Торгово-технологический процесс работы магазина
Введение
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Важную роль в эффективной деятельности торговых предприятий играет торгово-технологический процесс. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как от правильной организации торгово-технологического процесса в магазине в конечном счете зависит его прибыль.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Предприятие розничной торговли – это предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования1
Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.).
Коммерческими действиями можно признать все покупки товаров, совершаемые или в целях их последующей продажи в том же виде или после их обработки и доведения до необходимых свойств, качества, или даже просто в целях сдави их в аренду, напрокат.
Главная цель коммерческой деятельности любой хозяйственной структуры – получение прибыли от этой деятельности. А для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, т.е. он должен постоянно совершенствоваться.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Целью курсовой работы является исследование торгово-технологического процесса.
Объектом исследования выбран магазин «Спэйс» (в дальнейшем по тексту работы – предприятие, кампания, магазин), занимающийся продажей компьютерной техники и сопутствующих товаров населению города Екатеринбурга и Свердловской области. Магазин расположен по адресу: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 13
1. Организация торгово-технологического процесса на розничном предприятии
1.1 Ознакомление с организацией ТТП
Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине – это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Важно различать технологический и торговый процессы.
Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.
Торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
операции с товарами до предложения их покупателям: разгрузка, доставка в зону приемки, приемка, доставка на хранение или подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка:
операции непосредственного обслуживания покупателей: встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров, расчет;
дополнительные операции по обслуживанию покупателей: прием заказов, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка товаров на дом и т.д.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:
изучение покупательского спроса на товары:
формирование ассортимента товаров;
организацию закупок и завоза товаров;
оказание торговых услуг покупателям;
рекламирование товаров и услуг.2
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
разгрузку транспортных средств;
доставку товаров в зону приемки;
приемку товаров по количеству и качеству;
доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
хранение товаров;
подготовку товаров к продаже;
перемещение товаров в торговый зал;
выкладку товаров на торговом оборудовании.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
встреча покупателя;
предложение товаров;
отбор товаров покупателями;
расчет за отобранные товары;
оказание покупателям дополнительных услуг.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).
Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:
обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров,
обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания,
соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов,
достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения,
сохранение физико-химических свойств товаров
Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.
Таким образом, организация торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.
Рис. 1. Организация торгового и технологического процессов в магазине
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине
Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»3, если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров
Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение.
Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары – не позднее 24 ч с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 ч после поступления.
Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.
По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения.
Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт. Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в течение месяца после составления акта, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – в течение двух месяцев.
Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся – в течение 24 ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам – остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 ч с момента их поступления в магазин.
В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.
Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.
Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке – с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке.
Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.
торговый выкладка товар магазин
1.3 Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (нескоропортящиеся товары) хранят при температуре 10…18 °С и относительной влажности воздуха 60…70%.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.
На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т.д.).
В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.
В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму. Действующие нормы естественной убыли установлены на реализуемые вразвес стандартные продовольственные товары в процентах к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в магазине, а также при подготовке к продаже и продаже товаров вследствие: усушки; распыла; раскрошки (образующейся при продаже товаров, за исключением обсыпной карамели и сахара-рафинада); утечки (таяние, просачивание); разлива при перекачке и продаже жидких товаров.
Кроме того, в нормы включены масса полимерной пленки, фольги и пергамента, удаляемых при продаже сыров, поступивших упакованными в указанные материалы, а также концы оболочек, шпагат и металлические зажимы, удаляемые при подготовке к продаже колбасного копченого сыра.
В норму естественной убыли не включены:
нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей и рыбы, продаваемой после предварительной разделки;
зачистки сливочного масла, а также крошка, образующаяся при продаже обсыпной карамели и сахара-рафинада. Зачистки и крошка сдаются на переработку и списываются по накладным, по которым эти отходы были сданы;
всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары);
фактические дополнительные потери, связанные с реализацией товаров методом самообслуживания, в пределах установленных норм.
Действующие нормы естественной убыли товаров являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется недостача против учетных остатков.
Естественная убыль товаров списывается по фактическим размерам, но не выше установленных норм. Ее списание может производиться только после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц.
Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
Все эти операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами.
1.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Под методами продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);
самообслуживание;
по образцам;
с открытой выкладкой;
по предварительным заказам.
Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки и т.д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т.д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в контрольно-кассовый узел. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В контрольно-кассовом узле покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.
Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки.
При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционным методом, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров. Обычно этот метод применяется при продаже тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудохозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров.
Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента.
Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4…8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших сельских населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.
2. Анализ торгово-технологического процесса на розничном предприятии
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Спэйс»
На базе ООО «Компания «Спэйс» организован розничный магазин «Спэйс». Адрес предприятия: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 13. Деятельность предприятия связана с продажей компьютерной техники и сопутствующих товаров.
Режим работы магазина с 10–00 до 20–00 часов по будням и с 11–00 до 19–00 в субботу и воскресенье без перерыва на обед.
Магазин расположен на главной пешеходной улице города, поэтому проходимость довольно высокая.
Общая площадь помещения составляет 700 м2, из них площадь торгового зала 500 м2. Коэффициент использования торговой площади составляет 71% общей, а не торговой – 29%. (К=500/700=0,71). На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно.
Численность работников организации – 18 человек. 13 из них – торговый персонал (Схема 1).
Предприятие оснащено разнообразным оборудованием. В торговых залах это: витрины, стеллажи для выкладки товаров, выделенные кассовые зоны, оборудованные компьютером, кассовым аппаратом и банковским терминалом. В складском помещении имеются стеллажи и сейфы для хранения небольшого и дорогого товара.
Также все предприятие оснащено компьютерами с рабочей программой, с помощью которой ведется вся документация и учет товара.
2.2 Организация торгово-технологического процесса в магазине «Спэйс»
В магазине «Спэйс» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:
Изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;
Формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
Рекламно-информационная деятельность
Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
Организация оказания торговых услуг покупателям.
В качестве основных носителей фирменного стиля магазина «Спэйс» выступают: вывеска над входом в магазин, элементы помещения торгового зала (стены, оформление витрин), указатели и вывески в помещении магазина, ценники, форма персонала, ростовая кукла.
Путем рационального сочетания фирменных элементов магазину «Спэйс» придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.
Весь торгово-технологический процесс начинается с заказа товара у поставщиков. Разберем более подробно этот этап.
Таблица 1. Виды поставщиков по закупке товаров.
Поставщик |
Вендеры, дистрибьюторами которых является поставщик |
Ассортимент завозимых товаров |
|
Местные (филиалы) |
OCS |
Aser, Asus, HP, D-Link |
Ноутбуки, серверное оборудование, сетевое оборудование, периферия |
Тайпит |
InWin |
Корпусы |
|
Квазар |
Intel, WD |
ПО, серверное оборудование, комплектующие |
|
Тайле |
D-Link, Zyxel |
Сетевое оборудование |
|
Асбис |
Toshiba, Dell, Lenovo, Microsoft, Prestigio, и т.д. |
ПО, ноутбуки, комплектующие |
|
Стэк-Ек |
Crown |
Корпусы, периферия |
|
Прочие (г. Москва) |
Мерлион |
все |
Все |
Инлайн |
WD, AMD, Intel, Gigabyte |
Комплектующие, ноутбуки |
|
Микс |
Samsung, lenovo, Dell, Xerox |
Мониторы, ноутбуки, периферия |
|
LANC |
Aser, Dell, Toshiba, Lenovo, Samsung, LG, MSI |
Все, кроме комплектующих |
В магазине осуществляется складская форма товароснабжения. Весь товар заказывается у оптовых поставщиков. Все они являются официальными дистрибьюторами различных вендеров (фирм производителей). Выбор конкретного поставщика зависит от уровня цен и условий работы (отсрочка, конвертация, способы доставки). В основном предпочтение отдается московским поставщикам (Мерлион, Инлайн, Микс, LANC), так как цены у них ниже и доставка производится за их счет. Это позволяет снизить затраты и, соответственно, розничную стоимость товара.
