Рекламный ролик: особенности жанра, этапы создания
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ
КАФЕДРА РЕКЛАМЫ
ЗАВ. КАФЕДРОЙ
______________________В.Ю. Рабинович
«_____» _______________ 2005г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Рекламный ролик: особенности жанра,
этапы создания»
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Преподаватель
_______________________Н. М. Кичигина
СТУДЕНТ:
______________________Ю.В. Дубинина
«____» ________________ 2006г.
РАБОТА ЗАЩИЩЕНА
С ОЦЕНКОЙ____________________
ОТ «___» _________ 2006г.
ИРКУТСК
2006 г.
Содержание:
Введение 3
Развитие телевизионной рекламы в России 4
Телевидение, как приоритетный вид рекламирования 6
Виды и классификация телевизионной рекламы 8
Идейно-тематическая основа сценария 13
Этапы и особенности создания рекламного ролика 15
Аннотация и режиссура 16
Монтаж 19
Жанры рекламных роликов 21
Правовое регулирование телевизионной рекламы 23
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
Сейчас стремительно растет и развивается современный рынок телевизионной индустрии - производство информационных и художественных программ, развлекательной продукции, рекламных клипов. Это позволило использовать новые кино-, видео-, цифровые и компьютерные технологии в производстве рекламных роликов. Ведь использование компьютерных технологий позволяет сократить почти на 90% время, необходимое для редактирования снятого материала, а использование компьютерной графики, анимационных элементов в рекламном клипе в сочетании с различными шумовыми спецэффектами и музыкальным оформлением делает его поистине настоящим произведением искусства.
Хороший, качественный рекламный видеоролик способен в очень короткие сроки создать образ товара (фирмы), выделить его из массы ему подобных. Грамотно подобранная мотивация в рекламном видеосюжете способна сотворить чудо, и в один миг сделать товар или услугу жизненно необходимой! Психологические моменты и методы в профессиональном рекламном фильме помогают зрителю понять героев видеосюжета, вызвать к ним симпатию и даже отождествить себя с ними, создать желание в потребности и в обладании рекламируемого товара.
При создании эффективного, качественного рекламного ролика необходимо учитывать особенности используемого в рекламном ролике жанра, строго соблюдать последовательность процесса создания и многие другие важные моменты. Именно в этом мы и попробуем разобраться в данной работе.
I Развитие телевизионной рекламы в России
Сегодня в России процесс рекламирования настолько интенсифицирован, что он, по мнению зарубежных исследователей рекламного дела, превзошел даже самые смелые прогнозы и планы.
Современная российская реклама получила свое начало после февральского 1987г. постановления ЦК КПСС о частном предпринимательстве. В 1988г. было принято постановление "О мерах по коренной перестройке внешнеэкономической рекламы" (№ 179 от 6 февраля), в котором освещены вопросы совершенствования внутренней торговли. В этом постановлении впервые появилось слово "маркетинг". К сожалению, концепция маркетинга долго еще не признавалась и получила свое подобающее ей место в отечественной экономике несколько лет спустя. И это притом, что доля СССР в экспорте машин и оборудования, в общем его объеме накануне начала перестройки составляла всего 7%.
Первый советский телевизионный клип вошел в наше сознание 25 лет назад по телевидению одного из самых любимых в нашей стране сериалов "Семнадцать мгновений весны" режиссера Татьяны Михайловны Лиозновой. Его премьера состоялась 11 августа 1978г. В клипе показана встреча Штирлица со своей женой в кафе-баре. К сожалению, начиная с 1989г. клипы - это мелькание нарезанных кусочков без смысла, толка и таланта. К 1997г. пошла тенденция в искусстве клипмейстерства от мелькания и калейдоскопа к смыслу, жанру, философии. Необходимо отметить, что большинство отечественных клипов сегодня делаются чрезвычайно изобретательно в плане формы и ремесла, но бездумно, бессмысленно бездарно по содержанию, по музыкальному и исполнительскому уровню.
В 1985г. на телевидении было 250 рекламных роликов, а в 2001г. - 74 тыс., прогноз на 2005г. - 130 тыс. Стремительно растет и инфраструктура отрасли - производство программ видео - и аудиопродукции, рекламы, мультимедиа, развивается российский рынок вещательного и студийного оборудования. В этих условиях важное самостоятельное значение приобретают рекламные технологии и их тенденции развития.
