Электронное правительство в США
министерство российской федерации
по связям и информатизации
поволжскИЙ государственнЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
телекоммуникаций и информатики
Кафедра электронной коммерции
«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» В США
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ»
Оглавление
Введение
1 Концепция электронного правительства
2 Структура электронного правительства
3 Ключевые документы
4 Управление «единой архитектурой»
5 E-Government в США
6 Спорные моменты
Литература
Введение
Одним из приоритетных направлений развития информационного общества в США является создание электронного правительства, обеспечивающего население всей необходимой информацией. Слова президента США Джорджа Буша могут послужить девизом данной инициативы: «Я намерен расширять использование Интернета для того, чтобы дать возможность гражданам получать требуемую информацию из Вашингтона тогда, когда она им необходима, а не тогда, когда Вашингтон захочет ее предоставить им. Основная цель реформирования должна состоять не в том, чтобы просто предоставить информацию людям, а в том, чтобы дать им свободу в ее использовании».
США создание электронного правительства проводится под лозунгом большей открытости и подотчетности правительства гражданам. Подотчетность не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных госорганов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Таким образом, граждане смогут сами судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления руководителей или вышестоящих лиц и сообщениях СМИ. И это не удивительно, ведь американский идеал - это власть народа, осуществляемая народом и для народа, а информационные технологии 21 века предоставляют гражданам новые мощные средства для претворения в жизнь этого идеала.
1 Концепция электронного правительства
Суть электронного правительства заключается в перенесении деятельности правительства в Интернет, то есть организации управления государством и взаимодействия с гражданами через Интернет и другие информационные сети. Цель перевода деятельности правительства в Интернет та же, что и цель перевода деятельности частных компаний в Интернет - увеличение эффективности работы. Это достигается, как известно, во-первых, за счет прохождения процессов передачи информации и финансовых потоков фактически в режиме реального времени; во-вторых, за счет снижения затрат; и в третьих, за счет увеличения качества предоставляемых услуг.
Для обычных граждан создание электронного правительства в первую очередь означает упрощение процессов обращений в государственные органы, благодаря осуществлению всех государственных функций через Интернет. То есть через Интернет граждане смогут платить налоги, получать различные справки, которые можно будет распечатать с экрана монитора на принтер, оформить различные лицензии и социальные льготы, подать заявление на брак, регистрацию организации и т.д., включая голосование на выборах - концепция электронного правительства предполагает предоставление через Интернет практически всего набора государственных услуг как для физических, так и юридических лиц. При этом фактически весь процесс происходит без прямого участия чиновников.
Понятие электронного правительства E-government на Западе появилось в начале 1990-х гг., но в практическую плоскость фактически начало переходить только в последние года два. Разработкой электронного правительства занялись в первую очередь США и Великобритания, а также Италия, Норвегия, Сингапур, Австралия и некоторые другие страны (Франция, Германия, Катар, ОАЭ).
Создание полноценного электронного правительства включает в себя несколько этапов.
На первом этапе создаются многочисленные сайты различных министерств и ведомств, содержащие только информацию о деятельности данного ведомства.
Дальнейшее развитие таких сайтов предполагает на втором этапе появления "зачатков" интерактивности, что чаще всего выражается в появлении рубрики "вопросы и ответы", где можно отправить письмо с вопросом или пожеланием. Также создаются специальные правительственные сервера, на которых граждане могут получить ответы на часто возникающие вопросы о работе правительственных структур.
На третьем этапе министерские сайты становятся интерактивными - появляется различные онлайн-услуги. В США это, чаще всего, возможность уплаты штрафа или продление лицензии через Интернет, как правило, на сайтах правительств отдельных штатов или муниципалитетов. Наиболее ярким примером подобного сайта является созданный компанией IBM в штате Аризона еще в 1996 г. сервер ServiceArizona (www.servicearizona.com), на котором представлен набор услуг, начинавшийся с перерегистрации автомобилей через Интернет и расширившийся до заказа номерных автомобильных знаков, замены утраченных техпаспортов и др. В 2000 г. через ServiceArizona осуществлялось примерно 15% всех операций перерегистрации автомобилей в Аризоне.
Наконец, четвертый этап включает в себя создание правительственных порталов, предоставляющих весь комплекс услуг всех государственных ведомств. Подобные "единые" правительственные порталы существуют в США - портал FirstGov.Gov. (www.firstgov.gov) открыт в 2000 г. на два года раньше, чем было изначально запланировано. Американский FirstGov.Gov является продуктом объединения 20000 отдельных правительственных сайтов, содержит около 27 миллионов страниц и позволяет американцам в онлайновом режиме осуществлять самые различные действия - от операций со своей карточкой социального страхования до заказа мест для кемпинга в национальных парках.
