Система поддержания здоровья детей

Содержание

Введение 3

1. Системный подход в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей 5

1.1 Проблема сохранения здоровья и поддержания детей 5

1.2 Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей 8

2. Системный подход в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья учащихся МООУСТ «Санаторно-лесная школа» 12

2.1 Цели МООУСТ «Санаторно-лесная школа» 12

2.2 Реализация системного подхода в МООУСТ

«Санаторно-лесная школа» 14

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.

Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков – на 35%. Частота онкологических заболеваний возросла на 14%, болезней эндокринной системы – на 29,8%, болезней крови – на 36,2%, астмы – на 43%, болезней органов пищеварения – на 22,6%. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10–15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Сравнительный анализ параметров физического развития старшеклассников, обучавшихся в 1996–1999 гг. и 1985–1987 гг., свидетельствует о снижении среднепопуляционного показателя массы тела, возрастании на 10–13% числа лиц, имеющих астеническое телосложение, уменьшение роста на 0,5–1,5 см, окружности грудной клетки – на 4,5–8,5 см. Установлен регресс силовых возможностей по динамометрии правой кисти на 2,7–4,9 кг. Это говорит о заметной физической деградации юного поколения за последние несколько лет1.

В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15–17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания2.

Проблемы сохранении, поддержания здоровья и формирования культуры здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.

Целью нашего исследования является анализ преимущественного использования и реализации системного подхода в решении проблемы сохранении, поддержания здоровья и формирования культуры здоровья школьников МООУСТ «Санаторно-лесная школа».

Реализация системного подхода в решении проблемы сохранении, поддержания здоровья и формирования культуры здоровья школьников МООУСТ «Санаторно-лесная школа» является оптимальным условием решения основных задач физического воспитания.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии МООУСТ «Санаторно-лесная школа» должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса МООУСТ «Санаторно-лесная школа», их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

1. Системный подход в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей

1.1 Проблема сохранения здоровья и поддержания детей

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

На современном этапе развития общества реформирование системы образования является необходимым условием обеспечения эффективности социально-экономических и культурных преобразований3.

Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся. Педагогика индивидуальности как наука представляет применение принципов психологии к практике жизнедеятельности человека и образуется на стыке психологии (так как изучает закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (так как изучает управление развитием индивидуальности, средства и методы ее формирования). Средства физического воспитания являются важным звеном в системе образования.

Важность оптимизации физического воспитания в начальной школе трудно переоценить, поскольку в данном возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего образования. В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания детей, основанных на различных методологических подходах (развивающее, природосообразное обучение и т.д.), особенно в начальной школе. Однако они требуют изменения организации не только уроков физической культуры, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе. Учитывая недостаточную материально-техническую обеспеченность большинства школ города, недостаток квалифицированных кадров и характер финансирования школьного образования, оптимизация физического воспитания младших школьников на данный момент возможна в основном в рамках действующих организационно-методических условий обучения.

Таким образом, существует противоречие между современными условиями и требованиями к организации и содержанию физического воспитания учащихся младших классов.

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов. Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха4.

Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания, сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:

    эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели – качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.

    оправданные затраты времени учащихся и учителей на достижение намеченных результатов.

    доступные затраты усилий учащихся и учителей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы5:

– комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;

– конкретизацию задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни учащихся;

– выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;

– определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;

– выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью учащихся и учителей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

– создание благоприятных условий и морально-психологического климата в учебном заведении и многое другое.

Несмотря на высокую степень упорядоченности и жесткости, технологическая система предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализация которых зависит как от личности директора школы, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого учителя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных принципов и учет сущностных характеристик здоровьесберегающих образовательных технологий. Усвоение их должно сделать очевидным открытый характер технологической схемы, служить фундаментом для творческой деятельности педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная здоровьесберегающая технология – наиболее перспективное направление и надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом.

1.2 Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей

Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования6. На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды7.

Следовательно, системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья учащихся и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и ее операциональную составляющую, поможет ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи. К ним следует отнести:

1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

2. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе: физкультурно-спортивной активности; обоснованного соответствия учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения; переведения традиционной, в основном информативно-объемной системы образования в технологию обучающей интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической до аксиологической), что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка; создания интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения.

