Контрольная работа по русскому языку 9 класс
Контрольная работа по русскому языку 9 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку 9 класс
Вариант приготовила Насыбуллина Д.Р.
Вариант 1.
- Изложение
- (1)Солнце ещё не начало как следует припекать, а дед Никита уже устроился на завалинке. (2)Он разложил связки лыка, незаконченный лапоть, но приостановился и, наклонив голову, прислушался. (3)На дорогу из-за угла выбежала стайка мальчуганов, босых, в холстинных штанах и цветных рубашках. (4)Впереди, отдельно, шёл мальчик в белой майке. (5)Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. (6)Другие же мальчики, наоборот, загорели до черноты, а волосы их, выбеленные солнцем, походили на светлый лён.
(7)Дед Никита поднял голову.
— (8)Ты чей же будешь? — спросил он новенького.
— (9)Антона, дедушка, — наперебой закричали мальчишки, — в Минске который жил. (10)Он приехал к бабушке Ульяне. (11)Мамку у него на войну взяли, она командир.
— (12)Как это можно? (13)Баба она или нет?
(14)Мальчик в майке строго поглядел на деда.
— (15)Как это — баба? — спросил он с недоумением. — (16)Моя мама врач, её мобилизовали, она теперь старший лейтенант и на фронт уехала. (17)А бабушка Ульяна — мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.
— (18)Мамка на фронте, а сам… (19)Гуса-ак, — насмешливо протянул самый высокий мальчик и, засунув два пальца в рот, громко свистнул прямо в лицо новенькому.
(20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.
— (23)Чего тебя гусаком-то дразнят? — спросил дед.
— (24)Меня зовут Саша, — отвечал он. — (25)А гусака я не заметил, он сбоку стоял. (26)Ну и подпрыгнул, когда он зашипел. (27)А они смеются, что я трус. (28)И про маму… (29)Я теперь и сам с ними дружить не хочу. (30)Я сюда один поездом приехал, а теперь один и уеду.
(31)Саша, договорив, отвернулся и, высоко подняв голову, пошёл назад по дороге.
— (32)Домой уеду, — повторял он упрямо. — (33)Сейчас!
(34)Но тут кто-то потянул его за руку. (35)Мальчик оглянулся: перед ним, смущённо улыбаясь, стоял голубоглазый Ивашка, за ним, кучкой, — все ребята. (36)Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.
— (37)Идём с нами раков ловить, — проговорил Ивашка. — (38)Их там страсть сколько…
* Радзиевская Софья Борисовна — советская детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Писала о природе, о войне, о приключениях, но главное — о настоящих человеческих ценностях. Наиболее известные произведения — «Рассказы о животных», «Джумбо», «Болотные робинзоны».
В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор может относиться к Саше с уважением?»?
1) (10) Он приехал к бабушке Ульяне. (11) Мамку у него на войну взяли, она командир.
2) (17) А бабушка Ульяна — мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.
3) (20) Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить.
4) (29) Я теперь и сам с ними дружить не хочу. (30) Я сюда один поездом приехал, а теперь один и уеду.
-
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика.
1) — Антона, дедушка, — наперебой закричали мальчишки, — в Минске который жил.
2) — Как это — баба? — спросил он с недоумением.
3) Ну и подпрыгнул, когда он зашипел.
4) Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.
- Из предложений 24—31 выпишите слово, в котором в приставке происходит озвончение, но сама приставка при этом пишется всегда одинаково.
- Из предложений 3—6 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН».
- Замените просторечное выражение «страсть сколько» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Замените словосочетание «в холстинных штанах» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Выпишите грамматическую основу предложения 5.
- Среди предложений 1−4 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
-
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Впереди,(1) отдельно,(2) шёл мальчик в белой майке. Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. Другие же мальчики,(3) наоборот,(4) загорели до черноты,(5) а волосы их,(6) выбеленные солнцем, (7) походили на светлый лён.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.
-
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.
Ребята расхохотались,(1) а новенький стоял растерянный,(2) не зная,(3) что ответить. От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, (4) и это смутило его ещё больше. Он вспыхнул, (5) сделал шаг вперёд.
- Среди предложений 11−18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 25−31 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
- Сочинение.
Ответы:
2.Решение:4
3.Решение:2
4.Решение: В предложении 25 есть слово с«боку», в котором пишется всегда приставка С, хотя звучит [З].
5.Решение:В предложении 3 содержится слово «холстинных», правописание которого определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН»: слово образовано от существительного «холстина» с помощью суффикса -Н-.
6.Решение:Выражение СТРАСТЬ СКОЛЬКО можно заменить словом МНОГО.
