Математические расчеты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Отдел образования акимата г.Тараз
ГУ СШ №13
Ученик 9 В класса Карташов Роман
НАУЧНАЯ РАБОТА
Тема: Математические расчеты в решении
вопросов экономии расходных
материалов
Секция Прикладная математика
Направление: Математическое моделирование
экономических и социальных
процессов.
Научный руководитель: Волчек Н.В.
учитель математики первой категории
№ 13 орта мектептің 9 «В» сынып оқушысы
Карташов Романның ғылыми жұмысына
2009 г.
Аннотация
на научную работу учащегося 9 «В» класса
средней школы №13
Карташова Романа
С целью повышения интереса учащихся к математике автор в своей работе показывает использование формул объема прямоугольного параллелепипеда и площади прямоугольника при расчете расходных материалов для изготовления различных упаковок.
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Используемая литература
Приложение
Введение
В своей статье «Ключи от кризиса» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев написал: «Глобальный мировой кризис, который сотрясает сегодня страны и континенты, - это особое явление, какого человечество еще не знало. Оно, определенно, относится к категории явлений, не имеющих аналогов в мировой истории и кардинально меняющих мировой порядок, все экономические устои. И поэтому к его анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы. В этой связи непродуктивно искать крайних и виноватых. Сейчас важнее сосредоточиться на определении глубинных дефектов системы, породивших столь мощные мировые катаклизмы, а главное – на поиске путей их полного устранения. Для этого надо иметь смелость признать, что мы находимся на рубеже создания радикально новой, по-иному построенной модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности. Иного не дано, если мы действительно намерены эффективно использовать уникальный шанс преодолеть несовершенства Старого мира и построить мир Новый. Понятно, что для этого потребуются колоссальные усилия всего мирового сообщества, мобилизация интеллектуальных и материальных ресурсов и немалое время».
Каждый человек призван глубоко осознавать, что противостояние кризису – дело не только Правительства, акиматов. Настало время окончательно расстаться с прежней психологией, что, мол, «государство не даст пропасть», с присущей нашей ментальности излишней широтой в хозяйствовании и поведении, прекращать неразумное расточительство, которое в последнее время по мере улучшения жизненного уровня стало набирать обороты. Рынок уже сейчас многому научил наш народ. Будет учить и дальше. Пришло время стать деловыми, экономными, трудолюбивыми. Мы переживаем период, когда от каждого требуются самоотверженность в работе, способность к состязательности, к конкурентности.(С. Абдрахманов «Егемен Казахстан», 14 февраля 2009 г).
Я задумался над этими словами и решил внести свой вклад в общее дело. Я вижу, что сейчас все люди стали очень много использовать бумагу, но ведь бумагу делают из древесины. Оказывается, что только 30% - 40% дерева составляет полезное использование, а остальное составляют отходы.
Например, на острове Кипр каменистая почва. Но не всегда эта земля была такой. Много веков назад росли на острове прекрасные кедровые леса,
Фруктовые деревья, во множестве рек текла пресная чистейшая вода, и остров был похож на земной рай. Римские легионы захватили остров, стали рубить кедры и стоить из них свои корабли, они вырубили на острове кедровые рощи. Теперь на большей части острова совсем чахлая растительность еще по весне выгорающая трава, стали редкими летние дожди и не хватает пресной воды. Плодородную почву киприотам приходится доставлять на остров баржами по морю. Вот и получается: не улучшил человек созданное, а своим вмешательством варварским ухудшил.
Не меньшую тревогу вызывает состояние лесов Казахстана. Хотя они занимают всего 4,6% площади республики, но выполняют исключительно важные почвозащитные, водоохранные и климатообразующие функции. В последние годы средства массовой информации, как оппозиционные, так и официальные, публикуют большое количество материалов о лесных пожарах и массовых незаконных вырубках, особенно в восточных районах страны (Временные методические указания…, раздел 1). Негативные последствия уничтожения лесов будут ощущаться на протяжении многих десятилетий. И тем не менее государство не предпринимает мер по выявлению первопричин сложившейся ситуации и кардинальному улучшению охраны лесов.
Полученные знания привели меня к тому, что нужно рационально использовать лесной фонд Земли, постараться спасти как можно больше деревьев.
Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике.
Возможность осуществления связей математики с окружающим миром, с современным производством обусловлена тем, что многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе, используется в организации, технологии, экономике современного производства, в конкретных производственных процессах.
В данной работе покажем связь математических понятий «объем», «площадь» с вопросами экономии расходных материалов при изготовлении упаковочного материала на примере упаковок отечественного производителя «Пиала», 50г, и «Ассам»,50г. Также выясним, какая из двух упаковок более экономична. Рассмотрим способы экономии расходного материала, затраченного при изготовлении упаковок для чая.
В период Глобального мирового кризиса каждому необходимо приложить усилия для решения возникших проблем.
Данная работа является небольшим вкладом в общее дело. Пришло время стать деловым, экономным, трудолюбивыми.
Практическая значимость данного исследования в том, что оно позволяет сэкономить расходный материал при изготовлении упаковки для чая не менее чем на 4%, что позволит изготовить 40000 новых упаковок для чая.
Таким образом, я предлагаю способ сэкономить средства, затраченные производителем при изготовлении упаковок.
Тема: Математические расчеты в решении вопросов экономии расходных материалов
Цель: Определить пути экономии расходных материалов при изготовлении упаковки для чая весом 50г.
Задачи: 1.Провести расчет расходного материала на примере упаковок для чая «Пиала», «Ассам»,50г.
2.Определить объем, занимаемый 50г чая.
3.Рассмотреть форму куба для упаковки
4.Сделать анализ проведенных исследований.
5.Определить экономичную упаковку
6.Изготовить упаковку.
Объект исследования: Развертки упаковок чая весом 50г «Пиала», «Ассам», «Куб», «Пиала новая».
Предмет исследования: Процесс использования формул объема прямоугольного параллелепипеда и площади прямоугольника при решении практической задачи.
Методы исследования: Эксперимент, анализ, изготовление упаковки.
База исследования: Развертки упаковок для чая «Пиала», «Ассам», «Куб», «Пиала новая».
Основная часть.
На уроках математики я узнал, что объем прямоугольного параллелепипеда и площадь прямоугольника, вычисляются по формулам V=abc, S=ab. Мне стало интересно, где можно в жизни это встретить. Я нашел вокруг себя разные предметы в форме прямоугольного параллелепипеда и решил проверить, сколько материала идет на изготовление, например, упаковок для чая или спичечных коробков. Я решил узнать, можно ли сэкономить расходный материал при изготовлении упаковок. Гипотеза: Если уменьшить расход материала за счет уменьшения размеров коробки, изменения формы, то получим экономию расходных материалов.
Исследование 1. Упаковка чая «Пиала», 50 г.
Размеры 5,4×3,6×7,7 (см) без учета припусков на швы.
V=149,7 .
=2(5,4×3,6 + 5,4×7,7 +3,6×7,7) = 177,48 ().
Если взять форму куба, имеющего такой же объем 149,7 , то сторона куба должна быть 5,31 см, тогда =169,1766 .
Исследование 2. Упаковка чая «Ассам», 50 г.
Размеры 4×6×7,5 (см) без учета припусков на швы.
V=180
=198
Если взять куб объемом 180 со стороной 5,646 см, то =191,236 .
Исследование 3. Подсчет площади припусков на швы приближенный.
«Пиала»
1,4×5,4×2
3,6×2,5×4
1,2×7,7
итого 60,36
«Ассам»
6×1,5×2
4×2,7×4
7,5×1
итого 68,7
«Пиала»-куб со стороной 5,3 см
5,3×1,4×2
5,3×2,5×4
5,3×1,2
итого 74,2
«Ассам»-куб со стороной 5,6 см
5,6×1,5×2
5,6×2,5×4
5,6×1,2
итого 79,52 .
Исследование 4. Сравнительный анализ полученных данных.
Таблица 1.
-
«Пиала»
«Ассам»
Вес чая, г
50
50
Объем упаковки,
150
180
Площадь без швов, .
177,48
198
Площадь швов, .
60,36
68,7
Площадь общая,
237,84
266,7
Таблица 2.
-
«Пиала»
Куб, 5,3
«Ассам»
Куб, 5,6
Вес, г
50
50
50
50
Объем,
150
150
180
180
Площадь без швов,
177,48
168,54
198
188,16
Площадь швов, .
60,36
74,2
68,7
79,52
Площадь общая,
237,84
242,74
266,7
267,68
Исследование 5. Насыпаем 50 г чая в мензурку с делениями и видим, что его объем составил 105.
Исследование 6. Уменьшим высоту коробки для чая «Пиала» на 0,5 см. Тогда размеры коробки станут 5,4×3,6×7,2 см, объем 140, площадь без швов 168,48, площадь швов 59,76, площадь общая 228,24.
Заключение
Подведем итог наших исследований, сравнив полученные данные.
Наши исследования показали, что
более экономична коробка для чая «Пиала»
форма куба дает экономию на площади без швов, но увеличивает расход материала на швы, в общем, идет перерасход материала
можно уменьшить расход материала за счет уменьшения размеров коробки
при уменьшении высоты коробки «Пиала» на 0,5 см расход материала уменьшается на 9,6 . При изготовлении 1 млн. коробок это составит 9600000 , что позволит изготовить дополнительно 42060 коробок.
Из соображений торговой эстетики, возможностей транспортировки, изготовления упаковок и других причин предприятия-изготовители идут на перерасход расходных материалов при изготовлении упаковок. Возможно, лишние затраты оплачивают покупатели, т.е. мы с вами.
Результаты данного исследования переданы для ознакомления в компанию LLP “RG brands Kasakhstan”.
Журнал научных исследований
-
№
Этап
Сроки
Результат
1
Выбор темы
Сентябрь
Формирование научного аппарата
2
Исследование 1,2
Октябрь-ноябрь
Определение вывода
3
Исследование 3
Декабрь-январь
Определение вывода
4
Анализ исследований
Февраль
Оформление заключительной части
5
Оформление работы
Март
Оформленная научная работа согласно требованиям
6
Составление презентации
Апрель
Слайдовая презентация
Приложение
№1. Развертка упаковки для чая «Пиала», 50г.
№2. Развертка упаковки для чая «Ассам» , 50г.
№3. Развертка куба со стороной 5,5 см.
Используемая литература
1.Т.А. Алдамуратова - Математика-5, Алматы, «Атамұра», 2001
2.Т.А. Алдамуратова, Т.С.Байшоланов-Математика-6
Алматы, «Атамұра»2006
3.М.Я. Выгодский –«Справочник по элементарной математике», Москва, «Наука», Главная редакция физико-математической литературы, 1979г.
4. Президенту Республики Казахстан
Нурсултану Абишевичу Назарбаеву
Премьер-министру Республики Казахстан
Тасмагамбетову Имангали Нургалиевичу
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
5. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН “О ЗЕМЛЕ”
6.КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
принята 30 августа 1995 года (с изменениями от 7 октября 1998 г.)
7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН “ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ”
от 15 июля 1997 года (с изменениями и дополнениями в соответствии с Законами РК от 24.12.98 г., от 11.05.99 г. №381-1, от 29.11.99 г. №488-1, от 24.12.2001г. №276-II).
8. ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 23 января 1993 года №1924-XII (с изменениями, внесенными в соответствии с Указом Президента РК от 05.10.95 г. №2488; Законами РК от 11.05.99 г. №381-1; от 23.01.01 г. №151-II; от 24.12.2001г. №276-II).
Отзыв
В данной работе автор показал способ экономии расходного материала при изготовлении упаковок для чая весом 50 г.
На основании сделанных расчетов автор указал на упаковку для чая «Пиала» как более экономичную по сравнению с упаковкой для чая «Ассам».
Автор самостоятельно провел ряд исследований для проверки своих гипотез, сделал анализ полученных данных.
В результате проведенных исследований автор предлагает изготовленную им самим упаковку, выполненную на основе упаковки для чая «Пиала», подтверждая ее пригодность в использовании практическим путем.
Полученные автором результаты следует предложить для использования предприятиям-изготовителям.
Научный руководитель Волчек Н.В.
Руководитель НОУ Волотько Н.В.
