Контрольная работа по русскому языку 9 класс

Контрольная работа по русскому языку 9 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку 9 класс

Вариант приготовила Насыбуллина Д.Р.

Вариант 1.

  1. Изложение
  2. (1)Солн­це ещё не на­ча­ло как сле­ду­ет при­пе­кать, а дед Ни­ки­та уже устро­ил­ся на за­ва­лин­ке. (2)Он раз­ло­жил связ­ки лыка, не­за­кон­чен­ный ла­поть, но при­оста­но­вил­ся и, на­кло­нив го­ло­ву, при­слу­шал­ся. (3)На до­ро­гу из-за угла вы­бе­жа­ла стай­ка маль­чу­га­нов, босых, в хол­стин­ных шта­нах и цвет­ных ру­баш­ках. (4)Впе­ре­ди, от­дель­но, шёл маль­чик в белой майке. (5)Его не­за­го­ре­лая кожа ка­за­лась ещё белее от тем­но­во­ло­сой го­ло­вы. (6)Дру­гие же маль­чи­ки, на­о­бо­рот, за­го­ре­ли до чер­но­ты, а во­ло­сы их, вы­бе­лен­ные солн­цем, по­хо­ди­ли на свет­лый лён.

    (7)Дед Ни­ки­та под­нял го­ло­ву.

    — (8)Ты чей же бу­дешь? — спро­сил он но­вень­ко­го.

    — (9)Ан­то­на, де­душ­ка, — на­пе­ре­бой за­кри­ча­ли маль­чиш­ки, — в Мин­ске ко­то­рый жил. (10)Он при­е­хал к ба­буш­ке Улья­не. (11)Мамку у него на войну взяли, она ко­ман­дир.

    — (12)Как это можно? (13)Баба она или нет?

    (14)Маль­чик в майке стро­го по­гля­дел на деда.

    — (15)Как это — баба? — спро­сил он с не­до­уме­ни­ем. — (16)Моя мама врач, её мо­би­ли­зо­ва­ли, она те­перь стар­ший лей­те­нант и на фронт уеха­ла. (17)А ба­буш­ка Улья­на — ма­ми­на мама, так что я к ней и при­е­хал, пока война не кон­чит­ся.

    — (18)Мамка на фрон­те, а сам… (19)Гуса-ак, — на­смеш­ли­во про­тя­нул самый вы­со­кий маль­чик и, за­су­нув два паль­ца в рот, гром­ко свист­нул прямо в лицо но­вень­ко­му.

    (20)Ре­бя­та рас­хо­хо­та­лись, а но­вень­кий стоял рас­те­рян­ный, не зная, что от­ве­тить. (21)От обиды у него даже слёзы вы­сту­пи­ли на гла­зах, и это сму­ти­ло его ещё боль­ше. (22)Он вспых­нул, сде­лал шаг вперёд.

    — (23)Чего тебя гу­са­ком-то драз­нят? — спро­сил дед.

    — (24)Меня зовут Саша, — от­ве­чал он. — (25)А гу­са­ка я не за­ме­тил, он сбоку стоял. (26)Ну и под­прыг­нул, когда он за­ши­пел. (27)А они сме­ют­ся, что я трус. (28)И про маму… (29)Я те­перь и сам с ними дру­жить не хочу. (30)Я сюда один по­ез­дом при­е­хал, а те­перь один и уеду.

    (31)Саша, до­го­во­рив, от­вер­нул­ся и, вы­со­ко под­няв го­ло­ву, пошёл назад по до­ро­ге.

    — (32)Домой уеду, — по­вто­рял он упря­мо. — (33)Сей­час!

    (34)Но тут кто-то по­тя­нул его за руку. (35)Маль­чик огля­нул­ся: перед ним, смущённо улы­ба­ясь, стоял го­лу­бо­гла­зый Иваш­ка, за ним, куч­кой, — все ре­бя­та. (36)Толь­ко вы­со­кий дер­жал­ся по­одаль, от­вер­нув­шись, как будто он не со всеми шёл, а ока­зал­ся тут слу­чай­но.