7.Решение:Управление — вид связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже. Словосочетание «в холстинных штанах» (предложение 3), построенное на основе согласования, можно заменить синонимичным словосочетанием В ШТАНАХ ИЗ ХОЛСТИНЫ со связью управление.
8.Решение:Подлежащее КОЖА и сказуемое КАЗАЛАСЬ БЕЛЕЕ сотавляют основу предложения 5.
9.Решение:В предложении 3 обособленные определения «босых, в холстинных штанах и цветных рубашках».
10.Решение:Запятые под номерами 3, 4 выделяют вводное слово «наоборот».
11.Решение:
В предложении 3 основы:
1) ребята расхохотались;
2) новенький стоял растерянный;
3) ответить.
12.Решение:Запятые под номерами 1 и 4 отделяют части сложного предложения, связанные сочинительной связью.
13.Решение:Предложение 17 с последовательным, т.е. одно за другим, подчинением придаточных.
14. Решение:Бессоюзная связь между частями в предложении 25.
Вариант 2.
- Изложение
- (1)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2)А гордятся все в доме мной. (3)Это несправедливо.
(4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.
(5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
— (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил!
(8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни:
— (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!..
(10)Или что-нибудь вроде этого.
(11)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, прочитанной нами обоими.
— (12)Какая диковинная память, а! (13)Всё помнит, будто вчера читал… (14)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(15)Мне кажется, отец просто счастлив, что всё забывает и путает.
(16)После того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
— (17)Драться, конечно, нехорошо. (18)А всё-таки смелый какой, а! (19)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..
(20)Вот до чего доводит любовь!
(21)А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются. (22)Трудно разве ответить на тройку? (23)Или запомнить содержание книги? (24)Кретин я, что ли, какой? (25)И почему надо радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (26)(Хотя на самом деле всего на полголовы.)
(27)Отец и мама, мне кажется, хотели бы, чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (29)А меня спросили?
(30)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31)Я сказал об этом родителям.
— (32)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (33)Какой добрый, а! — воскликнул отец.
— (34)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама.
— (35)Мы очень рады.
(36)Вот вам и всё! (37)Они очень рады. (38)А я?
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему «гордятся все в доме» именно героем-рассказчиком?»
1) Он необыкновенно способный ученик.
2) Он обладает феноменальной памятью.
3) Он необычайно смел и ловок.
4) Он младший и любимый ребёнок в семье.
-
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 19: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»
1) просторечная лексика
2) эпитет
3) книжная лексика
4) сравнительный оборот
- Из предложений 4—5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения приближения, присоединения, которое она придаёт слову
- Из предложений 11—12 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
- Замените слово ПО-ЧЕСТНОМУ в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Замените словосочетание «говорит радостно» (предложение 8), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Выпишите грамматическую основу предложения 11.
- Среди предложений 4−8 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
-
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Отец и мама, (1)мне кажется,(2) хотели бы, (3)чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.
-
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Отец говорит это радостно,(1) и свои восторги он,(2) как обычно,(3) заканчивает словами из песни:
— И в воде он не утонет,(4) и в огне он не сгорит!..
- Среди предложений 27−32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 1 — 7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
- Сочинение.
Ответы:
2.Решение:4
3.Решение:1
4.Решение:В предложении 5 содержится слово «принесённые», в котором правописание приставки зависит от значения приближения, присоединения, которое она придаёт слову.
5.Решение:
В предложении 11 содержится слово «прочитанной», в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
6.Решение:
Слово ПО-ЧЕСТНОМУ можно заменить синонимом ПРАВДИВО, ЧЕСТНО.
Слова- синонимы должны быть одной части речи, поэтому слово «правду» не подходит.
7.Решение:
Полученное словосочетание звучит так: говорит с радостью.
8.Решение:
Основой предложения является «отец просит».Инфинитив «напомнить» не входит в состав сказуемого, так как к нему можно задать вопрос просит «о чём?» и является в предложении дополнением.
9.Решение:
В предложении 5 обособленное определение «принесенные из школы» выражено причастным оборотом.
10.Решение:Вводная конструкция мне кажется выделяется запятыми с двух сторон.
11.Решение:
В предложении (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался
основ 2:
они ждали и хотят
я остался
12.Решение:Запятая под номером 1 разделяет части: «Отец говорит это радостно» и «и свои восторги он,(2) как обычно,(3) заканчивает словами из песни», связанные сочинительной связью. Запятая под номером 4 разделяет части: «И в воде он не утонет» и «и в огне он не сгорит!», связанные сочинительной связью.
13.Решение:
Последовательно присоединяются придаточные в предложении 30.
14.Решение:В предложении 1 части: «Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила» и «она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской» – связаны бессоюзной связью.