Президенту Республики Казахстан
Нурсултану Абишевичу Назарбаеву
Премьер-министру Республики Казахстан
Тасмагамбетову Имангали Нургалиевичу
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Подготовлено в порядке определенном статьей 33 Конституции Республики Казахстан.
“п.1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”,
и п.1 ст.2 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона,
от 19 июня 1995 года “О порядке рассмотрения обращений граждан”.
Данное предложение является коллективным обращением граждан Республики Казахстан, направленным на выполнение органами государственной власти РК задач по соблюдению действующего природоохранного законодательства, сохранению и восстановлению лесов Казахстана, имеющих глобальное экологическое, полепочво-защитное, водоохранное, климаторегулирующее, социальное, экономическое, эстетическое, рекреационное значение.
1. О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, КАК ОТРАСЛИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ
1.1. В последние годы лесное хозяйство Казахстана, которое является одной из отраслей, обеспечивающих независимость и экономическое процветание республики, утрачивает самостоятельность, подвергается необоснованным реорганизациям практически каждые два года, деградирует как отрасль народного хозяйства.
1.2. Лесное хозяйство, задачами которого является обеспечение сохранности и восстановления флоры и фауны, водных ресурсов, рекреационных ресурсов, содействие очистке воздушного бассейна, не может стать полноправным участником казахстанского рынка из-за отсутствия должной правовой основы и нарушений природоохранного законодательства.
1.3. Финансирование лесного хозяйства осуществляется по остаточному принципу, не позволяющему на достаточном уровне охранять леса от пожаров, самовольных порубок, браконьерства и вести лесовосстановительные работы.
В результате сокращения финансирования отрасли резко (в 25 раз) снизились объемы лесопосадок. Лесные пожары охватывают все большие территории. Только за 1997 год сгорело около 188 тыс. га ценных лесов, а за период с 1991 по 2000 г. - более 277 тыс.га. Прекратились работы по облесению обнажившегося дна Аральского моря. Не ведутся широкомасштабные работы по лесовосстановлению на гарях и вырубках. Самовольные рубки в ценных лесах приняли широкий размах. Не проводятся работы по борьбе с вредителями леса, что приводит к гибели лесов. Леса деградируют.
Лесохозяйственные предприятия практически развалены из-за передачи основной материально-технической базы бывших лесхозов в коммунальную собственность (постановление Правительства от 26 сентября 2001 г. №1248).
Недостаточное финансирование привело к ухудшению работы службы государственной лесной охраны. Лесная охрана влачит жалкое существование, не имея ни транспорта, ни вооружения, ни обмундирования.
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЗДАЮЩАЯ УГРОЗУ СОХРАНЕНИЮ ЛЕСНОГО ФОНДА И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ
2.1. Самовольные рубки в лесах приняли широкий размах. Лес стал источником наживы для нечистоплотных дельцов.
2.2. В Законы Республики Казахстан “Об особо охраняемых природных территориях” и “Об охране окружающей среды” были внесены дополнения и изменения, не прошедшие надлежащую государственную экологическую экспертизу. В результате из них был необоснованно исключен такой важный вид особо охраняемых природных территорий как “леса особо охраняемых природных территорий”, которые следовало бы именовать “особо охраняемые лесные территории”, так как бессмысленно выделять из особо охраняемых природных территорий (особенно таких как заповедник, национальный парк) отдельно леса. Они выделяются как вид ООПТ в составе лесного фонда. В связи с этим многие особо ценные участки леса потеряли свой статус и подвергаются разграблению. Следует иметь в виду, что большинство ООПТ образовано на территории лесного фонда.
