Стратегии Интернет-маркетинга (на примере агентства "КарлсончикЪ!")

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Интернет-маркетинг»

на тему «Стратегии Интернет-маркетинга (на примере агентства «КарлсончикЪ!»)»

Введение

Каждый знает, что для осуществления маркетинга в Интернете необходим сайт. Каждый знает, и каждый ошибается, потому что это неверно. Сайт — это всего лишь один из вариантов стратегии Интернет-маркетинга, а компания, используя Интернет, может решать и другие задачи. Проанализируем, какие задачи в принципе может решать компания через Интернет.

Интернет-маркетинг — это построение маркетинговых коммуникаций через Интернет. Поэтому планирование Интернет-маркетинга начинается с определения всех коммуникаций в компании, как внутри, так и снаружи, и выделения тех коммуникаций, которые могут быть без ущерба перенесены в Интернет.

Прежде всего определимся, что значит «перенести в Интернет». С точки зрения Интернет-маркетинга коммуникация, которая протекает в Интернете, — это коммуникация без участия живого человека, то есть это ситуация, когда пользователь взаимодействует с сайтом компании, с ее рекламными материалами, с PR-материалами или каким-либо еще ее присутствием в Интернете. Именно такая коммуникация раскрывает все преимущества Интернета как канала сообщений — массовость, быстрота, низкие издержки. В тот момент, когда в общение с пользователем Интернета вступает живой человек (через почту, мессенджер, чат...), коммуникация превращается в обычный диалог, который может происходить с использованием телефона, а может быть личным. Именно поэтому когда я пишу «перенести коммуникацию в Интернет», то имею в виду, что посетители будут взаимодействовать с материалами компании в Сети на сайте компании или на других сайтах.

1. Коммуникации компании и возможность их переноса в Интернет

У любой компании очень много коммуникаций с разными целевыми группами. Большинство из них однотипны у многих или даже почти у всех компаний, другие исключительно индивидуальны. В общем случае коммуникации компании сводятся к следующим типам:

коммуникации с клиентами;

коммуникации с поставщиками товаров и услуг, подрядчиками;

коммуникации с дилерами (реселлерами);

коммуникации на рынке труда;

коммуникации с журналистами;

коммуникации с государственными контролирующими и лицензирующими органами;

коммуникации с акционерами и родительскими организациями;

коммуникации с существующими сотрудниками;

коммуникации с партнерами (например, для предложения совместных продуктов).

Каждый из указанных типов коммуникации может включать в себя довольно большое количество вариантов, которые выделяются в подгруппы. Например, клиенты могут быть: оптовые, розничные, новые, повторные, региональные или из других стран, корпоративные... Разделение происходит в тот момент, когда появляется разный характер коммуникации. Например, если вы с частными и корпоративными клиентами работаете одинаково и для вас нет разницы в обслуживании этих клиентов, то и разделения на подгруппы не будет. А вот если принципы работы с корпоративными и частными клиентами разные, то и коммуникации с ними нужно различать, потому что и через Интернет с этими целевыми группами компания будет работать по-разному.

Возьмем в качестве «подопытного кролика» агентство по подбору домашнего персонала (няни, домработницы, садовники...) «КарлсончикЪ!» (агентство выдуманное, а название «Фрекен Бок» мне кажется неправильным для подбора нянь). Агентство специализируется на подборе в первую очередь нянь, домработниц и гувернанток (гувернеров). Мы обнаружим, что оно осуществляет следующие коммуникации:

с новыми частными клиентами на подбор нянь (чаще женщинами);

с новыми частными клиентами на подбор домработниц (чаще женщинами);

с новыми частными клиентами на подбор гувернанток (чаще женщинами);

с корпоративными клиентами (например, компаниями, оказывающими разовые услуги, или просто офисами, где нужна уборщица) на подбор в первую очередь специалистов по уборке и аниматоров;

с существующими клиентами, которые уже нанимали персонал через агентство;

с потенциальным персоналом (соискателями);

с потенциальными гувернантками (и гувернерами) — они почти поголовно пользуются Интернетом и гораздо более подготовлены, чем просто няни и домработницы;

с обучающими центрами, повышающими квалификацию соискателей;

с сертифицирующими органами, удостоверяющими качество работы агентства (предположим, такие есть);

с миграционной службой, санэпидемслужбой, налоговой инспекцией (государство);

с журналистами тематических изданий.

Список, конечно, не полон, но он включает все основные коммуникации компании.

Не все определенные вами бизнес-процессы могут быть перенесены в Интернет. Этому может мешать достижимость целевой группы, к которой обращена коммуникация. То есть те, кто относится к данной целевой группе (или большая часть из них), просто могут не пользоваться Интернетом. Представим себе компанию, которая предлагает товары для пожилых людей: в этом случае коммуникация с клиентами вряд ли может быть переложена в Интернет, так как эта группа почти им не пользуется, а вот коммуникация с врачами, которые будут советовать пожилым людям продукцию компании, вполне возможна.

Часто недостижимость коммуникации связана с тем, что сущность общения с целевой группой не может быть передана через Интернет. Представим себе коммуникацию продавца сотовых телефонов с покупателями — о чем они общаются? Клиент продавцу: «Есть ли у вас нужный телефон?» — продавец клиенту: «Да, вот его цена, вот условия доставки». Такую коммуникацию легко перенести в Интернет. Теперь представим себе общение стилиста с новым клиентом. Клиент: «Вы хороший стилист? Что можно сделать для меня? Какие результаты я получу? Какие гарантии?» Ответы на подобные вопросы требуют беседы при личной встрече, и через Интернет их дать нельзя. И только адрес и телефон, по которому клиент может связаться с мастером, можно перенести в Сеть. То есть необходимо сначала проанализировать именно содержание коммуникации и на основании этой информации уже решать, подходит ли Интернет для подобной работы.

