Сравнительный анализ рекламных объявлений кадровых агентств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ КАДРОВЫХ АГЕНТСТВ

Выполнила студентка

5 курса, 14-53 группы

Васильева И.В.

Проверила преподаватель:

Воскресенская Н.Г.

Нижний Новгород, 2006

План анализа рекламной статьи

  1. Структурированность текста

А. Наличие блоков, подзаголовков и т.п.

Б. Анализ начала статьи (объем, тип предоставляемой информации, способность заинтересовать потенциального клиента, особенности изложения и оформления)

В. Анализ основной части статьи (объем, тип предоставляемой информации, особенности изложения и оформления)

Г. Анализ завершения статьи (объем, тип предоставляемой информации, особенности изложения и оформления)

  1. Анализ информационной составляющей статьи

  2. Анализ эмоциональной насыщенности статьи

  3. Анализ стиля изложения

Заключительный вывод

1. Структурированность текста

А. Разбиение текста на блоки

Параметр

Текст 1

Текст 2

Текст 3

1.Наличие расчленения текста на блоки.

Да

Нет

Да

2. Количество блоков и их перечень.

2 блока

Начало и основная часть

-

3 блока

Начало, основная часть, заключение.

3. Способы выделения блоков.

Разбиение текста на блоки нечёткое. Способы выделения блоков: использование абзацев и смысловая нагрузка (начало – общая информация, основная часть – конкретные предоставляемые услуги).

У текста нет разбиения на начало, основную часть и заключение. Данное рекламное объявление воспринимается как сплошной текст. Однако следует отметить, что текст достаточно логичен.

Наблюдается четкое разбиение текста на блоки. Блоки выделяются по смыслу, с помощью абзацев, шрифта, рамок.

Вывод: Расчленение текста на блоки делает его более доступным для понимания, обеспечивает наиболее полное усвоение информации. В данном контексте наиболее удачным является текст №3: информация в нём подаётся порциями (по смыслу и с помощью разного оформления) и в определённой логической последовательности. Наименее эффективным в данном случае является текст №1: хотя в нём и наблюдается разделение на блоки, однако значительно страдает логика изложения. Текст №1 при чтении труден для понимания, возникает ощущение сумбурности и непоследовательности. Текст №2, не имея четкого деления на блоки, всё же воспринимается лучше, чем №1, т.к. каждый абзац посвящен какой-то отдельной характеристике работы кадрового агентства.

Б. Анализ начала статьи

Параметр

Текст 1

Текст 2

Текст 3

1. Объем.

Небольшой абзац

-

Две строчки

2. Тип предоставляемой информации.

Общие сведения + попытка завлечения клиента с помощью указания на собственную успешность.

- название агентства;

- год основания;

- область оказываемых услуг («…осуществляющую подбор высококвалифицированных специалистов»);

- указание на эффективность деятельности («…рекрутинговую компанию с развитой и отлаженной системой поиска персонала...»).

В данном тексте нельзя выделить четкого начального блока, однако следует отметить, что первой информацией, которая подаётся клиенту является следующее:

- название агентства;

- год организации и год регистрации;

- область предоставляемых услуг («специализируется в поиске и отборе квалифицированных менеджеров и специалистов»);

- конкретизация предоставляемых услуг («от экспертизы вакансий до поддержки и адаптации специалиста после выхода на работу в фирму», «имеет опыт комплектования персоналом целых подразделений»).

Общая информация + попытка уже в начале заинтересовать клиента.

- название агентства и дата основания;

- краткое указание на сферу деятельности («работает в сфере подбора персонала»);

- привлечение внимания клиента через авторитет других («За время работы заключены договоры на подбор персонала с рядом крупных фирм города»).

3. Особенности изложения и оформления.

Начальный блок текста отделяется от остального текста с помощью абзаца.

Используется:

- специализированный язык и осложненная различными оборотами письменная речь.

Следует отметить, что первичная общая информация подаётся клиенту слишком подробно, большим абзацем, в котором можно запутаться.

Начальный блок выделяется с помощью абзаца и большого расстояния между абзацами.

4. Способность заинтересовать потенциального клиента.

Достоинством такого начала является предоставление минимума необходимой информации (ничего лишнего, всё по делу), однако в данном тексте есть и существенный недостаток – использование сложной грамматики.

Данный вариант начала рекламного объявления является не самым удачным, и только самые терпеливые клиенты смогут продолжить дальнейшее чтение.

