Ответы и решение – Демоверсия Единый государственный экзамен ЕГЭ 2018 БИОЛОГИЯ проект
Ответы и решение – Демоверсия Единый государственный экзамен ЕГЭ 2018 БИОЛОГИЯ проект
Часть 1
Задание 1. Наследственная изменчивость бывает мутационной и комбинативной. Ответ: Комбинативная
Задание 2. Цитогенетический метод исследования – анализ, с помощью которого можно установить имеющиеся изменения в хромосомном аппарате. Проще говоря, это то, что мы сможем увидеть под микроскопом. 1, 2, 5 мы не сможем определить этим методом. Остаются только 3 и 4. Ответ: 3 и 4
Задание 3. В соматической клетке – 2n, в половой – n. 56/2=28 Ответ: 28
ИЛИ 50–18=32 Ответ: 32%
Задание 4. Перед нами явно растительная клетка (большая вакуоль, платиды и клеточная стенка). Нам нужно выписать 2 “выпадающих”, значит 1 не подходит, потому что они показаны на картинке, 3 не подходит так, как это растительнаяклетка, она способна к фотосинтезу, 5 тоже не подходит, потому что это присуще всем клеткам. 2 нам подходит, так, как это присуще только животной клетке и 4 также подходит, так, как из-за толстой клеточной стенке фагоцитоз быть не может. Ответ: 24
ИЛИ 1,4 и 5 относятся к молекуле ДНК. 2 – информационная РНК, 3 – рибосомальная РНК. Ответ: 2,3
Задание 5. Бескислородное расщепление, протекает в цитоплазме клетки. Он называется также анаэробным дыханием (гликолиз) или брожением. Термин «брожение» обычно применяют к процессам, протекающим в клетках растений или микроорганизмов. На этом этапе продолжается дальнейшее расщепление веществ при участии ферментов. Например, в мышцах в результате анаэробного дыхания молекула глюкозы распадается на две молекулы молочной кислоты. В реакциях расщепления глюкозы участвуют фосфорная кислота и АДФ и за счет энергии, выделившейся в результате их расщепления, образуются молекулы АТФ.
У дрожжевых грибов молекула глюкозы в бескислородных условиях расщепляется на этиловый спирт и диоксид углерода. Этот процесс называется спиртовым брожением.
У других микроорганизмов процесс гликолиза завершается образованием ацетона, уксусной кислоты и др. Во всех случаях распад одной молекулы глюкозы сопровождается образованием двух молекул АТФ. При бескислородном расщеплении глюкозы до образования молочной кислоты 40% выделяемой энергии сохраняется в молекуле АТФ, а остальная энергия рассеивается в виде теплоты.
Третий этап энергетического обмена называется аэробным дыханием, или кислородным расщеплением. Этот этап энергетического обмена также ускоряется с помощью ферментов. Вещества, образовавшиеся в клетке на предыдущих этапах, при участии кислорода распадаются на конечные продукты СО2 и Н2О. В процессе кислородного дыхания выделяется большое количество энергии, которая накапливается в молекулах АТФ. При расщеплении двух молекул молочной кислоты при доступе кислорода образуются 36 молекул АТФ. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет аэробное дыхание. Все живые организмы по способу получения энергии делятся на две большие группы: автотрофные и гетеротрофные.
Ответ: 12121
Задание 6.
А | а | |
А | АА | Аа |
а | Аа | аа |
Расщепление по фенотипу 3:1. Ответ: 31
Задание 7.
Гонада – орган, в котором образуются или (как у высших позвоночных и человека) только размножаются, растут и созревают половые клетки.
Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской половых клеток, в результате которого образуется одна клетка, являющаяся началом нового организма.
Овогенез – развитие женской половой клетки — яйцеклетки (яйца).
1, 3, 4 относятся к половому размоноожению. 2,5 относятся к бесполому. Ответ: 25
Задание 8.
Наследственная изменчивость Насле́дственная изме́нчивость (генотипи́ческая изменчивость) обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций, которые передаются по наследству и впоследствии проявляются у потомства.
Модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость — изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие в большинстве случаев адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется.