Например, коммуникация с инспектором пожарной охраны вообще не может быть переложена на Интернет — ее содержание требует личного контакта. Процесс обучения танцам точно так же не может быть заочным, но может быть заочным процесс набора новых учеников. Более того, одна и та же коммуникация может быть достижима через Интернет для одной компании и недостижима для другой. Например, общение с журналистами для крупных компаний — это рутинная работа, требующая системности, чтобы журналисты случайно не получили какую-нибудь лишнюю информацию. То же самое общение с журналистами для мелких и средних компаний — это ежедневная личная работа с журналистами, чтобы они написали о компании хоть что-нибудь.

Выписав коммуникации, мы не ответили на вопрос «зачем». Мы лишь определили, что можно перенести в Интернет, однако не решили, зачем нам это нужно. Какую цель преследует компания, когда переносит часть своих коммуникаций в Интернет?

Всего существует четыре типа целей, которые могут быть достигнуты компанией через Интернет:

снижение издержек на коммуникацию с клиентами;

вывод на личный контакт с представителем компании.

Для каждой коммуникации, которую вы определили, выполняя задание, через Интернет можно достигнуть одного или нескольких типов целей.

2. Снижение издержек на коммуникацию с клиентами

Еще раз вспомним, что наибольшие издержки в коммуникации — это время работы живых людей, потому что размер заработной платы сотрудников несравнимо больше стоимости поддержки серверов для того же количества клиентов, включая хостинг и заработную плату обслуживающих серверы сисадминов. Поэтому основная задача интернет-проекта здесь — это уменьшение общего времени работы специалистов компании с клиентом в течение всего процесса коммуникации. Делается это за счет того, что клиент начинает взаимодействовать с сотрудниками компании как можно позже, когда он максимально близок к покупке.

Представим себе весь процесс коммуникации с потенциальным клиентом в виде лестницы со множеством ступеней, по которым надо перемещаться последовательно для достижения главной цели — контракта. Первая из этих ступенек — ознакомление с продуктом, последняя — подписание контракта или что-то другое, что является целью коммуникации. В какой-то момент, поднимаясь в процессе коммуникации по лестнице на очередную ступеньку, клиент переходит от работы с сайтом к работе непосредственно с сотрудниками компании. Это происходит в тот момент, когда он звонит по телефону в офис или когда приходит в магазин, или даже в тот момент, когда оформленный на сайте заказ начинает собирать складской служащий. В этот момент издержки компании резко увеличиваются — в работу включается живой сотрудник.

Целью компании не обязательно является собственно продажа, это может быть регулярная продажа, или продажа дополнительных опций, или рекомендация знакомым — словом, все зависит от того, на чем зарабатывает компания. Например, для агентства недвижимости цель работы с клиентом — продажа квартиры, а для компании Coca-Cola — регулярная покупка напитка (вовсе не разовая). Для некоторых дилеров дешевых иномарок целью является приезд покупателя на фирменный сервис — именно здесь они получают основную прибыль.

Задача сайта для этого типа цели — отодвинуть момент перехода пользователя от работы с сайтом к работе с представителем компании как можно дальше к концу лестницы коммуникаций. Идеальный вариант снижения издержек — когда в коммуникации вообще не задействован сотрудник компании, но это возможно только для некоторых интернет-сервисов и для интернет-магазинов, которые продают цифровые товары (музыка, софт), билеты, кино и т.д.

Этот тип цели применим для всех тех случаев, когда размер целевой группы велик, продукт относительно массовый, для его покупки требуется небольшое время на принятие решения, продукт, как и процедура его покупки, стандартен, для покупки обычно не требуется проведения дополнительных консультаций.

Характерные примеры реализации этого типа цели — интернет-магазины. Компьютеры и комплектующие, парфюмерия, книги, дешевая и не очень бытовая техника — все это стандартные, массовые товары, процесс их покупки отработан и хорошо понятен покупателю. Все они могут легко продаваться через Интернет (и продаются). Снижение издержек вовсе не означает необходимость совершить всю продажу через Интернет, у магазинов есть задача снижения издержек на продажу без ущерба для количества продаж. Учитывая, что очень многие пользователи не любят покупать в Интернете, а хотят посмотреть на будущую покупку и потрогать ее руками, разумнее приводить потенциального клиента в магазин, если он того хочет.

Более того, если говорить только о продаже, то сетевым компаниям, если не учитывать стоимость торговых залов, которые уже есть, через магазин это делать выгоднее, чем через Интернет, так как при продаже через Интернет нужно отзвониться и подтвердить заказ, потом взять товар, запаковать, передать в курьерскую службу и отследить доставку. А приобретая что-то в обычном магазине, почти все эти операции покупатель делает сам. Для магазина важна продажа, а не Интернет.

Многие магазины и сервисные компании вообще не могут осуществлять продажи через Интернет. Это туристические компании, кафе и рестораны, банки, уже упоминавшиеся салоны красоты и т.д. Они могут снижать издержки за счет предоставления пользователям информации и за счет приема предварительных заказов (организации очереди). В этом случае человек приходит в точку продаж, уже имея максимум информации о своей будущей покупке.

Есть еще один вид коммуникаций с розничными клиентами, когда будет интересен этот вид цели: компания-производитель не имеет прямых контактов с конечными потребителями, но взаимодействует с ними через дилеров или через рекламу в СМИ. В этой ситуации задача компании — подвести человека как можно ближе к моменту принятия решения, чтобы он приходил в магазин с уже сформировавшимся решением.