Значительными «плюсами» такого начала являются:

- краткость;

- подача только основной информации (никакой «воды»);

- четкое выделение от остального текста.

Недостатки:

- слишком точное указание даты открытия;

- ссылка на крупные фирмы города без указания их названий.

Вывод: По характеру предоставляемой информации тексты № 1 и 3 находятся примерно в одинаковом положении: даётся только самые общие сведения о данных кадровых агентствах, к тому же присутствует элемент эмоционального завлечения клиента (апелляция к авторитету других в №3 и указание на эффективность своей деятельности в№1). Основным достоинством начального блока в текстах №1 и 3 является достаточная информативность (для привлечения внимания клиента) и краткость.

Текст №2 в данном случае отличает отсутствие четкого выделения начального блока и подача слишком подробной неструктурированной информации.

В. Анализ основной части статьи

Параметр

Текст 1

Текст 2

Текст 3

1. Объем.

Три абзаца (весь остальной текст после начального блока)

-

Четыре абзаца (большая часть текста, приблизительно 80%)

2. Тип предоставляемой информации.

Основная часть подразделяется на 2 смысловых подблока:

1. Указание конкретных техник работы (direct search, management selection).

2. Доказательство надежности и эффективности работы данного агентства.

«Агентство несет ответственность за принятого кандидата». «…99% кандидатов успешно проходят его (испытательный срок)».

«Это объясняется не только высоким качеством нашего подбора, но и тем, что агентство работает с кандидатом и заказчиком и после вступления кандидата на испытательный срок…».

Перечень принципов работы компании – индивидуальный подход, качество услуг, долгосрочное партнерство, этика.

Основная часть подразделяется на 2 смысловых подблока:

1. Указание на конкретные параметры деятельности агентства (источники поиска кандидатов, количество подбираемых кандидатов, сроки выполнения заказа).

2. Обращение к авторитету (указание на то, в какие крупные профессиональные объединения входит данное агентство – кадровое объединение «Метрополис» и международное профессиональное объединение IMSA).

Основная часть подразделяется на 3 смысловых подблока:

1. Перечень предоставляемых услуг.

2. Убеждение клиента в важности правильного подбора персонала.

«Именно специалисты – наиболее ценный ресурс любой организации».

3. Перечень подбираемых специалистов.

3. Особенности изложения и оформления.

  • преобладание эмоциональной составляющей над фактами;

  • разбиение второго смыслового подблока на две части с помощью оформления:

- сплошной текст (один абзац);

- маркированный список (принципы работы)

Информация в зависимости от смысла разбивается на абзацы.

Основная часть четко разделена на смысловые блоки (по подбору информации и используемому оформлению).

Характерно следующее:

- разбиение основной части с помощью абзацев, больших расстояний между абзацами, через использование маркированного списка и трех видов шрифта;

- краткость;

- использование методов эмоционального убеждения.

4. Способность заинтересовать потенциального клиента.

Основная часть - последовательная система убеждений. Клиенту шаг за шагом предоставляются четкие доказательства необходимости обращения именно в это агентство.

Сильными сторонами рассматриваемой основного блока являются простота (используемые слова и грамматика) и обращение к авторитету других организаций.

Слабость данного объявления заключается в нечеткой структуре и подаче информации сплошным текстом.

Достоинствами основной части данного текста являются:

- использование различных способов структурирования информации (разбитый на части текст усваивается гораздо лучше);

- баланс между информационным и эмоциональным способами воздействия на клиента.

Вывод:

Параметр

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Сила убеждения (через воздействие на эмоции и разум)

+

+/-

+

Способ подачи информации (оформление текста)

_

_

+

Наиболее эффективным основным блоком рекламного объявления обладает текст №3, наименее эффективным текст №2.

Г. Анализ завершения

Параметр

Текст 1

Текст 2

Текст 3

1. Объем.

-

-

Примерно 10% от текста

2. Тип предоставляемой информации.

-

-

Данный блок разделяется на два подблока:

- обобщение изложенной информации в одном предложении;

- формальные сведения об организации (имя директора, адрес, телефон, e-mail, время работы, номер лицензии).

3. Особенности изложения и оформления.

-

-

Заключение как и остальные части выделяется с помощью абзацев, а формальные сведения к тому же даны ниже всего текста и выделены рамкой.