Другая система - Open Meeting была реализована в рамках национальной инициативы по усилению контроля над деятельностью со стороны граждан. Она позволяет населению подавать предложения и получать отклики на них в интерактивном режиме по электронной почте. Одной из главных целей создания системы было упрощение проведения опросов и получения комментариев из множества разнообразных источников. По имеющимся данным, участие в работе Open Meeting приняли более 3 тысяч человек, высказавших около 1200 предложений. Данная система предполагает исключительно свободный обмен мнениями, проведение дебатов и вынесение окончательных решений.
Особой разновидностью правительственных порталов являются особые региональные информационные порталы, объединяющие широкий диапазон как государственных услуг, так и услуг частного сектора - работа с различными государственными и муниципальными службами, объектами электронной торговли, интернет-банкинга, интернет-образования.
2 Структура электронного правительства
Для эффективной работы будущие варианты электронных правительств должны состоять из нескольких основных крупных взаимосвязанных друг с другом блоков, главной особенностью которых является обеспечение предоставления государственных услуг в любой момент времени. Электронное правительство - это "круглосуточное правительство".
Основой всей работы электронного правительства является создание внутренней правительственной сети, объединяющей все органы государственной власти на территории страны, а также их отделения за рубежом. Следующим шагом после создания информационной правительственной сети является формирование в рамках этой сети единой правительственной базы данных, где аккумулируется вся правительственная информация, включая базу данных гражданах и организациях, функционирующих на территории страны. Таким образом, единая правительственная сеть должна поддерживать следующие функции:
поддержание потоков информации между различными правительственными ведомствами;
исключение дублирования или противоречивости информации между различными ведомствами;
возможность контроля исполнения на всех этапах решения любого вопроса, выявление случаев коррупции и мошенничества.
Второй блок собственно и есть предоставление комплекса всех государственных услуг гражданам через Интернет путем формирования единого правительственного портала, работающего с правительственной базой данных. Через такой портал граждане в удобной и доступной форме могут получить всю информацию о деятельности правительства и удовлетворить все свои потребности, связанные с функционированием правительственных структур.
Функционирование единой базы данных требует внесения или ее изменения определенной информации о каждом пользователе только один раз, после чего новые сведения автоматически будут направлены в каждое правительственное ведомство, которое должно быть оповещено об этом. Это концепция так называемая "единых точек контакта", предоставляющих возможность, подключившись к одному правительственному сайту, решать свой вопрос одновременно с несколькими ведомствами.
Третий блок - формирование единого правительственного электронного рынка для удовлетворения экономических потребностей правительственных ведомств, то есть для проведения тендеров и осуществления государственных заказов. Создание единого правительственного рынка преследует цель сокращения государственных расходов благодаря осуществлению электронных закупок и услуг для нужд правительства по оптимальным ценам (за счет проведения электронных тендеров). Кроме того на этом рынке могут продаваться излишки государственной продукции или конфискованные товары.
Кроме того, крупный правительственный портал, к которому в перспективе будут обращаться практически все граждане страны – это, по сути говоря, огромный медиаресурс, обладающий большим потенциалом для проведения государственной пропаганды. С созданием единого правительственного портала в рамках электронного правительства государство получает в свои руки средство для информационного обеспечения своей деятельности, средство для воздействия на общественное мнение.
Особое место в концепции электронного правительства занимает возможность прямого обращения ко всем государственным чиновникам через Интернет. Для этого существует несколько основных способов. Наиболее распространенные из них - это предоставление публичного адреса электронной почты, либо создание на сайте ведомства специальной формы для отправки сообщения в государственное учреждение. Посредством подобной формы или по электронной почте любой гражданин может написать любые пожелания и замечания по деятельности конкретного ведомства, а также задать интересующие его вопросы. При этом предполагается, что ответ будет дан либо по электронной почте, либо выложен на ведомственном сайте в специальной рубрике "ответы".
Наибольший же интерес пользователей сети вызывают чаты с крупными государственными деятелями, например, с главами государств или председателями правительств. На Западе это довольно частое явление, особенно перед выборами. Неоднократно проводились чаты с участием бывшего президента США Билла Клинтона. Как правило, подобные чаты проводятся не напрямую с высшими государственными чиновниками, а через специальных модераторов ради избегания нежелательных эксцессов, которые время от времени имеют место.
