Всероссийская Проверочная Работа ВПР Физика 11 класс Вариант 1
Всероссийская Проверочная Работа ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Физика 11 класс Вариант 1
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
Константы
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2
гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
скорость света в вакууме с = 3·108 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·109 Н·м2/Кл2
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд) e = 1,6·10–19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10–34 Дж·с
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.
Термометр, динамометр, трансформатор, дифракция, преломление света, испарение
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу
название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий | Перечень понятий |
Название группы понятий | Перечень понятий |
Физические приборы | термометр, динамометр, трансформатор |
Физические явления | дифракция, преломление света, испарение |
2. Автомобиль движется прямолинейно. На графике представлена зависимость скорости автомобиля от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) С 10 с по 20 с автомобиль движется равномерно.
2) С 10 с по 20 с автомобиль движется равноускоренно.
3) Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.
4) Через 20 с автомобиль остановился.
5) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 4 м/с2.
Ответ:
23 (Цифры могут быть приведены в любом порядке)
3. Изобразите все силы, действующие на брусок, лежащий на наклонной плоскости.
Верно изображены три силы: сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. (Сила Архимеда, действующая со стороны воздуха, не учитывается).
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается
увеличивается
не изменяется
Слова в ответе могут повторяться.
Мяч подбросили с поверхности земли вертикально вверх. По мере достижения мяча верхней точки потенциальна я энергия относительно поверхности Земли ….., кинетическая энергия …. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия мяча …..
Вставлены слова в следующей последовательности:
увеличивается
уменьшается
не изменяется
5. На рисунке изображено четыре бруска. Стрелки показывают направление теплопередачи от одного бруска к другому. Самую низкую температуру имеет брусок.
Ответ:
Ответ: 4
6. В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Какой процесс происходит с воздухом в пакете?
1) изохорное нагревание
2) изобарное расширение
3) изотермическое расширение
4) адиабатное сжатие
Ответ:
Ответ: 2
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды одинаковых знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?
Ответ:
Показания электрометра А: _____
Показания электрометра Б: _____
Показания электрометра А: 2
Показания электрометра В: 2
8. В паспорте электрического утюга написано: 220В; 0,6 кВт;
Какое количество теплоты выделится в утюге за час работы при напряжении в сети 220в?
Запишите формулы и сделайте расчёты.
Ответ:
Используется формула для расчёта теплоты Q=P*t
Q=600*3600=2160 кДж
9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их
длины волны. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) ультрафиолетовое излучение
2) радиоизлучение
3) видимое излучение
Ответ: ____ → ____ → _____
1 → 3 → 2
10. Какая частица взаимодействует с ядром алюминия в ядерной реакции
Ответ: _____________________
нейтрон
11. Для проведения опыта ученик налил воду в мензурку. Шкала мензурки проградуирована в миллилитрах (мл). Погрешность измерений объёма равна цене деления шкалы мензурки. Чему равен объём налитой учеником воды?
Ответ: ____________________________________
150 ±2 мл
12. Исследуйте зависимость периода колебаний математического маятника от массы груза, сохраняя амплитуду. Имеется следующее оборудование:
− секундомер электронный;
− набор из трёх маятников разной длины;
− набор из пяти грузов по 100 г;
− штатив с муфтой и лапкой.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1.Используется установка: один из маятников, несколько грузов, секундомер.
2. К пружине подвешивается один груз и измеряется время 10 колебаний. Полученное время делится на количество колебаний, и получается период.
3. К пружине подвешиваются два груза, и измерения периода повторяются. Можно провести аналогичные измерения, добавляя ещё грузы.
4. Полученные значения периодов сравниваются.
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры
иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца
подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
А) При погружении шарика из парафина в дистиллированную воду и потом при вынимании из воды, парафин и вода окажутся заряженными.
