Всероссийская Проверочная Работа ВПР Русский язык 5 класс Вариант 1
Всероссийская Проверочная Работа ВПР Русский язык 5 класс Вариант 1 Всероссийская Проверочная Работа
- Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Море это одно из самых уд..вительных ..влений. Оно всегда новое и необыч ..ное. Иногда оно тихое яс..ное сп..койное. В другой м..мент море станов..т..ся ярк ..м(1) и блестящ..м. При сильн ..м ветре оно похоже на в..л ..хмаченную шерсть гиган ..ского зверя. Когда надв..гает ..ся мощ ..ный ц(ы/и)клон, море станов..т..ся почти ч..рным. Шт..рмовой ветер гон..т крупную зы(б/п)ь(4). (По)небу (с)криками л..тают ч..йки. В..баламученные волны тащ..т и ра..брасывают вдоль берега з..лёные водор..сли, похожие (на)щ..пальца загадоч ..пых ч..довищ …
Но главное оч..рование моря заключа ..т ..ся в какой-то тайне(3), которую оно хр..нит в своих бе..крайних(2) просторах и никому чужому (не)открыва ..т. Но каждый наст ..ящий м..реход нос..т эту тайну (в)своей душе.
- Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
- Поставьте знак ударения в следующих словах:
сантиметр, расположить, столяр, поняла
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Машина свернула с дороги, поехала по кочкам.
- Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Лена спросила что нужно купить в магазине.
2) Учитель внимательно посмотрел на нас и сказал Никитин отвечает первым.
3) Что тебе подарить на Новый год сестрёнка.
4) По утверждению руководителя кружка Егор был отличным актёром.
- Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Покажи мне девица дорогу к княжескому терему.
2) Коле было приятно пройтись по улице с такой красивой собакой.
3) На столе стояли стакан молока и ваза с фруктами.
4) В воскресенье мы посадили на своём участке смородину и крыжовник
- Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Прошло несколько долгих минут и занавес начал подниматься.
2) Дедушка приехал на дачу весной и ни разу за лето не выезжал из дачного посёлка.
3) Щенок рос и с каждым месяцем становился всё крепче.
4) Мы вскарабкались на гору и сели на камни отдохнуть.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1) Галя училась на биологическом факультете и летом устроилась на работу в зоопарк. (2)Она помогала опытной служительнице Анне Васильевне убирать клетки с попугаями. (З)Девушке особенно нравилась пара гиацинтовых ара – больших птиц тёмно-голубого цвета. (4) Но служительница Галю к ним не пускала – видимо, боялась за неё. (5) Когда сама Анна Васильевна заходила к ним в клетку, попугаи всячески старались схватить её огромными клювами и ущипнуть, а она их отгоняла, как могла.
(6) Однажды Анна Васильевна заболела и на работу не вышла. (7) Вооружившись ведром и водой, тряпкой и метлой, Галя пошла убирать клетки. (8) Это был её первый самостоятельный день.
(9) Увидев новую служительницу, попугаи моментально спустились со своей полочки. (10) Они взволнованно лазали по решётке вокруг Гали и старались её ущипнуть. (11) Но Галя не стала их отгонять ни метлой, ни тряпкой. (12) Ласково она начала уговаривать птиц не сердиться. (13) И попугаи успокоились. (14) Когда же девушка, продолжая разговаривать, протянула руку к одному из них, тот схватил её за палец своим огромным сильным клювом, немного по держал и выпустил. (15) Очевидно, девушка птицам понравилась, и поэтому они её не тронули.
(16) Теперь Галя «подобрала ключ» к своенравным попугаям. (17) Оказывается, они, как и другие птицы, любят, когда с ними разговаривают ласково и спокойно.
(По В. Чаплиной )
- Определите и запишите основную мысль текста.
- Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Галя понравилась попугаям? Запишите ответ.
- Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8 текста. Запишите ответ.
- В предложениях 9-11 найдите слово со значением «очень быстро, мгновенно». Выпишите это слово.
- В предложениях 12-14 найдите антоним к слову «строго» и выпишите его.
Ответы
- Море – это одно из самых удивительных явлений. Оно всегда новое и необычное. Иногда оно тихое, ясное, спокойное. В другой момент море становится ярким и блестящим. При сильном ветре оно похоже на взлохмаченную шерсть гигантского зверя. Когда надвигается мощный циклон, море становится почти чёрным. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По небу с криками летают чайки. Взбаламученные волны тащат и разбрасывают вдоль берега зелёные водоросли, похожие на щупальца загадочных чудовищ.
- Фонетический разбор
Ярким(1)
я -[й’] -согласный, звонкий, мягкий
-[а] -гласный, ударный
р -[р] -согласный, звонкий, твёрдый
к -[к’] -согласный, глухой, мягкий
и -[и] -гласный, безударный
м -[м] -согласный, звонкий, твёрдый
5 букв, 6 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
Бескрайних(2)
бес- -приставка
-край- -корень
-н- -суффикс
-их -окончание
Морфологический разбор
(заключается) (в) тайне(3)
1) (заключается) (в) тайне – имя существительное, обозначает предмет: заключается (в чём?) (в) тайне;
2) начальная форма – тайна; нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения; в единственном числе, в предложном падеже;
3) в предложении является дополнением.
Синтаксический разбор
Штормовой ветер гонит крупную зыбь(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: ветер (подлежащее), гонит (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (ветер) штормовой – определение; (зыбь) крупную – определение; (гонит) зыбь – дополнение.
- сантимЕ тр, расположить, столЯр, понялА
- 1) Обозначение частей речи в предложении:
сущ. | глаг. | предл. | сущ. | глаг. | предл. | сущ. |
Машина | свернула | с | дороги, | поехала | по | кочкам. |
2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.
Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Учитель внимательно посмотрел на нас и сказал: «Никитин отвечает первым».
2) Составление схемы предложения:
А: « П» .
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Покажи мне, девица, дорогу к княжескому терему.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Прошло несколько долгих минут, и занавес начал подниматься.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
- Основная мысль текста.
Попугаи, как и другие птицы, любят, когда с ними разговаривают ласково и спокойно.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
- Ответ может быть сформулирован так:
Попугаи не тронули Галю, не причинили ей вреда.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
- повествование
- моментально
- ласково