Для иллюстрации представим себе простую ситуацию: вы решили купить машину, например Mazda. Вы представляете в общих чертах, что вам нужно, увидели интересную рекламу, и поскольку вы, в общем, готовы к покупке машины, то просто приезжаете в салон посмотреть и, может быть, уже совершить покупку. Вы приезжаете в салон и говорите менеджеру: «Мне нужна Mazda такая-то», — а он вам в ответ: «Зачем вам Mazda — это ужасная машина, которая постоянно ломается, неудобная, ненадежная и дорогая, пойдемте, я покажу вам Mitsub>ishi». Почему так сделал менеджер? У него может быть больше комиссия за продажу другой марки или просто другая марка ему больше нравится — это не столь важно. Важно, что именно в этот момент те несколько тысяч долларов, которые компания Mazda (ее российское представительство) потратила на то, чтобы привести потенциального покупателя в салон, ушли к конкуренту.

Если же покупатель приходит в салон, четко осознавая, что ему нужна Mazda определенной модели, конфигурации и комплектации с конкретными дополнительными опциями, определенного цвета, и он уже даже узнал, сколько придется платить за кредит, то переключить его внимание на другой автомобиль уже почти невозможно. Это пример того случая, когда человек переходит к общению с живыми людьми на значительно более позднем этапе, когда его решение уже сформулировано. Приводя клиентов в салон с уже готовым решением, компания Mazda в немалой степени экономит издержки.

Вы можете сказать, что эта история выглядит надуманной (хотя ничто не мешает вам провести эксперимент и убедиться в ее реальности). В этом случае вспомните историю, когда компания «Евросеть», контролирующая чуть ли не половину сотового ритейла в стране, поссорилась с Nokia, и комиссия продавца за продажу Nokia стала равна нулю. Конечно же, продавцы сделают все возможное, чтобы продать покупателю другой телефон. Однако полный ассортимент марки представлен в сети, и если клиент приходит за конкретным телефоном и только за конкретным телефоном, то он получит его без лишних вопросов. Эта ссора стоила Nokia изрядной доли рынка, а переломить такое давление можно только при помощи прямой коммуникации с клиентом, например при помощи Интернета.

Снижение издержек возможно не только в продажах товаров и услуг, но и в других коммуникациях, где существует стандартная процедура, а число контрагентов достаточно велико. Самый частый пример — это работа с претендентами на вакансии. В этой ситуации Интернет работает в качестве фильтра, доводя до HR-службы только подходящих претендентов, чем и сокращает издержки компании. Это можно реализовать, разместив на сайте форму для заполнения резюме или несколько простых тестов на профпригодность.

Стремясь сократить издержки на коммуникацию, мы будем использовать на сайте инструменты (модули), автоматизирующие коммуникацию:

подробный каталог товаров с возможностью сравнения, поиска по характеристикам, фотографиями;

подробные советы по выбору товаров, рекомендации по использованию, экспертные оценки, всевозможные «лидеры продаж», новинки;

корзина (система отложенного заказа), система автоматического заказа, система предварительного бронирования;

конструкторы, конфигураторы, калькуляторы стоимости;

отзывы о продуктах;

напоминания купить расходные материалы и необходимые дополнительные устройства (наушники, переходники, мешки для мусора);

полная информация обо всех дополнительных опциях и возможностях, включая сервисное обслуживание, гарантии, доставку;

перечень точек продаж компании, где можно посмотреть на выбранную покупку и сразу купить;

системы расчета кредита, предварительного оформления кредита.

Сайт, построенный для автоматизации коммуникации, должен быть достаточно простым, но при этом обладать максимально полной информацией, позволяющей сделать выбор и совершить будущую покупку.

3. Вывод на личный контакт с представителем компании потенциального клиента

Несмотря на то что личная коммуникация — это самый дорогой вид общения с клиентом, но он же и наиболее результативный. Поэтому для некоторых бизнесов целью является не снижение издержек, но наоборот — как можно более ранний контакт с представителем компании. Говоря в терминах «лестницы коммуникаций», задача этого типа цели — заставить потенциального клиента сделать переход из онлайна в офлайн в самом начале лестницы. Стоимость работы с клиентом при этом существенно возрастает, но это плата за высокую результативность общения с будущим клиентом. Процент успешных коммуникаций (доля посетителей сайта, ставших клиентами) существенно выше, чем в первом случае, также во многих случаях увеличивается средний размер покупки.

Клиент может вступать в первичный контакт с самыми разными сотрудниками компании: менеджерами по продажам, консультантами, ведущими проекты, секретарем офиса или call-центром. Важно, чтобы пользователь услышал с другой стороны человеческий голос, вступил в контакт с живым сотрудником.

Этот тип цели применим для таких продуктов или услуг, которые характеризуются большой маржой, относительно которой издержки на продажу невелики. Высокая технологическая сложность поставляемых товаров или услуг, длительное время принятия решения о покупке, большой объемом согласований — словом, все те случаи, когда процесс принятия решения так или иначе требует большого объема переговоров и не может быть загнан в формальные рамки. Иными словами, этот тип цели применим для всех продуктов, где в процессе продажи велика доля личной коммуникации.

Первое, что приходит на ум при описании этого типа цели, — предметы роскоши: яхты, сверхдорогие ювелирные украшения, экзотические путешествия, дорогие машины и т.д. Да, это действительно так — всевозможные предметы роскоши требуют советов специалистов, принятие решения занимает длительное время, а маржа на них достаточно велика, что позволяет не беспокоиться о стоимости контакта. И конечно, к предметам роскоши сегодня уже можно отнести и жилую недвижимость.