С середины 90-х годов XX века можно было наблюдать, за редким исключением, качественные, добросовестные, с соблюдением всех этических и правовых норм, рекламные ролики, транслируемые по отечественному телевидению. Ярким примером может послужить тот факт, что, начиная с 1995 года, отечественные рекламные производители заявили о себе на многочисленных мировых конкурсах и фестивалях. И хотя «Оскаров» еще не брали, но призы во Франции, Словении и США свидетельствовали о сдвиге в качественном уровне рекламной продукции. Особыми творческими успехами отмечена социальная реклама. В декабре того же года выходит в эфир на телеканале ОРТ серия роликов Дениса Евстигнеева, которые были высоко оценены прессой.
Вначале XX века в период экономического подъема, реклама, занимая свое место на товарном рынке, начинает искать новые формы реализации. Такой, очень перспективной формой оказался кинематограф. Начались первые пробы в кино Таким образом, рекламисты в лице кинематографа приобрели мощного партнера по реализации своих самых невероятных идей!
Сегодня очевидно, что телевизионная реклама собирает самую значительную аудиторию, особенно в так называемое "смотрибельное" время "прайм-тайм". Показанные логотипы или видеоклипы, которые можно назвать формой престижной рекламы, позволяют эффективно влиять на сознание зрителей.
Сейчас ежесуточно рекламную продукцию на телевидении смотрят 8 из 10 потенциальных покупателей. Его валовой объем составил примерно 4 млрд. долл. в 2003г. и до 5 млрд. долл. в 2004г. по сравнению с 2002 г. (2,4 млрд. долл.).
II Телевидение – как приоритетный вид рекламирования.
Что являет собой телевизор в каждой семье? Друг, помощник, средство развлечения? Множественность его функций не позволяет сделать однозначный вывод. В эпоху зарождения кино и начала экранизации книг многие высказывали опасения, что кино, а затем и телевидение заменит книги, театр и другие виды культурного досуга. Человек современного городского общества зависим от телевидения.
Если зрители так много времени уделяют телевизионному досугу, соответственно, все того, что они смотрят, оказывает на них воздействие. Мы можем копировать матеры и жесты героев сериала, стараемся носить такую же одежду, как у героев телепрограмм, стричься или наносить макияж так, как посоветуют в модной передаче по стилистике.
Телевизионная реклама, выступая в качестве домашнего страхового агента, может демонстрировать новые товары, показать технологию приготовления разных блюд, показать в работе бытовую технику и многое другое. Магазины могут успешно практиковать оформление «телевизионных» витрин, в которых выгодно и удобно представлять товары, рекламируемые в телероликах.
На практике главными заказчиками телевизионных роликов являются промышленные и коммерческие предприятия, образовательные учреждении, государственные структуры, профессиональные и благотворительные организации. Традиционно к телерекламе прибегают фирмы, которые хотят донести информацию до широкого круга клиентов.
Производство рекламных роликов - удовольствие дорогое и трудоемкое. Для создания таких роликов необходимы высококвалифицированные специалисты: маркетологи, продюсеры, сценаристы, режиссеры, операторы, актеры и композиторы.
Таким образом, проанализировав последние издания, посвященные современному рынку рекламы, мы можем классифицировать следующую преимущественную значимость телерекламы:
> она считается эффективной, поскольку одновременно воздействует на несколько каналов восприятия: визуальный и звуковой. В сочетании эти каналы создают прочную основу для запоминания товара потенциальными потребителями;
> явление рассматривается в движении, что обеспечивает высокую степень вовлечения телезрителя в происходящее на экране;
> мгновенность передачи, что позволяет контролировать момент получения обращения;
> телевизионная реклама позволяет, с одной стороны, охватить информацией широкий круг потенциальных потребителей, с другой — дает возможность выбирать конкретную целевую аудиторию в разнообразных тематических программах;
> личностный характер обращения, что делает это средство близким по эффективности к личной продаже;
> телевизор смотрят обычно во время отдыха. Это создает предпосылки в целом для положительного восприятия рекламы и принятия к сведению или действию ее содержания;
> телевизионная реклама - зрелищный вид сообщения. Хорошо сделанный рекламный ролик не только знакомит телезрителя с товаром, но и часто опережает событие, создавая у потенциального покупателя иллюзию положительных эмоций (на основе показанного действия) от возможностей его покупки;
> телевизионные рекламные видеоролики способны создать атмосферу актуальности товара и сформировать тот имидж фирмы, на который она рассчитывает.
III ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ
Телевидение в последние годы завоевало во всех развитых странах особое внимание рекламодателей как наиболее массовое средство охвата потребителей. На рекламу по телевидению в разных странах тратится от 20 до 25% денежных средств; в России этот процент еще выше - 35-49%.
Реклама по телевидению может иметь следующие виды:
> телеобъявление, рекламная заставка;
> рекламная передача;
> рекламный ролик (клип).
Итак, рекламный ролик - это наиболее распространенный вид телевизионной рекламы. Обычно практики различают рекламный видеоролик и рекламный киноролик.
Рекламный видеоролик - это звуковой фильм, записанный на магнитной ленте.
Рекламный киноролик - это отснятый на кинопленке звуковой кинофильм, предназначенный для последующей «перегонки» на видео, передач в эфир или демонстрации при помощи киноустановки.
Рекламный ролик, снятый на кинопленку, обычно более качественный, чем ролик, снятый на видеопленку. Первый лучше передает цветовые оттенки. Однако он и стоит намного дороже.
Ролик, снятый на кинопленку, уже сам по себе выступает как элемент имиджевой рекламы, привнося в восприятие потребителя ощущение богатства и надежности фирмы-рекламодателя.
По времени трансляции и степени подробности изложения материала специалисты выделяют:
> блиц-ролики.
Блиц-ролик занимает 15-20 секунд. Он предназначен для начального ознакомления будущего покупателя с рекламируемым товаром и особенно эффективен как средство напоминания о знакомом товаре;
> развернутые ролики.
Такой ролик длится 30 секунд (стандартная продолжительность), что позволяет более обстоятельно проинформировать о рекламируемой фирме и ее товарах. Считается, что это оптимальное время восприятия телезрителем рекламы и первичного осмысления ее содержания или целевой направленности;
> рекламно-демонстрационные ролики.
Это всевозможные «телемагазины» и «магазины на диване», где в течение 5-10 минут рассказывают о преимуществах и качествах товара, показывают его в действии и предлагают приобрести его, не выходя из квартиры, позвонив по указанным телефонам.
Специалистами рекламного видео за долгие годы профессионального творчества были разработаны определенные драматические и режиссерские формы подачи рекламного материала.
В современном рекламном видео принято считать, что существует несколько типов рекламных фильмов. Рассмотрим каждый из них:
1) рекламные видеоролики различных товаров, престижные видеоролики, а также видеоролики на социальную тематику продолжительностью до одной минуты, которые предназначены для проката по телевидению. Эти видеоролики мы видим каждый день на своих телеэкранах;
2) рекламные видеоролики товаров, продолжительностью от одной до трех минут, предназначенных для проката на выставках, переговорах, презентациях. В эфире эти ролики не прокатываются, во-первых, из-за высокой стоимости проката, а, во-вторых, потому что чаще всего позиционируются на уже подготовленного и заинтересованного зрителя;
3) рекламно-популярные фильмы о товарах с элементами познавательности. Продолжительность таких фильмов от 3 до 20 минут, они рассказывают о товарах, создание которых имеет интересные традиции и богатую историю. Фильмы используются как во внешнеторговой практике, так и для проката в телеэфире. Однако их прокат на одном канале не превышает обычно двух раз;
4) рекламно-популярные фильмы, продолжительностью от 5 до 20 минут, о товарах производственного назначения, технологиях, наукоемкой продукции, лицензиях. Используются во внешнеторговой практике, на выставках, переговорах, презентациях. В телеэфире не прокатываются.
5) рекламно-популярные фильмы о местах отдыха и туризма, учебные фильмы (особенно в области спорта и медицины), продолжительностью от 3 до 20 минут. Фильмы используются как для показа в офисах, магазинах соответственных фирм, так и для показа на телевидении.
6) престижные фильмы продолжительностью 5 – 10 мигнут, рассказывающие о фирмах, иногда о городах и регионах, связанных с экспортом знаменитого товара. Сюда можно отнести рекламные фильмы, создающиеся для поддержания пошатнувшейся репутации фирмы.
В последнее время на рекламном телевизионном рынке России появился еще один тип рекламы – развлекательная передача, полностью посвященная какой-нибудь производственной компании. Такая передача – дорогостоящая реклама, посредствах только преуспевающей организации. Наиболее ярким примером этого вида рекламы можно считать программу «Довгань-шоу», разработанную в форме увлекательной игры – соревнование с получением ценных призов от компании, владельцам которой является отечественный производитель Довгань.
