Медицина в системе знаний о человеке
Медицина в системе знаний о человеке
Корень слова "медицина"
(индоевропейское - med) означает "середина",
"мера". Смысл этих слов связан и с
нахождением средства (меры) исцеления,
и с оценкой исцеления как действия между
чудом и знанием, и с "срединным"
местом медицины между естествознанием
и антропным (социально-гуманитарным)
знанием.
Современная
медицина - это уникальная форма
синтезирования достижений фундаментальных
и прикладных отраслей естествознания.
Но от "чистого" естествознания
медицину отличает то, что она работает
не с "веществом", "полем" или
"информацией", а с человеком, знание
о котором не ограничивается естествознанием,
но предполагает нравственное измерение.
1. Медицина между нравственностью и моралью
Нравственность - это код
человеческих отношений. Неудивительно
поэтому, что религиозная культура, а
также любая фундаментальная философская
система обладает "ключом" к
расшифровке этого кода, т.е. включает в
себя этику. Латинское слово ethice
означает - учение о нравственности, т.е.
систему непротиворечивых суждений об
основаниях, смысле и назначении морали.
При определении этики употребляются
слова "нравственность" и "мораль",
которые в данном случае и очень часто
в разговорной речи используются как
синонимы, т.е. слова, равные по значению.
Тем не менее между ними есть различие.
Этимологический
анализ русского слова "нрав"
приводит к исконно-русскому норов,
что как нельзя лучше свидетельствует
о том, что слова "нрав", "нравственность"
фиксируют эмоционально-психический
характер человека, который не всегда
оценивается положительно. "Норов"
или "нрав" человека может быть
вспыльчивым, угрюмым, жестоким и т.п.
Это различие сохраняется, когда поступок
человека оценивается как нравственный
(человек действовал по своему нраву),
но не морально (т.е. вопреки нормам
общества). Типичным примером несовпадения
"нравственности" и "морали"
является поступок Анны Карениной в
одноименном романе Л.Н.Толстого. Анна,
оставляя мужа, поступает нравственно,
т.е. согласно своим чувствам и характеру,
но аморально, т. е. вопреки долгу и нормам
общества. Этот пример свидетельствует,
что за понятием "мораль" закрепилось
значение отклассифицированных нравов,
приемлемых (должных, добрых) и неприемлемых
(недолжных, злых) для общества, или
значение совокупности принципов и норм
поведения людей в обществе.
Схематично каждый поступок человека
является результатом взаимодействия
(включая противоборство) его нрава
("природы", "свободы") и моральных
норм ("долга", "обязанности").
"Ибо знаю, что не живет во мне, то есть
в плоти моей, доброе; потому что желание
добра есть во мне, но чтобы сделать оное,
того не нахожу. Доброго, которого хочу,
не делаю, а злое, которого не хочу, делаю"
(Рим. 7, 1819). Многообразие возможных
комбинаций и сочетаний в этом взаимодействии
определяется многообразием характеров,
ситуаций, эмоциональных состояний и
составляет реальность нравственных
отношений. Исходное многообразие
нравственной реальности фиксируется
в этике понятием "относительности".
Перенос этого понятия на уровень
моральных норм и принципов типичен, но
не вполне корректен. Вряд ли можно
говорить об относительности Библейского
Декалога (Десять заповедей Моисея),
который существует уже свыше 3000 лет у
разных народов во всей Земной цивилизации.
Более того, история культурных сообществ
свидетельствует, что существует
фундаментальное единообразие в главных
моральных универсалиях, а разнообразие
культур определяется различием в
этических деталях. Современные
исследования свидетельствуют, что
"индивиды и культуры не очень глубоко
различаются в отношении того, что они
считают конечными этическими ценностями"
[ 1 ]. К непреходящим этическим
ценностям относятся милосердие, забота,
сочувствие, спасение жизни. Именно эти
ценности являются центральными и
определяющими для профессиональной
врачебной или медицинской морали.