Гораздо больший кусок рынка — это консалтинг любого рода, где главная задача как раз и заключается в том, чтобы как можно быстрее вывести клиента на контакт со специалистом. Аудит юридический, кадровый, управленческий, консультации по дизайну (например, услуги дизайнеров по интерьеру) — не важно, кому предназначены услуги: компаниям или частным лицам, — характер работы с клиентом в обоих случаях достаточно близок. Консультации не обязательно должны оказываться в офисе, они также могут быть предоставлены дома, или по телефону, или через Интернет. Важно, что консультации всегда оказываются живым человеком живому человеку, а метод передачи информации не столь существенен.

Еще один вариант — это сложные услуги или товары, для реализации которых требуется большой объем консультаций. По сути это тот же консалтинг, только он не продается отдельно, а включен в состав пакета товаров и услуг. Представим себе, что вы решили организовать маленькую пивоварню. Что вы делаете сначала? Правильно, покупаете линию варки и разлива пива. Но только вы не можете сразу сделать заказ по каталогу на ее доставку и установку. Сначала приедет бригада инженеров, которые внимательно изучат ваше производственное помещение, наличие в нем воды, ее качества, наличие электропитания, площадь и т.д. И только после этого вы через какое-то время получите предложение по поставке совершенно определенной, собранной специально для вас линии. Это и есть консалтинг внутри продажи продукта.

Наконец, вне поля прямых продаж существует целый класс маркетинговых коммуникаций: привлечение новых дилеров, поставщиков, партнеров и т.д., — в котором личный контакт также очень важен. Работа с новым партнером требует уточнения очень большого количества условий сотрудничества, которые могут изменяться в довольно широком диапазоне. Задача Интернета в данном случае (как и любого другого средства распространения информации) — вывести потенциального контрагента на контакт с соответствующим специалистом в компании.

Крупные известные компании иногда сталкиваются с обратной задачей, когда необходимо упорядочить работу с потенциальными партнерами. Это происходит в тех случаях, когда количество желающих стать партнерами (чаще всего поставщиков или подрядчиков) больше, чем возможностей компании по работе с этими партнерами, а условия сотрудничества стандартны для большинства контрагентов. Например, компания HP — один из мировых лидеров в производстве офисной техники. Все поставщики компьютеров хотят быть ее дилерами, и, таким образом, не компания ищет дилеров, но дилеры ищут внимания HP. Так же и в других случаях, когда спрос больше предложения, уместно попробовать снизить издержки, то есть использовать предыдущую изложенную схему. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере PR: компании-ньюсмейкеры (то есть компании — лидеры своего рынка, которые определяют, куда будет двигаться рынок в целом) предпочитают основной объем общения с журналистами осуществлять через сайт, где все стандартизировано и упорядочено и где нет риска утечки дополнительной информации. Мелким компаниям, которые не являются лидерами рынка, ньюсмейкерами, крупнейшими производителями и т.д., а следовательно, не становятся желанной добычей дилеров или журналистов, имеет смысл переводить общение с потенциальными партнерами на живых людей как можно быстрее.

Стремясь как можно быстрее вывести человека на личный контакт с представителем компании, мы будем использовать на сайте инструменты (модули), которые провоцируют человека обратиться за помощью к специалисту:

неподробный каталог, содержащий только основную информацию, которой достаточно для понимания, о чем идет речь, но «нужны подробности — звоните»;

заметную и разнообразную контактную информацию, расположенную на каждой странице;

призывы позвонить, написать, вызвать специалиста;

отзывы о компании;

форум как еще один инструмент коммуникации с пользователями;

информацию о сотрудниках компании, взаимодействующих с клиентами, создающую ощущение живого человека «на той стороне».

Сайт, построенный для привлечения клиента к личному контакту, обычно довольно простой, если не сказать примитивный. Он может состоять буквально из нескольких страниц, содержащих всю необходимую информацию, которой достаточно для того, чтобы у клиента появился интерес и он обратился к представителю компании.

4. Увеличение лояльности клиентов компании с целью совершения повторной продажи

Многие покупки совершаются неоднократно, какие-то товары приобретаются регулярно, например молоко, а какие-то — довольно редко, например автомобили, однако и в том, и в другом случае производитель кровно заинтересован в том, чтобы каждый следующий раз покупатель по-прежнему выбирал ту же марку или тот же магазин. Именно для этого существует большое количество программ лояльности.

Необходимость в сайтах этого типа возникает в первую очередь в тех случаях, когда цикл потребления продукции велик и пользователю постоянно или время от времени нужны (могут быть полезны) дополнительные инструкции, аксессуары, расходные материалы, драйверы и т.д. Процесс их использования должен быть как-то связан с компьютером и Интернетом, иначе потребитель предпочтет другие способы получения расходных материалов и информации (например, проведение программ лояльности для таких товаров, как мешки для пылесоса или автомасла, через Интернет практически лишено смысла). Подходящие товары — это всевозможные технологические устройства от компьютеров до цифровых фотоаппаратов, вообще любая высокотехнологичная техника, а также программное обеспечение. Легко увидеть, что сайты крупных международных компаний, поставляющих такого рода продукцию, часто в большей степени ориентированы на поддержку существующих пользователей, чем на привлечение новых.

Вторая группа бизнесов, которым необходима поддержка через Интернет, — это сервисы с периодической оплатой, например доступ к рынку Forex, или подписка на новостные издания (закрытые разделы их сайта), или платные возможности блог-хостингов. Здесь потребление продукта обычно не требует какой-либо дополнительной информации, однако задачей сайта все равно является увеличение лояльности пользователя, поскольку компании нужно, чтобы клиент оплатил сервис и на следующий период также. Удержать клиента для таких бизнесов, конечно, проще, чем привлечь нового, поэтому они и работают в основном на постоянных покупателей.

