Всероссийская Проверочная Работа ВПР 2017 г. Окружающий мир. 4 класс. Образец
Всероссийская Проверочная Работа ВПР 2017 Окружающий мир 4 класс Образец. Всероссийская Проверочная Работа
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся
45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запиши в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
В образце представлено по несколько примеров заданий 3, 7 и 8.
В реальных вариантах проверочной работы на каждую из этих позиций будет предложено только одно задание.
Часть 1
1. Рассмотри рисунок, на котором изображён кабинет. Внутренняя часть окна может быть изготовлена из стекла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (деталь) из металла и любой предмет (деталь) из бумаги. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.
Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
- В среду температура воздуха не превысит 21 °С.
- Во вторник будет дуть северный ветер.
- Влажность воздуха не изменится с вечера вторника до утра среды.
- На протяжении всех трёх суток будет облачно. Ответ:
Рассмотри карту, фотографии и выполни задание 3.
3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
3.1. Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка A :
Название материка Б :
3.2. На следующей странице представлены фотографии белого медведя, бобра, зебры и носорога. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
1)
2)
3)
4)
3.3. Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие – на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных.
Ответ:
Материки | А | Б |
Животные |
1) |
2) |
3) |
4) |
ИЛИ
Рассмотри карту, фотографии и выполни задание 3.
Рассмотри карту. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
3.1. Запиши название каждой природной зоны в отведённое для этого поле. Название природной зоны A : Название природной зоны Б :
3.2.На следующей странице представлены изображения животных и растений соболя, полярной совы, песца и бурого медведя. Запиши название каждого из этих животных и растений рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
1)
3)
2)
4)
3.3. Какие из этих животных / растений обитают / произрастают в естественной среде (не в зоопарке и не в ботаническом саду) на территории природной зоны А, а какие – природной зоны Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных и растений в таблицу под соответствующими буквами.
Ответ:
Природная зона | А | Б |
Животные и растения |
1) |
2) |
3) |
4) |
4. Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Начало фразы А) Чтобы избежать инфекции в полости рта, Б) Чтобы не простудиться, выходя на улицу в холодную погоду, |
Продолжение фразы
|
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Начало фразы | А | Б |
Продолжение фразы |
5. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши голень, плечо и желудок человека так, как показано на примере.
6. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил в каждый из них несколько одинаковых семян гороха и залил водой из одной бутылки так, чтобы семена были полностью в воде. Оба стакана Артём поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезанными отверстиями. Затем Артём наблюдал за появляющимися в обоих стаканах ростками.
6.1. Сравни условия проращивания семян гороха в двух разных стаканах в описанном эксперименте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Температура семян в двух стаканах: одинаковая / различная
Освещённость семян в двух стаканах: одинаковая / различная
6.2. Какие измерения и сравнения должен провести Артём, чтобы определить, влияет ли освещённость на скорость прорастания семян?
Ответ:
6.3. С помощью какого эксперимента Артём может выяснить, влияет ли наличие почвы в стакане на скорость прорастания семян? Опиши этот эксперимент.
Ответ:
Часть 2
При выполнении заданий 7–10 последовательно отвечай на каждый из представленных вопросов. Ответы записывай чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
7. Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Ответ:
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков? Напиши эти правила.
1) |
2) |
3) |
Правило 1:
Правило 2:
Правило 3:
ИЛИ
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Как ты думаешь, что объединяет все эти знаки?
Ответ:
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков? Напиши эти правила.
1) |
2) |
3) |
Правило 1:
Правило 2:
Правило 3:
8. На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители разных профессий.
Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, которой она обозначена. Представители какой профессии работают с изображёнными на выбранной фотографии предметами? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
А) |
Б) |
В) |
Выбранная фотография:
Ответ:
ИЛИ
На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители одной из профессий.
Что это за профессия? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
Ответ:
ИЛИ
На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена.
Представитель какой профессии изображён на выбранной фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие материалы/оборудование используют представители этой профессии в работе?
А) | Б) | В) |
Выбранная фотография:
Ответ:
9. 8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. Почему для России важно развитие науки? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
Ответ:
10.
10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.
Ответ:
10.2. Как называется главный город твоего региона / район, в котором ты живёшь?
Ответ:
10.3. Производством каких товаров известен твой регион? Какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Расскажи об одном из этих памятников.
Ответ:
Система оценивания проверочной работы
Оценивание кратких ответов на задания 2–4, 6.1, 6.2
Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана необходимая цифра), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ | |
2 | 24 | |
3.1 | А – Африка; Б – Евразия | А – тундра; Б – тайга |
3.2 | 1) носорог; 2) белый медведь;
3) зебра; 4) бобр |
1) соболь; 2) полярная сова;
3) песец; 4) бурый медведь |
3.3 | Африка – 13 или 31;
Евразия – 24 или 42 |
тундра – 23 или 32;
тайга – 14 или 41 |
4 | 31 | |
6.1 | температура одинаковая, освещённость различная | |
6.2 | необходимо измерять и сравнивать длины ростков в двух стаканах
(Может быть дана иная формулировка ответа, не искажающая его смысла.) |
Указания к оцениванию ответов на задания 1, 5, 6.3-10
1. Рассмотри рисунок, на котором изображён кабинет. Внутренняя часть окна может быть изготовлена из стекла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (деталь) из металла и любой предмет (деталь) из бумаги. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Один из возможных вариантов ответа
В качестве правильного ответа должно быть засчитано указание на рисунке любых других предметов (деталей), если они могут быть сделаны из соответствующих материалов. При оценивании засчитывается только указание предмета (детали) с подписью соответствующего материала, из которого предмет (деталь) сделан(-а) |
|
Правильно указано по одному предмету (детали) из каждого материала с соответствующими подписями | 2 |
Правильно указан(-ы) предмет(-ы) (деталь(-и)) только из одного материала с соответствующей подписью, предметы (детали) из другого материала указаны неверно или не указаны | 1 |
Не указано верно ни одного предмета (детали) | 0 |
Максимальный балл | 2 |
5. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши голень, плечо и желудок
человека так, как показано на примере.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов) |
|
Правильно указаны все три части тела (органа) с соответствующими подписями | 2 |
Правильно указаны только любые две части тела (органа) с соответствующими подписями | 1 |
Правильно указана только одна любая часть тела (орган) с соответствующей подписью.
ИЛИ Все части тела (органы) указаны неправильно. ИЛИ Все части тела (органы) отмечены стрелками, но не подписаны. ИЛИ Ни одной части тела (органа) не указано |
0 |
Максимальный балл | 2 |
6. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил в каждый из них несколько одинаковых семян гороха и залил водой из одной бутылки так, чтобы семена были полностью в воде. Оба стакана Артём поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезанными отверстиями. Затем Артём наблюдал за появляющимися в обоих стаканах ростками.
6.3. С помощью какого эксперимента Артём может выяснить, влияет ли наличие почвы в стакане на скорость прорастания семян? Опиши этот эксперимент.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
В ответе может быть дано такое описание эксперимента.
В один стакан нужно насыпать немного семян и залить их водой, в другой стакан — семян и земли и полить их водой. Стаканы поставить рядом, чтобы были одинаковая освещённость и одинаковая температура. Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента |
|
В описании эксперимента верно отражены
|
2 |
В описании эксперимента верно отражены только различия в условиях проращивания семян (в одном из стаканов должна быть земля, в другом нет) | 1 |
В описании эксперимента не отражены / неверно отражены различия в условиях проращивания семян (в одном из стаканов должна быть земля, в другом нет).
ИЛИ Описание эксперимента не приведено |
0 |
Максимальный балл | 2 |
7. Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков? Напиши эти правила.
