Понятие эластичного спроса — математический и экономический смысл

Понятие эластичного спроса — математический и экономический смысл

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Одной из характеристик спроса является его эластичность. Раскроем это понятие.

Существует зависимость между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки. Это понятие обозначается как ценовая эластичность спроса. Эластичность означает интенсивность реакции покупателей. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен.

Пример: цена масла увеличилась на 10 %, что привело к сокращению количеству продаваемого масла на 5 %. Эластичность спроса в этом случае равняется 5 % / 10 % = 0,5.

Обозначим за Р — цену товара, за Q — объем продаж, и на графиках изобразим кривые спроса в случае различной его эластичности:

Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1 % на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция). Математический смысл неэластичного спроса заключается в том, что зависимость между спросом и предложением выражается медленно убывающей функцией.

Эластичный спрос имеет место, когда спрос возрастает больше, чем на 1 % на каждый 1 % снижения цены (сильная реакция). Математический смысл неэластичного спроса заключается в том, что зависимость между спросом и предложением выражается быстро убывающей функцией.

Единичная эластичность имеет место, когда покупаемое количество вырастает на 1 % при снижении цены на 1 %. Математический смысл неэластичного спроса заключается в том, что зависимость между спросом и предложением выражается линейной функцией.

Помимо перечисленных видов эластичности также выделяют совершенно (абсолютно) эластичный и совершенно (абсолютно) неэластичный спрос.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным. С математической точки зрения эта ситуация описывается вырожденной функцией вида Q = Q0, где Q0 — некоторое фиксированное значение спроса.


Рис. 1.

Совершенно неэластичный спрос

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным. С математической точки зрения эта ситуация описывается вырожденной функцией вида P = P0, где P0 — некоторое фиксированное значение цены.


Рис. 2.

Совершенно эластичный спрос

Когда говорят об эластичности спроса, имеют в виду его эластичность по цене (ценовую эластичность).

Факторы ценовой эластичности спроса:

Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.

Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта [Нуриев, Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. // Вопросы экономики, 2003, № 1, стр. 4-9].

Спрос на товар зависит не только от цены на этот же самый товар. Он зависит и от цен на другие товары. Данная зависимость характеризуется перекрестной эластичностью спроса по цене [Казаков А. П., Минаев Н. В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. — М.: Изд-во ЦИПКК АП, 1999, стр. 21-22].

Например, рост цены на бензин должен снижать спрос на автомобили. Повышение цены на хозяйственное мыло увеличивает спрос на стиральный порошок. Таким образом, перекрестная эластичность бывает и отрицательной, и положительной.

Эластичность спроса является чрезвычайно важным показателем для продавцов, которые хотят выявить последствия изменения цен на полученную ими выручку. Когда эластичность спроса на какой-либо товар выше 1, то небольшое снижение цены увеличивает стоимость продаж и совокупную выручку. Наоборот, повышение цены имеет смысл при неэластичном спросе (эластичность спроса меньше 1). В этом случае возрастает стоимость продаж. При эластичном спросе (эластичность выше 1) нет смысла повышать цену, так как снизится объем продаж [Макроэкономика. Учебное пособие. // Под ред. А. М. Бункина. — М., 1995, стр. 72].

Теперь обратимся к эластичности спроса по доходам.

Рост дохода увеличивает возможность совершения покупок. Спрос на большинство товаров с увеличением дохода возрастает. Эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала (меньше 1), а на предметы роскоши — велика (больше 1). Кроме того, существуют товары, которые при достаточно высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами заменителями, спрос на них падает (товары низкого качества).

Таким образом, эластичность по доходу для некоторых товаров отрицательная [Ховард К., Эриашвили Н. Д., Никитин А. М. Экономическая теория. — М, 2000, стр. 117].

Представляют интерес исследования А. Маршаллом проблем спроса на отдельные товары, точнее — разработанная им концепция эластичности спроса.

Лидер кембриджской школы поставил спрос на определённый товар в зависимость от трех главных факторов — предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причём особое место отводилось первому из них.

Поскольку предельная полезность равна той максимальной цене, которую покупатель еще согласен уплатить за данный товар, она становится верхним пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А. Маршалл, является автономной, независимой от рынка ценой спроса и определяется только потребностью в товаре и его запасом. Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно отсюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой долгий путь в сторону рыночного равновесия.

Пример эластичности спроса: предположим, что величины предельной полезности и дохода постоянны. Допустим, так же, что рыночная цена какого-то товара увеличилась (уменьшилась) на 1 %, а спрос на него, испытывающий влияние этой цены, сократился (возрос) более чем на 1 %. Тогда, по А. Маршаллу, движение спроса было эластичным по цене. Соответственно, спрос считался неэластичным, когда он менялся менее чем на 1 % при однопроцентных колебаниях рыночной цены.

Концепция эластичности спроса имеет явные недостатки — выдвижение на первый план предельной полезности и её трактовка в духе австрийской школы, игнорирование социальной структуры общества, влияющей на распределение национального дохода, а стало быть, на покупательную способность групп населения. В то же время, в целом концепцию эластичности спроса можно считать научным достижением кембриджской школы.

Идеи А. Маршалла открыли дорогу обширному потоку прикладных исследований товарных рынков, практическое значение которых не вызывает сомнений [История экономических учений. // Под ред. Н. А. Хохлова. — СПб: Питер, 2002, стр. 143].

Список литературы

Гончаров В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. — М.: МНИИПУ, 2002, 341 с.

История экономических учений. // Под ред. Н. А. Хохлова. — СПб: Питер, 2002, 324 с.

Казаков А. П., Минаев Н. В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. — М.: Изд-во ЦИПКК АП, 1999, 359 с.

Макроэкономика. Учебное пособие. // Под ред. А. М. Бункина. — М.: Инфра-М, 1995, 337 с.

Нуриев, Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. // Вопросы экономики, 2003, № 1, с. 4-9.

Социально-экономическая статистика. // Под ред. Г. Л. Громыко. — М.: Изд-во МГУ, 1999, 350 с.

Ховард К., Эриашвили Н. Д., Никитин А. М. Экономическая теория. — М, 2000, 564 с.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа