19. Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных
Задания этой части (19, 20) выполняются на компьютере. Результатом выполнения задания является отдельный файл (для одного задания – один файл).
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце A записан продукт; в столбце B – содержание в нём жиров; в столбце C – содержание белков; в столбце D – содержание углеводов и в столбце Е – калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание
Откройте Файл файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Демонстрационный вариант Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ 2017 г. – задание №19
Решение:
Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel
Первая формула используется для русскоязычной записи функций; вторая – для англоязычной.
В ячейку F2 запишем формулу
=ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
=IF(AND(D2<50;C2<50);1;0)
Скопируем формулу во все ячейки диапазона F3:F1001.
В ячейку H2 запишем формулу
=СУММ(F2:F1001)
=SUM(F2:F1001)
В ячейку H3 запишем формулу
=СУММЕСЛИ(B2:B1001; “<1″;E2:E1001)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;”<1”)
=SUMIF(B2:B1001; “<1″;E2:E1001)/COUNTIF(B2:B1001;”<1”)
Возможны и другие варианты решения.
Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы:
на первый вопрос: 864;
на второй вопрос: 89,45
Указания по оцениванию | Баллы |
Получены правильные ответы на оба вопроса. Допустима запись ответа в другие ячейки (отличные от тех, которые указаны в задании) при условии правильности полученных ответов. Допустима запись ответов с большей точностью |
2 |
Получен правильный ответ только на один из двух вопросов | 1 |
Правильные ответы не получены ни на один из вопросов | 0 |
Максимальный балл | 2 |
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:
1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Решение:
В ячейку E2 запишем формулу
=ЕСЛИ(И(C2=”информатика”;D2>600);1;0)
=IF(AND(C2=”информатика”;D2>600);1;0)
Скопируем формулу во все ячейки диапазона E3:E1001.
В ячейку H2 запишем формулу
=СУММ(E2:E1001)
=SUM(E2:E1001)
В ячейку H3 запишем формулу
=СУММЕСЛИ(C2:C1001; “информатика”;D2:D1001)/СЧЁТЕСЛИ(C2:C1001;”информатика”)
=SUMIF(C2:C1001; “информатика”;D2:D1001)/COUNTIF(C2:C1001;”информатика”)
1) 32
2) 546,82
На метеостанции данные о погоде занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы. Всего в электронную таблицу были занесены данные о погоде за 365 дней в хронологическом порядке.
На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Каким было среднее значение атмосферного давления в весенние месяцы (март, апрель, май)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в те дни года, когда дул северо-западный (СЗ) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.
Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой.
Решение:
1) =СРЗНАЧ(D61:D152)
=AVERAGE(D61:D152)
2) =СУММЕСЛИ(E2:E366;”СЗ”;C2:C366)/СЧЁТЕСЛИ(E2:E366;”СЗ”)
=SUMIF(E2:E366;”СЗ”;С2:С366)/COUNTIF(E2:E366;”СЗ”)
1) 767,46
2) 1,99
В электронную таблицу занесли информацию о грузоперевозках, совершённых некоторым автопредприятием с 1 по 9 октября. Ниже приведены первые пять строк таблицы. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 370 перевозкам в хронологическом порядке.
На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Какова суммарная масса грузов перевезённых с 1 по 3 октября? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какова средняя масса груза при автоперевозках, осуществлённых из города Липки? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее одного знака после запятой.
Решение:
1) =СУММ(F2:F118)
2) =СУММЕСЛИ(B2:B371;”Липки”;F2:F371)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B371;”Липки”)
1) 90450
2) 760,9
В московской Библиотеке имени Некрасова в электронной таблице хранится список поэтов Серебряного века. Ниже приведены первые пять строк таблицы. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 150 поэтам Серебряного века в алфавитном порядке.
На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Определите количество поэтов, родившихся в 1888 году. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Определите в процентах от общего числа поэтов, сколько поэтов, умерших позже 1930 года, носили имя Иван. Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку H3 таблицы.
Решение:
1) =СЧЁТЕСЛИ(D2:D151; 1888)
2) В столбце F для каждого поэта запишем его имя, если он умер позже 1930 года, и 0 в другом случае.
=ЕСЛИ(E2>1930;B2;0)
Чтобы определить количество поэтов с именем Иван, запишем формулу в ячейку G2 =СЧЁТЕСЛИ(F2:F151;”Иван”) => 4
Чтобы cосчитать количество поэтов, умерших позже 1930 года, запишем формулу в ячейку G3
=СЧЁТЕСЛИ(E2:E151;”>1930″) =>114
В ячейку H3
=G2*100/G3
1) 5
2) 2,67