;

    создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС;

    обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов реги­она с целью осуществления ремонта судов стран ЧЭС;

    развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры в этой об­ласти; расширение железнодорожного сообщения между странами ЧЭС, включая строительство железнодорожных вокзалов; разви­тие портового хозяйства; налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;

    комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря — био­логических, минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и рыборазведения в устьях рек региона;

    сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, рацио­нальном использовании энергии, в т.ч. в совместном финансировании энергетических объектов, строительстве газо- и нефтепроводов, мо­дернизации нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу Черного моря по приему нефти и газа, введе­нии в действие новых и реконструкции действующих угольных пред­приятий с внедрением нового поколения горных машин, развитии работ по использованию нетрадиционных источников энергии;

    сотрудничество в техническом перевооружении металлургических предприятий стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в т.ч. использовании нового поколения машин непрерывной разливки ста­ли; модернизация прокатного оборудования с целью получения продукции соответствующей требованиям мирового рынка, ком­пьютеризация и автоматизация производственных процессов с целью улучшения экологии и условий труда металлургов, защиты водного и воздушного бассейнов;

    развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС;

    сотрудничество в развитии пищевой и перерабатывающей промыш­ленности путем образования совместных предприятий по выпуску тароупаковочных материалов, продуктов детского питания; техни­ческое переоснащение табачной, кондитерской и масложировой от­расли и организация серийного производства технологического обо­рудования для этих отраслей, включая производство запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации;

    участие в конверсии оборонной промышленности, перевод ее на мас­совое производство качественных товаров на базе разукрупнения, демонополизации и приватизации предприятий;

    развитие современной системы телекоммуникаций, включая обеспечение надежной телефонной связи между странами Причерно­морья; реализация проекта по строительству оптико-волоконной линии связи между Турцией, Болгарией, Румынией и Украиной;

    кооперация в развитии унифицированной таможенной системы стран региона, создание полноценной системы многосторонних рас­четов и возможной последующей организации Черноморского пла­тежного союза;

    сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессов привати­зации, предпринимательства, укрепления малого и среднего бизнеса.

Участие в причерноморской ин­теграции ни в коей мере не противоречит экономическим интересам Украины, которая по своему потенциалу и геополитическому положе­нию в Европе является важным партнером для любого европейского го­сударства.

Шестилетний период становления и раз­вития организации доказывает ее перспективность и благотворное влия­ние на вошедшие в объединение страны. Представляющими интерес для Украины отличительными чертами ЧЭС являются:

    широкое разнообразие природных ресурсов, огромные запасы не­фти и газа, а также других сырьевых материалов;

    большой интеллектуальный потенциал, наличие большого числа вы­сокообразованных специалистов, ученых, институтов, оснащенных передовыми научными технологиями;

    значительный рынок высоко- и низко квалифицированной рабочей силы, конкурентоспособной в сравнении с рабочей силой в других регионах;

    потребительский рынок в 330 млн. чел., на котором существуют ус­тойчиво высокий спрос на очень многие виды товаров и услуг и боль­шой их дефицит;

    регион потенциально крайне привлекателен для развития между­народного туризма благодаря богатому историческому и культур­ному наследию и уникальным природным условиям.

Украина располагает всем необходимым для включения ее в процессы регионализации международного сотрудничества. Это, прежде всего, ее выгодное геоэкономическое положение.

Инвесторы отдельных стран при прочих равных условиях предпочитают вкладывать капитал в соответствующие прибрежные зоны и приграничные районы Украины, где начала формироваться инфраструктура для международного бизнеса.

Применительно к Украине причерноморское сотрудничество долж­но рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле речь должна идти о сотрудничестве территорий, непосредственно выходя­щих к Черному морю и в хозяйственном отношении тесно связанных с ним. Этот уровень развития регионального сотрудничества берет свое начало из древней приграничной и прибрежной торговли.

В широком смысле — это означает включение в сотрудничество все­го экономического пространства страны. Базисом для него является увеличение разнообразия и гибкости предпринимательской деятельности по всей территории.

ЧЭС — это живой организм, постоянно изменяющийся и создающий новые возможности для делового мира Украины.

2. Перспективные партнеры Украины

2.1 Страны АТР и Африки

Осуществляя курс на интеграцию в мировую экономику, Украина стремится развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами.

Важным для Украины является развитие внешнеэкономической деятельности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где в настоящее вре­мя проживает почти половина человечества, вырабатывается свыше 55% товарной продукции мира и сосредоточено примерно 40% объема миро­вой торговли. Это — один из богатейших и наиболее передовых регио­нов в области новейших технологий и их внедрения в жизнь. Вышеперечисленное обусловливает необходимость расширения при­сутствия Украины в этом регионе. Более активная ориентация Украины в настоящее время на Запад, связанная с возможностью получения ин­вестиций, передачей технологий, опыта управления, не исключает тех широких возможностей, которые открываются перед Украиной на Вос­токе. Однако ее интеграция в систему экономи­ческих отношений с государствами АТР требует решения многих эко­номических и политических проблем, затраты времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике региона.

Заметное место в отношениях Украины со странами Африканского континента принадлежит сотрудничеству с ЮАР.