Независимо от того, на каком континенте
работает врач или в какой стране живет
пациент, несмотря на существующие
временные и пространственные границы
между людьми и их культурно-национальные
различия, ценности жизни и милосердия
принимаются всеми врачами и пациентами.
Таким образом, к принципиальным
особенностям профессиональной врачебной
морали относится ее универсальный или
интернациональный, или всеобщий характер.
Врачебную мораль можно определить как
систему обязательств, которую принимает
и исполняет врач, оказывая помощь
больному человеку. Но каково отличие
системы обязательств в профессиональной
врачебной морали от любой другой системы
моральных обязательств, в том числе и
профессиональной?
Возникновение той или иной формы
профессиональной морали является
результатом взаимодействия реальной
практической деятельности и ее идеальных
регуляторов. Различие форм практической
деятельности определяет различие форм
прикладного этического знания
(политическая этика, юридическая этика,
этика бизнеса и т.п.). Своеобразие
прикладного этического знания заключается
в том, что идеальные регуляторы той или
иной профессиональной деятельности
практически всегда содержат определенное
отступление от общепринятых моральных
представлений. Это отступление имеет
форму повышенного значения того или
иного морального принципа (например,
"долг" в юридической этике ) или
форму снижения порога требовательности
(например, правило этики торгового
бизнеса - "покупатель всегда прав").
Профессиональная этика, как правило,
оправдывает тот или иной вид "отклоняющегося
поведения". Мера и формы этого
"отклонения" определяются
особенностями профессиональной
деятельности.
Принципы
профессиональной врачебной этики,
сформулированные Гиппократом,
действительно отклонялись от влиятельных
в античной культуре натуралистическо-гедонистических
ориентаций, которые были направлены на
культивирование естественных свойств
и индивидуальных потребностей человека.
Отклонение в нравственном поведении
врача от реальной практики человеческих
отношений Гиппократ видел прежде всего
в том, что оно должно быть сориентировано
не на личное индивидуальное благо врача
и поиски путей его достижения (будь то
благо материальное, чувственное и т.п.).
Умение подчинить
себя интересам больного, милосердие и
самоотверженность - это не только и не
просто заслуживающие уважения свойства
личности врача, а свидетельство его
профессионализма.
Поведение врача и с точки зрения его
внутренних устремлений, и с точки зрения
его внешних поступков должно мотивироваться
интересами и благом пациента. "В какой
бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы
больного, будучи далек от всего
намеренного, неправедного и пагубного",
- писал Гиппократ [ 2 ]. Практическое
отношение врача к человеку, изначально
ориентированное на заботу, помощь,
поддержку, безусловно является основной
чертой профессиональной врачебной
этики. Гиппократ справедливо отмечал
непосредственную зависимость между
человеколюбием и результативностью
профессиональной деятельности врача.
Человеколюбие не только является
основополагающим критерием выбора
профессии, но и непосредственно влияет
на успех врачебной деятельности, в
значительной степени определяя меру
врачебного искусства. "Где любовь к
людям - писал Гиппократ, - там и любовь
к своему искусству" [ 3 ].
Типологическая близость медицинской
профессиональной и религиозно-деонтологческой
этики очевидна.
Православие, являясь исторически и
логически первым христианским вероучением,
сформировало традицию онтологического
понимания нравственности, т.е. глубинной
включенности нравственности в единое
и целостное "устроение мира". Именно
поэтому в православной нравственной
философии моральные ценности и первая
из них - любовь к Богу и ближнему - не
только желательная норма поведения.
Это - принцип бытия, закон "устроения
мира", без соблюдения которого
распадается "связь времен" и
смыслов, одним из звеньев которой
является смысл человеческой жизни.
Смысл же человеческой жизни в христианской
этике непосредственно связан со служением
ближнему. В связи с этим, врачевание по
сути дела - одна из уникальных человеческих
профессий, смысл и назначение которой
максимально совпадает с "деланием
добра", с христианскими ценностями
милосердия, человеколюбия и спасения
жизни. Не случайно первая модель
социального института здравоохранения
как деятельного проявления милосердия
и человеколюбия была реализована в
христианских монастырях.