3. Реализацию научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.

4. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.

5. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.

6. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологий в образовании.

7. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.

8. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; агитации и пропаганды; объединения усилий всех систем и подразделений учебных заведений медицины и физической культуры.

9. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся.

10. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.

11. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.

12. Создание совершенной системы оздоровления учащихся в условиях летних лагерей.

13. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.

14. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

15. Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей.

16. Введение в учебный процесс (обязательного) гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни».

Исходя из слагаемых здоровье сберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни)8.

2. Системный подход в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья учащихся МООУСТ «Санаторно-лесная школа»

2.1 Цели МООУСТ «Санаторно-лесная школа»

МООУСТ «Санаторно-лесная школа» – школа оздоровительного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. В нее для реабилитации, восстановления здоровья тубкабинетом, фтизиатрами направляются дети «группы риска» (тубифицированные, из контактных семей, очагов смерти, с положительными манту и т.д.), часто болеющие простудными заболеваниями.

Школа работает по адаптивной модели образования, где на первый план выходят здоровьесберегающие, образовательные технологии, основанные на гуманно-личностном, индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому ребенку.

МООУСТ «Санаторно-лесная школа» располагается по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Лесная, 50.

В МООУСТ «Санаторно-лесная школа» постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверить. Применительно к здоровьесберегающей технологии это уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в МООУСТ «Санаторно-лесная школа» данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние учащихся МООУСТ «Санаторно-лесная школа», которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде9.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии МООУСТ «Санаторно-лесная школа» должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса МООУСТ «Санаторно-лесная школа», их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся МООУСТ «Санаторно-лесная школа» определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

2.2 Реализация системного подхода в МООУСТ «Санаторно-лесная школа»

Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в МООУСТ «Санаторно-лесная школа» разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье».

Эта программа представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медработников учреждения. Все профилактические и оздоровительные технологии осуществляются медиками в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся.

Программа «Здоровье» включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений или компонентов.

Поступление ребёнка в МООУСТ «Санаторно-лесная школа», перевод из МООУСТ «Санаторно-лесная школа» являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации школьников МООУСТ «Санаторно-лесная школа» в эти сложные периоды программа «Здоровье» предусматривает целый ряд мер:

а) анкетирование при поступлении в МООУСТ «Санаторно-лесная школа» новых детей, опрос об особенностях их развития и роста;

б) мониторинг состояния их здоровья;

в) щадящий режим труда и отдыха, питания, физических нагрузок;

г) индивидуальные рекомендации медиков и психологов по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;

д) контроль за пограничными состояниями;

е) консультации родителей по организации оптимального домашнего режима;

ж) при необходимости проведение медико-педагогической коррекции.

Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации.

В дальнейшем медиками МООУСТ «Санаторно-лесная школа» совместно с группой школьных психологов и педагогов осуществляется мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех учащихся школы, оказывается помощь в организации оптимального учебно-воспитательного процесса, отслеживается объём учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков.

Для активизации двигательного компонента в режиме дня в МООУСТ «Санаторно-лесная школа» применяется целый комплекс мероприятий, в частности: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведение дней здоровья и других физкультурных праздников.

Для повышения устойчивости организма учащихся к неблагоприятным факторам внешней среды, для профилактики простудных заболеваний в школе в рамках программы «Здоровье» проводится ряд закаливающих мероприятий, таких как:

1. Мероприятия повседневной жизни:

а) оптимальный температурный режим в помещениях;

б) оптимальный воздушный режим (регулярные проветривания);

в) ежедневные гигиенические процедуры (умывание, душ, смена белья и т.д.);

2. Специальные закаливающие процедуры:

а) прогулки, воздушные ванны;

б) обливание ног с гидромассажем;

в) купание в бассейне;

г) полоскание ротовой полости специальными средствами;

д) фиточаи;

е) кислородные коктейли;

ж) поливитаминизация;

з) кварцевание помещений.

