Электроснабжение аэропортов
Курсовая работа
Электроснабжение аэропортов
1.Введение
Электрификация основных производственных процессов в настоящее время столь высокого уровня, что даже кратковременное прекращение подачи электроэнергии серьезно влияет на выход готовой продукции, существенно снижает производительность труда и может привести к большим материальным потерям. Не является исключением и аэрофлот. Во всех службах аэрофлота основным видом энергии является электрическая энергия. Поэтому отключение электропитания практически парализует деятельность этого сложного производственного объединения. Нарушение электроснабжения АТБ, складов ГСМ, аэровокзала и других производственных узлов приведет к прекращению подготовки авиатехники к полетам задержкам рейсов и нарушении регулярности полетов. Обесточивания КДП и других объектов посадки УВД приводит к резкому уменьшению производительной способности аэропортов, может повлечь за собой его закрытие, а при неблагоприятном стечении обстоятельств является причиной летного происшествия и даже катастрофы, поэтому к надежности электроснабжения аэропорта предъявляется повышенное требование, которые необходимо выполнять. Следовательно, рационально построение схемы электроснабжения аэропорта имеет серьезное значение. Целью данного курсового проекта является разработка наиболее выгодной и надежной системы электроснабжения и ее расчет.
2. Исходные данные
Класс аэропорта 4
Длина ВПП 1.2км.
Варианты: – Основной 14
– А 15
– В 16
Номинальное напряжение сети 6 кВ
Номинальное напряжение кабеля 10 кВ
График нагрузки 6
Размещение потребителей в АП:
Таблица 1
№ |
Наименование объекта |
Х, км |
Y, км |
Кол-во |
1. |
Аэровокзал |
0,9 |
0,25 |
|
2. |
Посадочный павильон |
1,0 |
0,25 |
|
3. |
МНО |
– |
– |
6 |
4. |
АТБ |
-0,9 |
0,3 |
|
5. |
Стояночные колонки |
– |
– |
2 |
6. |
Ангары |
-0,1 |
0,3 |
1 |
7. |
Материальные склады |
0,4 |
0,4 |
3 |
8. |
Склады ГСМ |
0,5 |
0,5 |
|
9. |
Котельная |
0,7 |
0,7 |
|
10. |
Штаб |
-0,6 |
0,7 |
|
11. |
Столовая |
-0,6 |
0,6 |
|
12. |
Гостиница |
0,5 |
0,7 |
1 |
13. |
Автобаза |
-0,3 |
0,7 |
|
14. |
Водопровод |
1,1 |
-0,8 |
|
15. |
Канализация |
1,3 |
1,1 |
|
16. |
Подстанция I |
1,0 |
2,0 |
|
17. |
Подстанция II |
– |
– |
|
18. |
Точки прохождения ЛЭП |
– |
– |
– |
Мощность S>б>, МВА 300
Сверхпереходное сопротивление Х>с´´> 0.35
Питающие линии выполнены проводами марки АС
U>1>, кВ 110
l>1>, км 40
F>1>, мм² 185
U>2>, кВ 35
І>2>, км 25
F>2>, мм² 120
Отклонение напряжения на шинах питающей подстанции в зависимости от нагрузки в процентах
при I>max> +7%
при I>min> +2%
Категория почвы 3
Минимальный cosφ 0.95
(задает энергосистема)
Относительная нагрузка 0,55
(приведенная в таблице 2)
Колебания нагрузки 3
I>max>/I>min>
3. Обоснование выбора схемы аэропорта.
Выбранная высоковольтная сеть отвечает всем требованиям надежности (рисунок 1). К источникам 1-й категории подводится два независимых источника (для источников 1-й категории особой группы подводится питание от 3-го источника – дизель генератора). Для аэропорта кабели всегда прокладывают в земле. Для данного проекта выбираем кабель с алюминиевыми жилами, так как он дешевле, чем с медными жилами. Выбираем кабель марки АСБ с бумажной пропитанной изоляцией в свинцовой оболочке.
ТП10
ТП8
ТП11
ТП3
ТП2
ТП7
ТП6
ТП1 (УИП)
ТП5
ТП4
ТП13
ТП12
ТП9
Рисунок 1. Схема сети 6 кВ
Аэропорт питают две воздушные линии 110 и 35 кВ. Они подходят к питающей подстанции ТП1 (ЦИП).
В качестве ЦРП принята ТП4 , так как она находится в центре всей нагрузки аэропорта. ЦРП обеспечивает высококачественный контроль работы всей распределительной сети аэропорта.
Большинство потребителей питаются по петлевой схеме, которая обеспечивает высокую надежность питания и является предельно простой.
ТП12, ТП13 питаются по одной линии, вторым источником питания для них является дизель-генератор.
Дизель генераторы также необходимо устанавливать на ТП3, ТП4, ТП6, так как они питают потребителей особой группы.
Питание ГРМ и КРМ происходит по низковольтным линиям от ТП3 и ТП6 соответственно. Хотя это и объекты особой группы, в третьем источнике нет необходимости, так как надежность двух низковольтных линий очень высокая.
Категорийность объектов выбирается исходя из значимости для нормальной работы аэропорта.
Электроприемники, от работы, которых зависит безопасность полетов, относятся к приемникам особой группы. В нашем проекте согласно нормам технологического проектирования и рекомендациям ИКАО, следующие электроприемники относятся к особой группе, со следующими допустимыми перерывами в питании.
ГРМ, КРМ 0 1-15с.
КДП 1с. 1с.
БПРМ 1с. 15с.
Приемники первой категории – допустимый перерыв питания 15с. Приемники второй категории – допускается перерыв на время ручного переключения.
Вопрос о питании столовой был выяснен в технико-экономическом сравнении. Оказалось, что питание по низковольтной линии от ТП10 более выгодно, чем строить свою подстанцию.
Выбор защитных устройств для линий и ТП не производим, так как это не предусмотрено в задании к данному курсовому проекту.
4. Расчет присоединенной нагрузки.
Расчет присоединенной нагрузки каждого объекта ведется следующим образом. Для осветительных сетей умножаем осветительную мощность Р>у> на коэффициент нагрузки К>н> и коэффициент спроса К>с>. Получаем активную присоединенную мощность осветительной сети данного объекта (потребителя) Р>пр>. Для силовых сетей Р>пр> получаем аналогично. Реактивную присоединенную нагрузку получаем умножением Р>пр> на tgφ, определяемый из заданного cosφ. Затем находим суммарное активное и реактивные присоединенные мощности.
Рассмотрим расчет мощности на примере объекта «Аэровокзал».
