Маркетинговый анализ бизнеса ООО "Яковлевостройдеталь"
1. Понятие бизнеса в рыночной экономике
Определение бизнеса
Термин бизнес, или эквивалентное ему понятие - предпринимательство, имеет много смысловое значение. Под ним понимается экономическая деятельность, имеющая своей целью получение прибыли.
В целом, бизнес есть такая деятельность, где организация производства товаров и услуг осуществляется теми, кому принадлежат факторы производства. Бизнес есть организация экономической деятельности на основе индивидуальной частной или акционерной собственности с целью получения прибыли. В этой системе не требуется централизованного планирования и координации экономической деятельности со стороны государственных институтов, все это заменяет рынок и система цен. Бизнес есть сфера свободного индивидуального предпринимательства, прибыль или убыток от которого целиком приходятся на долю собственника-предпринимателя и др.[11].
Понятие бизнеса как категории рыночной экономики уже прочно вошло в современный экономический словарь. Толкования его довольно разнородны, однако наиболее распространено его следующее определение: бизнес – соединение товаров, услуг и потребностей на рынке их взаимодействия и реализации. Можно определить его как совокупность бизнес-процессов, относящихся к одной организации (предприятию) или одному (группе) владельцев.
Иногда бизнес отождествляют с понятием «дело» (причем имея в виду свое дело) или «предпринимательство». Появление первых учебных пособий по менеджменту в 1914-1916 г.г. следует считать началом современного бизнеса и его теории. Хотя корни его, безусловно, уходят к началу товарного обмена.
Ключевые понятия бизнеса: предприниматель (особенно для начального этапа развития бизнеса), собственность, бизнес-процессы, персонал, организация, потребитель.
Общая характеристика бизнеса обычно состоит из следующих основных параметров:
- вид бизнеса;
- масштаб (малый, средний, крупный);
- форма собственности;
- время пребывания на рынке;
- описание продукта (услуги);
-общее описание торгового предложения – в ассортименте с предлагаемым сервисом, запасными частями и комплектующими;
-сегменты потребителей (индивидуалы, бизнес, государственные организации);
- географический регион (регионы);
- структура управления и стиль руководства;
- наиболее типичные формы сбыта;
- степень рисковости (низкая, средняя, высокая, венчурный бизнес).
Традиционно целью бизнеса считается получение прибыли. Иными словами, в монетарной экономике ценность бизнеса оценивается в основном состоянием финансов в данной бизнес-организации, что выражается, в частности, в акционерной стоимости компании. Однако могут быть и другие цели, особенно в различные периоды экономических циклов, с развитием рынков нематериальных, информационно-интеллектуальных продуктов и сферы услуг, с изменением социальной роли и миссии компании и прочих факторов[2].
Место предпринимательства в рыночной экономике
Предприниматель является центральной фигурой в бизнесе. Он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в едином хозяйственном процессе. У предпринимателя зарождается первоначальный толчок к производству. Он изыскивает средства для претворения в жизнь своей идеи.
Как руководитель производства он является составной частью совокупного работника и у него не меньше прав на произведенный продукт, чем у рабочего.
На деятельность предпринимателя можно смотреть с двух сторон: индивидуальной и общественной. С одной точки зрения, индивидуальная деятельность предпринимателя сводится к получению максимума прибыли, т. е. разности между полученным им доходом и издержками, связанными с ведением дела. А это достигается в результате того, что он заинтересован в продаже своей продукции по максимально высоким ценам, в то же время он стремится заплатить рабочему за его труд меньшую заработную плату, он пытается приобрести по наименьшей цене другие ресурсы. Деятельность предпринимателя связана с эксплуатацией наемных рабочих, что придает этой фигуре зачастую негативное общественное мнение.
С другой стороны, деятельность предпринимателя сводится к изучению потребностей общества и к их удовлетворению. В рыночной экономике именно предприниматель первым должен угадать какие товары и услуги завтра потребуются покупателям[3].
Предприниматель призван выполнять определенную общественную функцию и его деятельность безусловно необходима любому обществу, где существует общественное разделение труда и кооперация его результатов. Труд предпринимателя всегда участвует в создании продукции.
Наличие предпринимателя, олицетворяющего собой особый вид человеческой деятельности, дает обществу следующие плюсы:
- предприниматель лично заинтересован в своем деле, поэтому он употребляет все свои силы и все знания на дело, за которое взялся и имеет шансы достичь лучших результатов, чем в случае отсутствия такой специализации в обществе;
- предприниматель может быстрее и легче удовлетворить потребности, так как он стремится угадать зарождающиеся потребности, рассчитывая получить выгоды раньше своих соперников;
- деятельность предпринимателя способствует тому, что удовлетворение потребностей обходится обществу с меньшими издержками, так как специализация предпринимателя приводит к тому, что ресурсы общества используются более полно.
Предпринимателя не без основания сравнивают с полководцем, способным с меньшими силами выиграть бой у количественно превосходящего его противника. Государство будет богатым, если 5—7% его активного населения обладают склонностью к предпринимательству.
Организационные формы бизнеса
Организационной единицей бизнеса является фирма или компания. Это самое общее название любой производственной ячейки предпринимательства, независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности.
Существует три вида фирм. Первым является предприятие, определяемое как единоличное владение или единоличная собственность (Sole proprietorship). Фирма с единоличным владением, т. е. когда она принадлежит одному собственнику, имеет ряд преимуществ и недостатков по сравнению с другими организационными типами фирм. В качестве ее преимуществ можно выделить следующие аспекты. Собственнику предприятия полностью принадлежит прибыль фирмы, и он имеет определенные налоговые льготы ибо эта прибыль рассматривается как его доход. Владелец фирмы имеет низкие издержки по организации производства, его решения будут немедленно претворены в жизнь. Небольшие размеры фирмы позволяют ему поддерживать контакты как со своими рабочими, так и с покупателями продукции компании[5].
К недостаткам данного вида фирм следует отнести прежде всего ограниченные возможности к расширению капитала. Расширение производства осуществляется в основном за счет капитализации его прибыли. Собственник фирмы несет неограниченную ответственность за финансовое состояние предприятия: все его имущество по суду может быть направлено на удовлетворение требований кредиторов и погашение долгов. Собственник фирмы сам должен разбираться во всех производственных и финансовых вопросах и обладать недюжинными способностями к предпринимательству, которые не передаются по наследству. Наблюдения за подобного рода фирмами показывают, что они, как правило, существуют не более 2—3 поколений.
