Товары повседневного спроса и рейтинг этих товаров
Содержание
Введение
1. Товары повседневного спроса и рейтинг этих товаров
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Товары повседневного спроса, FMCG (англ. Fast Moving Consumer Goods) — продукты, которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Хотя абсолютная прибыль от продажи таких товаров относительно низка, они обычно продаются в больших количествах, поэтому общая прибыль может быть высокой. Для этого рынка характерны высокий уровень конкуренции, сезонность продаж для отдельных категорий продуктов, а также постоянное появление новых марок и видов товаров. Обычными предпосылками к успеху на этом рынке являются: широкое представление товара в продаже, доступность цены, широкий ассортимент, а также стандарты размещения и выкладки товаров в торговых точках, так как выбор большинства товаров этого плана делается потребителем «в последний момент». Примеры включают в себя широкий спектр часто покупаемых потребительских товаров: предметы личной гигиены, мыло, косметику, продукцию для чистки зубов и бритья, моющие средства, так же как и другие товары недлительного пользования — посуду из стекла, лампочки, батарейки, продукцию из бумаги и пластмассы. Также сюда иногда включают лекарства, потребительскую электронику, упакованные пищевые продукты и напитки, хотя последние часто относят в отдельную категорию.
Товары повседневного спроса необходимо отличать от товаров длительного пользования и бытовой электроники, например, кухонной техники, которую обычно меняют не чаще, чем раз в год.
Наиболее крупные FMCG-компании: Japan Tobacco International, Philip Morris, British American Tobacco, Reckitt Benckiser, Colgate, Procter & Gamble, Henkel, Unilever, Coca-Cola, PepsiCo, Nestlé, Danone, Mars, Heinz, Kraft, Cadbury, Carlsberg, SUN Interbrew, Heineken. Большая часть всех мировых FMCG-брендов принадлежит этому списку компаний.
1. Товары повседневного спроса и рейтинг этих товаров
Товары повседневного спроса - это потребительские товары и услуги, которые приобретаются часто без особых раздумий, с минимальным сравнением с другими товарами. Как правило, это недорогие товары достаточно кратковременного пользования. Товары повседневного спроса делятся на основные товары, товары импульсной покупки и экстренные товары.
Товар - это не только технические характеристики, качественные параметры и упаковка. В первую очередь товар - это выгода, которую приобретает потребитель, становясь обладателем данного товара
Сегодня российский потребительский рынок в целом и рынок товаров повседневного спроса в частности принадлежат к числу самых быстро растущих в мире.
Но если несколько лет назад общее направление развития относительно молодого, неизбалованного ассортиментом рынка было легко предсказуемым, - покупалось то, что продавалось, - то за последнее время стали заметны перемены в отношении потребителей к выбору места для совершения покупок и в характере потребления россиян. Россияне стали более требовательны к уровню сервиса в розничной торговле, что является важным признаком зрелых рынков.
Ежегодно объем частного потребления в России прирастает на 12% и является одним из главных стимулов для дальнейшего развития российской экономики. Стабильный уровень потребительского доверия, рост среднего класса и доходов населения благоприятно сказываются на продажах самых разнообразных потребительских товаров - от премиального алкоголя, кондитерских изделий и инновационных полезных для здоровья функциональных продуктов до высокотехнологичных устройств и автомобилей. При том, что Россия обладает самым большим количеством торговых точек, чем любая другая страна в Европе, уровень развития структуры розничной торговли еще невысок, что дает возможность для производителей и ритейлеров побороться за предпочтения населения и успех на этом огромном рынке.
Российская розничная торговля товарами повседневного спроса растет впечатляющими темпами. С 2002 года количество супермаркетов выросло в шесть раз, гипермаркетов - в десять. Однако плотность торговли еще крайне низкая по сравнению с другими зрелыми рынками: на 1 млн. населения приходится 1 гипермаркет и 20 супермаркетов. В то же самое время значимость этого канала для продаж товаров повседневного спроса выросла и уже составляет 37% (по стоимости) от общего объема продаж в городской России. Санкт-Петербург, похоже, - единственный мегаполис, где уровень развития розничной торговли достиг средневропейского уровня. Здесь на 1 млн. населения приходится 11 гипермаркетов и 56 супермаркетов, а доля канала современной торговли доходит до экстремальных для России 76%.