Осветительная нагрузка
Р>пр>=К>н>·К>с>·Р>у> ; Р>у>=600 кВт, К>с>=0.8, К>н>=0.2
Р>пр>=600·0.8·0.2=96 кВт
Силовая нагрузка
Р>пр>=К>н>·К>с>·Р>у>; Q>пр>=Р>пр>·tgφ
Р>у>=1200 кВт, К>с>=0.65, К>н>=0.2, cosφ=0,75, tgφ=0,88
Р>пр>=1200·0,65·0,2=156 кВт
Q>пр>=156·0,88=137.28 квар
ΣР>пр>=252 кВт
Σ Q>пр>=137 квар
Аналогично рассчитываем мощности других потребителей и сводим их в таблицу 2.
Таблица 2
Наименование объекта |
Осв. нагр cosφ=1 |
Силовая нагрузка |
К>н> |
Р>пр>, кВт |
Q>пр>, квар |
S, кВА |
||||
Р>у> |
К>с> |
Р>у> |
К>с> |
cosφ |
tgφ |
|||||
Аэровокзал |
600 |
0,8 |
1200 |
0,65 |
0,75 |
0,88 |
0,2 |
252 |
137 |
287 |
Посад. павильон |
300 |
0,75 |
600 |
0,75 |
0,7 |
1,02 |
0,4 |
270 |
184 |
327 |
МНО |
40 |
0,9 |
– |
– |
– |
– |
0,3 |
11 |
– |
– |
АТБ |
400 |
0,75 |
850 |
0,7 |
0,72 |
0,96 |
0,3 |
269 |
171 |
319 |
Стоян. колонка |
– |
– |
30 |
0,9 |
0,65 |
1,17 |
0,5 |
14 |
16 |
21 |
Ангары |
150 |
0,9 |
600 |
0,6 |
0,75 |
0,88 |
0,6 |
297 |
190 |
353 |
Мат. склад (1сд.) |
40 |
0,8 |
40 |
0,5 |
0,7 |
1,02 |
0,6 |
31 |
12 |
34 |
ГСМ |
100 |
0,8 |
600 |
0,6 |
0,75 |
0,88 |
0,5 |
220 |
158 |
271 |
Котельная |
80 |
0,8 |
1500 |
0,8 |
0,72 |
0,96 |
0,4 |
506 |
461 |
684 |
Штаб |
170 |
0,9 |
50 |
0,6 |
0,8 |
0,75 |
0,4 |
73 |
9 |
74 |
Автобаза |
140 |
0,8 |
840 |
0,65 |
0,8 |
0,75 |
0,5 |
329 |
205 |
388 |
Водопровод |
20 |
0,6 |
350 |
0,7 |
0,75 |
0,88 |
0,4 |
103 |
86 |
134 |
Канализация |
8 |
0,6 |
140 |
0,7 |
0,75 |
0,88 |
0,2 |
21 |
17 |
27 |
Светосигнальная система |
8 |
0,5 |
260 |
0,83 |
0,8 |
0,75 |
0,2 |
44 |
32 |
55 |
БПРМ |
4 |
0,8 |
60 |
0,82 |
0,8 |
0,75 |
0,5 |
26 |
18 |
32 |
ДПРМ |
3 |
0,75 |
40 |
0,77 |
0,8 |
0,75 |
0,7 |
23 |
16 |
28 |
РСБН |
– |
– |
84 |
0,65 |
0,8 |
0,75 |
0,8 |
38 |
28 |
47 |
КРМ |
– |
– |
12 |
1 |
0,8 |
0,75 |
2,5 |
30 |
23 |
38 |
ГРМ |
– |
– |
12 |
1 |
0,8 |
0,75 |
2,5 |
30 |
23 |
38 |
СДП |
2,5 |
0,6 |
45 |
0,87 |
0,8 |
0,75 |
0,5 |
20 |
15 |
25 |
АРП |
– |
– |
13,3 |
1 |
0,8 |
0,75 |
0,25 |
3 |
2 |
4 |
ОРЛ-Т |
3 |
0,65 |
180 |
0,67 |
0,8 |
0,75 |
0,4 |
49 |
36 |
61 |
ПРЛ |
– |
– |
32 |
0,85 |
0,85 |
0,62 |
0,8 |
22 |
13 |
26 |
КДП |
25 |
0,9 |
270 |
0,65 |
0,85 |
0,62 |
0,3 |
59 |
33 |
68 |
МРЛ |
– |
– |
35 |
1 |
0,8 |
0,75 |
0,5 |
18 |
13 |
22 |
Столовая (300 мест) |
300*0,9 |
0,8 |
– |
– |
0,97 |
0,2 |
0,44 |
86 |
17 |
88 |
Гостиница (800 м.) нагр. распред. по руководству |
800*0,12 |
1 |
– |
– |
0,9 |
0,48 |
0,3 |
29 |
14 |
32 |
К>с>=0,8 (Приложение 3); Удельная расчетная нагрузка 0.9 кВт
Р>пр>=К>н>·К>с>·Р>у>> >=0,8·0,4·270=86,4 кВт осветительная нагрузка
Р>пр>=К>н>·К>с>·Р>у> силовая нагрузка
Q>пр>=Р>пр>·tgφ силовая нагрузка Q>пр>=86,4·0,2=17,28 квар
5. Технико-экономический расчет.
Если P>l> ‹ 20 кВт·км, то его рационально (объект) питать от более мощной подстанции.
Если P>l> › 100 кВт·км, то на объекте нужно ставить ТП.
Если 20 ‹ P>l> ‹ 100 кВт·км, то нужно делать технико-экономический расчет
При расчете сетей стараются такие технико-экономические решения, которые можно заложить в самом начале технического проектирования и таким образом сразу получить наиболее экономическое решение.
Составим сравнение двух вариантов схем электроснабжения, чтобы узнать какой из них экономически выгоден, установить ТП непосредственно у объекта «столовая» и тянуть высоковольтную линию, либо подводить питание к столовой от ближайшей ТП по низковольтному кабелю.
Вариант 1: Высоковольтная сеть. Электрический расчет
0.1
0.32
N
Автобаза
329+ J205
Столовая
86 + J17
Штаб
73 + J9
Расчет сечений высоковольтной сети ведется по экономической плотности тока
F>эк>=I/J>эк>, где J>эк> – определяется в зависимости от материала и конструкции, использование максимальной нагрузки Т>max>=3000 ч., кабель с бумажной изоляцией, A>l>, J>эк>=1,6 А/мм²
F>эк>=7,75/1,6=4,84 мм²
Ближайшее стандартное значение F>ст>=10 мм², I>дд>=60 А
Находим потери напряжения
Это составляет 0,25% ‹ ΔU>доп>=6%
Рассмотрим ПАР
I>пар>=7,75·2=15,5 А
Как видим I>пар> ‹ I>дд>.
