Всероссийская Проверочная Работа ВПР Физика 11 класс Вариант 4
Всероссийская Проверочная Работа ВПР Всероссийская Проверочная Работа ВПР Физика 11 класс Вариант 4 Всероссийская Проверочная Работа
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
Константы
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2
гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
скорость света в вакууме с = 3·108 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·109 Н·м2/Кл2
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд) e = 1,6·10–19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10–34 Дж·с
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:
Вольтметр, объём, манометр, плотность вещества, мензурка, удельная теплота плавления.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий |
Перечень понятий |
|
|
|
|
1) Тело всё время наблюдения движется с отрицательным ускорением. Утверждение не верно.
2) В момент времени 50 с скорость тела равна нулю. Утверждение верно.
3) Начальная скорость тела равна 0 м/с. Утверждение не верно.
4) Первые 10 секунд движения скорость тела увеличивается. Утверждение не верно.
5) Модуль максимального ускорения тела 4 м/с2. Утверждение верно.
Ответ: 25
3. Корабль, поставив паруса, набирает ход. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на корабль, и направление его ускорения.
Верно изображены четыре силы: сила тяжести, сила Архимеда, сила тяги парусов и сила сопротивления воды.
При этом:
— сила тяжести и сила Архимеда направлены в противоположные стороны и по модулю равны друг другу;
— модули векторов силы тяги парусов больше, чем модуль силы сопротивления воды;
— указано верное направление вектора ускорения (по направлению силы тяги парусов).
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается
увеличивается
не изменяется
Слова в ответе могут повторяться.
Ребёнок на санках съезжает со снежной горки, начиная движение из состояния покоя. По мере его движения вниз по склону горки его потенциальная энергия ________, а его кинетическая энергия ________. Если считать, что силы трения при таком спуске очень маленькие, то можно утверждать, что полная механическая энергия системы «ребёнок + санки» ________.
Ребёнок на санках съезжает со снежной горки, начиная движение из состояния покоя. По мере его движения вниз по склону горки его потенциальная энергия уменьшается, а его кинетическая энергия увеличивается. Если считать, что силы трения при таком спуске очень маленькие, то можно утверждать, что полная механическая энергия системы «ребёнок + санки» не изменяется.
Ответ: 123
5. Идеальный газ получает от внешнего источника некоторое количество теплоты и совершает работу 400 Дж. При этом его внутренняя энергия уменьшилась на 200 Дж. Какое количество теплоты получил газ?
Ответ: 200 Дж
6. Стратостат (шар для полёта на большие высоты) перед стартом заполняют водородом (рис. № 1). По мере подъёма на высоту шар принимает форму, как показано на рисунке № 2. Будем считать, что при подъёме температура окружающего воздуха не меняется.
Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с водородом в шаре при подъёме на высоту, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Объём водорода в шаре не изменяется.
2) Объём водорода в шаре увеличивается.
3) Масса водорода в шаре не изменяется.
4) Масса водорода в шаре увеличивается.
5) Давление водорода в шаре повышается.
6) Давление водорода в шаре понижается.
1) Объём водорода в шаре не изменяется. Утверждение не верно.
2) Объём водорода в шаре увеличивается. Утверждение верно.
3) Масса водорода в шаре не изменяется. Утверждение верно.
4) Масса водорода в шаре увеличивается. Утверждение не верно.
5) Давление водорода в шаре повышается. Утверждение не верно.
6) Давление водорода в шаре понижается. Утверждение верно.
Ответ: 236
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой стеклянной палочкой?
Показания электрометра А: ______
Показания электрометра Б: ______
Ответ: Показания электрометра А: 3. Показания электрометра Б: 1
8. Батарея аккумуляторов с внутренним сопротивлением 1 Ом подключена к потребителю электроэнергии с сопротивлением 99 Ом. При этом в цепи течёт электрический ток силой 0,5 А. Какова ЭДС батареи? Запишите формулы и сделайте расчёты.
Закон Ома для полной цепи J = E/(R + г).
Отсюда E = I(R + г) = 0,5 А (99 Ом + 1 Ом) = 50 В.
Ответ: 50 В
9.
Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) тепловое излучение
2) рентгеновское излучение
3) ультрафиолетовое излучение
Наименьшая частота у теплового излучения, а наибольшая – у рентгеновского излучения.
Ответ: 132
10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп нептуния испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия 42He и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа плутония.
Ответ: Протактиний
11. С помощью барометра-анероида проводилось измерение атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в гПа, а нижняя шкала — в мм рт. ст. (см. рис.). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.
Запишите показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.
Допускается любая запись ответа, указывающая на показания и учитывающая погрешность измерения.
Ответ:
А) (759 ± 1) мм рт. ст.
Б) от 758 мм рт. ст. до 760 мм рт. ст.
В) 758 мм рт. ст. < р < 760 мм рт. ст.
12.
Вам необходимо исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Имеется следующее оборудование:
— источник постоянного тока;
— постоянный резистор;
— реостат;
— амперметр;
— вольтметр;
— соединительные провода;
— ключ.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
— секундомер электронный;
— набор из трёх пружин разной жесткости;
— набор из пяти грузов по 100 г;
— штатив с муфтой и лапкой.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
1. Используется установка, изображённая на рисунке.
