Комплексные числа (работа 1)
Министерство общего и профессионального образования РФ
Гимназия № 12
реферат
на тему: Комплеклсные числа
Выполнил: ученик 9 “Д” класса
Крутько Е.А.
Проверила: Санина В.Г.
Тюмень 1999
План.
Зачем нужны новые числа
Неприводимый случай кубического уравнения.
Действительное + мнимое = комплексное.
Когда мы слышим слово “число”, то на ум прежде всего приходят натуральные числа: 1, 2, 3… Их мы используем для пересчета разнообразных предметов. Если натуральных чисел оказывается недостаточно, прибегаем к дробям, а точнее – к рациональным числам. И то, как правило, не ко всем, а лишь к тем, которые выражаются конечными десятичными дробями. Уж их-то вполне хватает для повседневных нужд. Конечные десятичные дроби позволяют фиксировать результаты всевозможных измерений с произвольной точностью. Чего же еще ждать от чисел
Но
вот нам говорят, что существуют
несоизмеримые величины. Например,
диагональ квадрата несоизмерима с его
стороной, т.е. отношение их длин --
не является рациональным числом, хотя
и может с любой наперед заданной точностью
быть приближенно рациональным числом.
И тогда становится понятно, что проще
признать эти новые, иррациональные
числа, чем каждый раз вместо “решим
уравнение x2=2
”говорить“ найдем такое x,
чтобы x2
отличалось от 2 не более, чем на такую-то
величину”.
Построенное таким образом сообщество – множество действительных чисел – уже не только удовлетворяет нашим практическим потребностям, но и обладает определенной теоретической полнотой. Оно позволяет формулировать разнообразные задачи, сводить их к уравнениям и решать, не боясь впасть в противоречие. Нельзя, например, делить на нуль, нельзя извлекать корень четной степени из отрицательных чисел и т.д. Однако правила эти несложны, и если им строго следовать, то все будет в порядке…
Но
все ли
Рассмотрим такой пример:
можно считать равным и 1, и –1, а определить
невозможно. С другой стороны, что такое
1/6
Это то же самое, что 2/12. Однако
=
(-1)1/6, (-1)2/12
,
а последний корень можно извлечь!
Вот
еще один пример:
.
Но если квадратного корня из –1 не существует, то и его четвертой степени не существует. Значит, -1 нельзя возвести даже в квадрат
Кому-то покажется, что все это не настоящие противоречия. Можно наложить дополнительные запреты на действия с числами, и подобные ситуации больше не возникнут. Но всегда ли разумны запреты Представьте себе, что некоторые задачи весьма успешно решаются только с нарушением определенного запрета, и никак не удается найти “законного” способа их решения. Не стоит ли в таком случае отказаться от ограничения, ставшего слишком обременительным Именно это произошло в свое время с запретом извлекать квадратный корень из отрицательных величин при решении так называемого неприводимого случая кубического уравнения.
Для
решения уравнения вида
была выведена формула
,
прдобно тому как для решения квадратного уравнения существует общая формула, выражающая корни уравнения через его коэффиценты, аналогичная формула есть и для кубического уравнения. Она называется формулой Кардано – по имени математика, впервые ее опубликовавшего. Но, к примеру, для уравнения
х3 = 30х + 36
Формула Кардано дает
х
=
Под квадратным корнем здесь оказалось отрицательное число. В то же время имеет решение х = 6 – это легко проверить.
Однако,
предположим на секунду, что корни из
отрицательных чисел существуют. Тогда,
если научиться извлекать кубические
корни из выражения вида А+,
можно будет вычислить х=
Мы получим 3+
и 3-
.
В самом деле, возведем в куб выражение
3+
,
воспользовавшись формулой (a+b)3
= a3
+ 3a2b
+ 3ab2
+ b3:
Аналогично,
Поэтому х
.
Как видим, “странные” корни успешно сокращаются. То есть мы решили обычное уравнение и нашли корень – обычное действительное (и даже натуральное) число. Но для этого в промежуточных выкладках нам пришлось оперировать “необычными“ числами. И самое главное – никаким другим способом, за исключением разве что угадывания, это решение получить не удается!
Теперь у нас есть три пути:
- безоговорочно следовать установленным запретам и отказаться от новых приобретений, т.е. считать, что никакого метода решения неприводимого случая кубического уравнения у нас нет;
- “спрятать
голову в песок”, т.е. каждый раз, решая
уравнение, при переходе к действию с
выражениями вида
говорить “извените!”, а возвращаясь
“на законную почву”, делать вид, что
ничего не произошло;
- коль скоро допустили в промежуточные вкладки объекты новой природы, всерьез заняться их изучением: дать определение, исследовать свойства, научиться выполнять арифметические операции.
Хотя и не сразу, но в конечном итоге математеки выбрали третий путь. И были вознаграждены: “странные” корни нашли широкое применение в электротехнике, аэродинамике и других областях знаний.
Итак,
кроме привычных действительных (буквально
– “реально существующих”) чисел нам
приходится рассматривать еще числа
вида,
где А – положительное действительное
число. Что за числа, как их “потрогать
руками” – все это вопросы, не имеющие
ответа. Мы просто договарились считать,
что они есть. И вполне естественно, что
такие числа были названы мнимыми, т.е.
“нереальными”. Сама идея комплексного
числа возникла у итальянских математиков
XVI
в. в процессе решения уравнений 3-й и 4-й
степеней.
Но
кое-что о мнимых числах ма все же знаем.
Например, что при возведении в квадрат
они дают отрицательные числа. Далее,
поскольку
,
то
=
,
а
- это обычное действительное число.
Значит, мнимое число можно получить
исходя из единственного мнимого числа
,
если умножить его на подходящее
действительное число. Таким образом,
вместо безбрежного океана таинственных
обьектов мы имеем один-единственный
непривычный объект, все же остальные
строятся с помощью операции умножения.
Согласитесь, с такой ситуацией примерится
уже гораздо легче.
Число
,
играющее роль “строительного блока”
в мире мнимых чисел, называют мнимой
единицей и по предложению Леонардо
Эйлера обозначают i
(от лат. imaginarius
– “мнимый”), но формальные операции
над комплексными числами ввел Бомбелли.
Основное свойство мнимой единицы
выражается простым равенством:
.
Однако,
как подсказывает опыт решения кубических
уравнений, кроме действительных и мнимых
нам приходится рассматривать также
числа вида А+,
которые представляют собой сумму
действительного. Такие числа именуются
комплексными, т.е. составными.
А теперь, суммируя все сказанное, сформулируем наконец определение комплексного числа: комплексным числом называется выражение вида a+bi, где a и b – действительные числа, а i – мнимая единица.
Список использованной литературы
В. Антонов. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика –
Москва: изд-во “Аванта+”, 1998. – 688 с.