Следовательно, кабель сечением 10 мм² подходит.
Экономический расчет.
В случае сооружения ТП на объекте «столовая», согласно приложению 8 затраты составляют 11500 грн. Затраты на сооружение высоковольтной кабельной линии: стоимость кабеля 21400 грн./км (АСБ), стоимость строительных работ 530 грн./км.
(21400+530)·0,32·2=1710 грн.
Учитывая требуемые нормативы ежегодных отчислений приведенных в приложении 4 и Е>н>=12% определяем по формуле ежегодные расчетные затраты за счет капитальных вложений:
З=Е>н>·К+И=(Е>н>+Е>а>+Е>о>)·К+С>э>
Е>н>=12% – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Е>а>=2% – для отчислений на амортизацию
Е>о>=2% – для отчислений на обслуживание
С>э> – стоимость годовых потерь электроэнергии
З>вл>=(0,12+0,094)·41,15+(0,12+0,043)·1,71=2,74 тыс. грн.
Для завершения экономического расчета необходимо еще определить стоимость ежегодных потерь в кабелях. По высоковольтному кабелю в нормальном режиме протекает ток 8 А. Потери в высоковольтном кабеле за 1 год (τ=3000ч.) составляет:
А>вл>=3I²rdτ=3·64·3,5·0,32·3000=571 кВт/ч
Стоимость потерь электроэнергии:
С>э>=(571/0,8)·1,2=8 грн.
Вариант 2: Низковольтная сеть. Электрический расчет.
0.1
0.3
ТП10
ТП10
N
N
N
0.32
Автобаза
329 + J 205
Столовая
86 + J 17
Штаб
73 + J 9
Расчет сечений низковольтной сети ведется по минимуму массы проводов и проверяется по допустимой потере напряжения.
Найдем ток в рабочем режиме:
Принимаем ΔU>доп>=4,5%=17,1В
Рассчитаем потерю напряжения на индуктивном сопротивлении линии:
Определяем допустимою потерю напряжения на активном сопротивлении линии:
ΔU>адоп>= ΔU>доп>-ΔU>х>=17,1-0,85=16,25В
ρA>l>=35 Ом·мм²/км
Определяем сечение
Стандартное ближайшее значение
F>ст>=150 мм² I>дд>=305 А
Как видим
I>дд> › I>р>
Проверим по потери напряжения:
Это составляет 4,2% ‹ ΔU>доп>=4,5%
Рассмотрим ПАР:
I>дд> › I>пар> сечение подходит
Проверим по потере напряжения:
Это составляет 7,7% ‹ ΔU>доп>=4,5+5=9,5%
Экономический расчет.
Как показал электрический расчет по низковольтной стороне, необходимо тянуть один 4-х жильный кабель на 320 м сечением 150 мм². При таком варианте стоимость кабеля с прокладкой составит
(5,07+0,53)·0,32=1,792 тыс. грн.
Также при варианте низковольтной сети необходимо поставить на объекте распределительный щит, общей стоимостью 1,35 тыс. грн. Учтем также, что при присоединении дополнительной мощности к ближайшей ТП, придется увеличивать мощность трансформаторов в этой ТП с 2х160 кВА на 2х250 кВА. Ввиду этого потребуется еще 2000 грн. на сооружение более мощной ТП.
Таким образом, приведенные расчетные затраты составляют:
Знл=4,4·0,214+1,722·0,163=1,233 тыс. грн.
По низковольтному кабелю протекает ток 134 А. Потери в низковольтном кабеле за один год составляет (τ=2000 ч.):
ΔА>нл>=3·I·R>0>·l·τ=3·17956·0,21·0,32·2000=7240 кВт/ч
Стоимость потерь электроэнергии:
Теперь можно произвести сравнение приведенных годовых народнохозяйственных затрат по обеим вариантам. Нетрудно заметить, что в случае сооружения ТП, расчетные затраты составляют 2,74 тыс. грн., в то время как при прокладке низковольтного кабеля они не превышают 1,233 тыс. грн. Низковольтный вариант экономичнее на 1,51 тыс. грн. По этому ему не обходимо отдать предпочтение.
6. Расчет нагрузок и выбор мощности силовых трансформаторов.
Нагрузку ТП определяют по формуле:
∑Р>i> – присоединенная активная суммарная мощность всех ЭП, питающихся от данной ТП.
∑Q>i> – присоединенная суммарная реактивная мощность.
Для потребителей первой категории рекомендуется устанавливать 2 трансформатора на ТП. Одно-трансформаторные подстанции встречаются у потребителей второй категории.
При выборе мощности трансформатора необходимо проверить его перегрузочную способность. Для этого определяют максимальную нагрузку по графику суточной нагрузки:
S>НГ>/S>ТР>
1
0,9
0,8
0,7
0,6
0,5
0,4
0,3
0,2
0,1
0
ТП13
ТМ-25
ТП6
ТМ-100
ТП2
ТМ-25
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24
t, Ч
Рисунок 2.
1. Для одно-трансформаторных подстанций выбирать трансформатор с номинальной мощностью больше S>нг.max>/1,5 и рассчитать двухступенчатый график нагрузки, период ночной нагрузки S>нг> ‹ S>ном> и период перегрузки S>нг>›S>ном>> >
Рассмотрим пример расчета одно-трансформаторной подстанции для ТП13 (ДПРМ):
S>нг.max>=28 кВА
Выбираем трансформатор с номинальной мощностью
S>ном.тр >› S>нг.max>/1,5=28/1,5=19 кВА ‹ S>тр> =25кВА
Берем ТМ-25
Д
ля
первого периода следует определить
усредненный коэффициент нагрузки
К>1>=0,68.
где t>i> – время, для которого справедливо неравенство Sнг i < Sном *
К>2’>=1,1198
где t>i> – время, для которого справедливо неравенство Sнг i > Sном *
0.9S>нг>>max>/S>ном>=1,01< К>2’> =1,12
К>гр>= К>2’>=1,12
t>2>=h>2>=∑h>i>=4
K>з>=S>нг>>max>/nS>ном тр>=1,12
Средняя температура окружающей среды зимняя для Симферополя –1,8ºС, учитывая установку трансформаторов внутри подстанции (то есть в помещении), среднюю температуру (зимнюю) увеличиваем на 10ºС, и она будет 8,2ºС.
Берем θ>охл>=10ºС
К>2> >табл>=1,4 › К>2 расч>=1,12
Значит, трансформатор ТМ-25 выдержит запланированные систематические перегрузки.
