Всероссийская Проверочная Работа ВПР Русский язык 5 класс Вариант 1

Всероссийская Проверочная Работа ВПР Русский язык 5 класс Вариант 1 Всероссийская Проверочная Работа 

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Море это одно из самых уд..вительных ..влений. Оно всегда новое и необыч ..ное. Иногда оно тихое яс..ное сп..койное. В другой м..мент море станов..т..ся ярк ..м(1) и блестящ..м. При сильн ..м ветре оно похоже на в..л ..хмаченную шерсть гиган ..ского зверя. Когда надв..гает ..ся  мощ ..ный  ц(ы/и)клон,   море   станов..т..ся   почти ч..рным.   Шт..рмовой   ветер   гон..т   крупную   зы(б/п)ь(4).   (По)небу (с)криками л..тают                ч..йки. В..баламученные          волны  тащ..т   и ра..брасывают вдоль берега з..лёные водор..сли, похожие (на)щ..пальца загадоч ..пых ч..довищ …

Но главное оч..рование моря заключа ..т ..ся  в  какой-то  тайне(3), которую оно хр..нит в своих бе..крайних(2) просторах и никому чужому  (не)открыва ..т.  Но  каждый  наст ..ящий   м..реход   нос..т  эту тайну (в)своей душе.

  1. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

  1. Поставьте знак ударения в следующих словах:

сантиметр, расположить, столяр, поняла

  1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Машина свернула с дороги, поехала по кочкам.

  1. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Лена спросила что нужно купить в магазине.

2) Учитель внимательно посмотрел на нас и сказал Никитин отвечает первым.

3) Что тебе подарить на Новый год сестрёнка.

4) По утверждению руководителя кружка Егор был отличным актёром.

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запя­тую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Покажи мне девица дорогу к княжескому терему.

2) Коле было приятно пройтись по улице с такой красивой собакой.

3) На столе стояли стакан молока и ваза с фруктами.

4) В воскресенье мы посадили на своём участке смородину и крыжовник

  1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Прошло несколько долгих минут и занавес начал подниматься.

2) Дедушка приехал на дачу весной и ни разу за лето не выезжал из дачного посёлка.

3) Щенок рос и с каждым месяцем становился всё крепче.

4) Мы вскарабкались на гору и сели на камни отдохнуть.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1) Галя училась на биологическом факультете и летом устроилась на работу в зоопарк. (2)Она помогала опытной служительнице Анне Васильевне убирать клетки с попугаями. (З)Девушке особенно нравилась пара гиацинтовых ара – больших птиц тёмно-голубого цвета. (4) Но служительница Галю к ним не пускала – видимо, боялась за неё. (5) Когда сама Анна Васильевна заходила к ним в клетку, попугаи всячески старались схватить её огромными клювами и ущипнуть, а она их отгоняла, как могла.

(6) Однажды Анна Васильевна заболела и на работу не вышла. (7) Вооружившись ведром и водой, тряпкой и метлой, Галя пошла убирать клетки. (8) Это был её первый самостоятельный день.

(9) Увидев новую служительницу, попугаи моментально спустились со своей полочки. (10) Они взволнованно лазали по решётке вокруг Гали и старались её ущипнуть. (11) Но Галя не стала их отгонять ни метлой, ни тряпкой. (12) Ласково она начала уговаривать птиц не сердиться. (13) И попугаи успокоились. (14) Когда же девушка, продолжая разговаривать, протянула руку к одному из них, тот схватил её за палец своим огромным сильным клювом, немного по­ держал и выпустил. (15) Очевидно, девушка птицам понравилась, и поэтому они её не тронули.

(16) Теперь Галя «подобрала ключ» к своенравным попугаям. (17) Оказывается, они, как и другие птицы, любят, когда с ними разговаривают ласково и спокойно.

(По В. Чаплиной )

  1. Определите и запишите основную мысль текста.
  2. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Галя понравилась попугаям? Запишите ответ.
  3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8 текста. Запишите ответ.
  4. В предложениях 9-11 найдите слово со значением «очень быстро, мгновенно». Выпишите это слово.
  5. В предложениях 12-14 найдите антоним к слову «строго» и выпишите его.

Ответы

  1. Море – это одно из самых удивительных явлений. Оно всегда новое и необычное. Иногда оно тихое, ясное, спокойное. В другой момент море становится ярким и блестящим. При сильном ветре оно похоже на взлохмаченную шерсть гигантского зверя. Когда надвигается мощный циклон, море становится почти чёрным. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По небу с криками летают чайки. Взбаламученные волны тащат и разбрасывают вдоль берега зелёные водоросли, похожие на щупальца загадочных чудовищ.
  2. Фонетический разбор

Ярким(1)

я -[й’] -согласный, звонкий, мягкий

-[а] -гласный, ударный

р -[р] -согласный, звонкий, твёрдый

к -[к’] -согласный, глухой, мягкий

и -[и] -гласный, безударный

м -[м] -согласный, звонкий, твёрдый

5 букв, 6 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

Бескрайних(2)

бес- -приставка

-край- -корень

-н- -суффикс

-их -окончание

Морфологический разбор

(заключается) (в) тайне(3)

1) (заключается) (в) тайне – имя существительное, обозначает предмет: заключается (в чём?) (в) тайне;

2) начальная форма – тайна; нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения; в единственном числе, в предложном падеже;

3) в предложении является дополнением.

Синтаксический разбор

Штормовой ветер гонит крупную зыбь(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: ветер (подлежащее), гонит (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (ветер) штормовой – определение; (зыбь) крупную – определение; (гонит) зыбь – дополнение.

  1. сантимЕ тр, расположить, столЯр, понялА
  2. 1) Обозначение частей речи в предложении:
сущ. глаг. предл. сущ. глаг. предл. сущ.
Машина свернула с дороги, поехала по кочкам.

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Учитель внимательно посмотрел на нас и сказал: «Никитин отвечает первым».

2) Составление схемы предложения:

А: « П» .

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Покажи мне, девица, дорогу к княжескому терему.

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.

ИЛИ Обращение.  ИЛИ Обращение внутри предложения.  Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Прошло несколько долгих минут, и занавес начал подниматься.

2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

  1. Основная мысль текста.

Попугаи, как и другие птицы, любят, когда с ними разговаривают ласково и спокойно.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

  1. Ответ может быть сформулирован так:

Попугаи не тронули Галю, не причинили ей вреда.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

  1. повествование
  2. моментально
  3. ласково