Френсис Бэкон (работа 1)
Френсис Бэкон
1 Введение.
У начала новой европейской философии возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона.
Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспериментальной науки. По крайней мере три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии - возрождение античных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени.
Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской филосовской реформации. Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, миститизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением . Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться.
Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения , который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноев- ропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в философии роль реворматора . Но обставлена она была классическими декорациями . Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции , одновременно придавая этому понятию и то широкое значе- ние научного знания вообще , которое надолго укоренится в анг- ло-саксонском обиходе . Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви- дел ее задачу в изучении как природы , так и человека с некоторой методологичеки единой точки зрения . И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в философии , если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соот- носится с непосредственным эначением этого древнегреческого термина << философия >>-- любомудрие . Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона -- философией далекого английского Возрождения,мы находим в нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и традиционалистские , научные и поэтические , мудрые и наивные ,те, корни которых уходят в глубь веков , и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастрое- ний. Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований ,пре- тенциозность которых болезненно ощущается уже современниками .Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафоро- зы,возможность многократного и неожиданного преломления в умах будующих поколений . Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки ,на указание ее первостепенного значения в жизни человечества ,на выработку нового целостного взгляда на ее строение ,классификацию , цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будующем обществе . Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения ,провозглашалась им с многозночительностью ,афористичной про- никновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом . В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью самой по себе,знанием ради знания ,мудрости ради муд- рости.Конечная цель науки --изобретения и открытия . << Разве можно не считаться с тем ,-восклицает он ,-что дальние плавания и путешествия которые так участились в наше время , открыли и показали в природе множество вещей ,могущих пролить новый свет на философию . И конечно ,было бы постыдно ,если бы в то время ,как границы материального мира -земли ,моря и звезд - так широко раздвинулись , умственный мир про- должал оставаться в тесных пределах того , что было открыто древними >> . И Бэкон призывает не воздавать слишком много ав- торам ,не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов и источника всякого авторитета . << Истина -- дочь Времени ,а не Авторитета>>,--бросает он свой знаменитый афоризм . Бэкон верил ,что идее его философии суждена не просто долгая жизнь академического признанного и канонизированного литера- турного наследия -еще одного мнения среди множества уже изоб- ретенных человечеством . Он считал , что идея эта станет одним из конструктивных принципов самой человеческой жизни , которому <<завершение даст судьба человеческого рода ,причем такое ,какое,быть может при настоящем положении вещей и умов не легко постигнуть или представить >>. В известном смысле он оказался прав. И сейчас, столетия спустя, мы как бы вновь осознаем про- роческую силу предсказания этого герольда новой науки .
2 ЖИЗНЬ, ЛИЧНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЯ.
Он родился 22 января 1561 года в Лондоне, в Йорк -Хаузе на Стренде, в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, сэра Николоса Бэкона. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити кол- ледж в Кембридж . Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Фрэнсиса Бэкона, и все же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля ,по его мнению ,пригодной для изощренных диспутов, но бесплодной в отношении всего ,что могло бы служить пользе человеческой жизни. Желая подготовить сына к государственной службе, Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он при- общается к составу английского посольства .Франция дала ему превосходный урок политического образования . Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознако- миться с политической жизнью и других стран континента . Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию .Бэкон поступает в юридическую корпора- цию ,где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и фи- лософию. В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин , где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора . В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону литературную известность,-томик небольших эссена религиозные ,моральные иполитические темы. В нем содержался и первый вариант его << Опытов или наставлений нравственных и политических >>. За год до смерти в посвящении к третьему английскому из- данию он признается ,что из всех его произведений << Опыты >> получили наибольшее распространение . << Они принадлежат к лучшим плодам ,которые божьей ми- лостью могло принести мое перо >>. В следующем году он назначается штатным королевским адво- катом ,в 1607 году получает пост генерал-солиситора ,а еще че- рез пять лет -должность генерал -атторнея---высшего юрисконсульта короны. Эти же годы ознаменовались и под'емом его филосовско- литературного творчества . В 1605 году Бэкон публикует трактат << О значении и успеха знания ,божественного и человеческого >>, в котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их классификации . Это был прообраз его труда << О достоинстве и преумножении наук >>, начало воплощения плана << Великого восстановления Наук>>. Параллельно шло обдумывание и других разделов << Великого Восстановления >>. В ряде работ , над которыми он трудился в течении 1603-1612 годов можно найти много идей и положений , получив- ших впоследствии развитие в << Новом Органоне >>. В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов << О мудрости древних >>. В 1612 году он подготавливает второе ,значительно расши- ренное издание << Опытов или наставлений >>. В то же время им были закончены << Описание интеллекту- ального мира >> и << Теория неба >>. В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый << Новый ор- ганон >> , содержащий его учение о методе и теорию индукции , по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни << Великого Восстановления Наук >>. Он работает над кодификацией английских законов и над историей Англии при Тюдорах ; готовит третье анг- лийское и латинское издания << Опытов или наставлений >> и цикл работ по << Естественной и экспериментальной исто- риии>>;печатает свой самый обЪемистый и систематический труд << О достоинстве и приумножении наук >> ( 1623г.) -первую часть << Великого Восстановления >> и сборник << Изречения ,новые и старые >> ( 1625г.) . В эти же годы он работал ,так и не успев их окончить ,над трактатами << О началах и истоках в соответствии с мифами о Купедоне и о небе >> и окончательным вариантом << Новой Атлан- тиды >> Весной 1626 года он простудился ,а 9 апреля 1626 года Бэкон скончался.
3. ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ
В своем произведении << Великое Восстановление Наук >> многозначительно названном << Величайшее порождение вре- мени >> , Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного ме- тода исследований и открытий . Ссылка на время не была простым риторическим оборотом . Он и впоследствии считал замысел << Великого Восстановления Наук >> --- Instaurationis Magnae Scientiarum - скорее порождением времени , чем своего ума . Его план он опубликовал в 1620 году вместе с << Новым Органоном >> . Это был грандиозный замысел . Его первая часть << Разделение наук >> призвана была дать обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний и указать темы ,которые прежде всего нуждаются в дальней- шем изучении . Вторую часть составлял << Новый Органон или указания для истолккования природы >>. Здесь излагалось учение о методе познания как <<законном сочетании способностей опыта и разума>> и <<истинной помощи>> разума в исследованиях вещей . В противоположность дедуктивной логической теории аристоте- левского <<Органона>> Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания,в основе которой лежат опыт и эксперимент о определенная методика их анализа и обобщения . Эта часть -- филосовско-методологический фокус всего бэ- коновского замысла и вместе с тем последний систематически разработанный раздел его <<Великого Восстановления Наук >>. Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению и систематизации различных природных фактов,свойств и явле- ний,естественнонаучных наблюдений и экспериментов,которые,сог- ласно его концепции ,должны были стать исходным материалом для последуещего индуктивного обобщения. Небольшой набросок этой части <<Приготовление к естест- венной и экспериментальной истории,или План естественной и экспериментальной истории,способной служить надлежащим основа- нием и базой истинной философии >>появился в 1620 году в одном томе с <<Новым Органоном>>. В четвертой части <<Лестнице разума >>на частных,но ти- пичных и разнообразных примерах должен был быть продемонстри- рован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного открытия,методика которого изложена в << Новом Органоиде >>. К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление. Только предисловие им было написано и к пятой части <<Предвестию ,или Предварению второй философии >>. Она должна была содержать предвосхищения подлинно научно- го объяснения явлений природы ,предварительные результаты собственных наблюдений и открытий автора,еще непроверенные надлежащим образом строго научным методом . Что же касается последней ,шестой части <<Второй филисофии или Действенной науки>>,то есть взятой в самом широком объеме сичстемы научного знания,построенного на базе сформулированной им методологии ,то Бэкон скромно признавался :дать завершающую ее картину -<< дело ,превышающее и наши силы,и наши надежды>>. Это дело он оставлял всему последующему развитию челове- чества.Такова общая концепция и структура <<Великого Востанов- ления>>.Она была связана не только с пропагандой научного зна- ния и предчувствием зреющих в нем перемен ,но и с утверждением новых целей науки,ее общественого престижа и предвидением ре- шающий роли в будуности человечества. Итак,только истиное знание дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира;два челове- ческих стремления - к знанию и могуществу -находят здесь свою оптимальную равнодействующую . В этом состоит руководящая идея всей Бэконовской филосо- фии ,по меткой характеристике Б.Фаррингтона ,-<<философии ин- дустриапльной науки >>. И здесь же коренится одна из глубоких причин столь про- должительной популярности его взглядов .
4. ПЕРВАЯ,ВТОРАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИИ.
Как особая область знания философия, по Бэкону, существует наряду с историей, поэзией и боговдохновенной теологией. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия - рассудку: <<Наиболее правильным разделением человеческо- го знания является то,которое исходит из трех способностей ра- зумной души>>. Последующее подразделение науки у Бэкона основывается на соображении , что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия .При этом он замечает ,<< что все деления наук должны мыслиться и проводиться таким образом ,чтобы они лишь намечали или указывали различия наук , а не рассекали и разрывали их , с тем чтобы никогда не допускать нарушения неп- рерывной связи между ними >>. Философия по Бэкону имеет дело не с индивидуумами и не с чувственными впечатлениями от предметов ,а с абстрактными по- нятиями ,выведенными из них , соединением и разделением кото- рых на основе законов природы и фактов самой действительности она и занимается .Философия относится к области рассудка и по существу включает в себя содержание всей теоретической науки . Предмет ее трояк - бог, природа .человек.Соответственно этому она делится на естественную теологию , естественную философию и учение о человеке. Эта реформационная концепция в соот- ветствии с бэконовскими принципами <<Великого Восстановления >>призвана составить <<вторую филисофию , или действенную нау- ку,не созерцающую и констатирующую ,а открывающую и изобретаю- щую . <<Второй философии>>Бэкон противопоставляет <<первую фи- лософию >>или <<мудрость>>,которая выступает некоей всеобщей материнской наукой -собранием и исследованием общих для многих наук аксиом и так называемых трансценденций , или привходящих качеств сущего. Задача <<первой философии>>-показать единство природы пу- тем выявления и систематизации общих и основополагающих прин- ципов и аксиом ,применимых в самых рапзличных областях знания. Поистине знание о природе - это главный всепоглощающий предмет внимания Бэкона ,и какие бы филосовские вопросы он ни затрагивал,подлиннойнаукой для него оставались изучение приро- ды,естественная философия . Фундамент естественной философии составляет естественная история.Однако фактическая констатация и описание тех или иных природных и опытных явлений явлений еще не составляют те- оритической науки ,которая всегда есть знание причин . Таковой в естественной философии выступают физика и мета- физика.Физика изучает общие начала вещей ,систему и строение Вселенной ,а также все многообразие объектов природы. При этом физика интересуется материальными и действующими причинами явлений ,причинами более частными и изменчивыми по сравнению с теми которые составляют предмет метафизики. Метафизика выявляет в природе вещей нечто более общее и неизменное ,чем материальная и действующая причины ,а именно форму и конечную величину. Но понятие о конечной причине или цели имеет смысл там,где речь идет о человеческих действиях,а поэтому как раз- дел естественной философии метафизика должна прежде всего исследовать формы, <<охватывающие единство природы в несходных материях>>, в то время как собственно физика имеет дело с преходящими и как бы внешними носителями этих форм. Великим приложением к естественной философии, как теоретической, так и практической он считал математику. Строго говоря, математика даже составляет часть метафизики, ибо количество, которое является ее предметом ,приложенное к материи, есть своего рода мера природы и условие множества природных явлений, а поэтому и одна из ее сущностных форм .
5. О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ.
Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное содержание его философии человека и вместе с тем тот пункт,в котором особенно отчетливо прослеживается ряд мо- тивов ,характерныхвообще для филосовских концепций Возрождения .Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и чувственную.Первая-боговдохновенная ,вторая - подобная душе животных :первая происходит от <<духа божия>>, вторая - из на- бора материальных элементов и является органом разумной души. Все учение о боговдохновеной душе - о ее субтанции и при- роде, о том,врождена ли она или привнесена извне ,он оставляет компетенции религии. <<И хотя все такого рода вопросы могли бы получить в философии более глубокое и тщательное исследование по сравнению с тем состоянием, в котором они находятся в настоящее время, тем не менее мы считаем более правильным передать эти вопросы на рассмотрение и определение религии,потому что иначе они получили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием тех заблуждений, которые могут породить у философов данные чувственных восприятий >>.
6. ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД.