Аналогичным образом производим расчет остальных одно-трансформаторных подстанций. Результаты, полученные в ходе вычислений заносим в таблицу 3.
2. Рассмотрим пример для двух трансформаторных подстанций, для ТП2 (РСБН-У).
S>нг.max>=47 кВА
Для двух трансформаторных подстанций мощность трансформатора должна быть S>тр> ≥ S>нг.max>/2=47/2=23,5 кВА
Выбираем трансформаторы ТМ-25. Для двух трансформаторных подстанций, как правило, более тяжелыми является послеаварийный режим, когда вся нагрузка приходится на один трансформатор.
Расчет ведется по суточному графику нагрузки (рисунок 2) и рассчитывается К>1>, К>2>, t>2>.
S>ном>= S>тр>/ S>нг max>=25/47=0,523
Коэффициент нагрузки:
К>1>=0,851
Коэффициент перегрузки:
К>2>>’>=1,47
Так как расчетное значение:
К>2>>’>=0,9 S>нг max>/ S>ном>=0,9 4,7/25=1,692, то принимаем: К>гр>=1,692
t2=12,08
К>2табл>=1,4
К>2расч> › К>2табл>=1,4 К>з>=47/(2 25)=0,94
Трансформатор ТМ-25 не выдержит систематических перегрузок, берем ТМ-40.
S>ном>=40/47=0,851
Коэффициент нагрузки:
К>1>=0,851
Коэффициент перегрузки:
К>2>>’>=1,47
0,9 S>нг max>/ S>ном>=0,9 47/40=1,06
К>2расч> =1,18 t>2>=h>2>=∑h>i>=4
К>2табл> =1,6 К>з>=47/(2 40)=0,59
К>2табл> ›К>2расч>
Трансформатор ТМ-40 выдержит систематические перегрузки.
Аналогичным образом производим расчет остальных двух трансформаторных подстанций. Полученные результаты заносим в таблицу 3.
Таблица 3
№,ТП |
Объект, питаемый от ТП |
S>нг max> |
Кол-во тр-ов |
Тип тр-ра |
К>з> |
К>1> |
t>2> |
К>2’> |
К>2табл> |
1. |
ЦИП |
3634 |
2 |
1 |
|||||
2. |
РСБН-У |
47 |
1 |
ТМ-40 |
0,59 |
0,72 |
4 |
1,18 |
1,6 |
3. |
ОПР-Л |
64 |
2 |
ТМ-63 |
0,51 |
0,62 |
4 |
1,02 |
1,6 |
4. |
КДП |
68 |
2 |
ТМ-63 |
0,54 |
0,66 |
4 |
1,08 |
1,6 |
5. |
Водопровод |
161 |
2 |
ТМ-160 |
0,5 |
0,62 |
4 |
1,01 |
1,6 |
6. |
УКВ-пеленг |
146 |
2 |
ТМ-100 |
0,73 |
0,75 |
11 |
1,23 |
1,4 |
7. |
Посад. пав-н |
679 |
2 |
ТМ-630 |
0,54 |
0,66 |
4 |
1,08 |
1,6 |
8. |
Котельная |
716 |
2 |
ТМ-630 |
0,57 |
0,69 |
4 |
1,14 |
1,6 |
9. |
Склад ГСМ |
428 |
2 |
ТМ-400 |
0,54 |
0,66 |
4 |
1,08 |
1,6 |
10. |
Автобаза |
550 |
2 |
ТМ-400 |
0,69 |
0,79 |
6 |
1,3 |
1,5 |
11. |
Ангар |
715 |
2 |
ТМ-630 |
0,57 |
0,69 |
4 |
1,14 |
1,6 |
12. |
БПРМ |
32 |
1 |
ТМ-25 |
1,28 |
0,704 |
6 |
1,22 |
1,29 |
13. |
ДПРМ |
28 |
1 |
ТМ-25 |
1,12 |
0,61 |
4 |
1,12 |
1,41 |
7. Выбор питающих трансформаторов.
При выборе питающих трансформаторов необходимо учесть, что наиболее тяжелым для них является ПАР, когда вся нагрузка приходится на один трансформатор. Следовательно, выбор питающих трансформаторов производим по ПАР.
S>нг.max>=3634 кВА
К>отн.нг>=0,55
S>нг>= S>нг.max>/К>отн.нг>=3634/0,55=6607 кВА
Ориентировочная мощность:
S>тр>≥S>нг>/2·К>з.мах>=6607/2·0,8=2643 кВА
Для ЦИП выбираем трансформаторы:
ТМН-6,3: ВН=115 кВ; НН=6,3 кВ; Р>хх>=13 кВт; Р>кз>=50 кВт; I>хх>=1%; U>к>=10,5%;
ТМН-6,3: ВН=53 кВ; НН=6,3 кВ; Р>хх>=9,4 кВт; Р>кз>=46,5 кВт; I>хх>=0,9%; U>к>=7,5%;
8.Расчет потерь напряжения и мощности в трансформаторах.
Так как трансформаторы имеют значительное внутреннее сопротивление, то имеем потери напряжения в трансформаторе. Потери напряжения наиболее удобно определять в относительных величинах.
ΔU>т*=>R>т**>P>нг>*+Х>т>**Q>нг>*
R>т>* – активное относительное сопротивление тр-ра: R>т>*=P>r>/S>ном>
Х>т>*– относительное индуктивное сопротивление тр-ра
P>нг>* и Q>нг>*– относительные активная и реактивная нагрузки:
P>нг>*= P>нг>/S>ном.тр>> >Q>нг>*= Q>нг>/S>ном.тр>
Трансформаторы являются потребителями реактивной мощности:
S>нг>*=S>нг.мах>/S>ном>
Потери активной мощности:
ΔP=P>0>+P>k>*S>нг>*²
Рассмотрим пример расчета для ТП2:
Р>к>=0,88 кВт; Р>0>=0,17 кВт; U>к>=4,5%; I>хх>=3%;
S=47 кВА
Находим R>т>=0,88/40=0,022
Х>т>*=0,039
P>нг>*=38/40=0,95; Q>нг>*=28/40=0,7; ΔU>т>*=0,022 · 0,95+0,39 · 0,7=0,0482
ΔU>т>=4,8%=18 В
Р=0,17+0,88*0,3481=0,48 кВт*2=0,96 кВт
Аналогично рассчитываем потери напряжения и мощности для остальных трансформаторов и заполняем таблицу 4.
