Итоговая контрольная работа по русскому языку 11 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку 11 класс

Вариант приготовила Насыбуллина Д.Р.

Вариант 1.

(1)Из­вест­но, что в пред­пуш­кин­скую эпоху зву­ко­пись яв­ля­лась утончённым сти­ли­сти­че­ским приёмом и ис­поль­зо­ва­лась толь­ко при опи­са­нии вы­со­ких об­ра­зов, кра­со­ты при­ро­ды, воз­вы­шен­ных чувств. (2)Пуш­кин рас­ши­рил диа­па­зон ху­до­же­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния зву­ко­пи­си, вклю­чив в него всё лек­си­че­ское бо­гат­ство языка, в том числе про­сто­ре­чие (раз­го­вор­ную речь го­род­ско­го на­се­ле­ния: части ду­хо­вен­ства, мел­ко­го и сред­не­го чи­нов­ни­че­ства, ду­хо­вен­ства, раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции, ме­щан­ства) и язык на­род­ных песен, былин, ска­зок. (3)( … ) Пуш­кин в своём твор­че­стве до­бил­ся един­ства слова и об­ра­за, в его по­э­зии ху­до­же­ствен­ная форма ни­ко­гда не всту­па­ла в про­ти­во­ре­чие с со­дер­жа­ни­ем, ибо на­сто­я­щий ху­дож­ник ни­ко­гда не до­пу­стит, чтобы кра­си­вые звуки за­те­ня­ли или обед­ня­ли мысль, со­дер­жа­ние.

1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Пушкинская по­э­зия бла­го­да­ря рас­ши­ре­нию диа­па­зо­на ис­поль­зо­ва­ния зву­ко­пи­си до­стиг­ла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней сли­лись образ и звук.

2) Пушкин рас­ши­рил диа­па­зон ис­поль­зо­ва­ния звукописи, вклю­чив в неё всё лек­си­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка.

3) В пред­пуш­кин­скую эпоху зву­ко­пись яв­ля­лась утончённым сти­ли­сти­че­ским приёмом и ис­поль­зо­ва­лась при опи­са­нии «высоких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт все­гда сле­дит толь­ко за бла­го­зву­чи­ем своей поэзии.

5) Пуш­кин в своём твор­че­стве до­бил­ся един­ства слова и об­ра­за, в том числе за счёт рас­ши­ре­ния диа­па­зо­на звукописи.

2. Какое из приведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии текста?

Во­пре­ки этому

Имен­но так

Однако

В свою очередь

Вот почему

3. Прочитайте сло­вар­ную статью, в ко­то­рой при­ве­де­ны зна­че­ния слова ОБРАЗ. Определите, в каком зна­че­нии это слово ис­поль­зо­ва­но в пред­ло­же­нии 3. На­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в сло­вар­ной статье.

ОБРАЗ , -а; м.

1) Вид, облик. Со­здать что-н. по сво­е­му об­ра­зу и по­до­бию (т. е. по­хо­жим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что по­те­рять облик человеческий). В об­ра­зе кого-н. (в виде ко- го-н.).

2) Живое, на­гляд­ное пред­став­ле­ние о ком-чём-н. Светлый о. матери.

3) В искусстве: обобщённое ху­до­же­ствен­ное от­ра­же­ние действительности, облечённое в форму кон­крет­но­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го явления. Пи­са­тель мыс­лит о.

4) В ху­до­же­ствен­ном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Ар­тист вошёл в о. (вжился в роль).

5) Порядок, на­прав­ле­ние чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.

4. В одном из приведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке ударения: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

запЁртый

понЯв

добелА

корЫсть

оптОвый

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Чтобы по­лу­чить льго­ты на санаторно-курортное лечение, не­об­хо­ди­мо ПРЕД­СТА­ВИТЬ документы, пе­ре­чис­лен­ные ниже.

Силь­ный при­бой и КА­МЕ­НИ­СТЫЙ берег сде­ла­ли пляж не­при­год­ным для купания.

В усадь­бе со­хра­ни­лись уни­каль­ные ли­по­вые аллеи, ВЕ­КО­ВЫЕ дубы и вы­са­жен­ные в про­шлом веке си­бир­ские кедры.

Как специалист-технолог, Ни­ко­лай рас­счи­ты­вал устро­ить­ся на одном из фар­фо­ро­вых или СТЕК­ЛЯН­НЫХ за­во­дов региона.

Ему была ПРЕДО­СТАВ­ЛЕ­НА воз­мож­ность по­вы­сить свою квалификацию.

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошибка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошибку и за­пи­ши­те слово правильно.

около ТРИ­СТА фотографий

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ в город

пара НОСКОВ

наиболее УМЕСТНЫЙ

греческих БОГИНЬ

7. Установите со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и предложениями, в ко­то­рых они допущены: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го списка.

Грамматические ошибки

А) на­ру­ше­ние по­стро­е­ния пред­ло­же­ния с при­част­ным оборотом

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и сказуемым

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным приложением

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми членами

Д) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии слож­но­го предложения

Предложения

1) У партизан были не только винтовки, но и пулеметы и гранаты.

2) Лек­цию слу­ша­ли не толь­ко внимательно, но и записывали.

3) Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям.

4) По территории парка, ставшей теперь частью заповедника, гуляло фламинго.

5) Нерки с упорством преодолевают все препятствия, проплывая многие сотни километров, пока не доберутся до места.

6) Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.

7) Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.

8) Воспоминания Ильи Рутецкого посвящены его молодости, которую он провел, работая на крупном машиностроительном заводе — ЗИЛе.

9) В 1992 г. Государственный национальный парк «Беловежской пущи» включен в Список Всемирного наследия человечества.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

8. Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

прин..мать

оз..рничать

обж..гать

впеч..тление

сож..леть

9. Определите ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив пропущенную букву.

без..звестный, сверх..нтересный;

беспр..станный, непр..ложный;

по..толкнуть, о..биться;

ра..жаловать, и..подтишка;

обез..яна, ин..екция.

10. Выпишите слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

вол..вой

ослаб..вать

обид..ться

фасол..вый

подстра..вающийся

11. Выпишите слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

расплат..шься

прикле..вший

раска..шься

пристро..шь

погон..шься

12. Определите предложение, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Это был ни­ко­му (не)известный артист.

Часто (не)достаёт решительности, чтобы от­сто­ять свои убеждения.

Мне при­ш­лось пе­ре­жить (не)поддающийся опи­са­нию ужас.

В нем (не)было ни совести, ни доброты, ни честности.

