Сердечнососудистые лекарственные средства: проблемы и перспективы рынка
КЕМЕРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Контрольная работа
На тему:
"Сердечнососудистые лекарственные средства: проблемы и перспективы рынка"
Введение
Фармацевтическое производство – один из наиболее стабильных сегментов российской промышленности. Ориентирована фармацевтическая отрасль, главным образом, на внутренний рынок, а значит, в отличие от экспортно-ориентированных отраслей, менее чувствительна к колебаниям валютных курсов. Спрос на фармацевтическую продукцию слабо зависит от фазы экономического цикла, что положительно влияет на развитие отрасли в целом. Даже в период спада производства в середине 90-х годов уменьшение объемов в фармацевтике не было таким значительным, как в других отраслях. Достаточно отметить, что доля убыточных предприятий этого сегмента рынка на начало 2000 года составляла 12,6%, в то время как в целом по промышленности – около 50%.
И сегодня российская фармацевтическая промышленность уверенно демонстрирует быстрые темпы роста. Российский рынок фармацевтики по своему объему находится на втором месте после продовольственного, и по оценкам экспертов на начало 2006 г. емкость российского фармацевтического рынка составляла 3,5 млрд. долл. США.
В России медикаменты выпускаются на 117 предприятиях, причем 70% производства приходится на 16 крупнейших предприятий. 84% отечественных предприятий фарминдустрии имеют негосударственную форму собственности, чего не встретишь ни в одной стране мира.
По данным официальной статистики в России в настоящее время насчитывается около 7 тыс. оптовиков (по оценке компании «Росфарм» около 3 тыс.), хотя, по мнению специалистов, для удовлетворения потребностей отечественного рынка достаточно 250 – 300 крупных оптовых компаний. До кризиса 1998 года импортная продукция практически не встречала серьезной конкуренции со стороны российских производителей, восполняя пробелы в их ассортименте. Однако после кризиса многие отечественные фармзаводы сделали ставку на производство импортозамещающих препаратов.
Ассортимент импортозамещающей продукции сейчас приближается к двум сотням наименований, причем по многим позициям внутреннее производство может удовлетворить все потребности российского рынка. Однако на соотношение импортных и отечественных лекарств это пока существенного влияния не оказывает. Дело в том, что большинство иностранных производителей ориентируется на потребителей с доходами выше среднего уровня, которые могут себе позволить дорогие лекарства. Кроме того, ассортимент российских производителей по-прежнему ограничен, и по целым терапевтическим группам конкуренция с импортом вообще отсутствует. Многие эксперты сходятся на том, что широкое присутствие на российском фармацевтическом рынке зарубежных компаний, безусловно, повышает уровень конкуренции в отрасли. В результате наибольшего прогресса добиваются предприятия, модернизирующие производство, активно обновляющие ассортимент и совершенствующие маркетингово – сбытовую деятельность. Ниже на диаграмме представлены данные Госкомстата РФ и Минпромнауки РФ по объемам производства лекарственных средств российскими производителями в период 2001–2007 гг. (на 2007 год приведены прогнозные данные):
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Несмотря на сохраняющееся в отрасли в целом достаточно сложное положение, в производстве лекарственных средств, все же имеют место и позитивные сдвиги. Так, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на российских фармацевтических предприятиях возросло производство медицинских антибиотиков на 17,7%, витаминов – на 21,8%. В первом полугодии 2006 г. на большинстве предприятий отрасли (60%) отмечалось увеличение объемов производства по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Например, на ОАО «Нижфарм» объем выпуска продукции увеличился более чем в 2 раза, на ФГПО «Мосхимфармпрепараты» – на 63%, на ОАО «АЙ-СИ-ЭН Лексредства» (г. Курск) – на 37,5%, на АО «Акрихин» – на 21,7%.
Сердечнососудистые лекарственные средства
К наиболее распространенным кардиологическим препаратам в настоящее время относятся:
– Акридилол (карведилол);
– Валидол;
– Валокордин;
– Капотен;
– Корвалол;
– Нитронг;
– Обзидан;
– Панангин;
– Резерпин;
– Сустак.
Рынок кардиологических препаратов – респонденты, которых периодически беспокоят сердечнососудистые болезни.