В странах Запада и Америке широкое распространение получила инфореклама – телевизионная передача на 20 – 30 минут, имеющая своей целью продать какой - нибудь товар. Информация обычно передается поздно вечером, аудитория инфорекламы небольшая, и стоят такие передачи не очень дорого.
Телевидение – это идеальный рекламный инструмент для предприятий, которым нужно «показать товар лицом» или создать вокруг него атмосферу ажиотажа. Телевизионная реклама очень эффективна, поскольку продает зрительные образы – самые наглядные и убедительные из всех возможных.
Основа любого рекламного видеоролика – хороший сценарий, написанный профессиональным кинематографистом в тесном сотрудничестве и под руководством рекламного сценариста, который находит мотивы для использования в рекламе, разрабатывает идею сюжета, выделяет моменты, которые должны быть акцентированы.
Ролики могут быть бессюжетные (в качестве примера, реклама подразделяются на три направления:
описательные (информационные), в них содержится определенная информация (например, «Аriel» - теперь дешевле – он стоит 29 рублей или реклама дезодоранта «Secret» - начинается со слов : «Хочешь я расскажу тебе новость?..);
благополучно-сентементальные, создающую атмосферу благополучия, приходящую с приобретением рекламируемого товара, как правило, являющегося атрибутом соответствующего образа жизни (продукция «Моя семья» - не было мужа, и вот, с использованием этого продукта он появился);
парадоксальные и шоковые – противопоставляют в сюжете неудобство и бедствия без рекламируемого товара и преимущества, приносимые им (леденцы «Mentone» - свежее решение при сломанном каблуке, съешь леденец, и ты с легкостью превратишь туфли в удобные тапочки);
В сюжетных роликах есть свои жанры, пришедшие из кино, театра, литературы. Реклама переняла различны жанры: вестерны, приключения, (реклама «Coca-Cola», дезодорантов «Rexona», эротики – туалетная вода «Hugo Boss» и «La coste»), лирические и мелодраматические ( майонез «Мечта хозяйки», соки «Моя семья, торты «Причуда), комедийные (сотовая связь Би Лайн GSM, пиво «Очаково»).
Еще одна примечательная черта некоторых рекламных роликов – их многосерийность. Открытость сюжета, некая незавершенность, продолжительность рассказа – всё это заставляет зрителя задерживаться у телеэкрана и посмотреть, как же дальше будут развиваться события в рекламном ролике.
Одним из первых рекламных сериалов стала реклама «МММ»: о бедствиях и радостях Лени Голубкова, пенсионеров Николая Фомича и его жены, студентов-молодоженов, одинокой женщины Марии, всколыхнувших всю страну. Далее был аналог «МММ»- роликов компании «Хопер-инвест», а сегодня мы наблюдаем «рекламные сериалы» о перипетиях любви пивовара Ивана Таранова, о правильных советов тети Аси, о забавном и толстом парне, рекламирующим пиво «Толстяк».
Существуют также ролики, построенные на использовании фрагментов фильмов или снятые по их мотивам (рекламный римейк, например, ролик о майонезе «Мечта хозяйки» был снят по мотивам знаменитой мелодрамы В.Меньшикова «Москва слезам не верит», а ролик о молоке «Милая Мила» - с использованием сценарных приемов комедии Л.Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Но для того, чтобы овладеть мастерством построения драматической ситуации, необходимо обратиться к изучению классической драматургии, по законам которой строится и сценарий рекламного кино.
IV Идейно-тематическая основа сценария
Всё начинается с идеи. Начиная работу над формулировкой идеи рекламного видеоролика необходимо досконально разобраться в товаре, выявить основные его недостатки и достоинства.
Основные принципы разработки рекламной идеи:
оригинальность рекламы (неожиданная, живая идея);
хорошая идея исключает «лобовое» навязывание товара (услуги);
идеи, принимающие форму визуального выражения качества товара через ассоциации характер – являются самыми сильными, так как несут четкий, давно сложившийся образ (имиджевая реклама банка «Империал»);
в каждом товаре заложен зародыш «драмы», которая лучше всего раскрывает сущность товара.
Идея не должна подменяться исполнительским мастерством; необходимо последовательное и четкое развитие идеи рекламы. Главное, сценарий нужно строить так, чтобы рекламная идея призывала к действию, он прежде всего должен иметь крепкий фундамент – идейно-тематическую основу. Сценарист обязан знать ради чего он взялся за перо и о чем он будет рассказывать своему будущему зрителю.