2.3. Продолжается кампания по планомерному развалу лесного хозяйства:
а) лесозаготовительные предприятия, снабжавшие республику лесом из Иркутской области и Красноярского края (22 предприятия), переданы в коммунальную собственность Восточно-Казахстанской области (постановление Правительства от 25 апреля 2001 г. №554), аким которой своим решением от 9 июля 2001 г. №1083 передал их в доверительное управление ЗАО Международной холдинговой Компании “Ренессанс” сроком до 50 лет. Им же поднимается вопрос (письмо от 25 июля 2001 г. №1/2014) о передаче лесов ВКО в коммунальную собственность;
б) отдельными должностными лицами проводится идея исключения ООПТ (вопреки пункту 6 статьи 94 Закона РК “О земле”) из состава лесного фонда;
в) постановлением Правительства РК от 10 февраля 2000 г. №198 республиканские государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, выполнявшие функции комплексного ведения лесного хозяйства, в нарушение требований статей 7 и 8 Лесного кодекса РК, реорганизованы (разделены) путем создания учреждений по охране лесов и животного мира, и объединения в республиканские государственные предприятия частей лесных хозяйств с производственной инфраструктурой, что явно противоречит статье 8 кодекса, определившей, что лесное хозяйство должны вести владельцы участков лесного фонда;
г) постановлением Правительства РК от 26 сентября 2001 г. № 1248, указанные выше, республиканские государственные предприятия были переданы в коммунальную собственность, что является еще более грубым нарушением Лесного кодекса (статья 8, п.1.). Таким образом, разрушается целостность лесного хозяйства;
д) лесная охрана потеряла возможность эффективно воздействовать на нарушителей лесного законодательства, так как была лишена права государственного контроля за проводимыми на территориях лесного фонда работами;
е) проводимая в текущем году разработка проекта нового Лесного кодекса, показала, что государственные чиновники при согласовании проекта данного кодекса оказывают давление, предлагая исключить из него многие разделы, с целью сократить выделение средств на ведение лесного хозяйства (в том числе на государственную защиту должностных лиц государственной лесной охраны, на авиационную охрану лесов и многое другое).
Возражая против включения в проект нового кодекса раздела об авиационной охране лесов (№16-6-2-5/12648 от 28 сентября 2001 г.), Минфин обрекает леса на гибель, т.к. только авиационная охрана способна сократить количество лесных пожаров. Таким образом, экономя незначительные средства на авиаохране, республика может потерять миллиарды тенге в результате гибели лесов, затрат на тушение пожаров и лесовосстановление на этих площадях.
Совокупность этих факторов оказывает негативное воздействие на состояние лесов Казахстана, что может привести к невыполнению республикой Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а в конечном счете угрожает здоровью народа и отрицательно влияет на его благосостояние.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ОТРАСЛИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СОХРАНЕНИЕ ЛЕСОВ
В связи с вышеизложенным и в целях выполнения требований природоохранного и лесного законодательства мы требуем:
1. Вывести Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства из состава Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Преобразовать его в самостоятельный государственный орган, отвечающий за лесное хозяйство и ООПТ.
Сохранить леса в исключительной республиканской собственности, так как леса имеют общегосударственное и даже глобальное значение. Местническое отношение к лесам приведет к общегосударственной катастрофе. Например, снижение водоохранных свойств лесов Восточно-Казахстанской области пагубно отразится на водности р.Иртыш и приведет к нарушению водообеспечения Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Акмолинской, Карагандинской областей Казахстана, а также Омской и Тюменской губерний Российской Федерации.
2. Исходя из общегосударственного значения лесов и учитывая длительность лесовыращивания (50 - 100 лет), необходимо восстановить статус комплексных лесных хозяйств, выполняющих все виды работ от посадки (посева) леса до его рубки, включая уход, охрану, защиту от болезней, вредителей и пожаров. Следует сосредоточить все эти работы в руках одного хозяина – “государственных учреждениях лесного хозяйства” – определив законодательно их статус и обеспечив финансирование из государственного бюджета.
3. Учитывая огромное природоохранное значение лесных территорий, часть которых соответствующими решениями постепенно относится к особо охраняемым природным территориям, восстановить в Законах Республики Казахстан “Об охране окружающей среды”, “Об особо охраняемых природных территориях” такой важный вид ООПТ как “особо охраняемые лесные территории”. В соответствии с Законом “О Земле” (статья 94, пункт 6) все эти территории должны сохраняться в лесном фонде как его лучшая часть.
4. В связи с происшедшими в последние годы негативными изменениями в лесном фонде (сокращение посадок, крупные пожары, самовольные порубки) и лесном хозяйстве (катастрофическое состояние машин и механизмов), необходимо создать законодательную основу финансирование лесного хозяйства (по экологически обоснованным нормативам) для улучшения охраны лесов, а, самое главное, увеличения объема посадок леса и технического перевооружения лесного хозяйства.