Глубоко символична красно-крестная
символика международной организации
медицинской помощи и милосердия, на
которую уповают сегодня в каждом
неблагополучном районе мира, что в
который раз подтверждает слова Иоанна
Златоуста:"Такова сила милосердия:
оно бессмертно, нетленно и никогда не
может погибнуть" [ 4 ].
Однако задача этики, и общей, и
профессиональной, заключается не только
в том, чтобы перечислить основные (в
частности для данной специальности)
ценности и связать их в определенное
практическое нравоучение. Одной из
задач этики является объяснение и
обоснование того, почему именно эти
ценности получают статус основных,
какова природа и причина их обязательности,
в каком отношении ценности профессиональной
этики находятся к другим формам
регулирования врачебной деятельности,
в частности к медицинскому праву.
2. Медицина между правом и моралью
В XX веке медицинская деятельность
регламентируется двумя формами
социального регулирования - моралью и
правом. Принципиальное отличие правового
регулирования человеческих отношений
от морального заключается в том, что
правовое - реализуется через законы,
правительственные постановления,
судебные решения, в то время как моральное
регулирование осуществляется на уровне
индивидуального нравственного сознания
и общественного мнения. "Интерес
собственно нравственный, - писал Вл.
Соловьев, - относится непосредственно
не к внешней реализации добра, а к его
внутреннему существованию в сердце
человеческом" [ 1 ]. Такая
локализация нравственных требований
предполагает свободное и добровольное
их исполнение, напротив, требования
правовые допускают или прямое или
косвенное принуждение.
Принудительный характер права сохраняется
несмотря на то, что в современной культуре
произошли серьезные изменения
судебноправовой системы в сторону роста
влияния охранительного правосудия.
В рамках этого правосудия права и свободы
личности признаются ценностями, охрана
которых становится приоритетной задачей
современных правовых государств.
В России принципиальные изменения в
понимании права происходят в 90-х годах.
В Советском Союзе преобладала карательная,
а не охранительная функция правосудия.
Доктрина государственного уголовного
возмездия основывалась на понимании
права как средстве предупреждения
преступления. Права гражданина в области
здравоохранения сводились к государственным
гарантиям от профессиональных
преступлений, подлежащих уголовному
наказанию. Согласно Уголовному кодексу
РСФСР от 27 октября 1960 года к категории
преступлений относилось: "неоказание
помощи больному", "незаконное
производство абортов", "выдача
подложных документов", "незаконное
врачевание", "нарушение правил,
установленных с целью борьбы с эпидемией",
"стерилизация женщин и мужчин без
медицинских показаний", "недопустимые
эксперименты на людях", "нарушение
правил хранения, производства, отпуска,
учета, перевозки сильнодействующих
ядовитых и наркотических веществ",
"халатность", "убийство по
неосторожности".
В результате изменений в Уголовном
кодексе РФ от 15 мая 1995 года изъята статья
о стерилизации и добавлен ряд новых
статей, среди которых "незаконное
помещение в психиатрическую больницу"
(ст. 126 (2)), "разглашение сведений,
составляющих врачебную тайну" (ст.
128 (1)).
В новом Уголовном
кодексе РФ, вступившем в силу 1 января
1997 года, перечень основных профессиональных
преступлений сохраняется. Статья о
"разглашении сведений, составляющих
врачебную тайну", поглощается более
общей формулировкой статьи 137(2) "Нарушение
неприкосновенности частной жизни".
В раздел "Преступления против жизни
и здоровья" вводятся две новые статьи:
"принуждение к изъятию органов или
тканей человека для трансплантации"(от.
120) и "заражение ВИЧ-инфекцией"(ст.
122).
Однако изменения
происходят не только в Уголовном кодексе.
