Определение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий (на примере АБЗ) и выбор оптимального маршрута поездки коммивояжера

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАДИ (ТУ)

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Выполнил: Белоногов М.В.

Группа 4ВЭДС>3>

Проверил: Беляков Г.С.

Москва 1999-2000

Раздел 1.

Выбор оптимального маршрута поездки.

Постановка задачи:

Машина с инкассатором ежедневно забирает выручку 4-х торговых точек (пункты Б, В, Г, Д), расположенных на разных улицах города и отвозит ее в банк (пункт А). Определено время на проезд по различным улицам с учетом интенсивности движения по ним транспортного потока. Требуется найти маршрут движения инкассаторской машины, который начинался и заканчивался бы в пункте А, позволял посетить каждую торговую точку и проехать по соответствующей улице только один раз и характеризовался минимальными затратами времени на поездку. Маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г.

Порядок решения задачи:

  1. Определить кратчайшие расстояния между различными парами пунктов используя алгоритм поиска кратчайших путей на циклической сети.

А 1 Б

4 В 2

Д 3 Г

Найдем кратчайшие расстояния до пункта А.

пункт i

А

Б

В

Д

1

4

y>i>

0

28

13

17

8,32

9

16,64

Первоначально принимаем расстояния до пункта А равными бесконечности, а расстояние от А до самого себя равным нулю.

Затем пересчитываем величины y>i> используя правило:

Если y>j> + l>ij>  y>i> , то величина y>i> = y>j> + l>ij> , в противном случае y>i> оставляем без изменений. Расчет начинаем с пункта А и дуг, которые в него входят.

y>A> + l>4A>=0+9=9  y>4>=  y>4>=9

y>A> + l>BA>=0+13=13  y>B>=  y>B>=13

y>A> + l>1A>=0+8,32=8,32  y>1>=  y>1>=8,32

Теперь рассматриваем пункт i для которого y>i> перестала быть равной бесконечности и дуги, которые в него входят.

y>4> + l>B4>=9+7=16  y>B>=13

y>4> + l>>4>=9+8=17  у>=  y>=17

y> + l>ДВ>=13+12=25  y>=17

y> + l>БВ>=13+15=28  у>=  y>=28

y> + l>1В>=13+9=22  у>1>=8,32

y>1> + l>В1>=8,32+10=18,32  y>=13

y>1> + l>Б1>=8,32+8,32=16,64  у>=28  y>=16,64

y> + l>4Д>=8,32+17=25,32  y>4>=9

y> + l>ВД>=17+12,32=29,32  y>=13

y> + l>ВБ>=16,64+15,32=31  y>=13

y> + l>1Б>=16,64+8=24,64  y>1>=8,32

Теперь проверим условие l>ij>  y>i> - y>j> для всех дуг сети.

l>4A> = у>4> - у> 9=9-0

l>4Д>  у>4> – у> 8,329-17

l>Д4> = у> – у>4 > 8=17-9

l>ДВ>  у> – у> 1217-13

l>BA >= y>B> - y>A> 13=13-0

l>BД > y>B> – y> 12,3213-17

l>BБ > y>B> – y> 15,3213-16,64

l>B4 > y>B> – y>4> 713-9

l>B1 > y>B> – y>1> 1013-8,32

l>БВ>  у> - у> 1516,64-13

l>Б1> = у> – у>1 > 8,32=16,64-8,32

l>1А> = у>1> – у> 8,32=8,32-0

l>1В>  у>1> – у> 98,32-13

l>1Б>  у>1> – у> 88,32-16,64

Чтобы найти кратчайшие пути, найдем дуги для которых выполняется условие:

l>ij> = y>i> - y>j>

Таковыми являются:

l>4A> = у>4> - у> 9=9-0

l>Д4> = у> – у>4 > 8=17-9

l>BA >= y>B> - y>A> 13=13-0

l>Б1> = у> – у>1 > 8,32=16,64-8,32

l>1А> = у>1> – у> 8,32=8,32-0

Кратчайшие расстояния до пункта А равны:

пункт

4

Д

Б

1

В

расстояние до А

9

17

16,64

8,32

13

Аналогичным образом находятся кратчайшие расстояния до других пунктов.

  1. Построить матрицу кратчайших расстояний между пунктами А, Б, В, Г, Д.