Показатели вычисляются либо по населению в целом (все опрошенные), либо по части респондентов, например, по рынку товара или по сегменту рынка. Отнесение респондентов к рынку или его сегменту осуществляется по их ответам на вопросы анкеты.
Сегмент – часть рынка, выделенная по какому-либо признаку. В первой части данного отчета. Рассматриваются сегменты, каждый из которых является рынком одного из лекарств (например, рынок валидола).
Респонденты, которых регулярно беспокоят сердечнососудистые болезни и которые при этом регулярно употребляют валидол), а также отражает частоту употребления сердечнососудистых лекарств (например, чаще чем раз в неделю) и привычные способы покупки лекарств (например, только в аптеке.
Капотен – лидер среди кардиологических средств. Этот препарат оказался незаменимым: четверть века он не только успешно применяется в медицинской практике, но и служит эталоном в своей группе (это первый представитель класса ингибиторов АПФ). В течение 10 лет действия партнерского соглашения происходил постоянный рост объема производства Капотена примерно на 30–40% ежегодно, т. к. спрос на него на российском рынке остается неизменно высоким. Открытие производства Капотена непосредственно в России позволило снизить цену ведущего кардиопрепарата в 2 раза. При этом качество продукции всегда оставалось безупречным. В 2001 году было выпущено 4,5 млн. упаковок на сумму 353 млн. руб. Капотен несколько лет подряд является лидером продаж «Акрихина» и практически полностью обеспечивает потребности российского рынка. ОАО «Химфармкомбинат «Акрихин» до настоящего времени остается единственным предприятием не только в России, но и в СНГ, с которым компания Bristol-Myers Squibb ведет подобное сотрудничество. «Выбор именно этого партнера обусловлен прежде всего тем, что «Акрихин» – один из наиболее влиятельных российских производителей фармацевтической продукции, обладающий большим опытом производства готовых лекарственных средств и фармсубстанций,» – отмечают американские партнеры. В мае 2002 г. состоялся выпуск миллиардной таблетки Капотена. P.S. Сердечнососудистые препараты ОАО «Химфармкомбинат «Акрихин» являются достойной альтернативой импортным медикаментам. Доля кардиологических средств в объеме выпускаемой продукции составляет порядка 40%. В настоящее время предприятие производит практически все фармакологические классы лекарственных средств для лечения сердечнососудистых заболеваний как в сотрудничестве с иностранными компаниями, так и самостоятельно. Продукция комбината включена в Федеральную программу по борьбе с артериальной гипертонией. Последним достижением «Акрихина» в этой области является выпуск (в марте 2002 года) препарата акридилол (карведилол), относящегося к группе α, β – адреноблокаторов неселективного действия. Препарат обладает антигипертензивным, антиангинальным, вазодилатирующим, антиоксидантным действием. Результатами последних клинических исследований была подтверждена его эффективность при лечении больных хронической сердечной недостаточностью, а также при ИБС, но главное – препарат положительно влияет на увеличение продолжительности жизни таких больных. Акридилол – новейшее современное лекарственное средство, несмотря на это препарат хорошо зарекомендовал себя при лечении сердечнососудистых заболеваний. К тому же Акридилол практически в два раза дешевле импортного аналога.
2. Проблемы и тенденции рынка лекарств в России
Одной из важнейших тенденций 2006–2007 гг. стало увеличение доли российских фармацевтических препаратов на отечественном рынке, что было обусловлено как удорожанием зарубежных лекарств, так и падением реальных доходов населения, подорвавшим платежеспособный спрос на фармацевтические товары. Следует отметить, что несмотря на рост доли отечественных производителей на рынке продаж фармпродукции, Россия по-прежнему находится в зависимости от иностранного поставщика.
По прогнозам экспертов в 2008 году российские производители постараются продолжить свою экспансию на внутреннем рынке. Активизируются и дистрибьюторские компании, тогда как зарубежные фирмы будут в значительной степени сохранять выжидательную позицию.
Опережающие темпы внутреннего обесценения рубля по сравнению с внешним по-прежнему остаются одним из важнейших факторов, подрывающих конкурентоспособность российских лекарств. В то же время, по мнению экспертов, в I квартале 2008 г. возможна относительная стабилизация долей рынка отечественных и зарубежных препаратов, хотя не исключается возможность дальнейшего усиления позиций зарубежных препаратов, но более медленными темпами.