Вторым организационным видом фирм является партнерство, или товарищество (partnership). Эта форма предполагает объединение капиталов двух или более хозяйствующих субъектов. Существуют два вида партнерств: генеральное и ограниченное. При генеральном партнерстве каждый из собственников несет неограниченную ответственность по всем обязательствам фирмы. При ограниченном партнерстве ответственность по обязательствам определяется в соответствии с юридически оформленным соглашением между компаньонами[7].
Преимуществами партнерства являются более широкие возможности к расширению производства по сравнению с единоличным владением, увеличивается возможность получения кредита в Банковской сфере, возникает необходимость привлечения к sуправлению фирмой профессиональных менеджеров. Как и при единоличном владении, прибыль облагается налогами как личный доход каждого из партнеров. Организация такого вида фирмы имеет ряд минусов. При генеральном партнерстве, например, если фирма обанкротилась, то все ее совладельцы несут неограниченную ответственность. Компаньон, которому принадлежит 1% собственности фирмы отвечает на равных с тем, кому принадлежат оставшиеся 99%. Сложность у этого вида фирмы возникает при ее ликвидации и переориентации на другие виды производства.Третьей организационной формой бизнеса является корпорация (corporation, public company). Это ведущая форма современного предпринимательства. Ее собственниками являются многочисленная армия держателей акций, имеющих ограниченную ответственность в размере своего вклада в акционерный капитал корпорации.
Вся прибыль корпорации принадлежит ее акционерам. Она делится на две части. Одна распределяется среди держателей акций в виде дивидендов, другая представляет нераспределенную прибыль, идущую на реинвестирование. Создание корпораций регламентируется государственным законодательством. В США, например, требуется представить местным властям специальное заявление (List of corporation), где содержатся данные о названии корпорации, цели, количестве директоров и их именах, количестве акций и их номиналах. Получение сертификата на слияние капиталов означает приобретение корпорацией статуса юридического лица.
Основным преимуществом корпорации является возможность мобилизации дополнительных капиталов путем выпуска ценных бумаг. Корпорация строит свою деятельность, опираясь на научные методы управления и профессиональных менеджеров. Возможность использования денежного рынка и рынка капиталов позволяет фирме гибко перестраивать свою производственную программу с одного вида деятельности на другой. Корпорация сохраняет вечную преемственность и существует независимо от того, сколько раз в результате перепродаж акций менялись ее владельцы.В качестве недостатка корпорации можно отметить тот факт, что она выплачивает более высокие налоги на единицу прибыли, чем другие организационные формы фирмы. С одной стороны, налогообложению подвергается прибыль корпорации, а с другой, — дивиденды акционеров. Кроме того, данный вид фирмы в большей степени подвержен регламентированию со стороны государственных институтов. При ликвидации корпорации держатель акций получает долю, которую он внес в акционерный капитал фирмы. Если корпорация терпит банкротство, то персональная ответственность связана только с личным имуществом держателя акции.
Если обратиться к фактическому положению дел, то подавляющая масса фирм создана на основе единоличной собственности, в то же время основная масса продукции производятся корпорациями. Так в США, например, на долю единоличных фирм приходится 77% всего их количества, партнерств — 8%, а корпораций — 15%. В то же время на долю корпорации падает 85% валового национального продукта, а единоличных фирм — только 10%. В то же время единоличные фирмы являются самыми неустойчивыми из организационных форм бизнеса. В США, например, из вновь образованных фирм подобного типа к концу третьего года остается только половина.
2. Аналитическая часть
2.1 Бизнес-обзор ООО «Яковлевостройдеталь»
Комбинат ЖБИ-3 создан 2 декабря 1962 года. С 8 апреля 1987 года форма собственности - Общество с ограниченной ответственностью. С 19 января 1997 года форма собственности предприятия – Открытое Акционерное Общество. Дата государственной регистрации ОАО «Комбинат ЖБИ-3» - 10.04.1997 года.
7 июня 2005г. в соответствии с ФЗ «Обществах с ограниченной ответственностью» Гражданским кодексом и иным действующим законодательством РФ было создано Общество ограниченной ответственности «Яковлевостройдеталь».
ООО «Яковлевостройдеталь» зарегистрирован в Администрации Яковлевского района Белгородской области 10 июня 2005г. регистрационный №1053100508604.
Предприятие находится в городе Строитель Яковлевского района Белгородской области. С районным и областным центрами Предприятие связано автодорогой и железнодорожным путем.
Юридический и почтовый адрес: 309070, Россия, Белгородская область, г. Строитель, ул. 3-я Заводская,4 .
ООО «Яковлевостройдеталь» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счёт оплаты акций. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В 2005 году стабилизировался коллектив, численность работающих увеличилась на двести человек и составила 1550 человек. Предприятие внедряет новые эффективные экологически чистые строительные технологии, в том числе производство и строительство ширококорпусных кирпично-панельных жилых домов, а в малоэтажном домостроении «Теплостен», «Теплопанель» .
В 2006 году завершено строительство технологической линии по выпуску керамического кирпича мощностью производства 30 млн. штук в год и с июня 2006 года пошло производство. Генеральному директору Дмитрию Григорьевичу Аболдуеву присвоено звание “Почетный строитель России”.
В настоящее время ООО «Яковлевостройдеталь» является предприятием крупнопанельного домостроения проектной мощностью 205000 м2 общей площадью жилья в год. В настоящее время предприятие является домостроительным комбинатом, выполняющим все стадии строительства: проектирование, выпуск железобетонных конструкций, выпуск строительных конструкций и стеновых материалов, строительство и продажа квартир под ключ, добыча глины, оптовая торговля прочими строительными материалами.
Основными видами производимой готовой продукции являются: наружные трёхслойные стеновые панели, внутренние стеновые панели, панели покрытия и перекрытия, санитарно-технические кабины, блоки шахт лифтов, сваи, доборные элементы, керамзитовый гравий.
Таблица 2.1.1Конкуренты ООО «Яковлевостройдеталь» среди производителей сборного железобетона в Белгородской области
-
№
Наименование предприятия
Объем реализации ЖБИ, %
1
ООО "Яковлевостройдеталь" (г. Строитель)
27
2
ОАО "Стройдеталь"
14
3
ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4"
3
4
ОАО "Завод ЖБК-1"
27
5
ОАО "КМАпроектжилстрой" (г. Ст. Оскол)
7
6
ЗАО "Прогресспромстрой" (г. Нов. Оскол)
13
7
ОАО "Масловопристаньский ЖБК-1"
3
Итого:
100
На территории области действуют 20 предприятий железобетонных изделий и конструкций. Основными центрами производства строительных материалов на территории области являются: Белгород, Шебекино, Старый Оскол, Губкин, Уразово, Алексеевка, Строитель.
