Сергей Есенин (судьба деревенщика)

Сергей Есенин

(судьба деревенщика)

Доклад

Подготовил Ученик 11 “А” класса

Школы – гимназии №8

ГАЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного российского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В 1814 году в “Вестнике Европы” за подписью “Александр Н. К. ш. П.” Впервые было напечатано стихотворение Пушкина- “К другу стихотворцу”.

Ровно через сто лет, в 1914 году, в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”.

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии и уже в возрасте девяти лет начал писать стихи.

В конце XIX и особенно в начале XX века многим казалось, будто реализм в поэзии себя исчерпал и будущее не за ним. Именно в это время вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году кто-либо предположить, что неизвестный автор, скрывавшийся под псевдонимом Аристон, - человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы. Поэт, который в эпоху становления нового, революционного искусства одним из первых сумел решительно повернуть к наследию и традициям русской классической поэзии.

Путь к истине оказался на редкость суровым и многотрудным. Есенин “выдюжил”, выстрадал этот путь каждой строкой своих стихов, всей своей бурной, дерзко-неповторимой, прекрасной жизнью.

К каждому хоть раз в жизни приходит его весна. И каждый навсегда сохраняет ее в своей памяти. Такой для Есенина стала весна тысяча девятьсот пятнадцатого года:

Мечтатель сельский-

Я в столице

Стал первокласснейший поэт.

Как же встретил Петроград молодого рязанца? Чем жила столица в те дни, когда Есенин, сойдя с поезда, буквально прямо с вокзала, отправился разыскивать Александра Блока?

Петроград жил войной.

Россия жила войной.

И поэт чутко откликается на это:

Девушка в светлице вышивает ткань

На канве в узорах копья и кресты.

Девушка рисует мертвых на поляне,

На груди у мертвых - красные кресты.

В самом начале 1916 года вышла первая книга Есенина- “Радуница”.Надо ли говорить, как счастлив был в те дни двадцатилетний поэт. В этот сборник не вошло стихотворение “Русь”, но именно в нем отчетливо слышен свой поэтический голос, своя песнь о Родине. Позднее поэт скажет: ” Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму… У меня даже были неприятности из-за того. Что я не пишу стихов на тему “ гром победы, раздавайся”, но поэт может писать только о том, с чем он органически связан”.

Время Есенина- время крутых поворотов в истории России. Оно “помечено” и революционными баррикадами пятого года, и ленской грозой двенадцатого года, и пожаром мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни семнадцатого года, и октябрьским залпом “Авроры”.

Вселенский, космический характер событий октябрьской эпохи захватывает душу и воображение поэта. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился наиболее ощутимо “крестьянский уклон” Есенина. “В годы революции,- писал поэт в автобиографии,- был всецело на стороне Октября.- но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном”. В произведениях Есенина этот уклон прежде всего отражал те конкретные, реальные противоречия, которые были характерны для русского крестьянства в период революции. Какая кровоточащая боль и неуёмная скорбь о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревне звучит в “Сорокаусте”, “Песни о хлебе”, “Исповеди хулигана”, и вместе с тем, какая в этой трагичной песне поэта обжигающая душу тревога за будущее России!

Хорошо им стоять и смотреть,

Красить рты в жестяных поцелуях,

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени, ход истории неумолим. Поэт это чувствует. “Конь стальной победил коня живого”, - с тревогой и грустью замечает он в одном из писем. Неужели вновь, как во времена Разина и Пугачёва, рухнут надежды крестьянской Руси на свободу и землю?! Поэт испытывает мучительные сомнения и раздумья: “Мне очень грустно сейчас, - пишет Есенин в 1920 году, - что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал…” Позднее в “Письме к женщине”, Есенин скажет об этом времени и о себе:

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В разворочённом бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несёт нас рок событий…

В 1924 Есенин отмечал в незавершённой им статье о современной литературе:”…Пришло царство хаоса. Невероятный раскол и сногсшибательные объединения. Образовалось бесчисленное количество групп и течений…” Одной из таких литературных групп и были “имажинисты”. Организаторы этой группы (В. Шершеневич и А. Мариенгоф) опубликовали в начале 1919 года “Декларацию” – своеобразный литературный манифест имажинистов, который был подписан и Есениным. В первые годы революции Есенин проявляет особый интерес к познанию природы художественного образа, отношению поэзии к жизни. Сближаясь с имажинистами, Есенин поначалу считал, что его эстетические принципы близки к их творческим устремлениям. На самом же деле формалистическое творчество имажинистов было глубоко чуждо есенинской поэзии. Художественный авторитет Есенина уже в те годы был высок. Имажинисты всеми силами старались держаться за Есенина. В то время как он всё яснее ощущал различие между своим творчеством и их отношением к искусству. Трагическая тема человека. Чуждого по духу деклассированной богеме и стремящегося вырваться из её цепких лап, раскрывается Есениным в ряде стихотворений цикла “Москва кабацкая”:

Как тогда, я отважный и гордый,

Только новью мой брызжет шаг…

Если раньше мне били морду,

То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

“Ничего! Я споткнулся о камень.

