Всероссийская Проверочная Работа ВПР Физика 11 класс Вариант 4

Всероссийская Проверочная Работа ВПР Всероссийская Проверочная Работа ВПР Физика 11 класс Вариант 4 Всероссийская Проверочная Работа

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Константы
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2
гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
скорость света в вакууме с = 3·108 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·109 Н·м2/Кл2
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд) e = 1,6·10–19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10–34 Дж·с

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

Вольтметр, объём, манометр, плотность вещества, мензурка, удельная теплота плавления.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

 

Название группы понятий Перечень понятий

1) Тело всё время наблюдения движется с отрицательным ускорением. Утверждение не верно.

2) В момент времени 50 с скорость тела равна нулю. Утверждение верно.

3) Начальная скорость тела равна 0 м/с. Утверждение не верно.

4) Первые 10 секунд движения скорость тела увеличивается. Утверждение не верно.

5) Модуль максимального ускорения тела 4 м/с2. Утверждение верно.

Ответ: 25

3. Корабль, поставив паруса, набирает ход. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на корабль, и направление его ускорения.

Верно изображены четыре силы: сила тяжести, сила Архимеда, сила тяги парусов и сила сопротивления воды.

При этом:

— сила тяжести и сила Архимеда направлены в противоположные стороны и по модулю равны друг другу;

— модули векторов силы тяги парусов больше, чем модуль силы сопротивления воды;

— указано верное направление вектора ускорения (по направлению силы тяги парусов).

 

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

уменьшается

увеличивается

не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

Ребёнок на санках съезжает со снежной горки, начиная движение из состояния покоя. По мере его движения вниз по склону горки его потенциальная энергия ________, а его кинетическая энергия ________. Если считать, что силы трения при таком спуске очень маленькие, то можно утверждать, что полная механическая энергия системы «ребёнок + санки» ________.

Ребёнок на санках съезжает со снежной горки, начиная движение из состояния покоя. По мере его движения вниз по склону горки его потенциальная энергия уменьшается, а его кинетическая энергия увеличивается. Если считать, что силы трения при таком спуске очень маленькие, то можно утверждать, что полная механическая энергия системы «ребёнок + санки» не изменяется.

Ответ: 123

5. Идеальный газ получает от внешнего источника некоторое количество теплоты и совершает работу 400 Дж. При этом его внутренняя энергия уменьшилась на 200 Дж. Какое количество теплоты получил газ?

 

Ответ: 200 Дж

6. Стратостат (шар для полёта на большие высоты) перед стартом заполняют водородом (рис. № 1). По мере подъёма на высоту шар принимает форму, как показано на рисунке № 2. Будем считать, что при подъёме температура окружающего воздуха не меняется.

Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с водородом в шаре при подъёме на высоту, и запишите номера выбранных утверждений.

1) Объём водорода в шаре не изменяется.

2) Объём водорода в шаре увеличивается.

3) Масса водорода в шаре не изменяется.

4) Масса водорода в шаре увеличивается.

5) Давление водорода в шаре повышается.

6) Давление водорода в шаре понижается.

1) Объём водорода в шаре не изменяется. Утверждение не верно.

2) Объём водорода в шаре увеличивается. Утверждение верно.

3) Масса водорода в шаре не изменяется. Утверждение верно.

4) Масса водорода в шаре увеличивается. Утверждение не верно.

5) Давление водорода в шаре повышается. Утверждение не верно.

6) Давление водорода в шаре понижается. Утверждение верно.

Ответ: 236

7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой стеклянной палочкой?

 

Показания электрометра А: ______

Показания электрометра Б: ______

Ответ: Показания электрометра А: 3. Показания электрометра Б: 1

8. Батарея аккумуляторов с внутренним сопротивлением 1 Ом подключена к потребителю электроэнергии с сопротивлением 99 Ом. При этом в цепи течёт электрический ток силой 0,5 А. Какова ЭДС батареи? Запишите формулы и сделайте расчёты.

Закон Ома для полной цепи J = E/(R + г).

Отсюда E = I(R + г) = 0,5 А (99 Ом + 1 Ом) = 50 В.

Ответ: 50 В

9.

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) тепловое излучение

2) рентгеновское излучение

3) ультрафиолетовое излучение

Наименьшая частота у теплового излучения, а наибольшая – у рентгеновского излучения.

Ответ: 132

10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп нептуния испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия 42He и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа плутония.

Ответ: Протактиний

11. С помощью барометра-анероида проводилось измерение атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в гПа, а нижняя шкала — в мм рт. ст. (см. рис.). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.

 

Запишите показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

Допускается любая запись ответа, указывающая на показания и учитывающая погрешность измерения.

Ответ:

А) (759 ± 1) мм рт. ст.

Б) от 758 мм рт. ст. до 760 мм рт. ст.

В) 758 мм рт. ст. < р < 760 мм рт. ст.

12.

Вам необходимо исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Имеется следующее оборудование:

— источник постоянного тока;

— постоянный резистор;

— реостат;

— амперметр;

— вольтметр;

— соединительные провода;

— ключ.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

 

— секундомер электронный;

— набор из трёх пружин разной жесткости;

— набор из пяти грузов по 100 г;

— штатив с муфтой и лапкой.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

1. Используется установка, изображённая на рисунке.

