Всероссийская Проверочная Работа ВПР Биология 11 класс вариант 2
Всероссийская Проверочная Работа ВПР Биология 11 класс вариант 2 Всероссийская Проверочная Работа
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии.
Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1. Выберите из приведённых рисунков изображения тех растений, которые относятся к Высшим растениям.
Запишите номера выбранных рисунков.
1) Ягель
2) Хламидомонада
3) Ель
4) Плаун булавовидный
5) Подснежник
6)Спирогира
Ответ:
Ответ: 3, 4, 5
2.
Любое растительное сообщество разделяется на ярусы. Ярусность особенно выражена в лесных фитоценозах. Расположите по ярусам (от нижнего к верхнему) при ведённые на рисунке растения.
1) Можжевельник 2) Осина 3) Одуванчик
Запишите ответ в виде соответствующей последовательности цифр.
Ответ: 312
3.
1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: бабочка, жук-могильщик, перепелка, травы, лиса.
Пищевая цепь
2. «Правило 10%»: при переходе с одного трофического уровня на другой 90 % энергии рассеивается. Используя «Правило 10%», рассчитайте массу трав(в кг), необходимых для нормальной жизнедеятельности одной перепелки массой 125 г, в цепи питания листовой опад → дождевые черви → крот → ласка
1. травы – бабочка – перепелка – лиса – жук-могильщик.
2. 12,5
4. Изучите рисунок. В результате какого процесса образовалось такое многообразие изображённых на рисунке живых организмов?
Ответ: искусственный отбор
5. Изучите график, который отражает выживаемость вида в зависимости от температуры.
Определите, какое количество (в %) особей будет выживать в диапазоне температур от 10 до 25 °C.
45—100%.
6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Метод биологии | Описание метода | Пример |
Наблюдение | __________(А) | __________(Б) |
__________(В) | Возможность не учитывать ряд несущественных свойств и признаков; выделение важных свойств и признаков |
__________(Г) |
__________(Д) | __________(Е) | Центрифугирование, хроматография |
Пропущенные элементы:
1) абстрагирование
2) открытие новых видов
3) эволюционные процессы
4) использование специальных приборов
5) инструментальный
6) сбор фактов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
A | Б | В | Г | Д | Е |
6 | 2 | 1 | 3 | 5 | 4 |
Возраст, лет | Энергетическая потребность, ккал |
Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г |
7—10 | 2550 | 2,3 | 1,7 | 330 |
11—15 | 2900 | 2,0 | 1,7 | 375 |
16 и старше | 3100 | 1,9 | 1,0 | 475 |
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) |
Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) |
425 | 39 | 33 | 41 |
Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) |
380 | 19 | 18 | 35 |
Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) |
335 | 13 | 15 | 42 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной (свежие помидоры, огурцы, перец) |
60 | 3 | 0 | 10 |
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) |
250 | 14 | 12 | 15 |
Картофель по-деревенски | 315 | 5 | 16 | 38 |
Маленькая порция картофеля фри |
225 | 3 | 12 | 29 |
Стандартная порция картофеля фри |
335 | 7 | 19 | 32 |
Мороженное с карамельным наполнителем |
325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
«Кока-кола» | 170 | 0 | 0 | 42 |
Вишневый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Неинфекционное заболевание |
Инфекционное заболевание | |
Бактериальное | Вирусное | |
Неинфекционное заболевание |
Инфекционное заболевание | |
Бактериальное | Вирусное | |
4 | 23 | 15 |
10. Изучите фрагмент родословной.
Установите характер наследования признака, выделенного на схеме чёрным цветом.
1) Данный признак доминантный или рецессивный?
2) Данный признак сцеплен или не сцеплен с полом?
1. Признак является доминантным аутосомным, т. к. проявляется в каждом поколении.
2. С одинаковой вероятностью встречается и у мужчин и у женщин — не сцеплен с Х-хромосомой.
11. У родителей карие глаза. Их дочь имеет голубые глаза. Определите генотипы членов семьи по признаку «карие/голубые глаза». Ответы занесите в таблицу.
Мать | Отец | Дочь |
мать — Аа, отец — Аа, ребёнок — аа.
12. В медицине большое значение имеют различия между четырьмя группами крови. Группа крови – наследственный признак, зависящий от одного гена. Этот ген име ет три аллеля: А, В и О. Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с геноти пами АА и АО – вторую, с генотипами ВВ и ВО -третью, а с генотипом АВ – чет вёртую. Определите, какие группы крови и с какой вероятностью могут быть у детей, если у матери вторая группа крови (она гетерозготна), а у отца – четвёртая .
У детей возможны: вторая группа крови – вереятность 50%; третья группа – вереятность 25% и четвёртая группа – вереятность 25%.
13. При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК речного рака было установлено, что в пробе доля нуклеотидов с гуанином составляет 18%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + T = A + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с тимином.
По правилу комплементарности количество гуанина равно количеству цитозина; количество нуклеотидов с тимином равно количеству нуклеодидов с аденином.
18% цитозина = 18% гуанина по правилу комплементарности,
64% на тимин и аденин, а так как их равное количество, то
32% аденина = 32% тимина.
Процент нуклеотидов с тимином 100% – (18% Ц + 18% Г) = 64%:2=32
14.
1. Рассмотрите изображение органоида. Как он называется?
2. Рассмотрите изображение органоида. Какие процессы обеспечивает изображённый органоид?
Ответ: _________________________________________
1. Ядро
2. Хранение и передача наследственной информации, регуляция процессов обмена веществ в клетке, синтез РНК, сборка рибосом.
15. Генетический код — способ кодирования последовательности аминокислот в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты у всех живых организмов. Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты лейцин (Лей) объясните такое свойство генетического кода, как триплетность.
основание |
основание |
||||
Фен Лей Лей |
Сер Сер Сер |
Тир — — |
Цис — Три |
Ц(Г) А(Т) Г(Ц) |
|
Лей Лей Лей |
Про Про Про |
Гис Глн Глн |
Арг Арг Арг |
Ц(Г) А(Т) Г(Ц) |
|
Иле Иле Мет |
Тре Тре Тре |
Асн Лиз Лиз |
Сер Арг Арг |
Ц(Г) А(Т) Г(Ц) |
|
Вал Вал Вал |
Ала Ала Ала |
Асп Глу Глу |
Гли Гли Гли |
Ц(Г) А(Т) Г(Ц) |
в млн лет |
||
Мезозойская, 240 | Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные | |
Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают | ||
Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают | ||
Палеозойская, 570 | Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают | |
Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают | ||
Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений — плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов | ||
Господство водорослей; выход растений на сушу — появление риниофитов (псилофитов) | ||
Расцвет водорослей | ||
Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм | ||
Протерозойская, 2600 | Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли |