Авиценна (работа 3)
Этот файл взят из коллекции Medinfo
http://www.doktor.ru/medinfo
http://medinfo.home.ml.org
E-mail: medinfo@mail.admiral.ru
or medreferats@usa.net
or pazufu@altern.org
FidoNet 2:5030/434 Andrey Novicov
Пишем рефераты на заказ - e-mail: medinfo@mail.admiral.ru
В Medinfo для вас самая большая русская коллекция медицинских
рефератов, историй болезни, литературы, обучающих программ, тестов.
Заходите на http://www.doktor.ru - Русский медицинский сервер для всех!
Тысячу
лет
назад в Бухаре жил
гениальный человек
по имени Абу
Али
Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али
ибн-Сина.
Ибн-Сина был
ученым-энциклопедистом. Его научное
наследие весьма обширно и охватывает
все отрасли знания того времени:
философию, логику, музыку, поэтику,языкознание,
медицину, математику, астрономию,
химию,биологию, геологию,
и
другие.
Через сто с небольшим
лет
после его смерти
по
приказу религиозных фанатиков в Багдаде
на главной площади сожгут философские
книги Ибн-Сины,
а
еще через несколько сотен лет в Европе
после изобретения печатного станка
сразу после Библии напечатают огромные
пять томов "Канона врачебной науки".
Абу Али аль Хусейн
ибн-Абдаллах
ибн-Сина
родился в сентябре 960 года в небольшом
селении Афшана
близ
Бухары. В своей биографии Ибн-Сина
писал:
"Отец мой был из Балха
и
приехал оттуда в Бухару во дни правления
саманида Нух ибн Мансура и
занялся там работой в диване - канцелярии.
Ему предоставили управление Хармайсаном,
центром
одного из бюликов
(районов)
в окрестностях Бухары. Из Афшаны,
одного
из ближайших
селений,
он взял себе в жены
мою
мать по имени Ситара - звезда. Там же и
родились сначала я, а затем мой брат."
Ибн-Сина принадлежал
к населению Средней Азии,
говорившему
на языке фарси-дари. На этом языке он
писал короткие стихи - четверостишья
"для отдохновения души..."
Отцу
Ибн-Сины Абдаллаху
и
его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно
было решено назвать первого сына
Хусейном, но в благородных домах нужно
было дать сыну и кунью - почетное прозвище.
"У моего мальчика обязательно будет
свой сына смеялся Абдаллах.
Так
пусть же не мучается мой мальчик Хусейн.
Я уже дал имя его будущему сыну Али.
Кунья
будет Абу
Али". Откуда
было знать Абдаллаху,
что
напрасно он выдумал эту , затею со вторым
именем. Не будет у Хусейна сына, и семьи
у него своей не будет. А станет скитаться
он всю жизнь по караванным путям от
города к городу, от правителя к правителю.
Маленький Хусейн был очень любопытным
мальчиком. Слово "Почему?" он
повторял много раз в день, удивляя и
детей и взрослых своей любознательностью.
Когда Хусейну исполнилось пять лет,
семья переехала в Бухару. Мальчика
поместили
в начальную мусульманскую школу - мактаб
, где
он
проучился до 10 лет. Хусейн был самым
маленьким из пятнадцати учеников хатиба
Убайда. Главы
из Корана - суры - ученикам школы читались
по-арабски. Многие мальчики плохо знали
арабский язык. Хусейн сразу подступил
к учителю с вопросами, но тот говорил:
"Учи Коран. Там на все есть ответы."
Одновременно Хусейн ходил и к другому
учителю,который обучал его грамматике
,
стилистике
и арабскому языку.
Однажды Хусейн
сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь
я
могу задать свои вопросы?" Учитель
обиделся: "Коран учат долгие годы и
редким мусульманам, знающим его
наизусть,дают почетное звание - хафиз".
"Значит я
хафиз!"
-
сказал мальчик. На экзамене Хусейн
рассказал все суры, не пропустив ни
одного слова. Так не знал
Коран даже
сам хатиб
Убайд. С
тех пор Хусейн не ходил в
маетаб.
К
десятилетнему возрасту, то есть к 990
году, будущий великий ученый заканчивает
первый, начальный. Цикл своего образования.
Он поражает всех памятью, цитируя
наизусть текст всего Корана, и восхищает
знанием арабской литературы. С этого
времени Ибн-Сина
становится
шейхом. Из его собственной биографии:
"К
десяти годам я изучил Коран и литературную
науку и делал такие успехи, что все
поражались".
Выдающиеся
способности мальчика были рано замечены.
После десяти лет отец взял его из школы,
и дальнейшее образование подросток
получил, занимаясь с приходящими на дом
учителями. Он усиленно изучал математику,
физику, логику, законоведение,
астрономию,философию, географию и многое
другое. Обстановка в семье способствовала
духовному развитию юноши. Отец
Ибн-Сины,человек
состоятельный и образованный, был близок
к исмаилитам,
которые
и сделали его своим последователем.
(Исмаилиты
-
противники ортодоксального ислама).
Ибн-Сина
не
принадлежал к исмаилитам,
но
живо
интересовался содержанием их
проповедей. Возможно, от
исмаилитов
Ибн-Сина, воспринял
критическое отношение к
Корану.
Исмаилитом
был
и первый учитель, преподававший
Ибн-Сине
философию и математику. Лбу Абдаллах
ан-Натили.
Учение
шло столь успешно, что вскоре ученик не
только догнал учителя, но и неоднократно
ставил его в тупик. В автобиографии
Ибн-Сина
описывает
такой случай:
"Я
дал
такой анализ данного определения,
подобного какому он не
слыхал. Он удивился мне , как только мог и советовал родителю
моему не занимать меня ничем , кроме наук... То же было и с книгой Евклида. пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя . а остальные - самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : “Читай сам , решай теорему , а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов , которые он до того не знал и научился им от меня”.
Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина , согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. “Затем я пристрастился к науке врачевания , - говорится в автобиографии , - и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук , и , конечно , я преуспел в ней в кратчайшее время так , что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных , и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет”.
Изучал медицину Ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари , известного бухарского медика , автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго. ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом , что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии Ибн-Сина вспоминает : “Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно . и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему”.
Чем болел эмир Бухары , и как его лечил Ибн-Сина , точно не известно. Известно лишь , что лечение помогло , и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также , что в благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека - одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество.
Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Возможно , именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине , где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками , а также указание на то , отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг , а затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для “Канона врачебной науки” . над которым Ибн-Сина работал долгие годы.
В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан , и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением , положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно , и он принял решение переехать в Гургандж , столицу Хорезма.
До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину , скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма ,Абиверда , Нишапура , Туса , Гургана , Рея, Хамадана , Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти , то становился визирем , то попадал в тюрьму , жил и в роскоши и в нищете , но не на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено , погибла его библиотека , в том числе
рукопись философской энциклопедии в двадцати томах “Ал-Инсаф” (“Справедливость”).
“Канон врачебной науки”
При жизни Ибн-Сины большой известностью пользовался обширный труд основателя и руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса под названием “Царская книга”. Одним из непосредственных предшественников “Канона” был 30-ти томный труд Абу Бакара ар-Рази “Всеобъемлющая книга по медицине”. Однако эти труды страдали общими недостатками. Изложенные в них сведения не были в достаточной степени систематизированы , результаты наблюдений переплетались с явным вымыслом , рекомендации дополнялись мистическими истолкованиями. Построение книг было очень нечетким, а изложение настолько сложным, что пользоваться ими мог только достаточно опытный врач.
Ибн-Сина , работая над книгой , поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и справился с ней , создав один из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов - “Канон врачебной науки”.
“Канон врачебной науки” - одна из самых знаменитых книг в истории медицины. По существу - это целая медицинская энциклопедия , рассматривающая с большой полнотой (в пределах знаний того времени) все , что относится к здоровью и болезням человека.
Этот капитальный труд , включающий в себя около 200 печатных листов , уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок , “Канон” оказался среди первых печатных книг , и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст “Канона врачебной науки” был издан впервые в 1473году , а арабский - в 1543году.
Точная дата завершения работы над “Каноном” не установлена. Предположительно это 1020 год.
“Канон врачебной науки” - это обширный труд , состоящий из 5 книг.
В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины , во второй - речь идет о болезнях , в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.
В книге 2-ой описаны “простые” лекарства , излагается учение Ибн-Сины о лекарствах , их природе , их испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного , животного и минерального происхождения с указанием их действия , способов применения , правил сбора и хранения.
Книга 3-я , самая обширная , посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.
Книга 4-я посвящена хирургии , лечению вывихов и переломов , общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях , гнойных воспалениях подкожной клетчатки , а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.
Книга 5-я содержит описание “сложных” лекарств , а также ядов и противоядий.
Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранные многочисленные материалы в систему , связать их с клиническими наблюдениями. Рекомендуемые в “Канонах врачебной науки” лекарственные средства разнообразны , многие из них позднее вошли в научную фармакологию.
Систематичность и логичность как большие достоинства “Канона” отмечали даже те , кто склонен был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины. Успех “Канона врачебной науки” был вызван ясностью , убедительностью , простотой описания клинической картины болезней , точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти особенности быстро создали “Канону” огромную популярность , а его автору обеспечили “самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском мире средних веков”.
Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране возле городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
Используемая литература :
Ю.Н. Завадовский : “Абу Али Ибн-Сина” ;
В.М. Воскобойников : “Великий врачеватель” ;
Б.Д. Петров : “Ибн-Сина ( Авиценна ) ;
В.А. Смирнова-Ракитина : “Повесть об Авиценне” ;
А.А. Семенов : “Абу Али Ибн-Сина ( Авиценна )” .