Всероссийская Проверочная Работа ВПР Биология 5 класс Вариант 1

Всероссийская Проверочная Работа ВПР Биология 5 класс Вариант 1 Всероссийская Проверочная Работа 

1.

1.1. Рассмотрите изображение.

Покажите стрелками и подпишите на рисунке лист, цветок, плод и корень земляники лесной.

1.2. В каком из органов землянки лесной: лист, цветок, плод и корень происходит образование органических веществ из углекислого газа и воды?

1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функции питания. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Стебель, лист, побег, цветок, корень.
2. У земляники лесной летом на побегах могут развиваться цветки. Позже на их месте созревают плоды с семенами. Найдите в приведённым списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, размножение, питание, рост.
3. Опишите лист земляники лесной по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма края листовой пластинки. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

А. Тип листа

 

1) сидячий
2) черешковый

Б. Жилкование листа

В. Форма края листовой пластинки

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

4. Земляника — лекарственное растение, богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), готовят чай (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

А:
Б:

5. Ученик рассматривал под микроскопом лист землянки и выполнил следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой Б?

6. Вставьте в текст «Строение растительной клетки» пропущенные слова из предложенного списка.

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Мы знаем, что в организме любого растения есть органы. Клетка тоже имеет «органы». Они располагаются в цитоплазме и называются __________(А). Каждая клетка имеет плотную прозрачную __________(Б). Во многих клетках растения есть особые органоиды зелёного цвета — __________(В), именно в них на свету происходит образование питательных веществ.

Список слов:
1) ядро
2) хлоропласты
3) митохондрии
4) органоиды
5) устьица
6) оболочка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В

7.

7.1. Используя таблицу «Содержание питательных веществ в семенах растений», ответьте на вопросы.

Содержание питательных веществ в семенах растений
 

Название растений
Содержание питательных веществ в 100 г семян (г)
Белки
Углеводы
(крахмал)
Жиры
Ячмень 9,5 64 2,1
Горох 20,5 43,5 2
Гречиха 10 53 3,2
Подсолнечник 26 5 53

В семенах какого растения содержится наименьшее количество жиров?
В семенах каких растений содержание углеводов более 50 г?
В 100 г семян какого растения содержится больше всего белков?

7.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название растений.

Содержание питательных веществ в семенах растений
 

Название растений
Содержание питательных веществ в 100 г семян (г)
Белки
Углеводы
(крахмал)
Жиры
Ячмень 9,5 64 2,1
Горох 20,5 43,5 2
Гречиха 10 53 3,2
Подсолнечник 26 5 53

А:___________  Б:___________  В:___________  Г:___________

7.3. Эти растения человек использует при приготовлении пищи. Под каждой из приведённых ниже изображений подпишите указанное(-ые) в таблице растение(-ия), из которого(-ых) сделано то, что изображено.

Содержание питательных веществ в семенах растений
 

Название растений
Содержание питательных веществ в 100 г семян (г)
Белки
Углеводы
(крахмал)
Жиры
Ячмень 9,5 64 2,1
Горох 20,5 43,5 2
Гречиха 10 53 3,2
Подсолнечник 26 5 53

А:___________  Б:___________  В:___________

8.

8.1. Прочитайте текст и сравните описание моркови и редиса. В ответе укажите два сходства этих растений.

Морковь — один из древнейших двулетников, который возделывают 4000 лет‚ сначала как лекарственное, а затем как пищевое и кормовое растение. В диком виде растение встречается в Европе, Азии, Северной Африки. Для получения раннего урожая морковь сеют с середины апреля до начала мая. Мясистые, ярко окрашенные корнеплоды являются ценным пищевым продуктом.

Редис — одно из самых популярных однолетних овощных растений открытого и закрытого грунта. Сеют семена редиса сразу в почву. В пищу употребляют как корнеплоды (в основном в салатах и окрошках), так и листву (в салатах, окрошках‚ супах). Редис ценится как ранний овощ в средней и западной России.

8.2. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды.

Сделайте описание Сосны обыкновенной по следующему плану.
А) В сравнении с мхом: древесное/травянистое растение.
Б) Чем представлены листья сосны?
В) Как происходит размножение сосны? (Приведите не менее двух характеристик).

 

Ответы

1.

1.1. 

Для выполнения этого задания нужно вспомнить отличительные особенности каждого из органов. Например, сложный черешковый лист с зубчатым краем и плод земляничина.

1.2. Лист.

1.3. Цветок, поскольку является органом семенного (генеративного) размножения растения. Остальные указанные части растения — вегетативные органы.

2. размножение.

3. 243.

4. А — плод, Б — лист.

5. ядро.

6. 462.

7.

7.1. гороха; гречиха, ячмень; подсолнечника.

7.2. А — гречиха, Б — горох, В — подсолнечник, Г — ячмень.

7.3. А — гречиха, Б — ячмень, В — горох.

8.1. Для того чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать оба текста и сравнить описания двух овощей. На основе написанного выделить то, что и для моркови и для редиса характерно употребление в пищу корнеплодов. А разным является срок их жизни и использование листьев растения.

Сходства:
1. У растений употребляется в пищу корнеплоды.
2. Являются овощными растениями.

8.2. Правильный ответ должен содержать описание / признаки по трём пунктам плана:

А) древесное;
Б) хвоей (игловидными листьями);
В) размножается семенами, которые образуются в шишках.