Товары повседневного спроса и рейтинг этих товаров

Содержание

Введение

1. Товары повседневного спроса и рейтинг этих товаров

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Товары повседневного спроса, FMCG (англ. Fast Moving Consumer Goods) — продукты, которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Хотя абсолютная прибыль от продажи таких товаров относительно низка, они обычно продаются в больших количествах, поэтому общая прибыль может быть высокой. Для этого рынка характерны высокий уровень конкуренции, сезонность продаж для отдельных категорий продуктов, а также постоянное появление новых марок и видов товаров. Обычными предпосылками к успеху на этом рынке являются: широкое представление товара в продаже, доступность цены, широкий ассортимент, а также стандарты размещения и выкладки товаров в торговых точках, так как выбор большинства товаров этого плана делается потребителем «в последний момент». Примеры включают в себя широкий спектр часто покупаемых потребительских товаров: предметы личной гигиены, мыло, косметику, продукцию для чистки зубов и бритья, моющие средства, так же как и другие товары недлительного пользования — посуду из стекла, лампочки, батарейки, продукцию из бумаги и пластмассы. Также сюда иногда включают лекарства, потребительскую электронику, упакованные пищевые продукты и напитки, хотя последние часто относят в отдельную категорию.

Товары повседневного спроса необходимо отличать от товаров длительного пользования и бытовой электроники, например, кухонной техники, которую обычно меняют не чаще, чем раз в год.

Наиболее крупные FMCG-компании: Japan Tobacco International, Philip Morris, British American Tobacco, Reckitt Benckiser, Colgate, Procter & Gamble, Henkel, Unilever, Coca-Cola, PepsiCo, Nestlé, Danone, Mars, Heinz, Kraft, Cadbury, Carlsberg, SUN Interbrew, Heineken. Большая часть всех мировых FMCG-брендов принадлежит этому списку компаний.

1. Товары повседневного спроса и рейтинг этих товаров

Товары повседневного спроса - это потребительские товары и услуги, которые приобретаются часто без особых раздумий, с минимальным сравнением с другими товарами. Как правило, это недорогие товары достаточно кратковременного пользования. Товары повседневного спроса делятся на основные товары, товары импульсной покупки и экстренные товары.

Товар - это не только технические характеристики, качественные параметры и упаковка. В первую очередь товар - это выгода, которую приобретает потребитель, становясь обладателем данного товара

Сегодня российский потребительский рынок в целом и рынок товаров повседневного спроса в частности принадлежат к числу самых быстро растущих в мире.

Но если несколько лет назад общее направление развития относительно молодого, неизбалованного ассортиментом рынка было легко предсказуемым, - покупалось то, что продавалось, - то за последнее время стали заметны перемены в отношении потребителей к выбору места для совершения покупок и в характере потребления россиян. Россияне стали более требовательны к уровню сервиса в розничной торговле, что является важным признаком зрелых рынков.

Ежегодно объем частного потребления в России прирастает на 12% и является одним из главных стимулов для дальнейшего развития российской экономики. Стабильный уровень потребительского доверия, рост среднего класса и доходов населения благоприятно сказываются на продажах самых разнообразных потребительских товаров - от премиального алкоголя, кондитерских изделий и инновационных полезных для здоровья функциональных продуктов до высокотехнологичных устройств и автомобилей. При том, что Россия обладает самым большим количеством торговых точек, чем любая другая страна в Европе, уровень развития структуры розничной торговли еще невысок, что дает возможность для производителей и ритейлеров побороться за предпочтения населения и успех на этом огромном рынке.

Российская розничная торговля товарами повседневного спроса растет впечатляющими темпами. С 2002 года количество супермаркетов выросло в шесть раз, гипермаркетов - в десять. Однако плотность торговли еще крайне низкая по сравнению с другими зрелыми рынками: на 1 млн. населения приходится 1 гипермаркет и 20 супермаркетов. В то же самое время значимость этого канала для продаж товаров повседневного спроса выросла и уже составляет 37% (по стоимости) от общего объема продаж в городской России. Санкт-Петербург, похоже, - единственный мегаполис, где уровень развития розничной торговли достиг средневропейского уровня. Здесь на 1 млн. населения приходится 11 гипермаркетов и 56 супермаркетов, а доля канала современной торговли доходит до экстремальных для России 76%.

