Три знаменитые классические задачи древности
Министерство Образования РБ.
Средняя общеобразовательная школа №42
«Три знаменитые классические
задачи древности»
Выполнил: ученик 9 класса «Д» Иванов Иван
Проверил: Леонова Вера Михайловна
г. Улан – Удэ
2005 г.
Введение
Искусство построения геометрических фигур при помощи циркуля и линейки было в высокой степени развито в Древней Греции. Однако древним геометрам никак не удавалось выполнить некоторые построения, используя лишь циркуль и линейку, а построения, выполненные с помощью других инструментов, не считались геометрическими. К числу таких задач относятся так называемые три знаменитые классические задачи древности:
о квадратуре круга о трисекции угла
о удвоении S круга.
Задача о квадратуре круга
Одной из древнейших
и самых популярных математических
задач, занимавшей умы людей на протяжении
3 – 4 тысячелетий, является задача о
квадратуре
круга, т.е.
о построении с помощью циркуля и линейки
квадрата, равновеликому данному кругу.
Если обозначить радиус круга через r,
то речь будет идти о построении квадрата,
площадь которого равна
r2,
а сторона равна r
.
Теперь известно, что число
-отношение
окружности к своему диаметру – число
иррациональное, оно выражается бесконечной
непериодической десятичной дробью
3,1415926… было, между прочим, вычислено с
707 десятичными знаками математиком В.
Шенксом. Этот результат вместе с формулой
вычислений он обнародовал в 1837 году. Ни
одна ещё задача подобного рода не
решалась с таким огромным приближением
и с точностью, далеко превышающее
отношение микроскопических расстояний
к телескопическим.
Шенкс вычислял.
Следовательно, он стоял в противоречии
с требованиями задачи о квадратуре
круга, где требовалось найти решение
построением. Работа, сделанная Шенксом,
в сущности бесполезна – или почти
бесполезна. Но, с другой стороны, она
может служить довольно убедительным
доказательством противного тому, кто,
убедившись доказательствами Линдеманна
и др. или не зная о них, до сих пор ещё
надеется, что можно найти точное отношение
длины окружности к диаметру. Можно
вычислить приближенное значение
(и корня квадратного из
),
удовлетворяющее тем или иным практическим
потребностям. Однако не в практическом
отношении интересовала людей задача о
квадратуре круга, а интересовала её
принципиальная сторона: возможно ли
точно решить эту задачу, выполняя
построения с помощью только циркуля и
линейки.
Следы задачи о квадратуре круга можно усмотреть ещё в древнеегипетских и вавилонских памятниках II тысячелетия до н.э. Однако непосредственная постановка задачи о квадратуре круга встречается впервые в греческих сочинениях V в. до н.э. В своём произведении « О изгнании » Плутарх рассказывает, что философ и астроном Анаксагор (500 – 428 г. до н.э.) находясь в тюрьме, отгонял печаль размышлениями над задачей о квадратуре круга. В комедии « Птицы » (414 г. до н.э.) знаменитый греческий поэт Аристофан, шутя на тему о квадратуре круга, вкладывает в уста Астронома Метона следующие слова:
Возьму линейку, проведу прямую,
И мигом круг квадратом обернётся,
Посередине рынок мы устроим,
А от него уж улицы пойдут –
Ну, как на Солнце! Хоть оно само
И круглое, а ведь лучи прямые!..
Эти стихи говорят о том, что задача уже была к тому времени очень популярна в Греции. Один из современников Сократа – софист Антифон считал, что квадратуру круга можно осуществить следующим образом: впишем в круг квадрат и, разделяя пополам дуги, соответствующие его сторонам, построим правильный вписанный восьмиугольник, затем шестнадцати угольник и т.д., пока не получим многоугольник, который в силу малости сторон сольётся с окружностью. Но так как можно построить квадрат равновеликий любому многоугольнику, то и круг можно квадрировать. Однако уже Аристотель доказал, что это будет только приближённое, но не точное решение задачи, так как многоугольник никогда не может совпасть с кругом.
Квадратурой
круга занимался также самый знаменитый
геометр V
в. до н.э. – Гиппократ Хиосский. У многих
занимавшихся этой задачей возникало
сомнение, возможно ли вообще построить
прямолинейную фигуру, равновеликую
криволинейной. Эта возможность была
доказана Гиппократом, построившим
лунообразные фигуры (Рис. 1), известных
под названием «гиппократовых луночек».
В полукруг с диаметром
вписан равнобедренный прямоугольный
треугольник BAC
.
На
и
,
как на диаметрах, Рис.
1
описываются полуокружности.
Фигуры-мениски ALBM и ADCE, ограниченными круговыми дугами, и называются луночками.
По теореме Пифагора:
.
(1)
Отношение
площадей кругов или полукругов BMAEC
и AECD
равно, как впервые доказал сам Гиппократ,
отношению квадратов соответствующих
диаметров
,
которые в силу (1) равно 2. Итак, площадь
сектора OAC
ровна площади полукруга, построенного
на диаметре
.
Если из обеих этих равных площадей
вычесть площадь сегмента ACE,
то и получим, что площадь треугольника
AOC
ровна площади луночки ADCE,
или сумма площадей обеих луночек равна
площади равнобедренного треугольника
BCA.
Гиппократ нашёл и другие луночки,
допускающие квадрату, и продолжал свои
изыскания в надежде дойти до квадратуры
круга, что ему, конечно, не удалось.
Различные другие,
продолжавшиеся в течение тысячелетий
попытки найти квадратуру круга
оканчивались неудачей. Лишь в 80-х годах
19в. было строго доказано, что квадратура
круга с помощью циркуля и линейки
невозможна. Задача о квадратуре круга
становится разрешимой, если применять,
кроме циркуля и линейки, еще другие
средства построения. Так, еще в 4в. до
н.э. греческие математики Динострат и
Менехм пользовались для решения задачи
одной кривой, которая была найдена еще
в 5в. до н.э. Гиппием Элидским. Однако
ученых Древней Греции и их последователей
такие решения, находящиеся за пределами
применения циркуля и линейки, не
удовлетворяли. Будучи вначале чисто
геометрической задачей, квадратура
круга превратилась в течение веков в
исключительно важную задачу
арифметико-алгебраического характера,
связанную с числом
,
и содействовала развитию новых понятий
и идей в математике.
Квадратура круга была в прежние времена самой заманчивой и соблазнительной задачей. Армия «квадратурщиков» неустанно пополнялась каждым новым поколением математиков. Все усиль были тщетны, но число их не уменьшалось. В некоторых умах доказательство, что решение не может быть найдено, зажигало ещё большее рвение к изысканиям. Что эта задача до сих пор не потеряла своего интереса, лучшим доказательством служит появление до сих попыток её решить.
Задача о трисекции угла
Знаменитой была в древности и задача о трисекции угла ( от латинских слов tria – три и section – рассечение , разрезание), т.е.о разделении угла на три равные части с помощью циркуля и линейки. Говорят, что такое ограничение вспомогательных приборов знаменитым греческим философом Платоном.
Так,
деление прямого угла на три равные части
умели производить ещё пифагорейцы,
основываясь на том, что в равностороннем
треугольнике каждый угол равен 60о.
Пусть требуется разделить на три равные
части прямой угол MAN
(Рис. 2). Откладываем на полупрямой
произвольный отрезок
,
на котором строим равносторонний
треугольник ACB.
Так как угол Рис.
2
CAB
равен
60о,
то
=
30о.
Построим биссектрису
угла САВ, получаем искомое деление прямого угла MAN
на
три равных угла:
,
,
.