А

Б

В

Г

Д

А

---

16

13,32

---

17,64

Б

16,64

---

15

21

---

В

13

15,32

---

15

12,32

Г

---

21,64

15,32

---

16

Д

17

---

12

16,32

---

  1. Математическая модель задачи коммивояжера:

Найти минимальное значение целевой функции z

n+1 n+1

min z =   l>ij> * x>ij>

i=1 j=1

при следующих ограничениях:

  • из каждого города i нужно уехать только один раз

n+1

 x>ij> = 1 i=1, ......, n+1

j=1

  • в каждый город j нужно приехать только один раз:

n+1

 x>ij> = 1 j=1, ......, n+1

i=1

  • переменные x>ij> могуть принимать одно из двух значений: 0 или 1,

1 - если в искомый маршрут входит переезд из пункта i в пункт j

0 - в противном случае

  • решение есть простой цикл

  1. Решение задачи:

А

Б

В

Г

Д

А

---

16

13,32

---

17,64

Б

16,64

---

15

21

---

В

13

15,32

---

15

12,32

Г

---

21,64

15,32

---

16

Д

17

---

12

16,32

---

Б – Г, Д – В, В – А, А – Б, Г – Д

Так как маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г, то первым разрешающим элементом будет элемент 21. (1) Обводим его в кружок. (2)Зачеркиваем все оставшиеся элементы в строке и столбце содержащем элемент 21. (3)Зачеркиваем также элемент 21,64 , чтобы исключить повторное посещение пунктов. (4)Находим наибольшие элементы и зачеркиваем их до тех пор пока в какой-нибудь строке или столбце не появится один незачеркнутый элемент, теперь он будет разрешающим. Повторяем действия (1), (2), (3), (4) до тех пор пока не останется последний разрешающий элемент.

В итоге искомый маршрут будет проходить через пункты:

А – Б – Г – Д – В – А

min z = 16+21+16+12+13 = 78

Раздел 2.

Определение рационального варианта размещения производственных предприятий (на примере АБЗ).

Постановка задачи:

В 2000г планируется осуществить ремонт и реконструкцию дорожной сети некоторого района. Территория района разбита на 4 части, потребности которых в асфальтобетоне в 2000г будут составлять:

B1 = 50.000 т

B2 = 60.000 т

B3 = 45.000 т

B4 = 70.000 т

Для удовлетворения потребностей в асфальтобетоне планируется разместить сеть полустационарных асфальтобетонных заводов. На территории района выбрано 4 возможных пункта размещения заводов, для каждого пункта рассматривается 3 варианта мощности заводов – 10, 25, 50 т аб./час.

Известны затраты на приготовление аб в каждом пункте и доставку его потребителям. Требуется найти в каких пунктах и какой мощности следует разместить аб заводы, чтобы суммарные затраты на его приготовление и доставку потребителям были минимальными.

Затраты на приготовление аб, руб

мощность АБЗ

Приведенные затраты на приготов-е 1т аб АБЗ, располож-м в пункте, руб, Cp>i> + E*Kp>i >>уд>

т/час

тыс. т/год

1

2

3

4

10

18

484

489

495

481

25

45

423

428

435

420

50

90

405

410

416

401

Затраты на транспортировку 1т аб потребителям, С>ij>, руб

Пункт размещения

Зона-потребитель

1

28,3

60,3

45,3

90,3

2

61,3

30,3

93,3

48,3

3

50,3

95,3

33,3

62,3

4

99,3

54,3

65,3

36,3

Математическая модель транспортной задачи:

m n

min z =   C>ij> * x>ij>

i=1 j=1

Ограничения:

n

  •  x>ij> = a>i> i=1, ......, m

j=1

весь продукт a>i> имеющийся у i-го поставщика должен быть вывезен потребителю.

m

  •  x>ij> = b>j> j=1, ......, n

i=1

спрос j-го потребителя должен быть полностью удовлетворен

  • x>ij>  0 i=1, ...., m; j=1, ...., n

x>ij> – объем перевозок от i-го поставщика j-му потребителю

Транспортная таблица:

Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B>1>=50

B>2>=60

B>3>=45

B>4>=70

B>=135

U>i>

K>i>

433,3

440,3  465,3

449,3  450,3

437,3  495,3

0

X>1>=90

50

40

0

5/9

433,3  471,3

440,3

449,3  503,3

437,3  458,3

0

X>2>=90

60

30

0

6/9

433,3  466,3

440,3  511,3

449,3

437,3  478,3

0

X>3>=90

45

45

0

½

433,3  500,3

440,3  455,3

449,3  466,3

437,3

0

X>4>=90

70

20

0

7/9

V>j>

433,3

440,3

449,3

437,3

0

Так как задача не сбалансирована, то определяем спрос фиктивного потребителя:

В>= а>i> -  b>j> = 360 – 225 = 135 тыс.т/год

В верхний правый угол клеток вносится суммарная величина приведенных затрат на приготовление и транспортировку 1т аб, Сp>i> + E*Kp>i> + C>ij>

С помощью правила минимального элемента вносим в таблицу перевозки x>ij>.

Проверяем план на вырожденность:

m + n - 1 = 8 = 8 (занятых клеток), следовательно план является невырожденным.

Строим систему потенциалов поставщиков и потребителей. Для этого потенциал столбца или строки с наибольшим кол-вом занятых клеток приравниваем нулю, в данном случае это потенциал столбца B>, остальные потенциалы определяем исходя из условия оптимальности для занятых клеток (U>i> + V>j> = Сp>i> + E*Kp>i> + C>ij>).

Проверяем план на оптимальность:

  • число занятых клеток не должно превышать величину m + n – 1

  • для каждой занятой клетки сумма потенциалов должна равняться суммарной величине затрат на приготовление и транспортировку 1т аб.