В настоящее время ООО "Яковлевостройдеталь" и "ОАО ЖБК-1" являются монополистами в производстве высококачественных элементов благоустройства в Белгородской и прилегающих областях (Курская, Воронежская). Появление серьезных конкурентов в ближайшее время затруднено значительными финансовыми вложениями для внедрения производства, отсутствием подходящей технологической базы и опыта в данной технологии. Иностранных конкурентов в силу специфики продукции нет.
Предприятие является лидером по объёмам продаж среди организаций аналогичного профиля, несмотря на то, что цены на продукцию ООО «Яковлевостройдеталь» не относятся к самым низким. Это достигнуто благодаря неценовым методам конкуренции, которые применяет завод в борьбе за потребителя: высокое качество продукции, возможность приобретения товаров мелкооптовыми партиями, осуществление погрузки работниками предприятия, доставка продукции транспортными средствами производителя в удобное покупателю время, широкий ассортимент продукции, быстрота оформления документов, бесплатное складирование, широкое использование рекламы своей продукции и связей с общественностью. Также предприятие использует систему скидок для постоянных клиентов при условии поступления платежа вперед или параллельно отгрузке продукции.
Анализируя деятельность предприятия ООО «Яковлевостройдеталь» по объему производства продукции выявилась тенденция постоянного увеличения выпуска продукции. Так объем производства в 2005 г. составил – 506152 м3; в 2006 г. – 602161 м3; в 2007 г. – 633641 м3 (рис.2.1.1).
Рис.2.1.1Объем производства продукции на ООО Яковлевостройдеталь» в 2005-2007 гг.
Рассматривая данный показатель более детально можно выявить какой же вид продукции составляет большую долю в общем объеме выпуска продукции (рис. 2.1.2).
Рис. 2.1.2
Как видно на рис. 2.1.2 основную долю составляет производство бетонных смесей. В 2005 г. – 52,8 %; в 2006 – 52,7 %; в 2007 – 54,3 %. На втором месте блоки «Хенке» и «Хесс». Их доля составила в 2005 г. – 22,0 %; в 2006 – 22,9 %; в 2007 – 25 % от общего объема выпуска продукции. Производство сборного железобетона в 2007 г. сократилось на 3 % (с 17,4% до 14,4%), что в натуральном выражении составило 13320 м3.
Товарный раствор занимает наименьшую долю в общем объеме выпуска готовой продукции всего 6% (рис2.1.3).
Рис. 2.1.3
Доля отдельных видов продукции ООО «Яковлевостройдеталь» в общем объеме производства
Потребители продукции предприятия представлены в основном строительными организациями и частными лицами. Сбыт продукции предприятия осуществляется в основном методом прямых продаж, так как такая система реализации позволяет сохранять полный контроль за ведением торговых операций, экономить средства на оплату услуг посредников и поддерживать непосредственный контакт с потребителем.
Несмотря на то, что предприятие в негласной табели о рангах и занимает одно из ведущих мест в экономике Белгородской области, на сегодняшний день оно имеет ряд проблем. Первая из них и самая основная – это оборудование, уступающее по своим техническим характеристикам западным аналогам.
На основе всего вышеизложенного сделаем предварительную рыночную оценку ООО «Яковлевостройдеталь»
Таблица 2.1.2Общая оценка бизнеса ООО «Яковлевостройдеталь»
№ п/п |
Оценочный признак |
Положительная оценка |
Отрицательная оценка |
Комментарий |
1. |
Репутация на рынке |
4 |
- |
Как среди поставщиков, так и среди покупателей предприятие признается надежным партнером, отвечающим по своим обязательствам |
2. |
Рейтинг в СМИ |
4 |
- |
В связи с ростом строительства ИЖС, вырос спрос на строительные материалы, что увеличивает внимание СМИ к промышленным предприятиям. |
3. |
Стоимость бизнеса |
- |
3 |
С учетом использования на предприятии не прогрессивной технологии, но увеличения спроса на продукцию, бизнес теряет в цене |
4. |
Положение по отношению к конкурентам |
3 |
- |
Хорошая репутация и низкие цены по сравнению с конкурентами делают ООО «Яковлевостройдеталь» конкурентоспособным |
5. |
Брендинг |
- |
3 |
Предприятие не занимается вопросами брендинга, не считая это сколь-нибудь важным |
6. |
Потенциал развития |
3 |
- |
ООО «Яковлевостройдеталь» обладает достаточными активами для развития своего бизнеса |
7. |
Перспективы отрасли |
3 |
- |
С учетом НТП, увеличения уровня благополучия населения ЖБИ в скором времени ожидает значительное увеличение объемов реализации своей продукции |
Итого |
15 |
6 |
Таким образом, учитывая ряд негативных моментов, можно сделать вывод о том, что бизнес ООО «Яковлевостройдеталь» все же имеет довольно высокую рыночную стоимость, в основном, за счет репутационного капитала, налаженного производства и потенциала развития.
2.2 Диагностика бизнес-организации
В условиях формирования рынка строительных материалов с его жесткой конкуренцией и при дефиците финансирования коллективу ООО «Яковлевостройдеталь» приходится определять оптимальные соотношения цены выпускаемой продукции и ее качества, для чего разрабатывается ряд мероприятий по улучшению качества и по экономии материально-сырьевых и энергетических ресурсов. Эти мероприятия и формируют политику низких цен (см. приложение), которой придерживается ООО «Яковлевостройдеталь» на протяжении длительного времени.
По типу производства организация относится к промышленной отрасли, которая характеризуется высокой конкурентной борьбой, т.к. очень большая концентрации фирм аналогов.
По этапу развития организации можно сказать, что оно находиться на стадии “механизации”, т.е. у предприятия уже есть сформированный костяк бизнеса и ведется разворачивание деятельности: ситуационное ориентирование; позиционирование на рынке ЖБИ; отбор клиентов и завоевание с ними прочных связей.
По этапу жизненного цикла организация находится на стадии зрелости.
Снабжение структурных объектов на 40% производится с помощью автотранспорта базирующегося в непосредственной отгрузки продукции на собственные объекты производится вне очереди, что дает возможность значительного сокращения сроков строительства.
Аналогичным целям служит практически полная комплектация объектов землеройной техникой и грузоподъемными механизмами. Немаловажно то, что треть строительных площадок находятся в черте города. Указанные обстоятельства ставят строительные подразделения предприятия в более выгодные условия в сравнении с конкурентами.
При анализе потребителей можно выделить три сегмента:
Частный;
Корпоративный;
Государственный.