В 1993 году утверждается Общеправовой
классификатор отраслей законодательства,
который включает в себя такую
самостоятельную отрасль как Законодательство
об охране здоровья граждан, которое в
свою очередь представлено рядом законов
- "О трансплантации органов и (или)
тканей человека", "О психиатрической
помощи" и тд.
Эти
законы детально регламентируют
взаимоотношения пациентов, с одной
стороны, и медицинских работников и
учреждений, с другой, при оказании
медицинской помощи. При этом медицинское
право становится открытой системой:
число нормативных актов растет. Например,
в Комитете по безопасности Государственной
Думы подготовлен проект Федерального
закона "О правах и безопасности
пациентов в сфере здравоохранения",
в Комитете по охране здоровья - Федеральный
закон "О репродуктивных правах граждан
и гарантиях их осуществления". В 1996
году российская общественность получила
возможность познакомиться с проектом
закона "Об эвтаназии и условиях ее
применения" [ 2 ]
Тенденция к всеохватывающему
законодательному регулированию отношений
между пациентом и медицинским работником
соответствует курсу на создание в России
правового государства, в рамках которого
главным принципом в регулировании
человеческих отношений провозглашается
закон, а не те или иные интересы
власти.
Отличительным
признаком правового государства является
детально разработанное "охранительное"
(наряду с карательным) правосудие, чья
основная задача заключается в охране
и защите прав и свобод личности, которые
в правовом государстве признаются как
важнейшие ценности. Законодательство
об охране здоровья граждан являет собой
типичный образец охранительного права.
В правовом государстве происходит
переход от запретительного и обвинительного
понимания права, от права как "уложения
о наказаниях", к пониманию права как
"совокупности общеобязательных
правил поведения". К позиции
истолковывать право как институт,
способный и предназначенный "определять
поведение людей и их коллективов, давать
ему направление функционирования и
развития, вводить его в определенные
рамки, целеустремленно его упорядочивать"
[ 3 ], необходимо относиться
осмотрительно. Нельзя забывать, что
"право есть низший предел или
определенный минимум нравственности"
[ 4 ]. В этом заключается еще одно
принципиальное отличие правовой и
моральной регуляции поведения человека.
В чем же состоит этот
"минимум нравственности" права?
Прежде всего в
исходном и определяющем смысле и значении
морали для права. Например, Библейский
Декалог (Десять заповедей) был и остается
введением не только для всех законодательных
частей Пятикнижия, но и для всей
законодательной евро- и азиатской
культуры более 3000 лет. Но заповеди - это
веление Бога, а право - это феномен
человеческой воли, выражение интересов
и потребностей людей.
Влияние и организующая роль библейской
морали в формировании законодательств
современных культур вряд ли может быть
оспорена. Спорной оказалась попытка
средневековых законодательств объединить
"порядок благодатный", который по
сути своей не может не быть добром, с
"порядком правовым", который по
сути своей не может не быть связан с
карой, наказанием, принуждением,
ограничением свободы, словом, со злом.
Задача права "не в том, чтобы лежащий
во зле мир превратился в Царство Божие,
а в том, чтобы он до времени не превратился
в ад" [ 5 ]. Реальность различия
и несоответствия между нравственностью
и правом, ценностями и законом, приводит
мыслителей XVII-XVIII веков - Гоббса, Локка,
Руссо, Канта, Фихте и др. - к принципиальному
отделению права от нравственности и
приданию праву чисто формального
характера. Право начинают определять
как средство разграничения воли отдельных
лиц.
Тем не менее
"минимум морали" сохраняется и в
предельно формализованном праве. Он
заключается в признании ценности
достоинства человека и его неотъемлемых
прав. До середины XVIII века эта ценность
была наполнена религиозным содержанием:
достоинство человека и его права, и
прежде всего право на свободу, определялось
тем, что каждый человек есть образ и
подобие Божие. На протяжении веков эта
идея работала на превращение в
"антропологически несущественные"
различия между людьми - свободными и
рабами, варварами и греками и т.п.
Результатами этой многовековой работы
и являются ценности прав, свобод и
равенства людей.
