Государственное регулирование торговой деятельности (работа 2)
Контрольная работа
Государственное регулирование торговой деятельности
Фамилия: Журавлева
Имя: Валентина
Отчество: Матвеевна
Предмет: Торговое дело
Группа: экстернат
Шифр: ЖЭЭ - 112
Вариант: 9
Содержание
1. Государственное регулирование торговой деятельности
2. Основные средства торговли, их состав, классификация, источники образования
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы
1. Государственное регулирование торговой деятельности
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Принцип невмешательства государства в экономику, назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века, затем образно сформулированный Адамом Смитом («государство – ночной сторож») вплоть до 30-х годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами. Этот принцип, получивший название laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников.
В годы I Мировой войны государство распределяло продукт, природные ресурсы, заботилось об обеспечении армии, после войны организует денежно-финансовую систему, что немаловажно для торговли, начинает заниматься перераспределением продукта и дифференциацией доходов.
Государство стало играть роль собственника во второй половине XX века, управляя работой государственных предприятий, оказывая регулирующее воздействие на рынок, поддерживая мелкий и средний бизнес, определяя законы, регулируя цены и ценообразование. Государство становится хозяйствующим субъектом – вкладывает определенные деньги из госбюджета в развитие экономики. Влияние государства на развитие экономики может идти по трем направлениям:
-ускорять (действия государства совпадают с развитием экономики);
-мешать (действия государства противоречат);
-в отдельных направлениях ускорять, в других – сдерживать.
В настоящее время абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику.
Рыночная экономика не исключает, но предполагает государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики.
Существуют следующие методы государственного регулирования рынка:
-правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (например, антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг);
-финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);
-социальные (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий и т. п.).
В смешанной экономике, то есть экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни, торговой и предпринимательской деятельности отводится строго определенная роль. Оно формирует конкурентную среду и оказывает помощь для этого мелкому и среднему бизнесу. Эта функция особенно важна. Государство – сила, которая уравновешивает силу монополий и ограничивает их деятельность с помощью антимонопольного законодательства (в любой стране), создавая условия для конкуренции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ в 1999 г образовано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, основными задачами которого являются:
-предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
-содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
-осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ , законодательства о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о естественных монополиях и товарных биржах;
-проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.
Важнейшие функции Министерства:
-составление заключений на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также участие в их подготовке;
-рассмотрение и принятие соответствующих решений по фактам нарушений законодательных актов, относящихся к его компетенции;
-разработку и осуществление мер по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
-формирование и ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
-предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы, допущенной юридическими и физическими лицами;
-реализация Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, включая формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки создания и деятельности субъектов малого предпринимательства;
-обеспечение участия России в международном сотрудничестве по вопросам конкурентной, в том числе антимонопольной, политики.
Государственное вмешательство в экономику и торговлю, в частности, выражается в том, что:
-происходит регулирование структуры производства через использование государственных инвестиций;
-государство разрабатывает экономические программы или индикативные планы развития экономики (рекомендации);
Использование государственного регулирования смягчает экономические кризисы. В процессе развития экономики нарастают элементы планомерности понижается стихийность.
Государство в любом классовом обществе выражает интересы господствующего класса, но существуют и общенациональные интересы: сглаживание последствий от циклического характера производства, достижение устойчивого платежного баланса. Отражаются классовые интересы в государственном секторе. С государственных предприятий продают продукцию по ценам ниже рыночных.
Для осуществления торговой деятельности важно понятие цены и ее регулирования. Ценовая политика на макроуровне осуществляется государством. Государственное регулирование цен направлено на установление в обществе относительной стабилизации цен. Методы государства – прямое воздействие на цену. Государство регулирует цены на товары естественных монополий – это отрасли производства, при которых не выгодна конкуренция и чем больше объем, тем меньше затраты (транспорт, связь, электроэнергетика). Оно устанавливает цены таким образом, чтобы они являлись средними между ценой самого предприятия и оптимальной ценой. Также государство устанавливает фиксированные цены на отдельные виды товаров, устанавливает порог цен, ограничивает рост цен в зависимости от роста инфляции.
Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.
Для государственного регулирования торговой деятельности важен контроль за качеством предлагаемой продукции, система стандартов (различные ГОСТы). Государственное влияние на торговлю прослеживается и в налогах, которыми облагаются различные предприятия. Государство с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий пытается воздействовать на торговую и предпринимательскую деятельность.
2. Основные средства торговли, их состав, классификация, источники образования
торговля государственное регулирование
Торговля – это форма товарного обращения, осуществляемого посредством денег.
Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Основные средства – это часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления предприятием в течение периода, превышающего 12 месяцев.
В составе основных средств находятся принадлежащие организациям земельные участки и объекты природопользования.
Первоначальная стоимость основных средств – это сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на НДС.
При безвозмездном получении основных средств их первоначальная стоимость определяется на основе рыночных цен на дату приобретения, т. е. допускается экспертная оценка основных средств.
Оценка полученных по договору обмена объектов основных средств производится по стоимости передаваемых в обмен собственных ценностей организации.
Оценка стоимости основных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в общем порядке на дату их постановки на учет путем пересчета стоимости данных основных средств в иностранной валюте в рубли по установленному курсу.
Важными характеристиками торговли считают платежеспособный спрос и соответствующее этому спросу предложение.
К основным средствам торговли относят товар и деньги. Под товаром понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Им может быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра – все, что имеет потребительную стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.
В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена.
В роли денег иногда может выступать и товар, при условии предварительной договоренности о товарном обмене.