Форматы современной торговли являются для потребителей наиболее привлекательным местом для совершения покупок товаров на каждый день в Москве и Санкт-Петербурге. По данным исследования ShopperTrends 2009, порядка 80% семей в Москве тратят большую часть своих бюджетов на товары повседневного спроса в этом канале - по сравнению с 75%, по данным на 2007 год. Супермаркеты усилили свои позиции и теперь являются лидерами в борьбе за предпочтения и кошельки потребителей. По данным опроса Nielsen, 35% респондентов ответили, что оставляют в магазинах этого формата большую часть своего семейного бюджета на товары повседневного спроса. На долю гипермаркетов и дискаунтеров (магазинов низких цен) пришлось по 20% голосов респондентов.
В Санкт-Петребурге современные форматы практически вытеснили традиционную торговлю: 95% домохозяйств, опрошенных Nielsen, предпочитают тратить свой бюджет на продукты питания, свежие продукты и средства персонального ухода в этих торговых точках. Гипермаркеты и дискаунтеры здесь лидеры потребительских предпочтений. На каждый из форматов приходится по 40% голосов потребителей. Хотя значимость канала гипермаркетов в Санкт-Петербурге возросла по сравнению с 2008 годом, лишь для 10% респондентов этот канал является основным местом покупки повседневных товаров.
Традиционные продовольственные магазины, киоски, минимаркеты и открытые рынки посещаются многими потребителями, но скорее для нерегулярных и небольших по объемам и ассортименту покупок.
Снижение доли открытых рынков - тенденция четырех последних лет. Общая доля этого канала в общем объеме продаж товаров повседневного спроса в городской России снизилась до 11% (в деньгах). Интересно, что еще два-три года назад открытые рынки были самым популярным местом покупки свежих продуктов в российских мегаполисах, в 2008 картина изменилась. По данным исследования Nielsen, порядка 60% респондентов предпочитали делать покупки свежих мяса, рыбы, овощей и фруктов в магазина форматов современной торговли. Самый популярный канал, по данным опроса, - супермаркеты. Ему отдали свои предпочтения ~30% респондентов в Москве и 39% в Санкт-Петербурге.
Как показали результаты исследования, большинство потребителей при выборе магазина движимы привычкой, т.е. посещают магазин, к которому привыкли. И каждый третий покупает в ближайшем магазине от дома или работы. Хотя доступность магазина является по-прежнему важных фактором выбора места для совершения покупки, его значимость в системе мотивации потребителей снижается, уступая "хорошему соотношению цены и качества" в Москве и "высокому уровню сервиса" в Санкт-Петербурге.
Требовательность у уровню сервиса и качеству подготовки торгового персонала - признаки зрелого рынка розничной торговли. В то же самое время промоакции не являются главным аргументом при выборе места покупки для россиян. Лишь 5% опрошенных в Москве и 9% в Санкт-Петербурге сообщили, что меняют магазины в поисках привлекательных скидок.
Было составлено несколько опросов, в участие которых приняли более 500 респондентов: «Что вы покупаете каждый день» и «Сколько на это тратите». По данным опроса из предложенного самым популярным ответом был – еда. Исходя из этого опроса, был составлен рейтинг самых покупаемых товаров повседневного спроса
Процент респондентов по вариантам ответа: |
|||
83.04% |
1.52% |
27.17% |
1.30% |
70.09%
382 |
1.28%
7 |
22.94%
125 |
1.10%
6 |
еду |
лекарства |
сигареты |
косметику |
Рис.1 Что вы покупаете каждый день
Процент респондентов по вариантам ответа: |
|||
13.27% |
22.12% |
30.53% |
32.52% |
12.77%
60 |
21.28%
100 |
29.36%
138 |
31.28%
147 |
400-600 руб |
200-400 руб |
50-100 руб |
100-200 руб |
Рис.2. Сколько вы на это тратите
Исходя из этого был проведен отбор товаров (Хлеб, масло растительное, чай, маргарин, соки и нектары, ), по нескольким критериям, а именно: спросу, качеству, цене.
