Всероссийская Проверочная Работа ВПР Химия 11 класс 27 апреля 2017 Вариант 1
Всероссийская Проверочная Работа ВПР Химия 11 класс 27 апреля 2017 Вариант 1 – Всероссийская Проверочная Работа
1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей:
отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.
На рис. 1 и 2 представлены два из перечисленных способов.
Из предложенных смесей выберите те, которые можно разделить с помощью способов, изображённых на рисунках.
а) речной песок и древесные опилки
б) вода и спирт
в) сахарный песок и крахмал
г) поваренная соль и вода
Запишите в соответствующие графы таблицы названия выбранных смесей, номер соответствующего рисунка и название способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
2. На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.
На основании предложенной модели выполните следующие задания:
1) запишите порядковый номер химического элемента, которому соответствует данная модель атома;
2) запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.
Ответы запишите в таблицу.
Порядковый номер химического элемента |
№ периода |
№ группы |
Металл/ неметалл |
3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента радиусы атомов в периодах уменьшаются, а в группах увеличиваются.
Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиуса атомов следующие элементы: Li, Be, Na, Mg. Запишите символы элементов в нужной последовательности.
Ответ:
4. В приведённой ниже таблице представлены примеры формул веществ с ковалентной и ионной химической связью.
Примеры формул веществ | |
С ковалентной химической связью | С ионной химической связью |
• SO2; • N2; • Cl2 |
• CaO; • СaCl2; • LiBr |
Проанализируйте данные таблицы: каков качественный состав веществ, имеющих определённый вид химической связи.
Определите вид химической связи: 1) в молекуле брома (Br2); 2) в оксиде лития (Li2O).
1) В молекуле брома
2) В оксиде лития
5. Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём классам, как показано на схеме. В эту схему впишите недостающие названия двух классов и две формулы веществ, являющихся представителями соответствующих классов.
Для выполнения заданий 6–8 используйте информацию, содержащуюся в данном тексте.
Алюминий – третий по распространённости элемент земной коры. На основе алюминия производят относительно дешёвые сплавы, которые обладают высокой прочностью. Из этих сплавов изготавливают кастрюли, сковороды, противни, половники и прочую домашнюю утварь. Алюминиевая посуда отлично проводит тепло, очень быстро нагревается, при этом легко чистится. На алюминиевой фольге запекают мясо в духовке и выпекают пироги; в алюминиевую фольгу упакованы масла и маргарины, сыры, шоколад и конфеты. Металлический алюминий устойчив к коррозии, так как при взаимодействии с кислородом воздуха на его поверхности образуется тонкий слой оксида алюминия (Al2O3), который имеет большую прочность.
Наиболее распространённые природные соединения алюминия – его оксид и гидроксид. Эти соединения обладают амфотерными свойствами, то есть могут проявлять как оснόвные, так и кислотные свойства в зависимости от характера вещества, которое с ними вступает в реакцию. Благодаря способности нейтрализовать кислоту гидроксид алюминия (Al(OH)3) используется в медицине при изготовлении лекарств
от язвы желудка и изжоги. В лаборатории гидроксид алюминия можно получить при действии щелочей (без избытка) на растворы солей алюминия.
6. 1) Составьте уравнение реакции образования оксида алюминия.
Ответ:
2) Назовите три свойства алюминия, которые обусловили его применение для
изготовления бытовой посуды.
Ответ:
7. 1) Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом алюминия и соляной
кислотой (HCl).
Ответ:
2) Укажите, какие свойства (оснόвные или кислотные) проявляет гидроксид алюминия
в данной реакции.
Ответ:
8. 1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между растворами сульфата алюминия Al2(SO4)3 и гидроксида натрия (без избытка).
Ответ:
2) Объясните, почему для получения гидроксида алюминия в этой реакции не должно быть избытка щёлочи.
Ответ:
9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции.
NH3 + CuO → N2 + Cu + H2O
1. Составьте электронный баланс этой реакции.
Ответ:
2. Укажите окислитель и восстановитель.
Ответ:
3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
Ответ:
10. Дана схема превращений:
Zn → ZnSO4 → ZnCl2 → Zn(OH)2
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
1)
2)
3)
11. Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | КЛАСС/ГРУППА |
А) CH4 Б) C6H5OH В) HCHO |
1) спирты 2) альдегиды 3) фенолы 4) углеводороды |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
12. В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты там, где это необходимо.
13. Нитрат натрия (натриевую селитру) используют в качестве минерального удобрения, которое способствует росту зелёной массы растений.
Вычислите массу нитрата натрия, полученную при взаимодействии 200 г гидроксида натрия с избытком раствора азотной кислоты. Запишите уравнение протекающей реакции и подробное решение задачи.
Ответ:
14. Пропилен получают в процессе термического крекинга углеводородов нефти и используют при производстве полимеров, спиртов, ацетона, каучуков, моющих средств.
В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций, характерных для пропилена. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Ответ:
1)
2)
3)
15. В автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторах в качестве электролита применяется 35%-ный раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Рассчитайте массы безводной серной кислоты и дистиллированной воды, которые необходимы для приготовления 800 г такого раствора. Запишите подробное решение задачи.
Ответ:
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
1.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Вода и спирт | 1 | Дистилляция (или перегонка) |
Поваренная соль и вода | 2 | Выпаривание |
2.
Порядковый номер химического элемента |
№ периода |
№ группы |
Металл/ неметалл |
3 | 2 | 1 | Металл |
3. Записан ряд химических элементов:
Be → Li → Mg → Na (или Be; Li; Mg; Na)
4. Элементы ответа:
1) В молекуле брома ковалентная связь.
2) В оксиде лития ионная связь
5. Элементы ответа:
1) Записаны названия двух недостающих классов веществ: основания (гидроксиды) и соли.
2) Записаны формулы двух недостающих веществ
6. Элементы ответа:
1) 4Al + 3O2 = 2Al2O3
2) Использование алюминия для изготовления бытовой посуды обусловлено следующими тремя свойствами: 1) образует прочные сплавы; 2) отлично проводит тепло; 3) устойчив к коррозии
7. Элементы ответа:
1) Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O
2) Гидроксид алюминия в этой реакции проявляет оснόвные свойства (или свойства основания)
8. Элементы ответа:
1) Al3+ + 3OH– = Al(OH)3
2) Так как образующийся гидроксид алюминия является амфотерным гидроксидом и наряду с кислотами способен реагировать со щелочами, то при добавлении избытка щёлочи будет в ней растворяться
9. Элементы ответа:
1) Составлен электронный баланс:
2) Указано, что азот в степени окисления –3 (или NH3) является
восстановителем, а медь в степени окисления +2 (или CuO) – окислителем.
3) Составлено уравнение реакции:
2NH3 + 3CuO = N2 + 3Cu + 3H2O
10. Элементы ответа:
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
1) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
2) ZnSO4 + BaCl2 = BaSO4 + ZnCl2
3) ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl
11. Записан ряд чисел, соответствующих верному ответу: 432
12. Элементы ответа:
13. Элементы ответа:
1) Составлено уравнение реакции:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
2) Рассчитано количество искомого вещества:
n(NaOH) = 200 / 40 = 5 моль
n(NaNO3) = n(NaOH) = 5 моль
3) Рассчитана масса искомого вещества:
m(NaNO3) = 5 · 85 = 425 г
14. Элементы ответа:
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме:
15. Элементы ответа:
1) Рассчитана масса растворённого вещества:
m(серной кислоты) = 800 · 0,35 = 280 г
2) Рассчитана масса воды в растворе:
m(воды) = 800 – 280 = 520 г