5. В целях получения средств для финансирования лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий внести изменения в Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, установив платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов, платежи за использование ресурсов недревесной растительности, платежи за использование рекреационных ресурсов, платежи за использование атмосферного воздуха как природного ресурса. Выше указанные средства и 50% средств, поступающих за выбросы загрязняющих веществ, направлять на финансирование лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий. Эти средства должны в бюджетах всех уровней выделяться отдельной строкой.
Экономическое стимулирование лесного хозяйства должно найти отражение в Лесном кодексе и кодексе “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.
6. Освободить от налога на добавленную стоимость обороты от реализации лесоустроительных и проектно-изыскательских работ, выполняемых для органов лесного хозяйства, как это предусмотрено для геологоразведочных и геолого-поисковых работ (Налоговый кодекс, ст.230).
7. Считаем необходимым восстановить в лесном хозяйстве функции государственного контроля, начиная от руководства Комитета до государственных учреждений лесного хозяйства, так как последние должны осуществлять государственный контроль за деятельностью посторонних лесопользователей на территории лесного фонда. Как рубки леса, так и использование других благ леса (сбор плодов, ягод, сенокошение, заготовка живицы, соков и др.) связана с эксплуатацией государственного ресурса, а это требует и соответствующего статуса контролера. Относить этот вид деятельности к производственному контролю невозможно, так как к последнему можно отнести лишь внутреннюю деятельность работников лесного хозяйства (проверку качества подготовки почвы, посадки лесных культур, произведенного ухода за лесом и т.п. работ). В этом случае также надо учитывать специфические особенности лесного хозяйства.
8. Необходимо поднять престиж работников лесного хозяйства. Во всем мире работники лесного хозяйства пользуются заслуженным уважением в обществе, так как их работа направлена на сохранение и улучшение комфортных условий жизни настоящего и будущих поколений. В свое время и наши лесоводы имели возможность ежегодно отметить свой день, профессиональный праздник “День работника леса”. За достижения в области лесного хозяйства, а нам есть чем гордиться, так как каждый десятый гектар леса в Казахстане (а это более 1 млн. га) посажен и выращен руками лесоводов, особо заслуженным работникам лесного хозяйства следует присваивать звание “Заслуженный лесовод республики”. В настоящее время о работниках лесного хозяйства никто не вспоминает. Таким образом, они лишены и моральных и материальных стимулов, так как заработная плата лесной охраны совершенно не соответствует ее тяжелому и опасному труду. Восстановление утраченных позиций вселило бы в людей надежду.
9. Требуем привлечь к разработке Лесного кодекса высоко профессиональных работников лесного хозяйства и лесной науки. Практика разработки нового кодекса в 2001 году показала, что многие замечания по проекту кодекса, выдаваемые работниками финансовых и других органов, касаются не их полномочий, а сугубо лесной деятельности, приводят к грубому и непрофессиональному искажению всемирно признанных требований к ведению лесного хозяйства и делают законопроект никуда не годным.
В связи с этим необходимо всенародное обсуждение проекта в средствах массовой информации.
10. Провести государственную экологическую экспертизу проекта Лесного кодекса.
11. Обеспечить проведение такой кадровой политики в отрасли, которая бы обеспечила укомплектование всех учреждений лесного хозяйства специалистами соответствующего профиля, т.к. эта отрасль требует специфических знаний.
Изложенные предложения исходят из основополагающих статей Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан “Об охране окружающей среды”, Закона Республики Казахстан “Об экологической экспертизе”, Лесного кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан “О земле”, которые прилагаются к настоящему обращению.
Приложение на 5 страницах.
22 января 2002 года.
Подписи
под коллективным обращением граждан Республики Казахстан, направленным на выполнение органами государственной власти РК задач по соблюдению действующего природоохранного законодательства, сохранению и восстановлению лесов Казахстана
-
Фамилия, имя, отчество
Адрес
Дата
Подпись
Всего 33 подписи
Приложение к коллективному обращению граждан Республики Казахстан, направленному на выполнение органами государственной власти РК задач по соблюдению действующего природоохранного законодательства, сохранению и восстановлению лесов Казахстана
Правовые основания настоящего Предложения
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
принята 30 августа 1995 года (с изменениями от 7 октября 1998 г.)