Корпоративный сектор представлен как строительными организациями. Строительные организации города в качестве одной из форм оплаты за железобетонные плиты предлагают долевое участие в строительстве. ООО «Яковлевостройдеталь» самостоятельно занимается реализацией переданных незавершенных строительством квартир.
Среди крупных поставок железобелона за пределы региона можно выделить две строительные организации г. Курска: ООО «Новый дом» и ООО «Вариантмехстройсервис», также г. Орел организация СМП-654.
На ООО «Яковлевостройдеталь» есть сбытовая служба, которая реализует продукцию предприятия.
Сбыт продукции предприятия осуществляется в основном методом прямых продаж, так как такая система реализации позволяет сохранять полный контроль за ведением торговых операций, экономить средства на оплату услуг посредников и поддерживать непосредственный контакт с потребителем. Так как большинство клиентов крупные строительные организации, то такой метод продаж является наиболее эффективным.
Так как предприятие относится по масштабу бизнеса к средним предприятиям, то ниша, занимая ей, служит, прежде всего, как средство защиты от прямой конкурентной борьбы с крупными фирмами и придерживается стратегии “выхода за рамки ниши”, поскольку расширяет свою деятельность в различных направлениях.
ООО «Яковлевостройдеталь» в настоящее время довольно устойчивое предприятие. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, объем продаж ООО «Яковлевостройдеталь» постоянно растёт. Причина тому - большой спрос на продукцию предприятия, которая отличается от продукции своих конкурентов высоким качеством и относительно низкой ценой.
Во-вторых, доля рынка в реализации ЖБИ у ООО «Яковлевостройдеталь» по сравнению с конкурентами одна из самых больших.
Третьей причиной устойчивого положения предприятия является то, что количество убыточных бизнес - процессов менее 15%.
Если говорить о текучести кадров, то она составляет 0,01%, что объясняется высоким уровнем заработной платы и хорошими условиями для работы. В целом коллектив ООО «Яковлевостройдеталь» стабилен, имеет высокопрофессиональный состав, способный решать производственные задачи; активную, творческую, перспективную молодежь. Нарушение трудовой дисциплины работниками предприятия не наблюдается.
Одной из причин не устойчивого положения предприятия является отсутствие современного импортного оборудования, высокой степени автоматизации.
Главная проблема ООО «Яковлевостройдеталь»– закоренелость мышления руководителей предприятий, которые недооценивают роль отдела маркетинга в деятельности фирмы и привыкли основное внимание уделять процессу производства товаров и услуг, нежели поиску рынков для производимой продукции или поиску «ниш» на рынке. Предприятие обладает плохой технической возможностью по сбору информации о потребителях, конкурентах и преимуществах производимых ими товаров, что в свою очередь не позволяет вести работу по эффективному снижению издержек на производство продукции, продвижению ее на рынок.
Таким образом, можно сделать вывод, что в деятельности ООО «Яковлевостройдеталь» серьезных проблем не наблюдается и как к деловому партнеру в деловом мире к предприятию следует относиться без опаски.
2.3 Маркетинговый анализ и оценка бизнес – ситуации
Бизнес играет важнейшую роль в рыночной экономике. В сфере бизнеса заложен и реализуется интеллектуальный и творческий потенциал эффективного соединения ресурсов для создания материальных благ и услуг.
Сущность бизнеса – соединение материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи экономическим агентам–предприятиям, организациям, частным лицам.
Поэтому маркетинговый анализ бизнеса направлен на оценку перспектив бизнес – организации глазами акционеров, клиентов, партнеров
Главной целью любого бизнеса должно является повышение его акционерной стоимости, и поиск финансовых источников. Руководство, должно реализовывать политику, в корне отличающуюся от действий, направленных на повышение текущей прибыли и рост компании, т.к. эта политика ориентирована на повышение краткосрочной прибыли, нередко приводящей к уменьшению стоимости акционерного капитала. Но для оценки акционерной стоимости капитал бизнес – организации необходимо произвести оценку текущих и стратегических позиций бизнеса.
Приращение стоимости капитала акционеров – увеличение рыночной стоимости компании – следует рассматривать не как цель, а как результат деятельности руководства по выбору и внедрению разнообразных стратегий, приносящих удовлетворение покупателям, обеспечивающих выполнение финансовых обязательств, способствующих росту эффективности операционных процессов, навыков и будущих активов компании.
С помощью маркетингового анализа можно определить поиск оптимального решения в выборе стратегии поведения бизнес - организации в своей рыночной позиции. Важно заметить, что анализ акционерной стоимости необходимо проводить не на стадии внедрения стратегии, т.к. успешная реализация стратегии зависит от ключевых компетенций бизнеса, от мотивации и энергии ее работников.
Анализ бизнес – организации позволяет выявить его слабые и сильные стороны, определяя место предприятия в рыночной среде, его конкурентоспособность, преимущества или недостатки в сопоставлении с показателями других предприятий конкурентов
Товарная и ценовая политика ООО «Яковлевостройдеталь» имеет существенные недостатки. Ценовая политика достаточно жесткая это скорее можно отнести к большим постоянным издержкам предприятия и затратам на производство продукции. Товарная политика имеет недостатки в том плане, что при покупке мелкими партиями пакет услуг по упаковке, погрузке и другим сопровождающим услугам резко сокращается. На предприятии ведётся жесткий контроль за качество выпускаемого товара.
Предприятие сильно зависимо от спроса на свою продукцию, так во время падения спроса снижается выпуск продукции за счёт простаивания мощности предприятия. Всё это указывает на недоработки отдела сбыта и других структурных подразделений, отвечающих за продвижение товара на рынок и сбыт готовой продукции.
Для стимулирования сбыта организация использует рассылку писем, после чего, как правило, поступает много предложений от строительных фирм, которые пользовались услугами посредников или покупали продукцию на предприятиях того или иного региона, проигрывая в цене и качестве.
Важной составной частью маркетинга является формирование ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам. Все коммерческие организации вынуждены устанавливать цену на свои товары и услуги. Назначаемая ООО «Яковлевостройдеталь» цена, находиться в диапазоне между двумя крайними ее значениями: минимальным, не позволяющим получить прибыль, и максимальным, спрос при котором равен нулю. Предприятие использует следующий подход к ценообразованию: средние издержки плюс прибыль, предполагающий прибавку стандартной наценки к себестоимости товара. Проценты наценок зависят от товара, от его сложности по изготовлению, хранение, транспортировки и т.д.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние предприятия зависит от результата его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Прибыль является одним из основных источников пополнения собственных оборотных средств предприятия. Часть прибыли поступает в бюджет и имеет важное значение в формировании ресурсов государства. Поэтому целесообразность проведения анализа финансового состояния очевидна.
Таблица 2.3.1.Отчет о прибылях и убытках за 2007 год
Показатель |
За отчётный период |
За аналогичный период предыдущего года |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
1357565 |
1038179 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
1164887 |
914468 |
Валовая прибыль |
192678 |
123712 |
Коммерческие расходы |
16734 |
14300 |
Управленческие расходы |
||
Прибыль (убыток) от продаж |
175944 |
109411 |
Прочие доходы и расходы Проценты к получению |
0 |
0 |
Проценты к уплате |
824 |
2370 |
Доходы от участия в других организациях |
||
Прочие операционные доходы |
561 |
540 |
Прочие операционные расходы |
1283 |
1511 |
Внереализационные доходы |
113237 |
83564 |
Внереализационные расходы |
132629 |
97749 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
155006 |
91885 |
Отложенные налоговые активы |
||
Отложенные налоговые обязательства |
||
Текущий налог на прибыль |
38813 |
23138 |
Чистая прибыль (убыток) отчётного периода |
116193 |
68747 |
СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы) |
||
Базовая прибыль (убыток) на акцию |
||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
По результатам в данной таблице видно, что произошло увеличение валовой прибыли, прибыли от продаж, внереализационных доходов, прибыли до налогообложения и, как следствие, произошло увеличение чистой прибыли. Все это свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия.
На ООО «Яковлевостройдеталь» увеличились остатки денежных средств на расчетных счетах. Дебиторская задолженность увеличилась в 2,6 раза, а кредиторская – снизилась на 20%. Выручка от реализации в текущем году определялась по оплате, согласно учетной политики. В отчетном году обществом были выплачены дивиденды в сумме 9958 тыс.руб.
Анализируя выше представленные таблицы можно подвести итог состояния среды предприятия, его сильных и слабых сторон, и представить в виде SWOT анализа, который приведен в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2SWOT – анализ
-
Критерии оценки
Оценка в баллах
1-3
4-7
8-10
1. Имидж предприятия:
а) репутация
б) количество жалоб
в) наличие качественной информации о фирме
+
+
+
2. Характеристика производства:
а) мощность
б) возможности расширения и перепрофилирования
в) уровень прогрессивности технологии
+
+
+
3. Организационно-технический уровень:
а) состояние ОФ
б) доли механизации и автоматизации
в) методы контроля качества
+
+
+
4. Финансовое состояние:
а) дебиторская и кредиторская задолженность
б) возможность получения кредита
в) размер капитала фирмы
+
+
+
5. Оценка персонала:
а) численный состав
б) текучесть кадров
в) профессионализм
г) количество работающих на предприятии, в том числе с: - высшим образованием
- средним образованием
+
+
+
+
+
6. Оценка системы управления на предприятии:
а) стиль руководства
б) наличие маркетинговой службы
в) чёткость распределения функций
+
+
+
7. Качество товара:
б) методы стимулирования сбыта
в) затраты на рекламу
г) степень рыночной новизны
д) качество упаковки
+
+
+
+
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод о том, что наиболее сильными сторонами предприятия являются: репутация, мощность, достаточно высокий технический уровень, налаженная система управления, а также высокое качество товара. Слабых сторон сравнительно меньше: отсутствие маркетинговой службы и низкие затраты на рекламу.
Для проведения ассортиментного анализа бизнес - организации, оценки рыночных перспектив товаров, выработки эффективной сбытовой политики, формирования оптимального товарного портфеля фирмы, не хватает только оценки с помощью SWOT-анализа, необходимо построить матрицу БКГ (3.3.). Анализ делается по наиболее сильным стратегическим бизнес единицам бизнес – организации. В основу данной матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной
Использование матрицы БКГ позволяет:
провести оценку каждого как своего вида деятельности, так и главного и других конкурентов, определив им место в соответствующих квадрантах матрицы;
возможность осуществить то же самое по периодам работы на рынке;
оценить состояние диверсифицированных видов деятельности в отдельности и предприятия в целом в сравнении с главным и другими конкурентами.
Недостатком данной матрицы является ее маловариантность.
Достоинством – простота, четкость определения позиции и объективность используемых показателей матрицы.
Таблица 2.3.3Вспомогательная таблица для построения матрицы БКГ
Ассортимент |
1. Чешский кирпич |
2. Керамзитобетонные камни и полукамни |
3. Трехслойные камни |
4. Керамзитовый гравий |
5. Фундаментные блоки |
Относительная доля рынка |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Темпы роста рынка |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Рис.2.3.1. Матрица БКГ
После построения данной матрицы можно сделать следующие выводы:
«Трудный ребенок». Сюда можно отнести керамзитобетонные камни и полукамни и фундаментные блоки. Объясняется это тем, что изделия этих ассортиментных групп не являются основными для ООО «Яковлевостройдеталь» и для того, чтобы увеличить их производство потребуются значительные средства. Быстрые темпы роста делают эти товары привлекательными, однако низкая доля на рынке заставляет усомниться, в состоянии ли успешно конкурировать с более крупными и эффективными соперниками.
«Звезды». К этому типу можно отнести трехслойные камни. Подобная продукция завоевывает успех у потребителей, т.к. камни обладают высокой прочностью, которая позволяет возводить здания до 3-х этажей;высокими тепло и звукоизоляционные свойствами, морозостойкостью;благодаря размерам камня, снижаются трудозатраты и уменьшаются сроки строительства;хорошие декоративные свойства позволяют использовать этот камень без облицовочной отдел здания. У этой продукции быстрорастущий объем продаж, они дают прибыль, равную вложениям. Эта прибыль идет на финансирование самих «звезд».
«Дойная корова». К этому типу относятся Чешский кирпич и керамзитовыйгравий. Эти изделия являются основными на данном предприятии, имеют постоянных потребителей. Эта продукция не требует большого финансирования.
«Собаки». Сюда можно отнести керамзитобетонные камни и полукамни, т.к. они находятся на границе «Собаки» и «Трудные дети и при снижении темпов роста рынка могут упасть в «Собаки». Это товары с маленькой долей рынка, не привлекающие потребителей, т.к. не отвечают современным требованиям. Слабые единицы этой группы часто не способны обеспечить долговременные поступления наличности.
Таблица 2.3.4Вариант товарной стратегии предприятия
-
Сегмент
№ продукции
Стратегия
«Звезды»
3
Нужно максимально продлить время нахождения данной продукции в этой фазе. Необходимо расширить свое воздействие за счет разнообразия производства, выявления глубинных потребностей клиентов. Также, чтобы «задержать» эту продукцию на данном этапе можно придать ей какие-либо дополнительные свойства, отличающие ее от подобной продукции.