3 Ключевые документы
Ключевыми рамочными документами являются:
Стратегия «Электронного Правительства» (E-Government Strategy. Implementing the President’s Management Agenda for e-Government. Simplified Delivery of Services to Citizens. February 27, 2002). В Стратегии излагаются цели и принципы создания «электронного правительства», проблемы и барьеры на пути его построения, описываются принципы реализации стратегии, а также приводится описание 24 президентских инициатив в области создания «электронного правительства».
Стратегия «Электронного правительства» (E-Government Strategy. Implementing the President’s Management Agenda For E-Government. April 2003). Документ содержит краткое изложение основных положений предыдущей стратегии, описывает достижения Федерального правительства в области создания «электронного правительства» за прошедший 2002 год, а также устанавливает приоритеты и реперные точки (milestones) на 2003-2004 годы. Приложение к документу содержит подробное изложение достижений по каждой из 24 президентских инициатив, методы измерения прогресса, а также ключевые опорные точки по дальнейшей их реализации. Кроме того, в приложении содержится план действий по реализации инициатив, предусмотренных Законом об Электронном Правительстве 2002 г (E-Government Act of 2002).
Комплекс мероприятий стратегии исходит из необходимости реализации 24 общеправительственных инициатив по четырем ключевым направлениям:
Отдельные граждане (правительство–граждане G2C): построение удобного для использования единого «окна доступа», чтобы облегчить гражданам доступ к высококачественному правительственному сервису.
Основные результаты: использование Интернет для предоставления таких услуг как пенсионное обеспечение, предоставление кредитов, учебных и образовательных материалов. Ключевые направления бизнеса – социальные услуги, рекреационные и природные ресурсы, субсидии и кредиты, сбор налогов.
Бизнес (правительство–бизнес G2B): уменьшение правительственного давления на бизнес посредством устранения необходимости предоставления избыточных данных, и использование современных коммуникаций для развития электронного бизнеса.
Основные результаты: уменьшение накладных расходов на бизнес; ключевые направления – регулирование, экономическое развитие, торговля, разрешительно-лицензионная деятельность, субсидии и кредиты, управление активами.
Межправительственное взаимодействие, включая правительства штатов и местные власти (правительство-правительство G2G): организация прямого прозрачного взаимодействия правительств штатов и местных властей с федеральным правительством. Это позволит получить ощутимую экономию средств при администрировании, а также будет способствовать улучшению выполнения программ поддержки за счет поступления точных и своевременных данных.
Основные результаты: совместное использование информации и интеграция данных властей всех уровней; ключевые направления бизнеса – экономическое развитие, рекреационные и природные ресурсы, общественная безопасность, улучшение законодательств, управление готовностью к стихийным бедствиям, субсидии и кредиты.
Поддержка внутриправительственной деятельности (повышение эффективности и продуктивности - Internal Efficiency and Effectiveness IEE); улучшение использования современных технологий с тем, чтобы уменьшить затраты и улучшить качество деятельности правительственных агентств, в первую очередь, используя передовой опыт в таких областях как управление цепочками поставок, финансовое управление, управление знаниями. Эффективность и производительность правительственных агентств будут серьезно улучшаться за счет исключения различных задержек, а также роста удовлетворенности служащих и их закрепления.
Основные результаты: адаптация накопленного опыта в правительственной деятельности (управление цепочками поставщиков и др.). Ключевые направления бизнеса – финансы, человеческие ресурсы, менеджмент, снабжение, учет и инвентаризация.
Нормативными документами, более детально регламентирующими основные моменты построения «электронного правительства» в США являются:
Закон «Об электронном правительстве» (E-Government Act of 2002). Закон является основополагающим законодательным документом в области построения «электронного правительства» в США.
В законе дается определение термина «электронное правительство»:
Электронное правительство означает использование правительством Интернет - приложений и других информационных технологий вместе с процессами, которые обеспечивают внедрение этих технологий, с целью:
улучшить доступ к правительственной информации и предоставление правительственных услуг обществу и другим правительственным учреждениям;
улучшить правительственные операции, включая повышение эффективности, качества услуг, а также трансформацию правительства.
Закон определяет ключевые сферы, в которых ведется создание «электронного правительства»:
электронные государственные услуги;
информационная безопасность;
утверждение финансирования;
защита конфиденциальной информации и эффективность статистического учета;
Закон «О свободе информации» (The Freedom of Information Act) с изменениями и дополнениями 1996 г.