Третья группа — это широко известные компании (например Coca-Cola). На рынках, где присутствует такая компания, доля пользователей, которых надо привлекать в первый раз, незначительна, но необходимо проводить ежедневную работу, направленную на повторное привлечение клиента к продукции компании. Обычно компании придерживаются двух стратегий — периодических маркетинговых акций-напоминаний и постоянной работы с активными клиентами. Задачу по работе с постоянной аудиторией почти всегда можно переложить на сайт компании.

Четвертая группа — это магазины, в которых совершаются регулярные покупки. К таким магазинам относятся: продукты (а также все то, что мы покупаем часто в продуктовых магазинах), лекарства, контактные линзы, книги, музыка и видеодиски. Эти товары большинство людей приобретает преимущественно в одном магазине, как в Интернете, так и в обычных магазинах. На «обычные» магазины работает их расположение: они находятся рядом с домом или «по дороге», поэтому их позиции очень прочны, а вот интернет-магазины должны постоянно работать над тем, чтобы пользователи в следующий раз совершили покупку у них же.

Пятая и последняя группа бизнесов, для которых необходима система поддержки клиентов через Интернет, — это рекламные площадки, то есть сайты, которые живут за счет размещения коммерческой рекламы. Бизнес рекламных площадок вообще довольно странный — они должны «продавать» свои сервисы одной аудитории, а деньги брать у совсем другой целевой группы. С этим связан целый клубок проблем, поскольку принципы работы с этим целевыми аудиториями обычно совершенно разные. Обеспечение стабильной аудитории рекламной площадки — это работа по увеличению лояльности посетителей. Для этого необходимо добиться от аудитории проявления приверженности не к торговой марке компании, но к собственно сайту, к представленной на нем информации, формату, подаче, подборке и проч.

В отличие от первых двух типов цели, здесь мы имеем дело не с новыми людьми, а с клиентами компании. Задача, стоящая перед сайтом, — оказывать им постоянную поддержку в использовании продуктов или услуг компании, с тем чтобы покупатели оставались лояльными.

Для сайтов, сконструированных для достижения целей этого типа, характерно использование инструментов, увеличивающих лояльность пользователей:

максимум информации о товарах и продуктах, больше, чем при продаже;

дополнительные инструменты, драйверы, инструкции, брошюры, прошивки;

советы по использованию, онлайн-уроки, дополнительные сервисы;

мощные инструменты поиска, отбора, классификации информации;

регистрация и персональный кабинет с ключевой информацией и сервисами;

форум для общения с представителями компании и между собой;

регулярная рассылка новостей (или подписка на эти новости).

5. Использование Интернета для получения маркетинговой информации с целью принятия управленческих решений

В данном случае речь идет об использовании Интернета для проведения маркетинговых исследований. Обратите внимание — не об исследованиях для интернет-проекта, а об исследованиях для управления всей компанией. Эта цель может быть также достигнута компанией через Интернет, хотя не имеет никакого отношения к сайту.

С точки зрения исследователя, Интернет — очень удобная среда для работы: все действия пользователей документируются, информация также документируется и архивируется. Более того, пользователи через Интернет гораздо ближе к исследователю, то есть их опрос можно провести гораздо дешевле и быстрее, нежели обычным способом. Именно эти два фактора и делают Интернет столь удобной средой для проведения исследований.

Социологи выделяют два больших класса исследований: полевые и кабинетные. Полевые исследования проводятся «в полях» и связаны с общением с респондентами. Это опросы, фокус-группы, интервью и т.д. Они могут быть количественными, то есть отвечающими на вопрос «сколько» (сколько пользователей будет у моего продукта? сколько в среднем они готовы платить за продукт?), а также качественными, то есть отвечающими на вопросы «почему», «зачем», «как» (почему люди предпочитают продукты нашего конкурента? какие параметры нашей продукции важнее всего пользователям? как потребители пользуются нашей продукцией?). Кабинетные исследования проводятся на основании изучения документов, справочников. Исследователь объединяет всю доступную ему информацию и получает сводный результат. Кабинетные исследования — это чаще всего мониторинг конкурентов, рынков, анализ действий среды.

Конечно же, Интернет просто предназначен сегодня для проведения кабинетных исследований. Значительная часть информации не просто выкладывается в Сеть, более того, ее можно найти только там! Огромное количество программ, помогающих мониторить сайты конкурентов, их новости, существенно облегчают коммуникацию.

Что касается количественных полевых исследований, то здесь все гораздо сложнее. Аудитория существенно отличается от населения страны. Поэтому провести исследование, конечно, можно, но его результаты не будут достоверны, они будут отражать только мнение совокупности пользователей Интернета, а не мнение совокупности всего населения страны. Исключение составляют лишь те случаи, когда вся или почти вся целевая аудитория пользуется Интернетом, а это характерно не только для компьютеров и сложных телефонов, но вообще почти для всех товаров и услуг, нацеленных на средний класс, потому что подавляющее большинство этой целевой группы активно пользуется Интернетом. Работа типичного представителя среднего класса нередко связана с использованием Интернета, да и дома почти у каждого представителя есть как минимум один компьютер, подключенный к Интернету.

Если к количественным исследованиям в Интернете следует относиться с большой осторожностью, то качественные исследования через Интернет проводить вполне возможно. Задачей такого исследования обычно является выяснение спектра мнений по какому-либо вопросу, возможных реакций потребителей на новый продукт, генерирование новых идей и т.д. Это все можно получить через Интернет почти так же просто, как и при проведении традиционных исследований. Конечно, проведение фокус-групп через Интернет — нетривиальная задача в силу того, что мы не видим человека, который сидит с другой стороны экрана, а следовательно, не можем оценить его непроизвольные реакции (то, что так тщательно анализируется на фокус-группе). Тем не менее проведение опросов и обсуждений с целью получения качественной информации через Интернет — удобно, быстро и экономично.

