Информационно-аналитическая справка на фирму "Boeing"
Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД РФ
Кафедра менеджмента и маркетинга
Информационно-аналитическая справка на фирму "Boeing"
2009 год.
Оглавление
Краткая характеристика деятельности компании "Boeing"
Краткая история компании
Организационная структура компании
Кооперация и сотрудничество с другими компаниями
Научно-исследовательская деятельность компании
Финансовое положение компании
Доходы компании за три последних года
Выводы
Список использованной литературы
Краткая характеристика деятельности компании "Boeing"
"Boeing" является крупнейшей в мире компанией аэрокосмической отрасли. Компания была зарегистрирована Вильямом Боингом 15 июля 1916 года в городе Сиэтл, штат Вашингтон, как "Pacific Aero Products Co." Название компании менялось в ходе ее развития, современное название принято в 1964 году. Штаб-квартира находится по адресу 100 North Riverside Chicago, Illinois 60606-1596. Регистрационный номер BOEG_BCAG_737_4661N.
Компания "Boeing" - крупнейший в мире производитель в сфере военного и гражданского самолетостроения. Boeing также занимает лидирующие позиции в области противоракетной обороны, услуг, связанных с пилотируемыми космическими полетами, и услуг по запуску космических аппаратов. Boeing оказывает содействие авиакомпаниям и частным владельцам в обслуживании самолетного парка. Помимо этого, "Boeing" выпускает широкий спектр авиационно-космической техники военного назначения (в том числе вертолёты). Компания тесно сотрудничает с NASA, в частности, она поставляла оборудование для шаттлов и международной космической станции. Такой широкий спектр услуг и производимых товаров стал возможен благодаря ряду слияний, осуществленных корпорацией.
По виду и характеру хозяйственной деятельности "Boeing" является промышленной компанией, по правовому положению это акционерное общество, по характеру собственности - частная фирма, по принадлежности капитала - смешанная, по размеру - крупнейшая.
В 1996 году компания приобрела аэрокосмическое и оборонное предприятие Rockwell International - Aerospace and Defence electronics, в 1997 году было осуществлено слияние с компанией McDonnell Douglas, которая занимала в 1994 году 3 место среди крупнейших компаний аэрокосмической области в мире. Данные слияния позволили компании Boeing значительно усилить диверсификацию продукции и создать большую группу подразделений в области космических и оборонных систем. В 2000 году корпорация Boeing приобрела за 375 млрд. долларов подразделения связи и космической техники у компании Huges Electronics, в результате чего была создана компания Boeing satellite systems.
В данный момент персонал корпорации Boeing насчитывает более 160 000 человек. Они работают в 70 странах и 49 штатах США. Основные производственные мощности компании размещены в г. Сиэтл, штат Вашингтон, в штате Калифорния, в г. Сент-Луис, шт. Миссури. Компания обслуживает заказчиков в 145 странах мира.
Самолетами-брендами компании являются Боинг-737, Боинг-747, Боинг-767, Боинг-777, самым узнаваемым из которых является, безусловно, модель 747, ставшая символом гражданской авиации. В данный момент разрабатывается новая модель Боинг-787 Dreamliner.
Число дочерних компаний корпорации Boeing равно 182, они расположены в США, Канаде, Японии, Англии, Голландии, Ирландии, Финляндии, Австралии, на Бермудских и Виргинских островах. В состав корпорации "Боинг" входит пять основных дочерних компаний - Commercial Airplanes, Integrated Defense Systems, Boeing Capital Corporation, Phantom Works и Connexion by Boeing.
Корпорация Boeing занимает лидирующее положение в США по объемам экспортных продаж (более 40% в общем экспорте США гражданских самолетов, вертолетов, самолетных двигателей и моторов). Совокупный доход компании в 2008 году составил 60,91 млрд долларов.
Краткая история компании
Компания была зарегистрирована 15 июля 1916 года. В самом начале своего развития компания в основном выпускала гидросамолеты. В 1933 году был создан революционный Боинг-247, намного опережавший другие модели самолетов тех лет по скорости, безопасности и удобства в управлении. В 1938 году состоялся первый полет Боинг-314 Clipper, самого большого гражданского самолета того времени. Модель оказалась очень удачной и через некоторое время использовалась по всему миру. В том же году была закончена разработка Боинг-307 Stratoliner, первого в мире гражданского самолета, способного подниматься на высоту 6100 метров (20 000 футов).