Ниже на диаграмме приведена структура российского рынка лекарств на январь 2007 г. по производителям. Основными конкурентами для отечественных фармацевтических компаний являются предприятия стран СНГ, Прибалтики, Восточной Европы, а также Индии и Турции. Среди конкурентов такие традиционные для России поставщики, как Chinoin и Gedeon Richter (Венгрия), KRKA (Словения), Zork, Zdravle (Югославия), Ranbaxy Laboratories, Dr. Redd’s Laboratories, Torrent (Индия). Вместе они заполняют около 70% российского фармрынка.
С начала 90-х годов основная специализация фармзаводов конкурентов – производство дженериков – оригинальных разработок ведущих западных фирм, срок эксплуатации эксклюзивного патента на которые истек. Цены на такие лекарства ниже, чем на оригинальные препараты.
Другая группа поставщиков – это фармацевтические компании развитых стран: Astra, Bayer, Bristol-Myers Squibb (BMS), Ebewe, Hoechst, Pfizer, Glaxo Welcom и др. Таких компаний около 40, в основном они экспортируют препараты, не имеющие аналогов и по монопольно высоким ценам.
По мнению специалистов российский фармрынок дисбалансирован – дженерики занимают неоправданно большое место. Однако этот дисбаланс – лишь отражение уровня жизни россиян и состояния нашего практического здравоохранения. Конкретный пациент остается сегодня самым надежным потребителем, а так как он оплачивает свои лекарства в основном из собственного кармана, то предпочитает довольствоваться более дешевыми препаратами.
Ниже приведен перечень препаратов – лидеров импорта по данным за IV квартал 2006 года, который характеризует ассортимент ввозимых лекарственных препаратов.
Таблица 1. Перечень препаратов – лидеров импорта
№ |
Препарат |
Производитель |
Лек. форма и доза |
Кол-во упаковок, шт. |
Циннаризин |
Софарма АО |
таблетки 25 мг №50 |
1 262 740 |
|
Kавинтон |
Гедеон Рихтер |
таблетки 5 мг №50 |
554 582 |
|
Валокордин |
Kревель Мойзельбах Гмбх |
флакон капли 20 мл №1 |
1 352 340 |
|
Kорвалдин |
Фармак АО |
флакон раствор 25 мл №1 |
744 000 |
|
Kорвалол |
Химфарм АО |
флакон раствор 25 мл №1 |
615 000 |
|
Валидол |
Фармак АО |
таблетки 0.06 №10 |
410 000 |
|
Астрасепт |
Ферментафарма Биодил Лтд |
пастилка №8 |
1 278 000 |
|
Троксевазин |
Медика ЕАД |
тубы гель 40г №1 2% |
769 621 |
|
Амиодарон |
Ривофарм СА |
таблетки 200 мг №30 |
600 000 |
|
Омез |
Д-р Реддис лабораториз Лтд |
капсулы 20 мг №30 |
445 200 |
|
Бактисубтил |
Хехст Мэрион Руссель |
капсулы №20 |
438 000 |
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в наибольшей степени импортируются следующие группы лекарственных препаратов:
сердечно-сосудистые средства;
антигипертензивные (гипертонические) средства.
За 2007 г. импорт медикаментов в Россию в целом вырос на 20% и в денежном выражении составил 1,33 млрд. долл. Согласно официальной информации ГТК РФ, основные поставки медикаментов осуществлялись из стран дальнего зарубежья (на сумму 1,31 млрд. долл.). При этом цены на медикаменты выросли в среднем на 15,2%. Важно отметить, что объем поставок антибиотиков в 2007 г. снизился по сравнению с 2006 г. на 7,9% и всего их было поставлено на сумму 30,7 млн. долларов. Цена же на антибиотики упала в среднем на 15%.
Заключение
Большая емкость рынка фармпрепаратов, уступающего по объему только рынку продуктов питания, и относительно слабая зависимость себестоимости производства на территории России от колебаний валютных курсов делают бизнес в этом секторе экономики привлекательным и стабильным.
Тенденции, складывающиеся на рынке фармпрепаратов России, свидетельствуют о том, что по мере преодоления кризисных явлений в экономике страны российские производители лекарственных средств постепенно будут получать преимущества в конкурентной борьбе с поставщиками фармпрепаратов зарубежного производства. При этом одним из основных факторов, влияющих на этот процесс, становится политика государства в области здравоохранения.