Ответ: 11212
ИЛИ
1 – эктодерма – наружный зародышевый листок эмбриона на ранних стадиях развития.
Эктодерма формирует нервную систему (у позвоночных: спинной мозг, периферические нервы и головной мозг), зубную эмаль и эпидермис (кожный эпителий). Также он образует органы чувств, эпителий переднего и заднего отделов пищеварительной системы.
2 – мезодерма – или мезобласт средний зародышевый листок у многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных). Располагается между эктодермой и энтодермой.
Из мезодермы впоследствии формируются хорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровеносные сосуды.
Ответ: 12221
Задание 9.
1 – млекопитающие
2 – рыбы
3 – пресмыкающие
4 – млекопитающие
5 – пресмыкающие
6 – млекопитающие
Ответ: 146
ИЛИ
1 – микроскопический
4 – аэробный
5 – болезнетворный организм
Ответ: 145
Задание 10.
Корни подавляющего большинства растений выполняют шесть основных функций:
- Корни удерживают растение в определённом положении. Эта функция очевидна down- наземных растений, особенно значима она down- крупных деревьев с большой массой ветвей и листьев. У многих водных растений закрепление на дне позволяет выгодно распределить в пространстве листья. У плавающих растений, например у ряски, корни не позволяют растению переворачиваться.
- Корни осуществляют почвенное питание растения, поглощая из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами, и проведение веществ к побегу (рис. 1).
- У некоторых растений в главном корне осуществляется хранение запасных питательных веществ, таких как крахмал и другие углеводы.
- В корнях происходит образование определённых веществ, нужных организму растения. Так, в корнях осуществляется восстановление нитратов до нитритов, синтез некоторых аминокислот и алкалоидов.
- Корни могут осуществлять симбиоз с грибами и микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки представителей семейства Бобовые).
- С помощью корней может осуществляться вегетативное размножение (например, корневыми отпрысками). Корневыми отпрысками размножаются такие растения, как одуванчик, слива, малина, сирень.
Основные функции листа:
- фотосинтез;
- дыхание;
- транспирация.
Ответ: 112212
Задание 11.
Царство Растения
Отдел Покрытосеменные
Класс Однодольные
Семейство Злаковые
Род Мятлик
Вид Мятлик луговой
Ответ: 534621
Задание 12.
Симпатическая нервная система осуществляет иннервацию всех органов и тканей (стимулирует работу сердца, увеличивает просвет дыхательных путей, тормозит секреторную, моторную и всасывательную активность желудочно-кишечного тракта и т. д.).
Симпатическая система отвечает за работу организма во время стресса.
Ответ: 456
ИЛИ
1 и 2 на рисунке совпадают, 3 на рисунке вообще не показан, 4 указывает на молоточек, 5 показывает наковальню, 6 тоже совпадает.
Ответ: 126
Задание 13.
Эпителиальная – образует наружный покров кожи, состоит из тесно прилегающих клеток.
Соединительная – выполняет функцию опоры и питания, вырабатывает антитела.
Нервная – обладает проводимостью, образует серое вещество спинного мозга.
Ответ: 321213
Задание 14.
Последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи: начало расщепления крахмала (ротовая полость) → набухание и частичное расщепление белков (желудок) → расщепление всех биополимеров пищи до мономеров (двенадцатиперстная кишка) → всасывание аминокислот и глюкозы в кровь (тонкий кишечник) → интенсивное всасывание воды (толстый кишечник).
Ответ: 32541
Задание 15.
Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический — внутреннее и внешнее строение.
Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки — 6 предложение.
Поведенческий — поведение, особенно в момент размножения.
Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых down- жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) — 1 и 3 предложение.
Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.
Генетический — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:
(2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки.(4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки.
Ответ: 245
Задание 16.
Методы изучения эволюции — это доказательства эволюции живой природы. Палеонтологический метод: останки зверозубых ящеров; филогенетический ряд лошади. Сравнительно-анатомический метод: колючки кактуса и колючки барбариса; многососковость у человека; аппендикс у человека.
Ответ: 21122
Задание 17.