Задача о трисекции
угла оказывается разрешимой и при
некоторых других частных значениях
угла (например, для углов в
,
п
– натуральное число), однако не в общем
случае, т.е. любой угол невозможно
разделить на три равных части с помощью
только циркуля и линейки. Это было
доказано лишь в первой половине ХIХ
в.
Рис. 3, а, б, в: конхоида Никомеда
Задача о трисекции угла становится разрешимой и общем случае, если не ограничиваться в геометрических построениях одними только классическими инструментами, циркулем и линейкой. Попытки решения задачи с помощью инструментов и средств были предприняты еще в V в. до н.э. Так, например, Гиппий Элидский, знаменитый софист, живший около 420 г. до н.э., пользовался для трисекции угла квадратрисой. Александрийский математик Никомед ( II в. до н.э.) решил задачу о трисекции угла с помощью одной кривой, названной конхоидой Никомеда (рис. 3), и дал описание прибора для черчения этой кривой.
Рис. 4 Рис. 5
Интересное решение
задачи о трисекции угла дал Архимед в
своей книге «Леммы», в которой доказывается
, что если продолжить хорду
(рис.4) окружности радиуса r
на отрезок
=
r
и провести через С
диаметр
,
то дуга BF
будет втрое меньше дуги АЕ.
Действительно на основе теорем о внешнем
угле треугольника и о равенстве углов
при основании равнобедренного треугольника
имеем:
,
,
значит,
Отсюда следует так
называемый способ «вставки» для деления
на три равные части угла AOE.
Описав окружность с центром O
и радиусом
и
,
проводим диаметр
.
Линейку CB
на которой
нанесена длина
радиуса r
(например, помощью двух штрихов),
прикладываем и двигаем так, чтобы её
точка C
скользила
по продолжению диаметра
,
а сома линейка всё время проходила бы
через точку A
окружности, пока точка B
линейки не окажется на окружности. Тогда
угол BCF
и будет искомой третьей частью угла AOE
(Рис.5). Как видно, в этом приёме используется
вставка отрезка CB
между продолжением диаметра EF
и окружностью так, чтобы продолжение
отрезка CB
прошло через заданную
точку A
окружности. В указанном
выше построении применяется, помимо
циркуля, не просто линейка как инструмент
для проведения прямых, а линейки с
делениями, которая даёт длину определённого
отрезка.
Вот ещё одно решение задачи о три секции угла при помощи линейки с двумя насечками предложенное Кемпе:
Пусть
дан какой – либо угол ABC
(Рис. 6); и пусть на лезвии нашей линейки
обозначены 2 точки, P
и Q
(см. ту же фигуру, внизу)
Построение
На одной из сторон угла откладываем
от вершины B
прямую BA
= PQ.
Делим ВА
пополам в точке М;
проводим линии
Рис.
6
и
.
Возьмём теперь нашу линейку и приспособим её к уже полученной фигуре так, чтобы точка Р
линейки лежала на прямой КМ, точка Q лежала бы
на прямой LM, и в тоже время продолжение PQ линейки проходило бы через вершину данного угла В. тогда прямая ВР и есть искомая, отсекающая третью часть угла В.
Доказательство
как накрест лежащие. Разделим
PQ
пополам и середину N
соединим с М
прямой NM.
Точка N
есть середина гипотенузы прямоугольного
треугольника PQM,
а потому PN
= NМ,
а следовательно, треугольник PNM
равнобедренный, и значит
Внешний же
Вместе с тем
.
Значит,
Итак:
(Ч.Т.Д.).
Приведённое выше решение задачи принадлежит Кемпле, который при этом поднял вопрос, почему Евклид не воспользовался делением линейки и процессом её приспособления для доказательства 4-й теоремы своей первой книги, где вместо этого он накладывает стороны одного треугольника на стороны другого. На это может ответить только, что в задачу Евклида и не входило отыскивание некоторой точки по средствам измерения и процесса приспособления линейки. В своих рассуждениях и доказательствах он просто накладывает фигуру на фигуру – и только.