Военные годы оказались более чем успешными для компании Boeing. Было выпущено огромное количество бомбардировщиков, в том числе знаменитый B-17 Flying Fortress, широко использовавшийся как на Тихоокеанском, так и на Западно-Европейском театре военных действий и оказавший огромное влияние на ход войны. Позже был создан самолет В-29, печально известный тем, что на самолетах этой модели производилась атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
После войны Boeing продолжил свои разработки в военной области. Были созданы В-47 Stratojet и В-52 Stratofortress, в 50-х, с новым витком холодной войны, "Boeing" занялся разработкой ракет, в том числе трансконтинентальных.
В 1958 году был создан Боинг-707, положивший начало гражданской авиации в ее современном виде. Он обладал четырьмя двигателями и был способен взять на борт до 156 пассажиров. Боинг-707 позволил Америке стать лидером в области производства гражданских пассажирских самолетов.
В 1967 году состоялся первый полет Боинг-737, ставшего с тех пор самым продаваемой моделью самолетов в истории. Эта модель производится до сих пор, разумеется, с необходимыми усовершенствованиями. В 1970 году был выпущен знаменитый Боинг-747, полностью изменивший облик мировой авиации. Эта модель тоже еще находится на производстве, всего было выпущено около 1400 самолетов.
Восьмидесятые годы стали очень важными для компании. Были созданы модели 757, 767, была улучшена модель 737. Также огромное внимание уделялось космической программе, в первую очередь - строительству только создающихся шаттлов. Был сделан рывок в военной сфере, "Boeing" выпустил воздушную защитную систему "Avenger", а также разрабатывал ракеты малого радиуса действия.
В апреле 1994 года компания презентовала Боинг-777, самый современный гражданский самолет того времени, намного опережавший остальные модели по степени использования новых технологий. Была снова дополнена модель Боинг-737, в результате появился Боинг-737NG.
В сентябре 2001 года штаб-квартира компании переместилась на нынешнее место, в Чикаго. В начале десятилетия компания разрабатывала новейший самолет Sonic Cruiser, который мог развивать скорость почти равную скорости звука, позволяя сократить время перелета на 15-20%. Однако позже эта модель была признана неперспективной, и на смену ей пришел Боинг-787 Dreamliner, в настоящий момент разрабатывающийся компанией. В 2004 году "Boeing" прекратил выпуск модели 757. Всего было выпущено 1055 самолетов этой модели.
Организационная структура компании
Boeing является промышленным холдингом, управляющим деятельностью компаний, входящих в его структуру и выступающих как оперативно-производственные подразделения. Аппарат управления состоит из 3 уровней: высший уровень в составе совета директоров, правления и специализированных комитетов; средний уровень: центральные службы; низовой уровень: оперативно-производственные подразделения. Организационная структура управления по продукту.
Совет директоров (Board) состоит из 12 членов и возглавляется председателем, являющимся одновременно главным исполнительным директором компании. В совет директоров входит президент компании, который является главным оперативным директором компании (Chief operating officer). Остальные члены совета директоров являются членами комитетов при совете директоров.
Комитеты при совете директоров (Committees) играют вспомогательную роль и подготавливают в рамках своей компетенции решения, принимаемые советом директоров. Комитеты: выплаты вознаграждений работникам, руководства, назначений на должности, аудита, финансовый.
Правление состоит из 16 членов и занимается обсуждением стратегии компании, ходом исполнения оперативных планов. Состоит из председателя совета директоров, главного оперативного директора и старших вице-президентов.
Центральные службы координируют деятельность компании по соответствующим направлениям. В структуре управления компанией существуют следующие службы:
служба по работе с персоналом, занимающаяся разработкой кадровой политики.
служба по связям с правительством, ведающая программами, связанными с государственными структурами.
служба по международным связям.
служба по инжинирингу и технологиям, занимающаяся вопросами совершенствования качества и эффективности продукции, перспектив повышения ее конкурентоспособности.
служба финансового директора и казначейства.
Оперативно-производственные подразделения представлены производственными сегментами:
гражданские самолеты (commercial airplanes)
Военные самолеты и ракетные системы (military aircrafts and missiles)
Космическая техника и оборудование связи (space and communications)
Финансирование авиалиний (покупателей) и частных владельцев самолетов (customer and commercial financing)
Также входят следующие подразделения:
по управлению финансовыми потоками
по предоставлению услуг связи
по управлению авиационным движением
по предоставлению инфраструктурных услуг
Международная деятельность компании
Компания "Boeing" поставляет свою продукцию более чем в 90 стран мира. Компания открывает свои представительства, сотрудничает с начно-исследовательскими институтами разных стран, с частными и государственными заказчиками, обслуживает космические программы, продвигает инновационную продукцию. В страны Азии пока поставляются только гражданские самолеты, в США, Австралии и странах Европы представлен весь спектр продукции.