В 1996г. в Закон "О свободе информации " (Freedom of Information Act) были внесены поправки и дополнения, определившие, что Федеральное правительство обязано обеспечить права граждан на доступ с применением современных технологий к всевозможной информации различных ведомств, для улучшения контроля за деятельностью Федерального правительства и ведомств. При этом на руководителей ведомств накладываются обязательства по открытию доступа к конкретным ресурсам в том виде и в тех формах, которые могут быть наиболее востребованы заявителями. Так, руководитель ведомства обязан открыть доступ к списку основных информационных ресурсов ведомства, к руководствам по получению доступа к таким ресурсам и к описанию поисковых систем, используемых ведомством. Эти поправки заложили правовую базу для обеспечения доступа к информационным ресурсам органов власти.
Закон «О снижении бумажного документооборота» (Paperwork Reduction Act of 1995).
В 1995 году был принят Закон «О снижении бумажного документооборота», в котором были заявлены следующие цели:
максимальное снижение бумажной нагрузки на граждан, малый бизнес, образовательные и некоммерческие организации при заключении договоров с Федеральным правительством, властями штатов, местными властями и другими организациями;
обеспечение максимальных выгод от получения обществом информации от Федерального правительства;
повышение качества федеральных информационных систем, направленное на большую прозрачность деятельности Федерального правительства;
снижение издержек Федерального правительства по сбору, созданию, распространению и использованию информации и, одновременно, обеспечении защиты частной информации и иных видов охраняемой информации;
предоставление общественно значимой информации своевременно, на равных правах и в наиболее удобном виде.
В соответствии с Законом была образована федеральная служба поиска информации, включающая в себя системы ведомственных служб, при этом каждому ведомству было предписано создать и поддерживать свою систему поиска как часть общей службы поиска. В связи с указанным, на ведомства налагались обязанности по обеспечению доступа к информации, по установлению стандартов хранения информации, по ведению статистической отчетности в связи с осуществляемой деятельностью и предоставляемой информацией, по обеспечению охраны конфиденциальной информации и т.д.
Циркуляр A-130, в соответствии с положениями Закона "О снижении бумажного документооборота", определяет полномочия Административно-бюджетного управления в области:
Общей политики по управлению информационными ресурсами;
Распространения информации;
Управления записями;
Защиты частной информации и безопасности;
Информационных технологий.
Циркуляр также развивает отельные положения Закона "О личной информации" (Privacy Act of 1974), Закона "Об избавлении от бумажного документооборота в правительственных учреждениях", Закона "О компьютерной безопасности" и ряда других законодательных актов.
Циркуляр начинается с определения основных понятий, связанных с управлением информационными ресурсами.
Термин "правительственная информация" означает информацию созданную, хранимую, обрабатываемую и распространяемую Федеральным Правительством.
При этом сам термин "информация" определяется как любой способ представление фактов, данных, мнений любым способом и в любой форме, включая текстовые, графические, картографические, устные или аудиовизуальные формы.
Закон «Об устранении бумажного документооборота в правительственных учреждениях» (Government Paperwork Elimination Act of 1998).
Настоящий Закон был принят в развитие положений Закона «О снижении бумажного документооборота». Он наделяет Административно-бюджетное управление полномочиями по обеспечению поддержания, представления и раскрытия информации федеральными регулирующими органами в электронном виде вместо бумажного. Так, все федеральные ведомства в США к 21 октября 2003 г. должны были обеспечить прием информации от граждан и заключение сделок в электронном виде. Этот Закон направлен на то, чтобы обеспечить гражданам однократный (one-stop) доступ ко всей информации и услугам, обеспечить большую оперативность таких услуг и сделать деятельность правительственных органов более открытой. Также Закон поощряет использование разнообразных форм электронного доступа.
Закон Клинджера-Коэна «О реформе использования информационных технологий» (Information technology Management Reform Act of 1996)
Этот Закон обязал все Федеральные ведомства установить всесторонне развитый подход для управления, приобретения, использования и распространения информационных технологий. В качестве основных направлений деятельности в рамках данного Закона можно выделить межведомственную координацию действий, осуществление и внедрение пилотных программ по использованию информационных технологий, планирование капитальных вложений в информационные технологии и т.д. Также Закон определил полномочия органов, ответственных за проведение федеральной политики в области управления информационными технологиями.
Так, обязанности по проведению федеральной политики в области управления информационными технологиями возлагаются на Директора Административно-бюджетного управления и Администратора Управления по делам информации и регулирования. Они, в частности, обладают полномочиями, связанными с наблюдением за владением, использованием и распространением информационных технологий Федеральным правительством с целью повышения продуктивности, эффективности и результативности федеральных программ. Ответственность за проведение политики в данной области на уровне федеральных ведомств возлагается на начальников управлений по информатизации, которые ответственны за осуществление инвестиций в новые информационные технологии, за сочетаемость технологий между ведомствами и т.д.