Статья 1.
1.Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Статья 6.
3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности.
Статья 12.
1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.
2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности.
Статья 31.
1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.
2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.
Статья 38.
Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Статья 3.
Единственным источником государственной власти является народ.
Статья 4.
2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН “ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ”
от 15 июля 1997 года (с изменениями и дополнениями в соответствии с Законами РК от 24.12.98 г., от 11.05.99 г. №381-1, от 29.11.99 г. №488-1, от 24.12.2001г. №276-II).
Преамбула
Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально экономического развития и повышения благосостояния.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.
Статья 5. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
2. Граждане имеют право:
обращаться в государственные органы и организации с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения;
Статья 76. Задачи и виды контроля в области охраны окружающей среды
1. Контроль в области охраны окружающей среды предусматривает наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, соблюдение законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований.
2. В Республике Казахстан осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН “ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ”
от 18 марта 1997 года. №85-1 (внесены изменения и дополнения в соответствии с законами РК от 24.12.98 г.; от 11.05.99 г. №381-1).
Статья 6. Объекты экологической экспертизы
1. Объектами экологической экспертизы являются:
1) предплановая, предпроектная и проектная документация, договоры, контракты, включая международные, касающиеся вопросов природопользования;
2) проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, намечаемых к принятию в Республике Казахстан, влияющих на окружающую среду и здоровье населения.
ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 23 января 1993 года №1924-XII (с изменениями, внесенными в соответствии с Указом Президента РК от 05.10.95 г. №2488; Законами РК от 11.05.99 г. №381-1; от 23.01.01 г. №151-II; от 24.12.2001г. №276-II).
Статья 1. Задачи лесного законодательства
1. Задачами лесного законодательства Республики Казахстан являются регулирование отношений по владению, пользованию, распоряжению лесами в целях обеспечения условий для повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, рационального и неистощительного использования лесных ресурсов, их охраны, защиты и воспроизводства, укрепление законности в области лесных отношений.
2. Регулирование лесных отношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющим глобальное экологическое, социальное и экономическое значение, состояние которого определяет условия жизни на Земле.
Статья 2. Лесное законодательство
1. Лесные отношения в Республике Казахстан регулируются настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним другими законодательными и иными нормативными актами Республики Казахстан.
Статья 5. Собственность на леса
1. Леса в Республике Казахстан находятся в исключительной собственности республики.
Статья 6. Владение участками лесного фонда
1. В постоянное владение участки лесного фонда предоставляются государственным лесохозяйственным предприятиям, учреждениям, организациям для ведения лесного хозяйства, а также государственным природным заповедникам, государственным природным резерватам, государственным национальным природным паркам и государственным природным паркам.
В порядке, устанавливаемом законодательством Республики Казахстан, для ведения лесного хозяйства участки лесного фонда могут предоставляться во владение и другим юридическим и физическим лицам.
2. Предоставление участков лесного фонда во владение осуществляется органами исполнительной власти на местах в пределах их компетенции по представлению государственного органа управления лесным хозяйством Республики Казахстан.
Статья 7. Права владельцев участков лесного фонда
Владельцы участков лесного фонда имеют право:
1) осуществлять лесные пользования и иную хозяйственную деятельность;
2) пользоваться в установленном порядке землями, водами, общераспростра-ненными полезными ископаемыми, животным миром и иными объектами природы на землях лесного фонда, находящихся в их владении;
3) возводить строения и сооружения, необходимые для ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользований в соответствии с проектной и технической документацией;
4) собственности на заготовленную ими продукцию и доход от ее реализации;
5) предоставлять право на осуществление лесных пользований и иной хозяйственной деятельности юридическим и физическим лицам на отведенных для этого участках с выдачей лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов;
6) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных в результате изъятия земель лесного фонда для государственных или общественных нужд, а также ухудшения качества лесов, вызванного строительством и эксплуатацией объектов, выделяющих вредные для лесной растительности вещества.