Профилактика инфекционных заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ, в МООУСТ «Санаторно-лесная школа» идёт по двум направлениям: иммунизация или специфическая профилактика и неспецифическая.

При специфической профилактике гриппа проводится вакцинация детей отечественными и импортными вакцинами: Гриппол (РФ), Инфлювак (Франция), Флюорикс (Голландия), Ваксигрипп (Франция), Бфивак (Германия).

Для неспецифической профилактики практикуется курсовой приём препаратов: арбидол, АГРИ, сандра, витанам и ряд других.

Иммунизация детей против других инфекционных заболеваний проводится в соответствии с календарным планом прививок и строго индивидуально по отношению к каждому учащемуся.

Поддержание санитарно-гигиенических условий в школе на высоком уровне также способствует уменьшению заболеваемости учащихся.

В МООУСТ «Санаторно-лесная школа» проводится ежегодная диспансеризация всех учащихся со специальной скрининг-программой, состоящей из 10 ти тестов, позволяющих выявить отклонения со стороны сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, ЛОР-органов, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, физического развития в целом, а также аллергические реакции и заболевания.

По итогам диспансеризации формируются специальные группы и проводятся занятия ЛФК для коррекции и профилактики плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний опорно-двигательного аппарата, упражнения для укрепления мышечной системы и развития силовой выносливости.

Для детей, находящихся на пансионе, в комплексы утренней гимнастики также включаются упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия, что в конечном итоге способствует правильному развитию костно-мышечной системы учащихся.

Для профилактики и коррекции близорукости и других заболеваний глаз с учениками регулярно проводятся занятия с комплексом специальных упражнений для глаз, отслеживается освещённость помещений, соблюдение зрительного режима и правильной осанки.

При необходимости дети с выявленными при диспансеризации заболеваниями направляются на дополнительное обследование. При этом ведётся контроль за выполнением врачебных рекомендаций.

Питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и психического развития ребёнка. Поэтому так важно уделять максимум внимания соблюдению принципов здорового питания. МООУСТ «Санаторно-лесная школа» работает по примерному 4х-недельному меню, согласованному и утверждённому в органах санэпиднадзора. Учащиеся МООУСТ «Санаторно-лесная школа» обеспечены 5–6 разовым питанием в течении дня в зависимости от продолжительности пребывания детей в школе. При формировании рациона питания учащихся, закупке продуктов, составлении меню и приготовлении пищи для учащихся нашей школы соблюдаются принципы рационального, сбалансированного и щадящего питания, т.е.

1. Удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.), в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;

2. Сбалансированность рациона по всем пищевым веществам;

3. Максимальное разнообразие рациона, которое достигается путём достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В рационе учащихся нашей школы ежедневно присутствует мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочные и растительные масла, витаминизированный хлеб, свежие овощи, фрукты, фруктовые соки, разные крупы, три раза в неделю – собственная выпечка и т.д.;

4. Исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающими свойствами, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями;

5. Учёт индивидуальных особенностей детей, в том числе возможность диетического питания.

Для повышения защитных сил детского организма в школе проводится обязательная витаминизация третьих блюд. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническому состоянию пищеблока и столовой, условиям транспортировки и качеству поступающего сырья, срокам реализации и условиям хранения продуктов.

Важнейшим разделом программы является гигиеническое воспитание детей и сотрудников МООУСТ «Санаторно-лесная школа», мотивирующее среду их поведения в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Наиболее эффективным и доступным в этом процессе является планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека и формирование у него мотивации к ЗОЖ.

В задачи гигиенического обучения входят:

    повышение культуры поведения ребёнка;

    культура деятельности;

    отношение к одежде, рабочему месту;

    культура отношений со сверстниками и старшими;

    культурно-гигиенические навыки (опрятность, чистота);

    культура еды.

Гигиеническое воспитание включает в себя и санитарно-просветительскую работу, например, регулярные беседы о профилактике различных заболеваний и здоровом образе жизни:

    угроза гепатита В;

    уход за полостью рта;

    грозный и неизлечимый СПИД;

    пагубность вредных привычек и на другие актуальные темы.

