Анализ рынка электромеханических преобразователей
Введение
Электрическим приводом называется конструктивное единство электромеханического преобразователя энергии, механических преобразователей энергии, преобразователя электрической энергии и микропроцессорной системы управления.
Составляющие элементы данной системы являются весьма дорогостоящими, следовательно, инженеру, разрабатывающему систему электрического привода, необходимо иметь навык производить технико-экономический расчёт элементов системы и уметь грамотно производить оценку рынка данных элементов. Данное умение необходимо для того, чтобы при меньшей стоимости данной системы можно было получить лучшие её качественные показатели.
В данном реферате будет рассмотрен анализ рынка электромеханических преобразователей. Однако необходимо понимать, что сам по себе двигатель в производстве не используется в принципе, он используется только в системе электропривода. Поэтому тенденции развития рынка двигателей будут совпадать с тенденциями развития рынка приводов.
Целью исследования является исследование российского рынка электродвигателей с целью оценки целесообразности выхода на данный рынок.
Анализ рынка
Под анализом рынка подразумевается - изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынке.
Иначе говоря, это анализ ситуации на фирмах или предприятиях в русле событий, происходящих на рынке. Анализ рынка является основой для коммерческой политики компании. При этом анализируются необходимые затраты на закупку, производство и реализацию продукции в соответствии с возможностями получения дохода. В Анализе рынка применяются данные статистики и исследования общественного мнения, эмпирические данные хозяйственной деятельности компании, нормативно-правовые акты государства.
Целью современных методик анализа товарных рынков территорий является измерение важнейших параметров и показателей состояния конкурентной среды и уровней их монополизации. С 1993г. ГКАП РФ и его территориальные управления ведут разработку и апробацию различных вариантов таких методик. В процессе разработок программ для демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках начала постепенно выстраиваться и методика анализа конкурентной среды.
В современной экономической науке существует множество способов маркетингового анализа с целью получения самых широких сведениё о данном рынке, Однако все данные методы сводятся к решению следующих задач:
Определение общей статистики российского рынка электродвигателей в динамике:
Суммарный объем внутреннего производства электродвигателей до 2008 г.
Суммарный объем импорта электродвигателей на территорию РФ до 2008 г.
Суммарный объем экспорта электродвигателей из РФ в до 2008 г.
Соотношение внутреннего производства и импортных поставок на рынок ЭД РФ.
Определение ключевых импортеров и экспортеров на рынке электродвигателей.
Определение основных производителей электродвигателей и их положения на рынке.
Выявление основных потребляющих отраслей и оценка динамики их развития.
Сегментация рынка электродвигателей по основным типам, представленным на российском рынке.
Классификация электродвигателей по различным критериям.
Определение общей статистики Российского рынка электродвигателей
Электротехническая промышленность сегодня занимает особое место в машиностроительном комплексе промышленности России в целом. Российское электротехническое производство развивается высокими темпами;
Что касается производства непосредственно электродвигателей, то современное состояние отечественного рынка электродвигателей определяется в первую очередь жесткой внутрироссийской конкуренцией заводов-изготовителей;
И связи с возросшим интересом зарубежных производителей электротехнического оборудования к российскому рынку, а также желанием отечественных компаний расширить свой рынок сбыла за счет зарубежных потребителей.
Резкое снижение импорта электродвигателей в 2005 возможно было связано с постановлением "О мерах по защите российских производителей трехфазных асинхронных электродвигателей".
Предположительно, в ближайшее время, рост производства электродвигателей будет связан в основном с освоением выпуска новых энергоэкономичных, конкурентоспособных двигателей, имеющих повышенный спрос.
По нашей оценке, наконец-то прекращается многолетний спад производства в машиностроении. В большинстве подотраслей машиностроительного комплекса наблюдается заметное оживление деловой активности (за исключением железнодорожного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения). Увеличивается спрос на комплектующие, в том числе и на электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм, которым и посвящен данный обзор.
За четыре месяца 2007 года относительно соответствующего периода прошлого года производство возросло на 9,1% и, учитывая обычный сезонный спад в летние месяцы, годовое производство, по оценке специалистов, возрастет на 6%.
Общий объем продаж на рынках России с учетом импорта возрастет на 3,3%, а объем продаж отечественной продукции возрастет более чем на 7%, что будет обусловлено дальнейшим снижением импорта с 80,63 тыс. шт. в 2005 г. до 72,0 тыс. шт. в 2006 г. за счет расширения ассортимента выпускаемой на отечественных заводах продукции. Постоянно растет средняя единичная мощность электродвигателей (с 8,7 кВт в 1995 г. до 9,8 кВт в 1998 г.), что также способствует сокращению импорта электродвигателей высокой мощности.
Средняя стоимость экспортируемой продукции:
в страны СНГ– 0,63 тыс.долл./шт.
в страны дальнего зарубежья – 0,36 тыс.долл./шт.
Региональный спрос зависит от наличия машиностроительных производств и их финансового состояния. В 2007 г. он распределился следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Росту спроса будет способствовать и стабилизация цен на готовую продукцию, которые возрастут незначительно, в среднем на 4 – 5% за год.
Экспорт и импорт электродвигателей (со странами СНГ) можно рассмотреть по данным диаграмм, приведенных на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 - Товарная структура экспорта России в страны СНГ в январе-августе 2007 г.