1) |
2) |
3) |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) место, где можно встретить каждый из знаков: 1) улица, 2) музей / торговый центр и т.п., 3) этикетка одежды; 2) правила: 1 – Здесь следует переходить дорогу по пешеходному переходу. 2 – В данном помещении запрещено фотографировать. 3 – Эту вещь нельзя гладить. Правила могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. В качестве верного ответа могут быть приняты не только строгая формулировка правила, но и любое объяснение, свидетельствующее о том, что обучающийся понимает соответствующее правило |
|
Указание места | |
Верно указаны места, где можно встретить два-три знака | 1 |
Верно указано место, где можно встретить только один любой знак. ИЛИ Не указано верно ни одного места | 0 |
Правила | |
Верно сформулированы три правила | 2 |
Верно сформулированы только два любых правила | 1 |
Верно сформулировано только одно любое правило. ИЛИ Не сформулировано верно ни одного правила | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ИЛИ
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Как ты думаешь, что объединяет все эти знаки?
Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков? Напиши эти правила.
1) |
2) |
3) |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
1 – Здесь следует переходить дорогу по пешеходному переходу. 2 – Осторожно, здесь дорогу могут перебегать дети. 3 – Здесь расположена велодорожка. Правила могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. В качестве верного ответа могут быть приняты не только строгая формулировка правила, но и любое объяснение, свидетельствующее о том, что обучающийся понимает соответствующее правило |
|
Ответ на вопрос: что объединяет знаки | |
Верно дан ответ на вопрос | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Правила | |
Верно сформулированы три правила | 2 |
Верно сформулированы только два любых правила | 1 |
Верно сформулировано только одно любое правило. ИЛИ Не сформулировано верно ни одного правила | 0 |
Максимальный балл | 3 |
8. На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители разных профессий.
Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, которой она обозначена. Представители какой профессии работают с изображёнными на выбранной фотографии предметами? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
А) |
Б) |
В) |
Критерии и указания к оцениванию | Баллы | |
К1 | Определение профессии | 1 |
Правильно определена профессия (выбранное обучающимся изображение связано с названной им профессией).
При оценивании как правильный ответ засчитываются допустимые названия любого уровня конкретизации (например, рабочий, строитель, маляр) |
1 | |
Профессия не определена в явном виде / определена неправильно | 0 | |
Если профессия в явном виде не определена / определена неправильно и по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по всем остальным позициям оценивания выставляется 0 баллов | ||
К2 | Пояснение характера работы
(При оценивании объём пояснения не учитывается; краткое пояснение, правильное по существу, может быть оценено максимальным баллом по данному критерию.) |
1 |
Правильно пояснено, какую работу выполняют представители выбранной профессии | 1 | |
Пояснение о том, какую работу выполняют представители выбранной профессии, отсутствует.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 | |
К3 | Объяснение пользы для общества
(При оценивании в качестве правильного может быть принято объяснение в любом объёме. Главное – конкретизация объяснения применительно к выбранной профессии.) |
1 |
Дано уместное объяснение того, чем работа людей выбранной профессии полезна обществу | 1 | |
Приведены рассуждения общего характера, не связанные с общественной значимостью конкретной профессии.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 | |
Максимальный балл | 3 |
На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители одной из профессий.
Что это за профессия? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
Критерии и указания к оцениванию | Баллы | |
К1 | Определение профессии | 1 |
Правильно определена профессия.
