Республиканская итоговая контрольная работа по русскому языку 6 класс
Республиканская итоговая контрольная работа по русскому языку 6 класс
ВАРИАНТ 1
(1)Б_логрудый р_дился в самом начал_ з_мы. (2) В эту пору д_тёныши по_вляются только у м_дведей. (3)Звонко, как хл_пушки, л_палась вр_ менами к_ра д_ревьев от крепкого морозца. (4)Тяж_лый снег (з,с)гибал ветви елей и пихт. (5)Солнце едва поднималось над в_ршиной сопки, и оно не прон_кало в самую чащ_бу. (6)Весь день ст_ял (з,с)десь полумрак.
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте знаки препинания.
2. Напишите номер (-а) сложного(-ых) предложения (-ий). Укажите вид(-ы) сложного(-ых) предложения(-ий). Составьте его (их) схему(-ы).
3. Напишите номер простого предложения с однородными членами. Укажите, какие члены предложения являются однородными.
4. Выпишите из предложения 3 все слова с безударными проверяемыми гласными в корне.
5. Выпишите из предложения 4 слово, в котором правописание приставки регулируется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок, оканчивающихся на –з / -с, и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения».
6. Выпишите из текста все слова, в которых правописание окончаний регулируется правилом: «В окончаниях имён существительных 1 склонения в родительном падеже пишется буква И, а в окончаниях имён существительных 1 и 2 склонений в предложном падеже – буква Е»,
7. Какой частью речи является слово БЕЛОГРУДЫЙ из предложения 1?
8. Запишите слово, от которого образовано данное слово, определите способ словообразования.
МОРОЗЕЦ _______________________________________________________
9. Запишите синонимы к слову КРЕПКИЙ (морозец).
10. Выпишите из предложения 6 все слова, в которых букв больше, чем звуков.
ОТВЕТЫ
1.
(1)Белогрудый родился в самом начале зимы. (2) В эту пору детёныши появляются только у медведей. (3)Звонко, как хлопушки, лопалась временами кора деревьев от крепкого морозца. (4)Тяжёлый снег сгибал ветви елей и пихт. (5)Солнце едва поднималось над вершиной сопки, и оно не проникало в самую чащобу. (6)Весь день стоял здесь полумрак.
2. 5-сложное союзное (сложносочинённое) предложение 1, и 2
3. 4; однородные дополнения (елей и пихт)
4. хлопушки, временами, кора, деревьев
5. сгибал
6. (в) начале, сопки
7. имя существительное
8. морозец – мороз ( суффиксальный)
9. крепкий – сильный, злой, жгучий, ядрёный
10. весь, день, здесь.
ВАРИАНТ 2
(1)С_бака бе(с,сс)трашно наск_чила на маленького и слабого медвеж_нка она пыталась схв_тить его за з_гривок. (2)Белогрудый отча_нно вижал и ст_рался уб_жать в зар_сли к матер_но с_бака (не)отст_вала. (3)В эту м_нуту Белогрудый услышал грозное ухан(?)е спешащего на помощ(?) матери. (4)Медведица одним ударом лапы отброс_ла злобного пса в зар_сли дерев(?)ев. (5)Белогрудый во(с,з)польз_вался бегством врага пр_ворно зале(с,з) на высокий кедр уселся в развилке м_гучих в_твей и вн_мательно стал наблюдать за прои(с,з)ходящ_м.
1.Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте знаки препинания.
2.Напишите номер(-а) сложного(-ых) предложения(-ий).Укажите вид(-ы) сложного(-ых) предложения(-ий). Составьте его(их) схему(-ы).
3.Напишите номер простого предложения с однородными членами. Укажите, какие члены предложения являются однородными.
4.Выпишите из текста все слова с безударной чередующейся гласной в корне.
5. Выпишите из текста все слова, в которых правописание приставок зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
6.Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что в 1 лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он чередуется с суффиксом -У-/-Ю- (то есть глагол в этой форме оканчивается на –УЮ).
7. Выпишите из текста все ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ.
8. Запишите слово, от которого образовано данное слово. Определите способ словообразования.
УСЕСТЬСЯ___________________________________________________________
9.Запишите антонимы к данным словам:
СЛАБЫЙ (медвежонок)________________________________________________
ВЫСОКИЙ (кедр)_____________________________________________________
МОГУЧИЕ (ветви) ____________________________________________________
10. Выпишите из предложения 4 слово с озвончением согласного в приставке.
ОТВЕТЫ
(1)1* Собака бесстрашно наскочила на маленького и слабого медвежонка, 2* она пыталась схватить его за загривок. (2) 1*Белогрудый отчаянно визжал и старался убежать в заросли к матери, 2*но собака не отставала. (3)В эту минуту Белогрудый услышал грозное уханье спешащей на помощь матери. (4)Медведица одним ударом лапы отбросила злобного пса в заросли деревьев. (5)Белогрудый воспользовался бегством врага, проворно залез на высокий кедр, уселся в развилке могучих ветвей и внимательно стал наблюдать за происходящим.
2. 1- сложное бессоюзное предложение
1, 2
2 – сложное союзное (сложносочинённое) предложение
3. 5; однородные сказуемые (воспользовался, залез, уселся и стал наблюдать)
4. наскочила, (в) заросли, (внимательно)
5. бесстрашно, воспользовался, (в) развилке, (за) происходящим
6. воспользовался
7. схватить, убежать, наблюдать
8. усесться – сесть (приставочно-суффиксальный)
9. слабый – сильный; высокий – низкий, невысокий; могучие – слабые
10. отбросила (д)