«Трудный ребенок»
2,5
Здесь нужно стремиться увеличить долю рынка продукта, возможно за счет дополнительных инвестиций.
«Собаки»
2
В этом случае необходим жесткий контроль капитальных вложений. Возможно, понадобится дополнительное исследование рынка, с помощью которого станет ясно производить ли эту продукцию или же отказаться от нее.
«Дойные коровы»
4,1
Здесь не нужны дополнительные финансовые вложения. Приемлема стратегия углубления и защиты.
Для наиболее полного охвата ассортимента ООО «Яковлевостройдеталь» необходимо произвести АВС – анализ.
Для проведения АВС – анализа необходимо проранжировать продукцию по доле продаж (табл. 2.3.6):
Таблица 2.3.5Доли товаров в общем объеме продаж
№ п/п |
Наименование товара |
Доля в % |
1 |
Чешский кирпич |
13% |
2 |
Керамзитобетонные камни и полукамни |
4,4% |
3 |
Керамзитовый гравий |
17,7% |
4 |
Трехслойные камни |
26,5% |
5 |
Фундаментные блоки |
3,4% |
6 |
Кирпич керамический пустотелый красный |
5,3% |
7 |
Кольца железобетонные |
2,9% |
8 |
Керамзитобетон товарный |
4,6% |
9 |
Шахты лифтов |
2,2% |
Итого |
100% |
Таблица 2.3.6Ранжирование товара по доле продаж
-
№ п/п
Наименование товара
Доля продаж %
Доля накопленным итогом %
1
Чешский кирпич
26,5
26,5
2
Керамзитобетонные камни и полукамни
23,4
49,9
3
Керамзитовый гравий
17,7
67,6
4
Трехслойные камни
13
80,6
5
Фундаментные блоки
5,3
85,9
6
Кирпич керамический пустотелый красный
4,6
90,5
7
Кольца железобетонные
4,4
94,9
8
Керамзитобетон товарный
2,9
97,8
9
Шахты лифтов
2,2
100%
Итого
100%
По результатам анализа можно сделать вывод. В товарную группу А входят 20% товаров, которые встречались в заказах чаще всего, в группу В – 30%, которые встречались реже, и в группу С – 50%, которые встречались в заказах реже, чем в первой группе. В нашем случае группе А принадлежат керамзитовый гравий, трехслойные камни, фундаментные блоки, кирпич керамический пустотелый красный, кольца железобетонные, керамзитобетон товарный, шахты лифтов. К группе В относятся чешский кирпич и керамзитобетонные камни и полукамни.
АВС – метод – это метод, позволяющий указать на возможные пути улучшения стоимостных показателей. Цель создания ABC-модели - достичь улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности.
Адекватным инструментом в Portfolio – анализе является сбалансированная система оценок. Она строится на источниках стоимости бизнес – организации.
Для наглядности модели ССО построим ее графическое изображение (рис. 2.3.2):
Рис. 2.3.3 Модель сбалансированной системы оценок для ООО «Яковлевостройдеталь»
Финансовые оценки
Эти показатели охватывают финансовые источники акционерной стоимости.
Таблица 2.3.7Финансовые оценки
-
Цели
Показатели
Значение
2006 г.
2007г.
Инвестиционная привлекательность
Прибыль от продаж, т.р.
175 944
109 146
Увеличение объема продаж
Объем продаж, т. р.
1 357 565
1 309 807
Создание резерва
Резервный капитал, т.р.
0
0
Т.к. ООО «Яковлевостройдеталь» находится на стадии зрелости, и поэтому на первый план выходят такие показатели, как прибыль от продаж, маржа операционной прибыли. Финансовые результаты текущего бизнеса компании находятся в прямой зависимости от результатов маркетинговой деятельности.
2. Индикаторы потребительских оценок
Таблица 2.3.8Индикаторы потребительских оценок
-
Цели
Показатели
Значение
2006 г.
2007 г.
Увеличение доли рынка
Доля рынка по выручке, %
18 %
14 %
Удовлетворенность продуктом основными потребителями
Уровень удовлетворенности потребителей
средняя
средняя
Повышение имиджа компании
Качество продукции
высокое
высокое
3. Индикаторы оценки внутреннего бизнеса
Таблица 2.3.9Индикаторы оценки внутреннего бизнеса
-
Цели
Показатели
Значение
2006 г.
2007 г.
Повышение эффективности управления запасами
Уровень эффективности управления запасами
эффективное
эффективное
Совершенствование технологий
Технологические способности
средние
средние
Снижение производственных издержек
Уровень производственных издержек, т.р.
1 164 887
1 182 842
4. Оценка инноваций
Таблица 2. 3.10Оценка инноваций
-
Цели
Показатели
Значение
2006 г.
2007 г.
Увеличение инновационной активности предприятия
Наличие нововведений
отсутствуют
отсутствуют
Совершенствование производства
Уровень загрузки мощностей
полный цикл
полный цикл
Проведение НИОКР
Уровень расходов на НИОКР
0
0
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что на ООО «Яковлевостройдетааль» имеет место неоднозначная ситуация. С одной стороны, на предприятии за год снизилась прибыль от продаж и сам объем продаж, снизилась доля рынка, отсутствуют новшества и разработки, не ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. С другой стороны, имеет место высокое качество продукции, отлаженное производство, что является весомым конкурентным преимуществом. Модель ССО не дает ответ на все вопросы, она лишь показывает на структурные источники долгосрочной стоимости, а также какие конкурентные преимущества должны быть задействованы для максимизации стоимости.
Маркетинговый анализ бизнеса направлен не только на оценку текущих позиций, но и на поиск причин успеха или неудач компании Перечень рисков, которые характеризуют основные направления деятельности ООО «Яковлевостройдеталь» и вероятности их наступления приведены в таблице 2.3.11.
Таблица 2.3.11Перечень рисков
Простые риски |
Группа приоритетов |
Вероятность наступления |
Необусловленный рост цен на сырье |
Наибольший приоритет |
0,7 |
Потеря доли рынка, вследствие повышения лояльности потребителей к продукции конкурентов |
0,5 |
|
Выход из строя ОПФ, из-за высокого коэффициента износа |
Средний приоритет |
0,7 |
Получение предписаний от экологических служб из-за низкой степени очистки отходов производства |
0,3 |
|
Неплатежеспособность основных дебиторов |
Минимальный приоритет |
0,5 |
Резкое снижение поставок сырья и материалов |
0,3 |
В заключении можно сказать о сбалансированном продуктовом портфеле мясных изделий, что, естественно, повышает акционерную стоимость предприятия. И хоть на ООО «Яковлевостройдеталь» и производятся изделия, которые раньше занимали лидирующие позиции, а сегодня утратили их (керамзитобетон товарный, керамзитовый гравий), оно не производит продукции убыточной для своей деятельности.
