24. Речь. Языковые средства выразительности
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он
не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, –
не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не
чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому
городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему
друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь,
чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он
предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени,
но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал
его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от
безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он
снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов,
сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца.
(18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он
привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал
цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник,
тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с
курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал
глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без
сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный
безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг
рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной
осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт
журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог
ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу,
моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца.
(37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая
синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его
пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это
слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба
и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился.
(42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то,
что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле
изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг
работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке.
(46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к
столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью,
сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник.
(50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел
проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и
радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали
лесной край, осень, крики журавлей… (53)Почему? (54)Берг никак не мог
найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только
разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала
его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более
прекрасной, чем раньше.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский
писатель, классик отечественной литературы.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени» в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство – (В)_________ (предложения 42, 52) и приём – (Г)_________ (предложения 55–56)».
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) парцелляция
8) ирония
9) ряды однородных членов предложения
Ответ:
А | Б | В | Г |
Решение:
эпитет -художественное определение. буква Б
сравнительный оборот -сравнение
восклицательные предложение – сос мыслом восклицания и соответствующим знаком на конце
метафора -оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. буква А
фраезологизм – устойчивый оборот речи
лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.(как правило для усиления эффекта)парцелляция – конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме предложения (для увеличения значимости, акцентирования. буква Гирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме
ряды однородных членов предложения – несколько слов предложения относящихся или зависящих от одного и того же слова, отвечающие на один и тот же вопрос соотвественно и относящиеся к одной части речи. буква В