Это к завтрему всё заживёт!”

В марте 1919 года поэт подаёт заявление о зачислении в члены “Литературно-художественного клуба” . “…Признавая себя по убеждениям идейным коммунистом, … , прошу зачислить меня в действительные члены литературно-художественного клуба советской секции писателей, художников, поэтов. Член секции: Сергей Есенин”. Весной 1919 года для издательства “Факел” Есенин готовит сборник своих революционных поэм.

Мужественно и честно преодолевая противоречия самой действительности, Сергей Есенин с каждым годом всё сознательнее, всё настойчивее пытается как художник и гражданин “постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь”. Поэт стремится в своём творчестве ответить на самый главный для крестьянства вопрос: когда же в конце концов и кто даст крестьянину – труженику долгожданное право “владеть землей” и пахать её для себя “весь век”.

Отбушевал пожар гражданской войны. 1921 год – начало новой экономической политики. Для Есенина этот год – прежде всего год создания “Пугачёва”. В прошлом поэт пытается разглядеть настоящее и будущее России

Но и “Пугачёв” не врачует душу поэта, не снимает мучительнейших его раздумий и тревог: ” Куда несёт нас рок событий?” Тогда же, в 1921 году, Есенин особенно мучительно и настойчиво пытается разобраться и определиться в “развороченном бурей быте”. Именно в этот напряженный период впервые у него возникает мысль о зарубежной поездке: сравнить, сопоставить путь, избранный Россией в Октябре 1917 года, с жизнью современного Запада, сравнить, сопоставить для того, чтобы яснее “прозреть” будущее своей Родины.

В мае 1922 года поэт в Берлине. В 1922 – 1923 годах он побывал в Германии, Франции, посетил Америку. Его общественная позиция предельно ясна и определена. “Я люблю Россию. Она не признаёт никакой другой власти, кроме Советской”, - заявил Есенин в первом зарубежном интервью.

По возвращении на Родину поэт скажет:” Доволен больше тем, что вернулся в Советскую Россию”.

Бесспорно, корни поэзии Есенина – в рязанской деревне. Творчество поэта – творчество подлинно великого национального поэта. Оно не укладывается ни в какие рамки “крестьянской поэзии”.

В стихах 1924 – 1925 годов. Особенно написанных на Кавказе, Есенин предстаёт нам человеком, стоящим “всеми устоями на платформе Советской власти”. Он чувствует себя “самым яростным попутчиком” новой жизни.

В эти годы заканчивается формирование Есенина как поэта социалистического реализма. Вместе с тем раздумья о днях “растраченных напрасно”, неустроенность личной жизни – всё это тяжёлым бременем ложилось на душу поэта. Как тяжело и одиноко было порой Есенину, сколько сил приходилось ему тратить, чтобы избежать “падения с кручи” и сквозь все испытания и превратности судьбы сохранить до конца своих дней убежденность в том, что “радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси”; наконец, как остро поэт чувствовал “чёрные” силы, всё неотступней и ближе подступавшие к его душе. Особенно обнажено, почти физически, ощущаешь это в поэме “Чёрный человек”.

“Чёрный человек” – это своеобразный реквием поэта. С трагической искренностью поведал Есенин в поэтической исповеди о том, что омрачало его душу. Что всё больше волновало его сердце.

В ноябре 1925 года Есенин лёг в московскую больницу лечиться. Он надеялся, что сможет хотя бы на время уйти от окружения, которое его всё больше угнетало. То же стремление переменить обстановку, избавиться теперь уже от московских “друзей” приводит его в конце декабря 1925 года в Ленинград. Здесь он предполагает пробыть до лета. Но в ночь на 28 декабря в ленинградской гостинице “Англетер” Есенин покончил жизнь самоубийством.

Такова судьба великого певца России, щедрая, дерзкая, прекрасная, тревожная, полная драматических раздумий, сомнений, радости, света…