Врачебная тайна

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

БИРСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Реферат

на тему:

Врачебная тайна

ВЫПОЛНИЛИ: студентки 34 группы

Крылова М. Якупова Р.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Ахмедзянова В.В.

БИРСК-2001

ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНА

Медицинская деонтология учит тому, что в ряду иных специалистов врач особенно часто оказывается облада­телем наиболее сокровенных, интимных сведений, по­лучаемых от обслуживаемых им больных. Такая ин­формация о сокровенных мыслях и переживаниях боль­ного оказывается наиболее исчерпывающей и точной, а следовательно, и ценной для врача всегда тогда, ког­да больной убежден в доверительном характере своих сообщений и сохранении излагаемых сведений в глубо­кой тайне, т. е. в строгом сохранении профессиональной тайны. Не случайным является то, что доверие к врачу пропагандировалось еще в древние времена. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача—никогда».

С древнейших времен известно существование поло­жений о врачебной тайне, которые были довольно ши­роко представлены в известной клятве Гип­пократа: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я ни увидел и ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разгла­шать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной", а также в задолго предшествовавших ей клятвах жрецов.

Следует особое внимание из этого обратить на то, что не все сведения, полученные от больного являются тайной, поэтому врач должен критически оценивать их. И в этом заложен большой гуманистический смысл.

Врачебная тайна связана не только с тем, что больной или его род­ственник может сказать врачу что-то сокровенное, о чем никто не должен знать из близких и соседей. Существенным обстоятельством может быть также и то, что врач осматривает всего больного в его первозданном ви­де и видит все принадлежащие ему физические достоинства и недостат­ки. И о них тоже никто не должен знать. На данное обстоятельство обра­щали внимание врачи уже далеких от нас времен.

Еще в средние века в одной из грузинских врачебных книг "Цигин саакимон" говорилось по это­му поводу: "В трех случаях врачу вполне доверять больше всякого другого случая. Первый случай касается жизни человека. Второй связан с его иму­щественными благами, третий связан с охраной семейной чести. Когда врач придет в семью, никто не должен скрываться от него, молодые де­вушки должны показываться ему, разрешать щупать пульс и доверять, как пастырю. И они не должны скрывать ни одной части тела от врача, не ута­ивать ни одной жалобы, не скрывать ни одной болезни и душевной тайны. Врач должен быть строгим хранителем, и. надлежит ему быть любящим и преданным делу. Если врач не будет таким, он враг, и не следует допус­кать его в дом... Если врач полностью будет владеть медицинской наукой и будет с легкой рукой и всеми любящий, то милостью всевышнего, что только не дает больному его рука, все пойдет на пользу" (Цигин саакимон (Врачебная книга). Отсюда и вытекает правило, что если врач узнал о человеке как о нем самом, так и о том, что волнует его, все это должно сохраниться лишь в его памяти. Первые указания на запрещение врачом разглашать профессиональную тайну содержали такие законода­тельные акты, как эдикт курфюрста Бранденбургского Иоакима 1 (1512), Прусский врачебный эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794), французский Соde Репаl (1810) и др.

Во всех законодательных актах феодальных или бур­жуазных государств учение о врачебной тайне включа­ло два главных положения: прежде всего констатацию того, что врач должен сохранять в тайне все те сведе­ния, которые доверены ему больным, а кроме того, что в определенных случаях закон обязывает его донести до властей те сведения, которые в своем содержании могут хранить опасные тенденции для общества (так, например, сведений о заразных, инфекционных болез­нях; о замышляемых общественно опасных, преступных действиях и др.).

В целом в документах разных стран и времен пони­мание врачебной тайны было весьма пестрым: от абсо­лютного запрещения врачу нарушать ее во всех случа­ях до полного отрицания врачебной тайны как юриди­чески закрепленного акта и выбора врачом решения, исходя из его нравственных, этических обязательств.