Рисунок 2 - Товарная структура импорта России из стран СНГ в январе-августе 2007 г.
Как видно из представленных диаграммы экспорт двигателей в страны СНГ составляет 16,9 %, а импорт 29,1 %.
Экспорт и импорт электродвигателей (со странами дальнего зарубежья) можно рассмотреть по данным диаграмм, приведенных на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3 - Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе-августе 2007 г.
Рисунок 4 - Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья в январе-августе 2007 г.
Как видно из представленных рисунков экспорт отечественных двигателей составляет всего 3%, когда импорт зарубежных двигателей в Россию составляет 50,3%.
Данная динамика, вызванная сильной монополизацией Российского рынка электродвигателей. Еще пять лет назад около 90% всех электродвигателей переменного тока выпускали 5 заводов: ВЭМЗ, Ярославский машиностроительный, «Уралэлектро-СТМ», «Сибэлектромотор», «Псковские электрические моторы». Однако внутри этой группы крупнейших производителей происходили серьезные изменения.
Так, например завод ОАО «Сибэлектромотор» является монополистом в выпуске отечественных крановых электродвигателей, Поэтому многие заводы, нуждающиеся в данных двигателях, закупают двигатели зарубежных фирм, например крановые двигатели фирмы SIMENS, Талинского электромеханического завода и д.р.
Поэтому чтобы снизить величину экспорта, правительством РФ установлены временные ввозные таможенные пошлины на асинхронные электродвигатели переменного тока. Многофазные в размере 10 % от их таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 двигатель мощностью не более 750 Вт и не менее 20 евро за 1 двигатель мощностью от 750 Вт до 7,5 кВт.
Определение ключевых импортеров и экспортеров на рынке электродвигателей
К основным странам импортёрам относятся следующие станы:
из СНГ – Украина (34,5%), Киргизия (23,8%), Молдавия (15,5%), Азербайджан (11,5%);
из дальнего зарубежья – Литва (61%), Германия (14%), Италия (6%).
Основные экспортеры отечественной продукции по данным за 2007 год:
в СНГ– Украина (56,5%), Казахстан 18,6%, Узбекистан (12,6%);
дальнее зарубежье – Австралия (28,7%), Литва (20,7%), Франция (15,3%), Италия (9,3%).
Определение основных производителей электродвигателей и их положения на рынке
Основными фирмами, выпускающими электрические двигатели в Российской Федерации сейчас, являются 6 заводов. А именно:
ХОЛДИНГ РУСЭЛПРОМ
ОАО «ВЛАДИМИРСКИЙ ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ЗАВОД»
ОАО ''ПСКОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД''
ОАО "ЯРОСЛАВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" (ОАО "ELDIN")
ОАО «УРАЛЭЛЕКТРО-СТМ»
ОАО «СИБЭЛЕКТРОМОТОР».
Около 85% всех электродвигателей выпускают четыре завода: ВЭМЗ, Ярославский машиностроительный завод, «Уралэлектро» и «Сибэлектромотор». Однако владимирский завод ВЭМЗ постепенно теряет лидирующие позиции, что обусловлено конкуренцией более дешевой продукции с Украины, из Молдавии и Киргизии.
Выявление основных потребляющих отраслей и оценка динамики их развития
Как уже было указанно выше, основными потребителями данной продукции являются фирмы, в которых широко используются электропривода.
К таким отраслям производства относятся: машиностроение, приборостроение, металлургия, транспорт и т.д. В данных отраслях используются привода малой, средней и большой мощности.
Сектор электропривода малой и средней мощности является самым емким на рынке электроприводов. Анализ рынка промышленного электропривода показывает, что наибольшим спросом пользуется привод малой (до 3,7 кВт) и средней (до 37 кВт) мощности. Причем на долю электроприводов мощностью до 3,7 кВт приходится около 75% всего рынка. Этот же диапазон мощностей характерен и для приводов бытовой техники: холодильников, стиральных машин, кондиционеров.
Доля регулируемых электроприводов в общем объеме приводов малой мощности для промышленных приложений и бытовой техники увеличивается все более ускоряющимися темпами. На период с 2004 по 2010 год прогнозируется рост рынка электроприводов малой мощности более чем в 2,5 раза. Ожидается, что на рубеже 2010 года будет преодолен рубеж в $3 млрд. При этом доля регулируемых приводов возрастет с 22 до 55%. Регулируемый электропривод обеспечивает до 50% экономии электроэнергии, до 40% экономии воды, высокую точность стабилизации требуемых параметров (температура, давление, скорость). За счет этого он окупается за гораздо более короткий срок.
В настоящее время суммарный годовой объем производства составляет десятки миллионов комплектов, растет интерес к силовым интегральным системам управления и силовым модулям высокой степени интеграции взамен традиционных схем с применением дискретных полупроводниковых приборов. При этом решающими факторами являются рентабельность производства электропривода, его эффективность и надежность.
Как видно из приведённых данных, область применения электропривода значительно расширяется, а следовательно и увеличивается спрос на электромеханические преобразователи.
В настоящий момент, Россия находится в условиях сильного кризиса, который в первую очередь ударил по таким отраслям как строительство и металлургия. В данных отраслях в основном используются привода (а следовательно и электродвигатели) большой мощности, в результате чего спрос на данную продукцию значительно снизился.