2. Ползунок реостата поставить так, чтобы ток в цепи был минимальным — в самое левое положение. С помощью амперметра измерить силу тока в цепи, с помощью вольтметра измерить напряжение на резисторе.

3. Передвинуть ползунок реостата, изменив силу тока в цепи, и повторить измерения. Можно провести аналогичные измерения с третьим положением ползунка реостата.

4. Полученные значения силы тока и напряжения на постоянном резисторе сравниваются.

13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые иллюстрируются этими примерами. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) Волосы «встают дыбом» при расчесывании их пластиковой расчёской.

Б) Два параллельных провода, по которым текут сонаправленные электрические токи, притягиваются друг к другу.

1) Отталкивание тел, имеющих одинаковый электрический заряд.

2) Притяжение разноимённо заряженных тел.

3) Притяжение разноимённо заряженных тел.

4) Взаимодействие магнитных полюсов.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б

Ответ: 13

 

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15

Как работает вингсьют?
Вингсьют — новая мода в парашютном спорте. Это костюм-крыло из ткани, облачившись в который, человек может на пару минут почувствовать себя птицей. Если в прыжке с парашютом парашютист просто спускается вниз, то вингсьют позволяет двигаться вперёд и маневрировать, как это делают птицы. Но в конце полёта опускаться на землю всё равно приходится с помощью парашюта.

Современный вариант вингсьюта был изобретён в середине 1990-х годов Патриком де Гайардоном.

Три двухслойных крыла имеют внутри каркас из нервюр — жёстких матерчатых перегородок. Крыло надувается набегающим потоком воздуха через воздухозаборники и создаёт подъёмную силу при полёте парашютиста вперёд. Давление, возникающее внутри крыла, придаёт ему необходимую жёсткость, а это существенно снижает нагрузку на руку.

В вингсьюте парашютист снижается со скоростью примерно 100 км/ч и за две, максимум три минуты успевает преодолеть до двух с половиной километров на каждую тысячу метров высоты прыжка. При этом многое зависит от самого парашютиста. Суметь правильно сгруппироваться для достижения наилучшей скорости планирования — задача не из лёгких.

14. Какое физическое явление лежит в основе действия вингсьюта?

Ответ: Создание подъёмной силы за счёт набегающего потока воздуха.

15. Выберите из предложенного перечня два утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Используя костюм-крыло, можно приземляться без парашюта.

2) В вингсьюте «воздухоплаватель» может за время снижения пролететь сотни километров по прямой.

3) Скорость снижения при использовании вингсьюта не более 100 км/ч.

4) При использовании вингсьют необходимо накачивать лёгким газом.

5) Благодаря жёсткости за счёт давления набегающего потока воздуха крыло не оказывает большой нагрузки на руки парашютиста.

Верны третье и пятое утверждения.

Ответ: 35

[/showhide]

Прочитайте текст и выполните задания 16—18

Астероидная опасность

Главный параметр, по которому проводится классификация астероидов, — размеры небесного тела. Астероидами считаются тела с диаметром более 30 м. Тела меньшего размера называют метеорными телами (метеороидами).

В настоящий момент в Солнечной системе найдены сотни тысяч астероидов. Большинство известных на данный момент астероидов находятся в области Главного пояса астероидов, который расположен между орбитами Марса и Юпитера.

Самым крупным астероидом в Солнечной системе считается Церера, имеющая размеры приблизительно 975 х 909 км. Два других крупнейших астероида — Паллада и Веста — имеют диаметр примерно 500 км каждый. Общая масса всех астероидов составляет 3,3 • 1021 кг, это около 4% от массы Луны. Масса Цереры— 9,5 • 1020кг.

Несмотря на то что Земля значительно больше всех известных астероидов, столкновение с телом размером более 3 км может привести к уничтожению цивилизации. Столкновение с телом меньшего размера, но более 50 метров в диаметре, может привести к многочисленным жертвам и гигантском экономическому ущербу. Частота столкновений Земли с астероидами диаметром свыше 1 км — примерно 1 раз в 500 тысяч лет, с объектом типа Тунгусского метеорита (диаметр около 50 м) — 1 раз в 500-1000 лет.

Чем больше и тяжелее астероид, тем большую опасность он представляет, однако и обнаружить его в этом случае гораздо легче. Наиболее опасным на данный момент считается астероид Апофис диаметром около 300 м, при столкновении с которым может быть уничтожена целая страна.

1 мегатонна (Мт) тринитротолуола (тнт) = 4,184 • 1015 Дж.

Защита от астероидов включает в себя ряд действий, с помощью которых можно изменить траекторию околоземных объектов и предотвратить вероятное катастрофическое столкновение или разрушить объект — фрагментировать. Тогда его обломки измельчаются и расходятся так, что либо проходят мимо Земли, либо сгорают в её атмосфере.

16. Во сколько раз взрыв Царь-бомбы мощнее удара 30-метрового астероида по поверхности Земли?

Ответ: ≈ в 29 раз больше

17. Зная примерную общую массу всех астероидов, вычислите массу Луны.

Ответ: 8,25 • 1022 кг

18. Что можно предложить делать с астероидами, идущими к Земле, чтобы защитить её от удара? Укажите минимум два способа защиты Земли.

Ответ:

1) отклонять траектории астероидов, чтобы не произошло столкновения;

2) разрушать их, чтобы мелкие обломки сгорали в атмосфере Земли.