Контрольная работа по русскому языку 8 класс
Контрольная работа по русскому языку 8 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс
Вариант приготовила Насыбуллина Д.Р.
Вариант 1
1.Отметьте верное определение: синтаксис – это
1) раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
2) раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.
3) раздел науки о языке, изучающий части речи.
4) раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы.
2. Отметьте слово, в котором пишется буква И:
1) пр..зидиум
2) пр..бывать в Москву
3) пр..одолеть
4) пр..зирать опасность.
3. Отметьте слово, которое пишется через дефис:
1) (в) третьих
2) (в)последствии
3) кое(у)кого
4) (в)течение суток.
4. В каком слове пишется НН?
1) коше..ый луг
2) ноше..ый костюм
3) стекля..ый
4) ране..ый боец.
5. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике: главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи – примыкание:
1) зимой покрылась
2) опустилась медленно
3) поступив по-человечески
4) улыбаясь глазами
6. Определите предложение Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы по составу и по цели высказывания:
1) двусоставное, повествовательное
2) односоставное, повествовательное
3) двусоставное, побудительное
4) односоставное, побудительное
7. В каком предложении есть обстоятельство цели?
1) Я пришёл в класс за десять минут до звонка.
2) Из оврага долетал до моего слуха глухой шум.
3) Благодаря частым дождям трава была необычайно сочная.
4) Он специально пропустил это занятие.
8. Определите соответствие в постановке знаков препинания с обобщающими словами при однородных членах:
1) обобщающее слово стоит после однородных членов;
2) обобщающее слово стоит впереди однородных членов;
3) обобщающее слово стоит перед однородными членами, и после них предложение продолжается.
а – двоеточие; б – тире; в – двоеточие и тире.
9. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Мычат коровы да лают собаки.
2) Крупные снежинки кружились в воздухе опускались на воротники прохожих.
3) Поезд уже показался когда я подошёл к станции.
4) Мороз крепчал и больше всего доставалось рукам и коленям.
10. Какое предложение не осложнено обособленным приложением? (Знаки препинания не расставлены.)
1)Звёзды таящие мысли глубокие силой какою вы душу пленяете?
2)И ветер нарушитель тишины шумит скользя во мраке вдоль стены.
3)Тут и меня старика не забыли.
4)Было начало июля самое весёлое время года.
11.Определите способ выражения обособленных обстоятельств.
Прищуриваясь и подмигивая, старик продолжал свой рассказ.
1)Существительное с предлогом.
2)Однородные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями.
3).Деепричастный оборот.
12. В каком предложении перед КАК ставится запятая?
1) Он покраснел как рак.
2) Корабль покоился на дне океана как огромная рыбина.
3) После ремонта дом стал как новый.
4) Пруд как зеркало.
13. Укажите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.
1) Юноша рассказал: «Мы с отчимом живём плохо».
2) К счастью, всё закончилось благополучно
3) Через несколько минут последовал первый удар, неожиданно проснувшегося, вулкана.
4) Розы, гвоздики и гладиолусы – эти цветы подходят для юбилейного вечера.
14. Найдите предложения с междометиями:
1) О себе я и «ох» не скажу.
2) Когда это было?
3) Ура, наш класс победил!
15. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А. Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски, и также легко
обрабатывать.
Б. Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал.
В. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века.
Г. Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.
1) Г, Б, А, В;
2) Г, А, Б, В;
3) А, В, Б, Г;
4) Г, А, В, Б.
16,(1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.
(5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: (6)«Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын рубакой и пьяницей!»
(7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал.
(11)Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад. (12)Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке
1-го Стрелкового батальона, стрелял в тире пограничников. (13)Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался с солдатами, считавшими пробоины, в укрытие перед мишенями. (14)Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15)На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню:
(16)Греми, слава, трубой
За Дунаем за рекой.
(17)Моё увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть…
(18)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более — среди солдат.
(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.
(20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.
(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру.
(24)Было ли это следствием гадания? (25)Не знаю…
(По А. Деникину) *
* Деникин Антон Иванович (1872—1947 гг.) — русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.
Из предложений 2—6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
17,Из предложений 7—10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН».
18,Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
19,Замените словосочетание «увлечённо читал» (предложение 9), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
20,Выпишите грамматическую основу предложения 24.
21,Среди предложений 19—23 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
22,Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
23,
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Старинное это гаданье,(1) однако,(2) и сбылось,(3) и не сбылось. Сабля,(4) действительно,(5) предрешила мою жизненную дорогу,(6) но и от книжной премудрости я не отрёкся.
24,Среди предложений 20—22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
25,Среди предложений 1—7 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
Ответы:
1.Решение: 2
2.Решение: 2. так как идет приближение.
3.Решение: 1.
4.Решение: 3, так как это слово исключение.
5.Решение: 4, так как слово “поступив”-деепричастие, “по-человечески”-наречие.
6.Решение: 1, так как есть сказуемое и подлежащее, и предложение не заканчиваестя восклицательным знаком.
7.Решение: 4, так как так как у него была цель пропустить это занятие.
8.Решение: а-2, б-1, в-3.
9.Решение: 2, так как только одно подлежающее “снежинки” и однородные сказуемые “кружились”, “опускались”.
10.Решение: 1, так как в остальных есть приложения, во втором-“нарушитель тишины”, в третьем-“старика”, в четвертом-“самое весёлое время года”.