6. Как правильно выбрать тип цели для каждой коммуникации

Каждая коммуникация компании, которую можно переложить в Интернет, соответствует одному конкретному типу цели. Какой из четырех типов цели выбрать для данной коммуникации, определяется в первую очередь тем, как устроена эта коммуникация в компании уже сегодня, потому что для одной и той же группы товаров и одной и той же целевой аудитории во многих случаях возможно использование разных типов целей.

Если схема продаж компании устроена по принципу «вас много, я одна», то и тип цели в данном случае будет «снижение издержек», а если отдел продаж каждого клиента «носит на руках», то и соответствующей цели будет «вывод на контакт». Если выбрать тип цели, не согласованный с методами работы компании, то вся система станет нежизнеспособной — компания просто не сможет переварить поступающие заявки. Анализ коммуникаций и сопоставление их с типами цели — это ключевая работа в интернет-маркетинге, в нее необходимо вовлекать специалистов, ответственных за коммуникации компании.

Вернемся к нашему примеру — агентству «КарлсончикЪ!». Определим типы целей для каждой коммуникации в зависимости от содержания коммуникации (табл. 1). Напомню, что этот список включает не все коммуникации, а только основные, взятые в качестве примера.

Таблица 1. Коммуникации агентства «КарлсончикЪ!» и соответствующие им типы целей

Коммуникация

Содержание коммуникации

Достижимость целевой группы

Достижимость коммуникации

Тип цели

1

С новыми частными клиентами на подбор домработниц

Информация об условиях и гарантиях, информация о возможностях

Да

Да

Вывод на контакт с представителем компании

2

С новыми частными клиентами на подбор нянь

Информация об условиях и гарантиях, информация о возможностях

Да

Да

Вывод на контакт с представителем компании

3

С новыми частными клиентами на подбор гувернанток

Информация об условиях и гарантиях, информация о возможностях

Да

Да

Вывод на контакт с представителем компании

4

С корпоративными клиентами

Информация оЬ условиях и гарантиях, информация о возможностях

Да

Да

Вывод на контакт с представителем компании

5

С существующими клиентами

Удостовериться в удовлетворенности клиента, получить рекомендации, информация о новых предложениях

Да

Да

Поддержка

6

С потенциальным персоналом

Информация об условиях работы, информация о вакансиях, информация о требованиях

Да

Да

Нет

7

С потенциальным персоналом — гувернантками

Информация об условиях работы, информация о вакансиях. информация о требованиях

Да

Да

Снижение издержек

8

С обучающими центрами

Информация о потребностях, информация о возможных совместных проектах

Да

Поиск - да, переговоры — нет

Исследования, вывод на контакт с представителем компании

9

С сертифицирующими органами

Информация о работе агентства, аттестация персонала

Да

Поиск — да, переговоры — нет

Исследования, вывод на контакт с представителем компании

В маркетинге любой компании используется большое число различных коммуникаций. Эти коммуникации преследуют совершенно разные, подчас противоположные цели, в том числе и в Интернете. Таким образом, компании могут в различных бизнес-процессах использовать совершенно разные типы цели.

Иными словами, компания может в своей работе использовать Интернет для достижения всех типов целей одновременно.

Некоторые коммуникации соответствуют одним и тем же типам цели, а следовательно, сайты (или разделы одного сайта) для этих коммуникаций будут содержать похожий или такой же набор инструментов. Можно ли сократить издержки, если объединить несколько коммуникаций с одинаковым типом цели? Объединить можно те коммуникации, которые имеют одинаковый тип цели, а следовательно, нуждаются в одинаковом или похожем функционале на сайте, а также одинаковую или близкую информацию, передаваемую в ходе коммуникации. Только такие коммуникации можно объединять в один раздел. Если информация, передаваемая в ходе коммуникации, не совпадает, то даже при одинаковом типе цели следует организовывать разные разделы сайта.

Попробуем объединить разные коммуникации в одном разделе, чтобы сократить объем сайта, расходы на его создание и содержание, а также упростить коммуникацию.

Исходя из содержания коммуникаций, можно объединить коммуникацию с авторами и коммуникацию с подрядчиками-утсорсерами. В обоих случаях требуется информация о порядке работы с издательством, а также форма для предварительных заявок, которые должны заполнить потенциальные авторы или сотрудники. То есть эти две коммуникации похожи, требуют использования одинакового функционала и одинаковой или похожей информации в процессе коммуникации, что и позволяет их объединить в одном разделе сайта.

Точно так же можно объединить коммуникации с рекламодателями и новыми точками распространения. Здесь необходимо вывести потенциальных партнеров или клиентов на диалог с сотрудником компании, и все, что требуется от сайта, — это информация о предоставляемых услугах и контактная информация. Таким образом, две коммуникации также требуют одинаковый функционал и включают одинаковую или очень похожую информацию.

В зависимости от того, как устроен бизнес компании (того же агентства «КарлсончикъЬ), может быть полезным объединение гувернанток в целевую группу клиентов на подбор нянь, но с другой стороны, это отдельная очень большая тема, и если ею занимается обособленный отдел компании, то лучше выделить ее и на сайте. Если же все сотрудники занимаются всеми задачами, то нет смысла выделять раздел, потому что нет разницы в коммуникации с клиентом. Поскольку это выдуманное агентство (я тебя породил — делаю что хочу), то я буду считать, что нянями и гувернантками занимаются разные люди и что это вообще разный бизнес, а следовательно, объединить эти две коммуникации мы не можем.

Остальные коммуникации объединить не получается. Таким образом, мы сформировали несколько разделов с разным функционалом и разной информацией.

С авторами и сотрудниками-подрядчиками. Тип цели — снижение издержек, которое осуществляется за счет формализации работы и ее частичной автоматизации.

С читателями. Тип цели — снижение издержек, которое осуществляется за счет информации о новых книжках, информации о точках продаж, возможности предварительного заказа и т.д.

С новыми партнерами (сетями и точками распространения) и рекламодателями. Тип цели — вывод на контакт, который осуществляется за счет контактной информации, фотографий сотрудников, к которым следует обращаться, форм предварительных заказов.

С существующими распространителями. Тип цели — поддержка, которая осуществляется за счет персонализированного запароленного раздела, содержащего информацию о заказах, информацию о новых изданиях, персонифицированную контактную информацию и пр.

Два разных типа цели не могут сосуществовать вместе, поскольку решают свои задачи разными, подчас недопустимыми в других типах цели методами. Первые два типа целей, как хорошо видно из их описания, — антиподы. Сайты, сконструированные для достижения этих двух целей, имеют принципиальные отличия в навигации, информационном наполнении, конструкции и используемом функционале. Для сайта, задачей которого является снижение издержек, характерна разветвленная, многоуровневая навигация, обилие текстовой и графической информации. Наоборот, сайт, задачей которого является вывод на контакт, должен иметь максимально простую структуру и систему навигации и лишь необходимый минимум информации, поскольку он не предполагает какой-либо работы пользователя с находящейся на сайте информацией, потому что это повредит компании, снизит эффективность ее работы.

Сравните два сайта: интернет-магазин «М-Видео» (www.mvideo.ru) и дизайн-студию «Бобрик и Головлев» (www.bobigol.ru). Первый — классический пример хорошо сделанного сайта для снижения издержек, причем не в масштабе сайта, а в масштабе всей торговой сети — на сайте можно сразу посмотреть, в каких магазинах можно приобрести сегодня любой предмет из каталога товаров сети. Второй — классический случай сайта, задача которого — привести человека в компанию: много красивых картинок и обтекаемых текстов. Теперь представьте себе, что произошло бы, если бы на «М-Видео» начали продавать все через такие тексты и картинки: никто бы просто ничего не купил, но при этом call-центр компании раскалился бы от количества звонков потенциальных покупателей, которые требовали бы немедленных консультаций по покупке электрического чайника.

Снижение издержек возможно за счет логичных, структурированных текстов, четко объясняющих пользователям, какие факторы они должны учесть, чтобы принять правильное решение, и даже буквально по шагам подводящих пользователя к решению поставленной перед ним задачи. Сайт, принадлежащий к типу цели «вывод на контакт», должен содержать тексты более туманные, «завораживающие» пользователя, для того чтобы создать у него впечатление невозможности принять правильное решение без консультаций с сотрудниками компании. Сайт сам предложит позвать сотрудника компании для этих самых консультаций.

Для поддержки пользователей требуется существенно больший объем информации, чем для любого другого типа цели, а для структурирования этой информации потребуется строить сложные многоуровневые системы навигации, многократно усложняющие работу с сайтом. Здесь часто используется тотальная регистрация, которая позволяет отделять клиентов компании от случайных прохожих и не раскрывать всем свою кухню. Такая регистрация позволяет предложить пользователям больше сервисов, больше возможностей, однако ее использование на сайтах с другими типами цели приведет, скорее всего, лишь к потере посетителей, поскольку у них нет никаких стимулов оставлять свою личную информацию владельцам сайта.

В качестве примера посмотрите на международный сайт поддержки ноутбуков Toshiba (fwww.csd.toshiba.com/cgi-bin/tais/support/jsp/home.jsp). Его непроизносимый адрес характерен: пользователи чаще попадают на этот сайт из программного обеспечения, установленного на компьютере, а даже если и нет, то они достаточно мотивированы, чтобы найти этот адрес на сайте компании.

Как видите, различные типы целей не могут сочетаться на одном пространстве, поскольку различия между ними слишком велики. Это не означает, что необходимо создавать различные сайты для каждого типа цели, но может потребоваться создать для каждого типа цели свой раздел, который слабо пересекается с другими разделами сайта. Разные целевые группы должны находиться в различных разделах сайта в соответствии с той коммуникацией, которая им подходит, и не смешиваться между собой. В этом случае коммуникация с ними будет достаточно эффективной.

Таким образом, главная страница сайта — та, что открывается при наборе его адреса, — является, по сути, тем самым сортирующим агентом, который разделяет всех приходящих на разные целевые группы и отправляет в соответствующие области сайта. Потом пользователь может перемещаться почти исключительно в своем разделе и у него нет (или почти нет) легких путей перехода в другие разделы (разве что обратно через главную страницу).

Посмотрите на сайт компании Olympus (www.olympus.com.ru). Главная страница этого сайта предназначена сразу для нескольких целевых групп, основные из которых — розничные потребители фототехники, покупатели медицинского оборудования, биологических систем, покупатели научного оборудования и уже существующие клиенты, которые нуждаются в технической поддержке. Главная страница направляет посетителей на сайты, которые могут вообще никак не пересекаться в дальнейшем.

Почему это правильно? Потому что если наша задача — снизить издержки на коммуникации с частью пользователей, то мы будем стараться не показывать им телефон (и сделаем его незаметным). В то же время другую часть пользователей нам надо вывести на контакт, и тогда мы не только покажем им контакты, но будем пытаться сделать так, чтобы их стало как можно больше.

Сравните сайт интернет-магазина Aromat.ru, задача которого — снижение издержек, и сайт компании «Фабрика окон» (www.fabrikaokon.ru), задача которого — скорейший вывод на контакт. Выделенный телефон горячей линии на всех страницах «Фабрики окон», обилие возможностей связаться с компанией — все это отсутствует на страницах сайта интернет-магазина Aromat.ru.