Местные поставщики – это филиалы московских и питерских компаний. Товар заказывают у них в том случае, когда необходима срочная поставка (1 день, тогда как поставка из Москвы производится в течение 4 дней).
Основанием для поставки товаров в магазин служит заявка. В ней указываются наименование товаров, их основные ассортиментные признаки и требуемое количество. Готовая заявка утверждается директором и отправляется поставщику (в основном в электронном виде) для исполнения.
Товары могут доставляться в магазин централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективный и предпочтительный метод доставки товаров – централизованный завоз от московских поставщиков. При нем доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазина товарами, не отрывает работников от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров.
При централизованной доставке завоз товаров в магазины может осуществляться собственным транспортом поставщика или при помощи транспортной компании. Если завоз товаров осуществляется через транспортную компанию, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Иногда, в случае заказа небольшой партии товара у местного поставщика, «Компания «Спэйс» использует децентрализованный метод доставки товара, то есть забирает груз своими силами на собственном транспорте.
Характеристика операций с товарами до их продажи покупателям
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине «Спэйс» осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Заниматься приемкой товара имеют право только начальник склада и кладовщики, несущие материальную ответственность за товар, находящийся на складе.
Разгрузка, приемка и оприходование товара происходит в течение дня. При обнаружении каких-либо несоответствий между данными товарно-транспортной накладной и фактически принятым товаром, составляется акт и отправляется поставщику для выяснения причины и устранения расхождения данных.
На складе товар храниться на стеллажах, в сейфах или штабелями на паллетах. Раскладывается в соответствии с типом товара, его габаритами и интенсивностью спроса (более популярный товар – ближе к выходу в большей доступности).
В торговый зал выставляются по одной единице каждого вида товара, весь остальной товар хранится на складе.
Планировочное решение торгового зала не совсем отвечает требованиям эффективной организации совершаемых здесь торгово-технологических операций, но позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать как оформление торгового зала, так и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов – отделки, освещения, торгового оборудования и т.д.
Для размещения товаров в торговом зале используют стеллажи и витрины. В коллективе признают важность рационально расположить товары на торговом оборудовании, т.е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.
В магазине площадь различных видов торгового оборудования равна 37м2. Находим коэффициент установочной площади:
К>уст>= 37/500=0,07
Следовательно, только 7% торговой площади занято установленным торговым оборудованием. Остальные 93% – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Размещая товары в зале и, выкладывая их на торговом оборудовании, в магазине учитываются методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т.д. Большое значение при этом придается особенности отдельных товаров, их упаковка.
Магазин разделен на два зала. В первом находятся ноутбуки и сопутствующие товары, во втором – компьютеры, комплектующие и периферия.
Все крупногабаритные товары (ноутбуки, корпуса, мониторы, МФУ, принтеры и т.д.) выставляются рядами по одному экземпляру на стеллажи без упаковки. Ноутбуки и мониторы находятся во включенном состоянии. Все комплектующие и мелкая периферия (мыши, Flash-диски) выставляются на застекленных витринах по одному экземпляру.
В каждой отдельной товарной группе товары выставляются по принципу от дешевых к более дорогим. Товар, который продается по рекламной акции, выкладывается на специальные отдельно-стоящие стойки.
Процесс непосредственного обслуживания покупателей
Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
В магазине «Спэйс» осуществляется продажа товаров по образцам. Для технически сложного товара это наиболее приемлемый способ, так как покупатель зачастую не способен самостоятельно разобраться в широком ассортименте и характеристиках отдельного товара. Для этого ему требуется помощь грамотного продавца-консультанта.
В нашей стране существуют определенные правила продажи товаров по образцам. Они прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил продажи товаров по образцам».
При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами товаров.4
Весь товар на витринах находится в исправном состоянии и периодически обновляется для предупреждения потери его качества и соответствия обновлению линеек продукции производителей. Ноутбуки и мониторы находятся на витринах в действующем состоянии для наглядной демонстрации покупателю характеристик и возможностей конкретной модели.