Прежде чем приступить к разработке сценария необходимо найти единый прием его ведения; стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательных ход, который поможет удержать зрителя до конца у телеэкранов. При этом надо знать, что сценарно-режиссерский ход должен быть выражен в трех видах:
декоративно-образном;
музыкально-образном;
образно-игровым;
Все три вида должны быть следствием одного образно-смыслового хода сценарного построения темы.
Таким образом, анализируя всё вышесказанное, можно сформулировать понятие сценарно-режиссерского хода так: образно смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий и цементирует действие в его логическом развитии. Сценаристу всегда нужно помнить, что каждая фраза, написанная им, в конце должна быть выражена в каких-то видимых формах на экране, пластически, и, следовательно, важны не те слова, которые он пишет, а те внешне выраженные пластические образы, которые он этими словами описывает. Они должны быть, прежде всего, ясны и выразительны. Есть меткие слова – яркие и выразительные, есть яркие и выразительные построения из слов – фразы.
Отсюда важное правило для сценариста: работая над каждым отдельным куском, надо внимательно обдумывать и выбирать каждый зрительный образ: помнить, что для каждой мысли, для каждого понятия могут быть десятки и сотни пластических выражений, но среди них сценарист должен выбрать самые ясные и яркие. С особенным вниманием нужно относиться к рои предметов, вещей в картине, т.к. взаимоотношения людей большей частью складываются через слова, вещи же не могут говорить, и потому работа с ними является весьма интересной.
Работа над пластическим материалом весьма важное для сценариста. В её процессе он учится представлять себе написанное так, как оно должно выйти на экране, и это умение необходимо для правильной и продуктивной работы.
Кроме того, необходимо помнить, что материал, который объединяется в сценарий, должен иметь внутреннюю логическую связь, тематическое единство, отвечающее идее произведения. Именно для этого применяется такое понятие, как монтаж, что в следующих главах будет подробно рассмотрено.
V Этапы и особенности создания рекламного ролика
Специалисты определяют, что для творческого воплощения рекламной идеи необходимы следующие этапы: сбор и обработка сопутствующей информации:
сведения о потенциальном
потребителе и о средстве
коммуникации,
на которое сориентирован рекламодатель;
характеристики товара и выделить
его отличительные
свойства,
которые могут быть положены в основу
рекламного мотива;
работа непосредственно над текстом рекламы.
Необходимо отметить, что большинство аудио - и видеороликов направлены на рекламирование образа товара и на возбуждение интереса к конкретной марке, категории товаров, фирме, банку и т. д.
Создание обращения предполагает решение трех проблем: что (содержание), как это сказать логично (структура) и как выразить содержание в виде символов (форма).
При создании рекламного обращения Д. В. Беклешов выделяет три этапа, которые необходимо преодолеть для написания эффективного и оригинального рекламного материала:
процесс сбора информации;
разработка идеи рекламного обращения;
воспроизведение оригиналов рекламного обращения;
V.I Аннотация и режиссура
Аннотация и режиссура выступают как доминанты рекламного процесса. Рассмотрим фрагмент 120-секундного ролика, рекламирующего легковой автомобиль. Проведем сравнительный анализ записи начальных кадров рекламы с данными в режиссерском сценарии.
Мотивации: необходимо расписать литературный сценарий, с тем, чтобы качественно разработать аннотацию.
Аннотация - это краткие сведения о предмете рекламы, пояснения, на чем должен быть сделан рекламный акцент.
Аннотация, т. е. исходное задание, - это упорядоченное и отредактированное изложение точки зрения рекламодателя (заказчика). Резюме - 90% всей работы по рекламе приходится на составление аннотации и режиссуры.
По красивой тихой улице типичного пригорода, в котором живут люли разного достатка, медленно движется новый автомобиль.
За рулем молодой человек лет тридцати, в обычном деловом костюме и при галстуке. По виду - это бизнесмен, возвращающийся с работы домой.
Однако в облике его есть нечто, что вызывает желание познакомиться с ним поближе.
Камера в нескольких ракурсах показывает машину снаружи, когда она сворачивает к проезду, к симпатичному, но без всяких претензий к 2-этажному дому и останавливается у крыльца.
Водитель сигналит. Открывается одно из окон 2-го этажа, в котором появляется жена героя, привлекательная блондинка лет тридцати, в простом домашнем платье и переднике. Видимо, она готовит обед к приезду мужа. Увидев новую машину, она всплескивает руки от удивления.
В вышеуказанном режиссерском сценарии расписано так:
План сценария |
Изображение |
Музыкально-шумовое оформление |
I |
II |
III |
Салон машины через ветровое стекло (просмотр)
Средний план I. Красивая тенистая улица пригорода
Средний план П. Накрапывающий дождь
Стук капель дождя по крыше машины
Крупный план III. Профиль водителя (съемки из салона, чуть снизу)
Общий план IV. В кадре машина: радиатор, капот (съемка и ветровое стекло с движением)
Средний план V. Машина сворачивает в проезд к дому (съемка сверху и сбоку)
Средний план VI. Машина останавливается у крыльца радиатором на камеру
Крупный план VII. Водитель опускает стекло и машет рукой
Средний план VIII. В проеме окна 2-го этажа появляется жена
С наездом IX. В кадре жена. Она всплескивает руками. Камера фиксирует ее восторг и немного недоверчивый взгляд, начинает приглушенно звучать мелодия в исполнении небольшого оркестра, которую насвистывает водитель.
Далее составляется подробный режиссерский сценарий, который включает в себя следующие позиции:
Номер позиции.
Название объекта (мастерская, студия, улица, жилой дом, пригородный ландшафт).
План.
Хронометраж.
Содержание кадра.
Музыка, шумы.
7.Примечание (исходный реквизит, титры, музыканты, битое стекло, пиротехника, гримеры).
План, содержание, музыка.
Обязательный документ при подготовке к рекламе: справка к микрофонным материалам, в которой содержится информация о названии телепередачи; дата эфира; программа, а также:
Номер.
Время выхода в эфир (московское).
Полное наименование рекламодателя.
Краткое содержание рекламы (аннотация).
Хронометраж (секунды).
Вид рекламного материала (познавательная; музыкально-развлекательная).
Основание для трансляции в эфир (номер и дата договора).
Примечание.
После этого дается общий хронометраж в эфире. Вышеизложенное подписывает: директор студии, редактор, дата.
Следовательно, в аннотации отражается:
цель;
содержание;
возможности;
условие и средства для создания рекламы.
V.II Монтаж
Помимо всего вышесказанного при создании рекламного ролика существует такие понятия, как «литературный монтаж» и «драматургия», являющиеся основой композиционного решения сценария и фундаментом творчества.
Если рекламный ролик строится по системе «нарезок», готовых видеофильмов в сочетании с собственным отснятым материалом; или по принципу слайдоскопа: сменяющие друг друга стоп-кадровые картинки в сочетании с анимационными кадрами, то можно легко догадаться, что здесь использовался монтаж.
В кино монтаж пришел из литературы, к которым применимы следующие виды художественного монтажа:
Контрастный монтаж:
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и камень»
(А.С.Пушкин)
Линейный монтаж:
«Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…»
(Ф.Тютчев)
Параллельный монтаж:
«Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели…»
(Н.Некрасов)
В результате монтажа данных литературных строк у каждого возникает свой образ – в зависимости от интеллектуального, эмоционального, жизненного запаса, а также от индивидуальных способностей человека к образному восприятию.
Изучая монтаж можно проследить фактически весь путь создание рекламного видеоклипа, поскольку именно удачный монтаж является залогом его успеха на телевидении.
Кроме того, сценарное построение подчиняется всем нормам и законам драматургии.
Драма – литературный род, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и деление на сценические эпизоды, сложная цепь высказываний персонажей. Драматические конфликты, отображающие общественные противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев и, прежде всего в монологах и диалогах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени. Пространства и театральной техники. Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью
VI Жанры рекламных роликов
"Одинокий товар". Самый простой способ продемонстрировать возможности товара - это показать его в действии. Показ может проходить в естественной обстановке или "в отрыве от действительности" (без фона или окружения), когда все внимание фиксируется исключительно на товаре.
Ведущий. Обычно показ "одинокого товара" сопровождается закадровым голосом, который объясняет, что происходит на экране. Но ведущий может играть и более существенную роль, появляясь в кадре. Это может быть либо диктор, либо персонаж, олицетворяющий фирму.
Ситуация "до" и "после". "Видите это грязное пятно... Смотрите, вот мы применяем наше средство - и пятна нет!"
Испытания в экстремальных условиях ("испытания пыткой"). В море с высокого утеса прыгает юноша. Когда он выныривает, его часы продолжают нормально ходить. Чемодан бросают в клетку разъяренной гориллы. Когда его достают оттуда, он выглядит как новый, и т. д.