Анализ изменения потребностей населения страны в лекарственных препаратах в сопоставлении с инвестиционными возможностями государства позволяет прогнозировать рост частных инвестиций в фармацевтическую отрасль. Планы государства и некоторых компаний по развертыванию производства лекарственных средств, а также скорость освоения частными предпринимателями в современной России свободных или освобождающихся рынков оставляют от 3-х до 5-ти лет на относительно легкое вхождение в рынок.
С целью оценки состояния и выявления основных тенденций и перспектив развития российского фармацевтического рынка в 2007 г. журналом «Ремедиум» было проведено анкетирование более 1000 ведущих экспертов фармацевтического рынка. Опрос позволил получить данные, анализ которых дал возможность качественно оценить развитие российского фармацевтического рынка по ключевым параметрам на ближайшую перспективу. Результаты анкетирования демонстрируют тенденции изменения следующих показателей:
доли импортных и отечественных лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке;
доли безрецептурных (ОТС) и рецептурных (PD) фармпрепаратов;
доли оригинальных лекарственных средств и дженериков.
По данным Госкомстата, в первом квартале 2007 г. произошло сокращение внутреннего производства лекарств на фоне резкого роста их импорта. В то же время по прогнозам экспертов в 2008 г. возможна относительная стабилизация долей рынка отечественных и зарубежных препаратов и постепенное увеличение доли российских готовых лекарственных средств на фармацевтическом рынке.
В 2008 г. ожидается дальнейшее возрастание роли аптек в продажах лекарственных средств на российском рынке, что, по-видимому, может быть объяснено отсутствием реальных изменений в финансировании лечебных учреждений. Сокращение доли продаж через больницы / поликлиники возможно и в дальнейшем. В то же время большинство экспертов прогнозирует дальнейший рост доли лекарственных средств, оплаченных населением, т.к. в 2008 г. вряд ли можно ожидать, что государство пойдет на какие-либо радикальные изменения в финансировании расходов на здравоохранение, особенно в условиях замедления темпов экономического роста и усиления инфляционных тенденций в экономике. Потребительский спрос формируется с двух сторон – со стороны государства и населением. Государственные закупки составляют около 30% всех расходов на лекарства, поэтому изменения региональных бюджетов в сторону роста закупок медикаментов могли бы весьма заметно увеличить объем фармацевтического рынка.
Увеличение производства в отрасли произошло по следующим видам лекарственных средств: для лечения сердечнососудистых заболеваний – 14 млн. упаковок, что на 6,6% больше, чем в январе-июне 2006 года.
Ожидается сохранение тенденции увеличения доли лекарственных средств, отпускаемых с отсрочкой платежа. Это является следствием укрепления рубля с последовавшим обострением конкуренции на российском фармацевтическом рынке. Российские компании вынуждены сосредоточить усилия как на повышении качества своей продукции, так и на проведении более гибкой сбытовой политики, которая, в частности, проявляется в росте продаж лекарственных средств с отсрочкой платежа.
Специалисты полагают, что, в целом, состояние просроченной задолженности государства за отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам в 2008 г. либо останется без изменений, либо ухудшится. Наиболее «уязвимым» звеном в цепочке платежей остается задолженность бюджета перед аптеками за льготный отпуск лекарств, тогда как состояние других видов задолженности будет относительно стабильным.
Прогнозируется дальнейшее повышение инвестиционной активности основных субъектов фармацевтического рынка. Перспективы развития российского фармацевтического рынка становятся все более определенными, тогда как конкуренция заметно усиливается. Если инвестиционная активность российских производителей объясняется необходимостью противостоять конкуренции зарубежных препаратов, то дистрибьюторы вступают в активную борьбу за потребителей, особенно на региональных рынках. Между тем эксперты вновь ожидают «подтягивания» зарубежных компаний, конкурентные преимущества которых на российском рынке в скором времени могут быть исчерпаны, что потребует от них создания в России собственной производственной базы.
Список литературы
1. Введение в исследование потребления лекарственных средств. Всемирная организация здравоохранения, 2006.
2. Справочник Госкомстата России. 2000–2006 гг. М., 2006
3. Шкатов Д. Капотен: 10 лет в России. Дата публикации: 12/06/2007.