Компания активно продвигает свою продукцию на рынке стран Латинской Америки, этот регион считается очень важным и потенциально способен обеспечить множество заказов, связанных в том числе с космическими программами стран.
Также "Boeing" очень активно действует в Китае. Это связано с потребностями в коммерческих самолетах, с космической программой, с оборонными заказами этой страны. Потенциально Китай может стать одним из главных рынков сбыта продукции компании.
Кооперация и сотрудничество с другими компаниями
Важнейшими субподрядчиками и поставщиками в США выступают более 3500 фирм, расположенных в США. Кроме того, "Boeing" порядка 30000 субподрядчиков и поставщиков по всему миру. Многие крупные компоненты передаются в производство субподрядчику. В качестве субподрядчиков компании Boeing выступают крупные фирмы Rolls-Royce, Pratt&Whitney, General Electric, поставляющие двигатели для самолета Boeing 777, а также консорциум International Aero Engines. Концерн CFM International - единственный в мире поставщик моторов для Boeing 737.
Японская фирма Mitsub>ishi Heavy Industries Ltd ведет на основе соглашения с Boeing разработку основных узлов для ракеты-носителя нового поколения Delta IV.
Boeing активно участвует в стратегических альянсах, целью которых является производственно-техническое сотрудничество. Корпорация присоединилась к Matra-Bae Dynamics (совместное предприятие Aerospetiale Matra SA (Франция) и British Aerospace PLC (Великобритания)) для разработки ракетного вооружения нового поколения. "Boeing" принимает активное участие в обслуживании всех полетов, осуществляемых ВВС США.
Научно-исследовательская деятельность компании
Во втором квартале этого года компанией планируется выпустить новую модель самолета Боинг-787, на которую у компании уже есть десятки заказов. Эта модель которая сменила Boeing Sonic Cruiser, до этого занимавший первую строчку в планах компании. Boeing Sonic Cruiser - дозвуковой самолёт, разработку которого начала компания Boeing в 2001 году. Однако общеэкономический спад в отрасли, вызванный терактами 11 сентября, заставил менеджеров западных авиакомпаний задуматься, насколько увеличение скоростных характеристик лайнера компенсирует возрастание эксплуатационных расходов. В результате в декабре 2002 года проект создания высокоскоростного самолёта был заморожен. Новый самолёт получил название Boeing 7E7, поздее - Boeing 787. Результаты многих исследований и разработок по проекту Sonic Cruiser были использованы при строительстве Boeing 787 Dreamliner, например, крылья и фюзеляж из углепластика. В последние годы компания ставит себе цель уделять особое внимание перспективным разработкам, которые в будущем способны принести большие прибыли. Так в последние 4-5 лет компания создала специализированные подразделения, которые работают в сфере коммуникаций, информационных технологий, оказанию финансовых услуг, начала развитие нового направления, работающего в сфере управления воздушным движением, которое призвано повысить уровень безопасности, удобства и пропускной способности аэропортов. Именно эти направления, по мнению компании, потенциально являются для нее самыми выгодными
Финансовое положение компании
В списке Fortune 500 компания Boeing находится на 27 месте по доходам. Годовой доход корпорации составил за 2008 год 60909 млн. долларов, а чистая прибыль 4074 млн. долларов. С 2004 года доход и прибыль возросли соответственно на 16,1% и 58,4%. Корпорация Boeing возглавляет список Fortune 500 в аэрокосмической и оборонной отрасли (Aerospace and Defense).5 крупнейших компаний данной отрасли:
ДОХОД |
ПРИБЫЛЬ |
|||
Место |
Компания |
Место в Fortune 500 |
Млн. долларов |
Млн. долларов |
1 |
Boeing |
27 |
60 909 |
4 074 |
2 |
United Technologies |
39 |
54 759 |
4 224 |
3 |
Lockheed Martin |
57 |
41 862 |
3 033 |
4 |
Honeywell Intl. |
73 |
34 589 |
2 444 |
5 |
Northrop Grumman |
76 |
32 032 |
1 790 |
Доля Boeing среди данных компаний по доходам равна 28,2%, а среди 5 крупнейших аэрокосмических предприятий мира эта доля составляет 26,3%. 1
Годы |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
2004 |
Доход корпорации (млн. долл) |
60 909 |
66 387 |
61 530 |
54 485 |
52 457 |
Дивиденды на акцию (долл) |
1,62 |
1,45 |
1,25 |
1,05 |
0,85 |
Чистая прибыль (млн. долл) |
2 672 |
4 074 |
2 215 |
2 572 |
1 872 |
Как видно из приведенной таблицы2 в течение последних 5 лет доходы Boeing изменялись равномерно: начиная с 2004 года наблюдался стабильный рост, в 2008 году завершившийся резким падением в доходах компании, отбросивший компанию ниже уровня 2006 года. По прибыли также наблюдается падение, и весьма серьезное. На дивидендах на акцию кризис в 2008 году не отразился, однако в 2009 году следует ожидать серьезного их падения.
