Всероссийская Проверочная Работа ВПР Физика 11 класс
Всероссийская Проверочная Работа ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Физика 11 класс
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
Константы
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2
гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
скорость света в вакууме с = 3·108 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·109 Н·м2/Кл2
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд) e = 1,6·10–19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10–34 Дж·с
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.
объем, диффузия, сила тока, магнитная индукция, кипение, преломление света
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу
название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий | Перечень понятий |
Название группы понятий | Перечень понятий |
Физические величины | объём, сила тока, магнитная индукция |
Физические явления | диффузия, кипение, преломление света |
2. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 10 с автомобиль движется равномерно, а следующие 10 с стоит на месте.
2) Первые 10 с автомобиль движется равноускоренно, а следующие 10 с – равномерно.
3) Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.
4) Через 30 с автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.
5) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 3 м/с2.
Ответ:
25 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)
3. Человек пытается передвинуть пианино вдоль стены. Изобразите на данном рисунке силы,
которые действуют на пианино, и направление его ускорения, если инструмент удалось
сдвинуть с места.
Верно изображены четыре силы: сила тяжести, сила реакции опоры, сила тяги и сила трения. (Сила Архимеда, действующая со стороны воздуха, не учитывается).
При этом:
- модули векторов силы тяжести и силы реакции опоры примерно
одинаковы по величине; - модуль сила тяги больше модуля силы трения.
Указано верное направление вектора ускорения (по направлению силы тяги)
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается
увеличивается
не изменяется
Слова в ответе могут повторяться.
С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки _____________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ____________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ______________________.
Вставлены слова в следующей последовательности:
увеличивается
уменьшается
не изменяется
5. Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Какой из брусков имеет температуру 60 °С?
Ответ: брусок
Брусок В
6. В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Воздух в пакете расширяется.
2) Воздух в пакете сжимается.
3) Температура воздуха понижается.
4) Температура воздуха повышается.
5) Давление воздуха в пакете остается неизменным.
6) Давление воздуха в пакете повышается.
Ответ:
145 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?
Ответ:
Показания электрометра А: _____
Показания электрометра Б: _____
Показания электрометра А: 0,5
Показания электрометра В: 0,5
8. В паспорте электрического фена написано, что мощность его двигателя составляет 1,2 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи фена при включении его в розетку.
Запишите формулы и сделайте расчёты.
Используется формула для расчёта мощности электрического тока:
P = I.U
9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их
частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) рентгеновское излучение
2) инфракрасное излучение
3) видимое излучение
Ответ: ____ → ____ → _____
2 → 3 → 1
10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп урана испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа урана.
Ответ: _____________________
Торий
11. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в кПа (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.
Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.
Ответ: ____________________________________
Допускается любая запись ответа, указывающая на показания и учитывающая погрешность измерения
А) (764 ± 1) мм рт. ст.
Б) от 763 до 765
В) 763 < p < 765
12. Вам необходимо исследовать, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза. Имеется следующее оборудование:
− секундомер электронный;
− набор из трёх пружин разной жесткости;
− набор из пяти грузов по 100 г;
− штатив с муфтой и лапкой.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1. Используется установка, изображённая на рисунке: одна из пружин, несколько грузов и секундомер.
2. К пружине подвешивается один груз и измеряется время 10 колебаний. Полученное время делится на количество колебаний, и получается период.
3. К пружине подвешиваются два груза, и измерения периода повторяются. Можно провести аналогичные измерения, добавляя ещё грузы.
4. Полученные значения периодов сравниваются
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры
иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца
подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
А) Стрелка компаса показывает на север. Б) При чистке одежды волосяной щеткой к ней прилипают ворсинки. |
1) электризация тела при трении 2) электризация тела через влияние 3) намагничивание вещества в магнитном поле 4) взаимодействие постоянного магнита с магнитным полем Земли |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б |
41
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Индукционные плиты
Под стеклокерамической поверхностью индукционной плиты находится катушка индуктивности. По ней протекает переменный электрический ток, создающий переменное магнитное поле. В дне посуды наводятся вихревые или индукционные токи, которые нагревают дно, а от него и помещённые в посуду продукты. Частота переменного тока в катушке индуктивности составляет 20–60 кГц, и чем она выше, тем сильнее вихревые токи в дне посуды.
В отличие от обычной газовой плиты, здесь нет никакой теплопередачи снизу вверх, от конфорки через стеклокерамическую поверхность к посуде, а значит, нет и тепловых потерь. С точки зрения эффективности использования потребляемой электроэнергии индукционная плита выгодно отличается от всех других типов кухонных плит: нагрев происходит быстрее, чем на газовой или обычной электрической плите.
Устройство индукционной плиты:
1 – посуда с дном из ферромагнитного материала;
2 – стеклокерамическая поверхность;
3 – слой изоляции;
4 – катушка индуктивности
Индукционные плиты требуют применения металлической посуды, обладающей
ферромагнитными свойствами (к посуде должен притягиваться магнит). Причём чем толще
дно, тем быстрее происходит нагрев.
14. Какое физическое явление лежит в основе действия индукционной плиты?
Ответ:
Явление электромагнитной индукции
(или электромагнитная индукция)
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Действие индукционной плиты основано на действии магнитного поля на проводник с током.
2) Нагревание продуктов в посуде на индукционной плите связано с тепловым действием электрического тока.
3) Индукционный ток, нагревающий посуду, зависит от частоты переменного тока в катушке индуктивности.
4) Дно посуды для индукционных плит может быть выполнено из стекла.
5) КПД нагрева у обычной электрической плиты выше, чем у индукционной.
Ответ:
23 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.)
Прочитайте текст и выполните задания 16–18.
Солнечная система
Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.
Таблица.
Сравнительная таблица некоторых параметров планет
*Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли.
Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов – малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.
Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.
Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки – метеориты с грохотом падают на Землю.
16. Какой из параметров, указанных в таблице, увеличивается по мере удаления планеты от Солнца?
Ответ:
Время обращения вокруг Солнца
17. Определите длительность суток на Юпитере. Ответ округлите до целого числа.
Ответ: _______________ч.
10 часов
(Допускается ответ 9,9 ч.)
18. Можно ли наблюдать такое явление, как болид, находясь на Луне? Ответ поясните.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1. Нельзя.
2. У Луны отсутствует собственная атмосфера. Космические тела,
падающие на поверхность Луны, в процессе падения не будут нагреваться
(и светиться) из-за отсутствия сил сопротивления.
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации