Итоговая комплексная работа 3 класс вариант 2
Итоговая комплексная работа 3 класс вариант 2 – Итоговая аттестация – промежуточная аттестация
Воробьишко
У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодёжь — живёт своим умом. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?
— Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
— Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
— Чив ли я?
Мама-воробьиха одобряла его:
— Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!»
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
— Чем, чем? — спрашивал Пудик.
— Да не чем, а упадёшь на землю, кошка — чик! и — слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер дунет на тебя — чирк! и сбросит на землю —
кошке! — объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.
Идёт мимо бани мужик, махает руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, —
одни косточки остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— Почему?
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на
ногах прыгают, чу?
— Зачем?
— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы
с папой мошек…
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме. Он ещё не знал: если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зелёные глаза — тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
— Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!
Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зелёные глаза — и сожалительно мяукает:
— Мяа-аконь кий такой воробушек, словно мышка… мя-увы…
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
По Максиму Горькому
Часть 1
1. Спишите стихотворение, которое сочинил Пудик. Выпишите из стихотворения личные местоимения. В стихотворении Пудика подчеркните рифмующиеся слова.
Выпишите из стихотворения 2 слова с орфограммой «парная согласная в слабой позиции». Напишите проверочные слова. Вспомните и запишите ещё 3 слова с такой же орфограммой. Напишите к ним проверочные слова.
2. Где жил Пудик? Найдите верное утверждение.
1) На крыше.
2) В теплом гнезде из пакли.
3) В дупле.
4) В лесу.
3. Определите падеж всех имён существительных этого предложения.
А жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких
материалов.
4. Какими словом нельзя охарактеризовать Пудика?
- послушный
- любознательный,
- несмышленный,
- неопытный
5. Прочитайте предложение. В некоторых словах подчёрк нуты орфограммы. Надпишите над каждым таким словом сокращённо название орфограммы или обозначьте её графически. Например: проверяемая безударная гласная в корне слова — пр безудар гл, согласная в слабой позиции — согл в сл поз, разделительный мягкий знак — разд Ь и так далее.
У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодёжь — живёт своим умом.
Каким словом можно заменить выделенное в предложении слово?
1) Птички. 2) Воробьи. 3) Котята. 4) Люди.
6. Какая из птиц является перелетной?
- воробей
- синица
- ласточка
- сова
7. Решите задачу.
Полевой воробей весит 24 г, а кошка весит 3 кг. На сколько кошка тяжелее воробья? Ответ выразите в килограммах и граммах.
8.Какие птицы называются перелетными? Выберите верное утверждение.
А) те, которые перелетают с одного дерева на другое
Б) те, которые рождаются в одном месте, а затем переселяются в другое
В) те, которые на время зимы улетают в теплые страны
9. Выпишите из текста глаголы (4–5), с помощью которых описывается, как мать спасала своего птенца.
Любой глагол разберите по составу.
10. Определите жанр произведения:
А) рассказ
Б) сказка
В) басня
Г) стихотворение
Часть 2
11. Запишите, что отличает птиц от всех других групп животных.
12. Сделайте звуко-буквенный разбор выделенного в тексте слова. Выпишите ещё 2–3 слова, в которых количество звуков и букв совпадает.
13. Придумайте и запишите вопрос к сказке.
14. Разделите на две группы следующие слова:
гнездо, нора, скворечник, дупло, логово, берлога.
15. Решите задачи.
Самое большое гнездо белоголового орлана весит 2000 кг, гнездо жаворонка весит 5 кг. Во сколько раз
гнездо жаворонка легче, чем гнездо орлана? На сколько килограммов гнездо орлана тяжелее гнезда жаворонка?
16. В тексте про воробьишку часто повторяются слова с буквой «Ч», чтобы придать воробьиным разговорам «чирикающий» вид. Выпишите из текста одно из таких «чирикающих» предложений.
Придумайте свое «чирикающее», выражение, запишите.
17. Выберите пословицы и поговорки, которые подходят для описания воробьиного семейства в прочитанном вами рассказе.
Гоняется, как медведь за воробьями.
Слово — не воробей, вылетит — жди беды.
И воробей на кошку чирикает.
Шумят, как воробьи на дождь.
Не робей, воробей, с петухом дерись.
Воробей торопился, да маленький уродился.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
Капля — воробью глотка нет, а камень долбит.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Стрелять из пушки по воробьям.
И воробей не живёт без людей.
ОТВЕТЫ
Часть 1
1.
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Ножки – нога, ноженька; мошки – мошечка.
Далее – свободный ответ.
2. 2) В теплом гнезде из пакли.
3. А жил он над окошком (Т. п.) бани (Р. п.), за верхним наличником (Т. п.), в тёплом гнезде (П. п.) из пакли (Р. п.), моховинок (Р. п.) и других мягких материалов (Р. п.).
4. 1) послушный
5.Возможны варианты.
разд. ь непр. безуд. гласн.
У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи —
согл. в сл. п. чк–чн безуд. гласн
пичужки скучные и обо всём говорят, как в
согл. в сл. п. непр. безуд. гласн. безуд. гласн.
книжках написано, а молодёжь —
пр. безуд. гласн.
живёт своим умом.
1) Птички.
6. 3) ласточка
7. На 2 кг 976 г.
8. В) те, которые на время зимы улетают в теплые страны
9. Отталкивает, встали, раскрыла, целит.
10. Б) сказка
Часть 2
11. Оперение, крылья.
12. Крылья — [к р ы л” й” а] — 6 б.,
6 зв., 2 слога.
Далее — свободный ответ.
13. Cвободный ответ.
14. гнездо,скворечник,дупло,
нора, логово, берлога.
15. В 400 раз, на 1995 кг.
16. Свободный ответ, например: черный червячок
17.
И воробей на кошку чирикает.
Не робей, воробей, с петухом дерись.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Возможны варианты.