Дореволюционные врачи России в этом вопросе руководствовались "Факультетским обещанием", в котором значилось: "Обещаю ... свято хра­нить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказывае­мого мне доверия." Эта этическая сторона в деятельности специалиста имеет большое значение, так как существует немало различных заболе­ваний, о которых больной может поведать только врачу. И если довери­тельный откровенный разговор больного с врачом станет известным ши­рокому кругу знакомых больного, то такой врач, разгласивший тайну стра­дающего, навсегда потеряет у него не только авторитет, но и всякое до­верие. Таким образом, в соблюдении врачебной тайны заинтересованы обе стороны. Поэтому принцип ее соблюдения сложился в далекие вре­мена, когда врачи не входили ни в какую корпорацию, не работали в ка­ких-либо медицинских учреждениях, а были своего рода "ремесленника­ми", основное занятие которых было врачевание. В таких условиях потеря авторитета врача была связана и с экономической стороной, так как врач мог лишиться многих гонораров. Поэтому принцип соблюдения врачебной тайны носит общечеловеческий характер, независимо от социального уст­ройства общества. Он стал как бы неписаным правилом, распространен­ным повсюду.

И тем не менее в нашей стране в "Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении", утвержденных Верховным советом СССР в 1969 году, была предусмотрена специальная статья (М 16), посвященная этому вопросу. В ней говорится: "Врачи и другие меди­цинские работники не вправе разглашать ставшие им известным в силу исполнения профессиональных обязанностей сведения о болезни, интим­ной и семейных сторонах жизни больного. Руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения в случаях, когда этого требуют интересы охраны здоро­вья населения, а следственным и судебным органам - по их требованию".

То, что врач не должен разглашать тайну больного, является его свя­тым долгом перед своей профессией и перед своими пациентами. Но ес­ли врач нарушит это правило, то в соответствии с тем, 'что "Основами за­конодательства" это запрещается, он должен отвечать перед народным судом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса по этим во­просам.

Поэтому обиженный пациент может не только отвергнуть такого вра­ча, но и возбудить против него судебное дело. Однако в нашей стране в Гражданском кодексе нет такой статьи, чтобы осудить врача на какой-то срок, но на его неправильное поведение могут обратить внимание судеб­ные органы, и тем самым такой врач будет как бы морально наказан. В связи с официально существующим запрещением в нашей стране разгла­шать врачебные тайны, подобные судебные дела почти не возникают. Редко встречаются они и в других странах, так как боясь потерять свой авторитет, врачи вынуждены не разглашать полученные сведения от больного. И вольно или невольно, но врачебная тайна, как часть этики врача, стала жизненной реальностью в его повседневной деятельности.

Таким образом, соблюдение или несоблюдение врачебной тайны больше относится к профессиональному долгу врача. Врач должен как бы прислушиваться к голосу своей совести. Это связано с тем, что не всякую тайну, высказанную пациентом, врач обязан в обязательном порядке хра­нить. Напротив, бывает много таких случаев, когда врач в обязательном порядке должен поставить в известность ту или иную организацию, что предусмотрено в выше приведенной выдержке из "Основ ...". Подобных примеров можно привести бесчисленное множество. Допустим, молодой человек хочет вступить в брак, но он страдает венерической болезнью. Само собой разумеется, что прежде чем вступить в брак, ему необходимо пройти эффективный курс лечения, чтобы не заразить жену. И в таком случае врач должен разгласить эту тайну, правда не по принципу "по секрету всему свету", а только кожно-венерологическому диспансеру, где больной должен будет пройти необходимый курс лечения. Или, скажем, женщина просит разрешения работать воспитательницей в детском до­школьном учреждении, а она сама страдает открытой формой туберкулеза, что может стать большой угрозой для детей. И в этом случае врач не может стать ее сторонником, а должен будет принять все меры, чтобы дети не подверглись подобного рода угрозе.

Аналогичных случаев во врачебной практике бывает немало. Однако и в приведенных случаях, несмотря на всю очевидность их разрешения, могут возникать конфликты между врачом и больным. Поэтому во всех подобных случаях, врач не только должен уведомлять соответствующие организации и специалистов, но и проводить соответствующую разъясни­тельную работу среди обратившихся к нему, что он должен поступить именно так, чтобы не создать угрозу заболевания ни в чем не повинных людей.

Итак, под врачебной тайной понимают следующее:

    сведения о больном, полученные медицинским работником от боль­ного или в процессе лечения и не подлежащие разглаше­нию в обществе;

    сведения о больном, которые медицин­ский работник не должен сообщать больному (неблаго­приятный исход болезни, диагноз, наносящий психологи­ческий ущерб больному, и т. д.).