Своеобразие интелектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов ,но и в отсутствии ка- ких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла . Схоластика была "книжной" наукой ,то есть пользовалась сведениями ,полученными из книг . Ощущался не недостаток не столько в идеях ,сколько в ме- тоде для получения новых открытий ,в том твердом основании ,на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически вы- веренного и вместе с тем позитивного научного знания - в орга- низации эффективного экспериментального исследования . Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и положено во главу угла как его критики ,так и его метода. Его заслуга ,в частности ,состоит в том ,что он со всей определенностью подчеркнул:научное знание проистекает изопыта ,не просто из непосредственных чувствительеных данных ,а имен- но из целенаправленного организованного опыта , эксперимента. Боле того ,наука не может строиться просто на не- посредственных данных чувства. В трактате <<О достоинстве и преумножении наук >> мы на- ходим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана" , где Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модифи- кации экспериментировани , в частности изменение ,распростра- нение ,перенос ,инверсию ,усиление и соединение экспериментов . Изменение эксперимента - это такая операция ,когда ка- кой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами по- добного же рода или с теми же объектами ,но при других условиях . Следующая операция - распростронение эксперимента - связана с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой его в более утонченной форме . Перенос эксперимента бывает троякий :из природы в искусство ,из одного технического искусства или вида практики в другой ,из одной части искусства в другую часть того же искусства . Инверсия эксперимента имеет место тогда ,когда доказыва- ется противоположное тому ,что уже известно из опыта . Под усилением эксперимента понимается доведение его до потери исследуемого свойства . Соединение эксперимента - это объединение в единое целое нескольких экспериментов "связь и сцепление их преминений ". Оно используется там ,где отдельные опыты не приносят же- лаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эф- фект . И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента та- кими замечательными словами: "... не нужно падать духом и приходить в отчаяние, если эксперименты, которым отдано столько сил ,не приводят к желаемому результату .Конечно, успех опыта значи- тельно приятнее ,но и неудача часто обогащает нас новыми зна- ниями . И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это неп- рестанно ) ,что к светоносным опытам следует стремиться еще настойчевее , чем к плодоносным ". Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в <<Новом Орга- ноне>>, она по существу смыкается с его учением об индукции .
6 ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ.
Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых природных явлениях ,не следует полагаться на абстрактные обоснования . Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов са- мой же природы ,из фактов опыта . Иной альтернативы в научном познании не сущуствует . Самое главное - это найти правильный метод анализа и обобщения опытных данных ,позволяющий постепенно проникнуть в сущность исследуемых явлений . Основным методом исследования в естественной философии является индукция . Но эта не та индукция,которая заключает лишь на основании простого перечисления ограниченного числа благоприятных случа- ев .Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибоч- ным результатам . И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции ,"которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы не- обходимые выводы ". В случае индукции мы ,вообще говоря имеем незавершенный опыт ,и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффектив- ных средств ,которые позволили бы ,говоря современным языком ,осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информа- ции,заключающейся в посылках индуктивного вывода . Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки индукции ,связывающие собствено логическую часть учения Бэкона с его аналитической методологией и филосовской метафизикой . Во-первых ,средства индукции предназначаются для выявлде- ния форм "прстых свойств ",или "природ ", как называет их Бэ- кон , на которые , вообще говоря ,разлагаются все конкретные физмческие тела . Во-вторых ,задача бэконовской индукции - выявить "форму", в перипатетической терминологии "формальную" причину ,а отнюдь не "действующую" или "материальную" ,которые,по его мнению ,частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и су- щественно связаны с теми или иными простыми свойствами . Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического исследования , а как метод выработки фундаментальных теорети- ческих понятий и аксиом естествознания ,или ,как он выражался , естественной философии . Итак ,бэконовское учение об индукции тесно связано с его филосовской онтологией ,с аналитической методологией ,с учени- ем о простых природах и формах, с концепцией разных видов при- чинной зависимости . Таким образом , мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей науки . Но еще важне ,пожалуй ,то, что пионер естественонаучной методологии не относился к своему учению как к истине в последней инстанции . Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим ."Мы не утверждаем ,однако ,что к этому ничего нельзя приба- вить,-писал Бэкон .-Наоборот ,рассматривая ум не только в его собственой способности ,но и в его связи с вещами ,мы должны установить ,что искусство открытия может расти вместе с откры- тиями ".
7 БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ.