Показ "бок о бок". "Какой из этих аккумуляторов быстрее заведет автомобиль?", "Какая краска выдержит разрушительное действие стихии?"
"Зарисовка с натуры". Это инсценированная ситуация, в которой рекламируемый товар избавляет людей от какой-то существующей в реальной жизни проблемы. В таких сюжетах герою, как правило, дают совет. Такой дружеский совет может подать жена, сосед или постоянный персонаж, являющийся специалистом в данном вопросе.
Виньетки. Вместо долгого рассматривания одной проблемы одного человека дается серия фрагментов: обеденный перерыв, люди катаются на лодках, на аттракционах в парке, гуляют, отдыхают за городом и т. п. Это часто использует в фильмах о безалкогольных напитках, мороженом, косметике.
Свидетельство в пользу товара. Это разновидность рекламы с "ведущим". В данном случае "ведущий" может брать интервью у довольного пользователя, который сам становится по сути дела ведущим. Свидетельство может быть "добровольным" и "неинсценированным" (скажем, беседа с прибывшими в аэропорт пассажирами об их полете), а может быть высказано известной личностью (искренне или с иронией).
Документальный показ. Этот способ демонстрации можно использовать для драматизации проблемы (например, автомобиль врезался в ограждение на шоссе - и никаких повреждений) или для подтверждения эксплуатационных качеств товара ("шина, прошедшая 50 тысяч миль истязания").
Символизм. Если идея или мотив абстрактны или неосязаемы, наглядную демонстрацию рекомендуется заменить символическим показом. Например, мысль о том, что пластиковая посуда сохраняет ("запирает") свежесть, обыграна показом английского замка, врезанного в кусок ветчины, молнии, вставленной в початок кукурузы, и т. д.
Аналогия. Если реальный показ производимого товаром эффекта невозможен, сравните его с чем-то, что поддается показу. "Наш порошок чистит, как шквал при безоблачном небе".Из сказанного выше ясно, что телереклама открывает безграничный простор для творческой фантазии. Однако фантазия эта должна быть функциональной, т. е. подчиненной решению основной коммерческой задачи фильма.
VII Правовое регулирование телевизионной рекламы Рекламную деятельность на телевидении регламентируют положения, в которых определяются основные требования к участникам эфирного рекламно-коммерческого процесса (включая использование спонсорских возможностей), они носят обязательный характер для всех структурных подразделений телерадиокомпаний и самостоятельных образований, входящих в эту систему. Согласно Основным положениям о рекламной деятельности в телерадиокомпании объем рекламных сюжетов не должен превышать 15% общего объема ежедневного вещания. Положения трактуют понятие "спонсорство" как "участие юридического или физического лица, которое не занимается телерадиовещательной деятельностью, в прямом и косвенном финансировании передачи с целью рекламы своего имени, фирменного наименования или торговой марки". Положения устанавливают и запрещенные виды спонсорства. Спонсорство запрещено в отношении информационных программ, иначе это было бы прямым воздействием на формирование общественного мнения. Спонсоры не могут рекламировать в финансируемых ими передачах свою продукцию. Спонсорами не могут быть те, кто производит товары или услуги, реклама которых запрещена.
Приведем некоторые другие правила рекламы по телевидению:
тематика рекламных материалов не может входить в противоречие с общей направленностью передачи (программы) и должна соответствовать ее характеру и цели;
передача не должна начинаться либо заканчиваться показом рекламного материала;
время, отведенное на рекламу между передачами, не должно превышать 3 минут;
реклама может размещаться только в промежутках между законченными сюжетами, в паузах и естественных перерывах программ;
показ кино-, телефильмов и
спектаклей, если их продолжительность
превышает 45 минут, может быть прерван
рекламной вставкой 1 раз за полный
45-минутный отрезок
времени
при условии согласия авторов или
правообладателей этих
произведений;
реклама должна быть четко отделенной от других элементов программ путем применения визуальных и акустических средств; рекламные вставки преимущественно должны передаваться группами;
запрещается реклама, действующая на подсознание;
запрещается нерегламентируемая реклама, в частности, представление товаров или услуг в передачах, если такого рода представления делаются в рекламных целях, но скрывая рекламный характер передачи;
в рекламе нельзя делать ссылки на лица, регулярно представляющие общественно значимые информационные программы на телевидении и радио;
в том случае, если передача или серия передач подготовлена при помощи или частичном участии спонсоров, она должна быть ясно и соответствующим образом обозначена как маковая с помощью титров и объявлений в начале или в конце передачи.