Регламентирующие документы и руководства:
Практическое руководство по разработке архитектуры федерального предприятия Совета Руководителей служб информационных систем. Версия 1.0 Февраль 2001 (A Practical Guide to Federal Enterprise Architecture Chief Information Officer Council. Version 1.0, February 2001);
Руководство по разработке архитектуры федерального предприятия Версия 1.1 Сентябрь, 1999 г. Разработано Советом руководителей информационных служб (Federal Enterprise Architecture Framework Version 1.1 September 1999 Developed by: The Chief Information Officers);
Руководство по архитектуре предприятия электронного правительства (Общая Справочная Модель) Проект – версия 2.0. Рабочая группа по Архитектуре Федерального Предприятия, 25 июля 2002 года (E-Gov Enterprise Architecture Guidance (Common Reference Model)Draft – Version 2.0 FEA Working Group July 25, 2002);
Перечисленные стратегии, законодательные акты, регламентирующие документы и руководства ввиду особенностей правовой системы США имеют в целом рамочный характер.
Однако указанные документы (в частности, Стратегия «Электронного правительства» (E-Government Strategy. Implementing the President’s Management Agenda For E-Government. April 2003) и Закон «Об электронном правительстве» (E-Government Act of 2002)) охватывают практически все аспекты проблематики «электронного правительства.
4 Управление «единой архитектурой»
Управление стратегией «электронного правительства» Соединенных Штатов осуществляется несколькими основными органами, отвечающими за процесс информатизации и реализации инициатив в области «электронного правительства»:
Президентский управляющий совет (President’s Management Council – PMC), в состав которого входят руководители агентств. Администрация Президента США осуществляет руководство программой через PMC.
Офис исполнительного директора Административно-бюджетного управления (Office of Management and Budget - OMB) по информационным технологиям и электронному правительству. Осуществляет утверждение финансирования всей деятельности по трансформации федерального правительства, а также текущее руководство.
Совет руководителей управлений по информатизации (Chief Information Officers Council), в состав которого входят представители управления снабжением и обеспечением (Procurement Executive) и представители управления кадрами (Human Resources). Образован для выработки скоординированной политики всех правительственных ведомств в области информации и информационных технологий. В его задачу входит организация и управление реализацией двух инициатив, имеющих ключевое значение для всего процесса трансформации: инициатива по электронной аутентификации и инициатива по архитектуре организации.
Система государственных органов США по управлению процессом информатизации является наиболее полной и, в том или ином виде подобные органы имеют место в Великобритании, Австралии и Канаде.
5 E-Government в США
В США под электронным правительством понимаются государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами США, а также иностранцами, например туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти и др.
Начало электронному правительству в США было положено созданием веб-сайта Президента США в 1993 году. Типичный пример систем электронного правительства - это представление в Сети информации о работе государственных структур и оплата налогов через Интернет.
Рабочая группа по электронному правительству, в которую вошло свыше 80 представителей от 46 правительственных агентств и бюро. Эта группа разработала документ «Стратегия электронного правительства», направленный на повышение эффективности деятельности правительства. Рабочая группа пришла к выводу, что федеральное правительство может значительно улучшить эффективность обслуживания своих пользователей в предстоящий период от 18 до 24 месяцев, сосредоточившись на выполнении 23 высокоприоритетных общеправительственных инициатив, (впоследствии, как двадцать четвертая инициатива по электронному правительству, была добавлена обработка платежных ведомостей). Все предлагаемые инициативы позволят сэкономить несколько миллиардов долларов, уменьшая операционную неэффективность, сокращая затраты и избыточные расходы, в том числе и в подготовке излишнего количества документов. Эти инициативы обеспечат предоставление услуг гражданам в сроки, измеряемые в минутах или в часах, вместо сегодняшних дней или недель.
Рабочая группа по электронному правительству идентифицировала основные федеральные проблемы, которые могут найти свое решение в рамках концепции электронного правительства и электронного бизнеса. Проведенный рабочей группой анализ показал, что главным препятствием к созданию электронного правительства, ориентированного на гражданина является избыточность и пересечение функций и видов деятельности в различных правительственных агентствах. Так, например из 28 видов бизнес-функций в среднем каждая функция выполняется в 19 агентствах, а каждое агентство в среднем вовлечено в выполнение 17 разных бизнес-функций. Для граждан это выливается в необходимость разрабатывать большое число дублирующих отчетов, требуя при этом от них посещения тысяч разных веб-сайтов и десятков центров вызовов для поиска нужной информации и получения требуемой услуги. Например, при необходимости получить субсидию для экономического развития требуется заполнить свыше 1000 различных форм в более чем 250 федеральных бюро и при этом каждая форма содержит большое число одинаковых данных.