ЮАР открывает широкие возможности для международ­ного сотрудничества в области автотранспортного машиностроения, военно-промышленного комплекса. Различия природных условий и циклов созревания сельскохозяйственных куль­тур создают неплохую основу для взаимодействия Украины и ЮАР в агропромыш­ленном секторе. В силу таких различий производители двух стран не являются конку­рентами. А это значит, что в данной сфере вполне реальны специализация и коопери­рование. Например, в обмен на поставки пшеницы, наша страна могла бы закупать в Южной Африке свежие фрукты и овощи, необходимые населению в зим­ний период. Другим направлением сотрудничества могло бы стать использование имеющихся в Южной Африке технологий хранения и переработки сельскохозяйствен­ных продуктов.

Для ЮАР, длительное время находившейся в международной изоляции, равно как и для суверенной Украины, чрезвычайно актуальной является задача интеграции в ми­ровое хозяйство. Во многом сходные трудности, переживаемые странами — с одной стороны, и взаимодополняемость хозяйственных комп­лексов обеих стран — с другой, могут стать надежной основой для взаимовыгодного сотрудничества. При этом его динамизм будет определяться тем, насколько адекватно стороны станут реагировать не изменения конъюнктуры и учитывать интересы друг друга.

2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA

Страны Центральной и Восточной Европы были и остаются важными торгово-экономическими партнерами Украины. Между ними сложи­лись взаимодополняющие связи в различных отраслях экономики, на­уки и техники. Заинтересованность во взаимном сотрудничестве объясняется такими факторами, как территориальная близость, сход­ство решаемых этими странами задач, а для Украины также то, что вскоре ее ближайшие соседи станут членами ЕС.

Для Украины процессы, происходящие в рамках CEFTA, представляют интерес не только с точки зрения появления нового емкого рынка на Западе, но и как пример для оптимизации хозяйственных связей с сосе­дями по СНГ и в рамках Черноморского экономического сотрудничества.

Страны ЦВЕ начали процесс интег­рирования в EС для того, чтобы в будущем стать полноправными членами. У Венгрии, Польши, Че­хии, Словении есть реальная перспектива вступления в ЕС в 2002 г.

Наиболее актуальным для Украины явля­ется сохранение в рамках региона и с учетом процесса глобализации существующей специализации стран CEFTA в транспортном машинострое­нии, производстве медикаментов и медицинского оборудования, мало­тоннажной химии. Украине жизненно важно поддерживать сотрудни­чество в области производства сельскохозяйственных машин, автомобилей, электронной техники и энергетического оборудования. Восстановление угасающих связей в черной и цветной металлургии, химии, деревообрабатывающей промышленности также должно дать импульс для возрождения экономики Украины.

Огромные резервы скрыты в развитии кооперации между предпри­ятиями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и вы­пускающими продукты питания. Сегодня на рынках Украины мы видим все больше продовольствия, поставляемого из Польши, Венгрии и Чехии. Оно при­влекает к себе внимание яркой упаковкой и высоким качеством, во мно­гих случаях достигшим европейских стандартов. Это происходит благо­даря тому, что в этих странах активно заработал частный сектор, ориентированный на быструю реализацию потребительских товаров, сбыт которых сегодня частично осуществляется на западные рынки, но в основной массе — на рынки стран СНГ и, в первую очередь, в Украи­ну, Беларусь и Россию. Таким образом, благодаря изменениям в эконо­мике стран CEFTA сложилась новая товарная структура внешнеэкономических связей Украины с этими странами.

Из сказанного выше следует, что как Украина, так и страны ЦВЕ объективно заинтересованы в продолжении взаимной торговли, особен­но в области машинотехнической продукции. Сегодня необходимо искать компромиссы. Среди прочих мер, способствующих решению проблемы платежеспособности партнеров, следовало бы рассматривать возмож­ность образования нового платежного союза.

Выводы

Магистральным путем развития экономики Украины в XXI в. станет создание экономики открытого типа, т.е. такой экономической системы, которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире. Это, с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам-партнерам и говорить с ними на одном языке бизне­са, а с другой стороны, откроет для ТНК дорогу в Украину.

С целью вхождения в мировое экономическое про­странство Украина обязана внедрить в практику принципы свободной торговли и исповедовать в связи с этим открытость экономики, последо­вательно и неуклонно проводить приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума государственную администрацию.

На эти процессы в Украине будут влиять также и ТНК, поделившие между собой мировое пространство и использующие национальные пра­вительства в своих интересах, диктуя им условия и определяя круг льгот, необходимых для своей деятельности в стране. Практика выступления ТНК на национальных рынках раскрывает методику использования ими политических кругов национальных держав, инфраструктуру, нацио­нальную систему инноваций и защиты авторских прав. В результате складывается ситуация, когда ТНК нуждается в организации помощи со стороны национального государства, которому в свою очередь нужны ТНК для достижения своих целей.

Одной из главных задач Украины в развитии регио­нального сотрудничества является расширение экспортной базы, ори­ентированной на рынки соседних стран, налаживание с ними производ­ственно-кооперационных связей и научно-технического сотрудничества. Более того, участие Украины в региональном сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического и культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи с облегчением граж­данам Украины условий выезда за границу имеет, в первую очередь, экономическую природу. Направление потоков украинских «коммерчес­ких туристов» определяется, в первую очередь, конъюнктурой различ­ных видов потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних стран.

Список использованной литературы

    Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу / Урядовий Кур’єр, 18 червня 1998.

    Сіденко В. Економічне трансформування в країнах Центральної та Східної Європи. Економіка України, №12, 1998

    Токарев О. ПАР – наш новий зовнішньоекономічний партнер. Економіка України, №5, 1998.

    Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины. Киев: Логос, 1998.