Таблица 4
Кол-во трансформаторов |
Тип трансформатора |
U, кВт U, B U, % |
|
2. 38+j28 3. 52+j36 4. 59+j33 5. 124+j103 6. 117+j87 7. 580+j337 8. 535+j475 |
2 |
ТМ-40 |
0.88 0.17 4.5 3.0 0.59 0.96 3.7 9 2.4 1.28 0.24 4.5 2.8 0.51 1.15 5 7.5 1.9 1.28 0.24 4.5 2.8 0.54 1.22 5.18 7.5 19 2.65 0.52 4.5 2.4 0.5 2.36 11.28 7.5 1.9 1.97 0.33 4.5 2.6 0.73 2.76 10 11 2.8 7.6 1.42 5.5 2.0 7.6 1.42 5.5 2.0 0.54 0.57 7.24 7.78 45.4 47.72 7.2 9.5 2 2.5 |
2 |
ТМ-63 |
||
2 |
ТМ-63 |
||
2 |
ТМ-160 |
||
2 |
ТМ-100 |
||
2 |
ТМ-630 |
||
2 |
ТМ-630 |
||
9. 357+j226 10. 488+j231 11. 602+j377 12. 26+j18 |
2 |
ТМ-400 |
5.5 5.5 7.6 0.6 0.6 0.92 2.92 1.42 0.13 0.13 4.5 4.5 5.5 4.5 4.5 2.3 2.3 2.0 3.2 3.2 0.54 0.69 0.57 1.28 1.12 5.05 7.08 7.78 1.11 0.88 28.9 35.54 74.72 2.64 2.21 7 8 8.5 20 18 1.84 2.1 2.2 5.23 4.64 |
2 |
ТМ-400 |
||
2 |
ТМ-630 |
||
1 |
ТМ-25 |
||
13. 23+j16 |
1 |
ТМ-25 |
ΔU для двух трансформаторных подстанций следует разделить на 2.
Вывод: ΔР и ΔQ можно усреднить:
ΔР=3,78 кВт
ΔQ=20,4 квар
И в дальнейшем не усложнять себе работу лишними расчетами.
ΔU в двух трансформаторных подстанциях составляет в среднем 2,2%, а у одно-трансформаторных подстанций ΔU=4,9%
2,2%<4,9%
То есть потери в одно-трансформаторных подстанциях почти в 2,2 раза больше чем у двух трансформаторных подстанций. Это происходит по тому, что двух трансформаторные подстанции работают в нагруженном режиме.
9. Определение присоединенной нагрузки с учетом потерь мощности в трансформаторах.
Присоединенная нагрузка определяется с учетом количества электрических приемников питаемых от ТП, плюс потери в трансформаторе.
Пример расчета для ТП2 (РСБН-У): мощность электроприемников:
S>нгмах>=47 кВА
Потери: Р=38 кВт Q=28 квар
ΔР=0,96 кВт ΔQ=3,7 квар
Мощность нагрузки:
∑Р=Р+ΔР=38+0,96=38,96кВт
∑Q=Q+ΔQ=28+3,7=31,7квар
Р+jQ=38.96+j31,7, так как на ТП2 2 трансформатора, то вся нагрузка приходится на 2 линии. Составим таблицу 5 с учетом потерь.
Таблица 5
№ ТП |
Кол-во тр-ов |
Полная нагрузка |
Нагрузка на одну линию |
2. |
2 |
38,96+j31,7 |
19,48+j15,85 |
3. |
2 |
53,15+j41 |
26,58+j20,5 |
4. |
2 |
60,22+j38,18 |
30,11+j19,09 |
5. |
2 |
126,36+j114,28 |
63,18+j57,14 |
6. |
2 |
119,76+j97 |
59,88+j48,5 |
7. |
2 |
587,27+j382,4 |
293,64+j191,2 |
8. |
2 |
542,78+j522,72 |
271,39+j261,36 |
9. |
2 |
362,05+j254,9 |
181,03+j127,45 |
10. |
2 |
495,08+j266,54 |
247,54+j133,27 |
11. |
2 |
609,78+j424,72 |
304,89+j212,36 |
12. |
1 |
27,11+j20,64 |
27,11+j20,64 |
13. |
1 |
23,88+j18,21 |
23,88+j18,21 |
10. Расчет потока мощности по участкам в рабочем режиме.
3
ТП11
4
ТП12
5
ТП13
Л6 0,72
Л7
4
2
Л2 ТП3
Л8; 0,81
Л12
Л13
Л14
ТП1
1
ТП2
0,66
Л5
610+ j425
8
ТП10
27+j21
24+j18
30+j19
248+j134
0,76
Л1
Л3 0,07
7
ТП10
303+j32
53+j41
6; ТП4
Л4
1,68
0,54
Л9
1
ТП5
2
ТП6 тп
3
ТП7
4
ТП8
5
ТП9
6
ТП4
1,01
Л10
Л11
1,01
0,75
0,54
0,19
0,56
126+j134
120+j97
587+j382
543+j523
326+j255
30+j19
S>л1>=(1279+j824)кВА S>л8>=248+j134
S>л2>=1240+j792 S>л9>=1768+j1390
S>л3>=278+j153 S>л10>=1642+j1276
S>л4>=248+j134 S>л11>=1522+j1179
S>л5>=909+j598 S>л12>=935+j797
S>л6>=51+j39 S>л13>=392+j274
S>л7>=24+j18 S>л14>=30+j19
1, 2...– номера точек при расчете токов короткого замыкания на ЭВМ.
– коэффициенты схемы (КС).
11.Расчет сечений кабелей высоковольтной сети аэропорта в рабочем режиме.
Сечение проводов высоковольтной линии электропередачи, рекомендуется выбирать по экономической плотности тока, т.е. такой плотности при которой расчетные затраты получаются минимальными.
В ПУЭ для определения экономического сечения проводов линии рекомендуется пользоваться формулой: F>эк>=I>max>/ J>эк>
I>max> – максимальная нагрузка при нормальной работе сети.
J>эк> – экономическая плотность тока А/мм², берется в зависимости от материала, конструкции кабеля и Т>н> (число часов использования максимально активной нагрузки).
Пример расчета сечения кабеля на участке 1 (линия 1).
Суммарная мощность:∑S=1279+j824=1521кВА, Код=0,8
Найдем рабочий ток:
I>1>>p>=117 A
Так как кабель алюминиевый с бумажной изоляцией (пропитанной) принимаем:
J>эк>=1,6А/мм² (Тм=3000 часов)
Находим сечение: F>эк>= I>max>/ J>эк>=117/1,6=73мм²
Стандартное ближайшее значение F>ст>=70мм² с I>дд>=190 А. Как видим, кабель проходит по току.