Б) Вещество, помещённые в магнитное поле |
1) электризация тела при трении 2) электризация тела при соприкосновение3) намагничивание вещества в магнитном поле 4) взаимодействие постоянного магнита с магнитным полем Земли |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б |
23
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Трансформатор
Современную жизнь невозможно представить себе без различных электроприборов. Большая их часть рассчитана на подключение к сети переменного напряжения. При выработке, передаче и использовании переменного электрического тока часто возникает необходимость в повышении или понижении переменного напряжения. Эту функцию выполняют устройства, называемые трансформаторами. Принято считать, что трансформатор изобрел русский электротехник и инженер П.Н.Яблочков, который в 1876 году получил соответствующий патент. Над совершенствованием устройства трансформатора в разные годы работали такие выдающиеся ученые и инженеры, как братья Джон и Эдуард Гопкинсоны, М.О.Доливо – Добровольский, И.Ф.Усагин и многие другие.
В настоящее время созданы трансформаторы различных конструкций. Н а рисунке показано устройство простейшего трансформатора с раздельными обмотками. Он состоит из замкнутого сердечника S, изготовленного из специальной стали, на которую намотаны две обмотки О1 и О2 из медного провода. К выводам первой обмотки (она называется первичная) подключается источник переменного напряжения, а с выводов второй обмотки (он а называется вторичная) снимается повышенное или пониженное напряжение. Если число витков во вторичной обмотке меньше числа витков в первичной обмотке, то напряжение между выводами вторичной обмотки меньше, чем напряжение на первичной обмотке. В этом случае трансформатор является понижающим. В противном случае, когда число витков во вторичной обмотке больше числа витков в первичной обмотке, то напряжение между выводами вторичной обмотки больше, чем напряжение на первичной обмотке, и трансформатор является повышающим. Можно доказать, что трансформатор изменяет напряжение во столько раз, во сколько раз число витков провода во вторичной обмотке отличается от числа витков провода в первичной обмотке. Например, в трансформаторе, показанном на рисунке, число витков во вторичной обмотке в 4 раза меньше числа витков в первичной обмотке. Следовательно, этот трансформатор является понижающим и при подключении к его первичной обмотке переменного напряжения 220 В с выводов вторичной обмотки будет сниматься в 4 раза меньшее переменное напряжение (55 В). Очевидно, что этот же трансформатор можно использовать и как повышающий – для этого нужно использовать обмотку О2 как первичную, а обмотку О1 как вторичную.
Современные трансформаторы работают практически без потерь (их КПД превышает 99%), и поэтому почти вся мощность, подаваемая на первичную обмотку, передается потребителю, подключенному к вторичной обмотке. Это означает, что при повышении (понижении) в определенное число раз напряжения в такое же число раз должна понижаться (повышаться) сила тока. Например, в понижающем трансформаторе, показанном на рисунке, сила ток а во вторичной обмотке в 4 раза превышает силу тока в первичной обмотке. Для того чтобы потери при передаче электроэнергии на большие расстояния были меньше, нужно уменьшать силу тока, текущего по проводам (а значит, повышать напряжение). Именно по этой причине в электроэнергетике используются высоковольтные линии электропередачи.
14. Какое явление лежит в основе принципа действия трансформатора?
Ответ:
Явление электромагнитной индукции.
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Трансформатор дает возможность повышать и понижать напряжение.
2) Сила тока во вторичной обмотке в 6 раз меньше силы тока в первичной обмотке. П р и этом напряжение между выводами вторичной обмотки в 6 раз больше напряжения на первичной обмотке.
3) Трансформатор дает возможность только повышать напряжение.
4) Сила тока во вторичной обмотке в 6 раз меньше силы тока в первичной обмотке. П р и этом напряжение между выводами вторичной обмотки в 12 раз больше напряжения на первичной обмотке.
5) Большая часть электроприборов рассчитана на подключение к сети постоянного напряжения.
Ответ:
12
Прочитайте текст и выполните задания 16–18.
Солнечная система
Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.
Таблица.
Сравнительная таблица некоторых параметров планет
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли.
Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов – малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.
Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.
Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки – метеориты с грохотом падают на Землю.
16. Какой из параметров, указанных в таблице, увеличивается по мере возрастания времени обращения вокруг Солнца?
Ответ:
Расстояние до Солнца
17. Определите длительность суток на Сатурне. Ответ округлите до целого числа.
Ответ: _______________ч.
11 часов
18. Можно ли наблюдать такое явление, как болид, находясь на Земле? Ответ поясните.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1. Можно.
2. У Земли есть собственная атмосфера. Космические тела, падающие на поверхность Земли, в процессе падения будут нагреваться (и светиться) благодаря силам сопротивления.