Форматы современной торговли являются для потребителей наиболее привлекательным местом для совершения покупок товаров на каждый день в Москве и Санкт-Петербурге. По данным исследования ShopperTrends 2009, порядка 80% семей в Москве тратят большую часть своих бюджетов на товары повседневного спроса в этом канале - по сравнению с 75%, по данным на 2007 год. Супермаркеты усилили свои позиции и теперь являются лидерами в борьбе за предпочтения и кошельки потребителей. По данным опроса Nielsen, 35% респондентов ответили, что оставляют в магазинах этого формата большую часть своего семейного бюджета на товары повседневного спроса. На долю гипермаркетов и дискаунтеров (магазинов низких цен) пришлось по 20% голосов респондентов.

В Санкт-Петребурге современные форматы практически вытеснили традиционную торговлю: 95% домохозяйств, опрошенных Nielsen, предпочитают тратить свой бюджет на продукты питания, свежие продукты и средства персонального ухода в этих торговых точках. Гипермаркеты и дискаунтеры здесь лидеры потребительских предпочтений. На каждый из форматов приходится по 40% голосов потребителей. Хотя значимость канала гипермаркетов в Санкт-Петербурге возросла по сравнению с 2008 годом, лишь для 10% респондентов этот канал является основным местом покупки повседневных товаров.

Традиционные продовольственные магазины, киоски, минимаркеты и открытые рынки посещаются многими потребителями, но скорее для нерегулярных и небольших по объемам и ассортименту покупок.

Снижение доли открытых рынков - тенденция четырех последних лет. Общая доля этого канала в общем объеме продаж товаров повседневного спроса в городской России снизилась до 11% (в деньгах). Интересно, что еще два-три года назад открытые рынки были самым популярным местом покупки свежих продуктов в российских мегаполисах, в 2008 картина изменилась. По данным исследования Nielsen, порядка 60% респондентов предпочитали делать покупки свежих мяса, рыбы, овощей и фруктов в магазина форматов современной торговли. Самый популярный канал, по данным опроса, - супермаркеты. Ему отдали свои предпочтения ~30% респондентов в Москве и 39% в Санкт-Петербурге.

Как показали результаты исследования, большинство потребителей при выборе магазина движимы привычкой, т.е. посещают магазин, к которому привыкли. И каждый третий покупает в ближайшем магазине от дома или работы. Хотя доступность магазина является по-прежнему важных фактором выбора места для совершения покупки, его значимость в системе мотивации потребителей снижается, уступая "хорошему соотношению цены и качества" в Москве и "высокому уровню сервиса" в Санкт-Петербурге.

Требовательность у уровню сервиса и качеству подготовки торгового персонала - признаки зрелого рынка розничной торговли. В то же самое время промоакции не являются главным аргументом при выборе места покупки для россиян. Лишь 5% опрошенных в Москве и 9% в Санкт-Петербурге сообщили, что меняют магазины в поисках привлекательных скидок.

Было составлено несколько опросов, в участие которых приняли более 500 респондентов: «Что вы покупаете каждый день» и «Сколько на это тратите». По данным опроса из предложенного самым популярным ответом был – еда. Исходя из этого опроса, был составлен рейтинг самых покупаемых товаров повседневного спроса

Процент респондентов по вариантам ответа:

83.04%

1.52%

27.17%

1.30%

70.09%

382

1.28%

7

22.94%

125

1.10%

6

еду

лекарства

сигареты

косметику

Рис.1 Что вы покупаете каждый день

Процент респондентов по вариантам ответа:

13.27%

22.12%

30.53%

32.52%

12.77%

60

21.28%

100

29.36%

138

31.28%

147

400-600 руб

200-400 руб

50-100 руб

100-200 руб

Рис.2. Сколько вы на это тратите

Исходя из этого был проведен отбор товаров (Хлеб, масло растительное, чай, маргарин, соки и нектары, ), по нескольким критериям, а именно: спросу, качеству, цене.