В практике медицинского работника нередко бывают случаи, когда врачебная тайна связана с обманом, который С. П. Боткин назвал «святой ложью». Например, не следу­ет говорить обреченному больному о тяжести его болезни. Слова надежды на выздоровление, высказанные таким людям, приносят им облегчение. Нельзя разглашать све­дения не только о характере и возможном исходе заболевания, но и сведения об интимной жизни больных, так как это может причинить им дополнительные стра­дания и подорвать доверие к медицинским работникам.

Большое значение в общении врача и медицинской сестры с больным играют вера в выздоровление, уверен­ность, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь при ухудшении состояния. Неудо­влетворение просьб, опоздание на вызов больного, небреж­ное выполнение назначенных врачом процедур, адми­нистративно-холодный тон медицинской сестры вызывают у больного тревогу за свое состояние и желание пожало­ваться или просить консилиума.

Медицинская сестра не должна рассказывать о том, что случилось в соседнем отделении, распространять вести о тяжелобольных, так как это может обострить болезненную ипохондричность, усилить страх и беспокой­ство больных за свое здоровье. Фамильярность, резкий тон в разговоре очень мешают созданию нормальных отношений и контакта между медицинской сестрой и больными.

При установлении контакта необходимо понять пере­живания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медицинской сестры к состра­данию. Сочувственный отклик на жалобы больного, стрем­ление по возможности облегчить его болезненные пере­живания порой оказывают не меньшее лечебное действие.

На таких позициях стоят врачи-гуманисты. Известный отечественный врач-писатель В.В.Вересаев в своей знаменитой книге "Записки врача" писал: "Если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающим больного, то врач не только не может, но и должен нарушить тайну. Од­нако в каждом таком случае врач должен суметь дать и перед больным и собственною совестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основа­нии он нарушил вверенную ему больным тайну" (Вересаев В. Собрание сочинений.- М., 1961.).

В условиях РСФСР проблема тайны не была однозначной. В 20-е годы Наркомздрав во главе с Н.А.Семашко стоял на позиции отрицания этого же порядка. Тогда считалось, что такой порядок характерен лишь для капиталистического общества. У нас же при бесплатной и общедо­ступной помощи в этом нет никакой необходимости. Не всеми поддержи­валась такая тактика. Известный русский писатель В.В.Вересаев в 1928 году писал, что "позиция Наркомздрава ведет на практике, в рядовой массе врачей ...к ужасающему легкомыслию и к возмутительному прене­брежению к самым законным правам больного" (Вересаев В. Собрание сочинений.- 1985.- Т.1). Позже и Н.А.Семашко признал, что это была ошибка Наркомздрава.

Не все этические нормы во всех странах воспринимаются однознач­но. Если в нашей стране от больного скрываются сведения, что он болен раком, то в США, наоборот, считают возможным ставить его об этом в из­вестность.

Современное понятие о врачебной тайне зафиксировано в Между­народном кодексе медицинской этики, существующем с 1949 года. В нем сказано: "Врач должен сохранять в абсолютной тайне все, что он знает о своем пациенте в силу доверия, оказываемого ему". Здесь весьма катего­рично сказано, что врач должен сохранять в тайне все. В данном случае следует понимать так, что все лишь из того, что составляет истинную тай­ну.

Важно при этом помнить, что сохранение врачебной тайны является одним из важных условий сохранения доверия больного к врачу.

В 1967 году Министерство здравоохранения СССР в своем циркуляр­ном письме "О мере по сохранению медицинскими работниками врачеб­ной тайны", потребовало не только неукоснительного выполнения устано­вленного порядка, но и обратило особое внимание, чтобы врачи не выда­вали ее по причине своей болтливости. Ответственность отечественных врачей за разглашение врачебной тайны регламентируется ст. 17 "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении". В РСФСР это отражено в Законе о здравоохранении в ст.21.

Литература.

    С.Я.Чикин «Современные проблемы биомедицинской этики». М.,1995.

    Н.Д.Лакосина, Г.К.Ушаков. «Учебное пособие по медицинской психологии». М., 1976.

    В.Ф.Матвеев. «Основы медицинской психологии, этики и деонтологии». М., 1989.