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса (может быть указан любой биогеоценоз) определяется: большим видовым разнообразием; разветвлёнными пищевыми сетями; замкнутым круговоротом веществ.
Ответ: 146
Задание 18.
Абиотический (факторы неживой природы): повышение давления атмосферного воздуха; изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением. Биотический (факторы живой природы): изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии; взаимодействие между волками в стае; конкуренция за территорию между соснами в лесу.
Ответ: 11222
Задание 19.
Эволюционные процессы на Земле в хронологическом порядке:
образование коацерватов в воде → появление клеточных форм жизни → возникновение фотосинтеза → формирование озонового экрана → выход организмов на сушу.
Ответ: 4, 5, 2, 3, 1
Задание 20.
Изображен “промышленный меланизм бабочек”
тип приспособления: 6) маскировка;
форма естественного отбора: 4) движущая
направление эволюции: 1) идиоадаптация
Ответ: 641
ИЛИ
А – митохондрия
Б – ядро
В – биосинтез белка
Ответ: 463
Задание 21.
1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5. (необходимо высчитать количество выживших птенцов в каждой кладке, и убедиться, что в кладке из 5 яиц – 80% это 4 птенца)
3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
Остальные выводы НЕЛЬЗЯ сделать на основе этой таблицы.
Ответ: 13
ИЛИ
4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.
5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.
5 предложение не совсем корректно, т.к. на основе графика нельзя выяснить причину снижения скорости размножения бактерий
Ответ: 45
ИЛИ
Данное животное: 2) консумент II порядка (т.к. в рационе только животные); 4) полуводное животное (т.к в рационе есть и рыбы с амфибиями; и рептилии)
Не верные предложения: 1) всеядное животное (нет растений в рационе); 3) производителям органических веществ; 5) обитатель тундры (в тундре не водятся амфибии и рептилии).
Ответ: 24
Часть 2.
Задание 22.
Перед нами два рисунка – А и Б. На рисунке А изображен эритроцит в изотоническом растворе (концентрация соли в эритроците и в плазме одинакова). На рисунке Б изображен эритроцит в гипертоническом растворе ( концентрация соли в растворе выше, чем в эритроците). Эритроцит на рисунке Б сморщился, так, как концентрация соли в растворе более 0,9% и вода перешла из эритроцита в раствор.
ИЛИ
- Метод хроматографии (метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами — неподвижной (твёрдая фаза или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент)).
- Вещества будут по разному оседать проходят через слой сорбента и так мы сможем разделить хлорофилл а и хлорофилл b.
ИЛИ
А_______________В___________________С
Между А и В 5%
Между В и С 6%
Между А и С 11%
Процент кроссинговера называется морганида.
Задание 23
1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц); Б – пиноцитоз (захват капель жидкости);
2) в этих процессах участвует плазматическая мембрана клетки;
3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису); образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму
ИЛИ
- Мезозойская, Юрский
- Переходила от пресмыкающихся к птицам
- Крылья, перьевой покров, наличие цевки – птицы; челюсти с зубами, наличие лап с когтями, длинный хвост из позвонков – пресмыкающиеся.
Задание 24.
1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;
2) 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;
3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников
Задание 25.
1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;
3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев.
Задание 26.
1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород и поглощается углекислый газ;
2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород и выделяется углекислый газ;
3) в результате азото-фиксации бактериями поглощается молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот выделяется.
Задание 27.
1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: ЦГААГГУГАЦААУГУ;
2) нуклеотидная последовательность антикодона УГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК АЦУ;
3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ТРЕ, которую будет переносить данная тРНК
Задание 28.
1) генотипы родителей: отец — ХаY, мать — ХАХА (или ХАХа); признак рецессивный, сцеплен с полом (Х-хромосомой), так как проявляется только у мужчин, и не в каждом поколении;
2) дочь (1) — ХАХа – носитель гена, так как наследует Ха-хромосому от отца; её сын (7) — ХаY, признак проявился, так как наследует Ха-хромосому от матери; дочь (6) — ХАХа или ХАХА;
3) вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины № 6: если её генотип ХАХа, то 25% (только мальчики); если её генотип ХАХА, то 0%.