При оценивании как правильный ответ засчитываются допустимые названия любого уровня конкретизации (например, рабочий, строитель, маляр) |
1 | |
Профессия не определена в явном виде / определена неправильно | 0 | |
Если профессия в явном виде не определена / определена неправильно и по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по всем остальным позициям оценивания выставляется 0 баллов | ||
К2 | Пояснение характера работы
(При оценивании объём пояснения не учитывается; краткое пояснение, правильное по существу, может быть оценено максимальным баллом по данному критерию.) |
1 |
Правильно пояснено, какую работу выполняют представители выбранной профессии | 1 | |
Пояснение о том, какую работу выполняют представители выбранной профессии, отсутствует.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 | |
К3 | Объяснение пользы для общества
(При оценивании в качестве правильного может быть принято объяснение в любом объёме. Главное – конкретизация объяснения применительно к выбранной профессии.) |
1 |
Дано уместное объяснение того, чем работа людей выбранной профессии полезна обществу | 1 | |
Приведены рассуждения общего характера, не связанные с общественной значимостью конкретной профессии.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 | |
Максимальный балл | 3 |
На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена.
Представитель какой профессии изображён на выбранной фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие материалы/оборудование используют представители этой профессии в работе?
А) | Б) | В) |
Критерии и указания к оцениванию | Баллы | |
К1 | Определение профессии | 1 |
Правильно определена профессия (выбранное обучающимся изображение связано с названной им профессией).
При оценивании как правильный ответ засчитываются допустимые названия любого уровня конкретизации (например, рабочий, строитель, маляр) |
1 | |
Профессия не определена в явном виде / определена неправильно | 0 | |
Если профессия в явном виде не определена / определена неправильно и по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по всем остальным позициям оценивания выставляется 0 баллов | ||
К2 | Пояснение характера работы
(При оценивании объём пояснения не учитывается; краткое пояснение, правильное по существу, может быть оценено максимальным баллом по данному критерию.) |
1 |
Правильно пояснено, какую работу выполняют представители выбранной профессии | 1 | |
Пояснение о том, какую работу выполняют представители выбранной профессии, отсутствует.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 | |
К3 | Указание материалов / оборудования
(При оценивании в качестве правильного может быть принято указание материалов и/или оборудования в любом объёме.) |
1 |
Правильно указаны материалы и/или оборудование, используемое в работе представителями выбранной профессии | 1 | |
Ответ неправильный | 0 | |
Максимальный балл | 3 |
9. 8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. Почему для России важно развитие науки? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
Указания к оцениванию | Баллы |
Дан уместный ответ на вопрос, в котором в общей форме или на примере(-ах) показана хотя бы одна причина | 2 |
В ответе наряду с верными имеются ошибочные суждения или рассуждения общего характера | 1 |
Ответ не относится к заданию. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
10.
10.1.Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2.Как называется главный город твоего региона / район, в котором ты живёшь?
Указания к оцениванию | Баллы |
Правильно указаны название региона и его главный город / название региона и район | 2 |
Правильно указано только название региона.
ИЛИ Правильно указан только главный город региона / район |
1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
10.3.Производством каких товаров известен твой регион? Какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Расскажи об одном из этих памятников.
Критерии и указания к оцениванию | Баллы | |
К1 | Указание товаров, производством которых известен регион | 1 |
Правильно указан(-ы) товар(-ы), производством которого(-ых) известен регион | 1 | |
Товар(-ы), производством которого(-ых) известен регион, не указан(-ы) или указан(-ы) неправильно | 0 | |
К2 | Название памятника природы или памятника истории и культуры региона | 1 |
Памятник(-и) природы или истории и культуры назван(-ы) правильно | 1 | |
Памятник(-и) природы или истории и культуры не назван(-ы) или назван(-ы) неправильно | 0 | |
К3 | Рассказ о памятнике природы или памятнике культуры | 2 |
Рассказ наряду с впечатлениями от посещения памятника, просмотра фильмов о нём и т.п. содержит основные сведения о нём. Фактических ошибок нет | 2 | |
Рассказ наряду с впечатлениями от посещения памятника, просмотра фильмов о нём и т.п. содержит основные сведения о нём; в рассказе допущены фактические ошибки.
ИЛИ Рассказ содержит только впечатления от посещения памятника |
1 | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы – 31.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–7 | 8–17 | 18–25 | 26–31 |