Рабочая группа также идентифицировала ключевые барьеры, которые должны быть устранены для успешной реализации федерального электронного правительства. К числу основных барьеров относятся барьеры, связанные с культурой, архитектурой, доверием, ресурсами, а также с сопротивлением акционеров.
Кроме того, предложены две инициативы, имеющие фундаментальное значение для успешной реализации каждого из отдельных проектов, входящих в общую программу трансформации федерального правительства в электронное. Первая инициатива e-Аutentification направлена на построение и укрепление доверия для того, чтобы содействовать широкому распространению электронного взаимодействия между обществом и правительством и между правительствами разных уровней путем установления общего решения факта «идентичности ». Эти решения будут направлены на аутентификацию в сфере обеспечения безопасности, защиты собственности и внедрения электронной подписи во всех инициативах развития электронного правительства. Вторая инициатива E-Government Architecture направлена на то, чтобы достичь две основных цели. Одна цель состоит в разработке архитектуры, которая должна рассматриваться как архитектура федерального предприятия и которая должна использоваться в каждой инициативе «электронное правительство», представляя собой ядро стандартизованных моделей для формирования конкретных технологических решений. Вторая цель состоит в том, чтобы собрать и проанализировать различную информацию об архитектуре и структуре бизнеса и данных, используемых федеральным правительством и на этой основе выработать новые предложения по развитию инициатив электронного правительства и сократить существующую избыточность. В первую очередь эти усилия будут сконцентрированы на четырех ключевых областях, включающих национальную безопасность, экономическое стимулирование, социальное обслуживание и внутреннюю деятельность офисов.
Президентское видение преобразования правительства на первое место ставит необходимость реформирования деятельности правительства, имея в виду сферу бизнеса и сферу обслуживания людей. Именно поэтому в основе реформирования правительства лежат три следующих фундаментальных принципа:
- ориентироваться на граждан, а не на бюрократию;
- обеспечивать конкретность и результативность своих действий и программ;
- использовать рыночные механизмы и активно поддерживать инновации через развитие.
Электронное правительство является одной из общеправительственных инициатив. Перед федеральным правительством стоит задача улучшить и удешевить свои услуги путем создания ориентированного на людей электронного правительства, которое значительно повысит эффективность федерального правительства и увеличит его значимость для всех граждан страны. Необходимость перехода к электронному правительству очевидна, так как правительство является одним из самых крупным потребителей информационных технологий. Однако 45 млрд. долларов, которые правительство США потратило на ИТ в 2002 году, не привели к сопоставимому увеличению производительности в общественном секторе американской экономики. Это вызвано 4 причинами:
1) правительственные учреждения обычно оценивают свои ИТ с позиции их использования для обслуживания собственных потребностей и не принимают во внимание потребности граждан;
2) в 90-е гг. правительственные учреждения использовали ИТ для автоматизации своих рабочих процессов (как пишущие машинки и калькуляторы), а не для создания новых и более эффективных решений;
3) многие правительственные учреждения воспринимают ИТ как угрозу и часто идут на расточительные и излишние инвестиции, для того чтобы сохранить свое командное положение;
4) в большинстве случаев правительственные учреждения не обеспечивают возможностей совместной работы своих ИТ-систем.
Наглядный пример тому - Департамент ветеранов, где новая онлайновая форма не способна взаимодействовать с уже работающими в офисах.
Администрация президента США, разрабатывая стратегию электронного правительства, намерена поддерживать проекты, направленные на улучшение совместной работы правительственных учреждений, в том числе электронное снабжение, электронные гранты, электронное регулирования, электронную подпись.
В настоящее время особое внимание федеральное правительство США уделяет:
электронной торговли между государственными организациями и министерствами, проведению электронных торгов на поставку товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд;
обеспечению доступа населения к правительственной и административной информации;
использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве;
решению различного рода задач, в частности получению официальных документов через правительственные веб-сайты, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению.
В целом можно сказать, что электронное правительство США в настоящее время находится на уровне агентства по требованию, что означает использование стратегии, ориентированной на внешнюю деятельность, но относительно низкий уровень развития электронного управления. Следующий за этим уровень - полностью электронное правительство. Что касается новых возможностей, то развитие электронного правительства упростит для граждан получение высококачественных услуг от федерального правительства и одновременно уменьшит стоимость этих услуг.