    — (37)Идём с нами раков ло­вить, — про­го­во­рил Иваш­ка. — (38)Их там страсть сколь­ко…

     

    (По С. Рад­зи­ев­ской) *

     

    * Рад­зи­ев­ская Софья Бо­ри­сов­на — со­вет­ская дет­ская пи­са­тель­ни­ца, пу­те­ше­ствен­ни­ца, участ­ни­ца мно­гих на­уч­ных экс­пе­ди­ций. Пи­са­ла о при­ро­де, о войне, о при­клю­че­ни­ях, но глав­ное — о на­сто­я­щих че­ло­ве­че­ских цен­но­стях. Наи­бо­лее из­вест­ные про­из­ве­де­ния — «Рас­ска­зы о жи­вот­ных», «Джум­бо», «Бо­лот­ные ро­бин­зо­ны».

    В каком фраг­мен­те тек­ста со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му автор может от­но­сить­ся к Саше с ува­же­ни­ем?»?

    1) (10) Он при­е­хал к ба­буш­ке Улья­не. (11) Мамку у него на войну взяли, она ко­ман­дир.

    2) (17) А ба­буш­ка Улья­на — ма­ми­на мама, так что я к ней и при­е­хал, пока война не кон­чит­ся.

    3) (20) Ре­бя­та рас­хо­хо­та­лись, а но­вень­кий стоял рас­те­рян­ный, не зная, что от­ве­тить.

    4) (29) Я те­перь и сам с ними дру­жить не хочу. (30) Я сюда один по­ез­дом при­е­хал, а те­перь один и уеду.

  3. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся про­сто­реч­ная лек­си­ка.

    1) — Ан­то­на, де­душ­ка, — на­пе­ре­бой за­кри­ча­ли маль­чиш­ки, — в Мин­ске ко­то­рый жил.

    2) — Как это — баба? — спро­сил он с не­до­уме­ни­ем.

    3) Ну и под­прыг­нул, когда он за­ши­пел.

    4) Толь­ко вы­со­кий дер­жал­ся по­одаль, от­вер­нув­шись, как будто он не со всеми шёл, а ока­зал­ся тут слу­чай­но.

  4. Из пред­ло­же­ний 24—31 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром в при­став­ке происходит озвончение, но сама приставка при этом пишется всегда одинаково.
  5. Из пред­ло­же­ний 3—6 вы­пи­ши­те слово, пра­во­пи­са­ние которого опре­де­ля­ет­ся правилом: «В отымённых прилагательных, об­ра­зо­ван­ных от ос­но­вы на -Н при по­мо­щи суффикса -Н-, пи­шет­ся НН».
  6. За­ме­ни­те про­сто­реч­ное вы­ра­же­ние «страсть сколь­ко» в пред­ло­же­нии 38 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.
  7. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «в хол­стин­ных шта­нах» (пред­ло­же­ние 3), по­стро­ен­ное на ос­но­ве согласования, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.
  8. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 5.
  9. Среди пред­ло­же­ний 1−4 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
  10. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ном слове.

    Впе­ре­ди,(1) от­дель­но,(2) шёл маль­чик в белой майке. Его не­за­го­ре­лая кожа ка­за­лась ещё белее от тем­но­во­ло­сой го­ло­вы. Дру­гие же маль­чи­ки,(3) на­о­бо­рот,(4) за­го­ре­ли до чер­но­ты,(5) а во­ло­сы их,(6) вы­бе­лен­ные солн­цем, (7) по­хо­ди­ли на свет­лый лён.

  11. Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 20. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.
  12. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­ных пред­ло­же­ний, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

    Ре­бя­та рас­хо­хо­та­лись,(1) а но­вень­кий стоял рас­те­рян­ный,(2) не зная,(3) что от­ве­тить. От обиды у него даже слёзы вы­сту­пи­ли на гла­зах, (4) и это сму­ти­ло его ещё боль­ше. Он вспых­нул, (5) сде­лал шаг вперёд.

  13. Среди пред­ло­же­ний 11−18 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
  14. Среди пред­ло­же­ний 25−31 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
  15. Сочинение.

Ответы:

2.Решение:4

3.Решение:2

4.Решение: В пред­ло­же­нии 25 есть слово с«боку», в ко­то­ром пишется всегда приставка С, хотя звучит [З].

5.Решение:В пред­ло­же­нии 3 со­дер­жит­ся слово «холстинных», пра­во­пи­са­ние ко­то­ро­го опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В отымённых при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от ос­но­вы на -Н при по­мо­щи суф­фик­са -Н-, пи­шет­ся НН»: слово об­ра­зо­ва­но от су­ще­стви­тель­но­го «холстина» с по­мо­щью суф­фик­са -Н-.