11.Решение: 2, так как слова “прищуриваясь” и “подмигивая” отвечют на вопросы: что делая?, поэтому они являются деепричастиями, он это не оборот.
12.Решение: 2, так как корабль сравнивается с рыбой.
13.Решение: 1, 3, так как в первом предложении должна была быть косвенная речь, а в третьем предложении причсатный оборот не обособляется, так как стоит до определяемого слова.
14.Решение: 3, так как “Ура”-восклицательное междометие.
15.Решение:4
16,Ответ: рассказывая.
17,Ответ: жизненную.
18,Ответ: отказался
19,Ответ: читал с увлечением
20,Ответ: это было следствием.
21,Ответ: 19, 21.
22,Ответ: 2.
23,Ответ: 6.
24,Ответ: 22.
25,Ответ: 1, 6.
Вариант 2
1.Отметьте верное определение: фонетика – это
1) раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
2) раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.
3) раздел науки о языке, изучающий части речи.
4) раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы.
2. Отметьте слово, в котором пишется буква И:
1) пр..зидент;
2) пр..вилегия;
3) пр..следовать;
4) пр..пятствие.
3. Отметьте слово, которое пишется через дефис:
1) (в)последствии)
2) (во) вторых
3) кое(у)кого
4) (в)течение суток.
4. В каком слове пишется НН?
1) деревя..ый
2) ноше..ый костюм
3) коше..ый луг
4) ране..ый боец.
5. Какая пара слов не является словосочетанием?
1) он придёт
2) придёт в гости
3) летнего вечера
4) замолчат сразу.
6. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:
1) восклицательными
2) повествовательными
3) побудительными
4) вопросительными
7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
1) На улице начал сгущаться сумрак.
2) Смердяков умолял его остаться.
3) Лицо Антипа было сурово.
4) Впереди уже был виден мост
8. Укажите предложение, в котором между однородными членами не ставится запятая:
1) Я защищаюсь книгами и от беды и от непогоды.
2) Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времён.
3) Книга без иллюстраций зато очень интересная.
4) Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце
9. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Мороз крепчал и больше всего доставалось рукам и коленям.
2) Поезд уже показался когда я подошёл к станции.
3) Крупные снежинки кружились в воздухе опускались на воротники прохожих.
4) Мычат коровы да лают собаки.
10. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.
2) Листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая
3) Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.
4) Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.
11. Определите способ выражения обособленных обстоятельств
Среди улицы стоит седая старуха и, грозя кулаком, кричит пронзительно…
1.Одиночное деепричастие.
2.Деепричастный оборот.
12.В каком предложении перед КАК ставится запятая?
1) Молодость как песня жаворонка на заре..
2) У тебя брошка как пчёлка.
3) Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.
4) Дождь лил как из ведра.
13. Укажите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.
1) Ты не пой, соловей, под моим окном.
2) Вдали показалась пристань – маленький красный домик, выстроенный на барке.
3) Листва была навалена горами и нагретая солнцем, издавала скипидарный запах.
4) Пётр, помня видимо совет Лопатина, сделался вдруг ласков
14. Найдите предложения, в которых есть междометия:
1) Далече грянуло ура!
2) Девица хи-хи-хи да ха-ха-ха.
3) Что это было?
15. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А. Всякий язык развивается, и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
1) Г, Б, А, В;
2) А, Б, В, Г;
3) Б, В, А, Г;
4) Б, Г, В, А.
16,Из предложений 1–5 выпишите слово, в которых приставка пишется всегда одинаково независимо от произношения.
17,Из предложений 12–17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на -Н, пишется НН».
18,Замените разговорное слово «пронюхал» (предложение 17) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
19,Замените словосочетание «котлеты из хвои», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
20,Выпишите грамматическую основу предложения 32.
21,Среди предложений 17–30 найдите предложение, осложнённое обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
22,Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
23,
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Нет,(1) не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов,(2) совсем другие супы в Ленинграде. Приготовляли их из дикорастущих трав,(3) которые нередко бывали горькими,(4) вяжущими. Ошпаривали их кипятком,(5) выпаривали и тоже использовали для еды.
24,Среди предложений 1–15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
25,Среди предложений 42–52 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
1.Решение: 4
2.Решение: 2.
3.Решение: 2.
4.Решение: 1, так как это исключение.
5.Решение: 1, так как это сказуемое и подлежащее.
6.Решение: 1.
7.Решение: 2, так как сказуемое состоит из одного слова.
8.Решение: 2, так как между однородными членами стоит союз и.
9.Решение: 3, так как только одно подлежающее “снежинки” и однородные сказуемые “кружились”, “опускались”.
10.Решение: 3, так как определение стоит после определяемого слова.
11.Решение: 2, так как есть слово “кулаком”.
12.Решение: 3, так как чайка сравнивается со снегом.
13.Решение: 3, так как есть обособленный причастный оборот, которого не выделили запятыми, 4, так как не обозначили вводное слово.
14.Решение: 2.
15.Решение: 4.
16,Ответ: окружили или повара.
17,Ответ: диковинных
18,Ответ: узнал.
19,Ответ: хвойные котлеты
20,Ответ: несли
21,Ответ: 17
22,Ответ: 3.
23,Ответ: 3
24,Ответ: 3
25,Ответ: 43