Переключение федеральных регулирующих процессов на онлайновые технологии обеспечит гражданам упрощенный доступ ко многим важным политическим решениям: улучшит информированность граждан и повысит эффективность действий правительства. Порталы электронного снабжения и управления грантами будут делать транзакции с правительством или получение финансовой помощи от правительства проще, прозрачнее, быстрее и более исчерпывающими. Работа по управлению цепочками поставок даст возможность государственным структурам избежать ненужных действий и сохранить ресурсы.
В целом можно сказать, что развитие электронного правительства обеспечит:
высокое качество обслуживания клиентов безотносительно к тому, как граждане вступают в контакт с агентством - по телефону, лично или через веб-сайт;
снижение расходов и уменьшение трудностей в осуществлении бизнеса с правительством;
сокращение правительственных операционных расходов;
предоставление доступа к правительственным сайтам и приложениям людям с ограниченными возможностями;
повышение прозрачности и ответственности правительства.
Одновременно отмечается, что не решены проблемы в таких областях, как защита персональных данных, безопасность работы в сети, создание интерфейсов для людей с физическими недостатками, хотя и здесь имеется определенный прогресс. Таким образом, проведенное исследование правительственных сайтов показывает, что:
в 2001 году уже 6% сайтов предоставляли возможность выбора языка;
штаты США сильно различаются по уровню электронизации своих правительств. Наиболее продвинутыми оказались правительства штатов Индиана, Мичиган, Техас, Теннесси, Вашингтон, Калифорния;
велико различие в электронизации деятельности различных правительственных органов федерального уровня. Наиболее передовыми являются такие ведомства, как Управление продовольственных и лекарственных продуктов, Министерство сельского хозяйства, Федеральная комиссия по связи, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство здравоохранения;
в целом сайты федерального правительства функционируют более эффективно и качественно, чем сайты правительств штатов;
вырос такой показатель, как ответы на запросы граждан: в 2001 году ответы были получены на 91% запросов, тогда как в 2000 г. - только на 80% запросов.
Очень интересно и отношение американцев к электронному правительству. Если в 2000 году электронное правительство в большинстве случаев рассматривалось как революционная идея, то согласно исследованию, проведенному в 2001 году, эта революция уступает место рабочей деятельности. Электронное правительство, особенно в штатах и на местных уровнях, быстро развивается и распространяется. В частности, исследование последнего года показало, что примерно один из десяти американцев, посещающих сайты правительств штатов и местных властей, делают это впервые. Электронное правительство становится для многих американцев важным средством интерактивного взаимодействия со своими правительствами и властями - большинство пользователей Интернет (76%) и почти половина всех граждан Америки (51%) в настоящее время посещают правительственные сайты. Американцы позитивно относятся к идее электронного правительства, причем у них растет уверенность, что электронное правительство может быть реализовано, и они охотно готовы увеличить свои инвестиции в электронное.
6 Спорные моменты
Среди крупномасштабных направлений информационно-технологического прогресса, в одинаковой степени волнующих и руководство правительственных органов, и представителей ИТ-бизнеса, и наиболее «продвинутую» часть общественности, вопросы, связанные с перспективами электронного правительства, в последнее время стали едва ли не самыми дискутируемыми. Это и понятно: ведь процесс электронизации функций государства и его взаимосвязей с обществом — та самая технологическая сфера, которая способна не только затронуть действительно всеобщие интересы, но и обострить огромное количество проблем — организационных, социальных, экономических и психологических. И сложность решения собственно технических задач на этом проблемном фоне зачастую просто бледнеет.
К числу первостепенных целей, провозглашаемых всеми зачинателями и сторонниками проектов e-government, относится не только повышение эффективности государственного строительства и исполнения государством своих обязательств перед гражданами, но и возведение технологической базы для создания принципиально нового гражданского общества, в котором отношения между населением и государством строились бы на основе взаимоосознанной, взаимовыгодной, взаиморазвивающей и взаиморегулирующей деятельности. Ее реализация должна послужить делу всемерного развития и совершенствования демократизации, сократить практически до нуля расстояние от населения до государственных учреждений и чиновников, повысить оперативность выполнения последними свойственных им функций, приблизить содержание этих функций к реальным нуждам и потребностям общества, расширить спектр и улучшить качество обслуживания и самообслуживания населения, поднять уровень информированности граждан, действенность разнообразных форм и методов их участия в государственном управлении на всех ступенях, стать мощным стимулом их социально-политической активизации, роста их технологической подготовленности и даже изменения структуры населения в сторону увеличения количества занятых интеллектуальным трудом.