Составление рейтинга, результаты
На первом этапе определяется спрос товара и широта распространения товара - претендента на российском рынке. Товар должен быть в наличии не менее чем в 25% обследованных предприятий. Конъюнктурное исследование выполняют региональные объединения Союза потребителей России. На втором этапе Центр независимой потребительской экспертизы СПРФ в торговой сети анонимно без извещения производителей закупает образцы товаров, прошедшие 25-процентный барьер по широте распространения, и по специальным методикам проводит их сравнительные испытания. При этом оцениваются физико-химический и микробиологический состав, органолептические показатели, внешний вид, упаковка, полнота потребительской информации, соответствие товара по весу, объему, сроки годности и т.п. На третьем заключительном этапе по спросу, наилучшему соотношению интегрального показателя качества и отпускной цены определяет победителей в различных номинациях.
Таблица 1 Масло растительное
-
Наименование
Производитель
Место производства
Информация
Органо-лептика
Физ-химия
Потреби-тельские cвойства
Практи-ческие испытания
Суммарная балльная оценка показателей качества
Место по качеству
Цена -качество
Место в рейтинге
Злато (подсолнечное)
Nidera
Аргентина
33.0
45.7
50.0
38.2
44.2
43.8
1
1,38
4
Олейна (подсолнечное)
ЗАО "ДНЭЗ"
Днепропетровск, Украина
38.0
46.9
50.0
39.9
38.2
40.8
5
1,45
3
Южное (подсолнечное)
ООО ПКФ "Асоль"
Дзержинск, Россия
29.0
46.7
40.0
37.7
38.2
39.4
7
1,69
-
Мечта хозяйки (подсолнечное)
ЗАО "Медиум"
Пушкин, Россия
34.0
41.2
50.0
39.0
40.0
40.4
6
1,38
5
Золотая семечка (подсолнечное)
ООО "Золотая семечка"
Ростов-на-Дону, Россия
34.0
44.0
50.0
40.2
44.0
43.4
2
1,49
2
Слобода (подсолнечное)
ОАО "Эфко"
Белгородская обл., Россия
27.5
46.4
50.0
39.7
42.4
42.7
3
1,58
1
Ideal (подсолнечное)
Molinos
Аргентина
33.0
46.9
50.0
41.0
38.8
41.0
4
1,28
6
Oilio (кукурузное)
AOR N.V
Бельгия
39.0
42.3
50.0
35.4
30.8
35.0
8
1,06
-
Unoli (соевое)
Algemene Olehandel
Голландия
30.5
39.2
50.0
39.5
29.0
33.3
9
1,14
Исходя из таблицы, первое место в рейтинге занимает масло Слобода ОАО «ЭФКО»
Таблица 2 Чай
-
Наименование
Производитель
Место производства
Информация
Органо-лептика
Физ-химия
Потреби-тельские cвойства
Суммарная балльная оценка показателей качества
Место по качеству
Цена -качество
Место в рейтинге
Баловень
Золотой слон
Москва
41.5
35.0
39.7
35.8
36.5
8
8,1
-
Золотая чаша
Авалон
Московск. обл
35.5
39.2
40.0
36.6
39.0
5
4,0
-
Липтон
Юнилевер СНГ
С-Петербург
40.5
42.2
44.4
40.6
42.6
1
1,9
4
Корона Российской Империи
Майский чай
Москва
34.0
42.6
41.0
31.0
40.7
4
2,9
2
Бодрость
Русский продукт
Москва
41.5
33.9
39.0
33.0
35.3
9
3,0
-
Ahmad tea
Ahmad Tea Ltd.