Составление рейтинга, результаты

На первом этапе определяется спрос товара и широта распространения товара - претендента на российском рынке. Товар должен быть в наличии не менее чем в 25% обследованных предприятий. Конъюнктурное исследование выполняют региональные объединения Союза потребителей России. На втором этапе Центр независимой потребительской экспертизы СПРФ в торговой сети анонимно без извещения производителей закупает образцы товаров, прошедшие 25-процентный барьер по широте распространения, и по специальным методикам проводит их сравнительные испытания. При этом оцениваются физико-химический и микробиологический состав, органолептические показатели, внешний вид, упаковка, полнота потребительской информации, соответствие товара по весу, объему, сроки годности и т.п. На третьем заключительном этапе по спросу, наилучшему соотношению интегрального показателя качества и отпускной цены определяет победителей в различных номинациях.

Таблица 1 Масло растительное

Наименование

Производитель

Место производства

Информация

Органо-лептика

Физ-химия

Потреби-тельские cвойства

Практи-ческие испытания

Суммарная балльная оценка показателей качества

Место по качеству

Цена -качество

Место в рейтинге

Злато (подсолнечное)

Nidera

Аргентина

33.0

45.7

50.0

38.2

44.2

43.8

1

1,38

4

Олейна (подсолнечное)

ЗАО "ДНЭЗ"

Днепропетровск, Украина

38.0

46.9

50.0

39.9

38.2

40.8

5

1,45

3

Южное (подсолнечное)

ООО ПКФ "Асоль"

Дзержинск, Россия

29.0

46.7

40.0

37.7

38.2

39.4

7

1,69

-

Мечта хозяйки (подсолнечное)

ЗАО "Медиум"

Пушкин, Россия

34.0

41.2

50.0

39.0

40.0

40.4

6

1,38

5

Золотая семечка (подсолнечное)

ООО "Золотая семечка"

Ростов-на-Дону, Россия

34.0

44.0

50.0

40.2

44.0

43.4

2

1,49

2

Слобода (подсолнечное)

ОАО "Эфко"

Белгородская обл., Россия

27.5

46.4

50.0

39.7

42.4

42.7

3

1,58

1

Ideal (подсолнечное)

Molinos

Аргентина

33.0

46.9

50.0

41.0

38.8

41.0

4

1,28

6

Oilio (кукурузное)

AOR N.V

Бельгия

39.0

42.3

50.0

35.4

30.8

35.0

8

1,06

-

Unoli (соевое)

Algemene Olehandel

Голландия

30.5

39.2

50.0

39.5

29.0

33.3

9

1,14

Исходя из таблицы, первое место в рейтинге занимает масло Слобода ОАО «ЭФКО»

Таблица 2 Чай

Наименование

Производитель

Место производства

Информация

Органо-лептика

Физ-химия

Потреби-тельские cвойства

Суммарная балльная оценка показателей качества

Место по качеству

Цена -качество

Место в рейтинге

Баловень

Золотой слон

Москва

41.5

35.0

39.7

35.8

36.5

8

8,1

-

Золотая чаша

Авалон

Московск. обл

35.5

39.2

40.0

36.6

39.0

5

4,0

-

Липтон

Юнилевер СНГ

С-Петербург

40.5

42.2

44.4

40.6

42.6

1

1,9

4

Корона Российской Империи

Майский чай

Москва

34.0

42.6

41.0

31.0

40.7

4

2,9

2

Бодрость

Русский продукт

Москва

41.5

33.9

39.0

33.0

35.3

9

3,0

-

Ahmad tea

Ahmad Tea Ltd.

Лондон

20.5

41.3

42.4

44.4

40.9

3

2,0

3

Dilmah

ЭМ ДЖИ ОФ ТИС

Коломбо

36.5

36.9

42.0

38.0

38.1

6

1,7

-

Принцесса Нури

Орими Трейд

С-Петербург

40.0

41.8

43.0

41.8

42.0

2

3,0

1

Принцесса Канди

Орими Трейд

С-Петербург

40.0

39.5

33.7

33.0

37.8

7

3,6

-

Чай черный

Беседа

Юнилевер СНГ

Москва

45.5

39.0

31.7

40.4

38.1

4

3,3

-

Лисма Душевный разговор

Продторгмаш

Московск. обл

37.5

42.5

33.7

43.2

40.7

2

3,4

2

Брук-Бонд

Юнилевер СНГ

С-Петербург

35.5

38.2

38.0

43.4

38.6

3

2,9

-

Принцесса Гита

Орими Трейд

С-Петербург

40.0

40.9

43.0

38.4

41.0

1

6,6

1

Императорский

ООО "Императорский чай"

Московск. обл

32.0

43.8

44.7

30.4

42.1

1

3,4

1

Итог таблицы: первое место занимает чай «Принцесса Нури», Принцесса Гита», «Императорский»

Таблица 3 Маргарин

Наименование

Производитель

Место производства

Информация

Органо-лептика

Физ-химия

Потреби-тельские cвойства

Практи-ческие испытания

Суммарная балльная оценка показателей качества

Место по качеству

Цена -качество

Место в рейтинге

Хозяюшка

Нижегородский масложировой комбинат

Нижний Новгород

39.0

46.3

44.3

42.6

37.0

39.79

4

6,6

-

Домашний

Жировой комбинат

Саратов

35.5

37.6

39.3

29.2

27.8

30.96

7

6,1

-

Мечта хозяйки

Ивановский маргариновый завод

Иваново

41.5

44.2

39.7

38.6

36.0

38.14

5

7,5

-

Делми

ОАО "Маргариновый завод"

Москва

37.5

42.2

40.7

41.6

31.5

35.33

6

5,8

-

Рама

ОАО "Маргариновый завод"

Москва

44.0

45.6

30.7

43.2

41.5

41.33

3

3,3

3

Пышка

ОАО "Маргариновый завод"

Москва

42.5

43.0

37.7

40.6

46.0

44.0

1

8,7

1

Мечта хозяйки

С.-Петербургский маргариновый завод

Санкт-Петербург

47.5

44.9

42.0

43.8

43.3

43.66

2

6,5

2

По результатам первое место в рейтинге занимает маргарин «Пышка»

Таблица 4 Соки и нектары

Наименование

Производитель

Место производства

Информация

Органо-лептика

Физ-химия

Потреби-тельские cвойства

Суммарная балльная оценка показателей качества

Место по качеству

Цена -качество

Место в рейтинге

Соки

Niko

Мултон

С-Петербург

46.0

43.9

39.0

42.0

43.0

8

1,8

7

Фруктовый сад

Лебедянский з-д

Липецкая обл.

48.0

45.7

44.2

44.5

45.8

2

2,7

1

Долька

Троя-Ультра

С-Петербург

42.0

44.8

43.0

40.8

44.2

4-5

2,6

3

J7

Фруктовые реки

Москва

45.5

46.0

45.6

43.5

45.9

1

1,7

8

Я

Лебедянский з-д

Липецкая обл.

47.0

42.8

45.0

43.0

43.6

7

1,5

9

Gold Premium

Фруктовые реки

Москва

46.0

46.2

43.4

42.5

45.6

3

2,3

4

Моя семья

Нидан-Экофрукт

Новосибирск

46.5

44.5

41.6

41.8

44.1

6

2,7

2

Добрый

Мултон

С-Петербург

44.0

43.2

40.2

39.3

42.6

9

2,3

5

Тонус

Лебедянский з-д

Липецкая обл.

48.0

43.5

44.4

46.5

44.2

4-5

1,9

6

Нектары

Любимый сад

Вимм-Билль-Данн

Москва

45.0

45.4

46.4

40.8

45.5

2

2,6

1

Рыжий Ап

Фруктовые реки

Москва

44.0

47.4

48.6

42.0

47.3

1

1,7

3

Дары лета

Мултон

Московск.обл.