Рекламно-коммерческие сделки оформляются договорами с юридическими и физическими лицами. Договор на размещение рекламы должен, в частности, содержать:
предмет договора и требования к материалам рекламы;
права, обязательства и ответственность сторон;
условия заключения договора (объем рекламы, эфирное время, соглашение о цене, условия платежа, срок действия договора).
Реклама с целью благотворительности осуществляется согласно особым условиям. Иностранная реклама должна иметь копию на русском языке. В рекламно-коммерческих материалах запрещается использование фирменных элементов - заставок, видео- и музыкального ряда, изображений, цветовода, текстовых формулировок и др.
Дикторы, ведущие программ и другие постоянные работники эфира не имеют права участвовать в рекламных роликах (ни в кадре, ни за кадром). Это же правило распространяется на лиц, являющихся кандидатами на общественные посты с момента выдвижения их кандидатур. Заказчик обязуется представлять рекламные материалы для показа на кассетах не менее чем за 7 дней до первого дня эфира. Они сохраняются в банке данных в течение срока проведения рекламной кампании, после чего возвращаются заказчику. Заказчики несут ответственность за содержание и правовую допустимость представленных для трансляции материалов (содержание, звук, рекламный текст). Это основные положения, нормы, которые должны соблюдаться при производстве ролика и его трансляции.
Заключение
Своеобразие рекламного рынка в России заключается в его динамике. Границы этого рынка непрерывно расширяются за счет появления новых организаций, предприятий и, соответственно, новых клиентов. Реклама в интересах рынка настойчиво навязывает аудитории свои ценности, активно формируя массовое сознание, тиражируя нравственный кодекс и жизненные ориентации ее заказчиков.
Сейчас можно говорить и о том, что реклама начинает оказывать на рынок и обратное влияние: путем организации покупательского спроса она способствует продвижению товаров. По мнению исследователей рекламного рынка, в России наконец-то сложилось понятие “русская реклама”.
Ю. Грымов, глава лучшего креативного рекламного агентства Европы, так суммировал впечатления от встреч со своими зарубежными коллегами: “Порой смотрю и думаю: мы должны стать сверхдержавой. Русские быстро принимают решения, делают в бизнесе правильные шаги. И не перестаю удивляться, как же они “там” построили себе такой мир. С их медлительностью, занудством, сильнейшей бюрократической системой… Мы должны показать, что наше своеобразие чего-то стоит”.
Безусловно, сегодня реклама в России сделала по сравнению с недавним прошлым шаг вперед.
Вообще, можно выделить несколько основных правил, которыми следует руководствоваться при создании рекламы:
реклама должна быть связана с действующими законами, согласовываться с хорошими обычаями, быть честной, достоверной, правдивой.
реклама должна проводиться с чувством социальной ответственности и не противоречить нравственным принципам, которые необходимо соблюдать при конкуренции между предпринимателями.
Реклама должна проходить так, чтобы не подорвать доверие, которое испытывает к ней общественность.
Подводя итог из всей моей работы, хочется сформулировать основные положения, касающиеся производства рекламных видеороликов.
Производства рекламного видеоклипа, равно как и создание кинопроизведения, складывается из нескольких стадий. Первая стадия заключается в создании литературного сценария. Затем в процессе подготовки кино - и режиссерского сценария (творческо-производственной разработки литературного сценария) складываются концепция драматургического решения, производственные особенности, масштаб постановки, её примерная продолжительность и ориентировочная стоимость.
Далее следует подготовительный период, в течении которого завершаются выбор актеров, разработка изобразительного (эскизы декораций, грима, костюмов) и звукового решения клипа, отбор мест натуральных съемок.
В процессе съемочного периода проводятся съемки в павильонах студии, естественных интерьерах, на натуре, комбинированные съемки.
Монтажно-тонировочный период – завершающая стадия производства видеоклипа. В этот период группа монтирует клип, проводит речевое, шумовое, музыкальное озвучание, перезапись, изготовление.
Нельзя забывать, что внешние приемы и техника ничто без содержания, литературного оформления, постановки, хорошей актерской игры.
Список литературы:
«Основы драматургии и режиссуры рекламного видео», Москва-Ростов-на-Дону, И.Б.Шубин, 2004г.
«Телевизионная реклама», Моисеева, г. Москва.,2005г.
«Информационные жанры телевидения», Коновалова О.В., Ростов-на-Дону, 1997 г.
«Психологические механизмы рекламы»// Феофанов О.А., Минск, 1998г.
1