Процесс продажи товара покупателю осуществляется в несколько определенных этапов:
Встреча и приветствие покупателя;
Информирование покупателя о представленных товарах, оказываемых услугах и т.д.;
Выяснение потребностей;
Консультирование покупателя по необходимому товару и помощь при выборе;
Подсчет стоимости выбранного товара и оформление продавцом товарной накладной;
Оплата выбранных товаров на кассе;
Выдача купленных товаров со склада в зоне выдачи;
При необходимости запуск товара работником выдачи;
Завершение продажи, прощание с покупателем.
Также в магазине осуществляются различные услуги. К ним относятся сборка ПК, диагностика неисправностей и ремонт компьютерной техники, и доставка товара на указанный покупателем адрес. В связи с этим количество этапов может меняться.
Помимо магазина, в который люди сами приходят, на базе магазина «Спэйс» организован Интернет-магазин с аналогичным названием. Здесь покупатели имеют возможность, не выходя из дома приобрести товар с доставкой до квартиры. На сайте размещен каталог товаров, представленных в магазине, с фотографиями и описанием каждого товара. Интернет-магазин не подразумевает развернутую консультацию при выборе товара и поэтому цены в нем несколько ниже, чем в обычном магазине. Следовательно, и процесс продажи отличается от описанного выше.
Он включает следующие этапы:
Заказ покупателем товара через Интернет;
Принятие и обработка заказа оператором, ответственным за Интернет-магазин;
Оператор связывается с покупателем, оговариваются способ доставки и наиболее удобное время, а так же способ оплаты;
Упаковывание товара;
Водитель отвозит заказ по указанному адресу и, если оплата происходит наличными, принимает оплату, отдает клиенту чек.
Такой способ продажи зачастую наиболее удобен как для покупателя, так и для продавца. Для покупателя, потому что при таком варианте покупки он не тратит время на поход в магазин, а для продавца, потому что сокращаются издержки обращения (содержание торгового помещения, персонала и т.д.).
Таблица 2. Основные показатели деятельности ООО «Компания Спэйс»
Показатель |
Прошлый период III квартал 2010 г. |
Отчётный период IV квартал 2010 г. |
Отклонение от прошлого периода |
Отчётный период в% к прошлому периоду |
Товарооборот, USD |
1181947,82 |
1381344,28 |
199396,46 |
116,87% |
Валовой доход: сумма, USD уровень, % к товарообороту |
75478,15 6,39% |
99705,45 7,22% |
24227,30 0,83% |
132,1% |
Издержки обращения: сумма, USD уровень, % к товарообороту |
55918,00 4,73% |
73815,00 5,34% |
17897,00 0,61% |
132,01% |
Прибыль от реализации товаров: сумма, USD уровень, % к товарообороту |
19560,15 1,65% |
25890,45 1,87% |
6330,30 0,22% |
132,36% |
Среднесписочная численность работников, чел. в т. ч. торгово-оперативных работников |
18 13 |
18 13 |
0 0 |
100% 100% |
Выработка на 1 работника, USD |
65663,77 |
76741,34 |
11077,57 |
116,87% |
Выработка на 1 торгово-оперативного работника, USD |
90919,06 |
106257,24 |
15338,18 |
116,87% |
Торговая площадь, кв. м |
500 |
500 |
0 |
100% |
Товарооборот на 1 кв. м торговой площади, USD |
2363,90 |
2762,69 |
398,79 |
116,87% |
Как видно из таблицы 2, не смотря на то, что темпы роста прибыли превышают темпы роста товарооборота, предприятие работает не эффективно, так как темпы роста издержек обращения очень велики и превышают скорость роста товарооборота.
Фонд заработной платы в течение изучаемых периодов не изменялся. А так как выработка на одного работника увеличилась на почти на 17%, можно сделать вывод о более эффективном использовании имеющихся трудовых ресурсов.
2.3 Пути совершенствования технологического процесса в магазине «Спэйс»
Для улучшения своих экономических показателей в магазине «Спэйс» необходимо осуществить следующие мероприятия:
сократить издержки обращения;
увеличить количество часов работы в неделю до 70–80;
повышение материальной заинтересованности работы персонала через распределение части прибыли;
повысить требования к квалификации персонала;
постоянно изучать покупательские потоки с помощью анкетирования покупателей. Это позволяет работать на опережение и заранее заказать нужный товар;
увеличить эффективность использования торговой площади за счет установки дополнительного торгового оборудования и расширения ассортимента.