Задача об удвоении куба
Удвоение куба – так называется третья классическая задача древнегреческой математики. Эта задача на ряду с двумя первыми сыграла большую роль в развитии математических методов.
Задача состоит в построении куба, имеющий объём, вдвое больше объёма данного куба. Если обозначить через а ребро данного куба, то длина ребра х искомого куба должно удовлетворять уравнению
x3
= 2a3,
или x
=
Задача является естественным
обобщением аналогичной задачей об
удвоении квадрата, которая решается
просто: стороной квадрата, площадь
которого равна 2а2,
служит отрезок длиной а,
т.е. диагональ данного квадрата со
стороной а.
Наоборот удвоение куба, объём которого
равен 2а3,
т.е. отрезок х,
равный
,
не может быть построен при помощи циркуля
и линейки. Однако это было доказано лишь
в первой половине XIX
в.
Задача об удвоении куба носит так же название «делосской задачи» в связи со следующей легендой.
На острове Делос (в Эгейском море) распространялась эпидемия чумы. Когда жители острова обратились к оракулу за советом, как избавится от чумы, они получили ответ: «Удвойте жертвенник храма Аполлона». Сначала они считали, что задача легка. Так как жертвенник имел форму куба, они построили новый жертвенник, ребро которого было в два раза больше ребра старого жертвенника. Делосцы не знали, что таким образом они увеличили объём куба не в 2 раза, а в 8 раз. Чума ещё больше усилилась, и в ответ на вторичное обращение к оракулу последний посоветовал: «Получше изучайте геометрию…» Согласно другой легенде, бог приписал удвоение жертвенникам не потому, что ему нужен вдвое больший жертвенник, а потому, что хотел упрекнуть греков, «которые не думают о математике и не дорожат геометрией».
Задачей удвоения куба еще в V в. до н.э. занимался Гиппократ Хиосский, который впервые свел ее к решению следующей задачи: построить «два средних пропорциональных» отрезка х, у между данными отрезками а, b, т.е. найти х и у, которые удовлетворяли в следующей непрерывной пропорции:
а : х = х : у = у : b (1)> >
Суть одного механического решения
задач об удвоении куба, относящегося к
IV
в. до н.э. , основано на методе двух средних
пропорциональных. Отложим на стороне
прямого угла отрезок
=а,
где а-
длина ребра куба (рис.7), а на другой его
стороне – отрезок
=2а.
На продолжениях сторон прямого угла
стараемся найти такие точки M
и N
, чтобы
(АМ) и
(ВN)
были
перпендикулярны к (MN);
тогда
(х)
и
(у)
будут двумя серединами пропорциональными
между отрезками
и
.
Для этого устраивается угольник с
подвижной линейкой. Линейку располагают
так, как показано на рисунке.
Имеем:
:
=
:
=
:
,
или
а : х = х : у = у : 2а.
Отсюда
или
,
т.е.
.
Это
значит что отрезок
искомый.
Архит Тарентский дал интересное стереометрическое решение «делосской задачи». После него, кроме Евдокса, дали свои решения Эратосфен, Никомед, Аполлоний, Герон, Папп и др.
Итак, все старания решить три знаменитые задачи при известных ограничивающих условиях (циркуль и линейка) привели только к доказательству, что подобное решение невозможно. Иной, пожалуй, по этому поводу скажет, что, следовательно, работа сотен умов, пытавшихся в течении столетий решить задачу, свелась ни к чему… Но это будет неверно. При попытках решить эти задачи было сделано огромное число открытий, имеющих гораздо больший интерес и значение, чем сами поставленные задачи. Попытка Колумба открыть новый путь в Индию, плывя всё на запад, окончилась, как известно, неудачей. И теперь мы знаем, что так необходимо и должно было случиться. Но гениальная попытка великого человека привела к «попутному» открытию целой новой части света, перед богатством и умственным развитием которого бледнеют ныне все сокровища Индии.
Древность завещала решение всех трёх задач нашим временам.