Контрольная работа по русскому языку 10 класс
Контрольная работа по русскому языку 10 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку 10 класс
Вариант приготовила Насыбуллина Д.Р.
Вариант 1.
- В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
досУг
косИтся (на него)
с Иксом
вклЮчим
корЫсть
- В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
На СБОРОЧНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.
Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.
Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо культуры.
Как ни странно, но выступление главного редактора популярного журнала, известного своими скандальными статьями, оказалось на редкость ДИПЛОМАТИЧНЫМ.
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
из полтора метров материи
их тетради
несколько полотенец
самый молодой
квалифицированные лекторы
- Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей книги.
Б) Те, кто обращался к поэии Б. Пастернака, ошеломлён неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.
В) Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салюте» и «Севере».
Г) Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавшим из Новгорода
Д) Благодаря внимания общества к этой проблеме на сегодняшний день она самая актуальная.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ут..шение
мет..орология
предл..гать
зам..рев
к..ричневый
- Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..жалостность, неи..бежный
с..подчинение, з..молчать
пр..встать, пр..милый
непр..взойдённый, пр..близить
в..тревожиться, ра..ломить
- Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
стел..шь
завис..мый
задерж..шься
выгор..шь
кле..шь
- Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
овлад..вающий
циркони..вый
выстра..вая
быстр..нько
сломл..нный
9.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Сидите смирно, а (не)то позову директора.
(Не)взирая на привычку пренебрегать игрой на народных музыкальных инструментах, фрейлины с удивлением и интересом прислушались к звукам.
Отнюдь (не)приятно было вспоминать всё, что Григорий пережил в последние месяцы.
Валентин шёл, (не)смотря себе под ноги.
В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.
- Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир — «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.
(И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио
- Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.
Решение: 1.так как в уже в слове “длина” есть буква “н”; 2, так как это отглагольное прилагательное; 3, так как прилагательное с суффиксом -инн; 4, так как это причастие.
Прочитайте текст и выполните задания 12-15.
(1)С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.
(З)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. (б)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. (З)Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!
(11)У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. (12)Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. (13)А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (1б)Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.
(17)А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски леса, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.
(21)Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.
(По В. Белову*)
- Из предложений 13—14 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом
- Из предложения 18 выпишите местоимения
- . Среди предложений 1—5 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
- «Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как _______ («…неброской, неяркой, скромной…» — предложение 1, «…ярких, выразительных…» — предложение 2). ________ (предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение автора текста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как _________ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок и т. д.). При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такое синтаксическое средство, как _________ (предложения 3, 20)».Список терминов:1) сравнительный оборот2) эпитеты3) фразеологизм4) контекстные синонимы5) анафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) ряды однородных членов
9) риторические восклицания
- (1)Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком. (2)Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
(3)Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. (4)То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрюша никак не мог примириться. (5)Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
(6)Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. (7)Поэтому он однажды принёс
в стеклянной банке большого паука. (8)Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
(9)С этого и началось… (10)Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы совершенно не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
(11)Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
– (12)Я ведь не зря принёс паука. (13)Я хотел приучить Асю ничего не бояться, а она опять испугалась.
– (14)Что ж, я верю тебе, – сказала Анна Сергеевна. – (15)Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю. (16)Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. (17)Мальчика звали Вова, а девочку – Аня. (18)Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. (19)А шла уже вторая четверть. (20)И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на санках», но Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! (21)Над нами будет хохотать вся школа…» (22)Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» (23)С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на санках Аню. (24)Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. (25)К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. (26)На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
– (27)А кем? – нетерпеливо спросил Андрюша.
– (28)Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. (29)Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. (30)А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
(31)Андрюша опустил глаза. (32)Так просидел он за своей партой долго. (33)Он живо представлял саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
(34)Наутро Андрюша, конечно же, стоял у крыльца дома, где жила Ася. (35)Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой.
– (36)Доброе утро, – сказал Андрюша Асиной бабушке.
(37)Потом поздоровался с Асей.
– (38)Если хочешь, Ася, пойдём в школу вместе.
(39)Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. (40)Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. (41)Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
– (42)С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
– (43)Да, – тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
(44)И они пошли вместе. (45)Они шли мимо незнакомых собак
и шипящих гусей, не уступили дорогу бодливому козлу-задире. (46)И Асе не было страшно.
* Пермяк Евгений Андреевич (1902–1982) – русский советский писатель, автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества.
Из предложений 4—8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением —приближение.
- Из предложений 6—12 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
- Замените просторечное слово «сподручнее» в предложении 42 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Выпишите грамматическую основу предложения 46.
- Среди предложений 7—13 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
-
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. То,(1) что она была маленькая и слабенькая,(2) ещё можно было простить,(3) но то,(4) что Ася была труслива,(5) – с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать,(6) сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки,(7) убегала от гусей.
Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой,(8) и он всячески старался избавиться от Аси.
- Среди предложений 15—26 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 1–5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.Ответы:
1.Решение: включим
2.Решение: каменистой
3.Решение: полутора
4.Решение: 52361
5.Решение: утешение
6.Решение:безжалостность и неизбежность, так как “б” и “ж” звонкие буквы.
7.Решение: стелешь-1 спряжение.
8.Решение: выстраивая
9.Решение: невзирая, так как слова “взирая” не существует.
10.Решение: чтобы, наподобие
11.Решение: 1.так как в уже в слове “длина” есть буква “н”; 2, так как это отглагольное прилагательное; 3, так как прилагательное с суффиксом -инн; 4, так как это причастие.
12.Решение: по-весеннему
13.Решение: свои, так, его.
14.Решение:4
15.Решение: 4928
16,Ответ: принёс
17,Ответ: стеклянной
18,Ответ: спокойнее
19,Ответ: сказал со смущением или со смущением сказал
20,Ответ: (не) было страшно или было страшно
21,Ответ: 8 и 11
22,Ответ: 3
23,Ответ: 38
24,Ответ: 26
25,Ответ: 5
Вариант 2
- В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шофЕр
нАчали
бАловать
цепОчка
тОрты
- В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.
Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.
Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.
На СБОРОЧНОМ пункте было много народу, но работы еще не начинались.
- В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в две тысячи девятом году
их часы
посадили двадцать яблоней
воздержаться от комментариев
несколько полотенец
- Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом.
Б) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.
В) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.
Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Д) Проблема экономики и бизнеса была в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) Нарушены нормы построения сложноподчиненного предложения.
2) Ошибка в построении предложения с однородными членам.
3) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым.
4) Нарушено управление: глагол требует обязательного дополнения в форме В.п.
5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
6) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
7) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом.
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
- Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заст..лить
ш..девр
трад..ционный
энц..клопедист
р..цензия
- Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Гидропод..ёмник, в..ёт
по..бросить, испо..тишка
пр..чудливый, пр..града,
бе..печность, ра..молвка
пр..встать, пр..милый
- Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
претерп..вать
оранж..вый
удосто..вший
остр..нький
стел..шь
- Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
стро..тся роты
кле..щий карандаш
друзья хлопоч..т
враги бор..тся
пил..щий бревно
- Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.
Наши кони (не)были измучены.
Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.
Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.
Валентин шёл, (не)смотря себе под ноги.
- Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
(И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.
(С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в
зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.
(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского
являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
- Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.
Прочитайте текст и выполните задания 12—15.
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах ж почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигалась неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13) Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не были совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19) Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг… (20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное, звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому*)
Укажите способ образования слова СПИСАНИЕ (предложение 5).
Из предложения 3 выпишите все местоимения.
Среди предложений 12—19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.«Писатель В. Конецкий, бывший моряк, использует такое лексическое средство выразительности, как _____ (например, «треклятый» в предложении 3), и такой троп, как _____ («водораздел судьбы»), чтобы точнее описать душевное состояние персонажа и его отношение к своему поступку. Такой троп, как ______ («отчаянная авантюра» в предложении 16), в сочетании с морскими терминами помогают лучше понять характер молодого штурмана. Такое синтаксическое средство, как ______ («блеск…, удар, треск…, …рты… и рык…» в предложении 20), подчёркивает напряжённость ситуации».Список терминов:1.диалектизм2.эпитет
3.метафора
4.парцелляция
5.риторическое обращение
6.литота
7.эмоционально-оценочные слова
8.вопросно-ответная форма изложения
9.ряд однородных членов
16,(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик — ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» — сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.
(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
– (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.
(11)Она стала листать классный журнал.
– (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?
(13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.
– (16)Встань! — приказала Павлику немка. — (17)Это правда?
(18)Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)Как раз о немецком я его и не спрашивал.
(20)Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(29)Почти год держал он меня в отчуждении. (30)Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31)Ничего не получалось — Павлик не хотел этого. (32)Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости — прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
(По Ю. Нагибину) *
* Нагибин Юрий Маркович (1920—1994) — писатель-прозаик, журналист и сценарист. Его произведения, посвященные темам войны и труда, воспоминаниям детства, судьбам современников, переведены на многие языки мира.
Из предложений 25—29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
глухости – звонкости последующего согласного.
17,Из предложений 9—15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
18,Замените разговорное слово «дуться» из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
19,Замените словосочетание «отнестись юмористически» (предложение 15), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
20,Выпишите грамматические основы предложения 10.
21,Среди предложений 21−28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
22,Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.
23,В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
24,Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
25,Среди предложений 3–8 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
1.Решение: баловать
2.Решение: абонентов
3.Решение: яблонь
4.Решение: 31265
5.Решение: традиционная
6.Решение: подбросить, так как приставки -пот нет, исподтишка
7.Решение: удостоивший
8.Решние: борются, так как глагол 2 спряжения
9.Решение: необыконвенным, так как можно подобрать синоним.
10.Решение: справа. тотчас
11.Решение: 1, 3
12.Решение: суффиксальный
13.Решение: все, когда, он, этот
14.Решение: 15
15.Решение: 732
16,Ответ: раздумывая.
17,Ответ: задано.
18,Ответ: обижаться.
19,Ответ: отнестись с юмором.
20,Ответ: не было, я болел.
21,Ответ: 21.
22,Ответ: 2
23,Ответ: 2.
24,Ответ: 3.
25,Ответ: 8.