Итак, программа «Здоровье», направленная на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, включает в себя следующие компоненты:

    рациональное питание;

    двигательную активность;

    закаливание;

    позитивное поведение в отношении психического здоровья;

    соблюдение правил личной гигиены;

    гигиенические условия быта;

    рациональный режим труда и отдыха;

    воздержание от вредных привычек;

    позитивное экологическое поведение;

    здоровый сон.

Выполнение данной программы способствует сохранению хорошей работоспособности и функционального состояния учащихся МООУСТ «Санаторно-лесная школа» и поддержанию их здоровья в норме.

Заключение

В последнее время чуть ли не в геометрической прогрессии возрастает количество людей различных профессий и мировоззрений, предлагающих с их точки зрения, единственно верные пути сбережения здоровья обучающихся в школе детей.

Однако решение этой проблемы будет успешным только в том случае, если будут предложены и реализованы способы с учетом всех факторов, обуславливающих данную проблему. Действительно, проблема сохранения (а значимее – улучшения) здоровья учащихся общеобразовательных учреждений является многофакторной. И каждый фактор – целый «букет» причин, негативно влияющих на здоровье детей. Если учитывать только один фактор, то проблему сохранения здоровья мы не решим. Необходимо видеть весь комплекс факторов, все причины

Каждый, кто причастен к судьбе подрастающего поколения, к его будущему, должен с позиций своих возможностей и своей совести обеспечить нормальные условия для сохранения и улучшения здоровья детей. Здесь, на наш взгляд, не может быть оправдывающих ситуаций «мало зависит», «много зависит». Главное, что «зависит», а так как ребенок, учащийся в образовательном учреждении находится солидную часть своей жизни, то понятно, сколь значимо влияние школы на его здоровье.

Прежде, чем решать проблему, необходимо видеть все причины, негативно влияющие на здоровье ученика, а потом – выстраивать и реализовывать целую многофакторную систему деятельности по снятию всех этих причин.

Усиление самостоятельности обучающихся детей, оптимизация содержания обучения, обеспечение сознательного усвоения материала детьми, обеспечение необходимых духовности и нравственности – и есть основа для роста качества образования. Иначе и не может быть, так как сохранение здоровья обучающихся детей – главный критерий качества образования.

Список литературы

    Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. и др. Теория и методика физического воспитания. – М: Просвещение, 1990. – 287 с.

    Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №7. – С. 45–50

    Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

    Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990, №6.

    Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах – М: «Владос – Пресс». 2003. – 176 с.

    Васильева В.В. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. – М: Физкультура и спорт, 1984 – 319 с.

    Грачев О.К. Физическая культура. – М: ИКЦ «МарТ», 2005 – 464 с.

    Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей – М: Академия, 2001 – 448 с.

    Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М: Просвещение, 1980 – 304 с.

    Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №7. – С. 55–57

    Лисицкая Т.С. Проблема сохранения здоровья и поддержания детей М: Физкультура и спорт, 1982 – 231 с.

    Лях В.И. Качество здоровья подрастающего поколения – Физкультура в школе №1 1999 – с. 25

    Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе – М: Владос – Пресс, 2003 – 248 с.

    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М: Физкультура и спорт, 1991 – 543 с.

    Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №7. – С. 51–54

    Укран М.Л. Гимнастика М.: Физкультура и спорт., 1977 – 363 с.

    Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М: Академия, 2001 – 480 с.

    Янсон Ю.А. – Физическая культура в школе – Ростов н/Д «Феникс», 2004 – 624 с.

1 Васильева В.В. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. – М: Физкультура и спорт, 1984. С.12

2 Лях В.И. Качество здоровья подрастающего поколения – Физкультура в школе № 1 1999. С.17

3 Васильева В.В. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. – М: Физкультура и спорт, 1984. С.17

4 Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей – М: Академия, 2001. С.156

5 Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей – М: Академия, 2001. С.98

6 Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей – М: Академия, 2001. С.102

7 Васильева В.В. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. – М: Физкультура и спорт, 1984. С. 142

8 Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей – М: Академия, 2001. С.213

9 Лях В.И. Качество здоровья подрастающего поколения – Физкультура в школе № 1 1999. С.29