Составляем таблицу 6 значений остальных сечений сети для рабочего режима:
Таблица 6
№, лин |
Мощность на участке |
Мощность на участке х Код |
l, км |
R>o>, Ом/км |
Х>о>, Ом/км |
Код |
I>раб>, А |
F>расщ>, мм² |
F>ст>, мм² |
I>дд>, А |
1. |
1279+j824 |
1023+j659 |
1,68 |
0,44 |
0,086 |
0,8 |
117 |
73 |
70 |
190 |
2. |
1240+j792 |
1091+j697 |
0,66 |
0,44 |
0,086 |
0,81 |
115 |
78 |
70 |
190 |
3. |
278+j153 |
278+j153 |
0,57 |
1,94 |
0,113 |
– |
31 |
19 |
16 |
80 |
4. |
248+j134 |
248+j134 |
0,54 |
1,94 |
0,113 |
– |
27 |
17 |
16 |
80 |
5. |
909+j598 |
818+j538 |
0,76 |
0,62 |
0,09 |
0,9 |
94 |
59 |
50 |
155 |
6. |
51+j39 |
51+j39 |
0,72 |
3,1 |
0,112 |
– |
6 |
4 |
10 |
60 |
7. |
24+j18 |
24+j18 |
4 |
3,1 |
0,112 |
– |
3 |
2 |
10 |
60 |
8. |
248+j134 |
248+j134 |
0,81 |
1,94 |
0,113 |
– |
27 |
17 |
16 |
80 |
9. |
1768+j1390 |
1503+j1182 |
1,21 |
0,26 |
0,081 |
0,81 |
175 |
115 |
120 |
260 |
10. |
1642+j1276 |
1478+j1148 |
1,01 |
0,26 |
0,081 |
0,92 |
164 |
113 |
120 |
260 |
11. |
1522+j1179 |
1370+j1061 |
0,75 |
0,33 |
0,083 |
0,95 |
157 |
104 |
95 |
225 |
12. |
935+j797 |
842+j717 |
0,54 |
0,44 |
0,086 |
0,9 |
106 |
66 |
70 |
190 |
13. |
392+j274 |
392+j274 |
0,29 |
1,24 |
0,099 |
– |
46 |
29 |
25 |
105 |
14. |
30+j19 |
30+j19 |
0,56 |
3,1 |
0,122 |
– |
3 |
2 |
10 |
60 |
Проверим данную сеть на потери напряжения. В сети 6 кВ они должны быть ΔU=(6–8)%.
Потери напряжения находим по формуле ΔU=(∑Р>лі>*R>лі>*li+∑ Q>лі>*X>лі>*l>i>)/U
Расчет ведется по наиболее удаленной точке сети и с учетом Код.
Самой удаленной точкой линии является ТП13 U=342 В
Это составляет 5,7% и удовлетворяет условию ΔU>доп>=6%
12. Расчет низковольтной сети.
Этот расчет ведется по допустимой потере напряжения и по минимуму массы проводов. Требования ГОСТ 13109-76 можно удовлетворить, если потери напряжения в отдельных элементах сети не будет превышать некоторых допустимых значений.
Петлевая сеть: (штаб, столовая).
ТП10 Л1 Штаб Л8 Стол. Л3 ТП10
86+j16
0.3
0.1
0.13
73+j9
Л2 в рабочем режиме не участвует. Примем ΔUдоп=4,5%=17,1В. Потеря напряжения на индуктивном сопротивлении линии:
ΔUх1=(Хо∑Q*l)/U=(0,06*9*0,3)/0,38=0,43 В
ΔUх2=(0,06*16*0,1)/0,38=0,25 В
ΔUх3=(0,06*16*0,32)/0,38=0,81 В
Допустимые потери на активном сопротивлении линии:
ΔUа доп1= ΔUдоп-ΔUх=17,1-0,43=16,67 В
ΔUа доп2=17,1-0,25=16,85 В
ΔUа доп3=17,1-0,81=16,29 В
F1=(ρ*∑li*Pi)/(ΔUа доп.* ΔUн)=121 мм²; F2=47 мм²; F3=155 мм²
F1ст=120 мм²; F2ст=50 мм²; F3ст=150 мм²
Iдд=270 А > Ip=111 A
Iдд=165 А
Iдд=305 А > Ip=133 A
Проверим по ΔU
ΔU1=15 В Это составляет 4,1% < ΔUдоп =4.5%
ΔU3=16 В Это составляет 4,2% < ΔUдоп =4.5%
Проверим ПАР:
Л1
Л2
0,3
0,1
73+j9
86+j16
I1пар=244 А < Iдд проходит
I2пар=133 А < Iдд проходит
Проверим потерю напряжения:
ΔU=48,7 В
Это составляет 10,9% > 4,5%+5%=9,5%
Увеличиваем Л1: Fст=150мм² Iдд=305 А
Увеличиваем Л2: Fст=120мм² Iдд=270 А
ΔU=37 В
Это составляет 8,9% < 9,5%
Обрыв Л1
Расчет аналогичен предыдущему
ΔU=35,5 В; Это составляет 9,3% < 9,5% – проходит
ΔU=12,5 В; Это составляет 3,3% < 4,5% – проходит
Низковольтная сеть. (3 мат. склада.)
Л1
Л2
Л3
0,14
0,1
0,1
31+j12
31+j12
31+j12
Iр1=76 А; Iр2=50 А; Iр3=26 А;
ΔUх=0,86 В; ΔUа.доп.=17,1-0,68=16,42 В
F1=36 мм²; Fст =35мм²; Iдд=135 А
F2=18 мм²; Fст =16мм²; Iдд=90 А
F3=9 мм²; Fст =10мм²; Iдд=65 А
ΔU=45 В; 11,8% > 9.5% не подходит.
Подбираем другие сечения
F1, 2, 3=50 мм²; Iдд=165 А;
ΔU=15,9 В; 4,2% < 4,5%;
Рассмотрим ПАР:
I1пар=151 А
I2пар=101 А
I3пар=50 А
ΔU=32 В
Это составляет 8,4% и удовлетворяет условие ΔUдоп=9,5%;
Низковольтная сеть (ГРМ).
0.3
I
30+j23
p=29 A; ΔUх=0,54 В;ΔUдоп=17,1- 0,54=16,56 В9
F=25 мм²; Fст =25мм²; Iдд=115 А;
ΔU=15,2 В; 4% < 4,5%;
В ПАР: Iпар=57 А;
ΔU=30 В; 8% < 9,5%;
13. Расчет токов короткого замыкания.
Расчет Iк.з на шинах силового трансформатора на низкой стороне.