В заключении используется художественный приём (афоризм), что повышает вероятность убедить клиента прибегнуть к услугам данного агентства.

4. Способность заинтересовать потенциального клиента.

-

-

Данное заключение является эффективным благодаря:

- краткости;

- концентрации всей информации объявления;

- предоставлению действительно важной информации (куда, как, когда и к кому обращаться);

- особенностям оформления;

- использованию выразительных средств языка.

«Итак, «Эксклюзив» готов помочь Вам в выборе кандидата и предоставить исчерпывающую информацию, ибо владеющий информацией владеет всем миром».

Вывод: В текстах №1 и 2 заключения отсутствуют, что является значительной ошибкой. Заключение, представленное в тексте №3 отличается краткостью, информативностью и выразительностью, т.е. его можно назвать эффективным.

2. Анализ информационной составляющей статьи

  • количественная оценка приводимых фактов;

  • точность и конкретность приводимых фактов;

  • важность приводимых фактов для клиента.

Все три рассматриваемые рекламные статьи достаточно насыщенны конкретными фактическими сведениями. К ним относятся:

Факт, указанный в объявлении

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Название агентства

+

+

+

Дата образования агентства

+

+

(есть лишняя информация – не обязательно было указывать и дату организации, и дату регистрации)

+

(не нужно было указывать точную дату – число и месяц)

Характер предоставляемых услуг

+

+

+

Конкретный перечень услуг

-

+

(перечислено, но слишком размыто, в сложном предложении)

+

(четко перечислено в маркированном списке)

Формальные сведения (адрес, лицензия и т.д.)

(упущен очень важный для клиента вид информации, возникает вопрос – а зачем тогда вообще публиковалось данное объявление?

-

+

Перечень подбираемых специалистов

+

+

+

(наиболее конкретный список)

Используемые методы работы

+

+

+

(удобный маркированный список)

Данные об успешности результатов подбора

+

(«99% кандидатов успешно проходят испытательный срок, продолжаем сотрудничество и после принятия человека на работу»)

-

+

(«заключены договоры на подбор персонала с рядом крупных фирм города»)

Сроки выполнения заказа

-

+

-

Вхождение агентства в более крупные объединения

-

+

-

Вывод: Т.о. наиболее информативным для клиента является текст №3. В нем существует соблюдение баланса между количеством предоставляемой информации и её важностью для клиента.

3. Анализ эмоциональной насыщенности статьи

По использованию эмоциональных средств убеждения клиента выделяются тексты № 2 и 3.

В тексте №2 наибольшая эмоциональная нагрузка приходится на начало. В основном это достигается за счет использования для описания деятельности агентства таких нелитературных, но широко употребляемых в современной жизни слов как «вписаться» и «раскручивание».

В тексте №3 эмоциональной насыщенностью напротив отличается основная часть и заключение (их отдельные подблоки). В основной части автор объявления активно пытается убедить читателя в важности для современной организации такого ресурса как персонал, а в заключении указывает на то, как важно владеть информацией, которую может предоставить кадровое агентство. На эмоциональное восприятие текста играют следующие слова и выражения: «отобрать лучших из лучших», «наиболее ценный», «уникальность», «вносит свою лепту», «владеющий информацией владеет миром».

4. Анализ стиля изложения

Характеристика стиля изложения

Текст 1

Текст 2

Текст 3

1. Простота изложения

- уровень грамматики

Оптимальный

Слишком много осложненных оборотами длинных предложений

Оптимальный.

Ключевые сведения даются в форме простых предложений (и даже отдельных абзацев).

- используемый словарь

Ориентация на образованных людей

Использование сложных профессиональных понятий наряду с жаргонизмами

Ориентация на образованных людей

2. Оригинальность изложения

-

-

+

(за счет эмоциональности основной части)

3. Диалогичность изложения

+/-

(используется редко)

+

(«…полезен для Вашей организации..», «… мы помогаем…», «.. готов помочь Вам…»)

Вывод: Наиболее оптимальный стиль изложения представлен в тексте №3. Данный текст отличается доступностью для понимания, диалогичностью, оригинальностью.

Заключительный вывод

Наиболее эффективным для привлечения потенциальных клиентов является текст №3. Данное рекламное объявление обладает рядом недостатков, однако по основным критериям оценки (структурированность текста, информационная и эмоциональная составляющая, стиль изложения) оно показало лучшие результаты.