Статья 8. Обязанности владельцев участков лесного фонда
Владельцы участков лесного фонда обязаны:
1) вести лесное хозяйство в соответствии с действующим лесным законодательством и иными нормативными документами, регламентирующими лесохозяйственную деятельность, а также лесоустроительной документацией;
2) обеспечивать расширенное воспроизводство, охрану, защиту, улучшение санитарного состояния лесов и уход за ними, повышение продуктивности лесов и плодородия лесных почв, организацию лесных пользований, ведение лесоустройства, учет лесов и охотничьей фауны;
3) использовать ресурсный потенциал лесного фонда в пределах научно обоснованных норм;
4) вести работы экологически приемлемыми способами и методами, обеспечивающими сохранение средообразующих и средозащитных функций леса, а также условий своевременного восстановления насаждений, лекарственного, пищевого и технического сырья, выполнять иные требования по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, животного мира, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законодательными и нормативными актами Республики Казахстан;
5) обеспечивать противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждать, своевременно обнаруживать и пресекать нарушения правил пожарной безопасности и осуществления лесных пользований, а также прочие нарушения лесного законодательства, принимать необходимые меры к тушению лесных пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса.
Статья 14. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Ведению Правительства Республики Казахстан подлежат:
1) реализация государственной лесной политики;
2) отнесение лесов к группам и категориям защитности и перевод их из одной группы или категории в другую;
3) утверждение норм, нормативов и правил лесных пользований, отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
4) утверждение и контроль за выполнением государственной программы по рациональному использованию лесов, их воспроизводству, охране и защите в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
5) организация ведения лесного мониторинга, государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда;
6) осуществление международного сотрудничества в области лесного хозяйства;
7) регулирование лесных отношений по другим вопросам, не отнесенным к компетенции Верховного Совета Республики Казахстан.
Статья 69. Экономическое стимулирование рационального ведения лесного хозяйства
Экономическое стимулирование рационального ведения лесного хозяйства направлено на повышение заинтересованности владельцев участков лесного фонда, лесопользователей в соблюдении требований, предъявляемых к воспроизводству, охране, защите лесов и лесопользованию настоящим Кодексом, иными нормативными актами в области лесного хозяйства, и включает:
1) целевое выделение через государственные органы управления лесным хозяйством средств для реализации программ развития лесного хозяйства за счет средств республиканского и местных бюджетов или других источников;
2) оплату лесохозяйственных мероприятий по нормативам (ценам), дифференцированным по качеству получаемых результатов и включающим средства на производственное и социальное развитие, а также материальное стимулирование владельцев участков лесного фонда;
3) предоставление владельцам участков лесного фонда права реализации на лесных торгах и конкурсах недоиспользуемых лесосечного фонда и расчетной лесосеки в соответствии с Положением о проведении лесных торгов и конкурсов, утверждаемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 70. Финансирование лесного хозяйства
1. Лесохозяйственная деятельность государственных лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также содержание государственных органов управления лесным хозяйством финансируется за счет республиканского бюджета и иных средств.
2. Финансирование лесного хозяйства осуществляется по экономически обоснованным нормативам, разрабатываемым государственным органом управления лесным хозяйством Республики Казахстан и согласованным с Министерством финансов.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН “О ЗЕМЛЕ”
от 24 января 2001 года №152-II (с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.01 г. №227-II, 24.12.2001г. №276-II).
Статья 94. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения
6. Земли особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения учитываются отдельной строкой в составе тех категорий земельного фонда, из которых они выделены.
Сергей КУРАТОВ,
Экологическое общество “Зеленое спасение”,
г. Алматы, Казахстан.
Не меньшую тревогу вызывает состояние лесов Казахстана. Хотя они занимают всего 4,6% площади республики, но выполняют исключительно важные почвозащитные, водоохранные и климатообразующие функции. В последние годы средства массовой информации, как оппозиционные, так и официальные, публикуют большое количество материалов о лесных пожарах и массовых незаконных вырубках, особенно в восточных районах страны (Временные методические указания…, раздел 1). Негативные последствия уничтожения лесов будут ощущаться на протяжении многих десятилетий. И тем не менее государство не предпринимает мер по выявлению первопричин сложившейся ситуации и кардинальному улучшению охраны лесов.