Всероссийская Проверочная Работа ВПР Физика 11 класс Вариант 3
Всероссийская Проверочная Работа ВПР Всероссийская Проверочная Работа- Физика 11 класс Вариант 3
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
Константы
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2
гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
скорость света в вакууме с = 3·108 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·109 Н·м2/Кл2
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд) e = 1,6·10–19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10–34 Дж·с
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:
Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий | Перечень понятий |
1) Первые 3 секунды автомобиль движется равномерно, а затем движется равноускоренно. Утверждение не верно.
2) Первые 3 секунды автомобиль движется равномерно, а затем — равноускоренно. Утверждение верно.
3) Максимальная скорость автомобиля наблюдается в момент секунд и составляет: км/ч. Утверждение верно.
4) Через 10 с автомобиль движется равномерно. Утверждение не верно.
5) Через 5 с автомобиль движется равнозамедленно. Утверждение не верно.
Ответ: 23
3. Груз неподвижно расположен в углублении двойной горки. К грузу прикреплена нерастяжимая нить, за которую тянут в направлении вершины одной из горок. Нарисуйте силы, действующие на груз, если груз остается неподвижным. Трением пренебречь.
На груз действуют сила тяжести, сила реакции опоры от обеих частей горки и сила натяжения нити T. Направление сил показано на рисунке.
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Слова в ответах могут повторяться.
Парашютист с раскрытым парашютом спускается с постоянной скоростью. По мере спуска кинетическая энергия парашютиста ____________ , потенциальная энергия парашютиста относительно поверхности Земли _____________. В рамках описанной системы, полная механическая энергия системы _____________.
Кинетическая энергия парашютиста не меняется, так как он спускается с постоянной скоростью, а по формуле mv2 / 2 кинетическая энергия остается постоянной. Высота положения парашютиста h относительно земли уменьшается, поэтому и потенциальная энергия mgh относительно земли уменьшается. В рамках описанной системы, полная механическая энергия системы уменьшается, так как работают внешние силы.
Ответ: 322
5. Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Какой из брусков имеет температуру 40 °С?
Теплопередача идёт от более нагретого тела к менее нагретому. Направление стрелок показывает, что ta > tc, ta > tb, tb > tc, tb > td, tc > td или, объединяя, ta > tb > tc> td.
Следовательно, температуру 40 °С имеет тело D.
Ответ: D
6. Перед игрой в баскетбол насосом подкачали мяч. Диаметр мяча при этом не изменился. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в мяче, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Масса воздуха в мяче увеличилась.
2) Масса воздуха в мяче осталась неизменной.
3) Давление воздуха в мяче увеличилось.
4) Давление воздуха в мяче уменьшилось.
5) Объём воздуха в мяче остался неизменным.
6) Объём воздуха в мяче увеличился.
Так как размер мяча не изменился, то и объем воздуха в нем остался неизменным, масса воздуха увеличилась, давление так же увеличилось.
Ответ: 135
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра. Шар электрометра А заряжен положительно и показывает 5 единиц заряда, шар электрометра Б заряжен отрицательно и показывает 2 единицы заряда. Каковы будут показания электрометров, если их шары соединить тонкой серебряной проволокой?
Показания электрометра Б: Показания электрометра А:
При соединении шаров тонкой серебряной проволокой произойдёт перераспределение зарядов, положительный заряд в 5 ед. будет частично скомпенсирован отрицательным зарядом в 2 ед., следовательно останется положительный заряд в 3 ед., который разделится между шарами пополам, раз они одинаковые. Электрометры будут показывать 1,5 ед.
Ответ: 1,5
8. Чему равно сопротивление медного проводника с длинной 800 м и площадью поперечного сечения 6 мм2? Удельное сопротивление меди равно 0,018 Ом · мм2/м.
Сопротивление находится по формуле R = l · ρ / S = 800 · 0,018 / 6 = 2,4 Ом.
Ответ: 2,4 Ом
9. Расположите виды электромагнитных волн видимого света, излучаемых Солнцем, в порядке уменьшения длины волны. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) голубые
2) зеленые
3) фиолетовые
В соответствии со шкалой электромагнитных волн наибольшая длина волны из предложенных у зеленого, а наименьшая — у фиолетового.
Ответ: 213
10. Выберете верные утверждения.
1) нейтрон положительно заряжен
2) нейтрон нейтрален
3) позитрон — это положительно заряженная бета-частица
4) электрон — это положительно заряженная бета-частица
Нейтрон не имеет заряда. Второе утверждение верно.
Позитрон — это положительно заряженная бета-частица. Третье утверждение верно.
Ответ: 23
11. Напряженность измерили при помощи вольтметра. Погрешность измерения напряженности при помощи данного вольтметра равна его цене деления.
Запишите в ответ показания вольтметра в В с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания вольтметра (12 ± 3) В, то в ответе следует записать «12;3».
По рисунка видно, что между метками «0» и «10» укладывается 10 делений, значит, цена деления составляет 1 В. По условию, погрешность измерения равна цене деления. Стрелка находится на отметке 9 В. Таким образом, показания вольтметра: (9 ± 1) В.
Ответ: 9;1
12. Вам необходимо исследовать, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза. Имеется следующее оборудование:
— секундомер электронный;
— набор из трёх пружин разной жесткости;
— набор из пяти грузов по 100 г;
— штатив с муфтой и лапкой.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
1. Используется установка, изображённая на рисунке: одна из пружин, несколько грузов и секундомер.
2. К пружине подвешивается один груз и измеряется время 10 колебаний. Чтобы получить период, нужно полученное время разделить на количество колебаний.
3. К пружине подвешиваются два груза, и измерения периода повторяются. Можно провести аналогичные измерения, добавляя ещё грузы.