Никто (не)мог на­звать его злым человеком.

13. Определите предложение, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

Сравнение «Дорожных жалоб» и эле­гии «Брожу ли я…» Пуш­ки­на показывает, (НА) СКОЛЬ­КО (ПО) РАЗ­НО­МУ поэт может ин­тер­пре­ти­ро­вать одну и ту же тему.

(В) ТЕ­ЧЕ­НИЕ тех двух часов, что дру­зья шли по городу, им (НА) ВСТРЕ­ЧУ не по­пал­ся ни один из его жителей.

Миноносец «Буйный», стре­ляя по неприятелю, дал пол­ный ход (В) ПЕРЁД, (В) ДО­ГОН­КУ за вра­же­ской эскадрой.

Он рас­пла­тил­ся (СО) МНОЙ франками, ко­то­рые (В) ПО­СЛЕД­СТВИИ я сдал в кассу.

(НЕ)СМОТРЯ на непогоду, мы ВСЕ(ТАКИ) ре­ши­ли идти в поход.

14. Укажите все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

На хо­зя­и­не была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и холсти(4)ые, давно не глаже(5)ые штаны.

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1) Зимою и летом осе­нью и вес­ной хорош рус­ский лес.

2) Спек­такль ока­зал­ся смеш­ным и по­учи­тель­ным и актуальным.

3) По­тя­ну­лись серые су­мрач­ные дни и дол­гие ночи.

4) По-прежнему смеётся и стар и млад над при­клю­че­ни­я­ми героя Алек­сандра Демьяненко.

5) Ко­ло­коль­чик звон­ко пла­чет и хо­хо­чет и визжит.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лошади (1) вы­тя­нув­шие чёрные го­ло­вы (2) и (3) со­гнув­ши­е­ся над ними всад­ни­ки (4) по­ка­зы­ва­лись на мгно­ве­ние на белом фоне неба.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наедине с тобою (1) брат (2)

Хотел бы я побыть:

На свете мало (3) говорят ( 4)

Мне остаётся жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж … Да что? моей судьбой,

Сказать (5) по правде (6) очень

Никто не озабочен.

Отца и мать мою (7) едва ль

Застанешь ты в живых …

Признаться (8) право (9) было б жаль

Мне опечалить их …

(М. Ю. Лермонтов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На про­тя­же­нии мно­го­ве­ко­во­го пути раз­ви­тия ис­кус­ства ба­ти­ка (1) мастера-гравёры от­би­ра­ли и от­шли­фо­вы­ва­ли узоры (2) глав­ным мо­ти­вом (3) ко­то­рых (4) ста­но­ви­лись цветы и листья.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мальчик знал (1) что в этом подъ­ез­де слу­жит су­ро­вый швей­цар (2) и (3) что (4) если на­чать при­ста­вать к про­хо­жим прямо у две­рей (5) то можно от­ве­дать креп­ких тумаков.

(1)В дет­стве я за­чи­ты­вал­ся книж­ка­ми про ин­дей­цев и страст­но меч­тал жить где-ни­будь в пре­ри­ях, охо­тить­ся на би­зо­нов, но­че­вать в ша­ла­ше… (2)Летом, когда я окон­чил де­вя­тый класс, моя мечта не­ожи­дан­но сбы­лась: дядя пред­ло­жил мне охра­нять па­се­ку на бе­ре­гу тощей, но рыб­ной ре­чуш­ки Си­ся­вы. (3)В ка­че­стве по­мощ­ни­ка он на­вя­зал сво­е­го де­ся­ти­лет­не­го сына Мишку, парня сте­пен­но­го, хо­зяй­ствен­но­го, но про­жор­ли­во­го, как гал­чо­нок.

(4)Два дня про­ле­те­ли в один миг: мы ло­ви­ли щук, об­хо­ди­ли до­зо­ром наши вла­де­ния, во­ору­жив­шись луком и стре­ла­ми, без уста­ли ку­па­лись; в гу­стой траве, где мы со­би­ра­ли ягоды, та­и­лись га­дю­ки, и это при­да­ва­ло на­ше­му со­би­ра­тель­ству остро­ту опас­но­го при­клю­че­ния. (5)Ве­че­ра­ми в огром­ном котле я варил уху из пой­ман­ных щук, а Мишка, пыхтя от на­ту­ги, вы­хле­бы­вал её огром­ной, как ковш экс­ка­ва­то­ра, лож­кой.

(6)Но, как вы­яс­ни­лось, одно дело — чи­тать про охот­ни­чью жизнь в кни­гах, и со­всем дру­гое — жить ею в ре­аль­но­сти.

(7)Скука мало-по­ма­лу на­чи­на­ла то­мить меня, вна­ча­ле она ныла не­силь­но, как не­до­ле­чен­ный зуб, потом боль стала на­рас­тать и всё ярост­нее тер­зать мою душу. (8)Я стра­дал без книг, без те­ле­ви­зо­ра, без дру­зей, уха опро­ти­ве­ла мне, степь, уты­кан­ная оран­же­вы­ми кам­ня­ми, по­хо­жи­ми на клыки вы­мер­ших реп­ти­лий, вы­зы­ва­ла тоску, и даже далёкое поле жёлтого под­сол­неч­ни­ка мне ка­за­лось огром­ным клад­би­щем, ко­то­рое за­ва­ли­ли ис­кус­ствен­ны­ми цве­та­ми.

(9)Од­на­ж­ды после обеда по­слы­шал­ся гул ма­ши­ны. (10)Дядя так рано ни­ко­гда не при­ез­жал — мы ре­ши­ли, что это раз­бой­ни­ки-гра­би­те­ли.

(11)Схва­тив лук и стре­лы, мы вы­ско­чи­ли из па­лат­ки, чтобы дать отпор не­зва­ным го­стям. (12)Возле па­се­ки оста­но­ви­лась «Волга». (13)Вы­со­кий муж­чи­на лет со­ро­ка, обой­дя ма­ши­ну, от­крыл зад­нюю дверь и помог выйти ма­лень­ко­му ста­рич­ку. (14)Тот, ша­та­ясь на сла­бых ногах, тя­же­ло осел на траву и стал с жад­ной прон­зи­тель­но­стью смот­реть кру­гом, слов­но чуял в лет­нем зное какой-то неотчётли­вый запах и пы­тал­ся по­нять, от­ку­да он ис­хо­дит. (15)Вдруг ни с того ни с сего ста­ри­чок за­пла­кал. (16)Его лицо не мор­щи­лось, губы не дро­жа­ли, про­сто из глаз часто-часто по­тек­ли слёзы и стали па­дать на траву. (17)Мишка хмык­нул: ему, на­вер­ное, по­ка­за­лось чуд­ным, что ста­рый че­ло­век пла­чет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Муж­чи­на, ко­то­рый привёз ста­ри­ка, по­ни­мая при­чи­ну на­ше­го удив­ле­ния, по­яс­нил:

(20)— Это мой дед! (21)Ра­ны­пе он жил здесь. (22)На этом самом месте сто­я­ла де­рев­ня. (23)А потом все разъ­е­ха­лись, ни­че­го не оста­лось…

(24)Ста­рик кив­нул, а слёзы не пе­ре­ста­вая текли по его серым впа­лым щекам.

(25)Когда они уеха­ли, я огля­нул­ся по сто­ро­нам. (26)Наши тени — моя, вы­со­кая, и Миш­ки­на, чуть мень­ше, — пе­ре­се­ка­ли берег. (27)В сто­ро­не горел костёр, ве­те­рок ше­ве­лил фут­бол­ку, ко­то­рая су­ши­лась на верёвке… (28)Вдруг я ощу­тил всю силу вре­ме­ни, ко­то­рое вот так раз — и слиз­ну­ло целую все­лен­ную про­шло­го. (29)Не­уже­ли от нас оста­нут­ся толь­ко эти смут­ные тени, ко­то­рые бес­след­но рас­та­ют в ми­нув­шем?! (30)Я, как ни си­лил­ся, не мог пред­ста­вить, что здесь когда-то сто­я­ли дома, бе­га­ли шум­ные дети, росли яб­ло­ни, жен­щи­ны су­ши­ли бельё… (31)Ни­ка­ко­го знака былой жизни! (32)Ни­че­го! (ЗЗ)Толь­ко пе­чаль­ный ко­выль скорб­но качал стеб­ля­ми и уми­ра­ю­щая ре­чуш­ка едва ше­ве­ли­лась среди ка­мы­шей…

(34)Мне вдруг стало страш­но, как будто подо мной рух­ну­ла земля и я ока­зал­ся на краю без­дон­ной про­па­сти. (35)Не может быть! (Зб)Не­уже­ли че­ло­ве­ку не­че­го про­ти­во­по­ста­вить этой глу­хой, рав­но­душ­ной веч­но­сти?

(37)Ве­че­ром я варил уху. (38)Мишка под­бра­сы­вал дрова в костёр и лез своей цик­ло­пи­че­ской лож­кой в ко­те­лок — сни­мать пробу. (39)Рядом с нами робко ше­ве­ли­лись тени, и мне ка­за­лось, что сюда из про­шло­го не­сме­ло при­шли не­ко­гда жив­шие здесь люди, чтобы по­греть­ся у огня и рас­ска­зать о своей жизни. (40)Порою, когда про­бе­гал ветер, мне даже слыш­ны были чьи-то тихие го­ло­са…

(41)Тогда я по­ду­мал: па­мять. (42)Чут­кая че­ло­ве­че­ская па­мять. (43)Вот что че­ло­век может про­ти­во­по­ста­вить глу­хой, хо­лод­ной веч­но­сти. (44)И ещё я по­ду­мал о том, что обя­за­тель­но всем рас­ска­жу о се­го­дняш­ней встре­че. (45)Я обя­зан это рас­ска­зать, по­то­му что ми­нув­шее по­свя­ти­ло меня в свою тайну, те­перь мне нужно до­не­сти, как тле­ю­щий уголёк, живое вос­по­ми­на­ние о про­шлом и не дать хо­лод­ным вет­рам веч­но­сти его по­га­сить.

(По Р. Са­ви­но­ву*)

* Роман Сер­ге­е­вич Са­ви­нов (род. в 1980 г.) — рос­сий­ский пи­са­тель, пуб­ли­цист.

20. Какие вы­ска­зы­ва­ния не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию текста?

1) Ста­рик сообщил, что на бе­ре­гу этой речки рань­ше была боль­шая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъ­е­ха­лись кто куда.

2) Спу­стя много лет ничто не на­по­ми­на­ло о том, что пре­жде на бе­ре­гу речки Си­ся­вы жили люди.

3) После раз­го­во­ра со ста­ри­ком герой-рассказчик понял, что есть толь­ко один спо­соб про­ти­во­сто­ять страш­ной не­из­беж­но­сти — ра­до­вать­ся каж­дой ми­ну­те жизни.

4) Через не­сколь­ко дней «индейской» жизни маль­чи­ки пали духом, по­то­му что, остав­шись одни, без при­смот­ра взрослых, вы­нуж­де­ны были са­мо­сто­я­тель­но до­бы­вать себе пищу.

5) Па­мять можно про­ти­во­по­ста­вить глухой, хо­лод­ной вечности.

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся ошибочными?

1) Пред­ло­же­ние 8 объ­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 7.

2) В пред­ло­же­ни­ях 11–12 со­дер­жит­ся повествование.

3) В пред­ло­же­нии 14 пред­став­ле­но опи­са­ние дей­ствий персонажа.

4) В пред­ло­же­нии 45 пред­став­ле­но повествование.

5) В пред­ло­же­ни­ях 26—27 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

22. Из предложений 7-8 выпишите слово, употреблённое в переносном значении

23. Среди пред­ло­же­ний 9−16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. Прочитайте фраг­мент рецензии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти текста. Не­ко­то­рые термины, ис­поль­зо­ван­ные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из списка.

«Важную роль в со­зда­нии об­ра­за Мишки иг­ра­ет син­так­си­че­ское сред­ство — (А)_____ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с по­мо­щью ко­то­ро­го передаётся доб­ро­душ­ный юмор автора. В фи­наль­ной части ре­че­вой строй тек­ста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной пропасти») при­да­ют раз­ду­мьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп — (В)_____ (в пред­ло­же­нии 28) − по­мо­га­ет со­здать образ без­жа­лост­но­го времени. Син­так­си­че­ское сред­ство — (Г)_____ (предложение 36) — от­ра­жа­ет глу­би­ну чувств юноши».

Список терминов:

1) диалектизм

2) эпитеты

3) парцелляция

4) синтаксический параллелизм

5) вопросительное предложение

6) сравнительный оборот

7) просторечное слово

8) метафора

9) анафора

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответы:

1. 1 и 5

2. Именно так

3. 3.В пред­ло­же­нии тек­ста слово ОБРАЗ упо­треб­ле­но в зна­че­нии «3) В искусстве: обобщённое ху­до­же­ствен­ное от­ра­же­ние действительности, облечённое в форму кон­крет­но­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го явления. Пи­са­тель мыс­лит о.»

4. Запёртый.Нельзя его говорить с ударением на второй слог! Нужно на первый: зАпертый.

5. СТЕ­КОЛЬ­НЫХ

Вме­сто слова СТЕК­ЛЯН­НЫХ (завода) долж­но быть упо­треб­ле­но слово СТЕ­КОЛЬ­НЫХ (завода).

6. ТРЁХСОТ.Около трёхсот фотографий.

7. 74926

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том в пред­ло­же­нии 7. Эта ошиб­ка вы­зва­на тем, что при­ча­стный обо­рот согласован не с тем словом.

Правило

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии 4 со­сто­ит в том, что фламинго—это слово мужского рода, поэтому нужно употребить форму сказуемого мужского рода.

Правило

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем в пред­ло­же­нии 9. На­зва­ние парка, имя собственное, ста­вит­ся в име­ни­тель­ном падеже, если оно яв­ля­ет­ся приложением, то есть вто­рым названием. Пер­вое название—парк

Правило

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми в пред­ло­же­нии 2 со­сто­ит в том, что в пред­ло­же­нии однородные члены неправильно связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др.

Правило

Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния в пред­ло­же­нии 6 за­клю­ча­ет­ся в том, что упо­треб­ле­н лиш­ний союз «что».

8. Озорничать

принИмать—ЧГ

озОрничать—НГ не чередование!

обжИгать—ЧГ

впечАтление—ПГ

сожАлеть—ПГ

9. БЕС­ПРЕ­СТАН­НЫЙ НЕПРЕЛОЖНЫЙ или НЕ­ПРЕ­ЛОЖ­НЫЙ БЕСПРЕСТАННЫЙ. Запомнить.

10. ПОДСТРАИВАЮЩИЙСЯ.

волЕВой—суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных;

ослабеВАть— здесь всегда ударный суффикс ВА, перед ним пишется та же буква, что в глаголе ослабЕть; (смотрите правило о суфффиксе ВА)

обидЕться— непроверяемый, словарный суффикс Е;

фасолЕВый—суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных;

подстраИВАющийся—образовано о глагола подстраИВАть, в нём в 1 лице сохраняется ИВА.

11. РАСКАЕШЬСЯ. Приведём вер­ное написание: РАСПЛАТИШЬСЯ, ПРИКЛЕИВШИЙ, РАСКАЕШЬСЯ, ПРИСТРОИШЬ, ПОГОНИШЬСЯ. Пра­виль­ный ответ РАСКАЕШЬСЯ, так как это гла­гол 1 спряжения.

12. НЕДОСТАЕТ.

Это был ни­ко­му не из­вест­ный артист.(оборот ни­ко­му не)

Часто не­до­ста­ёт решительности, чтобы от­сто­ять свои убеждения.(приставка НЕДО)

Мне при­ш­лось пе­ре­жить не­ под­да­ю­щий­ся опи­са­нию ужас.(причастие и зав. слово)

В нем не было ни совести, ни доброты, ни честности.

Никто не мог на­звать его злым человеком.

13. ВДО­ГОН­КУ ВПЕ­РЁД ИЛИ ВПЕ­РЁД ВДОГОНКУ.

Миноносец «Буйный», стре­ляя по неприятелю, дал пол­ный ход ВПЕРЁД, ВДО­ГОН­КУ за вра­же­ской эскадрой.

14. 13.

ткаНая — от­гла­голь­ное прилагательное, об­ра­зо­ван­ное от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида ТКАТЬ;

подпоясаННая — причастие, об­ра­зо­ван­ное от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида, за­ви­си­мое слово;

кожаНым — прилагательное, об­ра­зо­ван­ное от су­ще­стви­тель­но­го КОЖА с по­мо­щью суф­фик­са -АН-;

холстиННые — прилагательное, об­ра­зо­ван­ное от су­ще­стви­тель­но­го ХОЛ­СТИ­НА ;

(давно не) гла­жеН­Ные — при­ча­стие с за­ви­си­мым словом.

15. 13

Запятая в пер­вом предложении: она раз­де­ля­ет две пары од­но­род­ных чле­нов предложения;

в третьем:однородные члены со­еди­не­ны при по­мо­щи интонации.

16. 12

За­пя­тые под но­ме­ра­ми 1 и 2 вы­де­ля­ют при­част­ный оборот, стоящий ПОСЛЕ главного слова.

Запятые 3 и 4 не нужны, так как причастный оборот стоит перед главным словом.

17. 1234689

Запятые для вводных слов: 3 и 4; 6; 8 и 9.

Запятые для обращений: 1 и 2

18. 2  вы­де­ля­ет при­да­точ­ное предложение.

19. 15

20. 134

Не соответствуют тексту:

1) Ста­рик сообщил, что на бе­ре­гу этой речки рань­ше была боль­шая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъ­е­ха­лись кто куда. нет в тексте информации, что река обмелела.

3) После раз­го­во­ра со ста­ри­ком герой-рас­сказ­чик понял, что есть толь­ко один спо­соб про­ти­во­сто­ять страш­ной не­из­беж­но­сти — ра­до­вать­ся каж­дой ми­ну­те жизни.Опровергается предложениями 35-36, 41-44.

4) Через не­сколь­ко дней «ин­дей­ской» жизни маль­чи­ки пали духом, по­то­му что, остав­шись одни, без при­смот­ра взрос­лых, вы­нуж­де­ны были са­мо­сто­я­тель­но до­бы­вать себе пищу. Мальчики заскучали без цивилизации: предложения 7-8.

21. 45

22. Терзать В пред­ло­же­нии 7 боль стала на­рас­тать и всё ярост­нее тер­зать мою душу. слово терзать употреблено в переносном значении.

23. 16 Притяжательное ме­сто­име­ние ЕГО свя­зы­ва­ет пред­ло­же­ние 16 с предыдущим.

24. 6285.


Вариант 2

(1)Обы­чай устра­и­вать гла­ди­а­тор­ские бои, ко­то­рые пред­став­ля­ли собой смер­тель­ные по­един­ки между обу­чен­ны­ми в спе­ци­аль­ных шко­лах во­ен­но­плен­ны­ми, ра­ба­ми и жаж­ду­щи­ми славы доб­ро­воль­ца­ми — гла­ди­а­то­ра­ми (от лат. gladiiis — «меч»), рим­ля­не за­им­ство­ва­ли у этрус­ков, для ко­то­рых бои рабов, про­во­див­ши­е­ся при по­гре­бе­нии знат­ной особы, имели глу­бо­кое ре­ли­ги­оз­ное обос­но­ва­ние и яв­ля­лись выс­шей че­стью, ко­то­рую могли воз­дать пред­ку бла­го­род­ные на­след­ни­ки. (2)Пер­вые рим­ские гла­ди­а­тор­ские бои были про­ве­де­ны в 264 году до н. э. на Бы­чьем рынке в Риме, но по­во­дом для их про­ве­де­ния дей­стви­тель­но были по­мин­ки знат­но­го рим­ля­ни­на Де­ци­ма Юния Брута Перы. (3)<…> уже к на­ча­лу I века до н. э. мас­штаб­ные гла­ди­а­тор­ские сра­же­ния, участ­ни­ка­ми ко­то­рых ста­но­ви­лись не­сколь­ко сотен бой­цов, пол­но­стью утра­ти­ли свой ре­ли­ги­оз­ный кон­текст и стали из­люб­лен­ным зре­ли­щем рим­лян, игрой со смер­тью, целью ко­то­рой было уве­се­ле­ние ши­ро­кой пуб­ли­ки.

1.Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Су­ще­ство­вав­ший у этрус­ков обы­чай устра­и­вать смер­тель­ные по­един­ки рабов при по­гре­бе­нии знат­ной особы был за­им­ство­ван рим­ля­на­ми в III веке до н. э. и к на­ча­лу I века до н. э. транс­фор­ми­ро­вал­ся в мас­штаб­ный ре­ли­ги­оз­ный обряд.

2) Из­на­чаль­но рим­ские битвы гла­ди­а­то­ров (обряд, за­им­ство­ван­ный рим­ля­на­ми у этрусков) про­во­ди­лись при по­гре­бе­нии знат­ной особы, но со вре­ме­нем гла­ди­а­тор­ские бои стали про­сто уве­се­ли­тель­ным зре­ли­щем для ши­ро­кой публики.

3) Пер­вый бой обу­чен­ных в спе­ци­аль­ных шко­лах бой­цов — гла­ди­а­то­ров (от лат. gladius — «меч») — со­сто­ял­ся в 264 году до н. э. на Бы­чьем рынке в Риме на по­мин­ках знат­но­го римлянина.

4) Смер­тель­ные схват­ки рабов, про­во­ди­мые у этрус­ков при по­гре­бе­нии знат­ной особы, яв­ля­лись выс­шей честью, ко­то­рую могли воз­дать усоп­ше­му родственники.

5) Битвы гла­ди­а­то­ров были за­им­ство­ва­ны рим­ля­на­ми у этрус­ков и из­на­чаль­но со­про­вож­да­ли лишь по­гре­бе­ние знат­ных лиц, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни такие бои стали про­сто раз­вле­че­ни­ем для публики.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в третьем предложении?

Наоборот,

Кроме того,

Сначала

Лишь

Од­на­ко

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЧЕСТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в первом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести и в чести, жен.

1. До­стой­ные уважения и гор­до­сти моральные ка­че­ства человека; его со­от­вет­ству­ю­щие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). За­деть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, не­за­пят­нан­ная репутация, доб­рое имя. Ч. семьи. Бе­ре­ги ч. смолоду (посл.). Ч. фаб­рич­ной марки. Ч. мун­ди­ра (о чьём-н. офи­ци­аль­ном авторитете, репутации; ирон.).

3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч.

4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воз­дать ч. кому-н. Ч. и слава героям!

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

убыстрИть

позвонИм

опОшлить

вручИт

вклЮчит

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Этот ЗРИ­ТЕЛЬ­НЫЙ вид спор­та вы­зы­ва­ет осо­бый интерес.

ДЛИ­ТЕЛЬ­НОЕ время эта из­вест­ная ак­три­са по­ра­жа­ет своим та­лан­том зри­те­лей и те­ат­раль­ных критиков.

На экс­кур­сии в бо­та­ни­че­ском саду школь­ни­ки лю­бо­ва­лись РЕД­КИ­МИ са­до­вы­ми растениями.

Блог пи­са­те­ля — это ОТ­ДЕЛЬ­НАЯ часть его жизни, и обыч­но она по-настоящему ин­те­рес­на тем, кто хо­ро­шо зна­ком с его произведениями.

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово правильно.

дерево ЗАСОХНУЛО

пять КАСТРЮЛЬ

НА­ПО­ИВ чаем

банка КОНСЕРВОВ

чи­стых ПОЛОТЕНЕЦ

7. Установите со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошибками и предложениями, в ко­то­рых они допущены: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Грамматические ошибки

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии предложения с од­но­род­ны­ми членами.

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и сказуемым

В) не­пра­виль­ное построение пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью.

Г) на­ру­ше­ние видовременной соотнесённости гла­голь­ных форм

Д) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени числительного

Предложения

1) По длине—три ты­ся­чи шестьсот во­семь­де­сят километров—Волга за­ни­ма­ет первое место среди рек Европы.

2) Во­пре­ки первоначальным планам, экс­пе­ди­ция затянулась на целых два­дцать двое суток.

3) Сад от­цве­тал, осыпАлся, но зато про­дол­жал буйно гу­стеть и темнеть.

4) Все, кто без­ре­зуль­тат­но выступал рань­ше против на­зна­че­ния Ермолова, те­перь вновь под­нял голову.

5) Елизавета, вос­пи­тан­ная в стро­гих правилах, очень лю­би­ла и вос­хи­ща­лась своей матерью.

6) Толь­ко поздней осенью, когда опадёт с де­ре­вьев пожелтевший и по­крас­нев­ший лист, nрижмут пер­вые осенние заморозки, ягоды ря­би­ны становятся сладкими.

7) Когда рим­ский император Вес­па­си­ан не успе­вал сделать за день ни од­но­го доброго дела он го­во­рил с горечью, что «Друзья, я по­те­рял день».

8) Взо­шло солнце, по­зо­ло­ти­ло перила ве­ран­ды и от­кры­ва­ет вокруг не­обык­но­вен­ную чистоту и свежесть.

9) Затем я встре­тил бабушку, и она ска­за­ла мне, что скоро у меня будет новый отец.

8. Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

инв..стировать

накл..ниться

др..гоценный

пол…жительный

выр..сли

9. Определите ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

ин.. .екция, обез.. .яна;

чре…мерный, и…подтишка;

пр..образ, пр…бабка;

пр.. .градить, пр.. .старелый;

н..мордник, не..ценимый.

10. Выпишите слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

податл..вый

потч..вать

повес..вший

подпрыг..вать

наде..лся

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

задерж..шься

выгляд..шь

терп..шь

предвид..вший

завис..щий

12. Определите предложение, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Эта за­да­ча так и (не)решена учениками.

Ирина Ан­дре­ев­на го­во­ри­ла (не)громко, но очень выразительно.

Я был (не)готов к та­ко­му по­во­ро­ту со­бы­тий и в рас­те­рян­но­сти остановился.

(Не)умолкающие до глу­бо­кой ночи звуки му­зы­ки на­по­ми­на­ли о бли­зо­сти парка аттракционов.

Конечно, это был да­ле­ко (не)лучший поступок.

13. Определите предложение, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

ТАК (ЖЕ) как и её муж, она почти (НИ)КОГДА не си­де­ла дома.

Кум, (НЕ)СМОТРЯ на все­гдаш­нее хладнокровие, не любил усту­пать жене и (ОТ)ТОГО почти все­гда ухо­дил из дому с фо­на­ря­ми под обо­и­ми глазами.

ЧТО (БЫ) никто не до­га­дал­ся о цели его визита, Иван за весь вечер (НИ)РАЗУ не по­смот­рел в сто­ро­ну Ана­ста­сии Ивановны.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ наши кри­ти­ки по­уме­ри­ли пыл, а в не­ко­то­рых во­про­сах даже пошли (НА)ПОПЯТНУЮ.

Я ТО(ЖЕ) за­пом­нил вы­ра­же­ние его лица, ко­то­рое на миг КАК(БУДТО) осве­ти­лось радостью.

14. Укажите все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

Ели и сосны, скова(1)ые морозом, за­сты­ли чер­ные и неподвижные, толь­ко из­ред­ка сухо потрескивали, слов­но простуже(2)о кашляли. Волк под­нял го­ло­ву и завыл – тоск­ли­во и дли(3)о. В ответ ему испуга(4)о за­ла­ял в избе пес.

15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ху­дож­ни­ки и скуль­пто­ры изоб­ра­жа­ли ге­ро­ев мифов и пре­да­ний в за­учен­ных положениях.

2) В се­ре­ди­не 50-х годов XX века по­яви­лась не­об­хо­ди­мость вы­ра­щи­вать не толь­ко жем­чу­жи­ны в мол­люс­ках но и самих моллюсков.

3) Ни одно из живых су­ществ на­зем­но­го мира не может срав­нить­ся ни по кра­со­те ни по яр­ко­сти с ко­рал­ло­вы­ми полипами.

4) По­э­зия окру­жа­ю­щей при­ро­ды и жизни при­вле­ка­ла мо­ло­до­го пи­са­те­ля го­раз­до силь­нее по­э­зии па­мят­ни­ков ста­ри­ны и древ­них руин.

5) Вдруг по­лил­ся ру­чья­ми круп­ный дождь и один за дру­гим рас­ка­ти­лись удары грома.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полные эн­ту­зи­аз­ма (1) мы (2) едва рас­па­ко­вав че­мо­да­ны (3) и на­ско­ро по­зав­тра­кав (4) со­бра­лись в холле гостиницы.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ах (1) война (2) что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики (3) головы подняли

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом – солдат …

До свидания (4) мальчики!

Мальчики (5)

постарайтесь вернуться назад.

 

(Б. Ш. Окуджава)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Для ловли про­то­пте­ров жи­те­ли Су­да­на ис­поль­зу­ют спе­ци­аль­ный ба­ра­бан (1) с по­мо­щью (2) ко­то­ро­го (3) из­да­ют­ся звуки (4) па­да­ю­щих дож­де­вых капель.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Стая диких уток с прон­зи­тель­ным кри­ком про­мча­лась над на­ши­ми го­ло­ва­ми (1) и (2) когда мы услы­ша­ли (3) с каким шумом они опу­сти­лись на реку (4) нам стало не­мно­го не по себе.

(1)В те вре­ме­на домик — ста­рень­кий, чёрный, ско­со­бо­чен­ный, под ржа­ной кры­шей — тор­чал среди но­вень­ких пя­ти­эта­жек. (2)С каж­дым ме­ся­цем всё ближе и ближе под­би­ра­лись к нему стро­и­те­ли и в конце кон­цов за­жа­ли с трёх сто­рон. (З)Кто-то уже сва­лил забор, кто-то спа­лил его на весёлом ко­ст­ре, кто-то слу­чай­но сгру­зил возле вход­ной двери бе­тон­ные плиты, а домик стоял упря­мо и не­со­кру­ши­мо, и хо­зя­е­ва его по-преж­не­му упор­но от­ка­зы­ва­лись пе­ре­ез­жать куда бы то ни было. (4)Впро­чем, хо­зя­ев не было, была хо­зяй­ка — Мария Ти­хо­нов­на Лу­ко­ши­на. (5)До той поры Семён Мит­ро­фа­но­вич как-то мало с ней встре­чал­ся. (6)Раз он к ней офи­ци­аль­но ходил, как пред­ста­ви­тель, по­сколь­ку от стро­и­те­лей по­сту­пи­ла жа­ло­ба, что ста­ру­ха уез­жать не хочет, до­миш­ко ло­мать не даёт и во­об­ще вся­че­ски ме­ша­ет про­грес­су на дан­ной улице. (7)Но и в тот день Семёна Мит­ро­фа­но­ви­ча пу­сти­ли не даль­ше по­ро­га, и раз­го­вор по­это­му по­лу­чил­ся на сквоз­ня­ке.

— (8)От­ка­зы­ва­е­тесь, зна­чит, граж­дан­ка Лу­ко­ши­на Мария Ти­хо­нов­на?

— (9)Дайте по­ме­реть спо­кой­но.

— (10)Но ведь вам, Мария Ти­хо­нов­на, пред­ла­га­ет­ся от­дель­ная од­но­ком­нат­ная квар­ти­ра в новом доме со всеми удоб­ства­ми. (11)Вы по­ду­май­те толь­ко: вам, оди­но­ко­му че­ло­ве­ку, наше го­су­дар­ство даёт целую квар­ти­ру!

— (12)Дайте по­ме­реть спо­кой­но.

— (13)Вы­се­лим, граж­дан­ка Лу­ко­ши­на, силой ведь придётся…

 

(14) До сих пор он того раз­го­во­ра про­стить себе не мог.

 

(15) Вот на сле­ду­ю­щий день утром всё и слу­чи­лось. (16)По­лу­чил буль­до­зе­рист наряд, по­до­гнал ма­ши­ну к дому, по­сту­чал веж­ли­во:

— Эй, хо­зя­е­ва, вы­тря­хай­тесь! (17)Пол­ча­са на сборы — и вон­за­юсь я в вашу трух­ля­вую жизнь!

 

(18)Не от­ве­ча­ли в доме. (19) Сту­ча­ли, кри­ча­ли — мол­чал дом. (20)Мол­чал, пока про­раб не при­ка­зал двери вы­ло­мать. (21)Толь­ко взя­лись за них: рас­пах­ну­лись эти двери, как в сказ­ке. (22)И Баба-яга на по­ро­ге. (23)Молча крик весь вы­слу­ша­ла и вроде не по­ня­ла: смот­ре­ла спо­кой­но, за вещи не хва­та­лась и даже не пла­ка­ла.

— (24)Ло­мать вас буду, ба­бу­ся, — ска­зал буль­до­зе­рист.

(25)По­гля­де­ла на него уго­лья­ми сво­и­ми.

— (26)Не ба­бу­ся я, — ска­за­ла. — (27)Не ба­бу­ся, не ма­ма­ша, не све­кровь — про­сто ста­рая Жен­щи­на.

— (28)Ломай! — за­кри­чал про­раб. — (29)И так пол­дня по­те­ря­ли!

— (30) Как же можно так! — за­шу­ме­ли дев­чон­ки-ма­ля­ры. — (31)Права не име­е­те ло­мать! (32)Пе­ре­вез­ти сна­ча­ла че­ло­ве­ка надо!.. (ЗЗ)Да­вай­те, ба­буш­ка, мы вам по­мо­жем…

— (34)Не надо, — ска­за­ла Баба-яга. — (З5)Ни­че­го не надо.

 

(36)И ушла в дом. (37)И про­па­ла. (38)Про­раб, плю­нув, к себе пошёл, ма­ля­ры на обе­ден­ный пе­ре­рыв, а бри­га­дир ска­зал буль­до­зе­ри­сту:

— Встрях­ни до­миш­ко — она враз вы­ско­чит.

 

(39)Од­на­ко ста­ру­ха сама вышла.(40)Вышла, как да­ве­ча: в до­маш­нем ха­ла­те, толь­ко порт­ре­ты в руках. (41)В рам­ках порт­ре­ты, че­ты­ре штуки.

— (42)Ло­май­те.

— (43)А вещи? — за­кри­чал буль­до­зе­рист.

—(44)Какие вещи? (45)Глу­по­сти вы го­во­ри­те. (46)Ло­май­те, и всё. (47)Толь­ко я по­гля­жу.

 

(48)Села на плиты и порт­ре­ты рядом сло­жи­ла.

— (49)Иконы, что ли, спа­са­ешь, бабка?

— (50)Иконы, — ска­за­ла. — (51)Свя­тые му­че­ни­ки ве­ли­ко­рус­ские: свя­той Вла­ди­мир, свя­той Юрий, свя­той Ни­ко­лай и свя­той Олег. (52)Жи­вы­ми сго­ре­ли под де­рев­ней Кон­стан­ти­нов­ной два­дцать де­вя­то­го июля сорок тре­тье­го года.

— (53)Сы­но­вья? — толь­ко и спро­сил бри­га­дир.

—(54) Сы­но­вья, — от­ве­ти­ла, — эки­паж ма­ши­ны бо­е­вой.

(55)Тихо вдруг стало: буль­до­зе­рист дви­га­тель вы­клю­чил. (56)И ска­зал тихо:

— В дом идите, ба­буш­ка. (57)По­жа­луй­ста.

 

(58)А сам — в от­де­ле­ние, где всё, как было, и рас­ска­зал. (59)Вот тогда-то и вклю­чил­ся Семён Мит­ро­фа­но­вич на по­след­нем, так ска­зать, этапе. (60)Во­семь раз в Ар­хи­тек­тур­ное управ­ле­ние он на­ве­ды­вал­ся; про­сил, умо­лял, до­ка­зы­вал. (61)Школу нашёл, где тан­ки­сты эти учи­лись, музей там ор­га­ни­зо­вал. (62)С ча­стью спи­сал­ся, с де­рев­ней Кон­стан­ти­нов­кой: и из части, и из де­рев­ни в на­зна­чен­ный день де­ле­га­ции при­е­ха­ли. (63)Ма­те­ри аль­бом от части пре­под­нес­ли и мо­дель «трид­цать­четвёрки», а от де­рев­ни че­ты­ре урны с землёй. (64)С мо­ги­лы земля, где все чет­ве­ро её сы­но­вей, все её внуки и все пра­вну­ки ле­жа­ли.

 

(65)А строй­де­та­ли на дру­гую ночь в иное место пе­ре­вез­ли, и забор новый по­ста­ви­ли. (66)Это всё про­сто было, это сами стро­и­те­ли сде­ла­ли.

 

(По Б. Ва­си­лье­ву)

Борис Льво­вич Ва­си­льев (1924—2013 гг.) — рус­ский пи­са­тель, фрон­то­вик, автор во­ен­ной прозы.

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию текста? Ука­жи­те но­ме­ра ответов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) У ге­ро­и­ни по­гиб­ло чет­ве­ро сыновей.

2) Семён Мит­ро­фа­но­вич не мог себе про­стить разговора, ко­то­рый со­сто­ял­ся у него с героиней, когда он пришёл к ней как офи­ци­аль­ное лицо после по­сту­пив­шей от стро­и­те­лей жалобы.

3) Вме­сте с ги­бе­лью сы­но­вьей героини, по­гиб­ших на войне, пре­рвал­ся род: они не успе­ли со­здать свои семьи, не ро­ди­ли детей, и ге­ро­и­не рас­ска­за уже ни­ко­гда не уви­деть вну­ков и правнуков.

4) Ге­ро­и­не пе­ре­да­ли землю с могил, где по­хо­ро­не­ны её мно­го­чис­лен­ные родственники.

5) Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная война про­дол­жа­лась че­ты­ре года.

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся верными? Ука­жи­те но­ме­ра ответов.

 

1) В пред­ло­же­нии 1 со­дер­жит­ся описание.

2) В пред­ло­же­нии 16 пе­ре­чис­ля­ют­ся по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия персонажа.

3) В пред­ло­же­ни­ях 18—20 пред­став­ле­но рассуждение.

4) В пред­ло­же­нии 52 со­дер­жит­ся по­яс­не­ние того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 51.

5) В пред­ло­же­ни­ях 60—61 пред­став­ле­но рассуждение.

22,Из пред­ло­же­ний 3—4 вы­пи­ши­те фразеологизм.

23,Среди пред­ло­же­ний 59—64 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и при­тя­жа­тель­но­го местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «История жизни героини, рас­ска­зан­ная пи­са­те­лем Бо­ри­сом Васильевым, вы­зы­ва­ет со­пе­ре­жи­ва­ние в душах читателей. Это до­сти­га­ет­ся ещё и с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных средств выразительности, ко­то­рые подчёркивают тра­гизм ситуации. Так, тропы: (А) _______ («одинокому че­ло­ве­ку в пред­ло­же­нии 11, «святые му­че­ни­ки великорусские» в пред­ло­же­нии 51), (Б) _______ («поглядела на него уго­лья­ми своими» в пред­ло­же­нии 25), приёмы (В) _______ (в пред­ло­же­нии 27), (Г) _______ («все чет­ве­ро её сыновей, все её внуки и все пра­вну­ки лежали» в пред­ло­же­нии 64) — по­мо­га­ют глуб­же узнать ис­то­рию семьи глав­ной героини, пред­ста­вить её ду­шев­ное состояние, понять, по­че­му она не хочет по­ки­дать ста­рый дом».

 

Список терминов:

1) эпитеты

2) сравнение

3) литота

4) фразеологизмы

5) диалог

6) противопоставление

7) метафора

8) лексический повтор

9) антонимы

Ответы:

1.2, 5

2.Однако

3.4

4.Включит

5.ЗРЕЛИЩНЫЙ

6.Засохло

7.А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми в пред­ло­же­нии 5 вы­зва­на тем, что к двум ска­зу­е­мым «любила» и «восхищалась» от­но­сит­ся одно до­пол­не­ние «матерью». Если вос­хи­щать­ся матерью можно, то лю­бить матерью нель­зя никак.

Правило

 

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии 4. Под­ле­жа­щее ВСЕ тре­бу­ет сказуемого во мно­же­ствен­ном числе.

Правило

 

В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью —в пред­ло­же­нии 7.

Нельзя при кос­вен­ной речи остав­лять ме­сто­име­ния 1 и 2 лица. Их нужно ме­нять на 3 лицо.

Правило

 

Г) на­ру­ше­ние видовременной соотнесённости гла­голь­ных форм 8 вы­зва­на тем, что из трёх ска­зу­е­мых одно стоит в на­сто­я­щем времени и имеет не­со­вер­шен­ный вид, а два—в прошедшем, со­вер­шен­но­го вида. Ска­зу­е­мые должны со­от­но­сить­ся с друг дру­гом по вре­ме­ни и виду.

Правило

 

Д) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени чис­ли­тель­но­го 2 вы­зва­на тем, что нель­зя сказать ни «двадцать два сутки», ни «двадцать две сутки», и остаётся, как «жест отчаяния», — «двадцать двое суток», но это не со­от­вет­ству­ет литературной норме. В нор­ма­тив­ной речи эту грам­ма­ти­че­скую несочетаемость чис­ли­тель­ных 22, 23, 24

Ответ: 54782

8.Инвестировать

Приведём вер­ное написание:

инвЕстировать—ПГ

Слово инвестировать про­ве­ря­ем сло­вом инвестор.

9.Пре­гра­дить, пре­ста­ре­лый

10.ПОТЧЕВАТЬ.

11.ПРЕДВИДЕВШИЙ, так как причастие образовано от глагола 2 спряжения ПРЕДВИДЕТЬ.

12.НЕГРОМКО.

13.НЕ­СМОТ­РЯ ОТ­ТО­ГО

14.1234.

В этом предложении:

сковаННые — пол­ное причастие, об­ра­зо­ван­ное от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида;

простужеННо — КАК? наречие, об­ра­зо­ва­но от при­ча­стия ПРОСТУЖЕННЫЙ;

длиННо — наречие, об­ра­зо­ва­но от при­ла­га­тель­но­го ДЛИННЫЙ;

испугаННо — наречие, об­ра­зо­ва­но от при­ча­стия ИСПУГАННЫЙ.

15.2 и 3

Одна за­пя­тая необходима:

во вто­ром предложении. Двой­ной со­чи­ни­тель­ный со­еди­ни­тель­ный союз НЕ ТОЛЬКО, НО И со­еди­ня­ет од­но­род­ные члены предложения. За­пя­тая ста­вит­ся всегда.

в 3 предложении. Двой­ной НИ НИ со­еди­ня­ет од­но­род­ные члены предложения. За­пя­тая ста­вит­ся всегда.

16.Запятые долж­ны сто­ять на ме­стах 1, 2 и 4

17.1245

18.В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии вы­де­ля­ет­ся при­да­точ­ная часть.

Запятая долж­на сто­ять на месте 1.

19.1234

20.123.

Ответы под но­ме­ра­ми 4 и 5 не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию текста.

Неверно 4 (Ге­ро­и­не пе­ре­да­ли землю с могил, где по­хо­ро­не­ны её мно­го­чис­лен­ные род­ствен­ни­ки), так как мо­ги­ла была во-первых, всего одна (предлож. №64 С мо­ги­лы земля, где все чет­ве­ро её сы­но­вей, все её внуки и все пра­вну­ки ле­жа­ли). Во-вторых, нерождённые внуки и правнуки ока­за­лись похороненными вме­сте с детьми. Это же метафора…Не было у неё родственников.

21.124.

1) В пред­ло­же­нии 1 со­дер­жит­ся описание.

2) В пред­ло­же­нии 16 пе­ре­чис­ля­ют­ся последовательные дей­ствия персонажа.

4) В пред­ло­же­нии 52 со­дер­жит­ся пояснение того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 51.

22.В ука­зан­ных пред­ло­же­ни­ях фра­зео­ло­гизм – куда бы то ни было.

23.64

Предложение 64 свя­за­но с преды­ду­щим с по­мо­щью форм слова: землёй – земля – и при­тя­жа­тель­но­го ме­сто­име­ния ЕЁ.

24.1768.

1)Эпитет – об­раз­ное определение.

7)Метафора – это скры­тое сравнение.

6)Противопоставление.

8)Лексический по­втор – по­вто­ре­ние слов, ис­поль­зу­е­мое в целях ре­че­вой выразительности.