Доходы компании за три последних года
Годы |
2008 |
2007 |
2006 |
Доходы от продаж и других операций (Sales and other operating revenues) |
(млн. долларов) |
||
Гражданские Самолеты (Commercial airplanes): |
28263 |
33386 |
28465 |
Военные самолеты (Military aircraft) |
13492 |
13470 |
14142 |
Системы связи (Network and Space Systems) |
11338 |
11475 |
11767 |
Службы глобального сервиса и поддержки (Global Services Support Systems) |
7217 |
6837 |
6502 |
Всего Оборонных систем (Total Integrated Defense Systems) |
32047 |
32052 |
32411 |
Boeing Capital Corporation |
703 |
815 |
1025 |
Другие доходы (Other) |
567 |
308 |
327 |
Всего (Total) |
60909 |
66387 |
61530 |
В данной таблице приведены данные по доходу от продаж в различных сферах деятельности компании "Boeing". Эта таблица построена с целью отразить, какие направления в течение последних трех лет развивались наиболее быстро. Самой быстро развивающимся направлением можно было бы считать гражданские самолеты (они демонстрировали высокие темпы роста доходов и до 2006-2007 годов), однако по этому направлению наиболее сильно ударил финансовый кризис, в результате доходы сильно упали.
В целом же по доходу в 2008 году наблюдается спад, что говорит о неустойчивости компании перед лицом разгорающегося кризиса. Однако выделить группы продуктов-лидеров падения невозможно, так как спад наблюдается почти по всем показателям.27 апреля этого года акции компании стоили 39,47 долларов, в то время как полтора года назад они стоили больше сотни. 3
Необходимо заметить, что самым стабильным показателями за весь период являются системы связи и военные самолеты. И то, и другое можно объяснить стабильным спросом на продукцию компании, зарекомендовавшую себя на международном рынке как высококачественную и надежную, а также меньшим влиянием кризиса на продукцию этой сферы.
Выводы
"Boeing" - крупнейшая международная аэрокосмическая компания, предоставляющая огромное количество разнообразных товаров и услуг по всему миру. Это компания с долгой историей и прекрасной репутацией, а благодаря ее брендам, таким как Боинг-737 и Боинг-747, о ней слышал каждый человек.
Компания "Boeing" является в первую очередь самолетостроительной компанией, то есть представляет собой отрасль, наиболее подверженную влиянию мирового экономического кризиса.
Этот кризис уже отразился на доходах компании: за 2008 год они упали более чем на 5 млрд долларов, хотя до этого демонстрировали стабильный рост. На начало 2009 года экономическое положение компании можно назвать ненадежным. Очень многое зависит от внешних факторов, а не от руководства самой компании, насколько бы разумной ни была проводимая им политика.
Очевидно, что компания будет снижать расходы на инновационные проекты и научно-исследовательскую деятельность, как на не приносящие быстрый доход. Также очевидно, что она будет пытаться расширить ассортимент предоставляемых товаров и услуг в военной области, потому что эта сфера является одной из самых надежных и безопасных по сравнению с другими.
Среди возможных тенденций в развитии можно отметить централизацию. В кризис компании потребуется более жесткий контроль за своими дочерними компаниями, которых насчитывается 182. Это число может сократиться, если материнская компания будет сокращать производство или замораживать некоторые проекты.
Список использованной литературы
Список крупнейших предприятий США Fortune 500: www.fortune500.com
Список крупнейших предприятий мира Global 500: http://money. cnn.com/magazines/fortune/global500/2008/
Официальный сайт компании: www.boeing.com
Годовой отчет компании Boeing Annual Report 2008.
http://www.dpmoney.ru/4/a/2009/04/28/Glava_Boeing_o_krizise_T
1 На основе списка крупнейших компаний мира Global 500: http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2008/industries/Aerospace_and_Defense/1.html
2 Составлена на основе годового отчета корпорации
3 http://www.dpmoney.ru/4/a/2009/04/28/Glava_Boeing_o_krizise_T