Основные закономерности ВНД детей

Основные закономерности ВНД детей. Профилактика.

ВНД – это деятельность внешнего отдела ЦНС, который регулирует поведение человека.

Слуховой анализатор начинает функционировать с 6 месяцев с момента зачатия. Если мать разговаривает, читает стихи, книги, слушает музыку со своим ребенком, то он наиболее развит после рождения.

К моменту рождения по внешнему виду не отличается от взрослого. Средняя масса мозга ребенка 360-370 г. К году удваивается, к 5 годам увеличивается в 4-5 раз, что приближается к мозгу взрослого человека. Дальше рост мозга замедляется и полностью завершается к 20 годам.

Основная нервная клетка – нейрон. Количество нейронов у взрослого и ребенка одинаковое. Увеличение массы идет за счет увеличения самой нервной клетки, каждая клетка покрывается оболочкой.

Воспитание – это выработка условных рефлексов.

Ятрогенные болезни – болезни, вызванные неосторожным словом.

Классификация детей по ВНД

Красногорский разделил на 4 группы:

    тип сангвистический – сильный тип, оптимально возбудимый, быстрый, уравновешенный.

    тип флегматический – сильный тип, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный.

    тип холерический – сильный тип, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный. Речь неровная.

    тип меланхолический – слабый тип, повышенная возбудимость.

Левое полушарие головного мозга отвечает за речевые функции, логическое и математическое мышление. Здесь формируются человеческие черты. Но нет таланта к музыке, совы.

Правое полушарие отвечает за чувственное восприятие мира. В правом полушарии формируются таланты к музыке, письму. Заложена меланхоличность. Это люди с необычными способностями. Они эмоциональны, возбудимы. Они наверняка просыпаются рано, первую половину дня активны, рано ложатся спать.

Средний тип – и правое и левое полушарие развиты одинаково.

Психическое здоровье – это:

    Отсутствие выраженных психических расстройств у человека;

    Определенный резерв сил у человека, благодаря которому он может преодолеть стрессы в экстремальных ситуациях;

    Это состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией между ним и обществом;

Критерии психического здоровья у детей

    Способность к овладению знаниями в школе;

    Соблюдение определенных норм поведения во взаимоотношениях педагога с ребенком и ребенка с ровесниками.

Невроз – это функциональное нарушение высшей нервной деятельности, обусловленное процессом возбуждения и равновесия.

Причины неврозов: психическая травма, эмоциональное перевозбуждение.

Условия предрасположенности к неврозу:

    наследственность;

    травмы НС;

    наличие хронических заболеваний;

    воздействие на НС токсичных веществ (никотин, алкоголь, наркотики).

Критические периоды у детей.

    В 7 лет – период школьного возраста;

    Переход к предметному обучению;

    Период полового созревания;

    Выбор профессии (9,11 классы).

Общие симптомы неврозов у детей.

    Повышенная возбудимость;

    Нарушение сна;

    Вегетативное расстройство (тошнота, рвота);

    Снижение памяти, слезы.

Факторы развития.

    Чем старше ребенок, тем больше влияют семейные факторы (распад семьи, ссоры родителей);

    Школьные факторы: стресс во всех его проявлениях, скоростные показатели обучения.

Три вида неврозов.

    Нервный тик – быстрые непроизвольные сокращения мышц, которые стереотипно повторяются

    Логоневроз - заикание – нарушение речи, при котором нарушается ее плавное течение, повторение звуков. Происходит в результате судорожного сокращения речевых мышц. Формируется, когда начинается формирование речи. Рано может сформироваться комплекс собственной неполноценности.

    Энурез – возникает с нарушением внутрианатомического развития плода.

Виды неврозов у взрослых.

    Невростения – нервная слабость;

    Психостения - душевная слабость;

    Истерия;

Лечение.

    Нормализовать сон;

    Витамины;

    Успокаивающие средства;

    Благоприятная обстановка для ребенка;

    Лечебная физкультура, водные процедуры.