Однако на пути к формированию столь гармоничного общества предыдущая история человечества успела воздвигнуть не то чтобы непреодолимые, но достаточно высокие барьеры. «Цифровое расслоение» народонаселения, существенный разрыв в степени образования и имущественном положении различных социальных категорий и групп, разнородность действующих организационных, правовых и экономических регламентов, стандартов, норм и правил, хронические межведомственные и межрегиональные противоречия — все эти черты в той или иной мере характерны для каждой страны. Но все-таки легче западным демократиям с устоявшимися в них за десятилетия представлениями о предназначении власти, свободе и равенстве, легитимности, законопослушании и правах человека. Но даже и в этих чрезвычайно благополучных и в политическом, и экономическом плане странах вокруг проблем «компьютерной государственности» и доныне кипят горячие дебаты: так уж там заведено, что любое всеобщее обсуждение какой-либо инициативы начинается с поисков ответа на вопросы «Кому это выгодно?», «В чьих это интересах?».
Информационные технологии сами по себе не являются гарантией развития демократии. Создаваемые во многих странах мира единые правительственные базы данных с огромным количеством конфиденциальной и личной информации о каждом конкретном человеке - обоюдоострое оружие. В демократических условиях при контроле общества над деятельностью правительственных структур этот инструмент позволяет повышать качество государственных услуг и более эффективно решать вопросы социальной защиты. Однако в Соединенных Штатах в начале 90-х годов развернулась целая дискуссия по поводу внедрения единого электронного удостоверения личности, которое заменило бы собой паспорт, водительские права, медицинскую страховку: правозащитные организации активно торпедировали этот проект, считая, что контроль, который получило бы государство в случае внедрения такой системы, превышал бы все возможные пределы и нормы.
Общая позиция развития электронного правительства на Западе - это использование Интернета для увеличения степени открытости и подотчетности деятельности правительств обычным гражданам, конечного целью чего является формирование цифровой демократии (digital democracy) - т.е. возможности прямого участия граждан в решении государственных и местных вопросов путем онлайнового голосования. За счет большей открытости государственные органы получают возможность анализа общественного мнения практически по любому вопросу и адекватного реагирования на настроения общества. Проведение онлайновых выборов уже сейчас политически, организационно и технически возможно: в США компанией Election.Com совместно с Microsoft для онлайновой обработки поступающих во время выборов голосов был создан специальный центр, оснащенный 42 мощными серверами Compaq с объемом оперативной памяти в 64 Гбайт, благодаря чему Election.Com в течение 15 часов способна обработать до 200 млн. голосов.
Создание электронного правительства и перевод деятельности всех правительственных структур в режим онлайн не означает тут же прекращение работы правительства обычными методами. В США доступ к Интернету имеет 76 % всего населения. Еще долго после создания электронного правительства оно будет дублироваться обычными оффлайн-структурами взаимодействия с гражданами.
Существуют целые слои общества, которые либо никогда, либо только в отдаленной перспективе смогут начать пользоваться услугами правительства через Интернет. В первую очередь это люди наиболее старших поколений, в целом плохо восприимчивые к технологическим модернизациям. А во-вторых, наиболее бедные слои общества. На Западе в связи с этим даже появился специфический термин цифровое неравенство (digital divide), означающий разделение общества на основе его доступа к современным информационным технологиям. Проблема цифрового неравенства волнует западные общества даже в большей степени, чем возможность использования информационных технологий в "недемократических" целях. В марте 2000 г. праймериз, проводимые Демократической партией в штате Аризона, были осложнены попытками специальной инициативной группы запретить онлайновое голосование, им чуть не удалось убедить суд, что способ голосования через Интернет нарушает избирательные права граждан, не имеющих доступа к Интернету.
Наибольшая эффективность электронного правительства, по сравнению с обычным, возможна только в случае всеобщего доступа граждан к правительственным услугам в онлайн-режиме. Поэтому обсуждаемый во Франции проект предоставления всем гражданам с рождения персонального адреса электронной почты на специальном правительственном портале уже не кажется столь непонятным. Тем странам, которые собираются пойти по пути создания электронного правительства придется потратить «изрядно» высокую сумму денег на решение проблемы цифрового неравенства
Литература
Дрожжинов В., Штрик А. ИТ как приводной ремень повышения эффективности госуправления в США. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pcweek.ru/.
Юрасов А.В. Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства // http://e-commerce.psati.ru/content/other/?ID=834