6.Решение:Выражение СТРАСТЬ СКОЛЬКО можно за­ме­нить словом МНОГО.

7.Решение:Управление — вид связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже. Сло­во­со­че­та­ние «в хол­стин­ных шта­нах» (пред­ло­же­ние 3), по­стро­ен­ное на ос­но­ве согласования, можно заменить си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем В ШТАНАХ ИЗ ХОЛСТИНЫ со свя­зью управ­ле­ние.

8.Решение:Подлежащее КОЖА и сказуемое КАЗАЛАСЬ БЕЛЕЕ сотавляют основу предложения 5.

9.Решение:В предложении 3 обособленные определения «босых, в холстинных штанах и цветных рубашках».

10.Решение:Запятые под номерами 3, 4 выделяют вводное слово «наоборот».

11.Решение:

В предложении 3 основы:

1) ребята расхохотались;

2) новенький стоял растерянный;

3) ответить.

12.Решение:Запятые под номерами 1 и 4 отделяют части сложного предложения, связанные сочинительной связью.

13.Решение:Пред­ло­же­ние 17 с по­сле­до­ва­тель­ным, т.е. одно за другим, под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

14. Решение:Бессоюзная связь между частями в предложении 25.

Вариант 2.

  1. Изложение
  2. (1)Го­во­ря по-чест­но­му, гор­до­стью нашей семьи долж­на быть сест­ра Люд­ми­ла: она кан­ди­дат наук, ра­бо­та­ет в ар­хи­тек­тур­ной ма­стер­ской. (2)А гор­дят­ся все в доме мной. (3)Это не­спра­вед­ли­во.

    (4)Чтобы за­мас­ки­ро­вать эту не­спра­вед­ли­вость, отец хва­лит меня как бы в шутку.

    (5)Даже за трой­ки, при­несённые из школы, меня не ру­га­ют.

    — (6)Вот ведь спо­соб­ный какой, а! (7)Со­всем вчера не учил уро­ков, а на трой­ку от­ве­тил!

    (8)Отец го­во­рит это ра­дост­но, и свои вос­тор­ги он, как обыч­но, за­кан­чи­ва­ет сло­ва­ми из песни:

    — (9)И в воде он не уто­нет, и в огне он не сго­рит!..

    (10)Или что-ни­будь вроде этого.

    (11)Ча­стень­ко отец про­сит меня на­пом­нить ему со­дер­жа­ние филь­ма или книги, про­чи­тан­ной нами обо­и­ми.

    — (12)Какая ди­ко­вин­ная па­мять, а! (13)Всё пом­нит, будто вчера читал… (14)А я вот всё по­за­был, всё пе­ре­пу­тал!

    (15)Мне ка­жет­ся, отец про­сто счаст­лив, что всё за­бы­ва­ет и пу­та­ет.

    (16)После того как я сма­зал по фи­зио­но­мии Ко­сти­ку, отец ска­зал:

    — (17)Драть­ся, ко­неч­но, не­хо­ро­шо. (18)А всё-таки сме­лый какой, а! (19)Ниже на две го­ло­вы, а пошёл в на­ступ­ле­ние, ре­шил­ся!..

    (20)Вот до чего до­во­дит лю­бовь!

    (21)А мне вовсе не нра­вит­ся, что дома мною вос­хи­ща­ют­ся. (22)Труд­но разве от­ве­тить на трой­ку? (23)Или за­пом­нить со­дер­жа­ние книги? (24)Кре­тин я, что ли, какой? (25)И по­че­му надо ра­до­вать­ся, что я «на целых две го­ло­вы» ниже Ко­сти­ка? (26)(Хотя на самом деле всего на пол­го­ло­вы.)

    (27)Отец и мама, мне ка­жет­ся, хо­те­ли бы, чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остал­ся. (29)А меня спро­си­ли?

    (30)Как-то я услы­шал по радио, что, если в семье не­сколь­ко детей, не­хо­ро­шо од­но­го из них вы­де­лять. (31)Я ска­зал об этом ро­ди­те­лям.