Лондон
20.5
41.3
42.4
44.4
40.9
3
2,0
3
Dilmah
ЭМ ДЖИ ОФ ТИС
Коломбо
36.5
36.9
42.0
38.0
38.1
6
1,7
-
Принцесса Нури
Орими Трейд
С-Петербург
40.0
41.8
43.0
41.8
42.0
2
3,0
1
Принцесса Канди
Орими Трейд
С-Петербург
40.0
39.5
33.7
33.0
37.8
7
3,6
-
Чай черный
Беседа
Юнилевер СНГ
Москва
45.5
39.0
31.7
40.4
38.1
4
3,3
-
Лисма Душевный разговор
Продторгмаш
Московск. обл
37.5
42.5
33.7
43.2
40.7
2
3,4
2
Брук-Бонд
Юнилевер СНГ
С-Петербург
35.5
38.2
38.0
43.4
38.6
3
2,9
-
Принцесса Гита
Орими Трейд
С-Петербург
40.0
40.9
43.0
38.4
41.0
1
6,6
1
Императорский
ООО "Императорский чай"
Московск. обл
32.0
43.8
44.7
30.4
42.1
1
3,4
1
Итог таблицы: первое место занимает чай «Принцесса Нури», Принцесса Гита», «Императорский»
Таблица 3 Маргарин
-
Наименование
Производитель
Место производства
Информация
Органо-лептика
Физ-химия
Потреби-тельские cвойства
Практи-ческие испытания
Суммарная балльная оценка показателей качества
Место по качеству
Цена -качество
Место в рейтинге
Хозяюшка
Нижегородский масложировой комбинат
Нижний Новгород
39.0
46.3
44.3
42.6
37.0
39.79
4
6,6
-
Домашний
Жировой комбинат
Саратов
35.5
37.6
39.3
29.2
27.8
30.96
7
6,1
-
Мечта хозяйки
Ивановский маргариновый завод
Иваново
41.5
44.2
39.7
38.6
36.0
38.14
5
7,5
-
Делми
ОАО "Маргариновый завод"
Москва
37.5
42.2
40.7
41.6
31.5
35.33
6
5,8
-
Рама
ОАО "Маргариновый завод"
Москва
44.0
45.6
30.7
43.2
41.5
41.33
3
3,3
3
Пышка
ОАО "Маргариновый завод"
Москва
42.5
43.0
37.7
40.6
46.0
44.0
1
8,7
1
Мечта хозяйки
С.-Петербургский маргариновый завод
Санкт-Петербург
47.5
44.9
42.0
43.8
43.3
43.66
2
6,5
2
По результатам первое место в рейтинге занимает маргарин «Пышка»
Таблица 4 Соки и нектары
-
Наименование
Производитель
Место производства
Информация
Органо-лептика
Физ-химия
Потреби-тельские cвойства
Суммарная балльная оценка показателей качества
Место по качеству
Цена -качество
Место в рейтинге
Соки
Niko
Мултон
С-Петербург
46.0
43.9
39.0
42.0
43.0
8
1,8
7
Фруктовый сад
Лебедянский з-д
Липецкая обл.
48.0
45.7
44.2
44.5
45.8
2
2,7
1
Долька
Троя-Ультра
С-Петербург
42.0
44.8
43.0
40.8
44.2
4-5
2,6
3
J7
Фруктовые реки
Москва
45.5
46.0
45.6
43.5
45.9
1
1,7
8
Я
Лебедянский з-д
Липецкая обл.
47.0
42.8
45.0
43.0
43.6
7
1,5
9
Gold Premium
Фруктовые реки
Москва
46.0
46.2
43.4
42.5
45.6
3
2,3
4
Моя семья
Нидан-Экофрукт
Новосибирск
46.5
44.5
41.6
41.8
44.1
6
2,7
2
Добрый
Мултон
С-Петербург
44.0
43.2
40.2
39.3
42.6
9
2,3
5
Тонус
Лебедянский з-д
Липецкая обл.
48.0
43.5
44.4
46.5
44.2
4-5
1,9
6
Нектары
Любимый сад
Вимм-Билль-Данн
Москва
45.0
45.4
46.4
40.8
45.5
2
2,6
1
Рыжий Ап
Фруктовые реки
Москва
44.0
47.4
48.6
42.0
47.3
1
1,7
3
Дары лета
Мултон
Московск.обл.