4. Полученные значения периодов сравниваются.
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | |
А) дно в воде кажется ближе, чем на самом деле Б) туман в холодную погоду |
1) диффузия 2) переход механической энергии в тепловую 3) преломление света в воде 4) скопление в воздухе в нижних слоях атмосферы ледяных кристалликов |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б |
Из-за того, что свет преломляется в воде, дно кажется ближе, чем на самом деле (А — 3).
Туман в холодную погоду возникает из-за скопления в воздухе в нижних слоях атмосферы ледяных кристалликов (Б — 4).
Ответ: 34
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15
В ультразвуковом увлажнителе повышение влажности воздуха происходит за счёт распыления мельчайших частичек воды при помощи ультразвуковой мембраны (пьезоэлемента). Получаются особо мелкие водяные капли (туман), без нагрева окружающего воздуха. Распылённые в воздухе частички воды имеют настолько мелкий размер, что почти не оседают под действием гравитации и испаряются, не долетев до поверхности.
Если создать в материале пьезоэлемента электрическое поле, то он будет деформироваться. Помещённый в переменное электрическое поле, он будет сжиматься и растягиваться с частотой, соответствующей частоте смены знаков электрических зарядов. Таким образом, в пьезоэлектрической пластине возникают механические колебания, и она становится излучателем звуковых волн.
Основным узлом ультразвукового увлажнителя является излучатель. Он имеет вид шайбы из пьезокерамической керамики с выведенными посеребренными электродами. На излучатель подаётся переменный ток частотой примерно 5 МГц, и он начинает вибрировать в ультразвуковом диапазоне. Колебания излучателя приводят к разбрызгиванию поверхности воды на мельчайшие частички. Вода, превращённая излучателем в аэрозоль в камере над ультразвуковым элементом, выдувается наружу установленным вентилятором. Водяной туман наполняет помещение и повышает уровень влажности воздуха до установленных пользователем пределов.
Современный ультразвуковой увлажнитель прост в управлении и практически не издаёт шум. С его помощью можно поддерживать влажность воздуха на требуемом уровне. Ультразвуковой прибор безопасен, экономно расходует электроэнергию по сравнению с паровым увлажнителем и не нагревает воздух в помещении.
Любой ультразвуковой увлажнитель требует использования очищенной воды. В противном случае все предметы, находящиеся рядом с прибором, покроются белым налётом. Многие компании оснащают свои приборы эффективными водяными фильтрами, благодаря которым в воде значительно снижается содержание солей, что позволяет использовать в приборе водопроводную воду.
14. Какое физическое явление лежит в основе действия пьезоэлектрического излучателя?
Если создать в материале пьезоэлемента электрическое поле, то он будет деформироваться. Помещенный в переменное электрическое поле, пьезоэлемент будет сжиматься и растягиваться с частотой, соответствующей частоте смены знаков электрических зарядов. Таким образом, в пьезоэлектрической пластине возникнут механические колебания, и она становится излучателем звуковых волн.
Ответ: деформация пьезоэлемента под действием электрического поля
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Действие ультразвукового увлажнителя основано на нагревании воды до температуры кипения.
2) Механические колебания в пьзоэлементе возникают при подаче на него постоянного электрического тока.
3) Повышение влажности воздуха происходит за счёт распыления воды ультразвуком и последующего испарения водяных частиц.
4) Ультразвуковой увлажнитель расходует электроэнергию менее экономно по сравнению с паровым увлажнителем
5) При использовании неочищенной воды на поверхности мебели, находящейся рядом с ультразвуковым увлажнителем, появляется белый налёт.
Верны третье и пятое утверждения.
Действие ультразвукового увлажнителя воздуха основано на распылении мельчайших частичек воды с помощью ультразвуковой мембраны, а не на нагревании воды до температуры кипения.
Механические колебания в пьезоэлементе возникают при подаче на него переменного электрического поля, а не постоянного.
Ультразвуковой прибор экономнее расходует электроэнергию по сравнению с паровым увлажнителем.
Ответ: 35
[/showhide]
Прочитайте текст и выполните задания 16—18
Металлы — группа элементов, в виде простых веществ, обладающих такими свойствами, как высокие тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивления, высокая пластичность, ковкость и металлический блеск.
Большая часть металлов присутствует в природе в виде руд и соединений. Они образуют оксиды, сульфиды, карбонаты и другие химические соединения. Для получения чистых металлов и дальнейшего их применения необходимо выделить их из руд и провести очистку. Металлы широко используются в нашей жизни. Ниже в таблице приводятся некоторые физические свойства ряда металлов.
Температуры плавления чистых металлов лежат в диапазоне от −39 °С (ртуть) до 3410 °С (вольфрам). Температура плавления большинства металлов (за исключением щелочных) высока, однако некоторые металлы, например олово и свинец, можно расплавить на обычной газовой плите или на костре, температура горения которых от 500 °С до 1000 °С.
В течение всего «бронзового века» олово было «стратегическим металлом». В XIX веке из олова делали пуговицы на обмундировании солдат, их пряжки, кружки, ложки.
16. Какой из параметров, указанных в таблице, увеличивается по мере уменьшения коэффициента теплопроводности?
По таблице видно, что по мере уменьшения коэффициента теплопроводности увеличивается и удельное сопротивление.
Ответ: удельное сопротивление
17. Определите, во сколько раз плотность олова меньше плотности золота. Ответ округлите до десятых.
Используем данные таблицы, делим плотность золота на плотность олова и ,округлив до десятых, получаем:
19,3/7,3=2,6
Ответ: 2,6
18. Можно ли на костре расплавить железную кочергу? Ответ поясните.
Нельзя, так как температура плавления железа выше, чем температура горения костра.