    — (32)Дру­гой бы гор­дил­ся, что его вы­де­ля­ют, а этот ду­ма­ет о сест­ре. (33)Какой доб­рый, а! — вос­клик­нул отец.

    — (34)Зна­чит, лю­бовь и за­бо­та не сде­ла­ли тебя эго­и­стом, — за­клю­чи­ла мама.

    — (35)Мы очень рады.

    (36)Вот вам и всё! (37)Они очень рады. (38)А я?

    В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му «гор­дят­ся все в доме» имен­но ге­ро­ем-рас­сказ­чи­ком?»

    1) Он не­обык­но­вен­но спо­соб­ный уче­ник.

    2) Он об­ла­да­ет фе­но­ме­наль­ной па­мя­тью.

    3) Он не­обы­чай­но смел и ловок.

    4) Он млад­ший и лю­би­мый ребёнок в семье.

  3. Ука­жи­те, какое сред­ство ре­че­вой вы­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии 19: «Ниже на две го­ло­вы, а пошёл в на­ступ­ле­ние, ре­шил­ся!..»

    1) про­сто­реч­ная лек­си­ка

    2) эпи­тет

    3) книж­ная лек­си­ка

    4) срав­ни­тель­ный обо­рот

  4. Из пред­ло­же­ний 4—5 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром правописание при­став­ки зависит от зна­че­ния приближения, присоединения, ко­то­рое она придаёт слову
  5. Из предложений 11—12 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
  6. За­ме­ни­те слово ПО-ЧЕСТ­НО­МУ в пред­ло­же­нии 1 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.
  7. Замените сло­во­со­че­та­ние «говорит радостно» (предложение 8), по­стро­ен­ное на ос­но­ве примыкания, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управление. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся словосочетание.
  8. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 11.
  9. Среди пред­ло­же­ний 4−8 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным со­гла­со­ван­ным рас­про­странённым опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
  10. В приведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все запятые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ной конструкции.

    Отец и мама, (1)мне ка­жет­ся,(2) хо­те­ли бы, (3)чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остал­ся.

  11. Укажите ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 28. Ответ за­пи­ши­те цифрой.
  12. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния.

    Отец го­во­рит это ра­дост­но,(1) и свои вос­тор­ги он,(2) как обыч­но,(3) за­кан­чи­ва­ет сло­ва­ми из песни:

    — И в воде он не уто­нет,(4) и в огне он не сго­рит!..

  13. Среди пред­ло­же­ний 27−32 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
  14. Среди пред­ло­же­ний 1 — 7 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
  15. Сочинение.

Ответы:

2.Решение:4

3.Решение:1

4.Решение:В пред­ло­же­нии 5 со­дер­жит­ся слово «принесённые», в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от зна­че­ния при­бли­же­ния, при­со­еди­не­ния, ко­то­рое она придаёт слову.

5.Решение:

В пред­ло­же­нии 11 со­дер­жит­ся слово «прочитанной», в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние НН опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В суф­фик­се пол­ной формы стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся НН».

6.Решение:

Слово ПО-ЧЕСТНОМУ можно за­ме­нить синонимом ПРАВДИВО, ЧЕСТНО.

Слова- синонимы должны быть одной части речи, поэтому слово «правду» не подходит.

7.Решение:

Полученное словосочетание звучит так: говорит с радостью.

8.Решение:

Основой пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся «отец про­сит».Инфинитив «напомнить» не входит в состав сказуемого, так как к нему можно задать вопрос просит «о чём?» и является в предложении дополнением.

9.Решение:

В предложении 5 обособленное определение «принесенные из школы» выражено причастным оборотом.

10.Решение:Вводная кон­струк­ция мне кажется вы­де­ля­ет­ся запятыми с двух сторон.

11.Решение:

В предложении (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остал­ся

основ 2:

они ждали и хотят

я остался

12.Решение:Запятая под номером 1 разделяет части: «Отец говорит это радостно» и «и свои восторги он,(2) как обычно,(3) заканчивает словами из песни», связанные сочинительной связью. Запятая под номером 4 разделяет части: «И в воде он не утонет» и «и в огне он не сгорит!», связанные сочинительной связью.

13.Решение:

Последовательно присоединяются придаточные в предложении 30.

14.Решение:В предложении 1 части: «Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила» и «она кандидат наук, работает в архитектур­ной мастерской» – связаны бессоюзной связью.