2.4 Выделение основных бизнес процессов и предложения по построению рациональной модели бизнес – процессов
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.
Целесообразно выделять на предприятии пять видов бизнес-процессов, а именно:
основные бизнес-процессы, на базе которых осуществляется выполнение функций текущей деятельности предприятия по производству продукции или предоставления услуг;
обеспечивающие бизнес-процессы для основных;
сопутствующие бизнес – процессы;
бизнес-процессы развития предприятия;
бизнес-процессы управления деятельностью предприятия;
бизнес-процессы, обеспечивающие управление.
Сопутствующими бизнес – процессами являются процессы, которые ориентированы на производство товара, который в свою очередь является результатом сопутствующим производству.
Вспомогательные бизнес – процессы – процесс для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированы на поддержание их основных черт. Это процессы связанные с особенностью транспортировки, доставки, сервиса предлагаемого предприятием.
Обеспечивающие бизнес – процессы – процесс для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированы на поддержание их основных черт. Это процессы по закупке сырья для снабжения производства.
Бизнес – процессы управления: процесс контроля менеджмента, маркетинга, планирования, снабжения и реализации стратегических бизнес единиц бизнес – организации.
Бизнес – процессы развития: разработка новых технологий по производству мелкоштучных изделий, товарного бетона и растворов, т.е. направленные на улучшение качества, упаковки, транспортировки.
На ООО «Яковлевостройдеталь» можно выделить следующие бизнес-процессы:
Процесс снабжения.
Процесс производства продукции.
Процесс сбыта.
Таблица 2.4.2Участие отделов в стержневых бизнес процессах
Наименование процесса |
Вовлеченные отделы |
Процесс снабжения |
Финансовый отдел, отдел снабжения |
Процесс производства продукции |
Производственный отдел, планово-экономический отдел |
Сбыт |
Отдел сбыта |
Финансовый отдел производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой продукции, приобретением сырья, топлива, материалов и т.д. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.
Планово-экономический отдел разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия и отдельных цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское планирование, ведет учет показателей работы цехов и заводов и др.
Производственный отдел осуществляет оперативный контроль за ходом производства, устраняет причины, нарушающие нормальный режим производства и др.
Что касается работы отдела сбыта, то он регулярно оценивает работу каждого из участников канала распределения по таким показателям, как выполнение нормы сбыта, величина товарных запасов, время доставки товара клиенту. В его задачи входит: своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами; контроль за поставкой продукции структурными единицами; обеспечение правильного учета приемки и отчетности по отгрузке продукции.
Теперь дадим краткую характеристику выделенных бизнес-процессов.
Что касается снабжения, то здесь нужно выделить несколько этапов:
Расчет потребности в сырье и материалах. Основными видами сырья для производства ЖБИ являются щебень, песок, цемент и вода.
Выбор поставщиков сырья и материалов.
При выборе поставщиков нужно руководствоваться следующими критериями:
- стоимость приобретаемого сырья;
- качество сырья и обслуживания;
- удаленность;
- наличие у поставщика резервных мощностей;
- кредитоспособность и финансовое положение поставщика.
Существует два основных критерия выбора поставщика: стоимость приобретения продукции или услуг и качество обслуживания. Системе установленных критериев может соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необходимо ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контрактов с представителями поставщиков. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок). Отечественные предприятия при выборе поставщика в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков.
Исходя из этого ООО «Яковлевостройдеталь» определилось с поставщиками: поставщиком щебня является Лебединский ГОК (г. Губкин) Кременчугское краьероуправление (Украина, г. Кременчуг). Поставщиками песка являются: Нижнеольшанский пескарьер, Вяземский пескарьер (г. Вязьма).
Контроль за выполнением условий договора.
На этом этапе предприятие отслеживает местонахождение сырья и материала в процессе доставки, а также следит за соблюдением сроков поставки.
Поступление сырья и материалов.
При поступлении сырья и материалов происходит разгрузка и сверяются характеристики полученного груза с теми, которые были заявлены поставщиком. Затем идет укомплектование груза на складах предприятия.
Процесс производства продукции.
От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.
Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.
Процесс производства асбестоцементных изделий на ООО «Яковлевостройдеталь» полностью механизирован и практически полностью автоматизирован. Это позволяет достигать максимального объема производства продукции с одной технологической линии. Регулярно производится замена физически и морально устаревшего оборудования. Кроме того, большое внимание уделяется рациональному размещению оборудования, что позволяет более эффективно использовать производственные мощности предприятия.
Процесс сбыта заключается в поиске заказчиков, заключении с ними договоров, выполнении заказов. Решение о выборе канала распределения - одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации.
В случае, когда ООО «Яковлевостройдеталь» требуется организовать дополнительный канал реализации, прибегают к помощи посредников.
ООО «Яковлевостройдеталь» при реализации своей продукции использует независимых торговых посредников.
В качестве посредников ООО «Яковлевостройдеталь» выступают независимые сбытовые фирмы. Они благодаря своим контактам, опыту и специализации обеспечивают широкую доступность продукции предприятия и доведение ее до целевых рынков.
Проведя анализ трех бизнес-процессов на ООО «Яковлевостройдеталь», можно сделать вывод, что все рассмотренные бизнес-процессы являются ключевыми, т.к. они обеспечивают определенную (более 25%) долю прибыли.
При проведении анализа бизнес – процессов используется метод рейтинговых оценок, суть которого заключается в том, что бизнес – процесс анализируется по трем основным направлениям:
коммерческие или финансовые результаты;
качественные результаты;
уровень риска каждого бизнес – процесса.