Качество торгового обслуживания в значительной степени зависит от количества и качества дополнительных торговых услуг. Все дополнительные услуги можно разделить на группы:
– оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
– информационно-консультационные услуги;
– создание удобств покупателям.
Для «Компании Спэйс» целесообразно организовать на базе магазина авторизованный сервисный центр для осуществления гарантийного и постгарантийного обслуживания. Возможно введение новых видов услуг, таких как выезд специалиста домой к клиенту, диагностика и ремонт компьютера на месте (по возможности). Такой подход увеличит привязанность покупателя к одному магазину.
Также руководству компании следует уделить особое внимание обучению персонала, для того чтобы продавцы могли грамотно общаться с покупателями и улучшать качество обслуживания. Ведь сейчас покупатель обращает большое внимание на уровень сервиса а магазинах.
Кроме перечисленного выше, покупателям целесообразно в настоящее время предоставлять и такие виды услуг, которые не связаны напрямую с совершением покупки. В качестве таких услуг можно предложить такие, как:
услуги по копированию;
распечатывание документов с цифровых носителей;
продажа и установка различного ПО и др.
Заключение
На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.
К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести: изучение покупательского спроса на товары; формирование ассортимента товаров; организацию закупок и завоза товаров; оказание торговых услуг покупателям; рекламирование товаров и услуг.
Основными технологическими функциями являются: приемка поступивших товаров по количеству и качеству; хранение товаров; выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (маркировка и др.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговец зале; продажа товаров (предложение их покупателям, по мощь в выборе и др.); выполнение расчетов с покупателями.
Кроме того, розничные торговые предприятия выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (доставка купленных товаров по указанному покупателем адресу, консультации специалистов с правилами пользования товарами и др.).
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы организации технологии работы магазина «Спэйс», ведущего торговую деятельность в городе Екатеринбург. Адрес предприятия – Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 13, ООО «Компания «Спэйс».
Форма собственности предприятия – общество с ограниченной ответственностью.
Ассортиментным профилем магазина является компьютерная техника, комплектующие и периферия.
Форма продажи товаров – розничная реализация методом продажи по образцам. Общая площадь магазина – 700 кв. м., торговая площадь предприятия – 500 кв. м., Как видно, торговая площадь магазина составляет 71% общей площади, а неторговая площадь –29%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно. Но, несмотря на это, процент установочной площади всего 7%. Для увеличения эффективности работы в магазине рекомендуется провести мероприятия, направление на сокращение издержек и улучшение работы персонала.
В рыночных условиях розничная торговля России ориентирована на развитие торговой отрасли в соответствии передовым зарубежным опытом, где доля торговли в общем числе занятых превышает 20% общего числа работающих. В этом отношении магазин «Спэйс» не представляет исключения – на предприятии требуется решение ряда ключевых задач, главной из которых, несомненно, является повышение товарооборота и прибыли. Для этого необходимо организовать работу магазина в соответствии с мировыми стандартами: эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
Список использованных источников
Памбухчиянц О.В. Организация и технология торговых процессов. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 672 с.
Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 288 с.
Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2000. – 448 с.
Панкратов Ф.Г., Панбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2005. – 220 с.
Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2003. – 320 с.
Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2004. – 580 с.
Технология торговых процессов. / Под ред. А.Ф. Моргуна. – М.: Экономика, 1996. – 384 с.
http://www.torgresh.ru. Основы организации деятельности розничного торгового предприятия – Торговые решения. 2005 г.
Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 128 с.
ГОСТ Р 51303–99 «Торговля, термины и определения»
ГОСТ Р 51304–99 «Услуги розничной торговли. Общие требования»
1 ГОСТ Р 51303-99 Торговля, термины и определения.;
2 http://www.torgresh.ru
3 Утверждены Госарбитражем при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г.
4 Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918