Секуляризированные ценности "естественных
прав" и достоинства человека становятся
"этическим минимумом" либерального
права. Эти ценности отбирает и признает
либерализм по критерию их естественной
природности, который в свою очередь
объявляется определяющим в условиях
"этического плюрализма", т.е.
разнообразия моральных регуляторов и
их относительности. Именно "этический
плюрализм" становится основанием
претензий современного либерального
права определять поведение людей, т. е.
выполнять функции морали, а в перспективе
выйти на уровень создания "новой"
общечеловеческой морали. В качестве
примера вытеснения морали правом может
быть рассмотрено отношение к абортам
в России. Большая Советская Энциклопедия
определяла: "Право - это совокупность
установленных или санкционированных
государством общеобязательных правил
поведения". Соединение понимания
права как совокупности "общеобязательных
правил поведения" с законодательным
принципом, согласно которому "каждая
женщина имеет право самостоятельно
решать вопрос о материнстве" и дает
в итоге "новый этический стандарт",
который формирует сознание людей,
определяет их поведение и приводит к
той статистике, по которой Россия
устойчиво занимает первое место в мире
по числу производимых абортов.
Попытки современного права в России
заменить собой моральное регулирование
обрекает законодательство на утрату
своих функций - упорядочивания, соблюдения
и охрану интересов всех членов общества.
Например, согласно уже упоминаемой
статье 36 "Основ законодательства РФ
об охране здоровья граждан"- "каждая
женщина имеет право самостоятельно
решать вопрос о материнстве". Это
вряд ли может быть согласовано с
пониманием деторождения как "дара
Божьего" и с интересами людей,
разделяющих моральные принципы
христианства во всех его вероисповеданиях,
иудаизма, ислама и других религиозных
объединений.
Данный
пример можно рассматривать также в
качестве проявления принципиального
несовпадения законов и нравственных
ценностей, различия права и морали. Это
несовпадение ценностей и законов делает
понятным, почему во многих государствах
Европы и Америки, наряду с детально
проработанной правовой регламентацией
существуют детально проработанные
этические кодексы профессиональных
медицинских объединений.И в условиях
преобладания карательного правосудия,
и в условиях доминирования правоохранительной
системы, этика вообще и профессиональная
биомедицинская этика в частности
выполняют социальную функцию защиты
личности врача, его права поступать
не только по закону, но и по совести.
К типичным примерам
несовпадения права и морали можно
отнести законодательство фашистской
Германии 1938-39 гг. об эвтаназии неполноценных.
Известный немецкий философ и психиатр
К.Ясперс утверждал, что XX век породил
не только атомную бомбу и бактериологическое
оружие, но и феномен преступной
государственности, в котором абсолютное
зло находит свое легальное
политико-юридическое воплощение. Ж.Доссе
в работе "Научное знание и человеческое
достоинство" утверждает, что люди
должны опасаться не научных достижений,
а тоталитарных режимов, которые с помощью
законодательства могут использовать
их против человеческого достоинства
[ 6 ].
Если врач
не ограничивается в своей деятельности
механическим исполнением законов, но
стремится выполнить свой профессиональный
долг добровольно и осмысленно, то
освоение морально-этического знания
означает для него приближение к решению
этой задачи.
Литература
1. |
Соловьев Вл. Оправдание добра. Соч. в 2-х тт., М. 1988, т. 1, с. 448-449. |
2. |
Ардашева Н.А. Проблемы гражданско-правового обеспечения прав личности в договоре на оказание медицинской помощи. Тюмень, 1996, с. 128-138. |
3. |
Алексеев С.С. Теория права. М.БЕК, 1995, с. 31. |
4. |
Соловьев Вл. Оправдание добра. Соч.в 2-х тт. М. 1988, т. 1, с. 448. |
5. |
Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М. 1913, с. 25. |
6. |
Доссе Жан. Научное знание и человеческое достоинство. - "Курьер Юнеско", ноябрь, 1994, с. 7. |