44.0

42.4

40.4

42.8

42.2

3

2,5

2

Исходя из данных, первое место среди соков занимает, сок «Фруктовый сад», а среди нектаров – «Любимый сад»

Таблица 5 Пиво

Наименование

Производитель

Место производства

Информация

Органо-лептика

Физ-химия

Потреби-тельские cвойства

Суммарная балльная оценка показателей качества

Место по качеству

Цена -качество

Место в рейтинге

Балтика № 3

Балтика

С-Петербург

47.0

42.4

42.7

43.0

42.85

4

4,5

1

Балтика № 0*

Балтика

С-Петербург

39.0

40.3

45.0

35.0

40.40

-

3,0

Клинское

Клинский пивокомбинат

Клин

47.0

39.4

37.5

39.5

39.49

13

3,9

-

Сибирская корона Классическое

Россар

Омск

47.0

43.4

36.4

39.3

41.62

7

3-40

5

Бочкарев Бочковое

Браво интернешенл

С-Петербург

44.0

38.4

35.3

40.0

38.29

17

2,8

-

Бочкарев Светлое

Браво интернешенл

С-Петербург

46.0

45.1

39.0

40.5

43.24

3

3,1

9

Старый мельник

Пивоварня Москва-Эфес

Москва

44.0

40.4

37.1

48.0

41.06

8

3,5

4

Солодов Классическое

Красный Восток

Казань

35.0

43.1

39.8

44.3

42.21

5

2,8

10

Очаково

Очаково

Москва

33.5

39.4

41.0

42.0

39.79

12

4,2

-

Золотая бочка Классическое

Калужская пивоваренная компания

Калуга

41.5

40.6

40.8

43.0

41.02

9

3,2

8

Holsten

Калужская пивоваренная компания

Калуга

41.0

44.9

40.8

49.5

44.57

2

3,3

6

Miller

Калужская пивоваренная компания

Калуга

41.0

40.4

43.0

46.0

41.79

6

1,5

11

Ярпиво Янтарное

Ярпиво

Ярославль

37.5

41.9

34.8

40.2

40.02

11

4,3

2

Невское

Вена

С-Петербург

41.5

44.7

45.0

45.5

44.72

1

3,2

7

Пит Export

Амстар

Уфа

38.0

40.7

36.4

38.0

39.29

14

3,6

-

Три медведя

Балтик-Лайн

Калининград

38.5

38.3

36.5

47.0

39.26

16

3,5

-

Толстяк Забористое

Ивановская пивоваренная компания

Иваново

32.0

38.7

39.6

43.5

39.27

15

3,5

-

Дон Южное

Балтика Дон

Ростов на Дону

41.0

43.1

38.4

35.2

40.87

10

4,1

3

По данным таблица на первом месте в рейтинге стоит пиво «Балтика №3»

Товарам, получившим в результате сравнительных испытаний
суммарную балльную оценку по показателям качества менее 40 баллов,
места в рейтинге не присваивались.

Заключение

Товары повседневного спроса - товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Товары повседневного спроса подразделяются на:

- основные товары постоянного спроса;

- товары импульсной покупки; и

- товары для экстренных случаев.

MCG (fast moving consumer goods) – это товары повседневного спроса: продукты питания, бытовая химия, пиво и сигареты. Одним словом, ширпотреб. Профессионалы и те, кто стремится, любят называть такие товары «фастмуверы». На самом деле FMCG – это всего лишь товары с высокой оборачиваемостью. Это недорогие товары, которые мы вынуждены приобретать каждый день. FMCG продаются в супермаркетах и используются в повседневной жизни. Еще одна отличительная черта FMCG – это упакованные товары, которые разрушаются в процессе использования.

В данной работе было составлено несколько опросов ,в участие которых приняли более 500 респондентов : Что вы покупаете каждый день и сколько на это тратите и по данным опроса, из предложенного самым популярным ответом была еда, исходя из этого опроса был составлен рейтинг самых покупаемых товаров повседневного спроса, в котором особое внимание уделялось, качеству, цене и спросу товара.

Список используемой литературы

  1. Виханский О.С. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005.

  2. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Проспект, 2008.

  3. Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 556 с

  4. http://www.potrebitel.net/