Деньги можно представить в различных видах, как всеобщий эквивалент.
Функции денег
1.Мера стоимости
2.Средство обращения
3.Средство образования сокровищ и накопления
4.Средство платежа
5.Мировые деньги
Рассматривая деньги как средство обращения, можно сказать, что они играют роль посредника в обмене товаров (товар – деньги – товар). Осуществив продажу товаров (товар – деньги), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (деньги – товар). Средством обращения выступают только реальные деньги.
Предметы продажи можно классифицировать в зависимости от продавца, субъекта рынка. Например, государство продает как природные ресурсы и землю, так и жилье, лицензии и услуги государственных организаций и учреждений. Различные предприятия предлагают к продаже наряду с товарами, услугами и имущественными ценностями, принадлежащими предприятиям, интеллектуальную собственность. Такие субъекты рынка, как домашние хозяйства, продают свой собственный труд, имущественные ценности, товар, услуги.
Сфера предметов покупки шире. Например, государство закупает товары общественного, государственного пользования, предназначенные для национальной обороны, государственного управления, охраны общественного порядка, функционирования экономики, сохранения культурного наследия (рабочая сила, здания, оборудование, вооружение, сети коммуникаций, фундаментальные научные исследования, художественные произведения и тому подобное).
Для предприятий предметы покупки классифицируются как рабочая сила, земля, природные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги.
Для такого субъекта рынка, как домашние хозяйства, предметом покупки служат потребительские товары, услуги, имущественные ценности.
Можно сказать, что торговля, как процесс обмена товара на деньги, представляет отрасль национальной экономики, объединяющую совокупность предприятий и организаций, характеризующихся единством экономического назначения хозяйственной деятельности, направленной на доведение до потребителей материальных благ.
Источниками образования средств торговли являются как ограниченные природные ресурсы, так и трудовая деятельность человека.
Задача 1
Рассчитать чистую прибыль предприятия, произвести отчисления в фонд накопления и фонд потребления. Прибыль от реализации 217 тыс. руб. Внереализационные доходы 14,9 тыс. руб. Внереализационные расходы 26,7 тыс. руб. Ставка налога на прибыль 24%.
Отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия: фонд накопления 83%, фонд потребления 17%
Решение
|
Доходы (тыс. руб.) |
Расходы (тыс. руб.) |
|
Прибыль от реализации |
217 |
Внереализационные расходы |
26,7 |
Внереализационные доходы |
14,9 |
Прибыль = Доходы - Расходы
Прибыль = 217 тыс. руб. +14,9 тыс. руб = 231,9 тыс. руб. -26,7 тыс. руб = 205,2 тыс. руб.
Ставка налога на прибыль=24% (0,24)
Налог на прибыль=205,2 тыс. руб*0,24=49,25 тыс. руб.
Чистая прибыль=205,2 тыс. руб-49,25 тыс. руб=155,95 тыс. руб.
Отчисления от прибыли
Отчисления в фонд накопления
155,95 тыс. руб. – 100%
X – 83%
X==129, 44 тыс. руб.
Отчисления в фонд потребления =Чистая прибыль - Отчисления в фонд накопления=155,95 тыс. руб-129,44 тыс. руб.=26,51 тыс. руб.
Ответ:
Чистая прибыль - 155,95 тыс. руб.
Отчисления в фонд накопления - 129,44 тыс. руб.
Отчисления в фонд потребления - 26,51 тыс. руб.
Задача 2
Определить сумму и уровень расходов по аренде и содержанию зданий на квартал:
Показатели |
Ставка арендной платы за квартал руб. |
|
Товарооборот за квартал (тыс. руб.) |
18600 |
|
Торговый зал (м. кв.) |
270 |
1800 |
Административное помещение (м. кв.) |
42 |
640 |
Склады (м. кв.) |
120 |
280 |
Расходы по эксплуатации зданий в % от суммы арендной платы |
20,5 |
Решение
Стоимость аренды торгового зала=270 м2*1800 руб.=486 тыс. руб.
Стоимость аренды административного помещения=42 м2*640 руб.=26,88 тыс. руб.
Стоимость аренды складов=120 м2*280 руб.=33,6 тыс. руб.
Итого расходы по аренде=486000 руб.+26880 руб.+33600руб.=546480 руб.
Расходы по эксплуатации зданий в % от суммы арендной платы-20,5% (0,205)
Расходы по эксплуатации=546480 руб.*0,205=112028 руб. 40 коп
Итого расходы на аренду и эксплуатацию=546480 руб.+112028 руб. 40 коп = =658508 руб. 40 коп
Уровень расходов = =3,54%
Ответ:
Сумма расходов по аренде и содержанию зданий за квартал - 658508руб.40коп
Уровень расходов по аренде и содержанию зданий за квартал – 3,54%
Список использованной литературы
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Новое знание, 2003 год.
Экономика предприятия. Под ред. О.И. Волкова. М.: ИНФРА – М, 2002 год.
Торговое дело: экономика и организация. Под. ред. П.А. Брагина. М.: ИНФРА – М, 2001 год.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА – М, 2003 год.
Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник. Под. ред. Л.А. Брагина. М.: ИНФРА –М, 2006 год.
Экономика торгового предприятия. Под. ред. А.И. Гребнева. М.: «Экономика», 1996 год.
Стукалова И.Б. Регулирование торгового предпринимательства. М.: 2000 год.
Албегова И.М., Елизов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: 1998 год.
Нуреев Р.М., Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: 2001 год.
Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция, сущность. М.: ИНФРА – М, 1997 год.