Интерес к античности пронизывает всю историю европейской цивилизации . Вразные времена и в разных общественных и идей- ных условиях он принимал различные формы ,сосредоточивался то на одних , то других источниках ,воплощался в различном их толковании и использовании в той или иной связи . И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возв- ращается к античной классике . Его сочинения полны ссылок на греческих и римских филосо- фов,писателей ,историков ,поэтов и риторов . Их наивные ,но свежие ,жадно обращенные на мир взгляды наполминают ему о забытой в схоластической науке природе вещей ,о подлинных природных телах и процессах,об опыте . В том ,что "все они определяли материю как активную ,как имеющую некоторую форму ,как наделяющую этой формой образован- ные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения ",Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип вся- кой истинной те есть опытной науки . В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается его отношение к трем основным сферам идейного наследия - античной философии ,мифологии и христьянству . Отношение Бэкона к античности по своему продумано. Он знает ,что ему нужно в этом великом складе прошлого ,и использует взятое для подтверждения идей и установок сво- его мировозрения . Он целенаправлено интерпритирует античность , и его под- ход отличается как от эмпирического описательства , так и от простой констатации самосознания этого прошлого , понимание его "изнутри" его концепции и эпохи . Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой ,построоить ее картину ,не искаженную првнесениями челове- ческого духа . Поскольку природа есть физическая ,чувствительная матери- альная сущность ,понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей способов , то есть чувственными ,физическими ,материальными средствами .
8 ЭТИКА
Античная этика была по преимуществу учением о добродетели и занималась вопросом :что есть добродетель ,то есть чем дол- жен руководствовать человек ,чтобы бюыть нравственным . Предмет этики - человеческое волеизлеяние ,направляемое и организуемое разумом ,приводимое в действие аффетами и дезори- ентируемое кажущимися ,мнимыми благами . Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным ,деятельной жизни перед созерца- тельной ,самоусовершенствования личности перед самоудовлетво- рением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаме- натель и под удар своей свей критики все те нравственные цен- ности ,вокруг которых кристаллизовались этически теории древ- них киренаиков ,эпикурейцев ,скептиков и стоиков . Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстраст- ная созерцательность ,душевня безмятежность ,самоуспокоенность ,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслажде- нию ,они не выдерживают критики , если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения . И тогда окажется ,что все эти "гармонизирующие душу" блага есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее треволнениями ,искушениями и антагонизмами и что никак не мо- гут служить основой для того подлинного душевного здоровья ,активности и мужества ,которые позволяют противостоять ударам судьбы ,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг ,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире . И здесь важно отметить то значение ,которое Бэкон прида- вал альтруистическому началу в человеке :добрые дела связывают людей теснее ,.чем долг. Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут разрабатывать многие английские моралисты .
9 ОПЫТЫ.
Работа над <<Опытами или наставлениями нравственными и политеческими >> сопровождала его всю жизнь . С них началась известность Бэкона как писателя . "Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений ,"надо полагать ,потому что они ближе всего к практическим де- лам и чувствам людей ",да и сам он считал их одним из лучших плодов своего творчества . Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в 1597 году. Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло вторе издание .Оно содержало 29 новых эссе ,старые же были исправлены и дополнены . Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских , этических и социально-политических воззрений Бэкона , они принадлежат более английской литературе ,чем филосо- фии .Их язык и стилистика беллетристичны. Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь ха- рактерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждения- ми и умозрительными конструкциями . И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно. Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов", об особенностях их композиции и стиля ,о диалестических переливах мыслей Бэкона ,одновременно и лаконичных и мно- гограннх ,об ажурных сплетениях его рассуждений ,в которые жемчуженами впралены блестящие афоризмы ,надо ,конечно ,прочи- тать сами эссэ . В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей ,приобщающий к глубинам государственной мудрости ,наставляющий в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы . В других к вам обращается человек ,умудренный житейским опытом,человек дела ,все видящий и понимающий ,подмечающий са- мые незначительные жизненные детали .Но почти во всех них об- наруживается глубокий психолог ,знаток человеческих душ ,при- дирпчивый и объективный судья поступков . Но помимо политического и практического сознания "Опыты" содержат и другое ,связаное с глубоким пониманием человеческой психологии и зарисовками с целью выставки характеров ,нравов ,чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуа- циях . Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр челове- ческих проявлений ,приводит примеры ,дает оценки и выносит свои заключения . Так открывается еще одна ,литературно-этическая,грань "Опытов"
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Провозгласив великое значение естествознания и техни- ческих изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил ,что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признаного и канонизированного литературного наследия, еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством . Он считал, что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни, которому "завершение даст судьба человеческого рода, притом такое какое, пожалуй людям ,при нынешнем положении вещей и умов, нелегко постигнуть и измерить ". В известном смысле он оказался прав. И сейчас столития спустя, мы как бы сызнова осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки, но к неистощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современника примешивается и горечь за все перипетии, пережитые на этом пути в прошлом, и тревога за то, что ожидает нас в будущем .
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/