Макет главной страницы рисуется с учетом понимания специфики коммуникаций с различными целевыми группами и типов цели. Для этого выделяется главная коммуникация, то есть та, что приносит максимальную выгоду и при этом лучше всего «переносится» в Интернет. Под главную коммуникацию отводится основное пространство экрана главной страницы. В конечном итоге отведенное пространство на готовом макете может быть больше или меньше, однако пришедший на сайт пользователь должен видеть этот блок (или несколько связанных блоков) как основное содержание сайта. Остальные блоки распределяются по главной странице, занимая второстепенные положения. В отдельных случаях кроме первостепенной бывает еще одна коммуникация, важность которой существенно больше, чем остальных. Под такую коммуникацию также выделяется заметный блок, но меньший, чем основной.

Возьмем все тот же сайт агентства «КарлсончикЪ!». У нас уже определены 4 большие области:

с новыми частными клиентами на подбор нянь и домработниц. Тип цели — вывод на контакт с представителями компании;

с новыми частными клиентами на подбор гувернанток и гувернеров. Тип цели — вывод на контакт с представителями компании;

с потенциальными сотрудниками (гувернантками в первую очередь). Тип цели — снижение издержек, которое осуществляется за счет уменьшения времени работы с каждым кандидатом и автоматизации этой работы;

с корпоративными клиентами. Тип цели — вывод на контакт с представителями компании.

Какая коммуникация самая важная? Очевидно — с частными клиентами. Следовательно, именно ей мы уделим максимум пространства первой страницы. Однако таких коммуникаций две, следовательно, почти всю страницу мы разделим на две главные части: подбор нянь и домработниц и подбор гувернанток. Там же будут присутствовать ссылки на другие разделы: раздел для клиентов (возможно, запароленный), раздел с информацией для обучающих центров.

7. Когда нужно создавать несколько сайтов?

Для большинства компаний все коммуникации объединяются на одном сайте, их достаточно разнести по разным разделам, однако бывает так, что компании нужно несколько разных сайтов, иногда даже никак не связанных между собой. Происходит это в трех случаях.

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ АУДИТОРИИ. Чаще всего компания работает с несколькими разными целевыми аудиториями, но это никак не мешает бизнесу. Бывает же так, что целевые аудитории не следует смешивать, чтобы не повредить коммуникации с какой-либо из них. Например, у компании Toyota есть автомобили среднего класса и машины высокого класса (Toyota и Lexus), и они должны быть разнесены на разные сайты. Точно так же звуковое оборудование для обычного домашнего использования и технику hi-end класса — целевых потребителей этих товаров — не стоит смешивать между собой, это повредит в любом случае. А бывает и так, что розничные торговые сети делают отдельные сайты для поставщиков, стремящихся поставить свой товар на полки магазинов, и для розничных покупателей.

ПРОМОСАИТЫ. Иногда возникает необходимость рекламировать отдельную модель и товарную линейку. Признанное решение — это промосайт, который больше, чем промостраница, но меньше, чем обычный сайт компании. Промосайты могут существовать несколько месяцев, а могут «жить» годами, регулярно обновляясь. Наиболее характерные примеры — сайты отдельных моделей автомобилей, медицинских препаратов, коттеджных поселков или жилых комплексов-новостроек, сайты новых фильмов, мюзиклов, представлений. Случалось и так, что сайт поддерживал целую область, а не только одну марку. Например, созданный одной из крупнейших фармацевтических компаний Solway Farma промосайт gripp.ru продвигает идею вакцинации от гриппа — рынка, который больше чем на половину принадлежит упомянутой компании. Классические примеры промо-сай-тов: www.tuborg.ru, www.rejisser.ru. www.osoboopasen.ru, lafleur. samsung.ua, www.lordoftherings.net, promo.kamaz.ru/rus.

3. ЗАХВАТ РЫНКА. Представим себе ситуацию, когда пользователь приходит в интернет-магазин и пытается совершить покупку, однако что-то ему не нравится и он в последний момент уходит, чтобы совершить покупку в другом магазине, при этом, как ни странно, оба магазина принадлежат одному хозяину и управляются из единого call-центра. Такое создание мнимой конкуренции характерно более всего для интернет-магазинов, однако часто используется также и сетями бронирования гостиниц, сервисными компаниями и т.д.

Посмотрим, нужно ли много сайтов агентству «Карлсон-чикЪ!»?

Скорее всего, нет. Главная ценность такого агентства — это марка, то есть известность имени агентства. Создавая несколько сайтов, мы тем самым размываем эту марку, теряем частично эффект от ее использования. Поэтому в данном конкретном случае лучше использовать только один сайт агентства.

Заключение

Итак, мы установили, что проектирование интернет-маркетинга начинается с определения тех коммуникаций, которые могут быть перенесены в Интернет. А следовательно, для каждой конкретной компании стратегия интернет-маркетинга зависит от достижимости целевых групп и достижимости коммуникации. Именно это определяет типы целей, которые может достичь компания в Интернете, что, в свою очередь, определяет структуру сайта, используемые на нем модули, требования к функционалу.

Список использованной литературы

1. Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге/Пер. с англ.-М.: Финстатинформ, 2007.

2. Данько Т.П. Управление Интернет-маркетингом: Учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2007.

3. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: «Ось-89», 2009.

4. Черчиль Г.А. Маркетинговые исследования в Интернете / Пер. с англ.-СПб.: Питер, 2008.

5. Реклама и маркетинг в Интернете: пер. с англ./ Кеглер, Томас, Даулинг, Пауль, Тейлор, Бренд, Тестерман, Джошуа. - М.: Альпина Паблишер,2009.

6. Алексунин, Владимир Алексеевич Электронная коммерция и маркетинг в Интерненте: учеб. пособие/ Алексунин, Владимир Алексеевич, Родигина, Валентина Васильевна. - М. :Дашков и К,2010.