44.0
42.4
40.4
42.8
42.2
3
2,5
2
Исходя из данных, первое место среди соков занимает, сок «Фруктовый сад», а среди нектаров – «Любимый сад»
Таблица 5 Пиво
-
Наименование
Производитель
Место производства
Информация
Органо-лептика
Физ-химия
Потреби-тельские cвойства
Суммарная балльная оценка показателей качества
Место по качеству
Цена -качество
Место в рейтинге
Балтика № 3
Балтика
С-Петербург
47.0
42.4
42.7
43.0
42.85
4
4,5
1
Балтика № 0*
Балтика
С-Петербург
39.0
40.3
45.0
35.0
40.40
-
3,0
…
Клинское
Клинский пивокомбинат
Клин
47.0
39.4
37.5
39.5
39.49
13
3,9
-
Сибирская корона Классическое
Россар
Омск
47.0
43.4
36.4
39.3
41.62
7
3-40
5
Бочкарев Бочковое
Браво интернешенл
С-Петербург
44.0
38.4
35.3
40.0
38.29
17
2,8
-
Бочкарев Светлое
Браво интернешенл
С-Петербург
46.0
45.1
39.0
40.5
43.24
3
3,1
9
Старый мельник
Пивоварня Москва-Эфес
Москва
44.0
40.4
37.1
48.0
41.06
8
3,5
4
Солодов Классическое
Красный Восток
Казань
35.0
43.1
39.8
44.3
42.21
5
2,8
10
Очаково
Очаково
Москва
33.5
39.4
41.0
42.0
39.79
12
4,2
-
Золотая бочка Классическое
Калужская пивоваренная компания
Калуга
41.5
40.6
40.8
43.0
41.02
9
3,2
8
Holsten
Калужская пивоваренная компания
Калуга
41.0
44.9
40.8
49.5
44.57
2
3,3
6
Miller
Калужская пивоваренная компания
Калуга
41.0
40.4
43.0
46.0
41.79
6
1,5
11
Ярпиво Янтарное
Ярпиво
Ярославль
37.5
41.9
34.8
40.2
40.02
11
4,3
2
Невское
Вена
С-Петербург
41.5
44.7
45.0
45.5
44.72
1
3,2
7
Пит Export
Амстар
Уфа
38.0
40.7
36.4
38.0
39.29
14
3,6
-
Три медведя
Балтик-Лайн
Калининград
38.5
38.3
36.5
47.0
39.26
16
3,5
-
Толстяк Забористое
Ивановская пивоваренная компания
Иваново
32.0
38.7
39.6
43.5
39.27
15
3,5
-
Дон Южное
Балтика Дон
Ростов на Дону
41.0
43.1
38.4
35.2
40.87
10
4,1
3
По данным таблица на первом месте в рейтинге стоит пиво «Балтика №3»
Товарам,
получившим в результате сравнительных
испытаний
суммарную
балльную оценку по показателям качества
менее
40 баллов,
места
в рейтинге не присваивались.
Заключение
Товары повседневного спроса - товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Товары повседневного спроса подразделяются на:
- основные товары постоянного спроса;
- товары импульсной покупки; и
- товары для экстренных случаев.
MCG (fast moving consumer goods) – это товары повседневного спроса: продукты питания, бытовая химия, пиво и сигареты. Одним словом, ширпотреб. Профессионалы и те, кто стремится, любят называть такие товары «фастмуверы». На самом деле FMCG – это всего лишь товары с высокой оборачиваемостью. Это недорогие товары, которые мы вынуждены приобретать каждый день. FMCG продаются в супермаркетах и используются в повседневной жизни. Еще одна отличительная черта FMCG – это упакованные товары, которые разрушаются в процессе использования.
В данной работе было составлено несколько опросов ,в участие которых приняли более 500 респондентов : Что вы покупаете каждый день и сколько на это тратите и по данным опроса, из предложенного самым популярным ответом была еда, исходя из этого опроса был составлен рейтинг самых покупаемых товаров повседневного спроса, в котором особое внимание уделялось, качеству, цене и спросу товара.
Список используемой литературы
Виханский О.С. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005.
Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Проспект, 2008.
Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 556 с
http://www.potrebitel.net/