Используя таблицу, принимаем среднее геометрическое расстояние между проводом 0,4 мм, Х0=0,4 Ом/м для проводов марки АС линии эллектро передач. Относительное реактивное сопротивление:
Xл1*=0,361
Хл2= 2,226;
Относительное индуктивное сопротивление трансформаторов:
Хтр*1=Uк1/100*Sб/ Sном=0,4*40*300/1,1*12100=5
Хтр*2=3,57
Точки короткого замыкания:
Iк1*’’’=Е*/(Хс”+Xл1*+Хтр*1)=0,18
Iкз1*’’’=5,18 кА
Iк2*’’’=0,16
Iкз2*’’’=4,6 кА
14. Проверка термической устойчивости кабеля от действия тока короткого замыкания.
Для расчета берем кабель, у которого сечение имеет наибольшую разницу с предыдущим сечением. Для примера возьмем высоковольтный кабель с F=10мм², Iдд=60 А, Iр=6 А на линии 6, Ік’’’=0.95 кА
Определим первоначальную температуру кабеля:
Qнач=Δt(Iр/ Iдд)²+tокр. ср.
Qнач=Qдд-Qном=60-15=45°С
Qдд=60°С; Qном=15°С
Q=15°С
По графику находим при Q=15°С; Ан=1500(А²*с)/(мм²)
Зная max допустимую температуру нагрева алюминия, находим Акз.
При нагреве кабеля при токе короткого замыкания до температуры Qкз=200°С величина Акз.’=14000 (А²*с)/(мм²)
Тогда ΔА=Акз.’-Ан=12500(А²*с)/(мм²)
Зная это значение можно определить допустимое значение времени короткого замыкания, за которое кабель нагреется до Qдоп
t=ΔА*F²/ Iкз²=1,4 с
По результатам можно сделать вывод, что при установке защиты на этом участке, при коротком трехфазном замыкании защита должна сработать меньше чем за 1,4 с, иначе будет наблюдаться перегрев кабеля, что приведет к разрушению изоляции и пробою кабеля на этом участке.
15.Закон регулирования напряжения.
Закон регулирования напряжения необходим для обеспечения качества электроэнергии (напряжения) в электросети. Для этого необходимо выбрать две точки сети: наиболее «близкую» и наиболее удаленную в электрическом отношении от источника питания. Если потери в линии до данного объекта превышают 2,5%, то их можно регулировать отпайками трансформатора. Нам задан диапазон регулирования на шинах питающей подстанции, в зависимости от колебания нагрузки.
Потери в линиях рассчитываем по формуле ΔUl=(Pлi*Roi+Qлi*Xoi)*li/Uн
ΔU1=137 В; 2,3%. ΔU2=52 В; 0,9%.
ΔU3=18 В; 0,3%. ΔU4=45 В; 0,7%.
ΔU5=78,2 В; 1,3%. ΔU6=19,54 В; 0,3%.
ΔU7=51,1 В; 0,9%. ΔU8=67 В; 1,1%.
Анализируя схему аэропорта, и просчитав потери в элементах сети принимаем, что в роли ближних точек будут: Б1 – РСБН-У (ТП2)
Б2 – автобаза (ТП10),
а в роли дальних: Д1 – ГРМ
Д2 – столовая
Л1
Л4
Л5 Л3
Б1
Д1(ГРМ)
Д2(Столовая)
Б2
То
Т1
Т3
Схема для расчета закона регулирования
Все потери в линиях обозначены на рисунке 9. Сечение линий приведены в таблице 6. Отклонения напряжения на линиях питающей подстанции при Imax+7%, при Imin+2%. Потери в высоковольтной линии:
до ТП2: ΔUвв max=2,3%;
до ТП3: ΔUвв max=3,2%;
до ТП10: ΔUвв max=5,6%.
Потери низковольтной линии:
Д1: ΔUнв max=4%;
Д2: ΔUнв max=4,2%.
Так как соотношения токов при максимуме и минимуме нагрузки по заданию при Imax/ Imin=3, то чтобы найти потери при минимуме нагрузки, максимальные потери соответственно нужно уменьшить:
до ТП2: ΔUвв min=0,77%;
до ТП3: ΔUвв min=1,1%;
до ТП10: ΔUвв min=1,9%.
Д1: ΔUнв min=1,3%;
Д2: ΔUнв min=1,4%.
ΔUт – в таблице 4 (пункт 8)
ΔUнв – при расчете низковольтной сети (пункт 13)
Uвых= + 5%+ ΔUвв+ ΔUti+ ΔUнв
Uвых max=5+2,3+4,8=12,1
1Б
Uвых min=5+0,77+1,6=7,37
Uвых max=5+5,6+4,2=14,8
2Б
Uвых min=5+1,9+1,4=8,3
Uвых max=-5+3,2+3,96+4=6,16
1Д
Uвых min=-5+1,1+1,32+1,3=-1,28
Uвых max=-5+5.6+4,2+4,2=9
2Д
Uвых min=-5+1,9+1,4+1,4=-0,3
Рассчитаем потерю напряжения в силовом трансформаторе
ΔUт=Рк* Рнг/Sн²+ Uк* Qнг/(100*Sн)
ΔUтo=0,015=1,5%
Оценим необходимость использования трансформатора с РПН, возможно ли регулировать напряжение этим трансформатором в полученной зоне регулирования
Ето=+5%+ΔUтo-ΔUвх+ΔUвв+ΔUтi+ ΔUнв
ΔUвых=ΔUвх-ΔUто+Ето
Ето – относительное изменение напряжения на вторичной обмотке трансформатора за счет уменьшения коэффициента трансформации отпайки.
ΔUвх=7% при Sнгмах; ΔUвх=2% при Sнгмin
Ето=ΔUтo-ΔUвх+ΔUвых
Ето max=12,1-7+1,5=6,6
1Б
Ето min=7,37-2+0,5=5,87
Ето max=14,8-7+1,5=9,3
2Б
Ето min=8,3-2+0,5=6,8
Ето max=6,16-7+1,5=0,66
1Д
Ето min=-1,28-2+0,5=-2,78
Ето max=9-7+1,5=3,5
2Д
Ето min=-0,3-2+0,5=-1,8
Смысл графиков заключается в том, что если отключение напряжения на выходе питающего трансформатора будет, находится в пределах зоны, ограниченной прямыми, напряжение на нагрузке не выйдет за пределы допуска. В данном случае используется, как видно из графиков, трансформатор без РПН. Трансформатор с ПБВ следует установить на отпайку “0”.
16.Выбор косинусных конденсаторов.
Определим полную мощность аэропорта при максимуме и минимуме нагрузки.