2. Ползунок реостата поставить так, чтобы ток в цепи был минимальным — в самое левое положение. С помощью амперметра измерить силу тока в цепи, с помощью вольтметра измерить напряжение на резисторе.
3. Передвинуть ползунок реостата, изменив силу тока в цепи, и повторить измерения. Можно провести аналогичные измерения с третьим положением ползунка реостата.
4. Полученные значения силы тока и напряжения на постоянном резисторе сравниваются.
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые иллюстрируются этими примерами. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
|
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
А) Волосы «встают дыбом» при расчесывании их пластиковой расчёской.
Б) Два параллельных провода, по которым текут сонаправленные электрические токи, притягиваются друг к другу. |
|
1) Отталкивание тел, имеющих одинаковый электрический заряд.
2) Притяжение разноимённо заряженных тел.
3) Притяжение разноимённо заряженных тел.
4) Взаимодействие магнитных полюсов. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 13
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15
Как работает вингсьют?Вингсьют — новая мода в парашютном спорте. Это костюм-крыло из ткани, облачившись в который, человек может на пару минут почувствовать себя птицей. Если в прыжке с парашютом парашютист просто спускается вниз, то вингсьют позволяет двигаться вперёд и маневрировать, как это делают птицы. Но в конце полёта опускаться на землю всё равно приходится с помощью парашюта.
Современный вариант вингсьюта был изобретён в середине 1990-х годов Патриком де Гайардоном.
Три двухслойных крыла имеют внутри каркас из нервюр — жёстких матерчатых перегородок. Крыло надувается набегающим потоком воздуха через воздухозаборники и создаёт подъёмную силу при полёте парашютиста вперёд. Давление, возникающее внутри крыла, придаёт ему необходимую жёсткость, а это существенно снижает нагрузку на руку.
В вингсьюте парашютист снижается со скоростью примерно 100 км/ч и за две, максимум три минуты успевает преодолеть до двух с половиной километров на каждую тысячу метров высоты прыжка. При этом многое зависит от самого парашютиста. Суметь правильно сгруппироваться для достижения наилучшей скорости планирования — задача не из лёгких.
14. Какое физическое явление лежит в основе действия вингсьюта?
Ответ: Создание подъёмной силы за счёт набегающего потока воздуха.
15. Выберите из предложенного перечня два утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Используя костюм-крыло, можно приземляться без парашюта.
2) В вингсьюте «воздухоплаватель» может за время снижения пролететь сотни километров по прямой.
3) Скорость снижения при использовании вингсьюта не более 100 км/ч.
4) При использовании вингсьют необходимо накачивать лёгким газом.
5) Благодаря жёсткости за счёт давления набегающего потока воздуха крыло не оказывает большой нагрузки на руки парашютиста.
Верны третье и пятое утверждения.
Ответ: 35
[/showhide]
Прочитайте текст и выполните задания 16—18
Астероидная опасность
Главный параметр, по которому проводится классификация астероидов, — размеры небесного тела. Астероидами считаются тела с диаметром более 30 м. Тела меньшего размера называют метеорными телами (метеороидами).
В настоящий момент в Солнечной системе найдены сотни тысяч астероидов. Большинство известных на данный момент астероидов находятся в области Главного пояса астероидов, который расположен между орбитами Марса и Юпитера.
Самым крупным астероидом в Солнечной системе считается Церера, имеющая размеры приблизительно 975 х 909 км. Два других крупнейших астероида — Паллада и Веста — имеют диаметр примерно 500 км каждый. Общая масса всех астероидов составляет 3,3 • 1021 кг, это около 4% от массы Луны. Масса Цереры— 9,5 • 1020кг.
Несмотря на то что Земля значительно больше всех известных астероидов, столкновение с телом размером более 3 км может привести к уничтожению цивилизации. Столкновение с телом меньшего размера, но более 50 метров в диаметре, может привести к многочисленным жертвам и гигантском экономическому ущербу. Частота столкновений Земли с астероидами диаметром свыше 1 км — примерно 1 раз в 500 тысяч лет, с объектом типа Тунгусского метеорита (диаметр около 50 м) — 1 раз в 500-1000 лет.
Чем больше и тяжелее астероид, тем большую опасность он представляет, однако и обнаружить его в этом случае гораздо легче. Наиболее опасным на данный момент считается астероид Апофис диаметром около 300 м, при столкновении с которым может быть уничтожена целая страна.
1 мегатонна (Мт) тринитротолуола (тнт) = 4,184 • 1015 Дж.
Защита от астероидов включает в себя ряд действий, с помощью которых можно изменить траекторию околоземных объектов и предотвратить вероятное катастрофическое столкновение или разрушить объект — фрагментировать. Тогда его обломки измельчаются и расходятся так, что либо проходят мимо Земли, либо сгорают в её атмосфере.
16. Во сколько раз взрыв Царь-бомбы мощнее удара 30-метрового астероида по поверхности Земли?
Ответ: ≈ в 29 раз больше
17. Зная примерную общую массу всех астероидов, вычислите массу Луны.
Ответ: 8,25 • 1022 кг
18. Что можно предложить делать с астероидами, идущими к Земле, чтобы защитить её от удара? Укажите минимум два способа защиты Земли.
Ответ:
1) отклонять траектории астероидов, чтобы не произошло столкновения;
2) разрушать их, чтобы мелкие обломки сгорали в атмосфере Земли.