  • для каждой свободной клетки должно выполняться неравенство :

U>i> + V>j>  Сp>i> + E*Kp>i> + C>ij>

Все три условия выполняются, следовательно план является оптимальным с точки зрения транспортной задачи.

Определяем значения коэффициентов интенсивности.

K>i> =  x>ij> / x>i>

 x>ij> – cуммарный объем поставок i-го АБЗ реальным потребителям

x>i> – мощность i-го АБЗ

Так как ни один K>i> не равен нулю или единице, то рассматриваемый вариант размещения АБЗ соответствующей мощности не есть наилучший, поэтому необходимо его улучшить.

Отыскиваем смешанную строку с минимальной величиной K>i> и в этой строке мощность АБЗ уменьшаем до следующей возможной величины, в нашем случае это третья строка.

Строим новую транспортную таблицу не забывая, что суммарная мощность АБЗ должна равняться суммарному спросу потребителей. Также необходимо пересчитать величину Сp>i> + E*Kp>i> + C>ij> для клеток третьей строки.

Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B>1>=50

B>2>=60

B>3>=45

B>4>=70

B>=90

U>i>

K>i>

433,3

424,3  465,3

450,3

421,3  495,3

-16 0

X>1>=90

50

40

-16

1

449,3  471,3

440,3

466,3  503,3

437,3  458,3

0

X>2>=90

60

30

0

6/9

449,3  485,3

440,3  530,3

466,3  468,3

437,3  497,3

0

X>3>=45

45

0

0

449,3  500,3

440,3  455,3

466,3

437,3

0

X>4>=90

5

70

15

0

15/18

V>j>

449,3

440,3

466,3

437,3

0

Новый вариант также не является наилучшим, поэтому уменьшаем мощность АБЗ во втором пункте.

Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B>1>=50

B>2>=60

B>3>=45

B>4>=70

B>=45

U>i>

K>i>

433,3

439,3  465,3

450,3

421,3  495,3

-18 0

X>1>=90

50

40

-16

452,3  489,3

458,3

469,3 521,3

440,3  476,3

1  0

X>2>=45

45 _

+

3

451,3  485,3

457,3  530,3

468,3

439,3  497,3

0

X>3>=45

0 +

_ 45

2

449,3  500,3

455,3

466,3

437,3

-2  0

X>4>=90

15 +

5 _

70

0

V>j>

449,3

455,3

466,3

437,3

-2

Для одной свободной клетки не выполняется условие U>i> + V>j>  Сp>i> + E*Kp>i> + C>ij> поэтому план необходимо улучшить.

Строим цикл для этой клетки. Вершине свободной клетки присваиваем знак “-”, для остальных вершин этот знак чередуется. Перевозка х>п> = 5. Перемещаем эту перевозку по циклу, прибавляя ее в клетках со знаком “+” и отнимая в клетках со знаком “-”. После строим новую транспортную таблицу с учетом изменений.

Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B>1>=50

B>2>=60

B>3>=45

B>4>=70

B>=45

U>i>

K>i>

433,3

440,3  465,3

450,3

422,3  495,3

-18  0

X>1>=90

50

40

-18

1

451,3  489,3

458,3

468,3  521,3

440,3  476,3

0

X>2>=45

40

5

0

8/9

451,3  485,3

458,3  530,3

468,3

440,3  497,3

0

X>3>=45

5

40

0

1/9

448,3  500,3

455,3

465,3  466,3

437,3

-3  0

X>4>=90

20

70

-3

1

V>j>

451,3

458,3

468,3

440,3

0

План является оптимальным, теперь подсчитываем коэффициенты интенсивности. Так как не все коэффициенты равны нулю или единице, то уменьшаем мощность завода в 3-м пункте.

Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B>1>=50

B>2>=60

B>3>=45

B>4>=70

B>=18

U>i>

K>i>

433,3

439,3  465,3

450,3

421,3  495,3

-78  0

X>1>=90

50

40

-16

1

452,3  489,3

458,3

469,3  521,3

440,3  476,3

-59  0

X>2>=45

45

3

1

511,3  545,3

517,3  590,3

528,3

499,3  557,3

0

X>3>=18

0

18

62

0

449,3  500,3

455,3

466,3

437,3

-62  0

X>4>=90

15

5

70

0

1

V>j>

449,3

455,3

466,3

437,3

-62

План является оптимальным, подсчитываем значения коэффициентов интенсивности. Так как все коэффициенты равны либо 1, либо 0, то данный план является наилучшим.

Рассчитать значение целевой функции для каждого из промежуточных вариантов и построить таблицу.

Вариант размещения

Мощность АБЗ, расположенного в пункте, тыс.т/год

Значение целевой функции, z>i>, тыс.руб.

М>1>

М>2>

М>3>

М>4>

1

50

60

45

70

98912,5

2

90

60

0

75

99037,5

3

90

40

5

90

100067,5

4 -наилучший

90

45

0

90

100072,5