Sнг.max=2249кВА
Sнг.min=2249/3=750кВА
Кабельные линии являются одновременно потребителями и генераторами реактивной мощности. Это необходимо учитывать при выборе конденсаторных батарей. Qпотр=3*I²*Xo*l; Qген=U²*bo*l
Например, для кабеля на линии 9 (l=1,21 км; F=120 мм²; I=184 A)
Qпотр=3*184²*0,076*1,21=9340 ВАР
Qген=6000²*146*0,000001*1,21=6360 ВАР
Результаты аналогичных вычислений для остальных кабелей заносим в таблицу 7.
Т
Вывод: при максимальной нагрузке сеть работает как потребитель, а при минимальной как генератор (наоборот).
аблица 7
№ лин. |
Длинна l, км |
Qпотр max, ВАР |
Qпотр min, ВАР |
Qген, ВАР |
9. |
1,21 |
9340 |
3113 |
6360 |
10. |
1,01 |
7461 |
5309 |
2487 |
11. |
0,75 |
4895 |
1632 |
3618 |
12. |
0,54 |
1456 |
485 |
2469 |
13. |
0,29 |
160 |
53 |
1015 |
14. |
0,56 |
1,25 |
0,42 |
2298 |
Находим прибавку реактивной мощности за счет кабельных линий
ΔQmax=∑Qген-∑Qпотр max=18247-23313=-5,06 кВАР
ΔQmin=∑Qген-∑Qпотр min=18247-10592=7,65 кВАР
Определяем реальные реактивные мощности:
Qнагр mах=1395,06; Qнагр min=465,02 квар
Определяем полные мощности:
Smax=2252 кВА
Smin=751 кВА
Находим реальные коэффициенты мощности:
cosφmax=∑ Pнагр mах/Smax=0,79
cosφmin=∑ Pнагр min/Smin=0,78
Требуемый энергосистемой коэффициент мощности cosφсист=0,95
Мощность конденсаторных батарей мы определяем по формуле:
Qkmax=∑ Pmах*(tgφд- tgφmp)
φmp – требуемый угол, т.е. соответствующий 0,95
tgφmp=0.33
tgφд – действительный угол, т. е. соответствующий:
max tgφд=0,78; min tgφд=0,8
Qkmax=796 квар; Qkmшт=277 квар
Чтобы скомпенсировать эту мощность надо поставить батареи, где они будут наиболее эффективны. Это будут места где протекают большие реактивные мощности на высоковольтной стороне
cosφ после установки КБ: cosφ=0.947
Место установки |
Марка КБ |
Кол-во |
Емкость |
ТП16 |
КС1-6-50-У3 |
1 |
50 |
ТП7 |
КС1-6-50-У3 КС2-6-100-У3 |
1 3 |
50 300 |
ТП8 |
КС2-6-100-У3 КС2-6-75-У1 |
2 1 |
200 75 |
ТП9 |
КС2-6-100-У3 |
1 |
100 |
17. Эксплуатация кабельных линий.
1. После прокладки кабеля представители организаций электромонтажной, строительной и заказчика, осмотрев трассу, составляют акт на скрытые работы и дают разрешение на засыпку траншеи, засыпку производят после всех муфт и испытания кабеля повышенным напряжением.
2. Все кабельные изоляции по инструкции должны изготовляться из несгораемых материалов.
3. Вводы кабелей из траншей в здание при отсутствии вентилируемого подполья должны выполняться выше нулевой отметки. При открытой площадке кабели необходимо защищать от прямых солнечных лучей.
4. Кабели со сплошными порывами, задирами и трещинами шлангов необходимо отремонтировать или заменить.
5. Каждая кабельная линия должна иметь свой номер или наименование. В кабельных сооружениях бирки маркировки устанавливают не реже, чем через 5 лет.
6. После монтажа кабелей до 1 кВ проверяют целостность и фазировку кабеля, сопротивление изоляции и сопротивление заземления концевых зацепок. Сопротивление изоляции измеряется мегомметрами на напряжении 2,5 кВ, которое должно быть не менее 0,5 МОм, после одноминутного испытания и производится один раз в 5 лет, а кабель с резиновой изоляцией проверяется ежегодно.
7. Необходимо 2 раза в год контролировать нагрузку кабеля (1 раз обязательно в период ее максимальной нагрузки).
8. Осмотр кабельных трасс производится не реже одного раза в 3 месяца, концевых муфт и кабельных колодцев 2 раза в год. Внеочередные обходы производятся в период паводков и стихийных бедствий.
9. Необходимо следить за состоянием пикетов, предупреждать раскопки вблизи трасс, появление дорог, свалок мусора над трассами.
10. Один раз в 3 года кабели должны испытываться повышенным напряжением выпрямленного тока. Испытания проводят для каждой фазы отдельно, путем плавного подъема напряжения, начиная от 0,3, со скоростью, не превышающей 1% в секунду. При достижении требуемого значения напряжения стабилизируется в течение 10 минут и контролируется ток утечки, который должен постоянно уменьшаться или оставаться постоянным. В случае его нарастания испытания продолжаются до пробоя изоляции или стабилизации тока утечки. После плавного отключения кабель должен быть разряжен через небольшое сопротивление.
11. Земляные работы вблизи трасс должны выполняться в присутствии представителя эксплуатирующей организации. Не допускаются раскопки машинами вблизи одного метра, а ударных механизмов на расстоянии менее 5 метров от кабеля.
12. Открытые муфты и откопанные кабели должны подвешиваться к перекинутым через траншею брусам, причем муфты должны закрываться коробками.
13. Перед вскрытием кабеля необходимо удостоверится, что он отключен (прокол кабеля заземленной стальной иглой).
14. Перекладывать кабели и переносить муфты можно только после отключения кабельной линии. Работы производятся в диэлектрических перчатках, поверх которых надевают брезентовые рукавицы с группой по электробезопасности не ниже V, а для кабеля до 1 кВ не ниже IV.
Список литературы:
№ |
Автор |
Название |
Изд-во |
Год |
1. |
Величко Ю. К. |
Системы электроснабжения АП и методические указания по к/п для студентов заочников |
Киев. КИИГА |
1989 |
2. |
Величко Ю. К. |
Электроснабжение АП. Методические указания к к/п для студентов специальности 0621 |
Киев. КИИГА |
1984 |
3. |
Величко Ю. К. |
Электроснабжение АП и руководство для к/п. |
Киев. КИИГА |
1978 |
4. |
Величко Ю. К. Козлов В. Д. |
Электроснабжение АП и руководство к л/р. |
Киев. КИИГА |
1976 |