Оценку произведем по 10-ти бальной шкале. Сначала произведем анализ бизнес – процессов по обеспеченности сырьем (табл. 2.4.2):
Таблица 2.4.2Матрица оценки БП с точки зрения обеспеченности сырьем
Оценка бизнес -процесса |
С точки зрения партнеров |
С точки зрения клиентов |
С внутренней точки зрения |
Рыночная перспективность |
6 |
8 |
7 |
Прибыльность |
8 |
8 |
7 |
Соотношение цены – качества |
8 |
9 |
9 |
Экологичность |
8 |
7 |
8 |
Возможность снижения издержек |
8 |
7 |
7 |
Прогрессивность используемых технологий |
7 |
8 |
9 |
Значимость: |
|||
для фирмы |
10 |
10 |
10 |
для общества |
0 |
0 |
0 |
для потребителей |
5 |
5 |
9 |
степень новизны |
6 |
6 |
7 |
Рискованность |
4 |
5 |
3 |
Перспективность |
6 |
7 |
9 |
ИТОГО |
76 |
80 |
85 |
Компания может ввести компьютеризацию существующего процесса, а также необходимо задуматься о снижении издержек, которые сопровождают этот процесс.
Таблица 2.4.3Матрица оценок бизнес – процессов по производству
Оценка бизнес -процесса |
С точки зрения партнеров |
С точки зрения клиентов |
С внутренней точки зрения |
Рыночная перспективность |
10 |
10 |
10 |
Прибыльность |
9 |
9 |
10 |
Соотношение цены – качества |
9 |
9 |
10 |
Экологичность |
8 |
8 |
9 |
Возможность снижения издержек |
7 |
7 |
18 |
Прогрессивность используемых технологий |
8 |
8 |
8 |
Значимость: |
|||
для фирмы |
10 |
10 |
10 |
для общества |
5 |
4 |
4 |
для потребителей |
6 |
6 |
6 |
степень новизны |
4 |
5 |
5 |
Рискованность |
6 |
8 |
7 |
Перспективность |
8 |
8 |
9 |
Соответствие миссии фирмы |
10 |
9 |
10 |
ИТОГО |
100 |
101 |
116 |
В этом случае предприятию также необходимо задуматься о снижении издержек и о внедрении в производство наиболее перспективных технологий.
Таблица 2.4.4Матрица оценок бизнес – процессов по сбыту
Оценка бизнес -процесса |
С точки зрения партнеров |
С точки зрения клиентов |
С внутренней точки зрения |
Рыночная перспективность |
10 |
10 |
10 |
Прибыльность |
9 |
9 |
9 |
Соотношение цены – качества |
8 |
9 |
8 |
Экологичность |
9 |
9 |
10 |
Возможность снижения издержек |
8 |
8 |
8 |
Прогрессивность используемых технологий |
8 |
9 |
8 |
Значимость: |
|||
для фирмы |
10 |
10 |
10 |
для общества |
8 |
8 |
8 |
для потребителей |
5 |
5 |
5 |
степень новизны |
|||
Рискованность |
8 |
8 |
7 |
Перспективность |
8 |
8 |
7 |
Соответствие миссии фирмы |
9 |
9 |
10 |
ИТОГО |
100 |
102 |
100 |
Предприятию необходимо увеличивать количество распределительных центров, налаживать хозяйственные связи с потребителями, сокращать логистические издержки и увеличивать число бизнес-контрактов.
Таблица 2.4.5Результаты оценки маркетинговых активов и ресурсов
-
Содержание вопроса
Вероятность
Балл
Возможность продолжать БП в том же качестве и объеме в дальнейшем (1-2г.);
90%
5
Степень реальности роста продаж за счет маркетинговых средств:
А) за счет рекламы
Б) за счет ПР
В) за счет скидок
Г) за счёт бренда
Д) за счёт повышения уровня сервиса
15%
10%
15%
10%
15%
4
4
4
5
4
Возможность модернизации БП
70%
5
Возможность выхода на новые рынки
60%
5
Возможность удешевления БП
70%
5
Анализируя данную таблицу можно сделать следующие выводы:
- вероятность продолжать БП в том же качестве и объеме в ближайшие два года равна 90%. Это очень существенный показатель, но и его можно улучшить, если предприятие попробует выйти на новый рынок, модернизирует свое оборудование и проведет ряд организационных мероприятий.
- продажи будут расти за счет применения всех указанных средств в совокупности. Возможен рост этого показателя за счет участия ООО «Яковлевостройдеталь» в выставках.
- ООО «Яковлевостройдеталь» имеет 60 % вероятности того, что оно в ближайшее время выйдет на новый рынок. Это связано с тем, что рынок ЖБИ насыщен.
Таким образом, ООО «Яковлевостройдеталь» имеет большой маркетинговый потенциал и ресурсы для реорганизации существующих на предприятии бизнес-процессов и повышения их эффективности и роста капитала бизнес – организации в целом.
Заключение
Основная цель МАБ заключается в выявлении, систематизации и обобщении маркетинговых характеристик БО: ее конкурентного статуса, маркетингового потенциала, включая имидж, инвестиционные возможности, марочный капитал и другие элементы, которые могут влиять на стоимость бизнеса. Следует также учесть риски, которые можно отнести к маркетинговым, помимо общих специфических рисков, присущих данному виду предпринимательства независимо от его отраслевой принадлежности.
Отметим, что в цели МАБ входит не только оценка маркетингового капитала, но и анализ уровня его использования и кроме того, что немаловажно, поиск возможных направлений его эффективного формирования и накопления. Иными словами, целью МАБ является поиск и определение источников роста маркетингового капитала как составной части общего капитала бизнес-организации, ее стоимости.
В данной курсовой работе был дан бизнес-обзор предприятия ООО «Яковлевостройдеталь», где мы определили этап развития бизнес-организации и выявили ключевую фигуру. Также были проведены диагностика бизнес-организации, маркетинговый анализ бизнес-ситуации, в ходе чего мы определили сильные и слабые стороны, возможности и риски предприятия. С помощью построения матрицы БКГ определили, какие товары имеют наибольшую долю рынка, а от каких необходимо избавляться. Также была построена модель сбалансированной системы оценок, которая показала, что предприятие обладает как недостатками, так и некоторыми конкурентными преимуществами.
Затем были выделены и описаны основные бизнес-процессы: снабжение, производство и сбыт, после чего мы определили, что рассматриваемое предприятие обладает значительным маркетинговым потенциалом.
Список использованной литературы
бизнес маркетинговый оценка
1.Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия./В.П.Баранчеев, С.Г.Стрижов//Маркетинг – 1994. - №3
2.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511 с.
3.Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.,2001.
4.Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2005. – 400с.
5.Маркетинговый анализ./И.С.Березин. – М.: Эксмо, 2004.
6.Минаев Д.В. Маркетинг в схемах и моделях / Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 480 с.
7.Ноздрев Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – 292 с.
8.Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 2001. – 240 с.:
9.Сребник Б.В. Маркетинг: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2005. – 360 с.:
10.Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с.
11.Щетинина Е.Д., Козлова Н.В. и др. Концепция маркетингового анализа бизнеса: Монография. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2005.-174с.